Когда по закону разрешено проводить контроль и запись переговоров для уголовных дел

Статья 186 УПК РФ. Контроль и запись переговоров (действующая редакция)

1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления – на основании судебного решения.

3. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

4. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

6. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

7. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

8. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 186 УПК РФ

1. Контроль телефонных и иных переговоров – это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм (п. 14.1 ст. 5 УПК). Данное следственное действие следует отличать от сходных с ним оперативно-розыскных мероприятий: прослушивания телефонных переговоров, звукового наблюдения, снятия информации с технических каналов связи, контроля сообщений. Однако с точки зрения методов производства между ними нет принципиальных различий, поскольку само техническое осуществление прослушивания и звукозаписи производится оперативными подразделениями технической разведки ФСБ, ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в условиях конспирации, т.е. оперативно-розыскными средствами. Между прослушивающими переговоры органами и прослушиваемыми лицами нет и не может быть процессуальных правоотношений. Правоотношения возникают только при даче следователем поручения о контроле и записи переговоров, а также при истребовании и оформлении результатов этих действий.

Контроль и запись переговоров необходимо отличать и от сходных с ним следственных действий – выемки почтово-телеграфных отправлений (ст. 185) и получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1). Между ними существуют два основных отличия. Во-первых, выемка и получение информации состоят в изъятии материальных носителей, либо уже созданных самими участниками письменных переговоров (записки, письма, пейджинговые сообщения, документы электронной почты), либо хранящихся у операторов связи. При контроле и записи переговоров материальные носители – фонограммы – создаются по поручению следователя, поскольку переговоры ведутся устно. Во-вторых, при контроле и записи переговоров основным участником является специализированный орган (подразделение правоохранительных органов), который прослушивает и записывает их, представляет в определенном порядке фонограмму. В выемке и получении информации принимает участие обычный оператор связи, через который передаются сообщения или ведутся переговоры.

2. В качестве специального условия данного следственного действия закон признает наличие производства по преступлению средней тяжести, тяжкому или особо тяжкому (ст. 15 УК).

3. Без судебного решения данное следственное действие производится по письменному заявлению одного из участников переговоров, когда существует реальная угроза совершения насилия, вымогательства в отношении потерпевшего, свидетеля, их близких. При этом, однако, переговоры другого участника переговоров записываются без его согласия и без судебного решения. Это, на наш взгляд, не вполне согласуется с Конституцией РФ, которая предусматривает, что ограничение права на тайну телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23) и устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24).

4. Техническое осуществление контроля и записи переговоров уголовно-процессуальными нормами не регулируется. В результате фиксируются переговоры всех лиц, пользующихся определенным телефоном или находящихся в определенном помещении. В то же время процессуальный закон допускает контроль и запись переговоров в отношении определенного лица. Возникает проблема доказательственного значения зафиксированных переговоров других лиц, которые фактически были записаны без судебного решения. Например, прослушиваются переговоры адвоката, подозреваемого в даче взяток. В результате записаны переговоры его супруги по домашнему телефону, других адвокатов по рабочему телефону. Представляется, что законодателю следовало бы установить обязанность органов, осуществляющих прослушивание переговоров, немедленно устранять из записи разговоры лиц, не имеющих отношения к данному делу, а также предусмотреть в законе запрет на использование таких “лишних” записей в качестве доказательств, материалов ОРД и т.д., т.к. они получены без судебного решения, вынесенного в отношении этих лиц.

Контроль и запись переговоров

Контроль и запись переговоров – следственное действие. Целью этого следственного действия является получение доказательственной информации по уголовному делу. Оно может проводиться и для предотвращения реализации угрозы потерпевшим, свидетелям или их родственникам и близким лицам. Данное следственное действие является комплексным. О его производстве следователь выносит постановление. Санкционирует это следственное действие суд (п. 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). На обращение в суд следователь получает согласие руководителя следственного органа, а дознаватель – надзирающего прокурора (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Исполняет это следственное действие – прослушивает переговоры, контролирует их и записывает – уполномоченный следователем орган.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно может прекратиться по постановлению следователя и раньше, если необходимость в его проведении отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты, время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

О результатах осмотра фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Контроль и запись переговоров допускается лишь по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (ч. 1 ст. 186 УПК РФ).

Основанием контроля и записи переговоров является наличие достаточных данных, позволяющих полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемых, обвиняемых и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела (ст. 186 УПК РФ).

Круг лиц, чьи переговоры могут подвергаться контролю и записи, практически не ограничен. Главное состоит в том, что в этих переговорах могут содержаться сведения, имеющие значение для раскрытия и расследования конкретного уголовного дела о тяжком или особо тяжком преступлении.

А.П. Гуляев полагает, что “закон “Об оперативно-розыскной деятельности”” (ст. 8), в отличие от ст. 186 УПК РФ, допускает проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с контролем и записью телефонных переговоров, на основании судебного решения и при наличии информации не только по тяжким и особо тяжким преступлениям, но и другим совершаемым или подготавливаемым уголовно наказуемым деяниям, по которым производство предварительного следствия является обязательным.

Под эту категорию подпадают, в первую очередь, преступления в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в сфере компьютерной информации и ряд других, при раскрытии и расследовании которых контроль и запись переговоров может дать важные доказательства по делу”*(299).

Данное суждение противоречит ч. 2 ст. 186 УПК РФ. Это означает, что здесь должна применяться ст. 7 УПК РФ, которая гласит: “1. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему Кодексу. 2. Суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта настоящему Кодексу, принимает решение в соответствии с настоящим Кодексом. 3. Нарушение норм настоящего Кодекса судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств”.

Применение закона по аналогии, если этим ограничиваются права обвиняемого, подозреваемого на защиту, недопустимо. Это привело нас к выводу, что данный А.П. Гуляевым комментарий к ст. 186 УПК РФ не может использоваться в практической деятельности.

В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства об установлении контроля и записи телефонных и иных переговоров обязательно должны быть указаны:

уголовное дело (его номер), при производстве которого необходимо применение данной меры;

основания, по которым производится данное следственное действие; квалификация преступления, свидетельствующая о тяжком или особо тяжком преступлении;

фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные или иные переговоры подлежат контролю и записи;

срок осуществления контроля и записи;

наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи (ч. 3 ст. 186 УПК РФ).

По форме постановление состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части отражается наименование постановления, дата и место его вынесения, наименование органа и должностного лица, его вынесшего, звание, чин, фамилия и инициалы, уголовное дело, его номер, фабула дела и квалификация преступления.

После вводного слова “установил” излагаются основания производства контроля и записи телефонных и иных переговоров. Затем дается ссылка на ст. 186 УПК РФ и после вводного слова “постановил” излагается резолютивная часть постановления.

В резолютивной части указывается:

ходатайствовать перед судом (наименование суда) о производстве контроля и записи телефонных переговоров, осуществляемых лицом (указывается фамилия, имя, отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю), указываются номера служебных и домашних телефонов, с которых могут осуществляться переговоры, подлежащие контролю и записи, указывается срок, в течение которого осуществляется контроль и запись переговоров;

указывается наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.

Постановление подписывают лицо, его вынесшее (следователь), и прокурор, давший согласие на обращение в суд с ходатайством о контроле и записи переговоров.

Решение о проведении контроля и записи телефонных и иных переговоров принимается судьей районного суда по месту производства предварительного следствия единолично после изучения представленных следователем материалов. Оформляется такое решение постановлением. Решение принимается в срок не позднее 24 часов с момента поступления материалов.

Лицо, чьи телефонные и иные переговоры контролируются и записываются, при принятии решения судьей не присутствует (п. 16 ч. 4 ст. 474 УПК РФ).

Законодатель разрешил контролировать и записывать телефонные и иные переговоры без судебного решения, по постановлению следователя, поддержанного руководителем следственного органа, или дознавателя, санкционированного прокурором, при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их родственников или близких лиц по письменному заявлению указанных лиц (ч. 2 ст. 186 УПК РФ).

В этом случае следователь, направляя свое постановление для исполнения в орган, наделенный правом выполнять решение по контролю и записи переговоров, к сопроводительному письму прикладывает заявление лица, обратившегося с просьбой о прослушивании его переговоров с указанием номера его телефона.

В.В. Кальницкий считает, что и в этом случае должно быть получено судебное решение*(300). С этим суждением вряд ли можно согласиться. Судебное решение необходимо только в случаях отсутствия заявления лица, чьи переговоры контролируются и записываются (ч. 2 ст. 186 УПК РФ).

А.П. Гуляев считает, что “по аналогии с ч. 2 ст. 186 УПК РФ контроль и запись переговоров допустимы по письменному заявлению не только названных в этой норме участников и лиц, но и других – экспертов, защитников, представителей, адвокатов, если в отношении них имеются такие же угрозы, которые обозначены в данной статье”*(301). С этим суждением вряд ли можно согласиться по следующим соображениям. Потерпевший, свидетели – участники процесса – незаменимы в обозначенном качестве, поэтому они и нуждаются в большей более оперативной защите. Другие участники процесса вполне заменимы. Они, конечно, нуждаются в защите, но прослушивание их телефонов, запись и контроль переговоров с учетом их специфики возможны только по судебному решению.

Получив постановление судьи с разрешением контроля и записи переговоров, следователь со своим сопроводительным письмом направляет его в учреждение, наделенное правом осуществлять эти технические мероприятия. Такими органами могут быть учреждения связи или оперативно-розыскные подразделения, перечень которых обозначен в ст. 13 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.

Контроль и запись переговоров

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров является следственным действием, предусмотренным ст. 186 УПК. Структуру этого следственного действия составляют прослушивание и запись переговоров путем использования любых технических средств коммуникации (мобильных телефонов, пейджингов, телетайпов, электронной почты), а также осмотр и прослушивание фонограммы (п. 14.1 ст. 5 УПК).

В техническом отношении эти действия заключаются в подключении соответствующего подразделения МВД или ФСБ России к определенным видам технической связи в целях контроля и записи телефонных и иных переговоров подозреваемых, обвиняемых и иных лиц. Иными лицами могут быть родственники подозреваемого, обвиняемого, а также лица, находящиеся с ними в криминальных связях.

Основанием для прослушивания переговоров подозреваемых, обвиняемых и других лиц является наличие достаточных данных полагать, что ведущие между ними переговоры могут иметь значение для уголовного дела. Лица, ведущие переговоры, могут сообщать сведения о расследуемом преступлении, его участниках, мерах противодействия следствию, которые могут быть использованы следователем в качестве ориентирующей информации при выдвижении следственных версий, проведении следственных действий, а также в качестве средства изобличения виновных лиц.

Контроль и запись переговоров допускается при производстве по уголовным делам о средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения.

Прослушивание и запись переговоров могут осуществляться и при наличии данных о том, что подозреваемый, обвиняемый и другие заинтересованные в исходе дела лица высказывают в адрес потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий. В таких случаях производство записи телефонных и иных переговоров допускается по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления – на основании судебного решения.

Телефонные и иные переговоры при расследовании преступления могут вестись также между защитником и подзащитным. В этом случае прослушивание переговоров недопустимо, так как оно являлось бы нарушением охраняемой законом профессиональной тайны защитника и противоречило бы принципу состязательности сторон в уголовном процессе.

В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются: уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры, основания, по которым производится данное следственное действие, фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи, срок осуществления контроля и записи, наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

Ходатайство следователя облекается в форму мотивированного постановления. При положительном разрешении ходатайства следователя судья выносит постановление, которое направляется следователем в тот орган, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

Производство контроля и записи переговоров может быть установлено на срок до шести месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу.

Следователь в течение всего срока производства прослушивания переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств. Сведения о технических средствах необходимы для последующего качественного прослушивания фонограммы следователем и в суде и возможного ее судебно-экспертного исследования. Фонограмма должна быть упакована по правилам упаковки вещественных доказательств и удостоверена подписью должностного лица.

При пересылке фонограммы следователю орган, осуществляющий контроль и запись переговоров, обязан принять необходимые меры по ее сохранности и целостности, она должна быть защищена от деформации и размагничивания.

По получении фонограммы следователь производит ее осмотр с целью определения внешнего состояния и прослушивание. Эти действия осуществляются с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны. Приглашение участников переговоров для прослушивания фонограммы не является обязательным для следователя. Во избежание разглашения данных предварительного следствия их участие в производстве данного действия может быть не целесообразным. Привлечение к прослушиванию лиц, чьи переговоры записаны, важно в ходе их допроса с предъявлением доказательств. Содержание фонограммы в данном случае может быть использовано в качестве средства доказывания по уголовному делу.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по его мнению, имеет отношение к уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе изложить свои замечания.

По окончании составления указанного протокола следователь выносит постановление о приобщении фонограммы в полном объеме к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства. Фонограмма упаковывается и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования ее посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

По вступлении приговора в законную силу и в случае прекращения дела та часть фонограммы, которая не имеет значения для уголовного дела, уничтожается. Об этом делается отметка в протоколе ее осмотра и прослушивания.

Следует иметь в виду, что следователь вправе поручить проведение прослушивания переговоров органу дознания в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК и Законом об ОРД. В этом случае речь будет идти не о следственном действии, а об ОРМ. Материалы исполненного отдельного поручения – фонограмму и бумажный носитель записи переговоров – оперативный орган представляет следователю в порядке, установленном соответствующими ведомственными нормативными актами. При этом полученная таким путем информация, в отличие от информации, полученной в порядке ст. 186 УПК, имеет не доказательственное, а только вспомогательное, ориентирующее значение.

Когда по закону разрешено проводить контроль и запись переговоров для уголовных дел

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Когда по закону разрешено проводить контроль и запись переговоров для уголовных дел». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Первым шагом на пути решения проблемы своевременного проникновения в замыслы организованных преступных формирований и получения необходимой информации, позволяющей оперативно предупреждать и раскрывать преступления, стал Закон РСФСР от 12 июня 1990 г., которым были допущены прослушивание и звукозапись переговоров, ведущихся по телефонам и другим переговорным устройствам.

Комментируемая статья ограничивает конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров, поэтому в ст.13 УПК РФ зафиксировано, что контроль и запись телефонных и иных переговоров возможны на основании судебного решения.

13.1. Понятие, система и общие условия производства следственных действий

Контроль и запись переговоров в порядке производства соот­ветствующего следственного действия пока еще применяются край­не редко.
Не позд­нее 48 часов с момента начала прослушивания должно быть получе­но разрешение суда на его проведение. Необходимо иметь в виду, что и в той ситуации, когда про­слушивание прекращается до истечения этого срока, орган, осущест­вляющий данное оперативно-розыскное мероприятие, обязан напра­вить в суд соответствующее уведомление и получить решение суда, подтверждающее правомочность проведения ОРМ.

Кроме того, получение судебного решения на производство контроля и записи переговоров не требуется, когда об этом поступает письменное заявление потерпевшего, свидетеля при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении их самих или их близких. Однако если письменное заявление в таких случаях отсутствует, судебное решение все же необходимо получить.

В соответствии с ч.4 ст.29 УПК РФ, если при судебном разбирательстве будут выявлены нарушения закона, то суд вправе вынести частное определение или постановление.

В дальнейшем при возникновении конфликтной ситуации с партнером, с правоохранительными органами и т.п., когда решается вопрос о возбуждении уголовного дела либо уголовное дело уже возбуждено, в ход пускается имеющаяся аудиозапись.

Глава 25 Контроль и запись переговоров

Необходимо иметь в виду, что и в той ситуации, когда про­слушивание прекращается до истечения этого срока, орган, осущест­вляющий данное оперативно-розыскное мероприятие, обязан напра­вить в суд соответствующее уведомление и получить решение суда, подтверждающее правомочность проведения ОРМ.

При наличии фактического основания первого вида формальным основанием контроля и записи переговоров является постановление судьи, выносимое им по ходатайству лица, осуществляющего предварительное расследование, согласованному с прокурором. Контроль и запись допустимы при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

На первый взгляд ответ ясен: когда контроль и запись переговоров производятся на основании судебного решения, принятого в порядке ст. 165 УПК РФ, налицо процессуальное действие.

При этом согласно ст.186 УПК РФ контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения.

В рамках уголовного дела производилось прослушивание телефонных переговоров,

Предусмотренная Законом максималь­ная продолжительность прослушивания не может превышать шести месяцев. Согласно действующему законодательству прослушивание те­лефонных переговоров до возбуждения уголовного дела допускается только в рамках оперативно-розыскной деятельности.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Отсутствие в УПК РФ четкой регламентации данного действия не позволяет однозначно ответить на вопрос, в каких случаях оно является процессуальным со всеми вытекающими из такого статуса последствиями, а когда — оперативно-розыскным мероприятием, результаты которого могут стать доказательствами по расследуемому уголовному делу лишь при соблюдении ряда необходимых условий.

Основанием для производства контроля и записи переговоров являются данные о возможности получения из них относящихся к делу сведений.

Из изложенного видно, что сбор доказательств производится путем только процессуальных действий, производство которых является исключительной прерогативой только органов предварительного расследования и суда. Закон не дает подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, а также иным лицам, участвующим в деле, право самостоятельно производить сбор доказательств, каковым и является запись переговоров.

Таким образом; по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 186 УПК РФ, контроль и запись пере­говоров могут осуществляться в отношении двух групп лиц: а) подозреваемых и обвиняемых в том значении, которое этим терминам придается в ст. 46 и 47 УПК РФ, и б) других лиц.

Следует учитывать, что многие преступники пользуются SIM-картами различных операторов связи, имеют несколько номеров мобильных телефонов.

Под другими лицами следует понимать лиц, в отношении которых у следователя имеются све­дения, дающие основание полагать, что они являются соучастниками преступления либо скрывают орудия и предметы преступления. К другим лицам следует относить также лиц, которые противо­действуют расследованию преступлений.

Статья 186 УПК РФ с ориентиром на дальнейшее развитие средств связи допускает контроль и запись не только телефонных, но и иных переговоров. Под ними следует понимать всякий обмен сообщениями, передаваемыми с помощью различных типов коммуникационного оборудования (сетей подвижной и беспроводной связи, персонального радиовызова общего пользования и др.).

Если имеются достаточные основания полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях только на осно-вании судебного решения, принятого в порядке, уста-новленном ст. 165 УПК РФ.

Сколько раз в неделю могут звонить коллекторы на работу

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона об ОРД (в ре­дакции от 21 февраля 2001 г.) прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступле­ний, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указан­ных преступлениях.

А. от августа 2009 года (без номера), которое защита считает обычной фальшивкой, сфабрикованной по просьбе сотрудников ДЭБ МВД России (как бывало неоднократно) для сокрытия своей противоправной деятельности.

Поскольку они ограничивают конституционное право человека и гражданина на тайну переписки, телефонных перегово­ров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, федеральное зако­нодательство строго регламентирует порядок их применения.

Могут ли коллекторы подать в суд?

При этом имеют место случаи, когда доказательства, полученные с использованием результатов ОРМ, признаются судом не имеющими юридической силы в связи с допущенными нарушениями закона: не­своевременным получением решения суда о проведении ОРМ, несо­блюдением порядка записей переговоров, хранения, представления следователю их носителей.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу.

Если контроль и запись переговоров ведется по письменному заявлению их участника, то следователь выносит постановление и уведомляет об этом прокурора.

13.11. Назначение и производство экспертизы

В понятие «иные переговоры» включаются переговоры, которые ведутся с использованием дру­гих переговорных устройств (селекторных, проводных или беспроводных и иных средств передачи речевой информации), а также переговоры, которые ведутся путем непосредственного общения между субъектами, если их прослушивание и фиксация возможны путем применения соответст­вующих технических средств.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Важной гарантией соблюдения конституционных прав граждан на тайну переговоров является требование законодателя о сроках проведения контроля и записи переговоров. Они не могут превышать шесть месяцев или срока окончания предварительного расследования по конкретному уголовному делу, если он короче указанного срока.

Установление контроля и записи переговоров допускается прежде всего в отношении обвиняемого и подозреваемого.

Следующий комментарий к статье 186 УПК РФ

Такие сведения могут быть получены в ходе предварительного следствия или оперативно-розыскной деятельности, а также из сообщений граж­дан, предприятий, учреждений и т.д.

Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

Я еще не видел, чтобы в диктофоне стоял компакт-диск диаметром 12 см, на который якобы была произведена запись и представлена в суд. Отсутствие в УПК РФ четкой регламентации данного действия не по- зволяет однозначно ответить на вопрос, в каких случаях оно является следственным действием со всеми вытекающими из такого статуса последствиями, а когда — оперативно-розыскным мероприятием, результаты которого могут стать доказательствами по расследуемому уголовному делу лишь при соблюде-нии необходимых условий.

13.9. Предъявление для опознания

Е. Токаревой и заместителем начальника Управления методического обеспече­ния Генеральной прокуратуры Российской Федерации государ­ственным советником юстиции 2 класса А.П.

Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ ограничение права чело­века и гражданина на тайну телефонных переговоров, а также тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. С учетом этого соответст­вующие требования включены в Федеральный закон об ОРД и в УПКРФ.

Жалоба в военную прокуратуру анонимно

Егорова О.А., как я неоднократно писал в своих заметка, явно не дружит с уголовным законодательством России. Она их мало понимает. По этой причине у нас сидят по тюрьмам в значительном количестве люди невиновные.

В течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для прослушивания.

В случае принятия судьей положительного решения по ходатайству следователя постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган (ч. 4 ст. 186 УПК РФ).

МВД создаст спецподразделения для борьбы с нарушениями в работе сотрудников наркоконтроля

21 июня 2019 года

13 июня 2019 года

12 июня 2019 года

11 июня 2019 года

28 декабря 2018 года

05 ноября 2018 года

01 ноября 2018 года

14 октября 2018 года

15 июля 2018 года

09 июля 2018 года

04 июля 2018 года

16 апреля 2018 года

05 апреля 2018 года

05 апреля 2018 года

24 января 2018 года

20 декабря 2017 года

12 октября 2017 года

28 сентября 2017 года

13 июля 2017 года

20 июня 2017 года

28 апреля 2017 года

23 апреля 2017 года

22 марта 2017 года

21 марта 2017 года

29 декабря 2016 года

5 декабря 2016 года

18 ноября 2016 года

17 ноября 2016 года

ЗАЩИТА ПО НАРКОТИКАМ В МОСКВЕ И ВО ВСЕХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Контроль и запись телефонных переговоров

Нынешний век-век информации. И информация сейчас имеет огромную ценность и помогает сохранять превосходство над оппонентами. Потому люди готовы затрачивать огромные ресурсы и средства, чтобы добыть ее. Прослушка телефона – достаточно часто используемое средство. Но мы можем говорить в таком ключе лишь об информативности данного средства и его доказательном значении, и не стоит забывать о соблюдении конституционные права человека на тайну частной жизни.

Прослушать телефонные переговоры возможно лишь в рамках уголовного дела, либо при наличии обоснованного подозрения в причастности лица к совершению совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступления, имея на то веские основания и при условии наличия у правоохранительных органов решения суда на проведение данного следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия. Лишь в таком случае полученная информация применима для органов правосудия. Во всех других случаях прослушивание вашего телефона – это вторжение в вашу частную жизнь и карается законом.

Контроль телефонных и иных переговоров – это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм.

Сразу заметим, что установка прослушивающих устройств в квартире, офисе или машине не относятся к данному следственному действию. Так как это не является переговорами, это запись вне коммуникаций связи.

Кто имеет полномочия на прослушивание телефонных переговоров и как можно оказаться в положении прослушиваемого?

Оперативно-розыскные мероприятия по прослушиванию телефонных переговоров и снятию информации с технических каналов связи осуществляют ФСБ и ОВД с привлечением собственных оперативно-технических сил.

Контроль и запись переговоров регламентированы ст.186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. И попасть в положение прослушиваемого не так-то просто. Закон гласит, что запись переговоров возможно проводить лишь при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях, содержат сведения, имеющие значение для уголовного дела, и их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном УПК РФ.

Отсюда основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Проведение таких мероприятий ограничивает конституционные права человека на гражданскую тайну переписки, телефонных переговоров, других сообщений, которые передаются по сетям электрической и почтовой связи, и допускается исключительно на основании судебного решения или постановления следователя и при наличии вышеизложенных оснований.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Как следователь получает разрешение на проведение следственного действия по прослушиванию телефонных переговоров, в рамках возбужденного уголовного дела? Это не так просто.

Следователь направляет ходатайство в суд, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.

В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их рассмотрения, и незамедлительно. Судья (суд) не вправе отказать в рассмотрении материалов в случае их представления.

До возбуждения уголовного дела:

Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления следствие обязано будет обратиться в суд, и судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» до возбуждения уголовного дела, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Также существует статья 186.1 УПК РФ. “Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами”.

Данная статья не дает столько возможностей для сотрудников правоохранительных органов, как ранее рассмотренная. Она лишь дает возможность отследить количественное выражение соединений между абонентами. Данные сведения сложно трактовать как однозначно доказывающие виновность или невиновность абонентов и лишь доказывает связь между ними.

Получение сведений о количестве соединений между абонентами является своеобразным трамплином к полному прослушиванию телефонных переговоров.

Если информация о соединениях между абонентами будет важна для уголовного дела, то следователь однозначно приложит усилия и обратится с ходатайством в суд о предоставлении судебного решения для получения возможности запросить документы у оператора о количестве абонентских соединений, и о местонахождении абонентов (биллинг).

Согласно ч.2 ст.186.1 УПК РФ, в ходатайстве следователя о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо выполнить данное следственное действие;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) период, за который необходимо получить соответствующую информацию, и (или) срок производства данного следственного действия;

4) наименование организации, от которой необходимо получить указанную информацию.

Когда следователь получает судебное решение разрешающее получать информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, он отправляет копию в соответствующую организацию, осуществляющую услуги связи. Руководитель организации обязан предоставить запрашиваемую информацию либо в виде распечатки, либо посредством цифровой записи на съемный носитель. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.

Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

Следователь осматривает представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, с участием специалиста (при необходимости), о чем составляет протокол, в котором должна быть указана та часть информации, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу (дата, время, продолжительность соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами, номера абонентов и другие данные). Лица, присутствовавшие при составлении протокола, вправе в том же протоколе или отдельно от него изложить свои замечания.

Представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность.

Если необходимость в производстве данного следственного действия отпадает, его производство прекращается по постановлению следователя, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу.

Подробная информация собрана в следующих статьях:

Звоните, сделайте первый шаг на пути к свободе!

Основания и процессуальный порядок производства контроля и записи переговоров как следственное действие

Процессуальным основанием осуществления контроля и записи переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц является судебное решение, полученное следователем в порядке, предусмотренным ст. 165 УПК РФ.

Процессуальным основанием для осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц является письменное заявление хотя бы одного из этих лиц, а при отсутствии такого заявления – судебное решение, полученное следователем в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ [7, 451].

Основания производства каждого следственного действия можно подразделить на:

  • – фактические – наличие сведений о том, что необходимо получить доказательства определенного вида с помощью именно этих действий;
  • – юридические – наличие в законе специальных условий проведения данного следственного действия.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ст. 186 закрепил право следователя на осуществление следственного действия – контроля и записи телефонных и иных переговоров. При этом особое значение отводится процедуре ограничения прав гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, которые допускаются только на основании судебного решения (ст. 13) и судебного порядка получения разрешения на проведение следственного действия (ст. 165), ограничивающего конституционные права граждан [2].

В ст. 165 УПК РФ указан процессуальный порядок получения судебного решения о производстве отдельных следственных действий, перечисленных в ч. 2 ст. 29 УПК РФ, где указано, что только суд правомочен принимать решения о контроле и записи телефонных и иных переговоров [2].

Судебный порядок принятия решений о производстве следственных действий был введен в уголовный процесс с целью усиления гарантий прав личности. Например, Уведомление судьи Ставропольского краевого суда о прослушивании в экстренном порядке телефонных переговоров гражданина Б.К. Мызова.

Следственные действия (за исключением осмотра места происшествия) проводятся по возбужденным уголовным делам, т.е. когда следователь, как правило, обладает достаточным объемом доказательств для принятия обоснованного решения об их производстве, что позволяет более квалифицированно решать вопрос о применении данного следственного действия в расследовании и тактике его проведения. Так, например, данное обстоятельство указано в Постановлении старшего оперуполномоченного отдела милиции о прослушивании в экстренном порядке телефонных переговоров гражданина Б.К. Мызова. Правовая основа контроля и записи переговоров как следственного действия закреплена в ст. 186 УПК РФ. По мнению Рыжакова А.П. условиями осуществления контроля и записи телефонных переговоров как следственного действия признаются следующие положения:

  • – Контроль (запись) переговоров, осмотр и прослушивание фонограммы могут быть произведены только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.
  • – Контроль (запись) переговоров возможен только по делам о тяжких и об особо тяжких преступлениях или в случае, если существует реальная угроза применения в отношении потерпевшего, свидетеля, гражданского истца или в отношении их близких родственников, а в исключительных случаях иных лиц насилия, опасного для жизни и здоровья, а также совершения иных преступных действий в целях изменения указанными лицами своих показаний.
  • – Фактические данные, послужившие основанием к производству данного следственного действия, должны содержаться в доказательствах (показаниях свидетелей, потерпевших и т.д.).
  • – Данное следственное действие производится в отношении переговоров лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела.
  • – На момент производства осмотра и прослушивания фонограммы должны быть точно установлены лица, принимавшие участие в зафиксированном на ней разговоре.
  • – Осмотр и прослушивание производятся в присутствии понятых и лиц, телефонные и иные переговоры которых записаны.

Не имеет юридической силы доказательства фонограмма переговоров, когда хотя бы один его участник не установлен и соответственно у органов предварительного следствия не было возможности обеспечить его участие в осмотре таковой.

  • – К уголовному делу приобщается фонограмма в полном объеме.
  • – Должно быть точно установлено, что при осмотре и прослушивании фонограммы не будут нарушены те права и законные интересы как участвующих в ней, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно – процессуальным законом.
  • – Не унижается честь и достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих.
  • – Не ставится под угрозу здоровье и жизнь лица, за чьими переговорами осуществляется контроль и их запись.

Срок, на который установлено осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров, не может превышать шесть месяцев [16, 459].

По мнению Л.Г. Юриной, фактическими основаниями производства контроля и записи переговоров выступают следующие группы фактических данных: о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления; о связи таких преступлений с конкретным лицом либо об осведомленности лица о преступлении или о других фактах, имеющих значение для уголовного дела; о том, что именно посредством телефонной или иной связи могут передаваться сведения, имеющие значение для уголовного дела [22, 461].

Части 1 и 2 ст. 186 УПК РФ перечисляют основания применения контроля и записи телефонных переговоров. Допускается контроль и запись телефонных переговоров при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела [18, 488].

Контроль и запись переговоров как следственное действие представляют собой следующий алгоритм действий следователя:

1. Принятие решения о производстве контроля и записи переговоров. Контроль и запись переговоров могут производиться лишь при наличии оснований, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 186 УПК РФ. При этом уголовно-процессуальный закон не указывает, из каких источников должна быть получена информация о том, что во время телефонных и иных переговоров могут быть установлены обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ, либо о том, что в отношении потерпевшего, свидетеля и других лиц высказываются угрозы и т.п. Такие сведения могут быть получены в ходе предварительного следствия или оперативно-розыскной деятельности, а также из сообщений граждан, предприятий, учреждений и т.д.

По смыслу ст. 186 УПК РФ, решение следователя о производстве данного следственного действия фиксируется в постановлении о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров тогда когда имеются основания указанные в ч. 1 ст. 186 УПК РФ либо при наличии оснований, указанных в части второй этой же статьи, отсутствует заявление потерпевшего, свидетеля или близких родственников, родственников и близких лиц о высказывании в их адрес угрозах совершить насилие, о предпринятых в отношении их вымогательстве или иных преступных действиях [2].

Однако и тогда, когда контроль и запись переговоров должны производиться на основании письменного заявления, необходимо выносить постановлении о контроле и прослушивании переговоров, поскольку без такого процессуального акта соответствующие органы, указанные в ч.4 ст. 186 УПК РФ не могут приступить к производству необходимых действий.

Содержание постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров установлено в ч. 3 ст. 186 УПК РФ.

В водной части постановления должны быть указаны: место и дата составления постановления; наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя) и номер уголовного дела.

В описательной части постановления излагаются основания производства контроля и записи телефонных и иных переговоров и указывается норма уголовно процессуального закона (ст. 186 УПК РФ) на основании которой принимается данное решение.

В резолютивной части постановления излагается решение следователя (дознавателя) ходатайствовать перед судом (с указанием конкретного суда) о дате разрешения на производство контроля и записи телефонных и иных переговоров; указываются фамилия, имя, отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи; срок осуществления контроля и записи в месяцах; номера служебного и домашнего телефонов, по которым следует производить контроль и записи переговоров; иные переговоры, которые подлежат контролю и записи, с указанием каких именно и по каким видам связи; какому органу поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.

Ходатайство следователя с согласия прокурора направляется в суд по месту производства предварительного следствия или проведения данного следственного действия подлежит рассмотрению судьей в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.

По результатам рассмотрения представленного постановления судья выносит одно из двух решений: о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа. Если судья принимает первое из названных решений, то он выносит постановление о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров. Далее это решение направляется следователем для исполнения в соответствующий орган. В соответствии со ст. 2 Указа Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» «оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи…, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов Федеральной службы безопасности».

Непосредственно контроль и запись телефонных и иных переговоров уголовно-процессуальным законодательством не регламентируются и осуществляются по правилам, установленным ведомственными нормативными актами.

2. Истребование (получение) от органа, осуществляющего контроль и запись телефонных и иных переговоров, фонограммы, ее осмотр и прослушивание. Следователь в течении всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в отпечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технические средства (ч. 6 ст. 186 УПК РФ). Данное обстоятельство указано в Постановлении начальника Управления внутренних дел Ставропольского края о возбуждении перед судьей ходатайства о проведении снятия информации с технических каналов связи, влекущего ограничение конституционных прав человека и гражданина.

Осмотр и прослушивание фонограммы производится по правилам осмотра предметов и документов, установленным в ст. 177 УПК РФ. Осмотр полученной кассеты с фонограммой следует начинать с упаковки, обращая при этом внимание на возможные повреждения и наличие печати. В ходе осмотра кассеты следует обращать особое внимание на наличие или отсутствие признаков, свидетельствующих о возможном внесении изменений.

При прослушивании фонограммы обращается внимание на качество записи, отсутствие каких-либо технических погрешностей, особенности разговорной речи лиц, переговоры которых зафиксированы на фонограмме, а также на содержании самих переговоров, особенно в той части, которая по мнению лица, осуществляющего предварительное расследование, имеет непосредственное отношение к уголовному делу.

В том случае, когда по техническим причинам невозможно прослушать всю запись, содержащуюся на фонограмме, либо ее часть, в протоколе осмотра и прослушивания фонограммы необходимо сделать соответствующую отметку. Это будет основанием для последующего назначения и проведения фонографической или фоноскопической экспертизы.

В зависимости от результатов осмотра кассеты и прослушивания фонограммы, следователь принимает решение о приобщении фонограммы к уголовному делу в качестве вещественного доказательства. Ход и результаты осмотра и прослушивания фонограммы фиксируются в протоколе. Решение следователя о приобщении фонограммы к уголовному делу излагается в постановлении о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств.

В водной части постановления должны быть указаны место и время составления постановления; классный чин или звание, фамилия и инициалы следователя (дознавателя); номер уголовного дела и по обвинению какого лица либо по признакам какого преступления оно возбуждено.

В описательной части постановления излагаются основания признания фонограммы вещественным доказательством.

В резолютивной части постановления указывается фонограмма, которая приобщается к уголовному делу, и место ее дальнейшего хранения.

Постановление о приобщении фонограммы к уголовному делу в качестве вещественного доказательства подписывает следователь.

3. Принятие решения о прекращении контроля и записи переговоров и его исполнение. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок не более, чем 6 месяцев. Проведение контроля и записи переговоров прекращается по постановлению следователя в случае, если необходимость в них отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время для осуществления контроль и записи переговоров уголовно-процессуальным законодательством создана прочная основа, которая позволяет эффективно применять технические возможности в борьбе с наиболее организованными, социально-опасными видами современной преступности.

Когда по закону разрешено проводить контроль и запись переговоров для уголовных дел

Тактика контроля и записи переговоров трактуется в ст. 186 УПК РФ. Это особая форма фиксации сведений граждан, которыми они делятся по телефону, строго контролируемая законодательством РФ. Здесь мы разберем, когда и при каких обстоятельствах используется такой метод получения информации при проведении расследования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Краткое содержание ст. 186 УПК РФ с комментариями

Это довольно обширная статья, состоящая из восьми частей. В первой из них говорится о том, что контроль и запись переговоров в уголовном процессе допускаются в отношении граждан, подозреваемых в совершении правонарушения, при наличии двух важных условий:

  • при осуществлении расследования преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких;
  • для применения подобной меры нужно судебное решение, которое должно быть принято по ст. 165 УПК РФ.

Справка. Запись переговоров — это следственное действие, под которым понимается фиксация сведений, передаваемых по телефону, путем использования различных технических устройств. Обычно для этого привлекаются соответствующие подразделения ФСБ или МВД.

По ч. 2 ст. 186 УПК РФ контроль и запись телефонных и иных переговоров разрешается, если в отношении пострадавшего, свидетелей или их близких были допущены угрозы. Для этого потребуется заявление в письменном виде от лица или судебное постановление.

Согласно ч. 3, в ходатайстве, составляемом следователем, о необходимости применения такого метода расследования должны содержаться следующие сведения:

  • уголовное дело, для расследования которого он нужен;
  • основания, по которым идет следствие;
  • личные данные гражданина, в отношении которого он используется;
  • период применения;
  • название органа, занимающегося фиксацией переговоров.

В ч. 4 указано, что составленный документ направляется следователем в учреждение, которое и будет применять его.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до полугода. Его окончание осуществляется по постановлению следователя и если в этом уже нет особой необходимости, но не ранее того, как будет закончено предварительное следствие по делу. Об этом говорится в ч. 5 ст. 186 УПК РФ.

В течение всего периода фиксации переговоров следователь имеет право истребовать записи для того, чтобы их прослушать. Они передаются ему в запечатанном пакете вместе с документом, в котором указываются период применения метода и список технических средств, используемых при этом. Эту информацию можно найти в ч. 6 этой же статьи.

По результатам прослушивания записей следователь составляет протокол в присутствии специалиста и тех граждан, чьи переговоры были прослушаны. Последние имеют право занести в протокол соответствующие замечания. Это содержание ч. 7 ст. 186 УПК РФ.

Согласно ч. 8 этой статьи, записи переговоров приобщаются к материалам дела в качестве вещественного доказательства и хранятся в запечатанном виде таким образом, чтобы их не смогли взять посторонние лица, и в сохранности для дальнейшего использования в процессе судебного производства.

Участниками контроля и записи переговоров определяются следователь, сотрудники подразделений ФСБ и МВД, технические специалисты и т.д.

Когда допускаются контроль и запись переговоров

В криминалистике этот вид следственных действий начал использоваться относительно недавно — с 2001 года. Понятие и сущность контроля и записи переговоров заключаются в том, что органы дознания или следствия поручают соответствующему учреждению прослушивать переговоры граждан с применением специальных средств.

Для использования этого способа потребуются особые основания контроля и записи переговоров, которые могут быть как фактическими, так и юридическими.

Фактические и юридические основания

Фактическими определяются следующие:

  • наличие сведений, позволяющих предполагать, что полученные данные будут иметь особое значение для расследования дела и его разрешения;
  • информация о том, что пострадавший, свидетели или иные лица, причастные тем или иным образом к происшествию, получали угрозы применения к ним насилия.

Юридическими признаются такие:

  • постановление следователя и решение суда в первом случае;
  • его ходатайство с согласия прокурора или его руководителя.

На сколько устанавливается слежка

Контроль и запись переговоров как следственное действие могут применяться в течение полугода. Они прекращаются в случае, когда их необходимость уже отпадает. Например, расследование достигло своей цели: преступник был найден, а все обстоятельства происшествия прояснены.

Однако не допускается прекращение прослушивания до того, как будет окончено предварительное расследование.

В каком случае подобные действия считаются незаконными

Противоправными будут считаться записи переговоров, сделанные не по условиям, перечисленным в ст. 186 УПК РФ.

При этом нужно учитывать, что следователь имеет право поручать проведение прослушивания органу дознания по п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ и ФЗ об ОРД. Тогда это будет считаться уже не следственным действием, а оперативно-розыскным мероприятием.

Записи будут предоставляться следователю в соответствии с нормативно-правовыми актами вместе с письменной формой их фиксации. Цели контроля и записи переговоров в этом случае носят исключительно вспомогательный характер для расследования преступления.

Все остальные случаи, без предупреждения самих граждан, будут считаться правонарушениями, так как ч. 2 ст. 23 Конституции РФ обеспечивает их правом на тайну переписки, телефонных разговоров и т.д.

Как защитить свои права

Если вы подозреваете, что ваш телефон или смартфон прослушиваются, то вы должны знать, что это незаконно сразу по нескольким законодательным актам.

Во-первых, право на тайну телефонных разговоров обеспечивает ст. 23 Конституции РФ, на которую можно ссылаться, так как это главный нормативно-правовой акт страны.

Во-вторых, ответственность за подобные действия предусматривается по ст. 137 и ст. 138 УК РФ. Если в первой предусмотрены наказания за разглашение тайны телефонных разговоров, то во второй — за сбор и получение сведений о личной жизни лиц без их на то разрешения.

Заключение

При проведении предварительного расследования следователь или дознаватель вправе использовать такой метод, как запись переговоров граждан, проходящих по уголовным делам. Однако для этого нужны основания, перечисленные в ст. 186 УПК РФ. В ней же указано, что запись может использоваться только в течение полугода, вплоть до окончания предварительного следствия по делу.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Ссылка на основную публикацию