Ответственность за нарушение правил вождения у военных: статья 350 УК РФ

Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 350 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный порядок вождения, а также эксплуатации военных машин.

Порядок, обеспечивающий безопасность вождения и безопасность эксплуатации военных машин, устанавливается помимо Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в ред. от 12.11.2012) , Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Строевым уставом Вооруженных Сил РФ, боевыми уставами, Курсом вождения автомобилей и гусеничных тягачей, Положением об организации инструктажей личного состава по соблюдению требований безопасности при эксплуатации вооружения и военной техники и другими нормативными актами, издаваемыми компетентными органами управления Вооруженными Силами РФ. В этих актах излагаются специальные правила вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин и требования к военнослужащим по строгому и точному исполнению предписаний соответствующих правил при выполнении войсками разных видов задач.
———————————
САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 184; 1998. N 45. Ст. 5521; 2000. N 18. Ст. 1985; 2001. N 11. Ст. 1029; 2002. N 9. Ст. 931; N 27. Ст. 2693; 2003. N 20. Ст. 1899; N 40. Ст. 3891; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5733; 2006. N 11. Ст. 1179; 2008. N 8. Ст. 741; N 17. Ст. 1882; 2009. N 2. Ст. 233; N 5. Ст. 610; 2010. N 9. Ст. 976; N 20. Ст. 2471; 2011. N 42. Ст. 5992; 2012. N 1. Ст. 154; N 15. Ст. 1780; N 30. Ст. 4289; N 47. Ст. 6505.

Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести, ч. 3 — средней тяжести.

Предмет преступления — боевая, специальная или транспортная машина.

К боевым машинам относятся машины, составной частью которых является оружие (пушка, пулемет и др.). Это танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки, миноукладчики, ракетные установки и другие машины, предназначенные для буксировки средств ведения боя, артиллерийские тягачи, машины, перевозящие аппаратуру управления огнем, и др., иные самодвижущиеся на поле боя машины — минные тральщики и др. Они и называются боевыми потому, что участвуют в ведении боя.

Специальные машины — самодвижущиеся технические средства, призванные обеспечить ведение боевых действий войсками. К ним относятся инженерные машины (траншеекопатели, бульдозеры, корчеватели, машины, осуществляющие перевозку понтонов для наведения переправ, и т.п.), санитарные машины, походные ремонтные мастерские, походные самодвижущиеся пекарни, технические, экологические и другие машины-лаборатории.

Транспортные машины — это машины, предназначенные для перевозки личного состава, подвоза оружия, боеприпасов, военно-технического имущества, горюче-смазочных материалов, продовольствия, вещевого и иного имущества для хозяйственно-бытового обеспечения войск. Транспортные машины организационно включаются в специальные транспортные части и подразделения (автомобильные полки, батальоны, роты).

Потерпевшие — военнослужащие и иные лица.

2. Объективную сторону преступления составляет нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных военных машин, совершаемое в виде действия (бездействия).

Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной. Правила об этих нарушениях устанавливаются названными выше нормативными правовыми актами, на которые необходимо ссылаться при квалификации соответствующих нарушений.

Правила вождения — это совокупность обязательных предписаний, соблюдение которых военнослужащими, непосредственно управляющими машиной во время движения, обеспечивает безопасное движение военных машин для людей, воинского правопорядка и боеготовности войск.

Нарушение правил вождения военных машин может выражаться путем действия — это превышение скорости движения машины, совершение обгона машины вопреки порядку, установленному соответствующими правилами или приказом командира (начальника), не противоречащим правилам безопасности движения, движение на запрещающий сигнал, регулирующий движение, и др. Нарушение правил безопасности движения путем бездействия — это непринятие мер к своевременной остановке машины, к снижению ее скорости движения, невключение светового сигнала в условиях, когда его включение обязательно, либо сигнала о намерении совершить поворот, непринятие мер к остановке машины в случае ослепления ее водителем встречной машины, сон за рулем машины, неоказание помощи пострадавшему от допущенного самим же водителем машины нарушения, невыполнение указания старшего машины о прекращении нарушения правил вождения машины и др.

Правила эксплуатации — это совокупность норм, предписывающих определенной категории лиц создание благоприятных условий безопасного движения военных машин, для других военнослужащих.

Нарушение правил эксплуатации может выражаться: в допуске к управлению лиц, не имеющих права на управление машиной, в выпуске в рейс компетентным начальником с неисправностями, при которых Правилами дорожного движения и другими нормативными актами запрещается эксплуатация машин. Перечень таких неисправностей содержится в том числе и в Правилах дорожного движения (например, неисправность тормозов), в допуске к управлению машиной лиц, заведомо не подготовленных к вождению данного типа машин либо по своему физическому или психическому состоянию не способных управлять машиной, в отдании начальником или старшим машины распоряжений, явно противоречащих правилам безопасности движения (о выборе скорости движения, осуществлению маневра машиной, погрузке негабаритных грузов, буксировке прицепных устройств, посадке военнослужащих на машину, не приспособленную к перевозке людей, и др.).

Обязательный признак объективной стороны преступления — последствия в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 111).

Степень тяжести причиненного вреда здоровью определяет судебно-медицинский эксперт с представлением заключения об этом.

Причинение в результате нарушения правил вождения или эксплуатации машин легкого вреда здоровью нескольким лицам не образует рассматриваемого преступления, так как ответственность за причинение легкого вреда здоровью по неосторожности не установлена.

Между нарушением правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека.

3. Субъектом нарушения правил вождения боевой, специальной и транспортной машины может быть любой военнослужащий, законно или незаконно управлявший военной машиной. Военнослужащий, совершивший транспортное преступление на личной автомашине, не может быть признан субъектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, и подлежит уголовной ответственности по ст. 264 УК.

Субъектом нарушения правил эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин является военнослужащий, на которого возложена обязанность их соблюдения нормативными актами или приказом начальников. К ним относятся командиры и начальники, непосредственно занимающиеся эксплуатацией машин, должностные лица технической службы, старшие машин, командиры танков, других самодвижущихся машин, начальники контрольно-технических пунктов, дежурные по паркам, ангарам и другие военнослужащие, на которых возложена обязанность по обеспечению безопасности движения военных машин.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

5. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующий признак — причинение по неосторожности смерти человека.

Военным судом Екатеринбургского гарнизона рядовой Б. признан виновным в том, что, следуя на закрепленном за ним автомобиле КамАЗ-4310, превысил предельно допустимую скорость и выехал на полосу встречного движения, в результате чего произошло столкновение со следовавшим во встречном направлении автомобилем «Нива» ВАЗ-2121. Последствиями данного дорожно-транспортного происшествия явились смерть водителя автомобиля ВАЗ-2121 П. и причинение тяжкого вреда здоровью пассажира этого автомобиля С.

Нарушение Б. правил вождения транспортной машины, повлекшее по неосторожности смерть одного человека и причинение тяжкого вреда здоровью другого, судом правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 350 УК.

6. В ч. 3 комментируемой статьи назван особо квалифицирующий признак — причинение по неосторожности смерти двум и более лицам.

О понимании последствий, названных в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, см. комментарий к ст. 264.

Ответственность за нарушение правил вождения у военных: статья 350 УК РФ

Военная техника Вооруженных Сил Российской Федерации включает в себя боевые машины, танки, самоходные установки, технику для транспортировки оружия и личного состава. Малейшее нарушение при управлении ими может привести к трагедии и попасть под статью Уголовного кодекса РФ. Для предотвращения тяжелых последствий разрабатываются эффективные методы обучения военных приемам вождения.

Существуют различные техники вождения боевых машин в зависимости от особенностей местности и величины препятствий. Для передвижения в условиях ограниченной видимости, перемещения по горной местности, преодоления крутых подъемов и спусков необходимо обладать обширными теоретическими знаниями и опытом вождения боевых машин. Если авария все же случилась, ее последствия суд будет оценивать, руководствуясь ст. 350 УК РФ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Содержание ст. 350 УК РФ с комментариями

Уголовный кодекс РФ устанавливает меры наказания за нарушение правил вождения или эксплуатации машин. Сроки уголовной ответственности зависят от степени тяжести причиненного вреда.

В соответствии с частью 1 статьи 350 УК РФ, за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека предусмотрено следующее наказание:

  • арест сроком от четырех до шести месяцев;
  • содержание в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Согласно ч. 2 ст. 350 УК РФ, нарушение правил управления боевой техникой, повлекшее за собой смерть человека по неосторожности, влечет за собой лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без него.

Если деяние повлекло за собой смерть двух и более лиц, то, по ч. 3 рассматриваемой статьи, оно наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

В комментариях к статье 350 УК РФ уточняется, что именно относится к предмету преступления, представлены объективные и субъективные стороны совершенного деяния.

Важно! Материальный ущерб, срыв боевого задания основаниями для привлечения по ст. 350 не являются. Данные правонарушения относятся к гражданско-правовой ответственности.

Кого и за что наказывают

Ответственность за нарушение правил эксплуатации боевой техники несет военнослужащий, управляющий транспортным средством. Если нарушение было допущено при одновременном участии водителя и старшего машины, то виновным признается тот, кто явился непосредственной причиной наступления последствий.

К нарушениям относятся также выезд на технически неподготовленной машине, управление транспортом при проблемах со здоровьем, превышение скорости либо выезд на встречную полосу.

Состав преступления

Для установления состава преступления следует обращаться к нормативным правовым актам, имеющим отношение к порядку вождения и эксплуатации боевых машин.

В отличие от преступлений, предусмотренных другими статьями УК РФ, транспорт, принадлежащий ВС РФ, является основным отличительным признаком состава преступления.

К нему относится непосредственное наступление тяжких последствий или нанесение вреда здоровью средней тяжести, смерть одного и более лиц.

Когда деяние будет считаться преступлением

Любое действие, результатом которого стало причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть одного или более лиц при вождении или эксплуатации боевой техники, влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 350 УК РФ.

Объекты и субъекты

Объектом преступления служит порядок эксплуатации и вождения военной техники. Если военнослужащий нарушает правила вождения транспорта, который не входит в перечень боевой техники, то преступление квалифицируется по другой статье.

Субъектом преступления выступают военнослужащие, непосредственно управляющие боевым транспортом, и лица, которые несут ответственность за соблюдение правил эксплуатации военной техники.

Объективная сторона связана с нарушением эксплуатации и правил вождения, повлекшим за собой тяжкие последствия.

Субъективная сторона характеризуется небрежностью и невнимательностью, что относится к форме вины по неосторожности.

Основные проблемы доказательной части

Чтобы собрать достаточную доказательную базу, необходимо установить причинно-следственную связь между нарушением ПДД и последствиями. Если в результате нарушения правил вождения и эксплуатации был причинен легкий вред здоровью, то ответственность не устанавливается.

Преступление подпадает под действие закона только при причинении тяжкого вреда здоровью человека или наступлении смерти.

Квалифицирующие признаки и особенности

Рассматривая специфику нарушения правил эксплуатации и вождения боевых машин, необходимо определиться с такими понятиями, как эксплуатация и вождение.

Совокупность мероприятий по техническому обслуживанию и транспортировке военной техники относится к эксплуатации транспортного средства.

Общим признаком вождения являются действия водителя по управлению движением машины вплоть до полной остановки транспорта.

Нарушение правил эксплуатации выражается в неисполнении должностными лицами обязанностей по обеспечению безопасности движения машин, допуске к вождению неподготовленных лиц, не имеющих права управлять транспортным средством. Оставление машины с последующим самопроизвольным ходом также может повлечь за собой последствия, указанные в ст. 350 УК РФ.

Важно! К вождению относится период начала движения ходовой части и прекращение движения, все остальные действия являются элементом эксплуатации. При квалификации преступления и определении ответственности виновного лица это различие имеет важное значение.

Когда не применяются меры ответственности

От уголовной ответственности освобождается военнослужащий, обучающийся езде на машине под контролем инструктора. В данном случае вина за совершенное деяние возлагается на обучающего субъекта.

В ситуации, когда старший машины назначается незаконно, например, полномочия были возложены на гражданское лицо или задействован рядовой состав, то ответственность за последствия несут командиры, по вине которых было допущено назначение.

Судебная практика

В 2012 году Биробиджанским гарнизонным военным судом было установлено, что старшина К., управляя специальной машиной (многоцелевым тягачом), при переезде по частично разрушенному железобетонному мосту не справился с управлением и совершил съезд с моста с последующим опрокидыванием машины. В результате этого рядовой Ф., сидевший на ее корпусе, был придавлен и впоследствии погиб.

В соответствии с приговором от 04.05.2012, гражданин К. был признан виновным, ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью условно.

Заключение

При расследовании нарушения правил вождения или эксплуатации машин суд обращает внимание на нормативные, психологические и социальные аспекты. Исходя из этого определяется, какие обстоятельства являются объективными и могут служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

С 2019 года предусмотрено ужесточение административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, которое коснется и поведения военнослужащих на дорогах. Эту инициативу уже поддержало Министерство обороны Российской Федерации.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Статья 350 УК РФ. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, –

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарии к ст. 350 УК РФ

1. Объектом преступления является порядок безопасного вождения и эксплуатации военно-транспортных средств, устанавливаемый не только общими, но и специальными военно-административными нормативами. К боевым, специальным и транспортным машинам относятся все виды самодвижущихся сухопутных средств, состоящих на вооружении Вооруженных Сил и иных войск РФ.

2. Нарушением правил вождения является несоблюдение установленных правил безопасности дорожного движения.

Нарушение правил эксплуатации машин – это игнорирование норм и правил использования и технического обслуживания машин, связанных с обеспечением движения.

Состав материальный, деяние признается преступным при причинении тяжкого вреда здоровью человека. Между нарушением правил вождения или эксплуатации машин и наступлением указанных последствий должна быть установлена причинная связь.

3. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъектом нарушения правил вождения может быть любой военнослужащий, управляющий военной машиной либо арендованным военным ведомством в интересах выполнения стоящих перед ним задач транспортным средством, вне зависимости от наличия у него водительского удостоверения (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1973 N 7 “О квалификации нарушения правил вождения или эксплуатации машин военнослужащими и иными лицами, несущими уголовную ответственность по Закону об уголовной ответственности за воинские преступления” ).

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 – 1977. М., 1978. Ч. 2.

Субъект нарушений правил эксплуатации – военнослужащий, непосредственно ответственный за эксплуатацию транспортного средства, включая старшего машины, и др.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию