Ответственность за нарушение закона по статье 253 УК РФ
Так как государство строго контролирует строительство сооружений для добычи природных ресурсов, для занятия подобными видами деятельности необходимо строго соблюдать законодательные рамки. В этой статье мы рассмотрим ст. 253 УК РФ с комментариями.
Статья посвящена такой важной теме, как нарушение нормативно-правовых актов в области континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Что такое континентальный шельф
Конвенция ООН по морскому праву трактует это понятие как океанское дно и недра подводных районов, которые включены в состав РФ. По федеральному закону №187 эти территории располагаются в пределах исключительной экономической зоны (регион за пределами территориального моря, на который распространяется действие особого правового режима) и за территориальными водами.
Самый крупный шельф в РФ и самый стратегически важный – это шельф Сибири в Северном Ледовитом океане, так как там находятся большие запасы нефти и природного газа. Остальные шельфы называются по наименованиям тех морей, где расположены (например, Баренцева, Охотского моря). За исключением внутренних морей России, шельфы эксплуатируются совместно с другими странами. Например, шельф Чукотского моря разрабатывается и США, и РФ.
Суть статьи 253 УК РФ
В ее первой части перечисляются те наказания, которые назначаются за следующие преступления:
- строительство сооружений на континентальном шельфе РФ с нарушениями законодательства в этой области;
- противоправное создание любых сооружений вокруг этой области или в исключительной экономической зоне РФ;
- нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и уничтожения искусственных островов, прочих сооружений и средств обеспечения безопасности хождения судов в этих морях.
По ч. 2 ст. 253 УК РФ определяются меры ответственности за исследование или разработку ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны без выданного на это разрешения.
Комментарии к статье
Правила по исследованию и строительству каких-либо объектов в вышеуказанных районах перечислены в таких нормативно-правовых актах:
Противоправность подобных действий заключается в том, что создавать искусственные острова и прочие сооружения в этих местах, а равно и добывать какие-либо ресурсы можно только после получения разрешения и с соблюдением норм, содержащихся в вышеназванных законах РФ. На это имеют права следующие категории лиц:
- физические и юридические лица РФ;
- иностранные государства, иностранные физические и юридические лица;
- международные организации.
При этом передача прав третьим лицам запрещается и будет рассматриваться как нарушение правил эксплуатации континентального шельфа по УК РФ, ст. 253.
Составы преступлений – за что могут наказать
Так как эта статья комментирует два разных правонарушения (строительство сооружений в вышеуказанных областях и добыча там природных ресурсов), то и составов преступления, соответственно, – два.
Если говорить о ч. 1 ст. 253 УК РФ, то предметом преступления определяются созданные против законодательства РФ на континентальном шельфе сооружения. Это могут быть буровые установки, причалы и прочие постройки.
Объективная сторона состоит из трех компонентов:
- Противозаконное сооружение каких-либо установок на континентальном шельфе РФ.
- Противоправное строительство любых из сооружений вокруг этой зоны или внутри исключительной экономической зоны РФ.
- Нарушение правил охраны, эксплуатации, уничтожения построенных сооружений и средств обеспечения безопасности хождения судов в морях.
Субъективная сторона характеризуется формой вины в виде прямого умысла, то есть гражданин не только понимал всю противоправность своих действий, но и хотел наступления их негативного результата.
Предметом правонарушения, трактуемого в ч. 2 ст. 253 УК РФ, определяются ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Это минеральные и прочие “неживые” ресурсы морского дна (нефть, газ и т.д.), а также организмы “сидячих” видов (крабы, мидии, устрицы и пр.). Сюда же относятся и биоресурсы: рыбы, морские виды птиц и т.д.
Под объективной стороной преступления понимаются любые из тех действий, что перечислены во второй части ст. 253 УК РФ, а именно – исследование или разработка вышеназванных ресурсов. Субъективная сторона совпадает с той, которая указана для первой части этой же статьи.
В обоих составах преступлений не имеют значение мотивы и цели преступников, а само правонарушение считается законченным с момента начала противоправной деятельности.
Объекты и субъекты преступлений
Объектом правонарушения, указанного в ч. 1 ст. 253 УК РФ, определяются общественные отношения, которые содержат суверенное право РФ на вышеуказанные районы, обеспечение безопасности для прохождения судов в этих регионах, а также охрану их живых и неживых ресурсов.
Субъектом выступает психически здоровый гражданин, которому на момент совершения правонарушения уже исполнилось 16 лет.
Если говорить о преступлении, указанном в ч. 2 этой же статьи, то здесь объект – это общественные отношения в области исследования, охраны и разработки ресурсов в исключительной экономической зоне и континентальном шельфе РФ.
Субъект правонарушения в этом случае – гражданин РФ, иностранец или лицо без всякого гражданства от 16 лет и полностью вменяемый.
Судебная практика
Если проанализировать судебную практику по ст. 253 УК РФ, то можно отметить, что правонарушения подобного рода очень часто фиксируются в районах, расположенных около морских границ РФ.
Например, в г. Находка в марте 2017 года было рассмотрено дело в отношении гражданина КНР, который занимался незаконным выловом кальмара тихоокеанского без лицензии. Его действия были квалифицированы по ч. 2 ст. 253 УК РФ, а в качестве наказания был избран штраф.
На Камчатке в 2011 году был зафиксирован похожий случай, связанный с добычей и хранением незаконно выловленных крабов. Действия преступной шайки также были определены по ч. 2 ст. 253 УК РФ.
Какие наказания назначаются
При квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 253 УК РФ избираются следующие виды наказаний:
- штраф в сумме от 100 до 300 000 руб. или в размере заработной платы за 1-2 года;
- запрет на занятие некоторых видов должностей и осуществление определенных видов деятельности на 3 года;
- обязательные работы на 480 часов;
- исправительные работы на 2 года.
Если же преступление было определено по ч. 2 этой-же статьи, то тогда меры ответственности могут быть такие:
- штраф в сумме от 100 до 500 000 руб. или в размере заработной платы за 1-3 года;
- обязательные работы на период до 480 часов;
- исправительные работы на 2 года с запретом на занятие должностей или осуществление видов деятельности в той же области на 3 года (последняя санкция – факультативна).
Заключение
Для строительства каких-либо сооружений или добычи природных ресурсов в вышеназванных районах требуется получение лицензии. Без этого подобные действия будут рассматриваться как правонарушения по ст. 253 УК РФ. Наказаниями за них могут быть штрафы, обязательные или исправительные работы.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Персональные данные: что грозит за нарушение закона
Работодатель, принимая сотрудника на работу, запрашивает у него определенные сведения. В статье расскажем, что считается персональными данными, какие обязанности по их защите установлены для работодателей и какая ответственность за их несоблюдение ждет нарушителей.
Какие данные являются персональными
Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных — определенному или определяемому физическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).
К персональным данным могут быть отнесены:
- фамилия, имя, отчество;
- пол, возраст;
- образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
- место жительства;
- семейное положение, наличие детей, родственные связи;
- факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.);
Кстати, сведения о заработной плате относятся к персональным данным.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Можно ли номер телефона отнести к персональным данным?
Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств. Из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца. Поэтому номер телефона сам по себе не относится к персональным данным.
А вот фотография относится к биометрическим персональным данным. Так как это изображение человека (фотография и видеозапись), которое позволяет установить личность и с этой целью используется оператором (См. Разъяснения Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки»).
Персональные данные, набор которых не позволяет идентифицировать субъект, являются обезличенными. К защите обезличенных персональных данных требования законодательства минимальны.
Ответственность работодателя за нарушение норм, регулирующих защиту персональных данных
С 1 июля 2017 года органом, осуществляющим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Закона о персональных данных и нормативных правовых актов, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (ст. 23 Закона о персональных данных). Есть плановые проверки, которые Роскомнадзор совершает раз в три года, а есть внеплановые ревизии, и о них не стоит забывать. Они могут быть проведены, к примеру, с целью выяснить, устранила ли компания нарушения, допущенные и выявленные ранее. Кроме того, проверку также стоит ждать, если компания претендует на выполнение госзаказа.
За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Разберем каждый вид ответственности.
Дисциплинарная ответственность
Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, является основанием для привлечения этого лица к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ). Трудовой договор с работником может быть, расторгнут по причине разглашения охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Материальная ответственность
Eсли вред работнику был причинен по вине лица, которое было ответственно за неразглашение персональных данных, то работодатель может привлечь последнего к материальной ответственности за ущерб, который был нанесен работнику такими действиями. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Административная ответственность
С 1 июля статья 13.11 КоАП РФ претерпела значительные изменения и теперь применяется в новой редакции. Был детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Теперь новая формулировка статьи 13.11 содержит семь составов правонарушений (вместо одного). Проверяющ ие могут составить отдельный протокол за каждое нарушение и назначить отдельный штраф.
То есть, если до 1 июля 2017 года максимальный штраф по статье 13.11 КоАП РФ составлял 10 тыс. руб. и состав нарушения был одним, то на данный момент размер штрафа увеличен до 75 тыс. руб., и составов преступлений стало семь. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.
Кроме того, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3 000 до 20 000 руб., индивидуальных предпринимателей — на сумму от 5 000 до 20 000 руб., организации — на сумму от 15 000 до 75 000 руб.
Практическая ситуация
В коллективном договоре закреплено, что одним из видов поощрения работников является размещение фотографии работника на Доске почета. Работник обратился к работодателю с требованием не размещать его фотографию для всеобщего обозрения. Какие риски несет работодатель, если разместит фотографию без согласия работника?
Согласно Закону о персональных данных фотографию работника можно отнести к персональным данным. Доска почета, размещенная публично, является общедоступным источником персональных данных. Статья 8 Закона о персональных данных устанавливает, что в общедоступные источники персональных данных сведения о персональных данных могут включаться только с письменного согласия субъекта персональных данных.
То есть работодатель должен перед размещением фотографии на доске почета запросить письменное разрешение работника. Если фотография работника размещена без его согласия, работодатель может быть привлечен к административной ответственности с наложением штрафа до 75 тыс. руб., при этом работник может также потребовать компенсации морального вреда за нарушение его прав.
Если будет установлено, что разглашение персональных данных произошло по вине работника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, то его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа (ст. 13.14 КоАП РФ) (за исключением случаев, если такое разглашение влечет уголовную ответственность):
- на граждан — от 500 до 1 000 руб.;
- на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 руб.
С работником, допущенным к обработке персональных данных, подписывается обязательство о неразглашении персональных данных.
Можно ли условие о неразглашении персональных данных включать в трудовой договор с работником? Только в отношении тех работников, которые непосредственно работают с персональными данными: кадровиков, бухгалтеров, секретарей и т.п. (ст. 57 ТК РФ). В этом случае при приеме на работу ознакомьте работника с Положением о работе с персональными данными.
Уголовная ответственность
Если работник, ответственный за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, злоупотреблял своими служебными полномочиями, распространял сведения о частной жизни других работников без их согласия, он может быть привлечен и к уголовной ответственности. Наказывается такое деяние (ст. 137 УК РФ):
- штрафом в сумме до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
- либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов;
- либо исправительными работами на срок до одного года;
- либо арестом на срок до четырех месяцев.
Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются (ч. 2 ст. 137 УК РФ):
- штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
- либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
- либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Подведем итоги
Что можно порекомендовать работодателям во избежание привлечения к ответственности, а также дополнительных затрат в случае проведения проверок? Обязательно проверьте:
- от всех ли работников получено согласие на обработку персональных данных;
- ознакомлены ли работники с локальными актами, устанавливающими порядок обработки таких данных, и с их правами и обязанностями в этой области;
- должным ли образом осуществляется хранение и защита персональных данных;
- соответствует ли документация об их обработке требованиям законодательства и т.д.
Часть 1 статьи 253 ук рф предусматривает три самостоятельных состава:
1) незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе РФ;
2) незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности;
3) нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.
Объективная сторона первого состава заключается в незаконном возведении сооружений на континентальном шельфе.
Под сооружениями следует понимать возведение искусственных островов, установок, иных сооружений, а также прокладку и эксплуатацию подводных кабелей и трубопроводов.
Российская Федерация осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.
Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законности и правил, касающихся безопасности. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов.
Незаконное возведение указанных объектов состоит в их создании с нарушением правил, установленных Российской Федерацией.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Объективная сторона второго состава состоит в незаконном создании вокруг сооружений на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности.
Под зоной безопасности следует понимать зону вокруг сооружений, которая простирается не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений.
Под незаконным созданием зон безопасности следует понимать любое их создание с нарушением установленных правил, в том числе увеличение зон безопасности свыше 500 метров.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Объективная сторона третьего состава состоит в нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.
Под нарушением правил следует понимать любое нарушение (несоблюдение) правил, установленных на федеральном уровне, в различных инструкциях и т.п., если нарушение указанных правил может привести к каким-либо экологическим изменениям окружающей среды, неточное или неполное их соблюдение.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.
Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное соблюдать указанные правила.
Все три состава являются формальными, то есть преступление окончено с момента совершения указанных действий, независимо от наступления каких-либо последствий.
Часть 2 статьи 253 ук рф содержит также три самостоятельных состава:
1) исследование естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимое без соответствующего разрешения;
2) их разведка, проводимая без соответствующего разрешения;
3) их разработка, проводимая без соответствующего разрешения.
Предметом всех трех составов выступают естественные богатства континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации, под которыми следует понимать живые и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах.
Под живыми ресурсами следует понимать все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, включая живые организмы “сидячих видов” морского дна и его недр.
Под неживыми ресурсами следует понимать минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, дна и его недр, включая химические элементы и их соединения, энергию приливов, течений и ветра и др.
Объективная сторона первого состава заключается в исследовании естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны без соответствующего разрешения.
Под исследованием следует понимать прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и промысел живых ресурсов, а также на изучение, разведку и разработку неживых ресурсов. Такое исследование необходимо отличать от научного исследования, под которым понимаются фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих целей экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере.
Данный состав является формальным.
Объективная сторона второго состава заключается в разведке естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации без соответствующего разрешения.
Под разведкой следует понимать поиск живых и неживых ресурсов для последующей их добычи.
Состав преступления является формальным.
Объективная сторона третьего состава заключается в разработке естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации без соответствующего разрешения.
Под разработкой естественных богатств следует понимать промышленную добычу живых и неживых ресурсов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” Российская Федерация осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к “сидячим видам” морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также промысел живых организмов, относящихся к “сидячим видам”, производятся в соответствии с федеральным законодательством;
2) суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке. Обеспечению этой нормы и служит статья 253 УК РФ.
Субъективная сторона всех трех составов, предусмотренных частью 2 статьи 253 УК РФ, характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 253 УК РФ, – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Статья 254. Порча земли
Комментарий к статье 254
Объектом преступления выступает экологическая безопасность, стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал земли.
Предметом данного преступления выступает земля. Статья 1 Земельного кодекса РФ говорит, что земля выступает как природный объект, охраняемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и является основой осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, одновременно является недвижимым имуществом, объектом права собственности.
Статья 12 Земельного кодекса РФ говорит о том, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Объективная сторона преступления выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Под отравлением земли следует понимать заболевание плодородного слоя земли в результате воздействия вредных веществ на нее.
Под загрязнением следует понимать внесение в землю загрязняющих веществ, то есть химических или биологических либо смеси таких веществ, которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Под иной порчей земли следует понимать захламление, нарушение земель, засоление, деградацию и т.п.
Под вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, по смыслу законодателя, следует понимать удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и иные опасные химические или биологические вещества.
Под удобрениями следует понимать органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений.
Под стимуляторами роста растений следует понимать такие вещества, которые ускоряют рост растений путем более быстрого деления клеток или растяжения клеток в длину.
Под ядохимикатами следует понимать пестициды, то есть химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты).
Под иными опасными химическими или биологическими веществами следует понимать вещества, не входящие ни в одну из вышеперечисленных групп и могущие причинить вред здоровью человека или окружающей среде.
Под правилами обращения с вышеперечисленными веществами следует понимать правила, установленные в федеральных законах и иных нормативных актах, а также в подзаконных нормативно-правовых актах для каждого конкретного вида веществ.
Под транспортировкой следует понимать любое перемещение указанных веществ в пространстве, любым видом транспорта.
Под хранением следует понимать содержание веществ в объектах размещения указанных веществ (то есть в специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения веществ).
Под использованием следует понимать любое применение указанных веществ в сельском хозяйстве либо в любой иной деятельности.
Под причинением вреда здоровью человека следует понимать расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности, причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам .
См.: п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 “О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения”.
Причинение вреда окружающей среде может выражаться в возникновении заболеваний животных и растений, уничтожении животных и растений, уничтожении рыбных запасов и т.д.
Состав преступления материальный, то есть для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке повлекли отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, что, в свою очередь, должно повлечь причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Необходимо также установить причинную связь между деянием и последствием.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной или неосторожной формами вины. Высказанное суждение о том, что данное преступление совершается с косвенным умыслом, представляется ошибочным .
См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под редакцией доктора юридических наук, профессора Б.Т. Разгильдиева и кандидата юридических наук, доцента А.Н. Красикова. Саратов: СЮИ МВД России, 1999. С. 440.
Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обязанное соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.
Персональные данные: что грозит за нарушение закона
Работодатель, принимая сотрудника на работу, запрашивает у него определенные сведения. В статье расскажем, что считается персональными данными, какие обязанности по их защите установлены для работодателей и какая ответственность за их несоблюдение ждет нарушителей.
Какие данные являются персональными
Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных — определенному или определяемому физическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).
К персональным данным могут быть отнесены:
- фамилия, имя, отчество;
- пол, возраст;
- образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
- место жительства;
- семейное положение, наличие детей, родственные связи;
- факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.);
Кстати, сведения о заработной плате относятся к персональным данным.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Можно ли номер телефона отнести к персональным данным?
Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств. Из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца. Поэтому номер телефона сам по себе не относится к персональным данным.
А вот фотография относится к биометрическим персональным данным. Так как это изображение человека (фотография и видеозапись), которое позволяет установить личность и с этой целью используется оператором (См. Разъяснения Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки»).
Персональные данные, набор которых не позволяет идентифицировать субъект, являются обезличенными. К защите обезличенных персональных данных требования законодательства минимальны.
Ответственность работодателя за нарушение норм, регулирующих защиту персональных данных
С 1 июля 2017 года органом, осуществляющим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Закона о персональных данных и нормативных правовых актов, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (ст. 23 Закона о персональных данных). Есть плановые проверки, которые Роскомнадзор совершает раз в три года, а есть внеплановые ревизии, и о них не стоит забывать. Они могут быть проведены, к примеру, с целью выяснить, устранила ли компания нарушения, допущенные и выявленные ранее. Кроме того, проверку также стоит ждать, если компания претендует на выполнение госзаказа.
За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Разберем каждый вид ответственности.
Дисциплинарная ответственность
Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, является основанием для привлечения этого лица к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ). Трудовой договор с работником может быть, расторгнут по причине разглашения охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Материальная ответственность
Eсли вред работнику был причинен по вине лица, которое было ответственно за неразглашение персональных данных, то работодатель может привлечь последнего к материальной ответственности за ущерб, который был нанесен работнику такими действиями. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Административная ответственность
С 1 июля статья 13.11 КоАП РФ претерпела значительные изменения и теперь применяется в новой редакции. Был детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Теперь новая формулировка статьи 13.11 содержит семь составов правонарушений (вместо одного). Проверяющ ие могут составить отдельный протокол за каждое нарушение и назначить отдельный штраф.
То есть, если до 1 июля 2017 года максимальный штраф по статье 13.11 КоАП РФ составлял 10 тыс. руб. и состав нарушения был одним, то на данный момент размер штрафа увеличен до 75 тыс. руб., и составов преступлений стало семь. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.
Кроме того, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3 000 до 20 000 руб., индивидуальных предпринимателей — на сумму от 5 000 до 20 000 руб., организации — на сумму от 15 000 до 75 000 руб.
Практическая ситуация
В коллективном договоре закреплено, что одним из видов поощрения работников является размещение фотографии работника на Доске почета. Работник обратился к работодателю с требованием не размещать его фотографию для всеобщего обозрения. Какие риски несет работодатель, если разместит фотографию без согласия работника?
Согласно Закону о персональных данных фотографию работника можно отнести к персональным данным. Доска почета, размещенная публично, является общедоступным источником персональных данных. Статья 8 Закона о персональных данных устанавливает, что в общедоступные источники персональных данных сведения о персональных данных могут включаться только с письменного согласия субъекта персональных данных.
То есть работодатель должен перед размещением фотографии на доске почета запросить письменное разрешение работника. Если фотография работника размещена без его согласия, работодатель может быть привлечен к административной ответственности с наложением штрафа до 75 тыс. руб., при этом работник может также потребовать компенсации морального вреда за нарушение его прав.
Если будет установлено, что разглашение персональных данных произошло по вине работника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, то его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа (ст. 13.14 КоАП РФ) (за исключением случаев, если такое разглашение влечет уголовную ответственность):
- на граждан — от 500 до 1 000 руб.;
- на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 руб.
С работником, допущенным к обработке персональных данных, подписывается обязательство о неразглашении персональных данных.
Можно ли условие о неразглашении персональных данных включать в трудовой договор с работником? Только в отношении тех работников, которые непосредственно работают с персональными данными: кадровиков, бухгалтеров, секретарей и т.п. (ст. 57 ТК РФ). В этом случае при приеме на работу ознакомьте работника с Положением о работе с персональными данными.
Уголовная ответственность
Если работник, ответственный за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, злоупотреблял своими служебными полномочиями, распространял сведения о частной жизни других работников без их согласия, он может быть привлечен и к уголовной ответственности. Наказывается такое деяние (ст. 137 УК РФ):
- штрафом в сумме до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
- либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов;
- либо исправительными работами на срок до одного года;
- либо арестом на срок до четырех месяцев.
Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются (ч. 2 ст. 137 УК РФ):
- штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
- либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
- либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Подведем итоги
Что можно порекомендовать работодателям во избежание привлечения к ответственности, а также дополнительных затрат в случае проведения проверок? Обязательно проверьте:
- от всех ли работников получено согласие на обработку персональных данных;
- ознакомлены ли работники с локальными актами, устанавливающими порядок обработки таких данных, и с их правами и обязанностями в этой области;
- должным ли образом осуществляется хранение и защита персональных данных;
- соответствует ли документация об их обработке требованиям законодательства и т.д.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. N 26 г. Москва “О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)”
Документ является поправкой к
Обсудив результаты обобщения практики применения судами законодательства об ответственности за преступления, предусмотренные статьями 253 и 256 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что судами в основном соблюдаются требования законодательства и учитываются разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года N 14 “О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения”.
Вместе с тем имеются случаи неправильного применения законодательства, что приводит к судебным ошибкам. Суды неодинаково квалифицируют действия лиц, совершивших незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением самоходного транспортного плавающего средства, запрещенных орудий лова, а также иных способов массового истребления водных животных и растений.
По-разному судами решаются вопросы о конфискации транспортных плавающих средств и иных орудий совершения незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе при исследовании, поиске, разведке, разработке природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимых без соответствующего разрешения.
Нуждается в уточнении содержание некоторых понятий, используемых в нормах об уголовной ответственности за деяния в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности судов по применению экологического законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В связи с этим судам для обеспечения правильного применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в каждом конкретном случае необходимо устанавливать и отражать в приговоре, какие правовые нормы были нарушены в результате совершения преступления.
Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, судам следует учитывать законодательство Российской Федерации и положения действующих для Российской Федерации международных договоров. Если международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.
2. Разъяснить судам, что уголовная ответственность по части 2 статьи 253 УК РФ за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации наступает в случаях, когда такие деяния совершены без обращения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти за получением разрешения (лицензии) или после подачи заявки на лицензирование, но без получения разрешения (лицензии) или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии, либо после истечения срока действия лицензии, или после выбора указанной в разрешении (лицензии) квоты.
При определении понятия “исключительная экономическая зона Российской Федерации” необходимо учитывать положения статьи 1 Федерального закона “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”, а при определении понятия “континентальный шельф Российской Федерации” – положения статьи 1 Федерального закона “О континентальном шельфе Российской Федерации”.
Вылов водных биологических ресурсов, совершенный в целях научно-исследовательских работ, поиска и разработки природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации без специального разрешения, полностью охватывается частью 2 статьи 253 УК РФ, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в частях 1 и 3 статьи 256 УК РФ. Уголовная ответственность в таких случаях, при наличии к тому оснований, наступает по соответствующим частям статьи 256 УК РФ.
3. Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (статья 256 УК РФ) судам следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо, когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.
Судам в каждом случае необходимо устанавливать и отражать в приговоре, в чем конкретно выразились незаконная добыча (вылов) или способ вылова водных биологических ресурсов с указанием нормы федерального закона, других нормативных правовых актов, регулирующих осуществление рыболовства, которые были нарушены.
4. При отнесении ущерба, причиненного незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, к крупному (пункт “а” части 1 статьи 256 УК РФ), судам надлежит исходить из количества и стоимости добытого, поврежденного и уничтоженного, распространенности особей, их отнесения в установленном порядке к специальным категориям, а также учитывать нанесенный их добычей ущерб водным биологическим ресурсам.
К такому ущербу следует, в частности, относить: гибель большого числа неполовозрелых рыб (мальков), вылов или уничтожение рыб и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта Российской Федерации, уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биологических ресурсов и нарушение процесса их воспроизводства. Для правильной оценки причиненного ущерба могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты.
5. К самоходным транспортным плавающим средствам следует относить те из них, которые оснащены двигателями (например, суда, яхты, катера, моторные лодки), а также иные плавающие конструкции, приводимые в движение с помощью мотора (пункт “б” части 1 статьи 256 УК РФ). При этом должно быть установлено, что данное самоходное транспортное плавающее средство непосредственно использовалось как орудие добычи водных биологических ресурсов (например, для установки и (или) снятия рыболовной сети).
6. Под иными способами массового истребления водных животных и растений понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания: прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды из водных объектов, перегораживание водоема (например, реки, озера) орудиями лова более чем на две трети его ширины, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий.
Решая вопрос о том, совершено ли преступление с применением способов массового истребления водных биологических ресурсов, судам надлежит не только исходить из того, какой запрещенный вид орудия лова или способ вылова был применен, но и устанавливать, может ли их применение с учетом конкретных обстоятельств дела повлечь указанные последствия. В необходимых случаях к исследованию свойств таких орудий лова или примененных способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов надлежит привлекать соответствующих специалистов либо экспертов.
7. При квалификации действий лица, совершившего незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением способов их массового истребления, суду следует руководствоваться нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок добычи водных биоресурсов и устанавливающими запреты, в том числе относящиеся к орудиям лова, способам, местам вылова и др.
Если установлено, что в ходе вылова применялись такие орудия лова, использование которых не могло повлечь массового истребления водных животных и растений при отсутствии иных способов их массового вылова, в действиях такого лица отсутствует состав преступления, предусмотренный пунктом “б” части 1 статьи 256 УК РФ.
8. Местом нереста следует признавать, например, море, реку, водоем или часть водоема, где рыба мечет икру, а под миграционным путем к нему – проходы, по которым рыба идет к месту нереста. Если водный объект имеет небольшие размеры (например, озеро, пруд, запруда) и нерест происходит по всему водоему, он с учетом установленных фактических обстоятельств может быть признан местом нереста (пункт “в” части 1 статьи 256 УК РФ).
Квалификация незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов по признаку совершения деяния в местах нереста или на миграционных путях к ним возможна лишь при условии совершения этих действий в период нереста или миграции к местам нереста. Совершение такого деяния вне этих сроков или с помощью орудий лова, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку.
9. Для установления факта добычи водных биологических ресурсов в запрещенных районах: в местах нереста или миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, а также в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (пункты “в” и “г” части 1 статьи 256 УК РФ), судам надлежит исследовать данные, определяющие такой район промысла с описанием ориентиров или географических координат.
10. В тех случаях, когда действия лица, непосредственно направленные на незаконную добычу водных биологических ресурсов (например, начало установки орудий лова, непосредственная подготовка к применению для вылова рыбы и других водных биологических ресурсов взрывчатых или химических веществ, электротока), были пресечены в установленном законом порядке, содеянное им надлежит квалифицировать по части 3 статьи 30 УК РФ и соответствующей части статьи 256 УК РФ.
11. Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 81 УПК РФ о том, что орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, суду при поступлении уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 256 УК РФ, необходимо выяснять, приняты ли меры по обеспечению возможной конфискации орудий преступления.
При наличии оснований, указанных в статье 230 УПК РФ, суд вправе по собственной инициативе или по ходатайству потерпевшего, гражданского истца либо их представителей, а также прокурора при подготовке дел к судебному заседанию принять меры для обеспечения возможной конфискации имущества.
В соответствии с требованием пункта 2 части 1 статьи 309 УПК РФ в резолютивной части приговора надлежит решить вопрос о вещественных доказательствах, в том числе о конфискации в порядке пункта “г” части 1 статьи 104 [1] УК РФ орудий незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому (например, эхолотов, навигаторов).
При конфискации судна (самоходного или несамоходного), суду необходимо выяснить, не является ли оно для подсудимого основным законным источником средств к существованию (например, добыча водных биологических ресурсов для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока).
12. Если действия, связанные с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, совершенные лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, или на особо охраняемых природных территориях, хотя формально и содержали признаки преступления, предусмотренного частью 2 статьи 253 или статьей 256 УК РФ, но в силу малозначительности не представляли общественной опасности, когда не использовались способы массового истребления водных животных и растений, суд вправе прекратить уголовное дело на основании части 2 статьи 14 УК РФ.
При этом основанием для признания действий подсудимого малозначительными может служить, например, незначительные количество и стоимость выловленной рыбы, отсутствие вредных последствий для окружающей среды, а также используемый способ добычи, который не являлся опасным для биологических, в том числе и рыбных, ресурсов.
13. Судам надлежит устанавливать обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, предусмотренных статьями 253 и 256 УК РФ, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия о незаконной добыче водных биологических ресурсов, нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также реагировать на нарушения, допущенные при рассмотрении таких дел нижестоящими судами. В каждом таком случае в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ необходимо выносить частные постановления (определения), обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.
Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:
Уголовная ответственность за совершение экологических преступлений
Федеральным законом 27.06.2018 № 157-ФЗ внесены изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации, которыми скорректированы положения ряда статей, предусматривающих ответственность за совершение экологических преступлений.
Так, в новой редакции ст. 253 УК РФ (нарушение законодательства о Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации) теперь также предусмотрена уголовная ответственность за добычу (вылов) природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения.
Ужесточена ответственность за нарушение законодательства о континентальном шельфе. Теперь санкцией ч. 1 ст. 253 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет. Кроме того, введена ч. 3 ст. 253 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение законодательства о континентальном шельфе лицом с использованием своего служебного положения, а также группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Этим же Федеральным законом ужесточена ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ (незаконная охота). Так, законодатель увеличил сумму штрафа до 500 тыс. рублей, а также ввел альтернативный вид наказания в виде лишения свободы сроком до 2 лет.
Часть 2 ст. 258 УК РФ также претерпела изменения. Теперь уголовная ответственность наступает не только за совершение указанного деяния лицом с использованием своего служебного положения, а также группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, но и в том случае, если незаконной охотой причинен особо крупный ущерб.
При этом законом унифицируются подходы к определению размера нанесенного экологического ущерба. Крупным будет считаться ущерб на сумму от 40 тыс., особо крупный – от 120 тыс. рублей.
Ответственность за совершение указанного преступления ужесточена увеличением суммы штрафа до 1 млн. рублей, а также увеличением срока наказания в виде лишения свободы до 5 лет.
В Уголовный кодекс Российской Федерации введена ч. 1.1 ст. 258.1, предусматривающая уголовную ответственность за онлайн-торговлю ценными дикими животными и водными биоресурсами, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Так, за незаконные приобретение или продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 4 лет.
Частями 2.1 и 3.1 указанной статьи введена уголовная ответственность за совершение указанного преступления лицом с использованием своего служебного положения, а также совершенное организованной группой.
Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации
Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации
1. Незаконные создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение порядка создания, эксплуатации, использования, охраны и ликвидации созданных искусственных островов, установок и сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства –
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Исследование, поиск, разведка, а также разработка, в том числе добыча (вылов), природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, –
наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –
наказываются принудительными работами на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового.
Судебная практика и законодательство — УК РФ. Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации
“В целях дальнейшего совершенствования деятельности судов по применению законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ) Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:”;
В целях дальнейшего совершенствования деятельности судов по применению законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ) Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет: