Ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Распространение психоактивных веществ в России приняло угрожающий характер. Последние несколько лет наблюдается резкий рост распространения новых синтетических психоактивных веществ. Так, осенью прошлого года прошла волна массовых отравлений такими веществами подростков. За одну неделю в медицинские организации страны с диагнозом «отравление неизвестным веществом с нарушением нервной системы» и «отравление неизвестным ядом» доставлен 661 человек, из них – 105 несовершеннолетних. При этом 177 человек госпитализированы, 9 человек помещены в реанимацию, а 19 умерли.

Это объясняется тем, что данные вещества распространены немедицинским потреблением и их статус официально не определен. Данную позицию разделяет Карпов Я.С.: «Отсутствие закрепленного за подобной группой веществ конкретного правового статуса создает определенные трудности при установлении мер контроля за ними, а также создает условия для беспрепятственного нахождения таких веществ в гражданском обороте» [2].

То есть это синтетические вещества, которые обладают психоактивными свойствами и эффектами, сходными с действиями наркотиков. За счет незначительного изменения химической структуры уже известного наркотического вещества, а также путем реакции между химическими веществами, создаются психоактивные вещества, которые отличаются по составу от наркотических и психотропных веществ, но сохраняют способность воздействовать на рецепторы человека. Эти вещества не входят в печень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, запрещенных к обороту в России. Наиболее широкое распространение в нашей стране получили такие «дизайнерские» наркотики, как «курительные смеси» или «спайсы», так как в отношении таких веществ не было установлено санитарно-эпидемиологических требований, эти вещества были в свободном доступе, не принимались никакие меры контроля за их оборотом.

По мнению экспертов, синтетические наркотики причиняют более разрушительный вред по сравнению с героином, т.к. в силу своей концентрированности синтетика практически полностью разрушает организм и центральную нервную систему человека [4].

Употребление данных психоактивных веществ как минимум наносит вред психике и здоровью человека, а как максимум заканчивается летальным исходом. Как указывалось выше, данные вещества широко распространены среди молодежи. В своей работе А. К. Белоусова исследовала психическую деятельность личности молодых людей, употреблявших данные вещества, и пришла к выводу: «В исследовательской группе людей недостаточно развиты умения определять закономерности, выявлять принципы, понимать взаимосвязи. Эти интеллектуальные операции составляют структуру мышления человека, определяя его способности к прогнозированию и решению мыслительных задач. Отсутствие способности выстраивать последовательность событий, прогнозировать ход их развития, выступающих следствием определенного явления в настоящем, недостаточный уровень развития этих операций может выступать основой некритического принятия ситуаций и, как следствие, осуществления возможных рисковых и девиантных форм поведения. Таким образом, отсутствие высокого или должного среднего уровня развития логического мышления у юношей может выступать одной из составляющих когнитивного компонента психологической готовности к употреблению психоактивных веществ»[1].

Чтобы снизить угрозу распространения рассматриваемых веществ, был принят Федеральный закон от 03 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который ужесточил ответственность за незаконный оборот новых психоактивных веществ, а именно дополнил Уголовный Кодекс Российской Федерации ст. 234.1 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» [5]. Таким образом, потенциально опасные психоактивные вещества – это новый предмет преступления для законодательства России. О нем речь идет в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [6]. В частности, в ст. 1 говорится: «. новые потенциально опасные психоактивные вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен». В ст. 2.2 этого же Закона раскрывается поражающий характер этих веществ: «в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен, включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом».

В соответствии с Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков России от 18 февраля 2015 г. № 69 «Об утверждении Порядка формирования и содержании Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен»[3] формирование Реестра осуществляется ФСКН России с применением технических и программных средств, позволяющих обеспечить внесение в Реестр либо исключение из Реестра сведений о веществах, вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом. Реестр формируется ФСКН России посредством внесения в него сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах, в отношении которых ФСКН России были приняты решения о включении их в Реестр, а также посредством внесения в него записей об исключении из Реестра сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах, в отношении которых ФСКН России были приняты решения об их исключении из Реестра.

За время, когда был утвержден порядок формирования Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, практика работы органов ФСКН России показала, что временной период запрета одних видов наркотиков до момента появления новых, еще не включенных в перечень, составляет около месяца. Правоохранительные органы не успевают отреагировать на обновление структуры наркотических веществ. Промышленное производство новых химических формул психоактивных веществ имеет огромные масштабы. Имеет место относительная легкость получения новых видов производных от известных наркотических средств.

Размеры новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен, для квалификации по ст. 234.1 УК РФ значения не имеют. Для дифференциации уголовной ответственности считаем необходимым дополнить данную статью квалифицирующим признаком, устанавливающим ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ в крупном размере, что несомненно окажет влияние для более правильной пенализации.

Рассмотренные потенциально опасные психоактивные вещества наносят огромный вред населению страны, особенно среди молодежи, физическому здоровью населения, его духовному воспитанию. Возникает угроза национальной безопасности государства. Требуется усовершенствование уголовного законодательства, усиление контрольно-надзорной деятельности, совершенствование уголовно-правовых средств противодействия незаконному обороту потенциально опасных психоактивных веществ, так как проблема незаконного оборота данных веществ выходит на первый план в Российской Федерации.

Список литературы

1. Белоусова А.К., Евсеева О.Е., Николаев А.Ю. Интеллектуальные особенности юношей, имеющих опыт употребления психоактивных веществ // Юридическая психология. 2013 №4. С. 25-28.

2. Карпов Я.С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотическихсредств и психотропных веществ: вопросы правового статуса // Наркоконтроль. 2013. № 1. С. 35 – 37.

3. Приказ ФСКН России от 18.02.2015 № 69 «Об утверждении Порядка формирования Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2015 № 36347) // «Бюллетень нормативных актов Федеральных органов исполнительной власти», 03.08.2015, № 31.

4. Тихомирова В.В.Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом синтетических психоактивных веществ // Эксперт-криминалист.2014. № 2. С. 25-28.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

6. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ, 12.01.1998, № 2, ст. 219.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию