Неисполнение обязанностей налогового агента: состав преступления и ответственность по ст 199.1 УК РФ

Статья 199.1 УК РФ. Неисполнение обязанностей налогового агента

Полный текст ст. 199.1 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 199.1 УК РФ.

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, –
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, –
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 199.1 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной – установленные законом обязанности налогового агента, дополнительный – имущественные интересы государства;
2) объективная сторона: бездействие, т.е. неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). В качестве обязательного элемента объективной стороны выступают последствия указанного бездействия – крупный размер, определяемый в соответствии со ст. 199 УК РФ;
3) субъект: индивидуальный предприниматель, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного бухгалтера);
4) субъективная сторона: прямой умысел.

Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п.3 ст. 24 НК), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

Квалифицированным составом данная статья называет деяние, совершенное в особо крупном размере.

2. Применимое законодательство. НК РФ (ст. 8, 12-15, 18, 23, 24, 161, 226, 286 и др.).

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 28.12.2006 N 64 “О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления”;
2) приговором Свердловского районного суда г.Красноярска от 06.07.2012 гр.Б. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 199.1 УК РФ.

_________________
URL: http://actoscope.com/sfo/krasnoyarsk/sverdl-krk/ug/1/prigovor-po-ch1-st1991-uk-rf27072012-4740563.

Консультации и комментарии юристов по ст 199.1 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 199.1 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

10. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 ук).

Предметпреступления – налоги и (или) сборы, подлежащие в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Объективную сторонупреступления составляет совершенное в крупном размере неисполнение обязанностей по:

1) исчислению налогов и (или) сборов;

2) удержанию налогов и (или) сборов;

3) перечислению налогов и (или) сборов.

Крупным размеромпризнается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн. 500 тыс. руб. (примечание к ст. 199 УК).

Преступление имеет формальныйсостав. Преступление является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством, в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

Субъективная сторона –прямой умысел.Мотивомпреступления являются личные интересы виновного. Личный интерес может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

Субъект –специальный: налоговый агент.

Согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ, налоговыми агентамипризнаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на прибыль).

Субъектом преступления может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

Неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное в особо крупном размере, образует квалифицированный составпреступления (ч. 2 ст. 199.1).

Особо крупным размеромпризнается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 млн. 500 тыс. руб. (примечание к ст. 199 УК).

11. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК). Предметпреступления – денежные средства либо имущество, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Недоимкой является сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Под денежными средствами и имуществоморганизации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, понимаются денежные средства налогоплательщика (плательщика сборов) на счетах в банках, их наличные денежные средства, а также иное имущество, перечисленное в ст. ст. 47 и 48 Налогового кодекса РФ.

Объективная сторонавыражается в сокрытии в крупном размере (на сумму более 250 тыс. руб.) указанных денежных средств или имущества.

Под сокрытием денежных средств либо имуществаорганизации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере.

Преступление имеет формальныйсостав.

Субъективная сторона –прямой умысел .

В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом РФ (Определение от 24 марта 2005 г. N 189-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 5), по данной статье УК допускается возложение уголовной ответственности за предусмотренное в ней преступление только при условии доказанности умысла виновного и направленности содеянного на избежание взыскания недоимки по налогам и (или) сборам.

– собственник или руководитель организации;

– иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации;

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, –
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, –
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 199.1 УК РФ

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (ст. 24 НК РФ). Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например: на добавленную стоимость – ст. 161 НК РФ; на доходы физических лиц – ст. 226 НК РФ, на прибыль организаций – ст. 286 НК РФ).

2. Объективная сторона преступления характеризуется совершением в крупном размере одного из перечисленных в законе деяний:

1) неисполнение обязанностей по исчислению налогов;

2) неисполнение обязанностей по удержанию налогов;

3) неисполнение обязанностей по перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

3. Преступление считается оконченным с момента неперечисления суммы налога, которую налоговый агент должен был исчислить и удержать.

4. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

5. Субъект преступления – физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

6. В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 и соответственно ст. ст. 198 или 199 УК.

Другой комментарий к статье 199.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственный объект – экономические и финансовые интересы государства. Предметом выступают налоги и (или) сборы, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет. В статье речь идет о предмете в крупном и особо крупном размерах, которые совпадают с размерами, указанными в примечании к ст. 199 УК.

2. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия, которое состоит в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Окончание данного преступления законодатель связывает с совершением деяния, т.е. состав преступления формальный. Преступление, предусмотренное ст. 199.1 УК, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст. 24 НК РФ), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размерах, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальным мотивом. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размерах.

Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

4. Субъект преступления – специальный, налоговый агент, в функциональные обязанности которого входят исчисление, удержание у налогоплательщика и перечисление в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 НК РФ), на доходы физических лиц (ст. 226 НК РФ) и на прибыль (ст. 286 НК РФ)). Наряду с этим, как указал Пленум Верховного Суда РФ, субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер) организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера.

При наличии признаков должностного преступления необходима квалификация по совокупности преступлений.

5. Ответственность усилена в ч. 2 данной статьи за совершение деяния в особо крупном размере, который определен в примечании к ст. 199 УК.

6. Согласно п. 2 примечания к ст. 199 УК лицо, совершившее данное преступление впервые, может быть освобождено от ответственности, если возместит все суммы недоимок и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199. 1 УК РФ): особенности объективной стороны Текст научной статьи по специальности « Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хуснутдинова Е.

Текст научной работы на тему «Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199. 1 УК РФ): особенности объективной стороны»

1.2. НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОВОГО АГЕНТА (СТ. 199.1 УК РФ): ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ

Хуснутдинова Е., аспирант

Всероссийская государственная налоговая академия

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»1 законодатель произвел криминализацию общественно опасного деяния, которое ранее не было преступным, но о необходимости, которой давно говорили и теоретики, и практики. До введения в действие нормы, предусматривающей уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента, указанные субъекты были практически неуязвимы для уголовного закона и несли ответственность, предусмотренную лишь нормами налогового законодательства.

Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 199.1, предусмотревшей ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента – частный случай уклонения от уплаты налогов, когда обязанность по уплате налога возложена не на налогоплательщика, а на налогового агента, причем субъектом преступления является налоговый агент (например, гражданин-работодатель) или лицо, действующее или обязанное действовать от имени налогового агента (например, руководитель или главный бухгалтер организации – работодателя)2.

И. И. Кучеров и И. Н. Соловьев полагают, что неисполнение налоговым агентом своих обязанностей до введения в действие ст. 199.1 УК РФ вообще не являлось уголовно наказуемым3. В. И. Тюнин и ряд авторов подобные действия, если не перечисленные в бюджет средства виновными лицами не присваивались, предлагали квалифицировать по ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), 201 (злоупотребление полномочиями) либо 285 (злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ в зависимости от конкретных обстоятельств4.

В данной статье нам хотелось бы подробно остановиться на объективной и субъективной стороне данного состава преступления.

Объективная сторона состава предполагает бездействие – невыполнение обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов с непосредственных налогоплательщиков. Она может иметь и сложный состав, когда с целью обеспечения фактического бездействия налоговым агентом предпринима-

1 «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, № 50, ст. 4848

2 Клепицкий И. А. Налоговые преступления в уголовном праве России: эволюция продолжается // Закон. Июль 2007. С. 168

3 Кучеров И. И., Соловьев И. Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления. М., 2004. С. 13.

4 Тюнин В. Налоговые преступления в Уголовном кодексе

России // Российская юстиция. 2004. № 2. С. 63

ется ряд активный действий. При этом состав преступления наличествует и в тех случаях, когда при выполненной предыдущей обязанности налогового агента (например, по исчислению налога) не выполнена его последующая обязанность (например, по удержанию и перечислению налога )5.

В самом определении налогового агента законодательно заложено три основных обязанности данного субъекта:

1. Обязанность по исчислению налога, которая закреплена в ст. 52 НК РФ, где говорится, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента. При этом период, за который подлежит исчислению сумма налога, налоговая база и налоговые ставки, а также сам порядок исчисления определяются законодательством о конкретных налогах. Под периодом для налогового агента в налоговом законодательстве, как правило, понимается момент времени, а не какой-либо конкретный налоговый (отчетный) период. Например, исчисление налога на доходы физических лиц производится в момент определения размера дохода.

2. Обязанность по удержанию уже исчисленного налога. Экономический смысл этой обязанности состоит в изъятии налоговым агентом у налогоплательщика части выплаченного последнему дохода (иного объекта налогообложения). При этом указанное выше изъятие части имущества (выплачиваемых денежных средств) производится налоговым агентами без согласия на это налогоплательщика, лично и только на установленных законодательством о налогах и сборах основаниях.

3. Перечисление удержанного у налогоплательщика налога. Своевременное выполнение данной обязанности освобождает налогового агента от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Следует отметить, что статья 199.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение не любой из обязанностей налогового агента, которые установлены статьей 24 НК РФ, а только за неисполнение обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов, ввиду того, что именно неисполнение этих обязанностей приносит максимальный ущерб государству, поскольку денежные средства не поступают в соответствующий бюджет.

Важно обратить внимание на то, что, статья 123 НК РФ предусматривает ответственность налогового агента за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению, но в то же время статья 199.1 УК РФ предусматривает ответственность также за неисполнение

5 Саркисов А. К. Уголовно-правовые конфликты в сфере налоговой деятельности: монография. – М.: Аксон, 2004. С. 94-95

НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОВОГО АГЕНТА

обязанностей по исчислению и удержанию налога. Однако необходимо учитывать логическую связь в действиях налогового агента: для того, чтобы перечислить налог, налоговый агент должен его сначала исчислить и удержать. На практике случаи, когда агент перечислит налог, забыв его исчислить или удержать, являются ошибкой налогового агента, а не умыслом, и происходят они крайне редко.

По мнению отдельных ученных, объективная сторона состава преступления характеризуется бездействием, заключающимся в нарушении установленных законодательством о налогах и сборах, то есть п. 3 статьи 24 НК РФ, а также нормами части второй Налогового кодекса Российской Федерации, обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов6.

Глебов Д. А. и Ролик А. И. считают, что налоговый агент может уклониться от исполнения соответствующих обязанностей как в результате бездействия, то есть путем полного невыполнения обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов, так и совершением определенных действий, которые заключаются в выполнении обязанностей не в полном объеме или, иными словами, в ненадлежащем исполнение обязанностей.

Представляется, что в отношении второй формы уклонения преступное бездействие заключается в не-удержании или неперечислении оставшейся части налогового платежа7. Данный вывод, на наш взгляд, подтверждается анализом налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ в статье 123 закрепляет, что невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов как неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Поскольку согласно п. 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты должны перечислять удержанные налоги в порядке, установленном для уплаты налога налогоплательщиком, момент окончания преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, совпадает с моментом окончания преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ, то есть с момента фактической неуплаты (неперечисления) налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный законодательством.

В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» содержится разъяснение о том, что преступление, предусмотренное ст. 199.1 УК РФ, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством, в соответствующий бюджет сумм налогов.

Проанализировав объективную сторону данного состава преступления, можно сделать вывод, что преступным считается деяние по неисчислению, неудер-

6 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 356-357.

7 Глебов Д. А., Ролик А. И. Налоговые преступления и нало-

говая преступность. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. С. 62

жанию или неперечислению. В диспозиции данной статьи видно, что каждая указанная обязанность налогового агента является самостоятельным составом преступления, то есть к ответственности можно привлечь как за неисчисление, как за неудержание, так и за неперечисление. Но, исходя из экономического смысла этих действий, мы можем видеть, что налог нельзя перечислить, если его предварительно не исчислить и не удержать. Также его нельзя удержать, если предварительно неисчислив. Таким образом, мы видим, что все три обязанности налогового агента взаимосвязаны, при этом больший вред приносит именно неисполнение обязанности по перечислению, так как только она причиняет ущерб, ввиду того, что соответствующая сумма налога не поступает в бюджет. На практике можно представить ситуацию, когда налоговый агент забыл или неправильно исчислил сумму налога, тем самым он ее не удержал, но в последний момент вложил свои собственные деньги (это действие противоречит нормам законодательства о налогах и сборах), тем самым сумма налога в полном объеме поступила в бюджет, и оснований для привлечения к ответственности нет.

Из диспозиции ст. 199.1 УК РФ также видно, что одним из оснований привлечения к ответственности является крупный и особо крупный размер, что указывает на то, что важно именно непоступление денежных средств в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

На наш взгляд, в диспозиции данной статьи должна быть предусмотрена уголовная ответственность за одно деяние, совершенное субъектом преступление, а именно неперечисление налогов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

Состав данного преступления является материальным, поскольку обязательным элементом его объективной стороны является неперечисление налогов в крупном или особо крупном размере.

Размер неисполнения обязанностей налогового агента является важным квалифицирующим признаком данного преступления. В соответствии с примечанием к статье 199 УК РФ, крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 10% подлежащих уплате сумм, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Особо крупным размером, часть 2 статьи 199.1 УК РФ, определена сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Обращает на себя внимание, что законодатель предусмотрел в качестве признака данного преступления наряду с традиционным размером налога также долю неуплаты, исчисляемую исходя из общего объема налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеется соответствующая обязанность. Доля неуплаты не учитывается лишь в случае соответствия разме-

ра неуплаченного (в данном случае неперечисленного налога) верхнему суммовому критерию.

Исчисление общей суммы неперечисленных налогов для целей квалификации возможно на основании сложения соответствующих их сумм в пределах трех финансовых лет подряд, но с учетом соответствующего срока давности. Финансовый год в данном случае по смыслу статьи 12 Бюджетного кодекса РФ соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В случае если в нарушение обязанностей налогового агента не исчислена, не удержана или не перечислена сумма налога, не соответствующая этим суммовым и долевым критериям, то имеет место не преступление, предусмотренное статьей 199.1 УК РФ, а невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, за которое предусмотрена ответственность статьей 123 НК РФ.

Указанные условия являются обязательными признаками налогового преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ8.

Исходя из буквального толкования положений статьи 199.1 УК РФ, И. И. Кучеров и Соловьев И. Н. делают вывод о том, что в качестве противоправного поведе-

ния может рассматриваться перечисление налога в ненадлежащий бюджет, например, вместо федерального бюджета – в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет9. На наш взгляд, такой вывод не совсем обоснованный, так как другими словами речь может идти только об ошибке, а не об умышленном причинении вреда. Перечисление удержанного налога в ненадлежащий бюджет говорит о том, что налоговый агент исчислил соответствующий налог, удержал его, перечислил, но по своей халатности или невнимательности перечислил неправильно. Речь могла бы идти о противоправном поведении только тогда, когда налоговый агент умышленно не выполнил своих обязанностей.

Таким образом, диспозиция статьи 199.1 УК РФ в новой редакции должна предусматривать уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента по перечислению налогов, подлежащих в соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

8 Зрелов А. П., Краснов М. В. Налоговые преступления / Под ред. К. К. Саркисова. – М.: Издательско-консультацион-ная компания «Статус-Кво 97», 2004. С. 118

9 Кучеров И. И., Соловьев И. Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления. Комментарий. / Под ред. проф. И. И. Кучерова. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР®», 2004. С. 55

Ст. 199.1 УК РФ – Неисполнение обязанностей налогового агента

«Виталий Поляков
адвокат по налоговым
преступлениям»

В своей статье: «Налоговые преступления» я упоминал, что Уголовный кодекс РФ содержит четыре статьи – ст. 198 УК РФ, ст. 199 УК РФ, ст. 199.1 УК РФ, ст. 199.2 УК РФ. Все четыре статьи предусматривают ответственность за нарушение налогового законодательства. В данной статье речь пойдет о таком виде налогового преступления, как неисполнение обязанностей налогового агента. Ответственность за данный вид налогового преступления предусмотрен ст. 199.1 УК РФ. Здесь речь идет о ненадлежащем исполнении налоговыми агентами своих обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов, подлежащих удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет. Кто такой налоговый агент? Понятие налогового агента содержится в ст. 24 НК РФ. Так налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Прежде чем перейти к теоретическому ознакомлению со ст. 199.1 УК РФ хочется отметить, что основанием привлечения к уголовной ответственности является обязательное наличие всех признаков состава налогового преступления, как и любого иного уголовно преследуемого преступления.

Ст. 199.1 УК РФ: объект и объективная сторона преступления

Согласно Налоговому кодексу РФ обязанность налогового агента по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет возникает в следующих случаях:

  • организации и физические лица, являющиеся работодателями, которые исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджетную налог на доходы физических лиц (ст. 226 НК РФ);
  • российские организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в налоговых органах РФ, выступающие в качестве налоговых агентов по уплате налога на добавленную стоимость, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не зарегистрированных в РФ (ст. 161 НК РФ);
  • российские и иностранные организации, выступающие в качестве налоговых агентов по уплате налога на прибыль, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, — партнеры иностранных организаций, не имеющих постоянных представительств и получающих доходы на территории РФ, (п. 4 ст. 286, ст. 310 НК РФ);
  • российские организации, выступающие в качестве налоговых агентов по уплате налога на прибыль, которые выплачивают дивиденды владельцам акций или долей в уставных капиталах, (п. 5 ст. 286 НК РФ).

Объектом рассматриваемого вида налогового преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, является установленная законом обязанность по уплате налогов и сборов в бюджет страны. Объективной стороной налогового преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ признается неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов в крупном размере. Под неисполнением налоговым агентом своих обязанностей, в частности понимается то, что он в буквальном смысле игнорирует возложенные на него законом обязанности по: исчислению, удержанию и перечислению.

Ст. 199.1 УК РФ: субъект и субъективная сторона преступления

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, налоговый агент – индивидуальный предприниматель или лицо, выполняющее соответствующие обязанности в организации (налоговом агенте). Субъективной стороной рассматриваемого налогового преступления, как и в ст. 198 УК РФ, 199 УК РФ является прямой умысел по неисполнению своих обязанностей. В рассматриваемом случае, под прямым умыслом по неисполнению понимается, что субъект преступления – налоговый агент, сознавая общественную опасность своих действий, желает уклониться от исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов в качестве налогового агента, способами, указанными в ст.199.1 УК РФ.

Важно! Обязательным признаком субъективной стороны является личный интерес виновного в совершении преступления.

При этом закон прямо не раскрывает этого понятия, личный интерес может выражаться в получении взаимной услуги, из личной неприязни, корысти и т.п.

Ст. 199.1 УК РФ: ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Что касается уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента, сразу хочется отметить, что ст. 199.1 УК РФ содержит обязательный признак: крупный и особо крупный размер суммы неисполненных налоговых обязательств. Так, ст. 199.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов и сборов подлежащих удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет, в личных интересах, совершенное в крупном размере.

Согласно ч. 1 ст. 199.1 УК РФ за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов, подлежащих исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, виновное лицо наказывается:

  • штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб.;
  • либо принудительными работами на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, либо без такового;
  • либо арестом на срок до 6 месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, либо без такового.

Крупный размер в рассматриваемом случае аналогичен указанному в ст. 199 УК РФ — сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо 15 млн. руб.

Подробнее об ответственности за налоговое преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ читайте в моей статье: «Статья 199 УК РФ – Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией».

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ)

Непосредственный объект — общественные отношения в сфере исполнения обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Предмет — налог и (или) сбор, подлежащий исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Обязательный признаком предмета является крупный размер налога и (или) сбора. В соответствии с п. 1 примечаний к ст. 199 УК РФ крупным размером в данной статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн руб.

Объективная сторона выражается в неисполнении обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

  • 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
  • 2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • 3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • 5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

Исчисление налогов и (или) сборов представляет собой действие, состоящее в вычислении по правилам, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, суммы подлежащих уплате обязательных платежей.

Удержание — изъятие исчисленных сумм налогов и (или) сборов из финансовых активов налогоплательщика.

Перечисление означает направление исчисленных и удержанных обязательных платежей в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

Преступление, предусмотренное ст. 199.1 УК РФ, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст. 24 ПК РФ), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном (или особо крупном размере — по ч. 2 ст. 199.1 УК РФ), которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив посягательства — личные интересы. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64).

Субъект специальный — лицо, наделяемое для целей налогообложения статусом налогового агента.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность но исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 НК РФ), на доходы физических лиц (ст. 226 НК РФ), на прибыль (ст. 286 НК РФ)) (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64).

Субъектом преступления может являться руководитель организации — налогового агента; главный (старший) бухгалтер указанной организации; лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера указанной организации; иной служащий организации — налогового агента, непосредственно совершивший действия, подпадающие под квалификацию налогового преступления.

В налоговых правоотношениях налоговый агент в отличие, например, от законного представителя налогоплательщика представляет не интересы этого лица, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент согласно п. 5 ст. 24 НК РФ несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Частью 2 ст. 199.1 УК РФ устанавливается ответственность за то же деяние, совершенное в особо крупном размере. При определении особо крупного размера следует руководствоваться положениями п. 1 примечаний к ст. 199 УК РФ, где особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 млн руб.

Пунктом 2 примечаний к ст. 199 УК РФ предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 199.1 УК РФ. В частности, в нем указано, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ)

Непосредственный объект — общественные отношения, связанные с исполнением обязанности по уплате недоимки по налогам и (или) сборам. Предмет преступления — денежные средства либо имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

В соответствии с налоговым законодательством под денежными средствами и имуществом организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, понимаются денежные средства налогоплательщика (плательщика сборов) на счетах в банках, их наличные денежные средства, а также иное имущество, перечисленное в ст. 47 и 48 НК РФ.

Обязательным признаком предмета преступления является крупный размер сокрытых денежных средств либо имущества. При определении крупного размера следует обратиться к примечанию к ст. 170.2 УК РФ, где крупным размером признается сумма, превышающая 2250000 руб.

При решении вопроса о том, совершено ли сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, в крупном размере, судам следует иметь в виду, что взысканные или подлежащие взысканию пени и штрафы в сумму недоимок не включаются (п. 20, 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64).

Объективная сторона выражается в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (и. 2 ст. 11 НК РФ).

Под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере.

Состав преступления, предусмотренный ст. 199.2 УК РФ, наличествует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки.

Уголовная ответственность по ст. 199.2 УК РФ может наступить после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора (ст. 69 НК РФ).

Наиболее распространенными способами совершения данного преступления являются: сокрытие имущества от описи и ареста; непредставление сведений о месте нахождения имущества, в том числе неотражение данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильное указание его места нахождения; фиктивная передача правомочий по владению, пользованию, распоряжению объектами собственности в аренду, а также иные формы перехода, предусмотренные гражданским законодательством; сокрытие имущества у третьих лиц, переоформление имущества на третьих лиц и т.п. [1]

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что скрывает именно то имущество, за счет которого должно быть произведено взыскание недоимки, и желает действовать таким образом.

Субъект специальный. В соответствии с законом субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом.

Сокрытие физическим лицом (независимо от того, является ли оно индивидуальным предпринимателем) имущества, предназначенного для повседневного личного пользования данным лицом или членами его семьи (п. 6 ст. 48 НК РФ, ст. 446 ГПК РФ), состава преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, не образует (п. 19, 21 постановления Пленума Верховного Суда от 28.12.2006 № 64).

К вопросу о неисполнении обязанностей налогового агента (ст.199.1 УК РФ)

Дата публикации: 13.12.2016 2016-12-13

Статья просмотрена: 209 раз

Библиографическое описание:

Кузьменцова М. В. К вопросу о неисполнении обязанностей налогового агента (ст.199.1 УК РФ) // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 578-580. — URL https://moluch.ru/archive/131/36520/ (дата обращения: 02.01.2020).

В соответствии со статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налоги обязаны платиться лично налогоплательщиком либо перечисляться налоговым агентом в определенные сроки. Речь идет о двух одинаковых конфигурациях доведения налоговых платежей до бюджета.

Обязательство перечисления возлагается на налоговых агентов по таким налогам, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы (подоходный налог) с физических лиц. Налоговые агенты наделены теми же правами, что и налогоплательщики, однако ранее уголовная ответственность для них не была предусмотрена [1; с.324].

Обязанности налогового агента согласно исчислению, удержанию перечислению на добавленную стоимость и налога на прибыль появляются в чрезвычайно редчайших вариантах, когда налогоплательщиками являются иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, или зарубежное предприятие, получающая прибыль от источников в Российский Федерации, никак не сопряженные с постоянным представительством в Российский Федерации. Таким образом, наиболее распространенной формой участия налоговых агентов в налоговых правоотношениях является обеспечение поступления в бюджет НДФЛ с оплаты труда, дивидендов, процентов, доходов от операций с ценными бумагами и других доходов физических лиц. По нашим данным, именно НДФЛ является предметом неисполнения обязанностей налогового агента по подавляющему большинству уголовных дел [2; 2012].

Несоблюдение обязательств налогового агента образует состав преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, если в бюджет не поступили налоги в крупном (сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей) или особо крупном размере (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей), а само неисполнение обязанностей преследовало личные интересы.

Рассматривая возможные мотивы неисполнения обязанностей налогового агента, некоторые авторы приходят к логичному выводу, что производственные, общественные и государственные интересы полностью или частично исключают наличие личного интереса. В некоторых источниках допускается мотивация, обусловленная одновременно разными интересами, в том числе личными, производственными, общественными, государственными, в связи с чем предлагается определять «приоритетного выгодополучателя», т. е. преобладающий интерес [3; c.123].

Отличительной чертой исследуемого состава от иных составов налоговых правонарушений, является его субъект. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект понимает социальную угрозу собственных операций согласно неисполнению в индивидуальных интересах обязательств налогового агента согласно исчислению, удержанию либо перечислению налогов и (либо) сборов, доступных в согласовании с законодательством Российский Федерации о налогах и сборах исчислению.

Следует отметить, что диспозиция нормы, предусмотренной ст. 199.1 УК РФ, носит типично бланкетный характер и требует обращения к нормам налогового законодательства. Исчерпывающий перечень обязанностей налогового агента дан в п. 3 ст. 24 НК РФ. Несоблюдение других обязательств налогового агента состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует.

Буквальное толкование ст. 199.1 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что действия налогового агента возможно совершить заключение о этом, то что действия налогового агента официально возможно квалифицировать по указанной статье в случае перечисления налога в несоответствующий госбюджет, к примеру, в госбюджет субъекта Российский Федерации либо местный бюджет вместо федерального бюджета, но при том условии, что будет доказан мотив — личная заинтересованность преступника. Представляется сложность применительно к данному составу преступления в установление личного мотива действий налогового агента. Это оценочное понятие законодатель не раскрывает, хотя оно встречается в ряде статей УК РФ [4; c.11–13].

Нарушение обязанностей налогового агента либо злоупотребление полномочиями, при наличии в действии абсолютно всех признаков составов данных преступлений должны квалифицироваться по совокупности ст. 199.1 и ст. 201 или 285 УК РФ. Действие физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, совсем никак не исполнившее обязанностей налогового агента, квалифицируются по ст. 171 УК РФ без вменения ст. 199.1 УК РФ. Совокупность данных преступлений возможна только реальная [5; c.12–17].

Сравнение наказаний, предусмотренных ст.ст. 198, 199 и 199.1 УК РФ дает возможность сделать вывод о несоблюдении законодателем основ правильности и равноправия людей пред законодательством. Полагаем подходящим внедрение в уголовном законе дифференцированного подхода согласно к несоблюдению обязательств налогового агента — физического лица и налогового агента — организации в отношении равно как средства большого объема невыплаченных (неперечисленных) налогов и (либо) сборов, признаваемой уголовно наказуемой, так и санкций соответствующих статей.

В данном случае в статье 199.1 УК РФ возможно было бы предусматривать дифференцированное обязательство за данное деяние, совершенное налоговым агентом — предпринимателем, и со стороны налогового агента — организации, в разных частях статьи. При этом санкции за неисполнение обязанностей налогового агента индивидуальным предпринимателем должны быть соразмерны санкциям ст. 198 УК РФ или абсолютно идентичны им.

  1. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. В. И. Радченко; Науч. ред. А. С. Михлин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Спарк, 2004. — С. 324.
  2. Ефимов И. А. Уголовно-правовая характеристика неисполнения обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012.
  3. Никифоров А. В. Уголовно-правовые риски налогового агента: Дис. канд. юрид. наук. М., 2014. С. 123
  4. Иванов Ю. Уголовная ответственность за налоговые преступления/ Ю. Иванов // ЭЖ-Юрист. — 2014. — № 50. — С. 11–13.
  5. Черных А. Г. Личный интерес как признак состава неисполнения обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ) / А. Г. Черных // Общество и право. — 2011. — № 4. — С. 12–17.
  6. Ляскало А. Н. Судебное толкование «личных интересов» как признака неисполнения обязанностей налогового агента/ А. Н. Ляскало // Адвокат. — 2016. — № 5. — С. 34–38
  7. Пантюшов О. В. Ответственность налогового агента по ст. 123 НК РФ/ О. В. Пантюшов // Вестник арбитражной практики. — 2015. — № 3. — С. 12–14.
  8. О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 // СПС Консультан Плюс.

Ссылка на основную публикацию