Статья 66 УПК РФ. Отвод прокурора
1. Решение об отводе прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу принимает вышестоящий прокурор, а в ходе судебного производства – суд, рассматривающий уголовное дело.
2. Участие прокурора в производстве предварительного расследования, а равно его участие в судебном разбирательстве не является препятствием для дальнейшего участия прокурора в производстве по данному уголовному делу.
Комментарии к ст. 66 УПК РФ
1. В ч. 1 коммент. ст. законодатель попытался закрепить право вышестоящего прокурора (суда, судьи) разрешать заявления (ходатайства) об отводе нижестоящего прокурора и по собственной инициативе принимать решение об отводе такового или решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ходатайства) .
В дальнейшем в комментарии к настоящей статье для краткости, если иное специально не оговорено, под решением об отводе прокурора будет подразумеваться сразу два решения: об отводе прокурора и об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) о его отводе.
2. Решение об отводе – это закрепленное в процессуальном документе властное веление об отстранении (в нашем случае прокурора) от участия в уголовном процессе.
3. Прежде чем будет принято решение об отводе прокурора, может иметь место несколько ситуаций:
– выявление фактических оснований отвода непосредственно самим вышестоящим прокурором (судом, судьей).
4. Когда прокурору неизвестно о наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 61 УПК, или он знал о таковых, но по каким-либо причинам своевременно не заявил самоотвод, отвод прокурору в соответствии с правилами, закрепленными в п. 5 ч. 2 ст. 42, п. 4 ч. 4 ст. 44, ч. 3 ст. 45, п. 5 ч. 4 ст. 46, п. 5 ч. 4 ст. 47, п. 8 ч. 1 ст. 53, п. 8 ч. 2 ст. 54, ч. 2 ст. 55, ч. 1 ст. 64, ст. 244, п. 5 ч. 2 ст. 426, п. 1 ч. 1 ст. 428, п. 2 ч. 2 ст. 437 УПК, может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, законным представителем лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, защитником, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и (или) их представителями (законными представителями). Правовой основы заявления отвода иными участниками уголовного процесса УПК не содержит.
5. На досудебных стадиях уголовного процесса заявление (ходатайство) об отводе может поступить как непосредственно к вышестоящему прокурору, так и к самому прокурору, которому заявляется отвод, а равно к следователю (дознавателю и др.), в производстве которого находится уголовное дело. Чаще всего заявление (ходатайство) приносится путем передачи его вышестоящему прокурору через следователя (дознавателя и др.) или же самого прокурора, который, по мнению заявителя, подлежит отводу, направления почтой, нарочным или непосредственно заявителем в канцелярию соответствующего учреждения, в штате которого находится орган предварительного расследования, расследующий уголовное дело (в канцелярию органа прокуратуры, например в канцелярию прокуратуры области при заявлении отвода прокурору района).
6. Нельзя признать незаконным, а значит, не порождающим возникновения обязанности рассмотреть заявление (ходатайство) принесение такового путем личного устного информирования соответствующего прокурора, например во время личной беседы с ним гражданского ответчика. Но и в этом случае со слов рассматриваемого субъекта уголовного процесса должен быть составлен письменный документ, в котором будут отражены основные моменты, на которых последний акцентирует внимание в своем заявлении (ходатайстве) об отводе.
7. Следователь (дознаватель и др.), к которому в ходе досудебного производства обратились с заявлением (ходатайством) об отводе прокурора, обязан принять данное заявление (ходатайство). Устное ходатайство, заявленное в процессе производства следственного (иного процессуального) действия, заносится в протокол этого действия. Процессуальный документ, в котором зафиксировано заявление (ходатайство) об отводе прокурора, следователь (дознаватель и др.) передает надзирающему прокурору. Последний вместе со своими письменными объяснениями направляет его вышестоящему прокурору для принятия по заявлению (ходатайству) решения.
8. При наличии к тому фактических оснований заявленный отвод должен быть удовлетворен. Правда, пока отвод не удовлетворен, прокурор, которому таковой заявлен, вправе продолжать осуществление уголовно-процессуальной деятельности. Заявление отвода не приостанавливает ни уголовного процесса, ни уголовно-процессуальных полномочий прокурора.
9. По общему правилу полномочия прокурора в данном конкретном уголовном процессе прекращаются после принятия решения об отводе. При существующей законодательной базе обжалование прокурором района Генеральному прокурору РФ решения прокурора области о его отводе не является препятствием для отстранения прокурора от участия в досудебном производстве. Прокурор района вправе обжаловать решение прокурора области. Он даже может предоставить Генеральному прокурору РФ уголовное дело с письменным изложением своих возражений против решения непосредственно вышестоящего по отношению к нему прокурора. Однако, даже приняв к производству уголовное дело, он не является следователем, он есть иной орган предварительного расследования, и поэтому на него не распространимы правила п. 7 ч. 3 ст. 38 УПК.
10. В отличие от ст. 69 УПК, где закреплен порядок отвода переводчика, в ч. 1 коммент. ст. отсутствует уточнение, что решение об отводе прокурора в суде присяжных принимает не суд, а судья, председательствующий в суде с участием присяжных заседателей. Что же, в суде присяжных вопрос отвода прокурора ставится перед присяжными заседателями? Несомненно, нет. И эта разновидность отвода в суде присяжных разрешена может быть только председательствующим – профессиональным судьей, а не коллегией присяжных заседателей и не совместно всем составом суда.
11. Судьей разрешается отвод прокурора также на стадии подготовки к судебному заседанию. Думается, им же должен разрешаться отвод прокурора и в осуществляемых судьей судебных заседаниях на стадии предварительного расследования.
12. Каково значение выражения “участие прокурора в производстве предварительного расследования, а равно в судебном разбирательстве”?
13. Согласно ч. 2 коммент. ст. “участие прокурора в производстве предварительного расследования, а равно его участие в судебном разбирательстве не является препятствием для дальнейшего участия прокурора в производстве по данному уголовному делу”. Видами такого участия могут быть:
– предварительная проверка сообщения о преступлении или оказание помощи в этой проверке (получение объяснений, участие в осмотре места происшествия и т.п.);
– производство неотложных следственных действий или оказание помощи в производстве хотя бы одного из таковых;
– исполнение поручений (указаний) органа предварительного расследования, в том числе участие в следственных действиях, производимых следователями (дознавателями и др.);
– не являющееся вышеназванными видами деятельности предварительное расследование;
– осуществление от имени государства уголовного преследования;
– надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и (или) органов предварительного следствия;
– поддержание государственного обвинения.
14. Специфика статуса прокурора позволяет говорить о возможности его участия в уголовном процессе и в других формах. Так, прокурор вправе:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3) давать письменные указания о направлении предварительного расследования, производстве следственных и (или) иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные, а равно иные процессуальные действия;
4) давать согласие следователю (дознавателю и др. ) на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК;
Согласие не берется лишь в случае возбуждения уголовного дела самим прокурором.
5) давать согласие следователю (дознавателю и др. ) на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
Согласие не берется лишь тогда, когда ходатайство исходит от самого прокурора.
6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю (дознавателю и др.), а также их самоотводы;
7) отстранять следователя (дознавателя и др.) от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования;
8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;
10) отменять незаконные и (или) необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя (дознавателя и др.) в порядке, установленном УПК;
11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
12) продлевать срок предварительного расследования;
13) утверждать постановление следователя (дознавателя и др.) о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
15) возвращать уголовное дело следователю (дознавателю и др.) со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
17) поручать поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу;
18) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
15. То обстоятельство, что прокурор ранее или же в настоящее время в уголовном процессе реализовывал либо реализовывает одно, а равно несколько из указанных своих полномочий, не является фактическим основанием его отвода.
16. А вот факт осуществления по уголовному делу полномочий, которыми уголовно-процессуальное законодательство прокурора не наделяет, вполне может свидетельствовать о косвенной заинтересованности прокурора в исходе осуществляемой им уголовно-процессуальной деятельности.
17. И еще одно обстоятельство, свидетелем возможности которого на практике был сам автор. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 41 УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Соответственно, если прокурор в нарушение закона (а законно прокурор не может применять оперативно-розыскные меры) осуществлял по конкретному факту оперативно-розыскные мероприятия как во время предварительного расследования, так и до него, вплоть до начала уголовного процесса, он не имеет права производить по делу уголовно-процессуальную деятельность.
18. От участия прокурора в производстве предварительного следствия и дознания следует отличать его действия по организации или непосредственному участию в получении обвинительных доказательств с нарушением закона. Тем более когда им или подчиненным ему следователем прокуратуры в нарушение требований ч. 1 ст. 75 УПК данные доказательства положены в основу обвинения.
19. Подлежит, к примеру, отводу прокурор, который под видом оперативно-розыскного мероприятия в нарушение требований ст. 2, ч. 6 ст. 6 и ст. 13 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” организовал осуществление мероприятия, содержащего в себе признаки объективной стороны провокации взятки (ст. 304 УК), а затем основывал свои решения о предъявлении обвинения в получении взятки (ч. 2 ст. 290 УК), о возбуждении перед судом ходатайства о заключении обвиняемого под стражу, утверждении обвинительного заключения и направлении дела в суд на не имеющих юридической силы доказательствах. Такой прокурор подлежит отводу, даже если сам он считает необходимым поддерживать в суде обвинение. Согласно Определению Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 1 июля 1998 г. сомнения в беспристрастности и объективности (а не сама пристрастность или необъективность. – Прим. авт.) признаны фактом, достаточным для отвода при рассмотрении уголовного дела .
“Оперативно-розыскными мероприятиями” провоцировалось совершение преступления – получение взятки. До того как они были проведены, преступления не было и оно не готовилось, не было сведений и о вымогательстве взятки. “Оперативно-розыскные мероприятия” проводил следователь прокуратуры.
См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 1 июля 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 3.
20. Формулировка ч. 2 коммент. ст. порождает возникновение вопроса. Что же, участие должностного лица в качестве прокурора в одном процессе препятствует его участию в каком-либо другом уголовном судопроизводстве? Конечно же, нет. Словосочетание “по данному уголовному делу” употреблено здесь не в целях закрепления еще одного фактического основания отвода прокурора, коим, может показаться, является участие его в предварительном расследовании (на одной из судебных стадий) по другому уголовному делу. Рассматриваемое словосочетание, напротив, размещено здесь в целях уточнения, что фактическим основанием отвода не будет являться даже предыдущее участие прокурора в предварительной проверке сообщения о преступлении, предварительном расследовании и (или) судебном заседании по тому же самому факту, по которому должностное лицо вновь приступило к осуществлению уголовно-процессуальной деятельности в качестве прокурора.
21. См. также комментарий к ст. ст. 61, 62, 64, 65, 54, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК.
Основания для отвода прокурора: как правильно заявить ходатайство об отводе прокурора согласно ст. 66 УПК РФ
Установленное заявление на отвод прокурора в уголовном процессе и ключевые основания для этого – это обстоятельства, установленные действующим законодательством. Ключевыми причинами отстранения данного должностного лица являются те обстоятельства, которые порождают сомнение в независимости и беспристрастности в прокурорской работе в ходе делопроизводства или расследования преступления.
Комментарии к статье 66
На основании ст. 66 УПК, отстранение стороны прокурора имеет две важных особенности:
- Приказ о том, чтобы работник был отведён от рассматриваемого дела уголовного характера в рамках как судебного, так и досудебного разбирательства, имеет право создавать только в инстанции на порядок выше. В процессе делопроизводства также возможна замена, но в таком случае этим занимается делом судебный орган.
- Если прокуратура участвует в этапах судебного делопроизводства, это не является препоном для участия сотрудника в производственных процессах по рассматриваемому уголовному делу.
Другими словами, отбирать прокурора от дела могут только вышестоящие инстанции, структуры или должностные лица, причём вне зависимости от того, какую роль он играет в рассматриваемом деле.
Среди комментариев можно определить такие моменты:
- Прокурор – это один из важных участников уголовного делопроизводства, который представляет позицию и сторону обвинения в рамках делопроизводства. Работник обладает полномочиями осуществлять от лица государства и действующего законодательства преследование повинного в уголовном правонарушении. А также работник может осуществлять надзор за ходом и процессуальной деятельностью подведомственных органов дознания и следствия.
- Вне зависимости от ситуации прокурор должен быть беспристрастным и объективным, а любые свидетельства о том, что у него есть какая-либо заинтересованность в рассматриваемом деле, данного сотрудника исключают от деятельности по делу.
- Все действия, которые совершаются прокурором в тех процессах и формах и предусмотрены нормами действующего законодательства, а также во всех тех решениях, которые принимаются им в рамках производственных мероприятий и в рамках уголовного преследования, не должны и не могут быть рассмотрены как доказательства или факты необъективности его работы.Производство этих действий – важный производственный момент, проводимый в рамках обвинительной функции на этапах производства суда.
По этой причине, даже если должностное лицо прокуратуры должно лично осуществлять проведение надзора за деятельностью, новостями и процессуальной работой или же лично заниматься расследованием уголовного дела.
Это не будет препятствием к тому, чтобы в дальнейшем уполномоченный работник прокуратуры имел право принимать участие в рассмотрении и анализе этого дела на любых стадиях производства (этот момент регламентирован БВС России, 2000 под номером 6).
Основания, при которых возможен отвод
Уполномоченный сотрудник не имеет прав на участие в рассматриваемом деле и в производственных процессах по уголовным делам, если принимал в нем участие, но находясь в другой роли.
К примеру, если до этого в этом же деле он был потерпевшим, понятым, свидетелем или другим лицом. А также уполномоченный сотрудник прокуратуры снимается с рассмотрения дела и действий, связанных с ним, если он состоит в родственных отношениях с кем-либо из участников судебного производства.
Среди других причин, на основании которых его не допустят до делопроизводства по любому правонарушению, выделяют следующие:
- Когда должностное лицо является истцом, свидетелем, потерпевшим или ответчиком.
- Если ранее уполномоченный сотрудник прокуратуры принимал участие как в досудебном, так и в судебном делопроизводстве, но в другой должности или в другой роли. Как пример, в качестве заседателя, понятого, переводчика или других участников.
- Его отстраняют от проводимого дела в том случае, если он является родственником одному из участников.
Этот момент является основанием для сомнений в честности и объективности действий прокурора в отношении родственника.
Как и в каких случаях возможен отстранение стороны прокурора по уголовному делу
Уполномоченный сотрудник прокуратуры не имеет права принимать как прямое, так и косвенное участие в судебном или досудебном делопроизводстве по уголовному делу в следующих случаях:
- Если он относится или является гражданским истцом, потерпевшей стороной или гражданским ответчиком в рамках судебного делопроизводства.
- Когда уполномоченный сотрудник прокуратуры принимал участие в этом же самом деле, но со стороны специалиста, эксперта, свидетеля, защитника или же с какой-либо другой стороны.
- Ситуации или события, позволяющие усомниться в честности и беспристрастности прокурорского работника.
При наличии одной или нескольких причин для отстранения стороны прокурора, он должен самостоятельно (самоотвод) или через решение суда отстраниться от прямого или косвенного участия в рассматриваемом деле.
По всем перечисленным основаниям отстранение стороны прокурора может быть инициировано обвиняемым, подозреваемым, защитником или любыми другими участниками судебного и досудебного разбирательства. Вопросы, касающиеся отвода прокурора в рамках суда, разрешаются самим судом, рассматривающим данное дело.
Аспекты деятельности и отстранения
Если прокурор был под следствием в рамках первой инстанции, в кассационном или апелляционном порядке, то все перечисленные в статье обстоятельства не могут служить достаточным основанием для того, чтобы работника прокуратуры можно было отстранить от участия в делопроизводстве.
В том случае, если вышестоящий прокурор или суд не предприняли никаких достаточных мер, направленных на устранение прокурора, то уполномоченный сотрудник может отстраниться от ведения дела по своей инициативе.
Инициировать отвод могут:
сторона, которая является обвиняемой и подозреваемой в рассматриваемом в рамках суда деле, а также сторона, которая в ходе рассмотрения дела является защитной. Также это могут быть официальные представители;
- обвинители, потерпевшие, ответчики и истцы;
- официальные представители всех этих участников судопроизводства.
Вопросами, связанными с отстранением любых должностных лиц в рамках досудебного производства, занимается уполномоченный вышестоящий прокурор, а в рамках судебного производства – лично суд.
Как правильно заявлять об отводе в ходе уголовного производства
Для случаев отвода сотрудника в качестве должностного лица предусмотрен свой алгоритм действий. В рамках кодекса для этого определены свои последствия, основания и порядок.
Обязанности и права всех должностных лиц, принимающих участие в ходе делопроизводства, предоставляют возможность подачи заявления об отводе. Работник имеет право самостоятельно инициировать отстранение вне зависимости от этапа ведения дела, если на то есть свои основания.
Заявление об отводе может быть составлено в двух видах:
Устное заявление(явка обязательна).
- Письменное. Несмотря на существующие требования, закреплённые в протоколах делопроизводства, наличие документа, составленного в письменном виде, позволяет использовать его в случае апелляционного обжалования.
Составленное по существу заявление нужно подавать до начала рассмотрения уголовного или иного дела ведущим его судьёй. Должны быть основания для отвода прокурора в уголовном процессе.
Исключениями, при которых заявление можно подавать уже после инициации ведения дела, являются те случаи, когда о причинах отстранения стало известно в ходе дела. В таком случае заявление можно составлять в любой момент,вплоть до вынесения окончательного решения.
Заявление, составленное согласно образцу, должен рассматривать судья, в ведомстве которого находится ведение производственного дела в рамках разбирательства. В соответствующих основаниях и обстоятельствах отстранения в суде то лицо, которое подаёт заявление, в обязательном порядке опрашивается.
Опрашивается сотрудник и органы прокуратуры, в отношении которого выполняется вывод, другие ответственные и имеющие соответствующую компетенцию стороны, сотрудники и лица, участвующие в процессах.Положительное или отрицательное решение по выводу принимается в отдельной комнате для совещаний, а по итогу выносится судебное определение.
Подавать жалобу на это судебное определение невозможно, именно по этой причине его оспаривание будет происходить при подаче жалобы апелляционного характера (образец можно найти в интернете).
Отвод гражданина от веления уголовного и других видов судебного делопроизводства – это один из важных моментов, так как работник органов является уполномоченным и имеющим определенные права лицом в рамках судебного и досудебного ведения дела.
Заявление об отводе прокурора, эксперта, специалиста, секретаря, переводчика
Заявление об отводе прокурора, эксперта и др. — скачать образец |
Как правильно составить заявление об отводе прокурора, эксперта, специалиста, переводчика или секретаря судебного заседания. Основания заявить отвод этим лицам. Порядок подачи и разрешения заявления. Вопросы юристам по отводам в гражданском процессе.
Основания для отвода
Прокурор может являться участником гражданского процесса, обладая при этом особым статусом. Прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту интересов других лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Прокурор привлекается судом для участия в деле по определенным категориям исков и дел особого производства, в которых он дает свое заключение по делу. Перечень случаев участия прокурора в гражданском деле закреплен в статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Основания для отвода прокурора, эксперта, специалиста, переводчика и секретаря судебного заседания будут аналогичны тем же, что и для судьи (статья 18 ГПК РФ). Перечислим их здесь:
- участие в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика. За исключением случаев когда это лицо в предыдущем рассмотрении дела участвовало в этом же качестве.
- является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей.
- лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.
Эксперт или специалист, кроме того, не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился либо находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей.
При наличии указанных оснований прокурор, эксперт, специалист, переводчик, секретарь судебного заседания должны заявить самоотвод. Если самоотвод не заявлен, то лица. участвующие в деле вправе заявить отвод этим лицам.
Составление заявления об отводе прокурора и других лиц
Заявить отвод прокурору. эксперту и другим можно устно или письменно. Для оформления заявления об отводе письменно скачайте образец заявления с сайта и следуйте нашим рекомендациям.
Заявление об отводе должно содержать:
- наименование суда, который рассматривает гражданское дело
- наименование и процессуальный статус лица, подающего заявление
- наименование гражданского дела по которому заявляется отвод
- наименование документа — Заявление об отводе прокурора или Заявление об отводе эксперта и т.д.
- основания заявления отвода
К заявлению могут быть приложены доказательства, подтверждающие основания отвода эксперта или прокурора и других лиц. Заявление об отводе эксперта и других лиц подписывается лицо, заявившим такие требования.
Поскольку заявления об отводе имеют много общего. рекомендуем ознакомиться с заявлением об отводе судьи, образец которого представлен на нашем сайте.
Обратите внимание! |
Обратите внимание! |