Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ)
Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 06.12.2007 № 333-ФЗ), –
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 06.05.2010 № 81-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ).
- 1. Непосредственный объект преступления – общественные отношения по охране рыбных запасов как части природной среды от истребления при осуществлении хозяйственной деятельности.
- 2. Отношения по охране рыбных запасов регулируются Законом о животном мире, федеральными законами от 17.12.1998 № 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” (в ред. от 21.11.2011), от 21.07.1997 № 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений” (в ред. от 04.03.2013), от 20.12.2004 № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (в ред. от 02.07.2013), Законом о континентальном шельфе, Законом об охране окружающей среды, ВК; постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 “Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи” (в ред. от 13.03.2008), а также другими нормативными правовыми актами.
- 3. Правила охраны биологических ресурсов являются частью общих правил охраны окружающей среды при производстве работ. Поэтому комментируемая статья конкурирует со ст. 246 УК и является по отношению к ней специальной нормой, которая и подлежит применению.
Под правилами охраны рыбных запасов следует понимать обязательные для исполнения нормы природоохранительного, природоресурсового и иного законодательства, направленные на обеспечение сохранности водной фауны и флоры.
Следует подчеркнуть, что, хотя по тексту комментируемой статьи речь идет об охране биологических ресурсов, по содержанию правила их охраны много шире, так как охрана рыбных запасов подразумевает и охрану среды их обитания, т.е. мест обитания, охрану животных и растительности, образующих кормовые запасы.
- 4. Предмет преступления – биологические ресурсы и кормовые запасы. Водные биологические ресурсы – это не только рыбы различных видов, включая молодь (рыбные запасы), но и иные водные животные (раки, крабы, организмы “сидячих” видов, водные пушные млекопитающие и др.). Кормовые запасы образуют организмы животного происхождения и водная растительность, служащие пищей для рыб и других водных животных.
- 5. Объективную сторону преступления образуют нарушения правил охраны рыбных запасов при производстве лесосплава, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществлении взрывных и иных работ, эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов.
Запрещается молевой сплав древесины (т.е. россыпью) на судоходных путях и на водных объектах. Лесосплавляющие организации обязаны регулярно проводить чистку сплавных путей от затонувшей древесины. Запрещается устраивать на реках запани с ограждениями, занимающими более двух третей сечения реки. Недозволена заготовка леса по берегам рек, являющихся местами нереста осетровых и лососевых рыб, на расстоянии менее одного километра от берега.
В обобщенном виде нарушения правил лесосплава составляют деяния, причиняющие вред рыбным запасам: при осуществлении работ, связанных с подготовкой леса для сплава; во время фактического сплава; путем невыполнения работ по приведению водоемов в порядок в процессе их эксплуатации, которые надлежало выполнить.
В рыбохозяйственных водоемах запрещается проводить без разрешения органов рыбоохраны взрывные работы, за исключением неотложных дноуглубительных работ для поддержания лесосплава и судоходства на обмелевших участках рек, работ по принудительному вскрытию сплавных рек и предотвращению аварий и заторов. О проведении взрывных работ в указанных случаях органы рыбоохраны должны незамедлительно ставиться в известность.
Преступному нарушению правил охраны рыбных запасов может способствовать такое строительство мостов и дамб, которое приводит к уничтожению или существенному сокращению рыбных запасов (уничтожаются нерестилища, воспрепятствуется проход рыбы на нерест и т.д.). Транспортировка леса по лесным рекам большегрузными автомобилями либо тягачами, когда нерестовые реки буквально “растаптываются”, а вода вместе с рыбой и икрой выплескивается на берега транспортом и так называемыми “хлыстами” (стволами срубленных деревьев), также отрицательно сказывается на рыбных запасах.
Эксплуатация водозаборных сооружений или перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов подразумевает, в частности, использование без защитных устройств, препятствующих выкачиванию рыбы и кормовых запасов, водозаборных механизмов станций, подающих воду для коммунальных и производственных нужд, а также для обеспечения населенных пунктов питьевой водой; насосов электростанций, трубопроводов, шлюзовых сооружений и затворов для распределения воды между сельскохозяйственными водопользователями.
Преступление может иметь место и в том случае, если защитные устройства имеются, но они неисправны или не действуют.
Обязательным признаком являются последствия в виде:
- – массовой гибели рыбы (см. коммент, к ст. 250);
- – уничтожения кормовых запасов в значительных размерах. Вопрос о значительных размерах решается в каждом конкретном случае с учетом объема уничтоженного и поврежденного, экологической ценности кормовых запасов, их стоимости по соответствующим таксам, вреда природной среде;
- – иных тяжких последствий. При производстве работ к иным тяжким последствиям следует отнести ухудшение качества объектов окружающей среды, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Тяжкие последствия могут выражаться в уничтожении мест размножения рыбы или значительного количества выметанной икры; крупных убытках, связанных с восстановлением качества окружающей среды и численности водных животных; нарушении экологического равновесия биосистемы; экологической катастрофе в пределах водного объекта; распространении заболеваний рыбы, снижающих объемы промышленного рыболовства.
Между деянием и последствиями необходимо установить причинную связь.
Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления последствий.
- 6. Субъект преступления – вменяемое физическое, достигшее 16-летнего возраста лицо: руководитель хозяйствующей структуры; предприниматель, занимающийся осуществлением указанных выше работ; лицо, фактически осуществляющее эти работы.
- 7. С субъективной стороны преступление характеризуется, как правило, неосторожным отношением к последствиям. Если отношение умышленное, то преобладает косвенный умысел. При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность совершаемых деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел). При косвенном умысле лицо осознает общественную опасность совершаемых действий (бездействия), предвидит возможность наступления перечисленных в статье последствий, не желает, но сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.
При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможного наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (небрежность) либо предвидит возможность наступления этих последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).
8. Рассматриваемое преступление отличается от административного проступка, предусмотренного ст. 8.15 КоАП, прежде всего по последствиям: для признания содеянного преступлением они обязательны, ответственность за административное правонарушение наступает, если нарушение могло повлечь указанные последствия, т.е. создавало реальную угрозу их наступления, но они не были причинены по счастливой случайности или благодаря вовремя принятым мерам.
Ответственность за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
При строительстве мостов или дамб, а также сплаве леса по рекам нередко нарушаются правила охраны водных ресурсов. Такие деяния квалифицируются как уголовно наказуемые преступления, если в результате них наступили серьезные последствия. Особенности этого правонарушения мы и обсудим в нашей статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Чем регламентируется охрана водных ресурсов в РФ
Правила охраны водных биологических ресурсов закреплены в следующих нормативных правовых актах РФ:
- Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (содержит правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира).
- Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (трактует то, каким образом осуществляется правовая защита в исключительной экономической зоне РФ).
- Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (содержит нормы по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений).
- Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (обеспечивает правовую защиту в области рыболовства и охраны водных ресурсов).
- Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (определяет правовые основы политики в области охраны окружающей среды).
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» (устанавливает требования по охране объектов животного мира при осуществлении хозяйственных видов деятельности, эксплуатации трубопроводов и пр.).
Суть ст. 257 УК РФ с комментариями к ней
В статье 257 Уголовного кодекса РФ указаны виды наказаний, назначаемых в случае, если нижеперечисленные действия осуществлялись с нарушением правил охраны водных ресурсов и повлекли серьезные последствия (массовую гибель рыбы, ликвидацию в больших размерах кормовых запасов и пр.):
- сплав/транспортировка древесины;
- построение мостов/дамб;
- производство взрывных и прочих работ;
- эксплуатация водозаборных сооружений и т.д.
Какие нарушения попадают под ст. 257 УК РФ
Согласно статье 257 УК РФ, запрещается молевой сплав древесины (россыпью) по судоходным путям или на водных объектах. Это связано с тем, что при сплаве часть древесины тонет в воде, чем не только затрудняется проход судов, но и нарушается естественная экосистема водного объекта.
Также запрещается устраивать на берегах рек запани (заградительные сооружения) для заготовки леса, которые занимают ⅔ сечения реки. Это же касается и мест нереста осетровых и лососевых рыб, но на расстоянии менее 1 км от берега.
Внимание! Любые подобные правонарушения, которые могут навредить рыбным запасам какого-либо водного объекта, квалифицируются по ст. 257 УК РФ.
В водоемах, где водится большое количество рыбы, запрещено проводить взрывные работы – это расценивается как браконьерство по ст. 257 УК РФ. Исключение составляют определенные случаи (например, когда нужно устранить затор или аварию на реке).
Строительство мостов или дамб, которое проводится без соблюдения указанных правил, может привести к существенному сокращению рыбных ресурсов или полному их уничтожению, поэтому подобное преступление тоже попадает под эту статью.
Состав преступления по ст. 257 УК РФ устанавливается и в случае эксплуатации водозаборных сооружений или механизмов по перекачке в нарушение правил охраны водных ресурсов, так как это может привести к существенному сокращению численности рыб и кормовых запасов, особенно при отсутствии защитных устройств или их поломке.
Справка. Следует отличать подобные деяния от тех, что предусмотрены по ст. 8.15 КоАП РФ, так как они схожи между собой. Отличие заключается в том, что при административном проступке не наступают серьезные последствия, перечисленные в ст. 257 УК РФ, так как они были вовремя пресечены или совсем не наступили.
К обязательным признакам правонарушения относятся:
- высокий процент погибшей рыбы;
- ликвидация кормовых запасов в больших объемах (оценка ущерба в этом случае осуществляется с учетом их экологической ценности, стоимости и количества уничтоженного продукта);
- прочие серьезные последствия (ухудшение качества объектов окружающей среды, деградация земель или прочие негативные изменения в экосистеме, нарушение экологического равновесия биосистемы и т.д.).
Состав преступления
Объективная сторона характеризуется нарушением правил охраны водных объектов при сплаве леса по рекам, строительстве мостов или дамб, транспортировке древесины или эксплуатации водозаборных сооружений или механизмов для перекачки.
Субъективная сторона правонарушения, как правило, выражается в неосторожном отношении к последствиям. Это означает, что гражданин не осознает, что его действия могут повлечь негативные последствия, хотя при должной внимательности и аккуратности мог это понять.
Бывают случаи, когда человек хоть и понимает, что результатом его деятельности станет нарушение норм законодательства РФ, но предполагает, что это предотвратится случайно или по инициативе другого лица.
Субъективная сторона может быть и в умышленной форме вины. При прямом умысле лицо не только осознает общественную опасность своего деяния, но и хочет наступления его последствий. Если же это был косвенный умысел, то гражданин понимал, что совершает преступление и какой результат у него будет, но относился к этому безразлично или без должного внимания.
Объект, субъект и предмет преступления
Объект правонарушения – это общественные отношения по охране рыбных запасов как обязательной составляющей природной среды от уничтожения при осуществлении человеком хозяйственной деятельности.
Его предмет – биологические ресурсы и кормовые запасы. Под такими ресурсами понимаются различные виды рыб и прочих животных, обитающих в воде. Кормовые запасы – это организмы животного происхождения и водная растительность, которые служат пищей для обитателей рек и озер.
Субъектом преступления становится гражданин от 16 лет, у которого нет психических расстройств. Это могут быть руководители хозяйственных структур или предприниматели, занимающиеся подобными видами деятельности.
Меры ответственности
Судом в отношении преступников, совершивших такие злодеяния, избираются следующие виды наказаний:
- штраф суммой до 200 000 рублей или в размере заработной платы за 1,5 года;
- запрет на занятие некоторых видов должностей или осуществление определенных видов деятельности на 3 года;
- обязательные работы на 480 часов;
- исправительные работы на 2 года.
Конкретное наказание избирается исходя из всех обстоятельств происшествия, а также степени вины участников правонарушения.
Можно ли избежать наказания
Полностью избежать наказания вряд ли получится даже при наличии хорошего адвоката. Он поможет переквалифицировать правонарушение в административное, если докажет, что последствий, перечисленных в ст. 257 УК РФ, не было.
В этом случае дело ограничивается предупреждением или штрафом. По ст. 8.15 КоАП РФ его назначают в следующих размерах:
- 500-1000 рублей для физических лиц;
- 1000-2000 рублей для должностных лиц;
- 10 000-20 000 рублей для организаций и предприятий.
Если же было доказано, что в результате действий лица был нанесен серьезный урон экосистеме того или иного водного объекта, то избежать наказания по ст. 257 УК РФ точно не удастся.
В качестве смягчающих обстоятельств может выступать тот факт, что гражданин не мог предвидеть, что его действия повлекут такие негативные последствия.
Заключение
Если во время сплава или транспортировки древесины был нанесен серьезный ущерб экосистеме водного объекта, а также нарушались правила охраны подобных мест, то это считается преступлением согласно ст. 257 УК РФ. В качестве наказания за него могут выступать штраф, обязательные или исправительные работы либо запрет на осуществление видов деятельности или занятие определенных должностей.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Комментарий к Ст. 8.38 КоАП РФ
1. Предметом данного правонарушения являются рыбные запасы, но по тексту статьи охрана распространяется как на рыбу, так и на водных животных, а также на кормовые запасы и иные факторы, определяющие сохранение среды обитания рыбы, иных водных животных и условий их существования.
Объективная сторона правонарушения — действия или бездействие, состоящие:
— в нарушении правил охраны рыбных запасов при осуществлении ряда технологических процессов;
— незаконности этих действий;
— в угрозе причинения общественно опасных последствий (массовой гибели рыбы, т.е. одновременной гибели большого ее числа, одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза, массовой гибели других водных животных, уничтожения рыбных запасов в значительных размерах, иных тяжких последствий, т.е. существенного ухудшения условий обитания рыб и других водных животных);
— в причинной связи между ними.
2. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.
Субъектами рассматриваемых составов административных правонарушений могут быть граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
Статья 8.38 КоАП РФ. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
Новая редакция Ст. 8.38 КоАП РФ
Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Комментарий к Статье 8.38 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной рыбных запасов. Состав правонарушения усеченный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов; субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Водопользователи, осуществляющие сплав древесины, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины. Сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав древесины на водных объектах запрещаются. Правила использования водных ресурсов водохранилища должны содержать состав и краткое описание гидротехнических сооружений основного гидроузла (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), судопропускных сооружений, рыбозащитных и рыбопропускных сооружений, а также сооружений, расположенных в акватории водохранилища и на специально отведенной территории водохранилища (водозаборных, водовыпускных сооружений, насосных станций, дамб, берегозащитных сооружений, объектов водного транспорта и других сооружений, функционирование которых оказывает воздействие на водный режим водохранилища). Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища должны содержать ограничения эксплуатации водохранилища и перечень мероприятий по поддержанию надлежащего санитарного и технического состояния водохранилища, перечень мероприятий, осуществляемых в акватории водохранилища, его водоохранной зоне и в зоне водного объекта ниже плотины в связи с использованием водохранилища для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыболовства и охоты, рекреационных целей, для целей водного транспорта, сплава древесины и других целей, а также перечень мероприятий по предупреждению заиления, в том числе очистка от наносов, зарастания, меры по борьбе с цветением воды, по предотвращению поступления загрязняющих веществ и микроорганизмов в водохранилище, по обустройству берегов водохранилища, зоны водного объекта ниже плотины в соответствии с требованиями их хозяйственного использования и требованиями охраны окружающей среды (абз. 3 ч. 6, абз. 5 ч. 8 ст. 45, ст. 48 ВК РФ). Производство, хранение, применение и деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения, проектирование, строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, в соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ подлежит лицензированию (абз. 32 – 35, абз. 101, абз. 102 ч. 1 ст. 17).
3. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов, согласно Федеральному закону “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды (ч. 1, ч. 2 ст. 37). При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений в соответствии с Федеральным законом “О животном мире” от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в т.ч. в период размножения и зимовки (ч. 3 ст. 22).
Другой комментарий к Ст. 8.38 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. В указанной сфере действует несколько нормативных актов международно-правового характера: Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (Лондон, 1972 г.), Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики (Рим, 23 октября 1969 г.), Временная Конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана (Вашингтон, 9 февраля 1957 г.). Основным актом внутреннего законодательства является Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. “О животном мире”.
2. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны рыбных запасов, включая другие водные биологические ресурсы как составной части животного мира, в свою очередь являющегося кусочком окружающей природной среды.
3. Объективная сторона правонарушения заключается в: производстве лесосплава с нарушением правил охраны рыбных запасов; строительства мостов, дамб с нарушением указанных правил; транспортировке древесины или другой лесной продукции с лесосек с нарушением данных правил охраны рыбных запасов; нарушении правил осуществления взрывных работ или иных работ; нарушении правил эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов.
Нарушение указанных правил влечет наступление административной ответственности по комментируемой статье только в случае, если совершение указанных действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, либо уничтожение в значительных размерах кормовых запасов, либо иные тяжкие последствия.
В то же время, если производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов повлекло массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, то в этом случае наступает уголовная ответственность в соответствии со ст.257 УК.
4. Субъективная сторона комментируемых правонарушений может выражаться в форме умысла и в форме неосторожности.
5. Субъектами правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, могут выступать и граждане, и должностные лица, и юридические лица.
Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ)
С 1997 по 2016 г. зарегистрировано следующее количество преступлений, предусмотренных ст. 257 УК РФ (см. табл. 21).
По указанным преступлениям к ответственности было привлечено лиц (см. табл. 22).
Рассматриваемое деяние криминализировано потому, что при осуществлении хозяйственной деятельности уничтожаются рыбные запасы и другие водные животные либо растения, что ведет (может привести) к истощению популяций либо к их исчезновению.
Объект преступления — экологическая безопасность водных биологических ресурсов как компонента природной среды.
Предметом преступления признаются водные биоресурсы (флора и фауна водных объектов) — рыбы различных видов независимо от возраста, в том числе молодь, другие водные животные, а также кормовые организмы животного происхождения и водная растительность.
Объективная сторона характеризуется рядом деяний, указанных альтернативно:
- 1) производство сплава древесины;
- 2) строительство мостов, дамб;
- 3) транспортировка древесины и других лесных ресурсов;
- 4) осуществление взрывных и иных работ;
- 5) эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов.
Преступными они признаются тогда, когда нарушают правила охраны водных биологических ресурсов. Нужно иметь в виду, что закон содержит открытый перечень видов деятельности, при которых возможно нарушение правил охраны водных биоресурсов.
Сплав древесины (лесосплав) — вид транспортировки леса по воде, при котором используется плавучесть древесины. Различают молевой (россыпью), плотовой (первоначальный и магистральный), кошельный лесосплав и сплав в сплоточных единицах 1 .
Строительство мостов или дамб предполагает возведение сооружений на или над водными объектами. Мост — искусственное сооружение, возведенное через реку, озеро, болото, пролив либо другое водное препятствие; дамба — гидротехническое сооружение, представляющее собой грунтовую насыпь для регулирования водных потоков [1] [2] .
Транспортировка древесины и других лесных ресурсов — это их перемещение на транспортном средстве (в отличие от сплава) по водному пути к месту назначения. Древесина — материал, производимый из кустарников и деревьев [3] .
В самом общем виде лесная продукция определяется как лесные ресурсы, добытые при использовании лесных участков. Выделяются древесная продукция леса (получается в процессе заготовки, первичной и вторичной механической, механохимической, гидромеханохимической и химической переработки древесины ствола, корней и ветвей срубленного леса), а также отходов лесной промышленности и деревообрабатывающих производств; недревесная продукция леса растительного происхождения; продукция охотничьего хозяйства, рыбоводства и лесного пчеловодства; экосистемная продукция [4] .
Взрывные или иные работы производятся в процессе хозяйственной деятельности для углубления русла водных объектов, вскрытия ледового покрытия и т.д.
Порядок производства указанных видов работ установлен в нормативных актах. В самом общем виде охране водных объектов посвящена гл. 6 Водного кодекса РФ. Кроме того, действуют Правила охраны поверхностных водных объектов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 79 1 .
Водозаборные сооружения (водозаборный узел, каптаж) — сооружение для забора воды из источника, состоящее из ряда инженерных объектов. Перекачивающий механизм — гидротехническое сооружение, предназначенное для перекачки воды из водного источника (река, озеро и др.) для коммунальных или производственно-технических нужд [5] [3] . Эксплуатация предполагает их использование по функциональному назначению. Правила безопасности в общем виде указаны в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» [7] , конкретизированы в ряде других нормативных правовых актов.
Преступление имеет материальный состав. В качестве обязательного признака объективной стороны указаны последствия:
- 1) массовая гибель рыбы или других водных биологических ресурсов;
- 2) уничтожение в значительных размерах кормовых запасов;
- 3) иные тяжкие последствия.
Понятие массовой гибели рыбы характеризуется так же, как и в преступлении, предусмотренном ст. 250 УК РФ.
Вопрос о признании размера уничтожения кормовых запасов значительным решается судом на основе совокупности обстоятельств, оценки причиненного ущерба с учетом как экономической, так и экологической ценности уничтоженных биоресурсов. Их стоимостное выражение устанавливается по соответствующим таксам.
Иные тяжкие последствия, как уже говорилось, являются оценочным понятием. К рассматриваемому последствию можно относить уничтожение мест размножения рыбы или иных водных животных, так называемых зимовальных ям, нарушение экологического равновесия биосистемы, значительное снижение продуктивности (возможности промышленного рыболовства), убытки в крупных размерах, связанные с восстановлением качества природной среды, т.е. такого ее состояния, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, и др.
Между нарушением правил охраны рыбных запасов и наступлением указанных последствий должна быть установлена причинная связь.
Преступление считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из последствий, предусмотренных ст. 257 УК РФ.
С субъективной стороны характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Им могут быть как руководители хозяйствующих субъектов или предприниматели, занимающиеся осуществлением указанных видов работ, так и лица, фактически выполняющие эти работы без всякого разрешения.
Преступление, предусмотренное ст. 257 УК РФ, необходимо отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ. Данные деяния, в целом совпадая в признаках объективной стороны, различаются по предмету правонарушения и по его последствиям. Административный деликт создает угрозу наступления последствий в виде массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов или иных тяжких последствий, тогда как преступление влечет реальное наступление этих последствий.
Статья 8.38 КоАП РФ. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (действующая редакция)
Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 8.38 КоАП РФ
1. Согласно ст. 142 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты являются водными путями общего пользования, за исключением случаев, если их использование в этих целях полностью или частично запрещено либо они предоставлены в особое пользование.
Перечень водных объектов, используемых для судоходства, лесосплава, взлета (посадки) воздушных судов, определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается. Молевой лесосплав на водных объектах запрещается. Организации, осуществляющие лесосплав, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины.
Порядок проведения очистки водных объектов от затонувшей древесины устанавливается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Использование водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах, а также для взлета (посадки) воздушных судов осуществляется в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ.
Ведение строительных и взрывных работ на водных объектах осуществляется по согласованию с органами системы МПР России; по смыслу ст. 108 Водного кодекса РФ ведение таких работ должно быть санкционировано указанными органами. Дамбы и другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов, относятся к гидротехническим сооружениям (см. п. 1 комментария к ст. 7.7).
2. Правила охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их применении, хранении и транспортировке утверждены Приказом Минприроды России от 20 декабря 1995 г. N 521. Инструкция о порядке осуществления контроля за эффективностью рыбозащитных устройств и проведения наблюдений за гибелью рыбы на водозаборных сооружениях утверждена Приказом Роскомрыболовства от 7 апреля 1995 г. N 53. Метод учета рыб, попадающих в водозаборные сооружения, а также Методика расчета общего количества рыбы, попавшей в водозаборное сооружение, определены разд. 3, 4 Инструкции.
3. Отдельные виды строительной деятельности, а также деятельность по перевозке грузов внутренним водным и морским транспортом, применению взрывчатых материалов промышленного назначения вправе осуществлять только лицензиаты (см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”).
Совершение лицензиатом проступка, указанного в комментируемой статье, рассматривается в качестве нарушения лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона, независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, предусмотренным данной статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
Применительно к видам деятельности в области проектирования и строительства требования и условия лицензирования определены п. 4 Положения о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом; п. 4 Положения о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом (указанные нормативные правовые акты утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174).
Осуществление лицензиатами указанных видов деятельности в некоторых случаях сопряжено с активным воздействием на объекты водного фонда: например, инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включают осуществление гидрогеологических и гидрологических работ (см. п. 1 Положения о лицензировании указанного вида деятельности).
4. Производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, квалифицируются как экологическое преступление (ст. 257 УК).
5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:
– должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, указанными в ч. 2 ст. 23.10 КоАП (см. комментарий к названной статье);
– должностными лицами Госкомрыболовства России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.27 КоАП (см. комментарий к названной статье).
Статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Комментарий к Ст. 257 УК РФ
1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране рыбных запасов как части природной среды от истребления при осуществлении хозяйственной деятельности.
2. Отношения по охране рыбных запасов регулируются Законом о животном мире, Федеральными законами от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011) , от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 07.12.2011) , от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в ред. от 06.12.2011) , Законом о континентальном шельфе, Законом об охране окружающей среды, ВК; Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» (в ред. от 13.03.2008) , а также другими нормативными правовыми актами.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 17. Ст. 1555; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. N 45. Ст. 4640; 2007. N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6460; 2011. N 1. Ст. 32; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; 2012. N 31. Ст. 4321.
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 31. Ст. 4195; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7015, 7025; N 50. Ст. 7359.
СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270; 2006. N 1. Ст. 10; N 23. Ст. 2380; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 23; N 17. Ст. 1933; N 50. Ст. 6246; 2008. N 49. Ст. 5748; 2011. N 1. Ст. 32; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728, 6732; N 50. Ст. 7343, 7351.
СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4290; 2008. N 12. Ст. 1130.
3. Правила охраны биологических ресурсов являются частью общих правил охраны окружающей среды при производстве работ. Поэтому комментируемая статья конкурирует со ст. 246 УК и является по отношению к ней специальной нормой, которая и подлежит применению.
Под правилами охраны рыбных запасов следует понимать обязательные для исполнения нормы природоохранительного, природоресурсового и иного законодательства, направленные на обеспечение сохранности водной фауны и флоры.
Следует подчеркнуть, что, хотя по тексту комментируемой статьи речь идет об охране биологических ресурсов, по содержанию правила их охраны много шире, так как охрана рыбных запасов подразумевает и охрану среды их обитания, т.е. мест обитания, охрану животных и растительности, образующих кормовые запасы.
4. Предмет преступления — биологические ресурсы и кормовые запасы. Водные биологические ресурсы — это не только рыбы различных видов, включая молодь (рыбные запасы), но и иные водные животные (раки, крабы, организмы «сидячих» видов, водные пушные млекопитающие и др.). Кормовые запасы образуют организмы животного происхождения и водная растительность, служащие пищей для рыб и других водных животных.
5. Объективную сторону преступления образуют нарушения правил охраны рыбных запасов при производстве лесосплава, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществлении взрывных и иных работ, эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов.
Запрещается молевой сплав древесины (т.е. россыпью) на судоходных путях и на водных объектах. Лесосплавляющие организации обязаны регулярно проводить чистку сплавных путей от затонувшей древесины. Запрещается устраивать на реках запани с ограждениями, занимающими более двух третей сечения реки. Не дозволена заготовка леса по берегам рек, являющихся местами нереста осетровых и лососевых рыб, на расстоянии менее одного километра от берега.
В обобщенном виде нарушения правил лесосплава составляют деяния, причиняющие вред рыбным запасам: при осуществлении работ, связанных с подготовкой леса для сплава; во время фактического сплава; путем невыполнения работ по приведению водоемов в порядок в процессе их эксплуатации, которые надлежало выполнить.
В рыбохозяйственных водоемах запрещается проводить без разрешения органов рыбоохраны взрывные работы, за исключением неотложных дноуглубительных работ для поддержания лесосплава и судоходства на обмелевших участках рек, работ по принудительному вскрытию сплавных рек и предотвращению аварий и заторов. О проведении взрывных работ в указанных случаях органы рыбоохраны должны незамедлительно ставиться в известность.
Преступному нарушению правил охраны рыбных запасов может способствовать такое строительство мостов и дамб, которое приводит к уничтожению или существенному сокращению рыбных запасов (уничтожаются нерестилища, воспрепятствуется проход рыбы на нерест и т.д.). Транспортировка леса по лесным рекам большегрузными автомобилями либо тягачами, когда нерестовые реки буквально «растаптываются», а вода вместе с рыбой и икрой выплескивается на берега транспортом и так называемыми «хлыстами» (стволами срубленных деревьев), также отрицательно сказывается на рыбных запасах.
Эксплуатация водозаборных сооружений или перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов подразумевает, в частности, использование без защитных устройств, препятствующих выкачиванию рыбы и кормовых запасов, водозаборных механизмов станций, подающих воду для коммунальных и производственных нужд, а также для обеспечения населенных пунктов питьевой водой; насосов электростанций, трубопроводов, шлюзовых сооружений и затворов для распределения воды между сельскохозяйственными водопользователями.
Преступление может иметь место и в том случае, если защитные устройства имеются, но они неисправны или не действуют.
Обязательным признаком являются последствия в виде:
— массовой гибели рыбы (см. коммент. к ст. 250);
— уничтожения кормовых запасов в значительных размерах. Вопрос о значительных размерах решается в каждом конкретном случае с учетом объема уничтоженного и поврежденного, экологической ценности кормовых запасов, их стоимости по соответствующим таксам, вреда природной среде;
— иных тяжких последствий. При производстве работ к иным тяжким последствиям следует отнести ухудшение качества объектов окружающей среды, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Тяжкие последствия могут выражаться в уничтожении мест размножения рыбы или значительного количества выметанной икры; крупных убытках, связанных с восстановлением качества окружающей среды и численности водных животных; нарушении экологического равновесия биосистемы; экологической катастрофе в пределах водного объекта; распространении заболеваний рыбы, снижающих объемы промышленного рыболовства.
Между деянием и последствиями необходимо установить причинную связь. Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления последствий.
6. Субъект преступления — вменяемое физическое, достигшее 16-летнего возраста лицо: руководитель хозяйствующей структуры; предприниматель, занимающийся осуществлением указанных выше работ; лицо, фактически осуществляющее эти работы.
7. С субъективной стороны преступление характеризуется, как правило, неосторожным отношением к последствиям. Если отношение умышленное, то преобладает косвенный умысел. При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность совершаемых деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел). При косвенном умысле лицо осознает общественную опасность совершаемых действий (бездействия), предвидит возможность наступления перечисленных в статье последствий, не желает, но сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.
При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможного наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (небрежность) либо предвидит возможность наступления этих последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).
8. Рассматриваемое преступление отличается от административного проступка, предусмотренного ст. 8.15 КоАП, прежде всего по последствиям: для признания содеянного преступлением они обязательны, ответственность за административное правонарушение наступает, если нарушение могло повлечь указанные последствия, т.е. создавало реальную угрозу их наступления, но они не были причинены по счастливой случайности или благодаря вовремя принятым мерам.