Организация незаконной миграции по 322.1 УК РФ: состав преступления и ответственность

Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции

Полный текст ст. 322.1 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 322.1 УК РФ.

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации –
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:
а) организованной группой;
б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, –
наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к статье 322.1 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения в сфере порядка управления и охраны государственной границы;
2) объективная сторона: организация незаконного въезда на территорию РФ, пребывания на указанной территории или транзитного проезда через нее иностранных граждан и лиц без гражданства. Организация заключается в создании условий для пересечения указанными лицами границы РФ, поиске способов уклонения их от ответственности, предоставлении им подложных или чужих документов, укрывательство лиц, незаконно находящихся на территории РФ, обеспечение их рабочими местами и местами для проживания и др.;
3) субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется только умышленной формой вины, когда лицо осознает, что совершая любые действия, направленные на облегчение незаконного въезда, пребывания или транзита иностранных граждан или лиц без гражданства, тем самым организует незаконную миграцию.

Квалифицированный состав – организация незаконной миграции организованной группой или в целях совершения преступлений на территории РФ (ч.2 ст. 322.1 УК РФ).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (гл.2 – порядок оформления и выдачи документов для выезда из РФ и въезда в РФ граждан РФ, гл.3 – порядок выезда гражданина РФ из РФ, гл.4 – порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, гл.5 – въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства);
2) ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (гл.2 – порядок оформления приглашений на въезд в РФ);
3) ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” (ст. 8 – осуществление миграционного учета, гл.3 – регистрация иностранных граждан по месту жительства, гл.4 – учет иностранных граждан по месту пребывания);
4) ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (гл.8.1 – урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории РФ);
5) Закон РФ “О Государственной границе Российской Федерации” (ст. 1 – государственная граница РФ, раздел 2 – установление и изменение прохождения, обозначение государственной границы, ст. 9 – пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами, ст. 11 – пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу, ст. 14 – разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы, ст. 23 – порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через государственную границу);
6) Закон РФ “О вынужденных переселенцах” (ст. 10 – основные направления работы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов с вынужденными переселенцами);
7) акты Президента РФ:
– Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13.06.2012);
– указ от 15.01.2013 N 30 “О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы”;
– указ от 12.03.96 N 371 “О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации”;
8) акты Правительства РФ:
– постановление от 13.11.2012 N 1162 “Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции”;
– постановление от 13.07.2012 N 711 “О вопросах Федеральной миграционной службы”;
– постановление от 04.06.2012 N 546 “Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации”;
– постановление от 10.05.2010 N 310 “Об утверждении Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи”;
– постановление от 26.05.2009 N 450 “О Правительственной комиссии по миграционной политике”;
– постановление от 20.11.2008 N 872 “Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации”;
– постановление от 15.01.2007 N 9 “О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”;
– распоряжение от 15.03.2005 N 277-р “О Концепции создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения”;
– постановление от 16.08.2004 N 413 “О миграционной карте”;
– постановление от 09.06.2003 N 335 “Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы”;
9) иные подзаконные акты:
– приказ ФМС РФ от 29.02.2008 N 41 “Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации”;
– приказ ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 “Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации”;
– приказ ФМС РФ от 05.12.2007 N 452 “Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах”;
– приказ МВД РФ и Федеральной миграционной службы от 30.04.2009 N 338/97 “Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда”;
– приказ ФМС РФ от 08.11.2007 N 430 “Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства”.

3. Судебная практика. Приговором Вологодского городского суда от 25.06.2012 установлено, что гр.У. из корыстных побуждений согласился оформить подложные документы, необходимые для получения иностранными гражданами разрешения для дальнейшего законного пребывания в РФ, при этом достоверно зная, что их временная регистрация заканчивается. Гражданин У. приобрел не заполненные бланки миграционных карт с проставленными в них штампами о въезде на территорию РФ и получил поддельные отметки в паспортах иностранных граждан о выезде из РФ и въезде на территорию РФ. Однако прибыв на железнодорожный вокзал, он был задержан, в связи с чем не смог довести задуманное до конца по независящим от него обстоятельствам. Гражданин У. был признан виновным в совершении преступления, ему было назначено наказание в виде штрафа, в размере 10000 руб..

________________
URL: http://rospravosudie.com/court-vologodskij-gorodskoj-sud-vologodskaya-oblast-s/act-105553944/

Консультации и комментарии юристов по ст 322.1 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 322.1 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к Ст. 322.1 УК РФ

1. Введение в УК комментируемой статьи связано с необходимостью усиления защиты Государственной границы РФ (см. комментарий к ст. 322) и обеспечения режима законного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Миграция — это совокупность территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Мигрант — лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, — иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, — эмигрант.

В числе основных нормативных правовых актов, определяющих правовые основы миграции в Российской Федерации и регулирующих отношения в области миграции, следует назвать КоАП (гл. 18), Федеральные законы от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» ; Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте» (в ред. от 06.05.2006) .
———————————
СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.

СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3553; 2006. N 19. Ст. 2092.

В России действует Федеральный закон от 12.07.2000 N 97-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» . Данное Соглашение было подписано 6 марта 1998 г. в г. Москве. Однако в настоящее время сектор многостороннего взаимодействия государств — участников СНГ начинает сужаться, а двустороннее сотрудничество в этой области усиливается .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3006.

См., например: Федеральный закон от 04.07.2003 N 100-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики (Соглашения о реадмиссии)» // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2712.

При решении вопроса об уголовной ответственности по комментируемой статье в каждом случае необходимы ссылки на нормативные правовые акты, поскольку данная норма УК является бланкетной.

2. Объективную сторону преступления альтернативно составляют активные действия по организации: а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; б) их незаконного пребывания в Российской Федерации; в) их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

Для раскрытия каждого из названных незаконных действий следует обратиться к признакам, необходимым для признания их законными.

Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Все виды виз выдаются на определенные сроки. Они зависят от цели въезда и цели пребывания.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны также получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из Российской Федерации.

Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания .
———————————
БВС РФ. 2008. N 4. С. 13.

В ст. ст. 26, 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» перечислены случаи, когда въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается (имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; ранее подвергался административному выдворению из Российской Федерации или депортировался; не может подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации; есть решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации) либо может быть не разрешен (использовал подложные документы; сообщил о себе заведомо ложные сведения; два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности; ранее не сдал миграционную карту или уклонился от уплаты налога или административного штрафа и т.д.).

Транзитный проезд по территории РФ обычно осуществляется без права на остановку при наличии визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией государство, действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов и т.д. (см. ст. ст. 29 — 32 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Все эти вопросы подробно регламентированы в гл. IV — VI указанного Закона. Несоблюдение их делает въезд, транзитный проезд, пребывание названных лиц в Российской Федерации незаконным.

Организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в Российской Федерации — это планирование совершения названных незаконных действий, подбор соучастников для их совершения, руководство непосредственным совершением преступления.

Преступление по конструкции имеет формальный состав, т.е. для признания его оконченным достаточно установить наличие незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда. Преступные последствия находятся за пределами состава. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных незаконных действий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации, осознает незаконность своих действий и их опасность и желает так действовать.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В данном случае организаторская деятельность включена в объективную сторону преступления, и организатор отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя (ст. 33 УК).

5. В ч. 2 комментируемой статьи сформулирован квалифицированный состав преступления: совершение предусмотренного ч. 1 этой статьи преступления: а) организованной группой (см. комментарий к ст. 35) либо б) в целях совершения преступления на территории РФ.

6. Глава 18 КоАП РФ предусматривает ответственность за административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Некоторые статьи КоАП (ст. ст. 18.1, 18.4, 18.8, 18.9) близки по содержанию к рассматриваемой норме. Поэтому квалификация по комментируемой статье УК требует подробного анализа всех обстоятельств содеянного как преступления, а не административного правонарушения .
———————————
БВС РФ. 2008. N 11. Ст. 24.

Комментарии к СТ 322.1 УК РФ

Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции

Комментарий к статье 322.1 УК РФ:

1. В настоящее время вопросы миграционной политики в Российской Федерации достаточно актуальны в связи с продолжающимся в последние 15 лет практически бесконтрольным въездом в Российскую Федерацию и пребыванием в России иностранных граждан и лиц без гражданства, преимущественно из стран СНГ, а также в связи с обострившейся угрозой международного терроризма. Правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции в Российской Федерации осуществляет Федеральная миграционная служба .
——————————–
См.: Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 “О вопросах федеральной миграционной службы” и утвержденное этим Постановлением Положение о федеральной миграционной службе.

2. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является установленный нормативными актами порядок законной миграции в Российской Федерации. Диспозиция нормы устанавливает, что действия могут совершаться только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, что является обязательным признаком этого состава преступления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в ред. от 28 июня 2009 г.) иностранными гражданами являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица с двойным гражданством (одно из которых российское) не предусмотрены в данном составе преступления. Лицо без гражданства в соответствии со ст. 3 Федерального закона – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
——————————–
Российская газета. 2002. 5 июня.

3. Объективная сторона состава преступления характеризуется действиями виновного, перечисленными в законе в альтернативной форме: 1) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; 2) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 3) организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства предполагает совершение комплекса действий, направленных на обеспечение возможности въезда в Россию указанных лиц вне зависимости от цели въезда. Конкретно это может выражаться: в приобретении за свой счет билетов для въезда в Российскую Федерацию железнодорожным, воздушным или иными видами транспорта; предоставлении собственного транспорта для въезда в Российскую Федерацию; оформлении незаконных приглашений для въезда в Российскую Федерацию и т.п. При этом такой въезд должен носить незаконный характер, т.е. осуществляться при наличии оснований, когда въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (см. комментарий к ст. 322 УК РФ). По смыслу диспозиции рассматриваемой нормы такие действия должны совершаться не в отношении одного иностранного гражданина или апатрида, а в отношении неопределенно большого числа лиц, поэтому данное деяние может носить продолжаемый характер или совершаться разово, но в отношении большого количества людей. Арифметический подход к установлению минимального количества незаконно въехавших лиц в данной ситуации неприменим. В каждом конкретном случае необходимо оценивать действия виновного с учетом комплекса обстоятельств. Это деяние окончено с момента незаконного пересечения Государственной границы РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства. Такие лица, в свою очередь, могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 322 УК, если они достигли 16-летнего возраста.
Организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может выражаться в оформлении незаконной регистрации указанных лиц по месту пребывания, незаконном оформлении миграционных карт, предоставлении жилища указанным лицам с проживанием на территории России без надлежащих документов и т.п.

Организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства предполагает совершение таких действий организационного характера, которые направлены на обеспечение незаконного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации в другое государство. Конкретно это может быть выражено в предоставлении транспорта для незаконного проезда, обеспечении сопровождения указанных лиц при их проезде, подкупе должностных лиц с целью обеспечения незаконного проезда иностранных граждан или апатридов и т.п.

4. Состав преступления – формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции действий организационного характера.

5. Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

7. Часть 2 ст. 322.1 УК предусматривает два квалифицирующих признака: а) совершение этого преступления в составе организованной группы (см. ст. 35 УК); б) совершение тех же деяний в целях совершения преступления на территории Российской Федерации. Вид такого преступления и его тяжесть законом не определены, поэтому при квалификации достаточно установить направленность умысла виновного на организацию незаконной миграции с указанной целью. Если незаконные мигранты фактически совершат преступление, то организатор миграции подлежит уголовной ответственности за это преступление в качестве соучастника.

Ответственность по ст 322.1 УК РФ — Организация незаконной миграции

Иностранцы или лица без гражданства вправе въехать в Россию и пребывать на ее территории только при соблюдении ими законодательства РФ. Если же их въезд или пребывание были организованы незаконным методом другим лицом, то последнее привлекается по ст.322.1 УК РФ. Разберем эту статью, а также рассмотрим судебную практику по организации незаконной миграции.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Миграция и ее виды

Под миграцией понимается совокупность перемещений населения с изменениями мест жительства. Мигрант – это гражданин, который переезжает на новое место проживания (временное или постоянное).

Если он въезжает на территорию другого государства, он определяется как иммигрант. Мигрант, которые выезжает с территории страны, – это эмигрант.

Основные нормативно-правовые акты, которые регулируют сферу миграции в России:

  • гл.18 КоАП РФ — там содержится перечень правонарушений в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранцев в России;
  • ФЗ №114 от 15.08.1996 г. — там указан порядок въезда в Россию и выезда из нее;
  • ФЗ №115 от 25.07.2002 — трактует положение иностранцев в РФ с правовой точки зрения;
  • Постановление Правительства РФ №711 от 13.07.2012 — там перечислены отдельные положения по работе Федеральной миграционной службы (ФМС);
  • Постановление Правительства РФ №413 от 16.08.2004 — содержит нормы о миграционной карте и т.д.

Внимание! Законная миграция – это въезд лица при наличии визы, которая была оформлена по действующим документам, удостоверяющим его личность, и при наличии оснований для ее получения (приглашение от гражданина страны, туристическая путевка и т.д.)

При въезде в РФ лицо обязано правильно заполнить миграционную карту. Она сдается в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из России.

Незаконной миграция становится при игнорировании вышеуказанных правил, а также при наличии факторов, при которых въезд лица на территорию РФ невозможен:

  • если у гражданина имеется судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;
  • ранее он был подвергнут процедуре депортации или административного выдворения из РФ;
  • лицо не в состоянии подтвердить необходимые суммы денег для проживания в России;
  • существует решение о нежелательности его пребывания в РФ;
  • он использовал поддельные документы для проникновения на территорию РФ;
  • сообщил о себе ложные данные;
  • два и более раз привлекался к административной ответственности;
  • ранее гражданин не сдал миграционную карту или не уплатил налог и т.д.

Содержание ст. 322.1 УК РФ с комментариями

Рассмотрим, что это за правовой акт — часть 1 статьи 322.1 УК РФ. Она содержит перечень наказаний за организацию противоправного въезда в РФ иностранцев или лиц без какого-либо гражданства, противозаконных для пребывания на территории страны или транзитного проезда через РФ.

Пребывание лица на территории РФ считается законным при соблюдении им следующих условий:

  • оно соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения и выбора места проживания в РФ;
  • не уклоняется от выезда из страны по истечении законного срока пребывания в РФ.

Законный транзитный проезд по территории РФ осуществляется без непосредственной остановки в стране и при наличии необходимых документов (виз, паспорта и т.д.) с проездными билетами.

Справка. Организация противоправного въезда в Россию – это планирование совершения незаконных действий, подбор участников для этого, руководство при осуществлении всего процесса.

В ч.2 ст.322.1 УК РФ приводятся те меры, которые избираются за описанные в ч.1 комментируемой статьи деяния, но если они были совершены при таких отягчающих обстоятельствах:

  • группой лиц по заранее подготовленному плану;
  • с целью совершить преступление на территории РФ (не имеет значение его квалификация).

Состав преступления по статье «Незаконная миграция»

По своей конструкции состав преступления по статье «Организация незаконной миграции» – формальный. Для признания его оконченным требуется, чтобы было совершено одно из деяний, перечисленных в ч.1 ст.322.1 УК РФ. При этом последствия, к которым они привели, не имеют значения для квалификации деяния.

Достаточные условия, чтобы деяние считалось преступлением

Чтобы квалифицировать деяние по ст.322.1 УК РФ, нужно установить, что организованный въезд мигрантов на территорию РФ был именно противоправным. Он определяется таковым в случаях, если у иностранцев не было действующей визы или она была оформлена с нарушениями норм законодательства РФ.

В случаях полного отсутствия у таких граждан документов или миграционной карты въезд также будет считаться незаконным.

Пребывание в России будет считаться противозаконным, если у лиц нет оснований для этого, или они нарушали законы РФ.

Транзитный проезд будет противоправным в случае, если гражданин остановился в стране, хотя при этом не имел для этого разрешения, а также при отсутствии проездных билетов у него или в случае их недействительности.

Объективная и субъективная стороны

Объективная сторона деяния представляет собой следующее:

  • противоправный въезд в Россию лиц без гражданства или иностранцев;
  • их противозаконное пребывание в РФ;
  • незаконный транзитный проезд через Россию.

Субъективная сторона – это прямой умысел: гражданин не только осознавал, что совершает преступление, но и хотел наступления его негативных последствий.

Объекты и субъекты преступлений

Основной объект посягательства – это законный порядок пересечения границы РФ и пребывания в России иностранцев и лиц без гражданства. Факультативный – это безопасность граждан РФ, экономические и внутригосударственные отношения.

Субъект правонарушения – это психически здоровый человек, который достиг 16 лет на момент совершения деяния и организовал одно из деяний, перечисленных в ч.1 ст.322.1 УК РФ. При этом организаторская деятельность – это часть объективной стороны, и организатор несет ответственность в качестве исполнителя согласно ст.33 УК РФ («Виды соучастников преступления»).

Доказательная часть – основные проблемы, которые возникают

Согласно комментариям к ст.322.1 УК РФ («Организация незаконной миграции») основная проблема при доказывании преступления по этой статье – это установление факта, что пребывание в России, въезд туда или транзитный проезд через территорию РФ были незаконными.

Для этого у мигрантов при их задержании проверяются все документы и обстоятельства, при которых они пересекли границу РФ.

Квалификационные признаки и особенности

К ним можно отнести следующие:

  • организация (противоправных) въезда, пребывания или транзитного проезда на территории РФ;
  • совершение этого деяния целой группой лиц по заранее определенному плану;
  • вышеуказанные деяния были совершены с целью проведения противозаконных действий в России.

Меры назначаемой ответственности

Если правонарушение было квалифицировано по ч.1 ст.322.1 УК РФ, преступник приговаривается к заключению в тюрьму на период до пяти лет с ограничением передвижений на 2 года (последняя санкция – факультативна).

При определении злодеяния по ч.2 ст.322.1 УК РФ назначается такое наказание: заключение в тюрьму на срок до 7 лет с наложением штрафа суммой до 500 000 руб. или зарплаты за 3 года и с ограничением передвижений лица на 2 года (последние две санкции избираются по усмотрению судьи).

Можно ли освободиться от ответственности

Согласно судебной практике по ч.1 ст.322.1 УК РФ, избежать наказания не удастся.

Рассчитывать можно только на смягчение меры ответственности в случае, если правонарушитель решил содействовать следствию при расследовании по делу. Также в случае наличия у него постоянного места работы, положительных характеристик и маленьких детей можно рассчитывать на смягчение наказания.

Судебная практика по статье

Приведем пару примеров, когда граждане понесли уголовную ответственность за организацию незаконной миграции по ст.322.1 УК РФ.

В г. Кемерово осудили гражданку по ч.1 ст.322.1 УК РФ — она продавала иностранцам виды на жительство и патенты на работу. Ей назначили заключение в тюрьму на 2 года.

В г. Красноярске задержали 7 человек, которые изготовляли поддельные бумаги для легализации пребывания в стране выходцев из Центральной Азии. Их действия были определены по ч.2 ст.322.1 УК РФ.

Заключение

По ст.322.1 УК РФ привлекаются граждане, которые занимаются организацией въезда, пребывания или транзитного проезда в России иностранцев или лиц без гражданства. За это правонарушение назначаются заключение в тюрьму на 5 лет с ограничением передвижений лица на 2 года.

Если подобное преступление было совершено группой лиц или с целью организации на территории РФ других злодеяний, то тогда период заключения в тюрьму увеличивается до 12 лет, а также назначается выплата штрафа с ограничением передвижений лица.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Состав преступления при организации незаконной миграции согласно статье 322

Организация незаконной миграции представляет собой вид общественно опасного деяния, влекущего за собой применение наказания к виновному лицу согласно нормам Уголовного кодекса Российской Федерации. Ответственность за данный вариант преступления предусматривается ст. 322 прим. 1 УК РФ. Глава, содержащая в себе указанную норму, предусматривает совокупность посягательств на порядок управления, что, в свою очередь, создаёт угрозу безопасности страны и её населения.

Что такое миграция?

Определение понятия миграции осуществляется с учётом характера данного явления и представляется в теории, как действие по переселению людей из одной части региона в другую. Более того, любая смена места проживания, будь то другой город или даже страна, должна происходить легально. Незаконная миграция УК рассматривается, как общественно опасное посягательство на общественные отношения той местности, куда человек решил перебраться.

Согласно статистике и судебной практике, действия по незаконной миграции получили широкое распространение, несмотря на ужесточение законов национального и международного уровня.

Существует большое количество миграционных направлений, под которые попадает и Россия.

Главной причиной такого развития подобной преступности стала необходимость поиска работы вплоть до международного рынка.

Миграционная служба (МГС) предполагает программы, по которым переезд людей признаётся легальным. Но это порождает вопрос об установлении высокого уровня развития незаконно организованной, самовольной транснациональной миграции. Всё дело в требованиях и условиях, которые предлагает законодатель для получения права проживания и работы в конкретной стране. Для иностранного гражданина исполнение таких требований не всегда возможно. Более того, чаще мигрантом выступает малоимущий, нуждающийся человек.

Предусмотрена ответственность за незаконную миграцию по УК РФ и КоАП. Определение конкретных норм регулирования, санкций и мер принуждения будет зависеть от степени тяжести правонарушения и характера неправомерных действий. Кроме того, следует помнить о международных актах, принятых ООН и иными организациями, созданными для борьбы с нелегалами на межнациональном уровне.

Показатели незаконных действий по миграции граждан различных стран в Россию отражают доклады сотрудников МГС. Газеты также регулярно сообщают о случаях незаконного пересечения границы и проезда через территорию РФ. Однако подобная гласность не побуждает лица приобретать требуемый статус для проживания в чужом государстве.

Состав преступления, объективные признаки

Любое общественно опасное деяние, признаваемое виновным и наказуемым, считается преступлением. Однако для его установления необходима фиксация состава, который предполагает совокупность обязательных объективных и субъективных признаков. Комментарий к ст. 322.1 УК РФ, а также Постановления пленума Верховного суда подробно определяют и описывают каждый из необходимых признаков.

Отсутствие одного из обязательных признаков объективной или субъективной составляющей посягательства ведёт к невозможности привлечения лица к ответственности.

Данное правило распространяется также на случаи административного характера действий.

В соответствии с прим. 1 статьи 322 УК РФ, организация нелегальной миграции требует установления таких элементов, как объект и объективная сторона. Первый элемент отражает общественные отношения, на которые преступник осуществляет своё посягательство. Относительно прим. 1 статьи 322 в УК РФ, объектом будут выступать отношения, связанные с порядком управления государства.

Угроза такому виду отношений может повлечь сопутствующий ущерб. Нахождение в стране лиц, не имеющих на это права, способствует развитию коррупции, беспорядков, порождает необходимость повышения уровня безопасности для граждан России. Для борьбы с этим разрабатываются дополнительные программы контроля над передвижением лиц, особенно при появлении в стране иностранцев и лиц без гражданства.

Второй обязательный элемент – объективная сторона. Она представляет собой выражение посягательства во внешней среде, предполагает конкретные действия, направленные на достижение преступного результата, его последствия.

Относительно ст. 322.1 по УК РФ, деяние может быть выражено в следующих действиях:

  1. Незаконный въезд в Россию. Данный вариант предполагает, что лицо пересекло границу страны, не имея при себе визы, документов, устанавливающих личность, заполненной миграционной карты. При этом данное действие может быть совершено только иностранным гражданином или лицом, которое не имеет гражданства. Миграция внутри страны из одной городской черты в другую не предполагает таких жёстких требований, особенно для граждан РФ.
  2. Пребывание в России без законных на это оснований. Когда человек не соблюдает правила регистрации, получения права на временное пребывания, а также не соответствует иным требованиям для иностранца, то его нахождение в стране не может считаться легальным. Преступность чаще всего имеет своё развитие как раз в момент нахождения лица в России, а не по факту его прибытия.
  3. Нелегальный транзитный проезд через Россию. Лицо, совершающее данное преступление, не имеет права на въезд в государство, которое признаётся сопредельным с Россией. То есть оно незаконно использует территорию РФ, чтобы оказаться в другом государстве, не имея также возможности остановиться в России.

Важен сам факт организации таких действий, отражённый непосредственно в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ.

Она предполагает поиск соучастников, планирование порядка совершения преступления, координацию совершаемых шагов.

Любой состав может относиться к одному из двух видов. Рассматриваемая норма предполагает деяние с формальным составом. Это означает, что для привлечения лица к ответственности достаточно зафиксировать начало преступных действий. Чтобы считать посягательство оконченным, наступления негативных последствий не требуется.

Субъективные признаки

Установление второй группы элементов обязательно предусматривает совокупность признаков, характеризующих не характер совершаемых преступных действий, а личность виновного лица. Законодатель подробно определяет возраст, состояние и положение человека, который может привлекаться по тому или иному преступлению. Незаконные миграционные мероприятия не исключение.

Указанная категория признаков включает в субъективную сторону посягательства, а также характеристики субъекта – преступника, без которых человек может избежать ответственности даже при реализации объективной стороны проступка.

Первое, на что следует обратить внимание, это характеристика личности, которая позволяет назвать его преступником по рассматриваемой статье.

Сюда относят следующие условия:

  • субъектом выступает только физическое лицо, организация будет отвечать в лице своего директора;
  • возраст преступника не меньше шестнадцати лет;
  • наличие полной вменяемости, то есть осознание совершаемых действий и их последствий.

Следует отметить, что не иностранные граждане будут субъектами посягательства, а российские, поскольку именно они осуществляют организацию въезда, пребывания или проезда нелегальным путём.

Говоря о субъектах, следует помнить о пересечении состава со статьёй 322, поскольку привлекаться будет именно тот, кто пересекает границу, а не организует эти мероприятия.

При этом в примечании указана возможность избежать ответственности для иностранца , а в случае с организационной деятельностью такое право не предусмотрено.

Следующий момент – субъективная сторона. Она представляет собой психическое и психологическое отношение человека к тому, что он совершает, и главным её проявлением выступает вина. Без установления таковой поступок нельзя считать виновным, соответственно, преступление теряет свой признак, что исключает применение мер ответственности.

Согласно закону, вина может существовать в двух формах. Для каждого преступления предусматривается свой вариант.

Относят к ним следующее:

  1. Умысел. Проявляется такой вариант в полном осознании человеком того, что он совершает, в желании осуществить посягательство, причинить вред и в ожидании негативных последствий. Лицо полностью руководит собой в такой ситуации. Оно может само идти к преступному результату, а может осознанно допускать такой исход. Отсюда вытекает две формы умысла: прямой и косвенный. От таких различий редко зависят суть приговора или подследственность, но наказание может быть смягчено.
  2. Неосторожность. Данный вариант существует в виде либо небрежности, либо легкомыслия. Первый случай предполагает, что человек не предвидел негативных последствий своего поступка, но должен был предвидеть с учётом сложившихся обстоятельств. Второй, напротив, подразумевает предвидение последствий, но при этом человек без достаточных оснований считает, что они не наступят.

В большинстве случаев конкретное деяние имеет только один вариант проявления вины, редкие исключения допускают одновременное действие и умысла, и неосторожности.

Что касается деяний, связанных с нелегальной организацией миграции, то здесь законодатель чётко определяет одну форму вины, а именно умысел. Более того, для привлечения к ответственности допустим только прямой умысел с полным осознанием виновным человеком своих поступков и их негативных последствий.

Ответственность

Большое количество приезжих иностранцев считают, что российские власти ищут повод «повесить» на них рассматриваемый вариант преступления. Однако это не так. Приток иностранных специалистов, научных деятелей и представителей других профессий приветствуется в России. Но главное условие такого сотрудничества – законность действий со стороны приезжих лиц, а также местных граждан, помогающих зарубежным гостям.

Наказываются как незаконное пребывание в России, так и организация деятельности, позволяющей таким нелегалам беспрепятственно оказаться на территории страны. При этом если иностранцам грозит депортация, то гражданам РФ – уголовное преследование и соответствующие меры ответственности.

По части первой рассматриваемой статьи признаётся деяние средней тяжести, однако, при установлении квалифицирующих признаков посягательство приобретает тяжкий характер.

К признакам, отягчающим наказание и повышающим тяжесть содеянного, следует отнести следующие:

  • совершение преступления организованной группой или по предварительному сговору;
  • незаконная организация миграционных действий в целях совершения иного преступления на территории России.

Оба признака установлены второй частью статьи, по которой предусмотрено максимально высокое наказание.

Указанная норма прямо предусматривает несколько вариантов наказаний, содержащихся в санкции статьи:

  1. По части первой. Устанавливается тюремный срок до пяти лет. Возможно применение дополнительного наказания в виде ограничения свободы до двух лет. Данный вопрос решит суд.
  2. По части второй также предусмотрено лишение свободы. Срок увеличивается до семи лет. Обязательно устанавливается штраф не больше пятисот тысяч рублей. Кроме того, дополнительно допускается применение к виновному мер по ограничению его свободы до двух лет.

Лицо может отбывать наказание совместно с тем гражданином иностранного государства, которому поспособствовало при въезде в страну, если иное не будет предусмотрено международными договорами.

Назначение наказания осуществляется с учётом тяжести совершаемого деяния, намерений лица, последствий, наступивших в итоге. Результат хоть и не играет роли в вопросе привлечения к ответственности, но может повлиять тюремный срок, наличие ограничения свободы и так далее. Кроме того, следует помнить о смягчающих обстоятельствах, которые в каждом конкретном случае могут различаться, а могут вообще не быть установлены, что также влечёт изменение санкций.

Таким образом, рассматриваемый вариант общественно-опасного посягательства представляет угрозу не только конкретному человеку, но и всему государству. Уровень преступности в части нелегального пересечения границы высок и требует дополнительных мер воздействия на организаторов подобных мероприятий, желающих заработать на этом. Указанная статья предполагает жёсткие меры ответственности, не допуская отсутствия наказания в виде тюремного срока.

Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции

Новая редакция Ст. 322.1 УК РФ

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, –

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к Статье 322.1 УК РФ

1. Миграция (лат. migratio, от migro – перехожу, переселяюсь) в контексте коммент. статьи – перемещение иностранных граждан или лиц без гражданства из-за рубежа в Россию, а равно по территории или через территорию России.

2. Общественная опасность преступления заключается в подрыве установленного законом порядка пересечения Государственной границы РФ, пребывания в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, в создании угрозы общественной безопасности, экономическим и прочим отношениям в государстве.

3. Основной состав преступления описан в ч. 1, а квалифицированный состав закреплен в ч. 2 коммент. статьи. Они выражают умышленные деяния, относящиеся к категории преступлений соответственно небольшой (ч. 1) и средней (ч. 2) тяжести.

4. Основными объектами преступного посягательства являются установленный законом порядок пересечения Государственной границы РФ, пребывания в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства. Факультативные объекты – безопасность граждан Российской Федерации, экономические и прочие внутригосударственные отношения.

5. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, заключающегося в организации: а) въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина и (или) лица без гражданства либо б) пребывания этих лиц в Российской Федерации, а равно в) транзитного проезда указанных лиц через территорию РФ без действительных документов или без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

6. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер. Иными словами, для верной квалификации содеянного по коммент. статье диспозиция отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, например к ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (в ред. от 18.07.2006) , Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794 , Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство, утв. Приказом МВД России от 14.04.2003 N 250 .
——————————–
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607, N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286, N 31 (ч. 1). Ст. 3420.

СЗ РФ. 2002. N 45. Ст. 4520.

7. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию, пребывания в Российской Федерации, транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан и (или) лиц без гражданства предполагает осознанное, волевое активное поведение виновного лица, направленное на разработку плана указанных действий, выбор лиц для его осуществления, распределение между ними ролей и функций, подбор средств совершения данного преступления и т.д.

8. О территории РФ см. в п. 3 коммент. к ст. 11.

9. Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Данное физическое лицо находится в Российской Федерации законно, если оно имеет действительные: а) вид на жительство, либо б) разрешение на временное проживание, либо в) визу, либо г) иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

10. Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

11. Составы преступления, описанного в коммент. статье, имеют формальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составами) в момент совершения хотя бы одного из отмеченных в п. 5 коммент. к статье действия независимо от наступления материального общественно опасного последствия.

12. В части 2 коммент. статьи расположены квалифицирующие признаки, заключающиеся в осуществлении преступного деяния: а) организованной группой (см. ч. 3 ст. 35), б) в целях совершения преступления на территории РФ.

13. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Правоприменителю достаточно установить, что виновное лицо осознает общественную опасность организации незаконной миграции и тем не менее желает ее организовать. Цель – совершение преступления на территории РФ – оказывает влияние на квалификацию содеянного по п. “б” ч. 2 коммент. статьи.

14. Субъект преступного посягательства общий – т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Другой комментарий к Ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления состоит в совершении одного из указанных в законе действий.

2. Организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в совершении любых действий, направленных на обеспечение въезда на территорию РФ этих лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, российской визы, документов, удостоверяющих личность) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов, а также с нарушением этими лицами таможенных правил либо санитарных норм.

3. Организация незаконного пребывания в РФ указанных в законе лиц представляет собой совершение любых действий, направленных на обеспечение пребывания или проживания на территории РФ этих лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, миграционной карты, разрешения на временное проживание) или с нарушением порядка регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.

4. Организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства – это совершение действий, направленных на обеспечение транзитного проезда через территорию РФ указанных лиц любым видом транспорта при отсутствии у них необходимых документов (например, визы государства назначения, проездных билетов) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов.

86. Организация незаконной миграции (322.1)

Объектом преступления является режим Государственной границы РФ, установленный порядок въезда на территорию Российской Федерации и выезда из нее, а также порядок пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Объективная сторона преступления характеризуется действием – организацией: незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Незаконность въезда или выезда, незаконность пребывания на территории Российской Федерации определяются следующими факторами: отсутствие соответствующих документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства (недействительные документы, документы, выданные ненадлежащим органом, просроченные документы, поддельные документы и т.д.); отсутствие визы или других документов, предоставляющих право въезда в Российскую Федерацию или выезда из нее, в том числе просроченная виза, поддельная виза и т.п.

Порядок пребывания на территории Российской Федерации определяется в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации. Иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, при котором лицо осознает, что совершает действия по организации незаконной миграции, и желает их совершить. Мотивация поведения не влияет на наличие состава преступления. Чаще всего рассматриваемое преступление совершается по корыстным мотивам.

Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.

87. Похищения или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (325)

Объект преступления – нормальная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению порядка обращения с официальными документами, штампами, печатями, марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия.

Предметом преступления могут быть:

штамп – особая разновидность печатной формы, служащая для производства оттиска на документах, содержащего информацию о полном наименовании юридического лица, его адресе, дате отправления документа;

печать – прибор, содержащий рельефное или углубленное изображение текста (текста и рисунка) с полным наименованием юридического или физического лица, служащая для производства оттиска на бумаге, сургуче, пластилине и иных материалах;

марки акцизного сбора, специальные марки, знаки соответствия, защищенные от подделок;

паспорт – он является основным документом, удостоверяющим личность гражданина рФ на территории РФ;

другой важный личный документ – удостоверение личности военнослужащего, военный билет, свидетельство о рождении, карточка страхователя, водительское удостоверение, диплом об образовании, служебное удостоверение и т. п.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст. 325 УК РФ, заключается:

в похищении официальных документов, штампов или печатей;

в уничтожении официальных документов, штампов или печатей – их приведение в полную негодность;

в повреждении официальных документов, штампов или печатей – их приведение в частичную негодность, делающую невозможной их использование по прямому назначению;

в сокрытии официальных документов, штампов или печатей – их утаивание без их изъятия и похищения.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и наличием корыстной или иной личной заинтересованности.

Ссылка на основную публикацию