Нарушение правил кораблевождения
Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок до семи лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ).
1. Непосредственный объект преступления – установленный порядок вождения или эксплуатации кораблей Военно-Морского Флота, обеспечивающий их постоянную боевую готовность, безопасное плавание для людей, самих кораблей и иного имущества и использование их по прямому назначению в мирное и военное время.
Корабельный устав Военно-Морского Флота относит к кораблям Военно- Морского Флота боевые корабли (эсминцы, крейсера, авианосцы, подводные лодки, торпедные катера и др.), корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения (ст. 1).
Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, относится к преступлениям средней тяжести.
Основными актами, регулирующими установленный порядок мореплавания кораблей Военно-Морского Флота, являются Корабельный устав Военно- Морского Флота, устанавливающий общие обязанности командира корабля; Руководство по соблюдению правового режима пространств и взаимоотношений с иностранными кораблями и властями; Правила безопасности плавания; Правила техники эксплуатации вспомогательных судов и базовых плавучих средств Военно-Морского Флота; Инструкция по штормовым готовностям; Правила устройства безопасной эксплуатации подводных снарядов; Руководство по оказанию помощи подводным лодкам, находящимся на глубине; Инструкция о порядке классификации, расследования происшествий с кораблями, судами, их вооружением и военной техникой и организации работы по предупреждению аварийности в Военно-Морском Флоте; Устав службы на судах обеспечения; Положение о введении надзора за безопасностью мореплавания, водолазных и глубоководных работ Военно-Морского Флота; международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, о предупреждении столкновения судов на море и др.
В процессе кораблевождения, т.е. непосредственного управления кораблем в плавании, командир определяет курс корабля, скорость его движения, место нахождения корабля, порядок буксировки корабля другим кораблем, принимает меры к предупреждению столкновения судов в море, а также к обеспечению живучести корабля при получении им повреждения и принимает решение в случае возникновения угрозы гибели корабля для предотвращения такой угрозы. Вождение корабля возлагается лично на командира корабля, его старшего помощника, а в случае их отсутствия – на вахтенного офицера, находящегося при исполнении своих обязанностей. Командир корабля не несет ответственности за аварию корабля, идущего под проводкой лоцмана, лишь при условии, если авария корабля произошла из-за таких местных условий (факторов), которые могли быть известны только лоцману (подводные рифы, затонувшие суда, отмели и т.п. препятствия, не обозначенные на судовой карте).
2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении установленных правил кораблевождения или эксплуатации военных кораблей. Кораблевождение заключается в непосредственном управлении кораблем в плавании. Ошибки в кораблевождении являются нарушением правил вождения кораблей. Нарушение правил вождения корабля выражается в действии (бездействии), противоречащем установленным правилам кораблевождения (непринятие мер к измерению глубины перед посадкой на мель, неуменьшение скорости движения корабля при прохождении узости, расхождение со встречным кораблем с нарушением правил, повлекшим столкновение кораблей, и др.).
Нарушение правил эксплуатации корабля включает ошибки в техническом обслуживании корабля, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, в выполнении специальных мероприятий, связанных с использованием военного корабля по его предназначению (десантирование, минирование и др.).
Последствия нарушения правил кораблевождения или эксплуатации корабля – причинение по неосторожности смерти человеку либо иных тяжких последствий. Их содержание аналогично рассмотренным ранее.
Обязательный признак преступления – причинная связь. Ее установление в сложных случаях может быть осуществлено с помощью эксперта.
- 3. Субъект преступления специальный – военнослужащий, на которого возложена обязанность по кораблевождению или эксплуатации корабля (командир корабля, катера, шлюпки, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля, лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля).
- 4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Нарушение правил кораблевождения по ст 352 УК РФ: кого касается и какова ответственность
Правонарушение по статье 352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения» входит в Главу 33 Особенной части Уголовного кодекса «Преступления против военной службы». Оно может быть отнесено к преступлениям против порядка обращения с военным имуществом, оружием, источниками повышенной опасности, использования и эксплуатации военной техники.
Рассмотрим, в чем заключается суть нарушения по этой статье, как она предстает с объективной и субъективной стороны, чем вызваны затруднения в применении статьи 352 УК и как можно избежать ответственности, предписанной за несоблюдение правил управления военным кораблем.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Краткое содержание ст. 352 УК РФ с комментариями к ней
В статье говорится о том, что отступление от утвержденных положений и норм по управлению или использованию кораблей военного назначения должно повлечь за собой гибель человека (по причине неосмотрительности) либо другие тяжелые события.
Военнослужащему, виновному в упомянутом деянии, грозит тюрьма.
В комментариях к 352 УК РФ говорится о составе преступления, его объективной и субъективной стороне, объекте, субъекте и квалификационных признаках.
Порядок и правила мореплавания кораблей Военно-Морского Флота содержатся в следующих нормативно- правовых актах:
- Корабельный устав Военно-Морского Флота, устанавливающий общие обязанности командира корабля.
- Руководство по соблюдению правового режима пространств и взаимоотношений с иностранными кораблями и властями.
- Руководство по оказанию помощи подводным лодкам, находящимся на глубине.
- Устав службы на судах обеспечения.
- Международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, о предупреждении столкновения судов на море и др.
Важно! Военными кораблями считаются: авианосцы, крейсеры, подводные лодки, торпедные катера, суда обеспечения и другие корабли, состоящие на вооружении в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
В чем заключается суть правонарушения
Состав правонарушения по рассматриваемой статье называют специальным относительно состава, описываемого в статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена».
Самый важный признак нарушения – причинно-следственная связь. В некоторых случаях, когда ее установление оказывается слишком сложной задачей для следствия, к работе привлекают эксперта или экспертную комиссию.
Примечание. Правила кораблевождения регламентированы Корабельным уставом Военно-Морского Флота РФ, введенным в действие Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ от 1 сентября 2001 г. N350, а также ведомственными нормативными правовыми актами.
Правонарушение считается совершенным с момента наступления последствий (гибель человека либо другие тяжелые события, как, например, вред здоровью, материальный ущерб, провал боевой задачи и т. д.).
Объективная сторона
Рассматриваемая сторона правонарушения состоит в несоблюдении правил кораблевождения или эксплуатации военных судов.
Кораблевождение – это управление кораблем во время плавания. Отступления от правил по вождению военным судном могут проявляться не только в неправильном действии, но и в бездействии.
В качестве примеров нарушения можно назвать: лицо не определило глубину, и судно село на мель, не была сброшена скорость в момент преодоления узости; не соблюдены правила по расхождению со встретившимся кораблем, что привело столкновению кораблей и т. д.
Ошибки при эксплуатации корабля случаются во время технического обслуживания, погрузочных или разгрузочных работ, при выполнении специальных действий или заданий особой важности, связанных с применением военного судна по его фактическому предназначению (минирование, десантирование и прочее).
Объект деяния – порядок и правила кораблевождения и эксплуатации военного корабля.
Субъективная сторона
Субъективная сторона нарушения правил кораблевождения характеризуется проявлением неосторожности со стороны служащего (легкомысленное отношение к своим обязанностям либо небрежность).
Субъект деяния специальный. Это значит, что субъектом нарушения правил кораблевождения может быть только военный, которому было вверено управление кораблем (кораблевождение или эксплуатация корабля). В их число входят: командир корабля, катера, шлюпки, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля, лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля.
Основные проблемы в доказательной части
Статья 352 УК РФ аналогична по составу правонарушения и его субъективной стороне со статьями 350 «Нарушение правил вождения или эксплуатации машин» и 351 «Нарушение правил полетов или подготовки к ним» Уголовного кодекса. Их различие лишь в объекте нарушения.
Помимо указанных сходств, указанные статьи связывает бланкетный характер.
Справка. Под бланкетной понимают такую диспозицию, которая непосредственно в самом уголовном законе не дает обозначения признакам неправомерного поступка, а направляет за их поиском к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права (административного, гражданского и т. д.).
В нашем случае бланкетный характер при рассмотрении статьи 352 УК создает значительные затруднения, поскольку объем нормативно-правовых актов, регулирующих сферу кораблевождения, весьма большой (вы могли его видеть в начале нашей статьи).
Бланкетный характер диспозиции 352 статьи обеспечивает стабильность уголовно-правовой нормы. За все время существования кодекса с 1996 года изменения в диспозицию вносились лишь один раз.
Наличие в субъективной стороне изучаемой статьи признака неосторожной вины препятствует квалификации умышленных действий в случае нарушения правил управления и эксплуатации кораблем.
Умышленное повреждение или уничтожение военной техники не учтено в Уголовном кодексе. Рассмотрение подобного действия со стороны военнослужащего по статьям 346 «Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества» или 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» УК РФ крайне проблематично в применении.
Квалифицирующие признаки
Итак, для квалификации преступления по статье 352 УК РФ необходимо, чтобы нарушение правил повлекло за собой гибель человека или иные тяжкие события. Иные последствия носят оценочный характер. К их числу можно отнести уничтожение военного судна, причинение крупного материального вреда объектам корабля, срыв задания, для выполнения которого предназначалось судно, и т. д.
Для установления оценки тяжести ущерба требуется расчет степени негативного влияния на боеготовность и боеспособность военной части, затраты времени, требуемые на устранение образовавшейся неполадки, а также объем материальных затрат.
Неправомерное действие, закрепленное в статье 352 УК РФ, относится к категории правонарушений средней тяжести.
Какое наказание грозит преступнику
В рассматриваемой статье представлена только одна мера наказания – тюремное заключение. Максимальный срок – семь лет. Минимальный порог не установлен, что многие юристы считают напрасным.
Внесение в статью минимального срока уголовной ответственности помогло бы подчеркнуть строгость применяемого наказания (по сравнению с существующим) за преступление, в качестве квалифицирующих признаков которого выступает гибель человека либо нанесение тяжелого ущерба его здоровью и жизни, а также объемные материальные затраты для государства, связанные с уничтожением корабля либо нанесением ему повреждений, что приводит к снижению его боевой готовности и выводу корабля из фактически действующих сил флота (временно или окончательно).
В каких случаях можно избежать ответственности
Для военнослужащих предоставляется возможность изменения наказания в виде тюремного заключения на содержание в дисциплинарной воинской части, согласно 1 пункту статьи 55 «Содержание в дисциплинарной воинской части» УК РФ.
Подобная замена допустима, если суд пришел к выводу, что можно изменить наказание с учетом характера правонарушения и личности осужденного. Но это действительно только при условии, когда военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, назначили тюремное заключение сроком от 3 месяцев до 2 лет (либо военнослужащему-контрактнику, состоящему на рядовых или сержантских должностях, не отслужившему сроков, установленных для службы по призыву).
Примеры из судебной практики
Большинство судебных приговоров ссылается в своих выводах на Корабельный устав ВМФ и Правила организации штурманской службы на кораблях ВМФ. Часть приговоров, помимо вышеуказанных норм, ссылается также на более узкоспециализированные нормы, регламентирующие порядок плавания в определенных районах Мирового океана, правила использования отдельных механизмов корабля или проведение отдельных операций по управлению и эксплуатации военного судна.
К примеру, в деле по факту несоблюдения норм по вождению МПК «Кореец», следствием которого стало повреждение гидроакустического комплекса (ГАК), суд, помимо общих норм по управлению военным судном, сослался на несоблюдение обвиняемыми Ф., С. и Т. «Правил использования районов и средств обеспечения боевой подготовки на Краснознаменном Тихоокеанском флоте».
В уголовном деле о нарушении правил и норм использования подводной лодки «Б-494», повлекшем выход из строя оборудования капсулы ГАК корабля, суд сослался на нарушение подсудимым А. норм, изложенных в инструкции «Создание больших наклонений» и «Руководстве по борьбе за живучесть подводной лодки».
В приговоре по уголовному делу о нарушении правил эксплуатации судна ВМФ – большой атомной подводной лодки на Северном Флоте – подсудимому М., кроме нарушений общих правил использования кораблей, вменили также отступление от требований всевозможных технических описаний и инструкций по эксплуатации конкретных механизмов.
Таким образом, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 352 УК РФ должно быть точно установлено, кем и какие именно были допущены отступления от требований по управлению и эксплуатации военным судном, которые в конечном итоге привели к гибели человека из-за неосмотрительности виновного либо иным тяжким последствиям, и в каких нормативно-правовых актах и (или) технических нормах они содержатся.
Заключение
Итак, для наличия состава правонарушения по статье 352 УК РФ требуется обнаружение причинно-следственной связи между отступлением от порядка использования военного судна и наступления последствий (гибели человека или другого тяжелого ущерба). К ответственности может быть привлечен только военный, которому было вверено управление кораблем.
Применение рассмотренной статьи затруднено бланкетным характером диспозиции. Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих сферу кораблевождения, весьма объемный. Потому на практике можно столкнуться со случаями использования узкоспециализированных норм законодательства.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Статья 352. Нарушение правил кораблевождения
Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
Комментарий к Ст. 352 УК РФ
1. Непосредственный объект преступления — установленный порядок вождения или эксплуатации кораблей Военно-Морского Флота, обеспечивающий их постоянную боевую готовность, безопасное плавание для людей, самих кораблей и иного имущества и использование их по прямому назначению в мирное и военное время.
Корабельный устав Военно-Морского Флота относит к кораблям Военно-Морского Флота боевые корабли (эсминцы, крейсера, авианосцы, подводные лодки, торпедные катера и др.), корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения (ст. 1).
Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, относится к преступлениям средней тяжести.
Основными актами, регулирующими установленный порядок мореплавания кораблей Военно-Морского Флота, являются Корабельный устав Военно-Морского Флота, устанавливающий общие обязанности командира корабля; Руководство по соблюдению правового режима пространств и взаимоотношений с иностранными кораблями и властями; Правила безопасности плавания; Правила техники эксплуатации вспомогательных судов и базовых плавучих средств Военно-Морского Флота; Инструкция по штормовым готовностям; Правила устройства безопасной эксплуатации подводных снарядов; Руководство по оказанию помощи подводным лодкам, находящимся на глубине; Инструкция о порядке классификации, расследования происшествий с кораблями, судами, их вооружением и военной техникой и организации работы по предупреждению аварийности в Военно-Морском Флоте; Устав службы на судах обеспечения; Положение о введении надзора за безопасностью мореплавания, водолазных и глубоководных работ Военно-Морского Флота; международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, о предупреждении столкновения судов на море и др.
В процессе кораблевождения, т.е. непосредственного управления кораблем в плавании, командир определяет курс корабля, скорость его движения, место нахождения корабля, порядок буксировки корабля другим кораблем, принимает меры к предупреждению столкновения судов в море, а также к обеспечению живучести корабля при получении им повреждения и принимает решение в случае возникновения угрозы гибели корабля для предотвращения такой угрозы. Вождение корабля возлагается лично на командира корабля, его старшего помощника, а в случае их отсутствия — на вахтенного офицера, находящегося при исполнении своих обязанностей. Командир корабля не несет ответственности за аварию корабля, идущего под проводкой лоцмана, лишь при условии, если авария корабля произошла из-за таких местных условий (факторов), которые могли быть известны только лоцману (подводные рифы, затонувшие суда, отмели и т.п. препятствия, не обозначенные на судовой карте).
2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении установленных правил кораблевождения или эксплуатации военных кораблей. Кораблевождение заключается в непосредственном управлении кораблем в плавании. Ошибки в кораблевождении являются нарушением правил вождения кораблей. Нарушение правил вождения корабля выражается в действии (бездействии), противоречащем установленным правилам кораблевождения (непринятие мер к измерению глубины перед посадкой на мель, неуменьшение скорости движения корабля при прохождении узости, расхождение со встречным кораблем с нарушением правил, повлекшим столкновение кораблей, и др.).
Нарушение правил эксплуатации корабля включает ошибки в техническом обслуживании корабля, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, в выполнении специальных мероприятий, связанных с использованием военного корабля по его предназначению (десантирование, минирование и др.).
Последствия нарушения правил кораблевождения или эксплуатации корабля — причинение по неосторожности смерти человеку либо иных тяжких последствий. Их содержание аналогично рассмотренным ранее.
Обязательный признак преступления — причинная связь. Ее установление в сложных случаях может быть осуществлено с помощью эксперта.
3. Субъект преступления — специальный: военнослужащий, на которого возложена обязанность по кораблевождению или эксплуатации корабля (командир корабля, катера, шлюпки, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля, лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля).
4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Статья 352. Нарушение правил кораблевождения
Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
Комментарий к Ст. 352 УК РФ
1. Непосредственный объект преступления — установленный порядок вождения или эксплуатации кораблей Военно-Морского Флота, обеспечивающий их постоянную боевую готовность, безопасное плавание для людей, самих кораблей и иного имущества и использование их по прямому назначению в мирное и военное время.
Корабельный устав Военно-Морского Флота относит к кораблям Военно-Морского Флота боевые корабли (эсминцы, крейсера, авианосцы, подводные лодки, торпедные катера и др.), корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения (ст. 1).
Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, относится к преступлениям средней тяжести.
Основными актами, регулирующими установленный порядок мореплавания кораблей Военно-Морского Флота, являются Корабельный устав Военно-Морского Флота, устанавливающий общие обязанности командира корабля; Руководство по соблюдению правового режима пространств и взаимоотношений с иностранными кораблями и властями; Правила безопасности плавания; Правила техники эксплуатации вспомогательных судов и базовых плавучих средств Военно-Морского Флота; Инструкция по штормовым готовностям; Правила устройства безопасной эксплуатации подводных снарядов; Руководство по оказанию помощи подводным лодкам, находящимся на глубине; Инструкция о порядке классификации, расследования происшествий с кораблями, судами, их вооружением и военной техникой и организации работы по предупреждению аварийности в Военно-Морском Флоте; Устав службы на судах обеспечения; Положение о введении надзора за безопасностью мореплавания, водолазных и глубоководных работ Военно-Морского Флота; международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, о предупреждении столкновения судов на море и др.
В процессе кораблевождения, т.е. непосредственного управления кораблем в плавании, командир определяет курс корабля, скорость его движения, место нахождения корабля, порядок буксировки корабля другим кораблем, принимает меры к предупреждению столкновения судов в море, а также к обеспечению живучести корабля при получении им повреждения и принимает решение в случае возникновения угрозы гибели корабля для предотвращения такой угрозы. Вождение корабля возлагается лично на командира корабля, его старшего помощника, а в случае их отсутствия — на вахтенного офицера, находящегося при исполнении своих обязанностей. Командир корабля не несет ответственности за аварию корабля, идущего под проводкой лоцмана, лишь при условии, если авария корабля произошла из-за таких местных условий (факторов), которые могли быть известны только лоцману (подводные рифы, затонувшие суда, отмели и т.п. препятствия, не обозначенные на судовой карте).
2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении установленных правил кораблевождения или эксплуатации военных кораблей. Кораблевождение заключается в непосредственном управлении кораблем в плавании. Ошибки в кораблевождении являются нарушением правил вождения кораблей. Нарушение правил вождения корабля выражается в действии (бездействии), противоречащем установленным правилам кораблевождения (непринятие мер к измерению глубины перед посадкой на мель, неуменьшение скорости движения корабля при прохождении узости, расхождение со встречным кораблем с нарушением правил, повлекшим столкновение кораблей, и др.).
Нарушение правил эксплуатации корабля включает ошибки в техническом обслуживании корабля, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, в выполнении специальных мероприятий, связанных с использованием военного корабля по его предназначению (десантирование, минирование и др.).
Последствия нарушения правил кораблевождения или эксплуатации корабля — причинение по неосторожности смерти человеку либо иных тяжких последствий. Их содержание аналогично рассмотренным ранее.
Обязательный признак преступления — причинная связь. Ее установление в сложных случаях может быть осуществлено с помощью эксперта.
3. Субъект преступления — специальный: военнослужащий, на которого возложена обязанность по кораблевождению или эксплуатации корабля (командир корабля, катера, шлюпки, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля, лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля).
4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.