Получение взятки – ст. 290 УК РФ: определение и состав преступления

Статья 290 УК РФ. Получение взятки

Полный текст ст. 290 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 290 УК РФ.

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере –
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) –
наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, –
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами “а” и “б” части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, –
наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к статье 290 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: установленный порядок функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, законодательных, исполнительных, административных или судебных органов иностранного государства, публичных международных организаций; авторитет государственной власти;
2) объективная сторона: действия, выражающиеся в получении должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Обязательным элементом состава преступления является предмет, к которому относятся: деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера и имущественные права;
3) субъект: специальный. К субъектам взятки относятся: 1) должностные лица (понятие должностного лица см. в комментарии к статье 285 УК РФ), иностранные должностные лица (любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия), должностные лица публичной международной организации (международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени). В ч.5-6 комментируемой статьи субъектом преступления, наряду с указанными лицами, является лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно глава органа местного самоуправления. В ч.4 субъектом преступления является только лицо, занимающее государственную должность, либо глава органа местного самоуправления. Во всех случаях обязательным признаком субъекта преступления должно быть наличие служебных полномочий по совершению действия (бездействия), за совершение которого лицо получает взятку, либо в силу должностного положения возможности способствовать таким действиям (бездействию);
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом.

Преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося получить предмет взятки, содеянное им следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки высказанное намерение лица получить незаконное вознаграждение в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

К квалифицирующим признакам преступления относятся:
1) получение взятки в значительном размере (ч.2). Значительный размер взятки определен примечанием к комментируемой статье и составляет сумму, превышающую 25 тысяч рублей;
2) получение взятки за незаконные действия (ч.3);
3) получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч.4). Государственные должности РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственными органами РФ. Государственные должности субъектов РФ устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственными органами субъектов РФ;
4) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п.”а” ч.5);
5) получение взятки с ее вымогательством (п.”б” ч.5);
6) получение взятки в крупном размере (п.”в” ч.5). Крупный размер взятки определен примечанием к комментируемой статье и составляет сумму, превышающую 150 тысяч рублей.

7) получение взятки в особо крупном размере (ч.6). Особо крупный размер взятки определен примечанием к комментируемой статье и составляет сумму, превышающую 1 миллион рублей.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (главы 4-7 – указание на лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации);
2) ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 36 – понятие главы органа местного самоуправления);
3) ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации” (ст. 2.1 – требования к государственным должностям субъектов РФ);
4) ФЗ “О противодействии коррупции”;
5) Указ Президента РФ от 11.01.95 N 32 “О государственных должностях Российской Федерации”;
6) Указ Президента РФ от 04.12.2009 N 1381 “О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации”;
7) указание Следственного комитета при прокуратуре РФ от 29.12.2008 N 7/224 “Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции”.

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 09.07.2013 N 24 “О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях”;
2) Ангарским городским судом (Иркутская область) (приговор от 27.02.2012) гр.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 04.05.2011 N 97-ФЗ), с назначением ему наказания с применением ст. 64 УК РФ в виде штрафа в размере 10-ти кратного размера взятки, а именно 29 (двадцати девяти тысяч восьмисот) рублей с рассрочкой его выплаты равными частями по три тысячи семьсот двадцать пять рублей на срок восемь месяцев, с лишением права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением функций представителя власти, сроком на 1 год 6 месяцев;
________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/24763149/24351682/
3) Правобережным районным судом г.Магнитогорска (Челябинская область) (приговор от 26.11.2010) гр.Р. признан виновным в совершении восьми преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 290 УК РФ с назначением ему наказания за каждое из совершенных преступлений в виде лишения свободы на срок три года с лишением права заниматься педагогической деятельностью на срок шесть месяцев;
________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18136631/15791198/
4) Приокским районным судом г.Нижний Новгород (Нижегородская область) (приговор от 17.11.2006) гр.Г. признан виновным совершении двадцати преступлений, предусмотренных ст. 290 ч.3 УК РФ, и одного преступления, предусмотренного ст. 290 ч.3 УК РФ.

________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/20006184/40967379/

Консультации и комментарии юристов по ст 290 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 290 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Ответственность за получения взятки по ст 290 УК РФ

Проволочки в бюрократической системе побуждают граждан к поиску «обходных путей». Соответственно, подобные методы становятся причиной роста коррупции в стране, что карается правовыми нормами. Разберемся с вопросами, чем грозит дача взятки должностному лицу, статья УК РФ, которая регламентирует эти положения и какие меры предполагаются к нарушителям.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Информация о преступлении

Взяточничество – статья УК РФ, где описаны наказания за подобные деяния, поскольку такой вариант «подкупа» должностного лица наносит вред государству. Этот путь считается причиной коррупции, которая негативно сказывается на имидже страны и внутриполитических вопросах.

Термин предполагает предложение сотруднику государственного аппарата материальных ценностей за принятие решения в пользу взяткодателя.

Причем толкование этого определения включает и посредническую схему, когда финансы попадают к адресату через третье лицо. Однако в этой ситуации четко прослеживается цель деяния – получение выгоды обеими сторонами в обход закона. Что касается вероятного участия посредников, решение таких вопросов – компетенция суда. Разберемся с юридическими нюансами этой темы.

Внимание! Получение взятки – статья 290 УК РФ, за такие нарушения предполагает меры наказания именно к получателю средств.

Если же речь идет об ответственности лица, которое предлагает такой способ решения проблем, здесь работает уже ст. 291. В случае выявления использования посредников, законодательство предусматривает привлечение виновных граждан к уголовному делу по статье 291.1. Соответственно, правовые нормативы предписывают наказание для всех фигурантов подобных дел.

Содержание термина

Выясним, какие блага считаются взяткой в РФ. Поскольку законодательство гибко трактует подобные ситуации, юристы рекомендуют руководствоваться следующим перечнем:

  • финансовые переводы средств;
  • недвижимость;
  • ценные бумаги;
  • драгоценные металлы и камни;
  • транспортные средства;
  • дорогостоящая собственность.

Кроме того, статья «Получение взятки должностным лицом» допускает здесь и преследование за неимущественные незаконные отношения. В таких обстоятельствах подразумевается оказание услуг вымогателю мзды в обход законодательства либо иные пути получения выгоды таким лицом.

Размеры

Чтобы определиться с нюансами темы, уместно разобраться, какая сумма считается взяткой в России. Ключевым правилом тут становится исчисление незаконно полученной выручки в рублях. Этот момент применяется даже в ситуациях с «оплатой услуг» чиновников ценными бумагами или иным эквивалентом дорогостоящей собственности. Однако и тут найдется нюанс.

Подарки стоимостью до 3 000 рублей лицам, которые занимают государственные посты, официально разрешены. Однако «безвозмездно переданное» имущество, превышающее указанный порог, становится поводом для возбуждения уголовного дела. Основанием тут становится 575 статья Гражданского Кодекса. Если же говорить о деньгах, минимальная цифра законодательством не регламентируется.

Важно! Статья 290 содержит три категории размера суммы, когда речь идет уже об ужесточении наказания за рассматриваемое преступление.

В указанных обстоятельствах законодательство рассматривает такие критерии:

  1. Взятка в значительном размере. Тут сумма полученных либо переданных средств составляет минимум 25 000 рублей.
  2. Подкуп на крупную сумму. Здесь говорится о нелегально полученном доходе, который превышает 150 000 рублей.
  3. Взятка в особо крупном размере. В таких ситуациях юридические предписания предполагают подкуп на сумму от 1 000 000 рублей.

Соответственно, величина подобных «доходов» определяет и тяжесть наказания, которое предусмотрено в рассматриваемых случаях.

Квалификация правонарушения

Теперь перейдем к рассмотрению состава таких преступлений. Начнем с изучения формы деяния. В этой ситуации уместно говорить о двух вариантах: явных и скрытых взятках. Первый способ предполагает открытую передачу средств лицу, которое занимает соответствующий пост до момента получения выгоды либо сразу после выполнения предварительной договоренности.

Второй вариант отличается рядом особенностей. В этой ситуации речь идет о завуалированной услуге или ином действии за выполнение чиновником устного соглашения. Причем такие действия практикуются для сокрытия существенных сумм. Общим же признаком в перечисленных случаях считается предварительно заключенный устный договор между обеими сторонами.

Внимание! Конкретный способ подкупа государственного служащего в скрытой форме предполагает комплекс вероятных способов.

В подобных обстоятельствах законодательством предусмотрена ответственность за получение и дачу взятки. Что касается конкретных действий, здесь юристы говорят о следующих вариантах:

  • сделки с ценным имуществом по заведомо сниженной либо завышенной стоимости;
  • выполнение фиктивных услуг;
  • прощение задолженности;
  • организация поддельного выигрыша;
  • получение средств родственниками взяткополучателя;
  • отказ от получения вознаграждения за аренду помещений или техники.

Перечисленные выше способы не считаются исчерпывающим списком. Это лишь наиболее используемые схемы незаконного отмывания средств.

Кроме того, законодательство классифицирует взятки и по обстоятельствам получения подобного дохода. В первом случае тут подразумевается подкуп, когда гражданин передает деньги либо ценности авансом. Взамен взяткополучатель выполняет собственную часть договоренностей. Вторая ситуация допускает своеобразное «вознаграждение» после оказания услуги.

Доказательство преступления

Для возбуждения уголовного производства и привлечения к ответственности за получение взятки требуются весомые основания. В таких случаях следствию требуется заявление пострадавшей стороны с указанием обстоятельств дела и суммы, которую вымогает чиновник. Если такое условие не выполняется, узнать о факте незаконной передачи средств удастся посредством показаний свидетелей, присутствовавших при этой процедуре.

Кроме того, для суда требуется сбор доказательств преступления. В таких ситуациях оперативными работниками используются купюры с метками и проводится фиксация нарушения на видео. Доказать виновность конкретного лица в суде без представления документальных свидетельств – практически невозможная задача.

Санкции по законодательству

Поскольку рассматриваемый вид нарушений охватывает три статьи УК, разберемся с мерами наказания для лиц, которым вменяется вымогательство взятки и людей, предлагающих незаконное обогащение. В случае получения денег или иного имущества чиновнику грозят штраф, дисквалификация на 3 – 15 лет или исправительные работы.

Отдельным критерием наказаний тут считается лишение свободы. Что касается граждан, которые предлагают взятки, тут законодательство предполагает аналогичные меры. Однако в обоих случаях судом учитывается размер подкупа, отягчающие и смягчающие обстоятельства. Разберемся с нюансами наказаний для указанных категорий подробнее.

Меры к взяткополучателю

Минимальный размер штрафа за взятку в этой ситуации составляет до 1 000 000 рублей либо равен эквиваленту дохода обвиняемого лица за 2 года. Иной вариант финансовых санкций допускает возмещение 10–50 размеров полученной суммы с запретом на занятие соответствующего поста на 3 года. Более жесткие меры допускают назначение исправительных работ до двух либо принудительного труда до 5 лет.

Тут предусмотрено и тюремное заключение на срок в 3 года. Значительные суммы взяток увеличивают штраф до 200 000–1 500 000 рублей. Альтернативой здесь становится выплата 30 – 60 величин суммы подкупа и дисквалификация чиновника на 3 года. Лишение свободы в таких случаях затягивается до 6 лет с вероятным штрафом в 30 размеров полученных средств. Для государственных служащих меры ужесточаются.

В подобных обстоятельствах штраф возрастает до 1 000 000–3 000 000 рублей, а период вероятного заключения в исправительном учреждении – до 5–10 лет с семилетней дисквалификацией.

Крупный размер подкупа предусматривает финансовые санкции в 2 000 000–4 000 000 рублей или суммы, которая в 80–100 раз превышает взятку. Лишение права на занятие определенной должности тут длится 7 лет, а тюремное заключение – до 7–12. Причем лишение свободы не исключает и выплаты штрафа, который составляет 60 размеров полученных средств.

Наиболее тяжелые последствия влечет взятка в особо крупном размере. Статья 290 предусматривает здесь финансовые выплаты государству в 3 000 000–5 000 000 рублей или 80–100 размеров зафиксированного незаконного дохода. Иная мера – лишение свободы на 8–15 лет с дисквалификацией служащего на пятнадцатилетний период.

Наказание для взяткодателя

Теперь разберемся с ответственностью за дачу взятки. В этом случае минимальные финансовые санкции составляют 500 000 рублей, а тюремное заключение длится 2 года. Альтернативой тут считаются исправительные работы на тот же срок или трехлетний принудительный труд.

Значительный размер правонарушения ужесточает указанные меры. Тут штраф возрастает до миллиона, а период лишения свободы предполагает максимум 5 лет.

Что касается санкций за предложение чиновникам незаконного дохода в крупном и особо крупном размере, тут для преступника предусмотрены те же меры, как и в случае с взяткополучателями. Однако добровольное сотрудничество со следствием тут становится шансом для избегания уголовного преследования. Это правило работает и до момента выплаты требуемой суммы, и после дачи мзды чиновникам.

Можно ли прикрыться «подарком»

Перейдем к обсуждению способов, которые используют недобросовестные служащие государственных структур. Наиболее распространенным вариантом уклонения тут становится выдача полученных активов за «подарок».

Поскольку закон четко устанавливает максимальную стоимость подобных подношений в 3 000 рублей, имущество, которое превышает эту цифру, автоматически становится поводом для уголовного преследования.

Однако в ситуациях, когда следователь представляет суду доказательства конкретных действий чиновника после получения «подарка» либо систематический характер таких приобретений, наказания не избежать. Однако на практике встречаются и умышленное подбрасывание средств с целью порчи репутации конкретного чиновника. В таких обстоятельствах важно доказать личную незаинтересованность в получении этого «дохода».

Тут юристы говорят о вероятных обвинениях лишь в ситуации с доказанной цепочкой: материальное вознаграждение-услуга. Если же ответной реакции чиновника не последовало, повода для инициирования уголовного дела нет. Причем подобные провокационные действия предполагают наказание по ст. 304 Уголовного Кодекса.

Заключение

Столь суровые меры наказаний за, казалось бы, незначительное правонарушение, связаны с засильем коррупционной составляющей в стране. Как показывает мировая практика, полное искоренение взяточничества – утопия. Однако сведение подобных случаев к минимуму говорит об экономическом потенциале государства и устойчивости страны на мировой арене.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Вопрос 68. Получение взятки. Ст. 290 ук рф.

Объект – ОО, обеспечивающие нормальное функционирование гос. Власти, гос. Службы и ОМС. Обязательным признаком объекта является предмет – деньги, ценные бумаги, иное имущество либо в виде незаконного оказания услуг имущественного характера, представления иных имущественных Пп за совершение действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона – состав формальный, деяние в форме действия – получение предмета. П-е окончено с момента получения хотя бы части предмета.

Субъект – ф.л., вменяемое, 16 лет, специальный субъект – д.л., иностранное д.л., д.л. публичной международной организации.

Субъективная сторона – вина в форме прямого умысла, корыстный мотив.

Признаки, характеризующие О, в т. ч. предмет: а) взятка в значительном размере; б) взятка в крупном размере; в) взятка в особо крупном размере.

Признаки, характеризующие объективную сторону: а) получение взятки за незаконные действия (бездействие); б) способ совершения – взятка с ее вымогательством (см. ст. 163 УК РФ – дополнительной квалификации по данной ст. не требуется).

Признаки, характеризующие субъекта: а) группа лиц по предварительному сговору; б) организованная группа.

Вопрос 69. Дача взятки. Ст. 291 ук рф.

О – ОО, обеспечивающие нормальное функционирование гос. Власти, гос. Службы и ОМС.

Объективная сторона – состав формальный, деяние в форме действия – дача взятки д.л., иностранному д.л., д.л. публичной международной организации лично или через посредника. Обязательным признаком объекта является предмет – это деньги, ценные бумаги, иное имущество или иная выгода имущественного характера. П-е окончено с момента передачи хотя бы части предмета.

Субъект – ф.л., вменяемое, 16 лет.

Субъективная сторона – вина в форме прямого умысла.

Признаки, характеризующие О, в т. ч. предмет: а) предмет в значительном размере (см. примечание к ст. 290 УК РФ); б) предмет в крупном размере; в) предмет в особо крупном размере.

Признаки, характеризующие объективную сторону: а) дача взятки за заведомо незаконные действия.

Признаки, характеризующие субъекта: а) группа лиц по предварительному сговору; б) организованная группа.

Особенности освобождения лица от УО – см. примечание к ст.

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

Посредничество во взяточничестве, так же как получение взятки и дача взятки, посягает на авторитет и осуществляемую в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. Предмет рассматриваемого преступления аналогичен предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290).

2. Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий: 1) непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Согласно примечанию 1 к ст. 290УК значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. руб. Таким образом, сумма предмета взятки отнесена законодателем к числу составообразующих признаков. Иными словами, согласно действующей редакции комментируемойстатьисостав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать, если сумма предмета взятки не выходит за пределы 25 тыс. руб.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, и желает совершить указанные действия.

4. Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Часть 2 комментируемой статьисодержитквалифицированный состав преступления – посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо лицом с использованием своего служебного положения. Следует отметить, что субъект должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.

6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение посредничества во взяточничестве:

– п. “а”:группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35УК) илиорганизованной группой (ч. 3 ст. 35УК);

– п. “б”:в крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290УК крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. руб.

7. Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 комментируемой статьи)является посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (если сумма предмета взятки превышает 1 млн. руб.).

8. В ч. 5 комментируемой статьипредусмотрен самостоятельный состав преступления – обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.

Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.

И обещание, и предложение посредничества во взяточничестве относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения действий, указанных в законе.

Ссылка на основную публикацию