Основания и порядок освобождения подозреваемых из-под стражи

Статья 94 УПК РФ. Основания освобождения подозреваемого (действующая редакция)

1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.

2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.

3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 94 УПК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ исключила прокурора из числа субъектов, которые могут своим постановлением освободить задержанного, так как в соответствии с указанным Законом прокурор не наделяется правом применять задержание. Однако следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 10 УПК прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно задержанного. Статья 49 ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” предусматривает, что основанием освобождения подозреваемого в связи с истечением срока содержания под стражей может быть постановление прокурора. Следовательно, прокурор по-прежнему вправе своим постановлением освободить подозреваемого из под стражи по п. 3 ч. 1 и ч. 2 ком. статьи. По такому пути идет и практика прокурорского надзора.

2. При неподтверждении подозрения в совершении преступления должно быть прекращено уголовное преследование подозреваемого (ч. 1 ст. 27). За ним признается право на реабилитацию (ст. 133). В дальнейшем производстве по делу такой освобожденный от задержания обычно становится свидетелем.

3. При отсутствии оснований применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу подозрение не снимается, поэтому такое лицо должно сохранять права подозреваемого.

4. Нарушение требований ст. 91 означает незаконность задержания (отсутствие оснований, условий, например грубая ошибка в квалификации, завышающая тяжесть преступления). За незаконное задержание следователь, дознаватель подлежат ответственности вплоть до уголовной (ст. 301 УК). Процессуальным последствием незаконности задержания является признание юридически ничтожными результатов незаконных процессуальных действий. Данное основание применяется, как правило, контролирующими органами (в том числе прокурором. Об этом см. ком. к ч. 1 ст. 94). Освобожденное в связи с незаконностью задержания лицо имеет право на возмещение ущерба, причиненного незаконным задержанием (ст. 53 Конституции), однако оно сохраняет статус подозреваемого, пока его уголовное преследование не прекращено.

5. В связи с истечением срока задержания освобождать задержанного должен начальник места содержания под стражей своим постановлением (ст. 50 ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”). Однако суд, прокурор, следователь, орган дознания также обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного (ч. 2 ст. 10 УПК), в том числе и по данному основанию.

6. До судебного решения никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, ч. 1 ст. 10 УПК). Однако реальное выполнение этого правила затруднено при задержании подозреваемого органами дознания, указанными в ч. 3 ст. 40. Например, капитан морского судна или руководитель геолого-разведочной партии, выполняя неотложные следственные действия в качестве органа дознания, могут не иметь физической возможности доставить задержанного в суд в указанные сроки, а получение судебного решения в “заочном” порядке закон не предусматривает. В связи с этим кратковременность задержания должна обеспечиваться не столько установлением его минимальных сроков, сколько доставлением задержанного в суд так быстро, как это практически возможно. Международные акты оперируют такими терминами, как “в срочном порядке”, “в разумный срок”, “безотлагательно” (ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

7. О продлении срока задержания см. ком. к ч. 7 ст. 108.

8. В условиях чрезвычайного положения предусмотрена возможность продления до 3 месяцев срока содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении особо тяжких преступлений (п. “ж” ст. 12 ФКЗ “О чрезвычайном положении”). Продлевать срок задержания должен только суд, поскольку создание чрезвычайных судов не допускается. Правосудие осуществляется только судом даже в условиях чрезвычайного положения.

9. Освобожденное в связи с истечением срока задержания лицо сохраняет статус подозреваемого, даже если к нему не применили какую-либо меру пресечения, поскольку остается не только подозрение, но и угроза заключения его под стражу.

10. Копия решения суда об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании заключения под стражу выдается подозреваемому судом (ч. 8 ст. 108 УПК).

11. Справка о задержании выдается следователем, дознавателем или начальником места содержания под стражей (ст. 50 ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”).

12. Решение о задержании и сами действия по его осуществлению могут быть обжалованы заинтересованными лицами как прокурору и руководителю СО (ст. 123), так и в суд (ст. 125). Смотрите Определение КС РФ от 23.06.2005 N 270-О.

Основания и порядок освобождения задержанного

Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3. задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

· в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо

· суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

РЕАБИЛИТАЦИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Реабилитированным считается лицо, имею–щее в соответствии с УПК право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследова–нием (п. 35 ст. 5 УПК).

Право на реабилитацию имеют (ч. 2 ст. 133 УПК):

1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправ–дательный приговор;

2) подсудимый, уголовное преследование в отноше–нии которого прекращено в связи с отказом госу–дарственного (частного) обвинителя от обвинения;

3) подозреваемый, обвиняемый, осужденный, уголовное преследование в отношении которых прекращено:

– за отсутствием события преступления;

– за отсутствием в деянии состава преступления;

– за отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не ина–че как по его заявлению, за исключением случа–ев, когда такое дело возбуждено на законном ос–новании (ч. 4 ст. 20 УПК);

– ввиду отсутствия согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого лица, в отношении которого УПК установлена особая процедура уголовного пре–следования (п. 1—5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК) либо отсутствует согласие соответственно Совета Федерации, Госдумы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей;

– ввиду непричастности подозреваемого или об–виняемого к совершению преступления;

– ввиду наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приго–вора по тому же обвинению, либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголов–ного дела по тому же обвинению, либо неотменен-ного постановления дознавателя, следователя о прекращении уголовного дела по тому же обвине–нию либо об отказе в возбуждении уголовного дела; – вследствие отказа Госдумы ФС РФ в даче согла–сия на привлечение к уголовной ответственности Уполномоченного по правам человека в РФ; даче согласия на лишение неприкосновенности Пре–зидента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказа Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица. Суд в приговоре, определении, а следователь, до–знаватель в постановлении признают за лицом, в отноше–нии которого прекращено уголовное преследование, пра–во на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возме–щения вреда. Реабилитированный в течение 3 лет (ст. 196 ГК РФ) со дня получения извещения вправе обратиться с требованием об определении размера подлежащих вы–плате денежных сумм (ч. 2 ст. 135 УПК) соответственно в тот орган, который принял решение о реабилитации.

Судья, следователь, дознаватель в течение месяца со дня поступления требования определяет размер ущерба и выносит постановление о производстве выплат.

Право на реабилитацию включает в себя: 1) право на возмещение имущественного вреда; 2) право на устранение последствий морального вреда; 3) право на восстановление в трудовых, пенсионных, жилищ–ных и иных правах (ч. 1 ст. 133 УПК).

Нематериальной формой компенсации морального вреда служит принесение прокурором от имени государ–ства официального извинения реабилитированному (ст. 136 УПК), а также обязательное сообщение СМИ о реабилитации лица, если в нем ранее были распрост–ранены сведения об уголовном преследовании. Компен–сация морального вреда в денежной форме осуществля–ется в порядке гражданского судопроизводства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8962 – | 7624 – или читать все.

Основания и порядок освобождения подозреваемых из-под стражи

Гражданина, которого подозревают в правонарушении, заключают под стражу. Однако при наличии правомерных оснований его отпускают на свободу. О задержании подозреваемого, а также об условиях, порядке и основаниях его освобождения мы поговорим в статье. Эта информация пригодится вам, если вы попадете в подобную ситуацию.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Кто такие подозреваемые

Ст. 46 УПК РФ содержит определение термина, применяемого к задержанным лицам. Это граждане:

  • в отношении которых было инициировано дело по тем основаниям и порядку, которые представлены в гл. 20 УПК РФ;
  • которые были задержаны по ст. 91 и 92 УПК РФ (если были застигнуты на месте злодеяния либо есть серьезные основания подозревать их в правонарушении – есть следы крови на одежде, были опознаны свидетелями в качестве возможных преступников);
  • к которым была применена мера пресечения до вынесения обвинительного приговора (по ст. 100 УПК РФ);
  • которым был вручен документ о подозрении в совершении правонарушения по ст. 223.1 УПК РФ.

Если говорить более простым языком, то это лица, только подозреваемые в совершении злодеяния, но в отношении которых еще не был вынесен приговор. Согласно одному из ключевых принципов судопроизводства в РФ – презумпции невиновности, – такие граждане не могут считаться виновными, пока их вина не доказана.

Кратко о статье 94 УПК РФ

Основания для освобождения подозреваемого в ст. 94 УПК РФ перечислены в трех пунктах. Ими являются следующие факты:

  • подозрение в совершении злодеяния гражданином оказалось беспочвенным;
  • нет оснований для того, чтобы содержать его под стражей;
  • его задержание имело место с нарушениями ст. 91 УПК РФ.

Они перечислены в ч. 1 этой статьи, а во второй говорится о том, что при отсутствии вынесенного судом постановления о продлении ареста гражданина не могут держать под стражей более 2-х суток.

В ч. 3 разъясняется, что если нет оснований для задержания гражданина, то по истечении 2-х дней его обязаны отпустить на свободу. Ч. 4 и ч. 5 устанавливают правила обязательной выдачи отпущенному лицу документа о том, где, сколько времени и по каким причинам он содержался, а также определение об отклонении ходатайства следователя о его дальнейшем содержании под стражей, если последний такой документ подавал.

Когда по закону обязаны отпускать

Как мы видим, основания и порядок освобождения подозреваемого четко представлены в соответствующей статье УПК РФ. Однако есть нюансы, которые обязательно нужно учитывать.

Допустим, гражданин был задержан по подозрению в совершении какого-либо правонарушения, но потом не обнаружилось достаточно фактов для возбуждения против него уголовного дела. В этом случае его обязаны отпустить.

Справка. Постановление об освобождении подозреваемого выносится следователем, который и ведет расследование по этому делу.

Противоправным является и содержание под стражей лица, если на это нет законных оснований, которые мы перечислили в разделе, посвященном определению понятия «подозреваемый».

Отдельно остановимся на таком основании для освобождения задержанного подозреваемого, как его арест с нарушениями норм ст. 91 УПК РФ. Эта статья как раз содержит те факторы, при которых задержание гражданина вполне законно:

  • лицо пыталось скрыться от следствия;
  • не имеет ПМЖ;
  • его личность не идентифицирована.

Как происходит процесс

Порядок освобождения подозреваемых, обвиняемых или осужденных, из СИЗО и ИУ примерно одинаков, за исключением некоторых различий.

Решение об освобождении принимается следователем, который ведет дело. На это имеют право и прокурор, и начальник СО.

Правом на освобождение наделен и начальник места содержания задержанных граждан по истечении законного срока ареста – 48 часов. Он обязан уведомить о таком решении своих руководителей.

Однако гражданину не стоит рассчитывать на то, что все его проблемы с законом окончатся после того, как его отпустили. Ведь освобождение из-под стражи не говорит о том, что он невиновен в совершении преступления, а значит, и расследование дела будет продолжаться.

Что должны отдать после ареста

Когда человека задерживает полиция, то все его личное имущество забирается. По ст. 50 ФЗ «О содержании под стражей», гражданину отдаются все его личные вещи, документы и деньги, которые имелись у него во время его ареста.

Что еще выдается подозреваемому при освобождении его из-под стражи? Ему оформляют справку о том, что он содержался в полиции, с указанием дат, срока и причины ареста. Эта бумага может понадобиться, если человеку нужно как-то объяснить свое отсутствие на работе или в семье.

Дополнительные права освобождаемых подозреваемых

Они могут рассчитывать на бесплатный проезд различными видами транспорта, если они в этом нуждаются. Также на время ареста их не должны лишать питания, одежды по сезону, которую обязана выдавать администрация учреждения, и денежного пособия в особых случаях.

Могут ли продлить срок задержания

При наличии законных оснований гражданина могут задержать на более длительный срок, если на это есть постановление суда или решение следователя. В этом случае это дополнительное время может быть засчитано в общее время зачета при расчете максимального срока задержания под стражей.

Обычно это происходит, когда обвинения против подозреваемого подтвердились.

В каком порядке можно оспорить

Если вы полагаете, что вас или вашего близкого человека незаконно содержат под стражей, то вы можете обжаловать данное решение в апелляционном/кассационном порядке, но с учетом территориальной подсудности.

Однако обжалование стоит проводить, только если вы или ваш адвокат полностью уверены, что не имеется законных оснований на вашу дальнейшую задержку в тюрьме.

Если вас незаконно удерживают

Если вас незаконно поместили под стражу, то следует сохранять спокойствие и потребовать в первую очередь копию протокола задержания либо иной документ, который содержит законные основания для вашего ареста.

Внимательно ознакомьтесь со всеми документами и не ставьте свою подпись под теми бумагами, которые содержат неверные, с вашей точки зрения, сведения.

Вы вправе потребовать сделать один звонок в течение 3-х часов с того момента, как вас задержали. Так вы сможете сообщить своим родственникам или близким о том, где вы находитесь. Кому лучше позвонить – им или своему адвокату? Лучше сделать звонок родным и попросить их связаться с защитником, так как права на второй звонок у вас уже не будет.

Заключение

При задержании гражданину нужно четко знать свои права и обязанности, чтобы суметь отстоять свою правоту. Также следует знать правомерные факторы, когда вас просто обязаны выпустить на свободу. Понимание порядка процедуры поможет вам освободиться быстрее.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Основания и порядок освобождения задержанного

Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо

суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

Реабилитация в уголовном судопроизводстве

Реабилитированным считается лицо, имею–щее в соответствии с УПК право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследова–нием (п. 35 ст. 5 УПК).

Право на реабилитацию имеют (ч. 2 ст. 133 УПК):

1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправ–дательный приговор;

2) подсудимый, уголовное преследование в отноше–нии которого прекращено в связи с отказом госу–дарственного (частного) обвинителя от обвинения;

3) подозреваемый, обвиняемый, осужденный, уголовное преследование в отношении которых прекращено:

– за отсутствием события преступления;

– за отсутствием в деянии состава преступления;

– за отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не ина–че как по его заявлению, за исключением случа–ев, когда такое дело возбуждено на законном ос–новании (ч. 4 ст. 20 УПК);

– ввиду отсутствия согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого лица, в отношении которого УПК установлена особая процедура уголовного пре–следования (п. 1—5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК) либо отсутствует согласие соответственно Совета Федерации, Госдумы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей;

– ввиду непричастности подозреваемого или об–виняемого к совершению преступления;

– ввиду наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приго–вора по тому же обвинению, либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголов–ного дела по тому же обвинению, либо неотменен-ного постановления дознавателя, следователя о прекращении уголовного дела по тому же обвине–нию либо об отказе в возбуждении уголовного дела; – вследствие отказа Госдумы ФС РФ в даче согла–сия на привлечение к уголовной ответственности Уполномоченного по правам человека в РФ; даче согласия на лишение неприкосновенности Пре–зидента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказа Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица. Суд в приговоре, определении, а следователь, до–знаватель в постановлении признают за лицом, в отноше–нии которого прекращено уголовное преследование, пра–во на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возме–щения вреда. Реабилитированный в течение 3 лет (ст. 196 ГК РФ) со дня получения извещения вправе обратиться с требованием об определении размера подлежащих вы–плате денежных сумм (ч. 2 ст. 135 УПК) соответственно в тот орган, который принял решение о реабилитации.

Судья, следователь, дознаватель в течение месяца со дня поступления требования определяет размер ущерба и выносит постановление о производстве выплат.

Право на реабилитацию включает в себя: 1) право на возмещение имущественного вреда; 2) право на устранение последствий морального вреда; 3) право на восстановление в трудовых, пенсионных, жилищ–ных и иных правах (ч. 1 ст. 133 УПК).

Нематериальной формой компенсации морального вреда служит принесение прокурором от имени государ–ства официального извинения реабилитированному (ст. 136 УПК), а также обязательное сообщение СМИ о реабилитации лица, если в нем ранее были распрост–ранены сведения об уголовном преследовании. Компен–сация морального вреда в денежной форме осуществля–ется в порядке гражданского судопроизводства.

Восстановление трудовых прав осуществля–ется путем предоставления прежней работы, а при невозможности этого – другой равноцен–ной работы (должности).

Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве.

Надлежащее осуществление должностными лицами, ответственными за производство по делу, своих процессуальных функций предполагает беспристрастность, объективность, непредвзятость, компетентность, личную незаинтересованность в исходе дела. В связи с этим закон предусматривает целый ряд обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве судьи, прокурора, следователя и дознавателя, если имеются основания, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Статья 61 УПК гласит о том, что судья, прокурор, следователь, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:

1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;

2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, а судья также – в качестве дознавателя, следователя, прокурора в производстве по данному уголовному делу;

3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу.

Однако вышеуказанный перечень оснований, исключающих участие в деле данных должностных лиц, не является исчерпывающим. Они также не могут участвовать в производстве по уголовному делу в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела.

Помимо общих оснований для отвода, закон предусматривает для отдельных участников уголовного судопроизводства, основания, при которых они не могут участвовать в уголовном судопроизводстве. В первую очередь это касается судьи как носителя судебной власти. Система уголовного судопроизводства, предусматривающая возможность пересмотра судебных решений в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства, и устранение судебных ошибок, исключает возможность пересмотра судебных решений теми же судьями, которые уже участвовали в рассмотрении данного дела.

Так, в соответствии со ст. 63 УПК судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении данного уголовного дела в суде второй инстанции или в порядке надзора, а равно участвовать в новом рассмотрении уголовного дела в суде первой или второй инстанции либо в порядке надзора в случае отмены вынесенных с его участием приговора, а также определения, постановления о прекращении уголовного дела.

Судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде второй инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого уголовного дела в суде первой инстанции или в порядке надзора, а равно в новом рассмотрении того же дела в суде второй инстанции после отмены приговора, определения, постановления, вынесенного с его участием.

Судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора, не может участвовать в рассмотрении того же уголовного дела в суде первой или второй инстанции.

Ряд дополнительных оснований для отвода предусмотрен и в отношении переводчика, эксперта и специалиста.

Так, дополнительными основаниями для отвода переводчика выступает обнаружившаяся его некомпетентность (ч. 2 ст. 69 УПК), для отвода эксперта и специалиста – нахождение его в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей либо некомпетентность (ч. 2 ст. 70, ч. 2 ст. 71 УПК).

Отдельные основания для отвода закон предусмотрел для лиц, представляющих в уголовном деле интересы сторон. Таким путем закон защищает, в первую очередь, интересы подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.

Так, в соответствии со ст. 72 УПК защитник, представитель потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика не вправе участвовать в производстве по уголовному делу, если он:

1) ранее участвовал в производстве по данному уголовному делу в качестве судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;

2) является близким родственником или родственником судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, принимавшего либо принимающего участие в производстве по данному уголовному делу, или лица, интересы которого противоречат интересам участника уголовного судопроизводства, заключившего с ним соглашение об оказании защиты;

3) оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам защищаемого им подозреваемого, обвиняемого либо представляемого им потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

Порядок заявления и разрешения отводов четко регламентирован УПК.

При наличии оснований для отвода соответствующий участник уголовного судопроизводства обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу.

В случае если самоотвод не был заявлен, отвод участнику уголовного судопроизводства может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями.

В первую очередь закон предусматривает процедуру отвода судьи как участника, выполняющего важнейшую функцию осуществления правосудия.

Отвод судьи может быть заявлен участниками уголовного судопроизводства до начала судебного следствия, а в случае рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей – до формирования коллегии присяжных заседателей. В ходе дальнейшего судебного заседания заявление об отводе допускается лишь в случае, когда основание для него ранее не было известно стороне.

Данный отвод разрешается судом в совещательной комнате с вынесением определения или постановления.

Если уголовное дело рассматривается судом коллегиально, а отвод заявлен судье, то он разрешается остальными судьями в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. Судья, которому заявлен отвод, вправе до удаления остальных судей в совещательную комнату публично изложить свое объяснение по поводу заявленного ему отвода.

Отвод, заявленный нескольким судьям или всему составу суда, разрешается тем же судом в полном составе большинством голосов.

Отвод, заявленный судье, единолично рассматривающему уголовное дело, либо ходатайство о применении меры пресечения или производстве следственных действий, либо жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении разрешается этим же судьей.

В случае удовлетворения заявления об отводе судьи, нескольких судей или всего состава суда уголовное дело, ходатайство либо жалоба передаются в производство соответственно другого судьи или другого состава суда.

Если одновременно с отводом судьи заявлен отвод кому-либо из других участников производства по уголовному делу, то в первую очередь разрешается вопрос об отводе судьи.

Решение об отводе прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу принимает вышестоящий прокурор, а в ходе судебного производства – суд, рассматривающий уголовное дело.

Решение об отводе следователя принимает руководитель следственного органа, а решение об отводе дознавателя принимает прокурор. Решение об отводе руководителя следственного органа принимает вышестоящий руководитель следственного органа.

Решение об отводе секретаря судебного заседания принимает суд, рассматривающий уголовное дело, или судья, председательствующий в суде с участием присяжных заседателей.

Решение об отводе переводчика, эксперта, специалиста, защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика принимает то должностное лицо, в чьем производстве находится уголовное дело.

Предыдущее участие в деле прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, переводчика, эксперта, специалиста не является основанием для их отвода.

Использование результатов ОРД в доказывании.

Основания и порядок освобождения лица, задержанного в качестве подозреваемого

По истечении срока задержания дознаватель может принять следующие решения:

  • а) если причастность лица к совершению преступления не подтвердилась, дознаватель должен освободить лицо, и мера принуждения — задержание — прекращает действовать. Освобождение производится на основании постановления дознавателя. При освобождении лицу выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основание задержания, дата, время и основания освобождения;
  • б) если за период задержания причастность лица к совершению преступления подтвердилась, но нет оснований для его дальнейшего ограничения в свободе передвижения, дознаватель освобождает лицо, но одновременно применяет к подозреваемому меру пресечения, не связанную с лишением свободы. Решение об освобождении из изолятора временного содержания оформляется постановлением дознавателя, так же как и решение об избрании меры пресечения. В зависимости от вида меры пресечения дознаватель соблюдает установленный законом порядок ее избрания. Например, если дознаватель решил применить залог, то он обращается с соответствующим ходатайством в суд для получения судебного согласия.

Следует иметь в виду, что но истечении срока задержания дознаватель может принять решение о дальнейшем лишении свободы передвижения подозреваемого и избрании ему меры пресечения — заключения под стражу. В этом случае дознаватель обращается с ходатайством в суд об избрании подозреваемому данной меры пресечения, согласовав ходатайство с прокурором. При этом следует обратить внимание, что в суд ходатайство и материалы должны быть представлены за 8 часов до истечения срока задержания, а не после истечения этого срока.

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с обязательным участием подозреваемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Подозреваемый, задержанный в порядке, установленном cm. 91 и 92 УПК РФ, доставляется в судебное заседание. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого. Судья по результатам рассмотрения данного ходатайство вправе принять одно из следующих решений (ст. 108 УПК РФ):

  • 1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • 2) об отказе в удовлетворении ходатайства;
  • 3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ-ПОД СТРАЖИ

По действующему закону на стадии расследования уголовного дела лицо может быть освобождено из-под стражи: следователем (дознавателем); прокурором; судом; начальником места содержания под стражей.

Основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи являются:

судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом;

постановление следователя, органа дознания или прокурора;

постановление начальника места содержания под стражей или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей (ст.49 № ФЗ № 103) Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П)..

Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником места содержания под стражей по получении соответствующего решения суда либо постановления следователя, органа дознания или прокурора (ч.1 ст. 50 ФЗ № 103).

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст.97 и 99 УПК РФ (ч.1 ст.110 УПК). Необходимость в применении ареста отпадает тогда, когда исключается полностью возможность, что находясь на свободе, обвиняемый скроется от следствия, продолжит преступную деятельность, либо воспрепятствует ходу расследования (ст.97 УПК); либо принципиально изменяются его личные обстоятельства (ст.99 УПК). В таких случаях возможна полная отмена меры пресечения без избрания другой, более мягкой.

Избрание на более мягкую меру пресечения возможно:

когда ранее предъявленное обвинение изменяется на обвинение в совершении преступления небольшой тяжести, в связи с чем невозможно становится заключение под стражу (ч.1 ст.108 УПК);

когда поведение обвиняемого и обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в заключении под стражу нет необходимости, и можно применить меру, не связанную с лишением свободы.

Соответствует закону замена ареста на залог, который гарантирует выполнение обвиняемым предъявляемых к нему процессуальных требований.

Однако следует учитывать, что арест в настоящее время избирается по судебному решению. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом (ч.4 ст.110 УПК РФ). Таким образом, если в аресте отпадает необходимость, либо становится возможным замена его на любую другую меру пресечения, следователь должен обратиться с соответствующим ходатайством в суд, который принимал решение об аресте, либо продлевал срок ареста, заручившись также письменным согласием прокурора.

Судья не вправе избирать по делу какую-либо меру пресечения без соответствующего ходатайства следователя. Если следователь ходатайствует о замене ареста на домашний арест, который также избирается по судебному решению, то, безусловно судья вправе решать, назначать домашний арест данному лицу или нет. Если же следователь ходатайствует о замене ареста на подписку о невыезде, то судья не вправе в данном случае отменить арест и назначить иную меру пресечения, кроме подписки о невыезде. Вместе с тем, судья, конечно, вправе вообще отказать в отмене или изменении меры пресечения.

Статья 110 УПК содержит далеко не все основания отмены или изменения меры пресечения – ареста. Следующим основанием надо назвать истечение срока содержания под стражей подозреваемого. Это происходит, когда истекает 10-дневный срок ареста подозреваемого (включая сюда срок задержания на 48 часов плюс 72 часа), обвинение не предъявлено, либо обвинительный акт не составлен. В таких случаях следователь обязан освободить лицо из-под стражи, руководствуясь ст.100 УПК, а дознаватель – ч.3 ст.224 УПК.

Начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.

Если по истечении установленного законом срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения соответствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о продлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения не поступило, начальник места содержания под стражей немедленно освобождает его своим постановлением (ч.2-3 ст.50 ФЗ) Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П)..

Истечение 2-месячного срока ареста, либо срока ареста с учетом продления, когда расследование не завершено, и нет оснований для продления срока содержания под стражей. В этом случае следователь обязан своим постановлением освободить обвиняемого из-под стражи, руководствуясь ст.109 УПК в подходящей части, и при наличии к тому оснований избрать более мягкую меру пресечения в соответствии с ч.1-2 ст.110 УПКРФ. Согласие прокурора и судебное решение в данном случае не требуется, так как срок действия избранной по решению суда меры пресечения истек, и судебное решение утратило свою силу.

Если следователь своевременно не совершит указанные действия, то обвиняемый освобождается по постановлению начальника следственного изолятора в связи с истечением срока содержания под стражей на основании ст.49-50 ФЗ № 103 Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П)..

Освобождение обвиняемого из-под стражи рассматривается как дисциплинарный проступок следователя и влечет разбирательства и взыскания. Только освобождение из-под стражи в связи с отсутствием события или состава преступления (п.1-2 ч.1 ст.24 УПК), а также в связи с непричастностью обвиняемого (подозреваемого) к совершению преступления (п.1 ч.1 ст.27 УПК) влечет реабилитацию на стадии предварительного расследования (ст.133 УПК).

Уголовная ответственность наступает за заведомо незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст.301 УК РФ), заведомость предполагает наличие прямого умысла в действиях следователя, дознавателя или прокурора, допустивших незаконное задержание или незаконный арест.

Только виновные действия следователя, нарушающие закон, должны влечь дисциплинарную или уголовную ответственность.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процессуальный закон явно недостаточно регламентирует порядок и основания освобождения от ареста. Освобождение из-под стражи – такое же процессуальное действие, как и заключение под стражу, и должно быть закреплено не только, по моему мнению, в федеральном законе о содержании под стражей, который относится в большей степени к уголовно-исполнительному законодательству, но и в процессуальном законе.

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуж­дения, применяемая органом дознания, дознавателем, следова­телем на срок не более 48 часов с момента фактического задер­жания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, ко­торое, в силу своей неотложности не требует для его примене­ния судебного решения.

Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обос­нованности задержания, четко регламентируя условия, основа­ния, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).

Основания задержания:

Лицо может быть за­держано только по подозрению в совершении такого преступ­ления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:

    1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо

    • пыталось скрыться, либо
    • не имеет постоянного места жительства, либо
    • не установлена его личность, либо
    • если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

“Иные данные” – фактические дан­ные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению . К ним могут относиться:

    1. показания сви­детелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступле­ния, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
    2. показания обвиняемых, подозре­ваемых о соучастниках;
    3. результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
    4. материалы ревизий, инвентаризаций;
    5. сходст­во по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.

Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основа­ния для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыть­ся, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутст­вием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.

Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из ус­ловий (например, лицо не имеет постоянного места жительст­ва), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подоз­ревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процес­суальное задержание недопустимо.

Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.

Фактическое задержание означает захват лица и принудитель­ное доставление его в органы дознания или к следователю.

Право уголовно-процессуального задержания в порядке, уста­новленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.

Если лицо было задержано непосредственно при соверше­нии преступления (т. е. до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после до­ставления такого подозреваемого в орган дознания или к сле­дователю должны быть вынесены постановление о возбужде­нии уголовного дела (при наличии соответствующих основа­ний) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уго­ловно-процессуальному задержанию.

Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида — это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроиз­водство . Закон устанавливает, что соответствующее должност­ное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований. Право превращается в обязанность лишь тогда, ко­гда появляются мотивы, обусловливающие необходимость за­держания в данном конкретном случае.

Мотивами задержания могут быть:

    1. пресечение преступно­го деяния;
    2. предотвращение совершения новых преступле­ний;
    3. лишение возможности скрыться, уничтожить доказа­тельства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
    4. установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
    5. своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.

Не допускается использование задержания как средства по­лучения от подозреваемого признания вины в совершении пре­ступления.

Срок задержания

Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не мо­жет превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступле­ния (п. 15 ст. 5 УПК).

Важность четкого определения момента фактического задер­жания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ консти­туционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализа­цию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактиче­ского задержания лица, подозреваемого в совершении преступ­ления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).

Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исклю­чением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисле­ния сроков требуется учитывать день, час и минуту фактиче­ского задержания.

УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обосно­ванности задержания и обеспечения прав задержанного.

Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержа­ния.

Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо долж­но быть доставлено в орган дознания или к следователю. Пред­ставляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия. Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления дол­жен быть доставлен в орган дознания или к следователю в тече­ние разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часо­вого срока является основанием для освобождения подозревае­мого (ч. 2 ст. 94 УПК).

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК). В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, на­пример, в случае задержания лица при совершении преступле­ния).

В протоколе задержания указывается как дата и время со­ставления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие об­стоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК). По смыслу этой уголовно-про­цессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о при­менении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе за­держания должны быть указаны все имевшие место такие об­стоятельства . В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозревае­мым и лицом, его составившим.

В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производ­ства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления , но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст. 184 УПК).

В течение 12 часов с момента фактического задержания до­знаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):

  • прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
  • кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
  • командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел – начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
  • секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию – при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться , за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений».

Основания и порядок освобождения задержанного

Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

    1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
    2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
    3. задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

    • в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо
    • суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

Ссылка на основную публикацию