Неисполнение приказа по статье 332 УК РФ: состав преступления, квалификация

Статья 332 УК РФ. Неисполнение приказа

Новая редакция Ст. 332 УК РФ

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, –

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, –

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Комментарий к Статье 332 УК РФ

1. Общественная опасность неисполнения приказа определяется тем, что оно нарушает закрепленный воинскими уставами порядок управления войсками, установленный в целях обеспечения их постоянной боевой готовности, затрудняет нормальное выполнение воинскими частями и подразделениями возложенных на них задач, наносит тем самым ущерб интересам службы.

2. Объектом посягательства при неисполнении приказа является порядок воинской подчиненности, реализующий принцип единоначалия. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (ст. 30) определяет единоначалие как один из принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Статья 31 этого Устава и ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ наделяют командира (начальника) правом отдавать приказы и обязывают подчиненного беспрекословно повиноваться, что и является основными принципами единоначалия. Статья 40 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ определяет: “Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок” .
——————————–
См.: Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. М., 1994. С. 19.

3. Приказ, за невыполнение которого установлена УО, представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненному и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (имеется в виду законный приказ – см. коммент. к ст. 42) (ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140 ).
——————————–
САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4931.

4. Начальники различаются по служебному положению и воинскому званию. Начальники, которым военнослужащий подчинен по службе хотя бы временно, являются прямыми начальниками. По воинскому званию начальниками являются военнослужащие более высокого звания, например генералы, адмиралы, полковники и капитаны первого ранга – для младших офицеров и нижестоящих военнослужащих; подполковники, майоры и им равные – для прапорщиков и нижестоящих; младшие офицеры – для сержантов и нижестоящих по званию военнослужащих и т.д.

5. С объективной стороны преступление может быть совершено в форме неповиновения, совершения действий, запрещенных приказом, иного умышленного неисполнения приказа (ч. 1 и 2) и неисполнения приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе (ч. 3).

5.1. Неповиновение выражается в открытом отказе от исполнения приказа начальника, когда подчиненный, противопоставляя свою волю воле начальника, в категорической форме заявляет либо иным образом демонстрирует, что выполнять приказ он не будет.

5.2. Иное умышленное неисполнение приказа заключается в том, что приказ начальника подчиненный принимает к исполнению, но фактически его не исполняет. При этом умысел на неисполнение приказа может возникнуть у виновного в момент получения приказа либо позднее.

5.3. Неисполнение приказа по неосторожности имеет место тогда, когда подчиненный, получив приказ начальника, вследствие небрежности или недобросовестного отношения к службе не выполняет требования приказа или выполняет его ненадлежащим образом. Это может быть результатом забывчивости, нечеткого уяснения содержания приказа.

6. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1), когда в результате открытого отказа от выполнения приказа либо по окончании установленного или необходимого срока, в течение которого он должен быть выполнен, причиняется существенный вред интересам службы.

Уголовно наказуемым является лишь такое умышленное неисполнение приказа, в результате которого наступили общественно опасные последствия. Под существенным вредом понимается, например, срыв мероприятий, предусмотренных распорядком дня, расписанием занятий, планом учений, необеспечение положенными видами довольствия военнослужащих, временный вывод из строя военной техники, вооружения, срыв мер, подлежащих принятию в кризисной ситуации, экстремальной обстановке, нарушение прав и интересов граждан, дискредитация начальника перед его подчиненными. Он определяется судом. Неисполнение приказа, не повлекшее причинения существенного вреда интересам службы, может быть признано лишь дисциплинарным проступком.

7. Субъективная сторона составов преступления (ч. 1 и 2) характеризуется прямым или косвенным умыслом. Неосторожное неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе (ч. 3) предполагает несовершение действий, предписанных приказом, или совершение действий, запрещенных приказом, а также несвоевременное, неполное, неточное исполнения приказа, совершенные по небрежности или легкомыслию.

8. Субъектом преступного посягательства может быть любой военнослужащий, подчиненный постоянно или временно лицу, отдавшему приказ.

9. Квалифицирующими обстоятельствами умышленного неисполнения приказа (ч. 2) являются совершение его группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. коммент. к ст. 34, 35), а также умышленное или неосторожное неисполнение приказа, повлекшее тяжкие последствия.

К тяжким последствиям могут быть отнесены: причинение смерти по неосторожности, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей, срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности, вывод из строя боевой техники, причинение крупного материального ущерба любой форме собственности и т.п., если эти последствия не образуют иного, более тяжкого, преступления. В последнем случае содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.

10. Неисполнение приказа, ответственность за которое предусмотрена ч. 3, необходимо отличать от халатности (ст. 293). Поскольку в коммент. статье речь идет о халатном отношении подчиненного к исполнению приказа, она является специальной.

11. О последствиях неисполнения преступного или другого заведомо незаконного приказа см. коммент. к ст. 42.

12. Деяния, описанные в ч. 1 и 3, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 2 – средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 332 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона выражена бездействием – подчиненный не исполняет отданный в установленном порядке правомерный приказ начальника. Согласно ч. 2 ст. 42 УК, неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

При этом бездействие может быть активным, когда подчиненный открыто заявляет, что не будет исполнять отданный ему приказ, и пассивным, если подчиненный фактически не выполняет приказ начальника.

2. В законе указаны общественно опасные последствия, наступление которых является обязательным для признания данного преступления оконченным, – причинение существенного вреда интересам службы. Данное понятие является оценочным, и существенность вреда в каждом конкретном случае должна быть установлена судом. К существенному вреду можно отнести причинение значительного материального ущерба, срыв мероприятия по выполнению текущих задач и т.п.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

4. Субъект преступления специальный – подчиненный военнослужащий, не исполняющий приказ начальника.

5. Понятие тяжких последствий (ч. 2) является оценочным. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти или вреда здоровью потерпевшего, полный срыв боевого задания и др.

6. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 3, состоит в неисполнении приказа, повлекшем тяжкие последствия. С субъективной стороны данное посягательство характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Статья 332. Неисполнение приказа

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 332 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ порядок воинской подчиненности, т.е. регулируемые законами и воинскими уставами военно-служебные отношения между командирами (начальниками) и подчиненными.

Основным принципом организации и внутреннего построения Вооруженных Сил и других войск РФ является единоначалие. Согласно ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ и ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1 (в ред. 29.07.2011) , единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749; 2008. N 43. Ст. 4921; 2011. N 4. Ст. 572; N 18. Ст. 2595; N 31. Ст. 4714.

Понятие приказа определено ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, согласно которой приказ — это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ по форме может быть письменным, устным или переданным по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих.

Согласно Закону о воинской обязанности (п. 3 ст. 37), военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Ответственность за отдачу и исполнение незаконного приказа решается в соответствии со ст. 42 УК.

Приговором Новосибирского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения кассационным определением и постановлением президиума Западно-Сибирского окружного военного суда, капитан Д. осужден по ч. 1 ст. 332 УК к ограничению по военной службе на один год с удержанием в доход государства 15% денежного довольствия.

Как установил суд, в присутствии офицеров и представителя штаба Сибирского военного округа Д. открыто отказался исполнять приказ командира части, изданный во исполнение приказа командующего войсками Сибирского военного округа, об убытии для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа.

Военная коллегия Определением от 7 марта 2007 г. отменила приговор и прекратила уголовное дело за отсутствием в действиях Д. состава преступления.

По смыслу закона ответственность за данное преступление установлена за неисполнение подчиненным только законного приказа начальника.

Д. как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании не признавал себя виновным в совершении инкриминируемого ему деяния. В суде он показал, что отказался убывать к новому месту службы, так как усомнился в законности приказов об этом, поскольку согласия на прохождение военной службы в миротворческой бригаде не давал.

Как видно из копии представления, Д. представлялся к назначению на должность командира группы специального назначения роты специального назначения отдельного разведывательного батальона отдельной (миротворческой) мотострелковой бригады Приволжско-Уральского военного округа.

В соответствии с выпиской из приказа командующего войсками Сибирского военного округа командир группы специального назначения роты специального назначения части Д. освобожден от занимаемой должности и откомандирован по замене в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа. В этом же приказе указано, что Д. предназначен для назначения в миротворческую бригаду.

Таким образом, приведенными доказательствами по делу подтверждается факт откомандирования Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа для назначения на должность командира группы специального назначения роты специального назначения именно в миротворческую бригаду (специальный воинский контингент).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23.06.1995 N 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (в ред. от 07.02.2011) военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2401; 2011. N 7. Ст. 901.

В п. 4 Положения о специальном воинском контингенте в составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 N 1251 , установлено, что воинский контингент комплектуется на добровольной основе военнослужащими Вооруженных Сил РФ, проходящими военную службу по контракту.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 44. Ст. 5015.

По смыслу названных нормативных правовых актов при решении вопроса об откомандировании военнослужащего в целях его назначения на должность в воинские части Вооруженных Сил РФ, предназначенные для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (специальный воинский контингент), в обязательном порядке требуется получение согласия военнослужащего.

Как усматривается из материалов уголовного дела, такого согласия Д. не давал.

С учетом изложенного приказы командования об откомандировании Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа отданы с нарушением требований законодательства РФ. (В комментарии к гл. 33 УК все примеры приведены из обзорных справок Военной коллегии ВС РФ.)

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о воинской обязанности командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 42 УК неисполнение заведомо незаконных приказа и распоряжения исключает уголовную ответственность военнослужащих по комментируемой статье.

Таким образом, преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

Преступление, предусмотренное ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи, относится к преступлениям небольшой тяжести; ч. 2 — к преступлениям средней тяжести.

2. С объективной стороны преступление — это неисполнение приказа, которое совершается в форме неповиновения или иного умышленного неисполнения приказа.

Неповиновение или иное умышленное неисполнение приказа означает открытый отказ от исполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не исполняет действий, предписанных приказом, или совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.

Обязательным признаком преступления является последствие — существенный вред интересам службы. Содержание этого понятия закон не раскрывает.

Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение вреда. Он может иметь конкретные проявления как материального, так и нематериального характера, зависеть от конкретных обстоятельств дела и должен определяться судом на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, оценки важности нарушенных охраняемых законом государственных и общественных интересов в области военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, обстановки, места и времени.

Существенным вредом интересам службы может быть признан вред, выражающийся, например, в подрыве, в связи с совершенным преступлением, воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, существенном ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.

Между последствием и неисполнением приказа должна быть установлена причинная связь.

Преступление является оконченным с момента наступления последствий.

Если вследствие неисполнения приказа причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть по неосторожности, действия виновного кроме комментируемой статьи должны быть квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.

3. Субъектами неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, а также военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей военной службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.

Статья 37 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1, предусматривает, что старшие по своему служебному положению и воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка или других правил поведения должны требовать от них устранения этих нарушений. При невыполнении этих требований младшие по воинскому званию могут быть признаны субъектами рассматриваемого преступления.

При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности или по воинскому званию является начальником. Ответственность за неисполнение приказа начальника также наступает по комментируемой статье.

4. С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом.

5. Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 комментируемой статьи) является совершение преступления:

— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК).

Неисполнение приказа, совершенное группой лиц и группой лиц по предварительному сговору, является таковым, когда все участники группы выступали соисполнителями преступления, т.е. принимали участие в выполнении объективной стороны состава этого преступления. При этом все соисполнители преступления являются военнослужащими. Гражданские лица не должны признаваться исполнителями (соисполнителями) этих преступлений, а могут выступать лишь их соучастниками в виде организатора, подстрекателя либо пособника (ч. 4 ст. 34 УК). Совершение преступления группой лиц без предварительного сговора предполагает согласованность действий участников группы, когда каждый участник группы сознает, что он действует согласованно с другими участниками группы, хотя предварительного сговора между ними не было. Предварительный сговор на неисполнение приказа может иметь место до получения приказа начальника, когда подчиненным стало известно, что приказ им будет отдан, во время отдачи начальником приказа, а также после получения подчиненными приказа начальника, когда подчиненные договариваются не исполнять приказ.

Совершая преступления организованной группой, отдельные участники группы могут не принимать непосредственного участия в выполнении объективной стороны состава преступления, но участвовать в подготовке или совершении этого преступления. При этом все участники организованной группы признаются исполнителями совершенного преступления, их действия подлежат квалификации по ч. 2 комментируемой статьи без ссылки на ст. 33 УК;

— повлекшие тяжкие последствия.

Содержание понятия тяжких последствий, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности причиненного вреда. К тяжким последствиям могут быть при определенных обстоятельствах и условиях отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан.

В соответствии со ст. 26 УК отношение к тяжким последствиям неисполнения приказа, квалифицируемого по ч. 2 комментируемой статьи, может характеризоваться и неосторожностью.

6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Субъективное отношение лица к совершаемому преступлению — неосторожная форма вины.

Ответственность за неисполнение приказа по статье 332 УК РФ

В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ прописано, что командир имеет право отдавать приказ, который, в свою очередь, должен быть беспрекословно выполнен его подчиненным (п. 9 главы «Общие положения» настоящего устава). Это правило обусловлено принципами единоначалия (когда главные функции руководства концентрируются в полномочиях одного лица — руководителя). Нарушение требований начальника может повлечь за собой дисциплинарную либо уголовную ответственность.

Обозначим, с какого момента возникает уголовная ответственность военнослужащего за неисполнение приказа (статья 332 УК РФ «Неисполнение приказа»), в чем заключается состав нарушения, его объективная и субъективная стороны, а также меры наказания. Помимо базовых понятий, представленных в законе, разберем, какими могут быть формы неисполнения приказа, как квалифицируется правонарушение и возможно ли избежать уголовного наказания.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Какими нормами устанавливаются обязанности подчиненных в военной службе

К общевоинским уставам относятся:

  1. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (определяет общие права и обязанности служащих, их взаимоотношения, правила внутреннего распорядка).
  2. Дисциплинарный устав (в нем содержится суть воинской дисциплины, требования к военным по ее соблюдению, поощрения и дисциплинарные взыскания, права их применения командирами, порядок подачи жалоб, заявлений и т. д.).
  3. Устав гарнизонной и караульной служб (в нем содержится порядок организации и проведения указанных служб, права и обязанности задействованных в них военнослужащих).

Краткое содержание ст. 332 УК РФ с комментариями к ней

В статье говорится о том, что будет, если не выполнить приказ в армии, и за какие конкретные действия назначают уголовное наказание. Но стоит отметить, что уголовная ответственность наступает только с того момента, как подобное нарушение привело к существенному ущербу.

Справка. Приказ в рассматриваемом случае — это распоряжение командира, содержащее требование о выполнении определенных действий и соблюдении правил, согласно ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Помимо наказания за ущерб, норма предусматривает санкции для групп военных, единогласно решивших пренебречь порученными обязанностями, и тех, кто относился к своей службе неосмотрительно и довел дело до тяжелых последствий.

Статья разделена на три части, каждая из которых описывает деяние и причитающееся за него наказание.

В комментариях к статье указана суть преступного деяния, его объективная и субъективная стороны, объект и субъект, квалифицирующие признаки и особенности нормы (например, отличие от других, схожих по составу правонарушений, статей).

В чем заключается суть преступного деяния

Состав преступления, предусмотренный ст. 332 за неисполнение приказа, опасен тем, что подрывает уставной порядок в рядах военнослужащих и ставит под угрозу их боевую готовность, качество выполнения поставленных задач и интересы государства в целом.

Правонарушение считается завершенным с момента наступления последствий — серьезного ущерба интересам службы. Это также достаточное условие для отнесения дела к разряду уголовных.

Примечание. Степень вреда — оценочная категория, устанавливаемая судом для каждого случая в отдельности.

Объективная сторона

Выражена в форме бездействия (приказ так и не был выполнен). Но не исключены случаи, когда неповиновение выражается действием, т. е. солдат поступил так, как было запрещено приказом.

Объективная сторона появляется, если имеет место:

  • невыполненный приказ;
  • ущерб, возникший впоследствии;
  • причинно-следственная связь между первыми двумя пунктами.

Несогласие военнослужащего выполнять требования может быть как открытым (заявление отказа вслух, составление служебной записки о неисполнении приказа и пр.), так и закрытым (когда требование было принято и отказ не был заявлен вслух). К последнему можно отнести недобросовестное выполнение приказа, опоздание по срокам сдачи работы и т. д.

Объектом преступления становится порядок подчиненности, закрепленный соответствующими нормативно-правовыми актами в Вооруженных Силах РФ и иных формированиях.

Субъективная сторона

Субъективная сторона правонарушения может быть выражена формой вины как с прямым, так и с косвенным умыслом.

Субъект преступления, предусмотренный ст. 332 за неисполнение приказа, специальный. Им может стать военнослужащий, подчиненный старшему по званию или по службе, причинивший вред при неисполнении приказов.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующими признаками в рассматриваемой статье выступают:

  • нанесение существенного ущерба службе;
  • совершение неправомерного деяния группой лиц, предварительно договорившейся, или организованной группой;
  • наступление тяжких последствий.

В первом пункте речь идет об ослабевании воинской дисциплины, срыве боевых заданий, учений, дискредитации руководящего звена перед солдатами, повреждении единиц техники, ущемлении прав военнослужащих и т. д.

Во втором случае важно, чтобы все участники-военнослужащие группы совершили нарушение, образующее объективную сторону состава правонарушения.

Справка. Гражданское лицо не может быть признано соисполнителем (только организатором, подстрекателем и т. д.).

Предварительный сговор предполагает, что нарушителям заранее стало известно о предстоящем приказе начальства, и они договорились между собой его не выполнять.

Под отсутствием сговора понимается случай, когда каждый из участников осознает, что действует согласованно с другими нарушителями, но при этом предварительного сговора между ними не было.

Определение тяжких последствий отличается от понятия серьезного вреда, о котором мы уже упоминали, степенью ущерба. Тяжкими результатами деяния признаются: уничтожение единиц техники, материальные убытки в крупных масштабах, аварии, острые формы подрыва дисциплины и боеготовности подразделения и т. д.

Тяжелые последствия, указанные во второй части статьи 332 УК РФ, могут также характеризоваться небрежностью, как и в третьей части, согласно ст. 26 УК РФ «Преступление, совершенное по неосторожности».

Правонарушения, закрепленные в первой и третьей частях статьи, относятся к категории небольшой тяжести. Во второй части описано деяние средней тяжести.

Следует разграничивать составы правонарушения по третьему пункту рассматриваемой статьи от ст. 293 УК РФ «Халатность». В силу того, что в первом случае можно говорить о халатном отношении служащего к исполнению требований начальства, ответственность по ст. 332 специальная (т. е. нарушение касается исключительно военных в подчинении).

Какое наказание грозит виновному

Если военнослужащий не выполнил приказ и тем самым серьезно навредил интересам своего руководства, то, согласно п. 1 статьи 332 УК РФ:

  • его ограничат по военной службе максимум на 2 года;
  • либо арестуют не более, чем на 6 месяцев;
  • либо направят в дисциплинарную воинскую часть, содержание в которой продлится не больше 2 лет.

За неправомерное деяние, соответствующее 2 пункту изучаемой статьи, нарушители сядут в тюрьму. Максимальный срок — 5 лет.

Обвинение по 3 части статьи может повлечь следующие наказания:

  • определение границ по службе максимум на 1 год;
  • арест на 6 месяцев (либо меньше);
  • направление в дисциплинарную воинскую часть не более, чем на 2 года.

В каких случаях уголовная ответственность не применяется

В Уголовном кодексе сказано, что неисполнение военнослужащим приказа должно привести к серьезным последствиям (например, срыв запланированных мероприятий, временное выведение из работы единиц военной техники, оружия и т. д.). Степень опасности этих последствий определяется судом. Если он решит, что неблагоприятный результат не относится к категории существенного ущерба, вместо уголовного преступления деяние признают дисциплинарным проступком.

Не исключены случаи, когда приказ командующего был сформулирован недостаточно ясно или стал вызывать сомнения у солдата. Поэтому, если поручение не было выполнено по объективным причинам либо из-за недоговоренности, служащий, которому оно выдавалось, не несет уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность

При совершении военнослужащим проступка командир вправе напомнить своему подчиненному о его обязанностях и, если понадобится, назначить дисциплинарное взыскание. Оно может выражаться в разных формах. Например, начальник составит приказ на выговор за неисполнение обязанностей. Выговор бывает простым или строгим и, как правило, объявляется наказуемому перед его строем.

Также возможен приказ о наказании за неисполнение должностных обязанностей (лишение нагрудного значка, снижение воинской должности и т. д.).

Освобождение от уголовной ответственности

Поскольку действия, изложенные в статье 332 УК РФ, относятся к категории небольшой и средней тяжести, военный, впервые нарушивший закон, может быть освобожден от уголовной ответственности при назначении судебного штрафа.

Согласно ст. 76.2 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа», обвиняемый должен загладить свою вину за причиненный ущерб (ему необходимо возместить убытки, если это предоставится возможным). Только после выполнения этого условия суд решит вопрос о назначении штрафа.

Пример из судебной практики

Новосибирский гарнизонный военный суд вел дело в отношении капитана Г., которого признали виновным по статье 332 УК РФ и в наказание ограничили по службе на 1 год с отчислением в бюджет страны 15% от его дохода.

Согласно материалам дела, Г., находясь в окружении офицеров и представителя штаба, открыто заявил, что не желает выполнять приказ командующего: уехать в Приволжско-Уральский военный округ для дальнейшем службы.

Поскольку рассматриваемая норма предусматривает уголовное наказание только за неподчинение законным приказам командования, приговор в отношении Г. был отменен. Такое решение обусловлено следующими фактами.

На судебном заседании Г. заявил, что не считает себя виновным, поскольку его отказ основывался на незаконности отданного приказа об отправлении на новое место службы. Ведь ранее своего согласия на службу в составе миротворческой бригады он не давал.

Из копии представления было выявлено, что Г. был назначен командиром службы отдельного разведывательного батальона мотострелковой бригады Приволжско-Уральского военного округа. Также было указано, что осужденный мог быть присоединен к миротворческой бригаде.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 23.06.1995 N93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» военные, направляемые на службу в миротворческой деятельности, комплектуются на добровольной основе.

То есть нарушенный приказ должен был быть подкреплен согласием Г. на участие в работе по поддержанию и (или) восстановлению мира. Подобного согласия осужденный не давал, поэтому требования, предъявленные ему, были признаны противоречивыми, а уголовное дело прекращено.

Заключение

Отказ от выполнения требований командира подлежит наказанию в виде уголовной ответственности, только если вследствие него был нанесен ощутимый ущерб интересам службы (сбой дисциплины, нарушение прав и интересов служащих и т. д.). В ином случае это дисциплинарное нарушение, за которое может быть выписан приказ об объявлении выговора за неисполнение должностных обязанностей.

Распоряжения, отдаваемые начальством, должны быть полностью продуманными, четкими, недвусмысленными и не противоречащими законодательству. Иначе отказ военнослужащего от их выполнения не будет считаться нарушением.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Статья 332. Неисполнение приказа

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, –
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, –
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет .

Комментарий к статье 332 Уголовного Кодекса РФ

Объектом преступления является установленный порядок подчиненности и воинских уставных взаимоотношений. Отношения подчиненности закреплены в соответствующих нормативных правовых актах, например Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1 .

В частности, названный Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

При этом воинская дисциплина определяется как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников).

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – неисполнении приказа, его неполном или неточном исполнении. Приказ, подлежащий исполнению, должен быть отдан в установленном порядке и надлежащим лицом – начальником, которым является лицо, старшее по званию или должности. При этом подчиненный должен иметь возможность выполнить приказ. Отсутствие подобной возможности исключает наличие рассматриваемого состава преступления.

В частности, в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1 , приказ представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

Приказ не следует смешивать с приказанием, которое представляет собой форму доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом – от имени начальника гарнизона.

И приказ, и приказание должны соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ и приказание, командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы и приказания, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы и приказания, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

Неисполнение приказа нарушает основной принцип строительства Вооруженных Сил РФ – единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.

Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.

Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

Как отмечалось выше, начальником может быть лицо, занимающее вышестоящее положение по должности или по званию.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами I ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом РФ.

Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе, воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, гражданским персоналом, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, являющимися гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства.

Перечень воинских званий приведен в ст. 46 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.

В соответствии со ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

– маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота – для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

– генералы, адмиралы, полковники и капитаны I ранга – для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

– старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана II ранга, майора, капитана III ранга – для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

– младшие офицеры – для сержантов, старшин, солдат и матросов;

– прапорщики и мичманы – для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;

– сержанты и старшины – для солдат и матросов одной с ними воинской части.

Объективная сторона состава преступления, как отмечалось выше, выражается в бездействии. При этом военнослужащий может открыто заявить о нежелании исполнять приказ, может проигнорировать распоряжение, не исполнить приказ в полном объеме и т.д. Сущность неисполнения во всех этих случаях одна – военнослужащим не предпринимаются действия, направленные на исполнение приказа, или предпринимаются не все необходимые действия.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления являются общественно опасные последствия в виде существенного вреда интересам службы. Между деянием и наступившими последствиями должна быть причинная связь.

Понятие существенного вреда в законе не раскрывается. Оно является оценочным и подлежит определению в каждом конкретном случае. Так, оно может выразиться в материальном ущербе, наступлении вреда для здоровья людей, срыве выполнения боевой задачи и т.п.

Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Виновный сознает, что не исполняет приказ, предвидит наступление существенного вреда, желает, сознательно допускает или безразлично относится к его наступлению.

Субъект специальный – военнослужащий, подчиненный по службе, которому отдан законный приказ.

Частью 2 ст. 332 УК РФ установлена ответственность за неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК РФ), а равно повлекшее тяжкие последствия.

Группу лиц и группу лиц по предварительному сговору могут образовывать только исполнители преступления. В данном случае ими будут являться подчиненные, получившие приказ и не исполнившие его или не исполнившие в полном объеме. Предварительный сговор должен иметь место до начала выполнения объективной стороны состава преступления, т.е. до начала бездействия, направленного на неисполнение приказа.

В соответствии с законом (ст. 35 УК РФ) организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся военнослужащими, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, совершенных специальными субъектами.

Понятие тяжких последствий, так же как и понятие существенного вреда, является оценочным. Разграничение между существенным вредом и тяжкими последствиями проводится с учетом значимости неисполненных требований, объема причиненного вреда, его характера. Так, тяжкими последствиями могут быть признаны причинение тяжкого вреда здоровью, причинение вреда здоровью нескольких лиц, смерть человека, массовое неповиновение, причинение особо крупного материального ущерба и т.д.

Частью 3 ст. 332 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Отличие данного состава преступления от составов преступлений, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, состоит в том, что оно совершается по неосторожности. Остальные признаки являются идентичными.

Не образует состава неисполнения приказа неисполнение незаконного приказа. Выше уже отмечалось, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы, приказания и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. В этой связи следует считать, что отдание приказа, который подчиненный должен был исполнить, не имело места.

Другой комментарий к статье 332 УК РФ

1. Приказ представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненному и требующее обязательного выполнения либо воздержания от определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации). По форме он может быть письменным, устным или передаваться по техническим средствам связи. Приказ командира (начальника) должен соответствовать требованиям закона и воинских уставов, отдаваться в установленном порядке и в интересах службы.

2. Объективная сторона преступления состоит в неисполнении подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону. В этом случае имеет место неповиновение: подчиненный, получив приказ начальника, в категорической форме заявляет или иным образом демонстрирует, что он выполнять приказ не будет. Иное неисполнение приказа заключается в том, что подчиненный приказ начальника внешне принимает к исполнению, но в действительности его не исполняет.

3. Деяние должно повлечь существенный вред интересам службы, который может выражаться в серьезном нарушении распорядка, причинении значительного материального ущерба воинской части, ущемлении конституционных и иных прав военнослужащих и т.п.

4. Преступление считается оконченным с момента наступления указанного последствия.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла.

6. Субъектом неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные лицу, отдавшему приказ, по службе или по воинскому званию, а также младшие по званию военнослужащие.

7. Квалифицирующими признаками в ст. 332 названы:

– совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой (ч. 2);

– тяжкие последствия (ч. 3).

К тяжким последствиям могут быть отнесены:

– срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности подразделения, части, корабля;

– причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей;

– вывод из строя боевой техники;

– причинение крупного материального ущерба и т.п.

В этом случае субъективная сторона предполагает наличие двух форм вины: умышленной относительно неисполнения приказа и неосторожной – относительно тяжких последствий.

Частью 3 ст. 332 предусмотрено неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Субъективная сторона этого преступления характеризуется виной в форме неосторожности.

Остались вопросы по ст 332 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 332 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Статья 332. Неисполнение приказа

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, –
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, –
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет .

Комментарий к статье 332 Уголовного Кодекса РФ

Объектом преступления является установленный порядок подчиненности и воинских уставных взаимоотношений. Отношения подчиненности закреплены в соответствующих нормативных правовых актах, например Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1 .

В частности, названный Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

При этом воинская дисциплина определяется как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников).

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – неисполнении приказа, его неполном или неточном исполнении. Приказ, подлежащий исполнению, должен быть отдан в установленном порядке и надлежащим лицом – начальником, которым является лицо, старшее по званию или должности. При этом подчиненный должен иметь возможность выполнить приказ. Отсутствие подобной возможности исключает наличие рассматриваемого состава преступления.

В частности, в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1 , приказ представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

Приказ не следует смешивать с приказанием, которое представляет собой форму доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом – от имени начальника гарнизона.

И приказ, и приказание должны соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ и приказание, командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы и приказания, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы и приказания, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

Неисполнение приказа нарушает основной принцип строительства Вооруженных Сил РФ – единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.

Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.

Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

Как отмечалось выше, начальником может быть лицо, занимающее вышестоящее положение по должности или по званию.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами I ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом РФ.

Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе, воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, гражданским персоналом, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, являющимися гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства.

Перечень воинских званий приведен в ст. 46 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.

В соответствии со ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

– маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота – для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

– генералы, адмиралы, полковники и капитаны I ранга – для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

– старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана II ранга, майора, капитана III ранга – для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

– младшие офицеры – для сержантов, старшин, солдат и матросов;

– прапорщики и мичманы – для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;

– сержанты и старшины – для солдат и матросов одной с ними воинской части.

Объективная сторона состава преступления, как отмечалось выше, выражается в бездействии. При этом военнослужащий может открыто заявить о нежелании исполнять приказ, может проигнорировать распоряжение, не исполнить приказ в полном объеме и т.д. Сущность неисполнения во всех этих случаях одна – военнослужащим не предпринимаются действия, направленные на исполнение приказа, или предпринимаются не все необходимые действия.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления являются общественно опасные последствия в виде существенного вреда интересам службы. Между деянием и наступившими последствиями должна быть причинная связь.

Понятие существенного вреда в законе не раскрывается. Оно является оценочным и подлежит определению в каждом конкретном случае. Так, оно может выразиться в материальном ущербе, наступлении вреда для здоровья людей, срыве выполнения боевой задачи и т.п.

Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Виновный сознает, что не исполняет приказ, предвидит наступление существенного вреда, желает, сознательно допускает или безразлично относится к его наступлению.

Субъект специальный – военнослужащий, подчиненный по службе, которому отдан законный приказ.

Частью 2 ст. 332 УК РФ установлена ответственность за неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК РФ), а равно повлекшее тяжкие последствия.

Группу лиц и группу лиц по предварительному сговору могут образовывать только исполнители преступления. В данном случае ими будут являться подчиненные, получившие приказ и не исполнившие его или не исполнившие в полном объеме. Предварительный сговор должен иметь место до начала выполнения объективной стороны состава преступления, т.е. до начала бездействия, направленного на неисполнение приказа.

В соответствии с законом (ст. 35 УК РФ) организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся военнослужащими, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, совершенных специальными субъектами.

Понятие тяжких последствий, так же как и понятие существенного вреда, является оценочным. Разграничение между существенным вредом и тяжкими последствиями проводится с учетом значимости неисполненных требований, объема причиненного вреда, его характера. Так, тяжкими последствиями могут быть признаны причинение тяжкого вреда здоровью, причинение вреда здоровью нескольких лиц, смерть человека, массовое неповиновение, причинение особо крупного материального ущерба и т.д.

Частью 3 ст. 332 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Отличие данного состава преступления от составов преступлений, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, состоит в том, что оно совершается по неосторожности. Остальные признаки являются идентичными.

Не образует состава неисполнения приказа неисполнение незаконного приказа. Выше уже отмечалось, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы, приказания и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. В этой связи следует считать, что отдание приказа, который подчиненный должен был исполнить, не имело места.

Другой комментарий к статье 332 УК РФ

1. Приказ представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненному и требующее обязательного выполнения либо воздержания от определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации). По форме он может быть письменным, устным или передаваться по техническим средствам связи. Приказ командира (начальника) должен соответствовать требованиям закона и воинских уставов, отдаваться в установленном порядке и в интересах службы.

2. Объективная сторона преступления состоит в неисполнении подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону. В этом случае имеет место неповиновение: подчиненный, получив приказ начальника, в категорической форме заявляет или иным образом демонстрирует, что он выполнять приказ не будет. Иное неисполнение приказа заключается в том, что подчиненный приказ начальника внешне принимает к исполнению, но в действительности его не исполняет.

3. Деяние должно повлечь существенный вред интересам службы, который может выражаться в серьезном нарушении распорядка, причинении значительного материального ущерба воинской части, ущемлении конституционных и иных прав военнослужащих и т.п.

4. Преступление считается оконченным с момента наступления указанного последствия.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла.

6. Субъектом неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные лицу, отдавшему приказ, по службе или по воинскому званию, а также младшие по званию военнослужащие.

7. Квалифицирующими признаками в ст. 332 названы:

– совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой (ч. 2);

– тяжкие последствия (ч. 3).

К тяжким последствиям могут быть отнесены:

– срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности подразделения, части, корабля;

– причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей;

– вывод из строя боевой техники;

– причинение крупного материального ущерба и т.п.

В этом случае субъективная сторона предполагает наличие двух форм вины: умышленной относительно неисполнения приказа и неосторожной – относительно тяжких последствий.

Частью 3 ст. 332 предусмотрено неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Субъективная сторона этого преступления характеризуется виной в форме неосторожности.

Остались вопросы по ст 332 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 332 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Статья 332 УК РФ. Неисполнение приказа

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, –

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, –

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Комментарии к ст. 332 УК РФ

1. Объектом преступления является установленный в воинских формированиях порядок подчиненности. Уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа возможна лишь в случае причинения существенного вреда интересам военной службы.

Основным принципом организации и внутреннего построения войск РФ является единоначалие, которое заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов, воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.

Устав внутренней службы определяет приказ как распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ по форме может быть письменным, устным или переданным по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Вопросы ответственности за отдачу и исполнение приказа, противоречащего закону, должны решаться в соответствии со ст. 42 УК.

Таким образом, преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

Начальники различаются по своему служебному положению и по воинскому званию.

2. Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 332, могут быть совершены только умышленно, т.е. путем неповиновения (открытого отказа от исполнения приказа) или иного умышленного неисполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не совершает действий, предписанных приказом, либо совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.

3. Состав преступления предполагает причинение существенного вреда интересам службы, размер которого законодательно не установлен (оценочное понятие). Таковым может быть признан вред, выражающийся в подрыве воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.

Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение указанного вреда, имеющего конкретные проявления как материального, так и нематериального характера. Оценка данного признака зависит от конкретных обстоятельств дела и должна осуществляться на основе анализа имеющихся материалов, важности охраняемых законом государственных и общественных интересов в сфере военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы.

4. Квалифицирующими признаками являются: совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35), а равно повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 332).

5. Часть 3 ст. 332 предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.

Содержание понятия тяжких последствий, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 332, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности, вредоносности наступившего вследствие преступления результата. К таковым могут быть при определенных обстоятельствах и условиях отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан.

6. Если последствием неисполнения приказа явилось причинение тяжкого вреда здоровью либо причинение смерти по неосторожности, то действия виновного кроме ст. 332 УК должны быть дополнительно квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.

7. Субъектом неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.

Комментарий к ст. 332 УК РФ

1. Объектом преступления является установленный в воинских формированиях порядок подчиненности. Уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа возможна лишь в случае причинения существенного вреда интересам военной службы.

Основным принципом организации и внутреннего построения войск РФ является единоначалие, которое заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов, воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.

Устав внутренней службы определяет приказ как распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ по форме может быть письменным, устным или переданным по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Вопросы ответственности за отдачу и исполнение приказа, противоречащего закону, должны решаться в соответствии со ст. 42 УК.

Таким образом, преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

Начальники различаются по своему служебному положению и по воинскому званию.

2. Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 332, могут быть совершены только умышленно, т.е. путем неповиновения (открытого отказа от исполнения приказа) или иного умышленного неисполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не совершает действий, предписанных приказом, либо совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.

3. Состав преступления предполагает причинение существенного вреда интересам службы, размер которого законодательно не установлен (оценочное понятие). Таковым может быть признан вред, выражающийся в подрыве воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.

Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение указанного вреда, имеющего конкретные проявления как материального, так и нематериального характера. Оценка данного признака зависит от конкретных обстоятельств дела и должна осуществляться на основе анализа имеющихся материалов, важности охраняемых законом государственных и общественных интересов в сфере военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы.

4. Квалифицирующими признаками являются: совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35), а равно повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 332).

5. Часть 3 ст. 332 предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.

Содержание понятия тяжких последствий, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 332, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности, вредоносности наступившего вследствие преступления результата. К таковым могут быть при определенных обстоятельствах и условиях отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан.

6. Если последствием неисполнения приказа явилось причинение тяжкого вреда здоровью либо причинение смерти по неосторожности, то действия виновного кроме ст. 332 УК должны быть дополнительно квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.

7. Субъектом неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.

Ссылка на основную публикацию