Порядок и условия отмены и изменения мер пресечения

Процессуальный порядок применения отмены и изменения мер пресечения

Действие меры пресечения складывается из ее избрания и применения.

Избрание — принятие решения о мере пресечения. При наличии оснований, условий и мотивов выносится мотивированное постановление (а судом — определение) об избрании конкретной меры пресечения. Копия этого постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его представителям по их просьбе. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется порядок обжалования решения о мере пресечения. При этом следует учесть, что избрание меры пресечения не обязательно. Если отсутствуют основания для избрания меры пресечения, то от обвиняемого или подозреваемого отбирается обязательство о явке.

Можно выделить две процедуры избрания мер пресечения, которые являются принципиально противоположными в отношение друг друга. Под такими процедурами понимается розыскная и состязательная процедуры. При осуществлении публично-состязательного судопроизводства, каким согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, а также статье 15 Уголовно-процессуального Кодекса, является российский уголовный процесс, избрание любых мер пресечения должно осуществляться в состязательном порядке. В таком случае одна сиз сторон, которую представляет собой обвинитель, выступает с ходатайством о том, чтобы независимый арбитр (которым является суд) избрал ту или иную меру пресечения. Другая сторона, которая представляет собой сторону защиты, может высказывать возражения и добиваться оспаривания того, что та или иная мера является обоснованной. Тем не менее, надо сказать, что в современном российском законодательстве рассмотренное выше условия применяется только для того, чтобы избрать в качестве меры пресечения домашний арест или заключение под стражу.

Основной чертой, которой можно охарактеризовать розыскной порядок, является тот факт, что меру пресечения избирает орган, который ведет тот или иной процесс, исходя из своей инициативы. Так осуществляется российский уголовный процесс в части применения остальных мер пресечения, решение о применении которых выносит следователь, дознаватель, орган дознания или прокурор в процессе осуществления стадии предварительного следствия.

Дознавателем или следователем выбирается или изменяется мера пресечения по тем делам, которые приняты ими в своем производстве. В данном случае процессуальным законодательством не предусматривается необходимость получить письменное согласие от начальника органа дознания для того, чтобы дознаватель смог избрать меру пресечения. Дознаватель имеет возможность осуществить избрание или изменения меры пресечения в том случае, если утверждено обвинительное заключения или же дело принято им к производству. Прокурор вправе дать письменное указание следователю и дознавателю об избрании меры пресечения. Суд принимает решение о мере пресечения в досудебном производстве по ходатайству органов уголовного преследования (заключение под стражу и домашний арест); отменяет меру пресечения по жалобе стороны защиты. В судебном производстве вопрос о мере пресечения решает суд.

Решение об избрании меры пресечения вступает в силу с момента вынесения, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции прокурора. Так, решение дознавателя или следователя об избрании залога вступает в силу после получения санкции прокурора, а решение об избрании домашнего ареста или заключения под стражу допускается только по судебному решению.

Под применением меры пресечения понимается совокупность процессуальных действий, которые осуществляются с того момента, как принято решения о том, чтобы избрать ту или иную меру пресечения, до того момента, как эта мера пресечения будет отменена или изменена. Применение меры пресечения может осуществляться в форме взятия подписки о невыезде, принятия залога, заключения под стражу.

Отмена или изменение меры пресечения на другую возможно в том случае, когда отпадают или изменяются причины, исходя из которых она применялась.

Меру пресечения можно отменить в следующих случаях:

  • – если первоначальное решение об избрании тех или иных мер пресечения признано незаконным или необоснованным. Как правило, меры пресечения отменяются в подобных обстоятельствах, когда имела место жалоба, обращенная в вышестоящие инстанции. В том случае, если мера пресечения отменяется исходя из данного основания, то это дает право подозреваемому или обвиняемому требовать возмещения вреда, который был причинен ему той или иной мерой пресечения.
  • – в случае, когда отпадает необходимость в применении меры пресечения. Данный факт может иметь место в том случае, если достигнуты цели, которые изначально ставились перед применением меры пресечения. Например, удалось достигнуть того, чтобы обвиняемый стал вести себя надлежащим образом. Также могут отпасть основания или мотивы применения той или иной меры пресечения. Например, в том случае если обвиняемый тяжело заболевает, то нет оснований для опасения, что с его стороны возможны какие-либо процессуальные нарушения.
  • – меры пресечения отменяются в том случае, когда отпадают общие условия для того, чтобы осуществлять применения мер пресечения. Это может быть связано с прекращением уголовного дела или уголовного преследования определенного лица, в случае, когда суд выносит постановление об оправдании подозреваемого или же выносится такой приговор, который не предполагает назначение наказания. Также это может быть связано с началом исполнения обвинительного приговора или приостановлением уголовного дела;
  • – меры пресечения также подлежат отмене в том случае, когда отпадают специальные условия для того, чтобы применять конкретные меры пресечения. Например истекают 10 суток, в течение которые применялась мера пресечения в отношение того или иного подозреваемого, которому в течение данного срока не предъявили обвинения. Также определенные меры пресечения могут быть отменены в том случае, если залогодатели, поручители или обвиняемый отказываются от обязательств, которые предусматриваются определенными мерами пресечения. Также может прекратиться статус военнослужащего в случае применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Может также наступить совершеннолетие несовершеннолетнего или истечь срок домашнего ареста или содержания под стражей.

Также в законодательстве предусматриваются нормы согласно которым меру пресечения можно заменить на более мягкую или же более строгую. Избрать более строгую меру пресечения возможно в том случае, если проявляются дополнительные обстоятельства, которыми устанавливают:

  • – факт того, что обвиняемый или подозреваемый может осуществить процессуальные нарушения;
  • – факт того, что прежняя мера пресечения не неспособна обеспечить, чтобы обвиняемый или подозреваемый вел себя надлежащим образом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что можно выделить две процедуры избрания мер пресечения, которые являются принципиально противоположными в отношение друг друга. Под такими процедурами понимается розыскная и состязательная процедуры. При осуществлении публично-состязательного судопроизводства, каким согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, а также статье 15 Уголовно-процессуального Кодекса, является российский уголовный процесс, избрание любых мер пресечения должно осуществляться в состязательном порядке. В таком случае одна сиз сторон, которую представляет собой обвинитель, выступает с ходатайством о том, чтобы независимый арбитр (которым является суд) избрал ту или иную меру пресечения. Другая сторона, которая представляет собой сторону защиты, может высказывать возражения и добиваться оспаривания того, что та или иная мера является обоснованной. Тем не менее, надо сказать, что в современном российском законодательстве рассмотренное выше условия применяется только для того, чтобы избрать в качестве меры пресечения домашний арест или заключение под стражу.

Под применением меры пресечения понимается совокупность процессуальных действий, которые осуществляются с того момента, как принято решения о том, чтобы избрать ту или иную меру пресечения, до того момента, как эта мера пресечения будет отменена или изменена. Применение меры пресечения может осуществляться в форме взятия подписки о невыезде, принятия залога, заключения под стражу.

Отмена или изменение меры пресечения на другую возможно в том случае, когда отпадают или изменяются причины, исходя из которых она применялась.

Под институтом мер пресечения понимается способ, который используется правоохранительными органами для обеспечения их нормальной деятельности в вопросах, которые касаются лиц, привлекающихся к уголовной ответственности. Также указанные меры, в ряде случае, применяются и к лицам, которые являются подозреваемыми в том или ином преступлении. Меры, связанные с уголовно-процессуальным пресечением являются весьма значительной частью мер, относящихся к уголовно-процессуальному принуждении. Применение подобных мер всегда имеет связь с фактом значительного ущемления прав и свобод вовлеченной в сферу уголовно-процессуальной деятельности категории лиц.

Применение мер пресечения, которые представляют собой меры уголовно-процессуального принуждения, возможно только исходя из положений, которыми определяется уголовный процесс. Данный меры могут применятся, исходя из уголовно-процессуального законодательства, должностными лицами, которые обладают правами для принятия таких мер в отношении лица, являющегося обвиняемым, лица, которое подозревается в том, что оно совершило уголовно-наказуемое деяние, а также в отношении лиц, которые являются подсудимыми и осужденными.

Классифицировать меры пресечения можно по весьма широкому кругу критериев. Одним из основных способов классификации мер пресечения является классификация на общие и специальные меры пресечения.

Первая группы представляет собой совокупность общих мер пресечения, которые применяются в отношении любого подозреваемого или обвиняемого.

Вторая группа представляет собой такую совокупность мер пресечения, которые являются специальными и применяются к отдельным субъектам. Такими субъектами могут быть военнослужащие или лица, проходящие военные сборы, а также несовершеннолетние.

Реализации общих мер пресечения включает в себя применение таких мер пресечения как:

  • – подписка о невыезде;
  • – домашний арест;
  • – личное поручительство;
  • – залог;
  • – заключение под стражу.

Специальные меры включают в себя:

  • – осуществления наблюдения со стороны командования военной части;
  • – осуществление присмотра за несовершеннолетним, который является подозреваемым или обвиняемым.

В качестве основного отличия общих мер пресечения от специальных мер, можно считать тот факт, что общие меры применяют ко всем лицам, которые являются обвиняемыми или подозреваемыми. Наличие или отсутствие специального субъекта, род занятий, а также возраст в данном случае значения не имеет.

Применение специальных мер уголовно-процессуального пресечения возможно только в отношении определенной категории субъектов.

Можно выделить две процедуры избрания мер пресечения, которые являются принципиально противоположными в отношение друг друга. Под такими процедурами понимается розыскная и состязательная процедуры. При осуществлении публично-состязательного судопроизводства, каким согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, а также статье 15 Уголовно-процессуального Кодекса, является российский уголовный процесс, избрание любых мер пресечения должно осуществляться в состязательном порядке. В таком случае одна сиз сторон, которую представляет собой обвинитель, выступает с ходатайством о том, чтобы независимый арбитр (которым является суд) избрал ту или иную меру пресечения. Другая сторона, которая представляет собой сторону защиты, может высказывать возражения и добиваться оспаривания того, что та или иная мера является обоснованной. Тем не менее, надо сказать, что в современном российском законодательстве рассмотренное выше условия применяется только для того, чтобы избрать в качестве меры пресечения домашний арест или заключение под стражу.

Под применением меры пресечения понимается совокупность процессуальных действий, которые осуществляются с того момента, как принято решения о том, чтобы избрать ту или иную меру пресечения, до того момента, как эта мера пресечения будет отменена или изменена. Применение меры пресечения может осуществляться в форме взятия подписки о невыезде, принятия залога, заключения под стражу.

Отмена или изменение меры пресечения на другую возможно в том случае, когда отпадают или изменяются причины, исходя из которых она применялась.

Основания, условия и порядок применения мер пресечения. Отмена или изменение мер пресечения

Основания и условия применения мер пресечения

Меры пресечения — это предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые по уголовному делу в порядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исклю­чительных случаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их конституционные права и свободы.

Основания применения мер пресечения

Дознаватель, следователь и суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому меру пресечения при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, т.е. при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

    1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
    2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;
    3. может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться также для

    • обеспечения исполнения приговора или
    • возможной выдачи лица в порядке, предусмотренном статьей 466 УПК РФ.

Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в от­ношении подозреваемого, обвиняемого (п. 13 ст. 5 УПК).

Применение меры пресечения — процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании ме­ры пресечения до ее отмены или изменения (п. 29 ст. 5 УПК).

Наличие оснований для избрания мер пресечения должны подтверждаться собранными по уголовному делу доказательст­вами (ч. 1 ст. 74 УПК). Конституционный Суд РФ указал, что нормы об избрании мер пресечения не предполагают возмож­ность принятия судом решения по указанному вопросу без ис­следования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие осно­ваний для применения данной меры пресечения (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений УПК, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пре­сечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизвод­ства, следующих за окончанием предварительного расследования и на­правлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан (ВКС РФ. 2005. № 3). Аналогичной позиции придерживается и Пле­нум Верховного Суда РФ, указывая, что к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть прило­жены «доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свиде­тельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения» (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1).

Поэтому участники уголовного судопроизводства не вправе делать вывод о наличии либо об отсутствии оснований для избрания мер пресечения на основании иных данных (оперативно-розыскной информации или сведений, полученных непроцессуальным пу­тем и т. п.), не являющихся доказательствами в смысле ч. 1 ст. 74 УПК.

Также следует учитывать, что в качестве оснований для из­брания меры пресечения в законе установлены категории веро­ятностного характера: «достаточно полагать», что обвиняемый «может» продолжать заниматься преступной деятельностью (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК), «может» угрожать участникам уголовного судопроизводства или иным путем воспрепятствовать произ­водству по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК).

Условия применения мер пресечения:
    1. наличие возбужденного уголовного дела;
    2. определение в процессуаль­ном порядке лица, в отношении которого применяется мера пресечения, статусом обвиняемого или подозреваемого.

Порядок применения мер пресечения

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь вы­носят постановление, которое должно отвечать требованиям

В мотивировочной части должны быть приведены: данные, обосновывающие избрание меры пресечения, формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на статью УК, а также основания, предусмотренные ст. 97 УПК; обстоятельства, обос­новывающие необходимость избрания конкретной меры пресе­чения.

В резолютивной части указывается: мера пресечения, кото­рая избирается обвиняемому (подозреваемому), его анкетные данные, включая наличие или отсутствие судимостей, сведения о паспорте или иных документах, удостоверяющих личность.

Факт объявления постановления об избрании меры пресече­ния обвиняемому (подозреваемому), а также разъяснения по­рядка обжалования удостоверяется его подписью и подписью его защитника. Вручение копии постановления подтверждается подписью лица, которому она вручена, в самом процессуаль­ном документе. Причины отказа обвиняемого заверить своей подписью факт объявления ему постановления, порядка его об­жалования и получения копии он вправе изложить дословно в оригинале процессуального документа. Отказ от этого не при­останавливает исполнение принятого решения.

В судебном производстве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями, которые определены в гл. 5 УПК.

Только суд в досудебном и судебном производстве правомо­чен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого), домаш­него ареста и залога. Суд правомочен решать вопрос и о про­длении срока содержания под стражей (п. 1, 2 ч. 2 ст. 29 УПК). В досудебном производстве суд принимает эти решения по хо­датайству дознавателя, следователя, заявленному соответствен­но с согласия прокурора, руководителя следственного органа. Судебное решение принимается судьей в форме постановле­ния, а судом — определения.

В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать подсу­димому любую из мер пресечения при наличии к тому основа­ний, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, по ходатайству стороны или по собственной инициативе.

Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, мо­жет быть отменена или изменена только судом.

Отмена или изменение меры пресечения

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость.

Мера пресечения отменяется во всех случаях:
    1. прекращения уголовного дела,
    2. оправдания подсудимого либо
    3. постановления обвинительного приговора с условным осуждением, с отсроч­кой исполнения приговора, а также без назначения наказания или с назначением и освобождением от наказания.
Мера пресечения изменяется на более строгую или более мягкую, когда
    • изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 Кодекса;
    • изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отмена или изменение меры пресечения производится по по­становлению дознавателя, следователя или судьи либо по опре­делению суда.

Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.

Об отмене или изменении меры пресечения полномочные лица, а также прокурор, судья выносят постановление, а суд — определение. Постановление об изменении либо отмене меры пресечения объявляется обвиняемому (подозреваемому), а в случаях, предусмотренных ст. 103-107 УПК, также поручи­телям, командованию воинской части, родителям, опекунам, попечителям, должностному лицу специального детского уч­реждения, залогодателям, органу или должностному лицу, осу­ществляющему надзор за соблюдением ограничений при до­машнем аресте.

При объявлении обвиняемому (подозреваемому) постанов­ления об изменении меры пресечения на более строгую разъяс­няется порядок его обжалования.

Курс уголовного процесса

Отмена или изменение меры пресечения

Отмена меры пресечения производится постановлением избравшего ее лица (дознавателя, следователя или суда) либо а) в случае завершения производства по уголовному делу (прекращение уголовного дела), либо б) при отпадении в ней необходимости в ходе производства по уголовному делу (например, в силу состояния своего здоровья обвиняемый более не может скрываться, продолжать преступную деятельность и т.п.). При вступлении приговора в законную силу мера пресечения отменяется автоматически , т.е. без вынесения специального решения.

Изменение меры пресечения всегда предполагает необходимость вынесения процессуального решения (постановления) и происходит либо а) при изменении обстоятельств, послуживших основанием для избрания меры пресечения (изменение на более мягкую или более строгую меру пресечения), либо б) при невыполнении обвиняемым (подозреваемым) обязанностей, предусмотренных первоначальной мерой пресечения (изменение на более строгую меру пресечения). В случае выявления у обвиняемого (подозреваемого) тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей и установленных Постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», мера пресечения в виде заключения под стражу в обязательном порядке изменяется на более мягкую после проведения медицинского освидетельствования в соответствии с правилами, предусмотренными данным Постановлением.

В том случае, если мера пресечения, избранная по решению суда, полностью отменяется или изменяется на меру пресечения, не требующую при избрании судебного решения (например, заключение под стражу изменяется на подписку о невыезде), обращение в суд не требуется: достаточно соответствующего решения органов расследования. Иначе говоря, суд, принимающий решение об избрании определенных мер пресечения, не участвует в решении вопроса об их отмене или изменении. Это связано с пониманием функций суда в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: они в данном случае ограничиваются контролем за обеспечением индивидуальных прав личности. Соответственно, когда то или иное решение ограничивает данные права (избрание меры пресечения), то вмешательство суда необходимо. Когда же решение их никоим образом не ограничивает (отмена меры пресечения), то вмешательство суда не требуется. Здесь речь скорее может идти о посягательстве на публичные интересы (выход из-под стражи лица, представляющего опасность для общества и т.п.), поэтому отмена (изменение) меры пресечения может производиться следователем только с согласия руководителя следственного органа, а дознавателем — только с согласия прокурора (ч. 3 ст. 110 УПК РФ). Обязательное согласие руководителя следственного органа и прокурора, в чьи функции входит контроль за соблюдением публичных интересов, и является достаточной гарантией отсутствия злоупотреблений со стороны следователя (дознавателя) при отмене или изменении меры пресечения.

При изменении меры пресечения срок предыдущей меры пресечения учитывается только при замене домашнего ареста на заключение под стражу (п. 2 ч. 10 ст. 109 УПК РФ). При замене заключения под стражу на домашний арест такой учет законом не предусмотрен, т.е. отсчет сроков домашнего ареста начинается заново. Это скорее всего связано с тем, что законодатель стремится максимально мотивировать правоприменителя к применению домашнего ареста в качестве меры пресечения, поскольку изменение меры пресечения с заключения под стражу на домашний арест в некоторых случаях становится почти бессмысленным, особенно когда лицо уже длительное время содержится под стражей. Что касается остальных мер пресечения (подписка о невыезде, залог и т.п.), то здесь при переходе от одной меры пресечения к другой вопрос о зачете сроков вовсе не стоит, так как сами сроки не предусмотрены законом.

Порядок избрания, применения, отмены и изменения мер пресечения

Действие меры пресечения складывается из ее избрания и применения.

Избрание – принятие решения о мере пресечения (п. 13 ст. 5) в общем виде регулируется ст. 101. При наличии оснований, условий и мотивов выносится мотивированное постановление (а судом – определение) об избрании конкретной меры пресечения. Копия этого постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его представителям по их просьбе. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется порядок обжалования решения о мере пресечения. При этом следует учесть, что избрание меры пресечения не обязательно. Если отсутствуют основания для избрания меры пресечения, то от обвиняемого или подозреваемого отбирается обязательство о явке (ст. 112).

Существуют две принципиально противоположных процедуры избрания мер пресечения: состязательная и розыскная. В публично-состязательном судопроизводстве (каковым провозглашается российский уголовный процесс – ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК) все меры пресечения должны были бы избираться в состязательном порядке, когда одна сторона (обвинитель) ходатайствует о применении меры пресечения перед независимым арбитром (судом, судебным следователем), а другая сторона (защита) вправе возражать и оспаривать обоснованность этой меры. Но в современном российском законодательстве это условие выдержано лишь для избрания в качестве мер пресечения заключения под стражу и домашнего ареста (ст. 108 УПК).

Розыскной порядок состоит в том, что мера пресечения избирается ведущим процесс органом по своей инициативе. Так происходит в российском уголовном процессе при применении всех остальных мер пресечения следователем, дознавателем, органом дознания, прокурором в стадии предварительного расследования. Этим нарушается коренное правило состязательного процесса – равноправие сторон. Сторона обвинения (следователь) избирает в отношении стороны защиты (обвиняемого) меру пресечения. Но равноправные субъекты не отдают друг другу обязательные для исполнения приказы. Розыскная процедура применения процессуального принуждения может быть оправдана только в неотложных ситуациях.

Не способствует состязательности и инициатива суда в применении мер пресечения. В исковом процессе действия суда всегда должны находиться в пределах иска (жалобы, ходатайства, обвинения). Действующий УПК разрешает суду избирать меру пресечения без ходатайства обвинителя (в том числе и вопреки его желанию – ч. 10 ст. 108; ч. 3 ст. 237; ст. 255). Однако в силу прямого действия ст. 123 Конституции РФ суд не должен избирать меру пресечения, если государственный или частный обвинитель против нее возражает.

Дознаватель и следователь избирают или изменяют меру пресечения по делу, принятому к своему производству. При этом процессуальный закон не предусматривает получения письменного согласия начальника органа дознания для избрания меры пресечения дознавателем. Он вправе избрать или изменить меру пресечения при утверждении обвинительного заключения (ч. 2 ст. 221) или при принятии дела к своему производству. Прокурор вправе дать письменное указание следователю и дознавателю об избрании меры пресечения. Суд принимает решение о мере пресечения в досудебном производстве по ходатайству органов уголовного преследования (заключение под стражу и домашний арест); отменяет меру пресечения по жалобе стороны защиты. В судебном производстве вопрос о мере пресечения решает суд.

Решение об избрании меры пресечения вступает в силу с момента вынесения, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции прокурора. Так, решение дознавателя или следователя об избрании залога вступает в силу после получения санкции прокурора, а решение об избрании домашнего ареста или заключения под стражу допускается только по судебному решению.

Применение меры пресечения – это процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п. 28 ст. 5). Совокупность процессуальных действий по выполнению принятого решения об избрании конкретной меры пресечения регулируется ст. 102-109 и зависит от ее вида. Так, применение меры пресечения может состоять в помещении под стражу, принятии залога, взятии подписки.

Отмена или изменение меры пресечения регулируется ст. 110 УПК. Мера пресечения отменяется или изменяется на другую при отпадении либо изменении оснований для ее применения.

Мера пресечения отменяется в случаях:

1) признания незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения. Как правило, это происходит при рассмотрении соответствующих жалоб вышестоящей инстанцией. Отмена меры пресечения по данному основанию обосновывает право обвиняемого (подозреваемого) на возмещение причиненного вреда этой мерой пресечения (ч. 3 ст. 133);

2) отпадения необходимости в ее применении. Это может быть связано с достижением целей меры пресечения (надлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого), отпадением оснований (ст. 97) или мотивов (ст. 99) ее применения. Например, обвиняемый заболел тяжкой болезнью и нет оснований опасаться процессуальных нарушений с его стороны;

3) отпадения общих условий для применения меры пресечения: когда прекращается уголовное дело или уголовное преследование конкретного лица –

ст. 213, 239; постановляется оправдательный приговор или приговор, не связанный с назначением наказания, – ст. 306, 311; обвинительный приговор обращается к исполнению – ч. 4 ст. 390, ст. 393; приостанавливается уголовное дело (кроме меры пресечения в отношении скрывшегося обвиняемого);

4) отпадения специальных условий для применения конкретных мер пресечения: истекает 10 суточный срок применения меры пресечения в отношении подозреваемого, которому не было предъявлено обвинение (ст. 100); обвиняемый, поручители, залогодатели отказываются от своих обязательств (ст. 102-106); прекращается статус военнослужащего при наблюдении командования воинской части (ст. 104); наступает совершеннолетие при присмотре за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105); истекает срок содержания под стражей или под домашним арестом (ст. 109).

Мера пресечения может быть изменена на более строгую или более мягкую. Избрание более строгой меры пресечения возможно при появлении дополнительных обстоятельств, устанавливающих: а) возможность совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуального нарушения; б) неспособность прежней меры пресечения обеспечить надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого (ст. 97, 99). Так, согласно ч. 2 ст. 238, суд обязательно избирает заключение под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого, не содержащегося под стражей.

Изменение меры пресечения на более мягкую допускается при наличии общих оснований, условий и мотивов ее избрания, когда прежняя более строгая мера пресечения отменяется в связи: а) с отменой вышестоящей инстанцией; б) с отпадением необходимости в применении; в) с отпадением специальных условий. Например, вместо заключения под стражу избирается подписка о невыезде в связи с истечением срока содержания под стражей.

Решение об отмене или изменении меры пресечения оформляется мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда. При этом закон ограничивает компетенцию должностных лиц по изменению мер пресечения, устанавливая правило: мера пресечения, избранная прокурором или по его указанию, отменяется или изменяется следователем или дознавателем с согласия прокурора (ч. 3 ст. 110). Однако это правило не распространяется на отмену меры пресечения в связи отпадением условий ее применения. Например, при прекращении дела отменяется любая мера пресечения.

Обжалование решения об избрании меры пресечения является важной гарантией соблюдения прав граждан. Право подачи жалобы принадлежит лицам, чьи интересы нарушены избранной мерой пресечения. В том числе, подать жалобу может лицо, в отношении которого мера пресечения избрана, но еще не исполнена (постановление Конституционного Суда от 03.05.95 г. № 4-П “По делу о проверке конституционности статей 2201 и 2202 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Аветяна”).1

Постановления следователя и дознавателя могут быть обжалованы прокурору, а постановления прокурора – вышестоящему прокурору (ст. 123). Заинтересованные лица вправе подать жалобу и непосредственно в суд (ст. 125). Право судебного обжалования мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, подтверждено решением Конституционного Суда РФ.2 Решения суда первой инстанции об избрании или изменении меры пресечения могут быть обжалованы в течение 3 суток в кассационном порядке (если это домашний арест и заключение под стражу – ч. 11 ст. 108) или 10 суток в апелляционном или кассационном порядке (все остальные меры пресечения).3 Подача жалобы не приостанавливает применение меры пресечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основания и порядок отмены (изменения) меры пресечения

В соответствии, с уголовно процессуальным законодательством существуют следующие случаи отмены или изменение меры пресечения.

1. Основаниями отмены меры пресечения являются:

1) признание незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения;

2) отпадение необходимости в ее применении;

3) отпадение общих условий для применения меры пресечения. Мера пресечения отменяется при:

– прекращении уголовного дела и уголовного преследования конкретного лица (ст. ст. 213, 239 УПК);

– постановлении оправдательного приговора или приговора, не связанного с назначением наказания (ст. ст. 306, 311 УПК);

– обращении обвинительного приговора к исполнению (ч. 4 ст. 390, ст. 393 УПК);

– приостановлении уголовного дела (кроме меры пресечения в отношении скрывшегося обвиняемого).;

– наличии оснований для прекращения дела по нереабилитирующим основаниям, когда обвиняемый возражает против прекращения дела и производство по нему продолжается;

4) отпадение специальных условий для применения конкретных мер пресечения:

– истечение 10- или 30-суточного срока применения меры пресечения в отношении подозреваемого, когда ему не было предъявлено обвинение (ст. 100 УПК);

– отказ обвиняемого, поручителей, залогодателей от своих обязательств при применении психолого-принудительных мер пресечения (ст. ст. 102 – 106);

– прекращение статуса военнослужащего при наблюдении командования воинской части (ст. 104);

– достижение совершеннолетия при присмотре за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105);

– истечение срока содержания под стражей;

– превышение времени содержания под стражей (домашним арестом, в медицинском или психиатрическом стационаре), срока реально возможного наказания (ст. 109).

Мера пресечения изменяется на более строгую при появлении дополнительных обстоятельств, более точно устанавливающих:

а) возможность совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуального нарушения;

б) неспособность прежней меры пресечения обеспечить надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого (ст. ст. 97, 99 УПК) или для необходимости исполнения приговора, когда реально возможное наказание существенно отягощается (предъявление более тяжкого обвинения, вынесение приговора с назначением наказания в виде реального лишения свободы на длительный срок).

Решение об отмене или изменении меры пресечения оформляется мотивированным постановлением дознавателя (начальника подразделения дознания), следователя (руководителя следственного органа), судьи или определением суда по делам, находящимся в их производстве, а также прокурором. Прокурор отменяет меру пресечения в виде содержания под стражей в связи с истечением его срока по делу, поступившему с обвинительным заключением (ч. 2 ст. 221); отменяет любую меру пресечения, когда прекращает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом (п. 3 ч. 1 ст. 226). Прокурор также уполномочен отменить незаконное постановление дознавателя об избрании меры пресечения (п. 6 ч. 2 ст. 37) и требовать от следственных органов устранения нарушений законодательства об избрании и применении меры пресечения (п. 3 ч. 2 ст. 37).

Не требуется согласие руководителя следственного органа или прокурора для отмены меры пресечения в связи с отпадением общих или специальных оснований для ее применения Радченко В.И. Уголовный процесс. М.: 2008 г. Норма, 257 с..

Смысл данной нормы отмечает, тот факт, что избрание той или иной меры пресечения не является окончательным. В зависимости от изменения оснований ее применения она может изменяться (на более мягкую или более строгую) или вовсе отменяться, при условии, что отпала необходимость ее применения.

Порядок и условия отмены и изменения мер пресечения

Если вам в качестве наказаний были назначены домашний арест или заключение в тюрьму, то при наличии основания для изменения меры пресечения на более мягкую у вас есть шансы на то, что вам назначат залог или подписку о невыезде. Что это за основания и каким образом они применяются на практике? Об этом мы и поговорим в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Краткое содержание ст. 110 УПК РФ с комментариями

Эта статья состоит из четырех пунктов, каждый из которых трактует тот или иной вопрос касательно избрания, изменения и отмены мер пресечения. В первом из них указано условие для отмены меры — если в ней уже не усматривается необходимости.

В нем же говорится о том, что изменение меры возможно, когда меняются и сами условия ее использования, которые представлены в ст. 97 и 99 вышеназванного Кодекса.

В ч. 1.1 разъясняется, что при наличии каких-либо тяжелых заболеваний, подтвержденных в результате медицинского освидетельствования, гражданин подлежит освобождению из тюремного заключения, а его наказание изменяется на более мягкое. Список болезней утверждается Правительством РФ. По сути они представляют из себя те, что несут прямую угрозу жизни человека.

В течение трех дней с момента получения копии медсвидетельства следователь или суд должны принять решение об изменении меры пресечения по УПК РФ. В ч. 2 еще раз подчеркивается данное правило.

В третьей же части разъясняется, что если следователь или дознаватель использовали против гражданина одну из мер с согласия своего руководства или прокурора соответственно, то только они вправе изменять ее или полностью отменять.

Немного о порядке избрания мер пресечения

Подобные виды наказаний используются в отношении тех, кому еще не был вынесен обвинительный приговор, и тех, кого только считают злоумышленниками. Они применяются в следующих целях:

  • предотвратить преступную деятельность граждан в дальнейшем;
  • не дать им возможности скрыться от правосудия;
  • обеспечить проведение расследования без вмешательства возможных правонарушителей.

Меры заключаются во временном ограничении прав подозреваемого в той или иной мере, но в рамках действующего законодательства РФ. Они используются тем сотрудником правоохранительных органов или суда, в ведении которых находится дело.

Важно! Только при наличии подозрений у них о том, что возможный злоумышленник может сбежать или попытается противодействовать следствию, они вправе использовать такие меры. Тяжесть самого обвинения не может быть основанием сама по себе.

Основания должны быть объективными и мотивированными. Сотрудники правоохранительных органов могут угрожать применением мер к свидетелям или возможным преступникам, но такие угрозы могут быть и вполне беспочвенными. Тем более что для их использования им понадобится разрешение со стороны их начальства.

При решении вопроса выбора используемой меры учитываются и такие факторы:

  • тяжесть предъявленных обвинений;
  • его характер и степень общественной опасности;
  • способ совершения правонарушения и его обстоятельства;
  • мотивы и цели злодеяния;
  • наличие судимостей у лица;
  • личность самого гражданина и т.д.

Закон никак не ограничивает этот список, поэтому могут приниматься во внимание и прочие факторы.

Об использовании той или иной меры оформляется документ, в котором обязательно должны быть указаны основания. В нем отражается информация касательно преступления и личности самого гражданина. Копия передается ему или его официальному представителю.

Если же требуется использовать меры, ограничивающие лицо в его конституционных правах, то на это уже потребуется санкция суда. Только он вправе принимать подобные решения.

Основания для отмены/изменения меры пресечения на более мягкую

Для того чтобы следователь или суд смогли утвердить постановление об изменении меры пресечения, им потребуются на это определенные основания. Они представляют из себя следующее:

  • первоначальное решение об использовании меры было признано противоправным;
  • уже не существует необходимости ее применения;
  • нет общих факторов для того, чтобы продолжать ее применять (дело или преследование лица были прекращены, вынесение оправдательного документа или иного постановления, не связанного с наказанием, начал действовать обвинительный приговор, наличие факторов для прекращения дела по нереабилитирующим основаниям);
  • не существует специальных условий для выполнения меры.

К последним относятся:

  1. Истек законный период для задержания гражданина при отсутствии предъявления ему законного обвинения (10, а затем 30 дней).
  2. Отказ его или его представителей от своих обязательств при использовании психологически-принудительных мер.
  3. Военный утрачивает свой статус при наблюдении командования воинской части.
  4. Лицо достигло 18-летия при присмотре за подростком или ребенком.
  5. Период содержания под стражей превысил полагающийся по закону.
  6. Гражданин имеет серьезное заболевание.

Только при наличии этих факторов возможна отмена меры пресечения или ее изменение. Однако существуют и определенные обязательные условия, без которых невозможно будет добиться смягчения наказания.

Необходимые условия

К ним относится отсутствие судимостей у гражданина. Это означает, что ранее он не преступал закон, а значит, не представляет высокую опасность для общества.

Также тщательно анализируется и сама личность гражданина. На практике, если у человека есть работа, жилье и семья, то у него очень высокие шансы на то, чтобы ему смягчили ранее назначенную меру. Желательно иметь и положительные характеристики с места работы.

Само собой, он не должен нарушать условия выполнения этой меры, иначе не стоит даже и рассчитывать на какое-либо послабление со стороны властей.

На смягчение можно рассчитывать и в случае, если появились новые обстоятельства, которые исключают необходимость использования меры. Например, выяснилось, что у гражданина есть железное алиби и он просто не может быть как-то причастен к совершению правонарушения.

Основания для изменения меры пресечения на более строгую

Из них можно выделить следующие:

  • гражданин попытается совершить процессуальное правонарушение;
  • ранее определенная мера уже не способна обеспечить надлежащего поведения лица;
  • существует необходимость исполнения приговора, когда возможное наказание отягощается (при выдвижении более серьезного обвинения);
  • гражданин нарушил условия исполнения ранее назначенного ему наказания.

Если имеется хотя бы одно из вышеуказанных условий, гражданину будет определено более строгое наказание.

Наличие судимостей и отсутствие работы или постоянного места жительства также могут стать теми факторами, которые повлияют на решение следователя или суда ужесточить ранее определенную меру.

Образец ходатайств (общий)

В реальных условиях очень часто подобные документы отклоняются следствием или судом, так как составлены неправильно или не имеют каких-то объективных оснований для смягчения меры.

Не следует оформлять такие документы в следующих ситуациях:

  1. Подача касается приговора, еще не вступившего в законную силу.
  2. Не существует правомерных оснований для снисхождения со стороны правоохранительных органов или суда.
  3. Отсутствуют смягчающие обстоятельства.

При составлении подобной бумаги лучше следовать элементарным правилам оформления любого заявления. Также следует избегать любых ошибок и помарок. Лучше всего обратиться для ее составления к профессиональному юристу.

В тексте самого документа не нужно касаться такого вопроса, как несправедливость судебной системы, или опускаться до оскорблений в адрес следователя или суда. Вместо этого лучше обосновать причины, по которым вы полагаете, что вы или гражданин, вами представляемый, действительно вправе рассчитывать на смягчение ранее обозначенной для него меры.

Нужно также указать смягчающие обстоятельства, если они у вас имеются. К ним можно отнести: наличие работы и места проживания, семьи и маленьких детей и т.д.

Следует несколько раз проверить сам документ перед непосредственной его подачей.

Рассмотрение документа может занять около трех суток, но в реальных условиях иногда это требует еще больше времени. Он подается на имя того, кто выносил само постановление.

В случае отмены прошения гражданин вправе пожаловаться в вышестоящие органы, но только если на это у него есть уже другие основания. Также это может сделать другое лицо вместо самого гражданина при наличии тех же самых факторов.

Заключение

При применении к гражданину, которого считают злоумышленником, одной из мер пресечения он вправе подать документ о смягчении назначенной ему меры. Для этого у него должны быть правомерные основания или какие-либо смягчающие обстоятельства, иначе оформление подобной бумаги будет бессмысленно. Ее просто сочтут недостаточной для того, чтобы изменить меру, и оставят все без изменений.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Отмена или изменение меры пресечения

В уголовно-процессуальном законодательстве России указаны основания и порядок отмены или изменения меры пресечения, избранной в отношении подозреваемого, обвиняемого (ст. 110 УПК). Мера пресечения отменяется, когда отпадают фактические и юридические основания для ее сохранения либо когда цели, для которой она была избрана, достигнуты и применять ее в дальнейшем нет необходимости.

Отмена меры пресечения производится во всех случаях когда: 1) производство по делу завершается его прекращением либо постановлением оправдательного приговора; 2) производство по делу продолжается, однако применение меры пресечения не вызывается дальнейшей необходимостью, поскольку цели, ради которых она была избрана, достигнуты; 3) в ходе расследования истек десятисуточный срок с момента избрания заключения под стражу в отношении подозреваемого, но при этом обвинение лицу не было предъявлено; 4) истек предельный срок содержания под стражей и Дальнейшее продление срока не допускается.

Основанием для изменения меры пресечения на более мягкую может стать появление новых, ранее не известных обстоятельств, исключающих ?е применение (например, деяние подозреваемого или обвиняемого переквалифицировано на статью УК, санкция которой не предусматривает наказания в виде лишения свободы на срок свыше двух лет). Изменение меры

Раздел I. Общие положения

пресечения на более мягкую зачастую сопряжено с истечением предельного срока содержания обвиняемого под стражей.

Решение об изменении меры пресечения на более строгую принимается в случаях, когда ранее избранная мера не оказывает на подозреваемого или обвиняемого надлежащего воздействия и он своими действиями продолжает препятствовать производству по делу.

Решение об отмене или изменении меры пресечения принимает орган или суд (судья), в производстве которого находится уголовное дело, о чем дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление, а суд – определение, которое должно быть в каждом случае мотивированным и подтверждаться фактическими данными, собранными по уголовному делу.

Учитывая, что на досудебной стадии процесса надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия осуществляет прокурор, закон предусматривает, что мера пресечения, избранная прокурором или по его письменному указанию, может быть изменена на более мягкую только с его согласия.

При утверждении обвинительного заключения или обвинительного акта прокурор вправе отменить или изменить ранее избранную меру пресечения. Однако мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом (ч. 3 и 4 ст. 110 УПК).

В случае несогласия следователя с решением или указанием прокурора об избрании меры пресечения либо об отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого, следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Данное правило не распространяется на дознавателя и начальника органа дознания.

Мера пресечения, избранная судебным решением, может быть отменена или изменена только судом по жалобе подозреваемого, обвиняемого, его защитника, законного представителя, по ходатайству прокурора, а также дознавателя и следователя – с согласия прокурора.

Мера пресечения, избранная судьей в стадии подготовительных действий к судебному заседанию, может быть отменена или изменена судом (судьей), рассматривающим дело по существу. Избранная судом первой инстанции мера пресечения может быть отменена или изменена вышестоящим судом при рассмотрении дела в кассационном или апелляционном порядке.

Постановление в обязательном порядке объявляется лицу, в отношении которого отменена или изменена мера пресечения, и вручается его копия. Одновременно ему разъясняется порядок обжалования постановления. Постановление об отмене или изменении меры пресечения должно быть объявлено также поручителям, родителям, опекунам, попечителям или долж-

Глава X. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве 245

ностным лицам специализированного детского учреждения, под присмотр которых был передан несовершеннолетний, а также командованию воинской части. Копия этого процессуального акта без промедления направляется прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием.

При отмене или изменении меры пресечения в виде содержания под стражей копия постановления, определения или приговора срочно направляется администрации места содержания под стражей и подлежит немедленному исполнению по ее поступлении.

Если лицо, содержащееся под стражей, участвует в судебном разбирательстве дела либо если его жалоба рассматривается в суде и при этом принимается решение об отмене указанной меры пресечения либо ее изменении на более мягкую, это лицо освобождается из-под стражи судом (судьей) немедленно в зале судебного заседания.

Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником следственного изолятора или изолятора временного содержания при получении определения суда или постановления судьи. Начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей уведомить письменно об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, судью (суд). Если по истечении срока задержания или заключения под стражу не поступило постановление (определение) об освобождении или продлении срока, начальник освобождает лицо из-под стражи своим постановлением.

В случае, когда постановление судьи о продлении срока содержания под стражей поступило до фактического освобождения подозреваемою или обвиняемого, начальник места содержания под стражей отменяет свое постановление, о чем ставит в известность судью, а также прокурора, следователя и дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию