Помилование по статье 85 УК РФ: условия и порядок

Статья 85 УК РФ. Помилование

Новая редакция Ст. 85 УК РФ

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Комментарий к Статье 85 УК РФ

1. Помилование осуществляется Президентом РФ на основании п. “в” ст. 89 Конституции. Подробнее см. п. 2 коммент. к ст. 84.

2. Акт о помиловании является документом высшего должностного лица страны – Президента РФ, содержит юридические индивидуально-применительные нормы, полностью или частично, условно или безусловно освобождающие конкретное лицо, осужденное за совершение преступления, от наказания (как основного, так и дополнительного), сокращающие назначенное лицу наказание либо заменяющие его более мягким видом наказания, а равно досрочно освобождающие это лицо от уголовно-правовых последствий осуждения.

3. Поскольку осуществление помилования входит в компетенцию высшего органа государственного управления, его нормы являются обязательными к исполнению органами дознания, следствия, суда, а также органами, ведающими исполнением наказания (ст. 10, 11, п. “в” ст. 89 Конституции).

4. До 2002 г. ходатайство о помиловании рассматривалось Комиссией по вопросам помилования при Президенте РФ (образована Указом Президента РФ от 12.01.1992 N 17 ) после вынесения в отношении совершившего преступление лица обвинительного приговора с назначением наказания. Такое ходатайство, как правило, приносилось при совершении преступлений, за которые назначалось лишение свободы на определенный срок или более строгие меры наказания. Решая вопрос об отмене наказания, назначенного судом, или изменении его в сторону смягчения, Комиссия исходила из принципов гуманизма и целесообразности дальнейшего отбывания наказания осужденным, по поводу которого произведено ходатайство.
——————————–
Ведомости РСФСР. 1992. N 4. Ст. 154.

Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена , этим же Указом утв. Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. В настоящее время действуют комиссии по вопросам помилования в субъектах РФ. Вместе с тем порядок представления ходатайства о помиловании претерпел некоторые изменения.
——————————–
СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. 2). Ст. 5149.

5. Ходатайство о помиловании подается самим осужденным, его адвокатом, родственником либо иным лицом, заинтересованным в смягчении участи осужденного, в том числе юридическим (предприятием, общественной или религиозной организацией, органами местного самоуправления и т.д.). В отношении положительно характеризующихся осужденных ходатайство о помиловании может быть возбуждено и администрацией исправительного учреждения (см. ч. 5 ст. 113 УИК).

5.1. Ходатайство о помиловании адресуется Президенту РФ, но подается ходатайствующим в администрацию соответствующего уголовно-исполнительного учреждения или органа, исполняющего наказание (см. ст. 176 УИК). Текст данного прошения вместе с документальными материалами, обосновывающими его, копией обвинительного приговора и характеристикой осужденного в 20-дневный срок направляется администрацией (спецчастью) уголовно-исполнительного учреждения или органа, исполняющего наказание, в территориальный орган Минюста в субъекте РФ. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается (см. п. 5, 6 указанного Положения).

5.2. Вместе с ходатайством о помиловании от самого осужденного (возможно дополненное ходатайством со стороны родственников, других заинтересованных лиц или совместно с ними) администрацией уголовно-исполнительного учреждения или органа, исполняющего наказание, направляются следующие документы: а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров); б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу; в) справка о состоянии здоровья осужденного; г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются); д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении; е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании (если они подавались ранее и об этом имеется информация); ж) справка о применении в отношении осужденного акта об амнистии или о помиловании либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности; з) представление администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его судимостях, поведении (во время пребывания в следственном изоляторе, исправительном учреждении), об отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию; и) иные характеризующие осужденного документы, отвечающие его интересам, от родственников, физических или юридических лиц, в частности, справки о состоянии здоровья близких родственников осужденного, с места жительства о количестве проживающих на данной жилой площади иждивенцев (без кормильца), о материальном положении семьи, о нетрудоспособности жены, копии пенсионных удостоверений родителей, ходатайство от общественной организации или трудового коллектива, от государственного или общественного деятеля (см. п. 5 указанного Положения).

5.3. Территориальный орган юстиции не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию по помилованию. Комиссия в 30-дневный срок со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта о помиловании в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Последний в 15-дневный срок со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта о помиловании в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего судимость. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) к помилованию, подлежит опубликованию в СМИ соответствующего субъекта РФ в течение месяца со дня принятия такого решения (см. п. 7 – 10 указанного Положения).

5.4. При отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта о помиловании (п. 16 указанного Положения).

6. Освобождение от дальнейшего отбывания наказания вследствие акта о помиловании может быть условным. Иными словами, в отношении помилованного лица может быть назначен испытательный срок, в течение которого освобожденный от наказания должен своим безупречным поведением доказать, что отныне и впредь он ведет только законопослушный образ жизни. Если условно помилованное лицо до истечения испытательного срока совершит новое преступление (умышленное или неосторожное), то наказание назначается в соответствии с общим правилом – по совокупности приговоров (ст. 70).

6.1. Сокращение либо замена наказания более мягким его видом носят безусловный характер.

7. Помилование может осуществляться и в отношении лица, отбывшего назначенное судом наказание. В данном случае актом о помиловании с этого лица может быть снята судимость. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства заявителя (см. п. 6 указанного Положения).

8. Формально акт о помиловании является “спасительной тростинкой” при вынесении судом подсудимому исключительной меры наказания – смертной казни. Актом о помиловании смертная казнь может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (см. ст. 59). Фактически же такая мера наказания, как смертная казнь, в настоящее время не применяется (подробнее см. коммент. к ст. 59).

Наряду с этим помилование нецелесообразно в отношении осужденных, совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно, по акту об амнистии или о помиловании либо которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием (см. п. 2 указанного Положения).

9. Освобождение от наказания лица в связи с помилованием не освобождает его от обязанности возмещения ущерба, причиненного преступлением. Для этого пострадавший вправе предъявить иск помилованному осужденному в порядке гражданского судопроизводства. Причем ущерб должен быть возмещен в полном размере (см. п. 5 Постановления Пленума ВС СССР N 1).

10. Дополнительные сведения см. в п. 7 – 7.1 коммент. к ст. 80; п. 10, 18 коммент. к ст. 84.

Другой комментарий к Ст. 85 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица (лиц). В этом принципиальное отличие помилования от амнистии. Также в отличие от амнистии помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.

2. Помилование может применяться в отношении двух категорий лиц. Во-первых, это осужденные за преступления, но не отбывшие назначенное наказание. В отношении таких лиц акт помилования может содержать следующие предписания: а) об освобождении от дальнейшего отбывания наказания; б) о сокращении срока назначенного наказания; в) о замене назначенного наказания более мягким видом из числа предусмотренных ст. 44 УК РФ. Во-вторых, это лица, уже отбывшие наказание, но имеющие судимость, которая может быть снята актом помилования.

3. Помилование применяется к любым категориям лиц, вплоть до совершивших особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, за которые может быть назначена смертная казнь. Однако в отношении лиц, которым назначена смертная казнь, помилование может выразиться только в замене смертной казни пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ).

4. При решении вопроса о помиловании должны приниматься во внимание следующие обстоятельства: а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления; б) поведение осужденного во время отбывания (исполнения) наказания; в) срок отбывания (исполнения) наказания; г) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; д) данные о личности осужденного (состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение и возраст).

5. В настоящее время в Российской Федерации предусмотрен достаточно сложный, многоступенчатый процесс движения ходатайства осужденного о помиловании (см. Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации”).

Статья 85. Помилование

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Комментарий к Ст. 85 УК РФ

1. Помилование представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт (конституционно-правовой, уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный), который регулирует круг общественных отношений, возникающих в связи с принятием в отношении индивидуально определенного лица, осужденного вступившим в законную силу приговором к уголовному наказанию, решения Президента РФ, которым улучшается положение данного лица.

2. Помилование является исключительной компетенцией Президента РФ (п. «в» ст. 89 Конституции) и осуществляется в отношении индивидуально определенного лица. Акт помилования, в отличие от акта амнистии, не носит нормативного характера и является актом правоприменения, действие которого распространяется на конкретно указанных в нем лиц. Помилование осуществляется только в отношении осужденных, т.е. лиц, в отношении которых обвинительные приговоры с назначением уголовного наказания вступили в законную силу.

3. Ходатайства о помиловании рассматриваются в соответствии с Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 (в ред. от 25.06.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. 2). Ст. 5149; 2007. N 12. Ст. 1376; 2009. N 21. Ст. 2548; 2012. N 27. Ст. 3677.

4. Акт помилования представляет собой специфический вид освобождения виновного от уголовного наказания и в связи с этим данный акт не отменяет приговора, вступившего в законную силу, и влечет реабилитацию осужденного. Наличие акта помилования не препятствует суду в порядке, установленном гл. 47.1 или 48.1 УПК, пересмотреть вступивший в законную силу приговор и назначить более мягкое наказание, чем указано в акте помилования, либо вовсе отменить приговор и прекратить производство по уголовному делу.

Помилование в уголовном праве

Никто в точности не знает, что человека подталкивает на совершение преступления. Каждая ситуация специфична: бывает, что какие-то факторы органом правосудия были проигнорированы и вменённый приговор оказался чересчур жёстким.

Чтобы обжаловать приговор, обычно подаются апелляции в вышестоящие инстанции. Если же это не помогло, остаётся надеяться только на милосердие президента.

Именно руководителю страны законом даётся единоличное право помилования осуждённого за уголовное преступление.

Что такое помилование?

Помилование – это решение о смягчении или отмене наказания, принятое в отношении конкретного осуждённого лица после вступления в силу законного приговора.

Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ, правом помилования обладает только президент РФ.

Процедура помилования проводится относительно конкретного осуждённого. Её можно инициировать только после того, как приговор вступил в силу.

Акт помилования – это исключительно документ правоприменения, действие которого распространяется только на указанных в нём граждан.

Ходатайство о помиловании рассматривается в соответствии с Указом Президента РФ № 1500 от 28.12.2001 г.

Помилование в уголовном праве

Возможность помилования человека, преступившего границы дозволенного, существует испокон веков.

Главенствующий субъект всегда обладал правом принять самоличное или коллегиальное решение о том, что совершённый проступок может быть прощён или смягчён по соображениям государственной значимости преступившего закон лица или его личных заслуг.

Законодательно регламентирование процедуры помилования зафиксировано:

  • Ст. 85 УК РФ.
  • Ст. 50, 71, 89 Конституцией РФ.
  • Ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса.
  • Указом Президента РФ № 1500 от 28.12.2001 г.
  • Помилованием в уголовном праве считается решение президента РФ о полном или частичном избавлении конкретного осуждённого от вменённого ему приговора.

    Актом помилования допускается также снять имеющуюся судимость, но не разрешено отменить последствия уже претворённых в жизнь наказаний, например, штрафов или лишения знаков отличия за службу государству.

    Поскольку президент страны не в состоянии вникнуть в обстоятельства каждого прошения о помиловании и обстоятельно разобраться в ситуации отдельного гражданина, то прежде, чем ходатайство окажется у главы государства, прошения проходят целый ряд инстанций и комиссий, таких как:

    1. Администрация пенитенциарного учреждения.
    2. Уголовно-исполнительная инспекция, которая курирует место заключения осуждённого.
    3. Комиссия, состоящая из наиболее уважаемых граждан административного образования.
    4. Местная администрация, руководитель которой и направляет прошение в аппарат Президента РФ.

    Кто обладает правом на помилование?

    Прошение о помиловании может подать любой осуждённый гражданин РФ, в том числе тот, кто приговорён на длительные и пожизненные сроки заключения.

    Решение о целесообразности помилования выносится конкретно по каждому просителю с учётом всех имеющихся сведений и факторов.

    Однозначно отклоняются прошения от осуждённых:

    • преступивших закон во время нахождения на испытательном сроке условного осуждения;
    • ранее освобождённых по УДО;
    • многократно нарушавших порядок содержания в пенитенциарном учреждении;
    • ранее амнистированных;
    • уже освобождавшихся по ходатайству о помиловании;
    • в отношении которых ранее уже смягчались меры возмездия.

    Амнистия и помилование: сходства и различия

    Многие люди, не разбирающиеся в юридических вопросах, путают амнистию с помилованием.

    Сходство этих институтов вполне очевидно: оба имеют конституционное происхождение, обозначены в основном законе и в целом представляют собой освобождение от наказания.

    Акты помилования и амнистии представляют собой разновидность внесудебного снятия или смягчения наказания, существуют в конституционно-правовом измерении.

    Вместе с тем существует несколько пунктов, которые чётко разделяют институты амнистии и помилования.

    Рассмотрим их далее:

    • Помилование применяется только к конкретному человеку, амнистия же объявляется для нескольких людей одновременно.
    • При рассмотрении ходатайства о помиловании оценка действиям даётся только тому человеку, который его подал или о котором составлена просьба. Амнистия возможна независимо от желания осуждённого. Однако в рамках уголовного дела осуждённый должен написать своё согласие.
    • Помилование основывается больше на учёте личностных факторов. Амнистия же, распространяясь на индивидуально неопределённый круг лиц, содержит конкретные обозначения категорий амнистируемых, размеры и виды наказаний.
    • Осуществляется помилование исключительно президентом РФ, а резолюция уже выносится судебным органом. Акт о помиловании служит точкой для нахождения осуждённого в тюрьме.

    Помилование, в отличие от амнистии, корректирует уголовную политику страны, там, где она выглядит не совсем либеральной. Помилованию подвергаются осуждённые, достойные снисхождения, иначе оно лишается социального смысла.

    Это предполагает избирательность помилования, которое в своём масштабе не может равняться с амнистией, предполагающей массовое применение.

    Следует понимать, что рядовой осуждённый вряд ли может рассчитывать на помилование президента; для этого нужно иметь очень значимые основания.

    Кто может написать прошение о помиловании в 2020 году?

    Подавать ходатайство о помиловании президенту РФ вправе любой гражданин РФ, даже если он осуждён на пожизненный срок. Помимо того, подача такого рода прошений может осуществляться близкими заключённого, его друзьями или коллегами.

    При этом законодательством предусмотрено, что осуждённый должен лично обратиться с просьбой о помиловании, то есть, инициатива, в первую очередь, должна исходить именно от него.

    Если сам заключённый не напишет прошения, то остальные ходатайства в его отношении (матери, других родственников, общественных деятелей) даже не рассмотрят. Материнское прошение или ходатайства других людей только прилагаются к заявлению, написанному осуждённым.

    Следует отметить, что материнское ходатайство считается приоритетным, поэтому правоведы рекомендуют личное прошение сопровождать аналогичным документом от матери. Иногда изложенные в материнском прошении доводы помогают склонить чашу весу в пользу утвердительного решения.

    Как написать президенту прошение о помиловании?

    Образец такого ходатайства может предоставить руководство тюрьмы. В тексте должна содержаться следующая информация:

  • ФИО заключённого;
  • адрес проживания;
  • данные о рождении и гражданстве;
  • сведения о месте работы;
  • указание о ранее совершённых преступлениях (если они были);
  • указания об освобождениях по УДО, амнистия и т.д.;
  • данные о приговоре и сроке наказания;
  • данные о семье, детях;
  • сведения о том, принимал ли осуждённый участие в военных конфликтах;
  • прочие обстоятельства;
  • дата, подпись.
  • Кроме перечисленного, могут быть указаны иные значимые факторы, способные убедить комиссию по вопросам помилования в возможности принятия положительного решения.

    Кем осуществляется помилование?

    Несмотря на то что прошение подаётся президенту, рассматривается оно несколькими комиссиями, которые созданы в каждом субъекте.

    В состав комиссии по вопросам помилования обычно включаются значимые жители округа, политики, представители искусства. Они составляют 2/3 комиссии, а все остальные члены – представители администрации.

    Практика показывает, что положительный ответ по прошениям — нередкое явление. Однако и случаи отказов тоже бывают.

    Отрицательное решение принимают члены комиссии не по своей прихоти, а по серьёзным основаниям, указанным в положении. К примеру, отказывают в помиловании осуждённым, совершившим общественно опасное злодеяние, пребывая на условном сроке.

    Какие документы прилагают к прошению?

    Кроме прошения, осуждённый предоставляет комиссии на рассмотрение следующие документы:

  • справку о состоянии здоровья (своего и близких);
  • оповещение о вступление в действие решения суда;
  • выписку о ранее направленных ходатайствах;
  • биографию и характеристику;
  • выписку из учреждения о возможности помилования;
  • данные о возмещении материальных трат;
  • данные по УДО и амнистии до заключения;
  • информация от администрации;
  • копии приговора суда.
  • Документы довольно долгое время проверяются перед тем, как будут направлены непосредственно президенту РФ.

    Актом помилования осуждённый может быть освобождён от дальнейшего заключения; назначенная ему мера пресечения может быть отменена, сокращена или заменена более мягким наказанием. Также актом помилования может быть снята судимость.

    В случае отклонения ходатайства о помиловании президентом РФ, повторное рассмотрение прошения и документов осуждённого допускается не раньше, чем через год, за исключением случаев возникновения новых значимых обстоятельств.

    В заключение отметим, что помилование – довольно сложная и длительная процедура, однако шанс быть освобождённым, который она даёт, того стоит.

    Статья 85 УК РФ. Помилование

    1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

    2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

    Комментарии к ст. 85 УК РФ

    1. Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.

    2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом. С лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

    Помилование означает прощение и милость .

    См.: Словарь синонимов русского языка. М., 1984. С. 384.

    Помилование как форма монаршей милости имеет еще более древнюю историю, чем амнистия. Например, у римлян издавались распоряжения об отказе, приостановлении или прекращении уголовного преследования в отношении конкретных лиц. Именно помилование явилось прообразом амнистии. В российском законодательстве помилование предусматривалось еще в Судебнике 1550 г. Как и институт амнистии, институт помилования известен законодательству и широкой практике его применения всех периодов существования Советского государства. В Декрете от 24.11.17 N 1 “О суде” суду предоставлялось право помилования.

    3. У амнистии и помилования много общего. Отличаются они по содержанию, кругу лиц, к которым эти акты применяются, и кругу лиц, которые эти акты осуществляет (об амнистии см. коммент. к ст. 84 УК).

    4. Согласно п. “в” ст. 89 Конституции РФ и ч. 1 ст. 85 УК помилование осуществляет исключительно Президент РФ путем издания указов.

    5. Процесс рассмотрения ходатайств о помиловании установлен Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 .

    СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. II). Ст. 5149.

    6. Указ о помиловании является актом прямого действия, не требует каких-либо дополнительных решений по его исполнению, обязателен для всех, кто его исполняет.

    а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;

    б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание в России в соответствии с международными договорами РФ;

    в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

    Как правило, помилование не применяется в отношении осужденных:

    а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

    б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

    в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

    г) ранее освобождавшихся по амнистии;

    д) ранее освобождавшихся актом помилования;

    е) которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

    7. Согласно ст. 176 УИК РФ с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме обращается сам осужденный. При отказе осужденного обратиться с ходатайством администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора. Указанный акт удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный Суд РФ и Генеральную прокуратуру РФ для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту РФ.

    Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом РФ (ч. 3 ст. 184 УИК РФ).

    Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи и направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ не позднее чем через 20 дней со дня его подачи. К ходатайству прилагаются копии приговора, решений вышестоящих судебных инстанций, справка о состоянии здоровья осужденного, сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, справка о применении к осужденному акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания, характеристика на осужденного.

    По просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, значимые для решения вопроса о помиловании. Отказ направить ходатайство о помиловании не допускается; о его направлении осужденный уведомляется администрацией учреждения под расписку на копии сопроводительного письма. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства.

    8. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний. Федеральная служба ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента РФ сведения о ходатайствах, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии. Администрация Президента РФ не реже одного раза в квартал представляет Президенту РФ обобщенные сведения о таких ходатайствах.

    9. Приказом Минюста России от 30.05.2007 N 110 была утверждена Инструкция об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в связи с ходатайствами осужденных о помиловании , которая определяет порядок приема администрацией учреждений, исполняющих наказания в виде пожизненного лишения свободы, лишения свободы на определенный срок, обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ходатайств осужденных о помиловании, их регистрации и учета, направления в территориальные органы уголовно-исполнительной системы, а также порядок регистрации и учета территориальными органами уголовно-исполнительной системы ходатайств о помиловании и направления их в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ.

    Бюллетень Минюста России. 2007. N 7.

    Основными задачами комиссии по вопросам помилования субъектов РФ являются предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), общественный контроль за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования, подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта РФ, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

    Состав комиссии по вопросам помилования субъекта РФ и Председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В нее входят не менее 11 человек, являющиеся гражданами РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у сограждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов; принимается большинством голосов. При их равенстве голос Председателя комиссии является решающим.

    Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года; не менее двух третей ее членов формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

    10. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ, которое не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства и заключения комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования.

    11. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения

    12. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления; б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; в) срок отбытого (исполненного) наказания; г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

    13. При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта РФ или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос не позднее чем через 10 дней со дня его получения.

    14. Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в МВД России, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

    15. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо (по его поручению) председателем комиссии.

    16. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании его повторное рассмотрение допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

    17. Помилование носит строго персональный характер, осуществляется в отношении индивидуально определенного лица (лиц) и только после вступления приговора суда в законную силу.

    18. Согласно ч. 3 ст. 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет, которые отбываются в исправительных колониях особого режима (ч. 6 ст. 74 УИК РФ). Закон не ограничивает применение акта помилования временем совершения преступления. Даже если на момент совершения преступления в УК не были предусмотрены наказания в виде пожизненного лишения свободы или лишения свободы на срок 25 лет, замена смертной казни на такие виды наказания при помиловании возможна .

    См.: Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14.08.2007 N КАС07-360.

    19. В соответствии с ч. 2 ст. 85 актом помилования лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания; назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом; с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

    20. В законе не ограничен срок обращения с таким ходатайством; осужденный может обратиться с начала отбывания наказания. Нет также ограничений для женщин, осужденных к лишению свободы с отсрочкой отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста в соответствии со ст. 82 УК .

    См.: Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 957-О-О.

    На практике ходатайства о помиловании лиц рассматриваются, как правило, после отбытия половины назначенного наказания, а в отношении лиц, которым назначена смертная казнь, – после вступления приговора в законную силу.

    21. Закон не устанавливает основания для обращения с ходатайством о помиловании. Ими могут быть самые различные обстоятельства, например отбытие осужденным определенной части наказания, состояние здоровья осужденного или его близких родственников, исправление.

    § 2. Помилование, условия его применения

    Помилование– это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

    Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. комментарий к ст. 84УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

    В соответствии с п. “в” ст. 89Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласноп. “ж” ст. 103Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

    Статья 85УК РФ, воспроизводя положениеКонституцииРФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении индивидуально-определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 84УК РФ).

    Как и амнистия, помилование представляет собой комплексный, межотраслевой институт, который включает нормы не только уголовного права, но и конституционного, уголовно-исполнительного и административного права.

    В соответствии с п. 3 ст. 50Конституции РФ инициатива о помиловании может исходить только от осужденного за преступление (акты об амнистии принимаются по инициативе органов государственной власти).

    Подробная регламентация порядка рассмотрения ходатайств о помиловании дается в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации”, утвердившем Положениео порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

    В соответствии с названным УказомПрезидента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу.

    Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании. В отличие от акта помилования постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.

    В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть также освобождены от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 85УК РФ акт о помиловании может содержать следующие решения:

    об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;

    о сокращении назначенного наказания;

    о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;

    о снятии судимости.

    В правоприменительной практике встречаются случаи замены актом помилования назначенного наказания условным осуждением. Представляется, что это выходит за рамки ч. 2 ст. 85УК РФ. Поскольку подобные решения подсказаны потребностями жизни, целесообразно внести соответствующие изменения в даннуюстатью.

    Акты о помиловании носят исключительный характер, поэтому их принятие не связано никакими условиями. Закон не устанавливает основания для применения помилования, равно как и не предусматривает ограничений ни по кругу лиц, ни по характеру и степени общественной опасности совершенных ими преступлений. Помилование может быть применено к любому осужденному независимо от отбытого им срока наказания. Однако практика применения этого института свидетельствует о том, что решение о помиловании принимается с учетом поведения осужденного во время отбывания наказания, а также характера и тяжести совершенного преступления и личности осужденного.

    Вопреки действующему законодательству предпринимались попытки нормативно ограничить применение помилования. Так, указанием Министерства юстиции РФ от 20 октября 2000 г. N 8909-ЮК “О подготовке материалов на помилование” предлагалось “исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления – менее двух третей срока наказания, назначенного судом”. 14 марта 2002 г. это указание было отменено как противоречащее ст. 85УК РФ.

    В названном выше Положениио порядке ходатайств о помиловании в Российской Федерации содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом делается оговорка, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих категорий осужденных:

    совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

    злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

    ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или актом помилования;

    которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

    Наряду с этим в Положенииприводится перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание комиссиями по рассмотрению ходатайств о помиловании:

    характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

    поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

    срок отбытого (исполненного) наказания;

    совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

    применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

    возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

    данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

    другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

    Приведенный перечень обстоятельств носит рекомендательный характер, они не могут ограничить право высшего должностного лица на применение акта о помиловании к конкретному лицу, а являются своего рода ориентиром в подготовке материалов о помиловании членами комиссии по вопросам помилования.

    К ходатайству о помиловании администрация прилагает: анкету установленной формы; копии всех имеющихся в деле приговоров, определений и постановлений судебных органов; подробную характеристику поведения осужденного и его отношения к труду. В характеристике отражается также мнение администрации, а если это необходимо – и мнение наблюдательной комиссии по существу ходатайства.

    Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст. 20Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Как предусмотреноч. 3 ст. 59УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

    Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный подход в каждом случае применения актов помилования, особенно к осужденным к исключительной мере наказания. Чрезмерно широкое применение актов помилования способно негативно сказаться на стабильности судебных приговоров.

    ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено применение смертной казни до того времени, когда на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое по закону может быть назначено это наказание, будут гарантированы возможности реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

    Анализ сложившейся практики применения помилования позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию этого института. К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.

    Статья 85. Помилование

    1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

    2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

    Комментарий к статье 85 Уголовного Кодекса РФ

    Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание). Раньше таким правом были наделены родственники осужденного, представители общественности, администрация исправительных учреждений. Можно отметить, что в уголовно-исполнительном законодательстве до сих пор существует норма, согласно которой в отношении положительно характеризующихся осужденных администрация исправительного учреждения может возбудить ходатайство о помиловании (ч. 5 ст. 113 УИК РФ).

    Помилование является исключительной прерогативой Президента РФ (п. “в” ст. 89 Конституции РФ), оно осуществляется путем издания индивидуального правового акта – указа Президента РФ о помиловании. В СССР правом помилования обладали Президиум Верховного Совета СССР и соответствующие высшие органы государственной власти союзных республик.

    Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к правильно осужденному лицу.

    С 1992 по 2001 г. действовала Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. N 17 “О Комиссии по вопросам помилования” . Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации” эта Комиссия была упразднена, вместо нее были созданы комиссии в субъектах РФ. Этим же Указом было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. В Положении нормативно урегулированы основания применения помилования, установлен круг лиц, к которым нецелесообразно применение помилования, определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о помиловании.

    ——————————–
    Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 4. Ст. 154.
    СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. 2). Ст. 5149.

    Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается. К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.

    Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.

    Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.

    В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.

    В п. 2 Положения предусматривается, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или в порядке помилования; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или которым ранее производилась замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

    Величина срока наказания, по отбытии которого возможно применение помилования, в Положении не определена. Многие юристы считают, что помилование следует применять, как это было ранее, после отбытия осужденным определенной части срока наказания. В п. 5 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1967 г. “О порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР ходатайств о помиловании” говорилось, что помилование применяется в отношении осужденных, как правило, по отбытии ими не менее половины назначенного срока наказания.

    Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления. Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.

    Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

    Применяя при помиловании осужденного такой вид смягчения его положения, как замена назначенного наказания более мягким видом наказания, Президент РФ в принятии решения не связан с положениями ст. 80 УК РФ. Актом помилования любому осужденному любое наказание (основное) может быть заменено любым более мягким видом (основным) наказания, но в пределах, установленных в Общей части УК РФ для заменяющих наказаний. Единственное ограничение предусмотрено только для замены смертной казни. В соответствии с ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

    В практике встал вопрос: на какое наказание может быть заменена смертная казнь в порядке помилования, если приговор к смертной казни был вынесен на основе норм УК РСФСР, не предусматривавших (до декабря 1992 г.) наказание в виде пожизненного лишения свободы, а осужденный был помилован в соответствии с УК РФ, предусматривающим этот вид наказания? Каким уголовным законом должен руководствоваться Президент РФ, применяя помилование к осужденным к смертной казни, – действующим на момент совершения преступления (или осуждения) или же действующим на момент принятия решения о помиловании?

    В Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ обратились осужденные с обжалованием указов Президента РФ о помиловании, в соответствии с которыми смертная казнь им была заменена пожизненным лишением свободы. Они считали, что эти акты помилования нарушают ч. 1 ст. 54 Конституции РФ и противоречат ч. 1 ст. 10 УК РФ, положения которых исключают обратную силу закона, отягчающего ответственность или иным образом ухудшающего положение осужденного.

    Конституционный Суд РФ в Определении от 11 января 2002 г. N 60-О указал, что помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминируемое ему деяние. Следовательно, осуществляемая в порядке помилования замена смертной казни другим менее тяжким наказанием, предусмотренным действующим законом, не может рассматриваться как ухудшение положения осужденного. Верховный Суд РФ в своем решении от 27 апреля 2007 г. N ГКПИ07-355 исходил из того, что помилование является институтом конституционного, а не уголовного права. Актом помилования наказание не назначается, а заменяется. Причем эта замена производится не в порядке уголовного судопроизводства, требующего соблюдения правил ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК РФ о недопустимости придания обратной силы закону, усиливающему наказание, а в порядке конституционного права Президента РФ на помилование. Таким образом, в решениях высших судов установлено, что при помиловании Президент РФ должен руководствоваться действующим уголовным законом, а порядок замены смертной казни на иные виды наказания осуществляется на момент принятия акта помилования независимо от времени совершения преступления.

    ——————————–
    Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 4.

    Помилование является безусловным видом досрочного освобождения от отбывания наказания, т.е. не подлежащим отмене. В отличие от амнистии применение помилования не является обязательным (принудительным), поскольку осуществляется по ходатайству осужденного, т.е. зависит от его волеизъявления.

    Но есть одно исключение, связанное с осужденными к смертной казни. Для всех наказаний единственным основанием их исполнения являются обвинительный приговор либо изменяющее его определение (постановление) суда, вступившие в законную силу. А вот для исполнения наказания в виде смертной казни необходимы два основания: вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента РФ об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента РФ о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании (ч. 4 ст. 184 УИК РФ). Следовательно, Президент РФ может применить помилование и в отношении осужденного, который отказался обращаться с ходатайством о помиловании, т.е. помилование может быть принудительным. Старая редакция ч. 4 ст. 184 УИК РФ такого не предусматривала. В соответствии с ней основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, заключение Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании.

    Лицо, отбывшее наказание и имеющее судимость, направляет ходатайство о помиловании в виде снятия судимости самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства.

    Другой комментарий к статье 85 УК РФ

    1. Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (поименно). Данный акт в отличие от акта об амнистии имеет не нормативный, а индивидуальный характер. Он относится только к лицу, уже осужденному за преступление, и влечет для него следующие правовые последствия:

    – освобождение от дальнейшего отбывания наказания;

    – сокращение или замену наказания, назначенного осужденному, более мягким видом наказания;

    – снятие судимости с лица, отбывшего наказание.

    2. Помилование осуществляет Президент РФ путем издания указа на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. Однако при определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта РФ.

    В случае отклонения Президентом РФ соответствующего ходатайства повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через один год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для помилования.

    3. Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока, назначенного судом наказания. Однако в практике известны случаи и более раннего применения помилования. Также в уголовном законе не установлены основания для обращения с ходатайством о помиловании. Ими могут выступать различные обстоятельства: состояние здоровья близких родственников, отбытие значительной части назначенного наказания и т.д.

    Остались вопросы по ст 85 УК РФ?

    Получите консультации и комментарии юристов по статье 85 УК РФ бесплатно.

    Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

    Как можно получить помилование в РФ

    Люди, которые осуждены к тюремному заключению, вправе просить государство о смягчении приговора. Первым этапом тут считается обжалование судебного вердикта. Однако даже при невозможности оспаривания наказания законодательство предполагает амнистии либо осуществление помилования заключенных граждан. Разберемся с нюансами этого вопроса.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
    +7 () 450-39-61
    8 () 302-33-28

    Это быстро и бесплатно !

    Базовые знания

    Рассматриваемый термин предполагает смягчение наказания для конкретного гражданина, который обратился с соответствующим ходатайством. Решение подобных вопросов – компетенция главы государства, поэтому писать прошение требуется на имя Президента страны. Причем акт о помиловании, в отличие от амнистии, предполагает облегчение наказаний не для группы заключенных, деяния которых включаются в указ, а отдельно взятого лица.

    Если рассматривать законодательную базу, главные постулаты, где описаны эти нормативы, содержатся в 85 статье Уголовного Кодекса и Конституции страны. Здесь сказано, что акт помилования либо аннулирует оставшийся срок, либо переводит заключенного на смягченные условия отбытия наказания. Кроме того, тут предусмотрены сокращение периода пребывания в тюрьме и снятие судимости впоследствии.

    Внимание! Президентское помилование не предполагает аннулирования факта преступления и реабилитацию осужденных граждан.

    Что касается обстоятельств, когда указанный вариант сокращения срока вероятен, здесь юристы говорят о смягчении условий для пожилых людей, инвалидов, беременных. Кроме того, подача такого ходатайства целесообразна для многодетных родителей или граждан с тяжелыми заболеваниями. Хотя эта форма не исключает подачи ходатайства и иными категориями осужденных, ведь подобное право закреплено в Конституции.

    Перечисляя категории лиц, к которым применяются такие меры, решение о помиловании принимается в отношении следующих людей:

    • лица, получившие судимость и отбывающие срок в пределах страны;
    • граждане, которые получили приговор иностранного суда, но находящиеся в российской тюрьме по международным правилам;
    • граждане, судимость с которых не снята.

    Поскольку помилование в РФ осуществляет Президент, прошение предполагает прямое обращение к главе государства. Однако законодательство допускает написание подобных писем заключенными и близкими родственниками таких людей. Конечное решение тут определяется комплексом факторов, которые обсудим ниже.

    Критерии оценки

    Даже учитывая, что осуществление помилования относится к полномочиям главы государства, подобные решения не принимаются единолично. В этом случае комиссия по помилованию при Президенте РФ рассматривает обстоятельства дела и предлагает окончательные выводы.

    Затем эти бумаги попадают на стол главы исполнительной власти, и Президент удовлетворяет либо отклоняет прошение. Перейдем к описанию деяний, которые дают осужденным гражданам шанс на получение таких привилегий.

    В этой ситуации при оценке целесообразности визирования прошения осужденного комиссия по вопросам помилования руководствуется комплексом параметров.

    При вынесении решения уделяется внимание характеру и тяжести содеянного проступка и поведению заключенного во время отбытия наказания. Роль играет и продолжительность заключения заявителя. Если ходатайство подается человеком, который не отсидел половины назначенного срока, такую бумагу отклоняют.

    Важно! В ситуациях с назначением условного наказания учитывается момент, совершались ли осужденным лицом правонарушения за период течения срока.

    Кроме того, тут берется во внимание факт применения актов милосердия к конкретному заключенному ранее. Момент, претендует ли этот гражданин на УДО – еще один важный критерий. Учитывается и раскаяние заключенного в содеянном преступлении – тут требуется возмещение убытков пострадавшей стороне. При принятии решении роль играют состав семьи и социальная характеристика заявителя.

    В таких обстоятельствах законодательство говорит о трех вариантах подачи просьбы о милосердии. Первый способ – личное заявление осужденного лица. Второй вариант предполагает обращение к Президенту через официального представителя заключенного – адвоката. Третий вид допускает написание ходатайства близкими родственниками гражданина, приговоренного к лишению свободы.

    Составление бумаг

    Что касается особенностей написания таких прошений, здесь законодательство не определяет строгой унифицированной формы – заявление предполагает свободное изложение фактов и обстоятельств просьбы.

    Однако и в этой ситуации уместно следовать правилам составления подобных бумаг.

    Первым условием здесь становится письменное ходатайство.

    При формировании бумаги правила делопроизводства предписывают начинать с указания реквизитов адресата и заявителя.

    Соответственно, в рассматриваемом случае указывается пост должностного лица, которому направляется просьба и инициалы этого человека.

    Ниже пишется ФИО заявителя. С красной строки указывается наименование ходатайства.

    Внимание! Вступительная часть бумаги содержит краткое описание статьи, по которой осужденный отбывает наказание, уточнение срока отсидки и режима содержания.

    В резолютивном блоке заявитель указывает, что раскаялся в содеянном преступлении и подкрепляет эти слова конкретными фактами: материальной компенсацией ущерба вреда и ссылками на характеристики. Тут же уместно обосновать целесообразность удовлетворения просьбы и подкрепить эти доводы соответствующими положениями законодательства.

    В части с приложениями важно прикрепить бумаги, подтверждающие правоту слов осужденного гражданина. Сюда прикладываются копия приговора, справки о состоянии здоровья и семейном положении, характеристики руководства колонии и бумаги о возмещении нанесенного ущерба. В конце ходатайства ставится дата и подпись заявителя.

    Пример такого прошения доступен тут.

    Порядок отправки

    Поскольку на вопрос, кто осуществляет помилование в РФ, ответ дан в статье выше, разберемся с деталями механизма этого процесса.

    В стране предусмотрены несколько вариантов таких прошений – материнское помилование или рассматриваемый в этом обзоре вариант.

    Однако в обоих случаях для получения положительного решения требуется согласие заключенного гражданина.

    Чтобы письмо попало к адресату, осужденному лицу требуется обращение к начальнику исправительного учреждения.

    В этой ситуации удастся получить характеристику и получить помощь в вопросах написания бумаги.

    После составления прошение направляется Президенту администрацией колонии или работниками исполнительной инспекции.

    Второй вариант применяется для лиц, получивших условный срок.

    Внимание! Эти органы получают 20 суток на отправление письма Министерству Юстиции.

    Затем бумаги попадают на рассмотрение комиссии, а Президент принимает окончательное решение по конкретному вопросу и заверяет бумагу подписью.

    Если исход положительный, заключенный получает соответствующее извещение. В случае отклонения ходатайства осужденного уведомляют об этом через губернатора субъекта РФ. Разберемся с деталями функционирования комиссий при главе государства.

    Рассмотрение прошений

    Поскольку Президент не успевает рассмотреть каждое письмо лично, в помощь здесь приходит специальный компетентный орган – комиссия. Состав таких объединений формируется из людей, которые владеют нужными знаниями в области права.

    Кроме того, в этот орган включаются и заслуженные граждане страны – общественные, политические и культурные деятели. Окончательное одобрение состава – прерогатива Президента.

    Если говорить о процедуре изучения ходатайств, поданных осужденными лицами, здесь юристы говорят о непредвзятости при рассмотрении прошений. В таких обстоятельствах не играет роли личность преступника и тяжесть деяния – комиссия руководствуется лишь поданными фактами и действующими юридическими нормативами.

    Исключения

    Однако президентское помилование применяется не ко всем осужденным лицам.

    Если человек совершил умышленное преступление на протяжении условного или испытательного срока, рассчитывать на подобный акт неуместно.

    Еще одна причина отклонения ходатайства – периодическое нарушение заявителем режима содержания в колонии.

    Кроме того, люди, для которых ранее применялось смягчение условий пребывания в исправительных учреждениях, тоже не вправе рассчитывать на такой исход.

    Это же правило работает и для граждан, к которым уже применялась амнистия или людей, успешно подававших такие прошения в прошлом.

    Соответственно, отказ в помиловании вероятнее для перечисленных категорий граждан.

    Внимание! Право написания подобных писем – прерогатива уже осужденных лиц.

    Если следствие не закончено, обвиняемый не сможет просить о милосердии. Такой момент объясняется правовыми моментами – ведь приговор еще не оглашен. Соответственно, потенциальный заключенный еще не проявил признаков раскаяния и не отбыл минимально положенного срока заключения. Хотя при возмещении убытков потерпевшим и примерном поведении в дальнейшем такой человек претендует на положительный результат.

    Действия при отклонении ходатайства

    Кратко оговорим порядок отклонения рассматриваемых прошений.

    Если Президент определил несоответствие просьбы личности заявителя, о негативном результате подачи бумаг заключенного уведомляет губернатор субъекта страны, где это лицо отбывает наказание.

    Причем подать заявление повторно тут удастся минимум через 12 месяцев.

    Однако новые обстоятельства дела, которые влияют на принятие подобных решений – повод для сокращения указанных сроков.

    Учитывая, что ст. 50 Конституции РФ закрепляет указанное право за любым гражданином страны, ограничений для написания этих ходатайств нет.

    Единственным нюансом здесь становится вероятный отказ при несоответствии обстоятельств установленным требованиям.

    Совет. Для минимизации негативного исхода осужденному уместно соблюдать распорядок и режим колонии.

    Кроме того, единичный отказ в прошении не означает повторения такого исхода, если заключенный доказывает на деле, что встал на путь исправления. Весомым аргументом тут считается полная компенсация ущерба пострадавшим от действий этого лица гражданам. Положительная характеристика с места отбытия наказания – еще один плюс при рассмотрении подобных ходатайств.

    Заключение

    Как видите, правовые принципы строятся на позиции гуманизма. Даже при совершении тяжких деяний и получении пожизненного заключения преступник вправе просить Президента о смягчении назначенных мер. Однако для получения одобрения потребуется доказать социализацию и готовность к нормальной жизни. Кроме того, обязательное правило тут – исправление осужденного, подтвержденное документально.

    Не нашли ответа на свой вопрос?
    Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    +7 () 450-39-61
    8 () 302-33-28

    Это быстро и бесплатно !


    Ссылка на основную публикацию