Наказание за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

63. Понятие и виды экологических преступлений. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Экологические преступления – предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения по сохранению окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, экологический порядок и экологическую безопасность как населения, так и природной среды.

Предметами экологических преступлений являются природная среда в целом и конкретные компоненты (ресурсы) окружающей природной среды, находящиеся в их естественном состоянии (вода, земля, леса, животный мир и пр.).

Объективная сторона экологических преступлений в подавляющем большинстве заключается в несоблюдении или нарушении специальных правил, установленных в целях обеспечения экологического порядка и экологической безопасности, а также предупреждения экологических преступлений.

С субъективной стороны экологические преступления совершаются как умышленно, так и по неосторожности.

Субъект экологических преступлений, как правило, общий – лицо, достигшее возраста 16 лет.

Виды экологических преступлений в зависимости от непосредственного объекта:

1) общие (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ);

2) специальные (уничтожение или повреждение лесных насаждений) – посягательства:

– на водную и воздушную среду (загрязнение вод, загрязнение атмосферы);– на землю и ее недра (ст. 253–255 УК РФ);– на животный мир – фауну (ч. 1 ст. 249, 256–259УК РФ);– на растительный мир – флору (ч. 2 ст. 249, 260,261 УК РФ).

Загрязнение вод (ст.250)

Предметом преступления являются поверхностные воды, в том числе поверхностные водотоки и водохранилища на них, поверхностные водоемы, ледники и снежники, подземные воды (водоносный горизонт, бассейны, месторождение и естественный выход подземных вод).

Внутренние морские воды, территориальное море РФ, открытые воды Мирового океана к предмету данного преступления не относятся.

Воды хранилищ, не имеющих экологического значения (отстойники, бассейны, резервуары, колодцы и т. д.), не относятся к предмету рассматриваемого преступления. Их загрязнение, отравление, истощение в зависимости от характера деяния могут образовать состав диверсии (ст. 281), преступления против жизни и здоровья (гл. 16), нарушения санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), нарушения правил охраны труда (ст. 143).

Отношения по охране вод регулируются: Федеральным законом «Об охране окружающей среды»; Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водным кодексом РФ и т.д.Объективная сторона преступления состоит в загрязнении, засорении, истощении либо ином изменении природных свойств указанных выше компонентов гидросферы неочищенными и необезвреженными сточными водами, отходами и отбросами или токсичной либо агрессивной по отношению к качеству окружающей среды продукции (нефтью, нефтепродуктами, химическими веществами) промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других предприятий и организаций.

Загрязнение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование подобных объектов.

Засорение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов таких объектов.

Истощение вод есть устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Состав по конструкции: материальный, преступление окончено в случае причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Характер этих последствий чрезвычайно многообразен. К тому же они лежат в различных сферах природопользования и природоохраны. Это вопрос факта и оценки именно в качестве «существенного вреда». Существенный вред животному и растительному миру может быть выражен в снижении популяций диких зверей, птиц, усыхании деревьев, кустарников в лесах всех видов. Вред рыбным запасам определяется гибелью рыбы, уничтожением нерестилищ, нагульных площадей.

Субъективная сторона характеризуется любой формой и видом вины.

Загрязнение атмосферы (ст. 251 УК)

Предмет преступления — атмосферный воздух, представляющий собой специфический природный объект, выполняющий важную экологическую, экономическую и оздоровительную функции.

Отношения по охране атмосферы регулируются: Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»; Санитарными правилами по охране атмосферного воздуха населенных мест, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 16 мая 1989 г. № 4964—89; Постановлением Правительства РФ от 24 мая 1995 г. № 526 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой» и др.

Объективная сторона загрязнения атмосферы состоит в нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или в нарушении эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.

Под выбросом понимается поступление вредных для окружающей природной среды веществ из соответствующего источника в атмосферу. Предельно допустимые выбросы в атмосферу (ПДВ) устанавливаются отдельно для каждого источника с учетом того, что они не приводят к превышению нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ, вредных для населения, растительного и животного мира.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов может заключаться:

-в превышении установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

-в превышении нормативов физических воздействий;

-в выбросе загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов;

– во вредном физическом воздействии на атмосферу без разрешения такого органа, когда получение его необходимо в соответствии с законодательством РФ;

-в неиспользовании установленных сооружений, оборудования, аппаратуры, предназначенной для очистки и контроля выбросов в атмосферу.

Нормативы акустического и иного загрязнения, предельно допустимые уровни (ПДУ) вибрации, электромагнитного и иных видов воздействий устанавливаются соответствующим Положением от 2 марта 2000 г. (СЗРФ. 2000. № 11. Ст. 1180), а государственный контроль за состоянием воздуха осуществляется в соответствии с Положением от 15 января 2001 г. (СЗРФ. 2001. № 4. Ст. 293).

Состав по конструкции: материальный, преступление окончено с момента загрязнения или иного изменения природных свойств воздуха.

Загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами в результате нарушения правил охраны труда в производственных помещениях (цехах, лабораториях, складах и т.д.) не охватывается признаками рассматриваемого деяния и при наличии соответствующих обстоятельств может образовать состав преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда).

Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности.

Субъект: специальный — лицо, обязанное соблюдать данные правила.

Незаконная охота (ст.258)

Предмет преступления — наземные виды животных и птиц, обитающие в состоянии естественной свободы. Дикие животные и птицы, являющиеся продукцией товарного производства (например, чернобурые или красные лисицы, песцы, норки, соболя, другие ценные пушные звери, разводимые в зверосовхозах, находящиеся в вольерах, клетках зверопитомников, цирков), предметом незаконной охоты быть не могут. Они, будучи имущественной ценностью, могут образовать предмет соответствующей формы хищения.

Объективная сторона преступления состоит в незаконной охоте, если это деяние совершено:

-с причинением крупного ущерба;

-с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

-в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

-на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Под охотой понимается выслеживание с целью добычи, преследование, отлов и убой диких животных и птиц. К процессу охоты приравнивается также нахождение лица в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием, капканами, силками или собаками. Незаконной признается охота без разрешения (лицензии), осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту, т. е. не достигшим возраста 18 лет, не являющимся членом общества охотников либо получившим лицензию без установленных законом оснований. Незаконна также охота, осуществляемая с нарушением условий места, времени, способов, орудий, количества добытого. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1283. Не относятся к объектам охоты животные, хотя и указанные в данном Перечне, но занесенные в Красную книгу Российской Федерации.

Состав по конструкции: формально-материальный. Субъективная сторона: вина в виде прямого умысла. Субъект: общий.

Статья 246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, –

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к ст. 246 УК РФ

1. Комментируемая норма ранее не была известна российскому уголовному праву. Она предусматривает ответственность за причинение ущерба природной среде в ходе хозяйственной деятельности. При этом экологическое законодательство исходит из презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Уголовно-правовая норма в данном случае призвана обеспечить соблюдение заранее разработанных и принятых в установленном порядке правил, направленных на уменьшение риска, потенциальной угрозы и вынужденных экологически вредных последствий.

2. Объект преступления – отношения по обеспечению экологической безопасности и охраны природной среды. В качестве дополнительного объекта может выступать здоровье человека. Предмет преступления – окружающая среда как совокупность составляющих ее компонентов.

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природной средой (либо природой) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Таким образом, природная среда отличается от окружающей среды тем, что она не охватывает антропогенные объекты – объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов. Последние представляют собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

3. Предмет преступления в литературе рассматривается в широком и узком смыслах слова.

В первом значении под ним понимается природная среда в целом. Все ее составные части находятся во взаимосвязи и взаимодействии, образуя единую экосистему. Естественная экологическая система – это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией (абз. 8 ст. 1 Федерального закона “Об охране окружающей среды”). Она терпит урон всякий раз, когда причиняется вред какой-либо ее составляющей.

Во втором значении предметом выступают природные ресурсы: земля, ее недра, атмосфера, воздух, внутренние воды и воды открытого моря, растительность и т.д. Иначе их еще называют компонентами природной среды. Согласно названному Закону это “земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле”.

4. Объективная сторона выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Нарушение правил охраны окружающей среды может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Указанные правила содержатся в законах и специальных подзаконных нормативных актах (например, Федеральные законы: от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, от 23.11.95 N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” , от 14.03.95 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” , от 09.01.96 N 3-ФЗ “О радиационной безопасности населения” и др.). Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов закреплены в гл. VII Федерального закона “Об охране окружающей среды”.

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.

СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.

5. Обязательным признаком объективной стороны являются общественно опасные последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Для контроля за изменениями радиоактивного фона Постановлением Правительства РФ от 28.01.97 N 93 введен Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий. Изменение радиоактивного фона будет признаваться существенным, если оно в соответствии с современными нормативными требованиями оценивается как причиняющее вред здоровью человека или создающее реальную угрозу такого причинения, привело либо могло привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 688.

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14 “О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения” ).

БВС РФ. 1999. N 1.

Массовая гибель животных – одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории или акватории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три раза или более.

Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и планомерному использованию.

6. Состав рассматриваемого преступления будет лишь при наличии причинной связи между нарушением указанных в законе правил и наступившими последствиями.

7. Преступление считается оконченным с момента наступления любого из названных в ст. 246 последствий.

8. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Отнесение рассматриваемого преступления к числу деяний, совершаемых как умышленно, так и по неосторожности, является ошибочным . О неосторожном характере вины свидетельствует и санкция комментируемой статьи.

Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1996. С. 303; Уголовный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. А.И. Рарога. М., 2001. С. 357.

9. Субъект преступления специальный – лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды.

Экологические преступления общего характера

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ)

Основной непосредственный объект — окружающая среда и экологическая безопасность. Дополнительный непосредственный объект — здоровье человека.

С объективной стороны рассматриваемое деяние состоит в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если эго повлекло существенное изменение радиационного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Указанные правила определяются в федеральных законах (например, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Федеральном законе от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»), в отдельных нормативных актах и могут быть нарушены как различными действиями, так и бездействием.

Наряду с нарушением правил охраны окружающей среды обязательным признаком объективной стороны является наступление последствий в виде существенного изменения радиационного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Изменение радиационного фона признается существенным, если в результате нарушения правил охраны окружающей среды, вызванного проектированием, размещением, строительством, а также вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, значительно увеличилась доза облучения людей и животных либо произошло радиоактивное загрязнение окружающей среды.

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одному или нескольким лицам.

Массовая гибель животных — это уничтожение значительного количества разнообразных видов (как домашних, так и диких) на определенной территории суши или водного пространства.

Под иными тяжкими последствиями применительно к ст. 246 УК РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21). Указанные последствия должны находиться в причинной зависимости от нарушения правил охраны окружающей среды.

Субъективная сторона характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Субъектом является только лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды при указанных в ст. 246 УК РФ обстоятельствах.

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ)

Основной непосредственный объект — окружающая среда и экологическая безопасность. Дополнительный непосредственный объект — здоровье человека.

С объективной стороны преступление выражается: 1) в производстве запрещенных видов опасных отходов; 2) транспортировке; 3) хранении; 4) захоронении; 5) использовании; 6) ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Обращение экологически опасных веществ и отходов регламентируется специально установленными правилами, обеспечивающими безопасность здоровья человека и окружающей среды, которые содержатся, например, в Федеральных законах «Об охране окружающей среды», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и других нормативных правовых актах.

Нарушение указанных правил, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, образует состав анализируемого преступления. Данное нарушение выражается в различных действиях либо бездействии, связанных с транспортировкой, хранением, захоронением, использованием и иным обращением экологически опасных веществ и отходов.

Экологически опасными признаются радиоактивные, бактериологические, химические вещества и их отходы.

Радиоактивными веществами являются источники ионизирующего излучения в любом физическом состоянии. Данные вещества содержат элементы, способные превращаться в другие, что сопровождается испусканием ядерных излучений. К таким веществам относятся, например, уран, плутоний, торий и др.

Бактериологическими веществами признаются образования, состоящие из различного вида микробов и патогенных бактерий, являющихся возбудителями различных болезней человека, животных, растений.

Химические вещества характеризуются различными соединениями разных химических элементов, активно воздействующих на организм человека и окружающую среду и вызывающих заболевание и отравление человека, животных и гибель растений.

Запрещенные виды опасных отходов представляют собой отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами (например, токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью), или возбудителей инфекционных болезней, а также отходы, которые могут представлять непосредственную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека как сами по себе, так и при вступлении в контакт с другими веществами.

Для объективной стороны деяния требуется также, чтобы в результате нарушения соответствующих правил создалась угроза причинения существенного вреда здоровью человека, что подразумевает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде — в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п. (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21).

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.

Субъектом может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, на которое возложена обязанность соблюдать указанные правила.

Часть 2 ст. 247 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а также совершенное в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Загрязнение, отравление или заражение окружающей среды представляют собой различные степени антропогенного вреда, например, одновременное заражение атмосферного воздуха, земли, воды, леса, и т.п. Зону экологического бедствия образуют отдельные участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие ухудшение здоровья людей, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем. Зоной чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории, где произошли устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем.

Часть 3 ст. 247 УК РФ в качестве последствий при нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов предусматривает наступление по неосторожности смерти человека либо массового заболевания людей.

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ)

Основной непосредственный объект — окружающая среда и экологическая безопасность. Дополнительный непосредственный объект — здоровье человека.

Объективная сторона характеризуется нарушением правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий либо эпизоотий или иные тяжкие последствия.

Специальные правила безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами содержатся в Законе РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», постановлении Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 «Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре»», а также в ряде ведомственных актов.

Микробиологическими агентами признаются микроорганизмы, вирусы и бактериальные вещества, которые, попадая в живой организм либо объекты материального мира, вызывают заболевание, отравление или гибель.

Токсины представляют собой биологические соединения белковой природы, имеющие бактериальное, растительное или животное происхождение и вызывающие различные заболевания.

В качестве обязательного признака объективной стороны при нарушении указанных правил закон предусматривает наступление определенных последствий в виде распространения эпидемий, эпизоотий или иных тяжких последствий.

Распространение эпизоотии предполагает массовое заболевание животных различными инфекционными болезнями. Под эпидемиями понимается массовое заболевание людей.

Субъективная сторона характеризуется двойной формой вины, т.е. по отношению к нарушению установленных правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами возможна умышленная вина, а по отношению к последствиям — неосторожность.

Субъектом может быть лицо, достигшее 16 лет, обязанное соблюдать соответствующие правила.

Часть 2 ст. 248 УК РФ предусматривает повышенную ответственность, если в результате нарушения указанных правил безопасности наступила по неосторожности смерть человека.

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, проблемы привлечения к уголовной ответственности

Дата публикации: 17.05.2016 2016-05-17

Статья просмотрена: 996 раз

Библиографическое описание:

Сургутская Е. А. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, проблемы привлечения к уголовной ответственности // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1049-1052. — URL https://moluch.ru/archive/114/29847/ (дата обращения: 02.01.2020).

The article considers features of crime, envisaged by article 246 of the criminal code. Suggested different wording of the definition of “other grave consequences”.

Key words: environmental safety, crimes against environmental safety, Violation of the rules of the environment by manufacture of works.

Правовое обеспечение экологической безопасности в России является одной из актуальнейших проблем российского права. Сложность правового регулирования в данной сфере связана с комплексным характером данного вида правоотношений.

Одним из компонентов можно назвать уголовно-правовую защиту экологии как сложного явления объективного мира, имеющего решающее значения для выживания человечества как вида.

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ предусмотрена ст. 246 Уголовного Кодекса Российской Федерации [1] (далее — УК РФ). Данная статья описывает только один состав преступления, не предусматривая квалифицированных и привилегированных составов.

Ее расположение в Разделе IX указывает, что родовым объектом данного состава преступления выступает общественная безопасность и общественный порядок. Действительно, как экологическую безопасность можно рассматривать как одну из составляющих общественной безопасности. Общественная безопасность предполагает такое состояние общества, при котором отсутствует какая-либо угроза его благополучию. Экологическая безопасность представляет собой поддержание такого уровня воздействия на окружающую среду, при котором негативные факторы не наносят вреда человеку и самой окружающей среде.

Видовой объект данной категории преступлений, согласно наименованию Главы 26 УК РФ составляет группа однородных общественных отношений, складывающихся в сфере “взаимодействия общества и природы, которые охватывают отношения по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности” [6].

Непосредственный объект — еще более сужает сферу воздействия и определяется в литературе как “общественные отношения по охране окружающей среды и экологическая безопасность как такое состояние в сфере взаимодействия общества и природы, которое гарантирует обеспечение жизненно важных интересов и неотъемлемых личных благ человека (жизни, здоровья) от неблагоприятного воздействия загрязненной среды. Факультативным объектом может быть здоровье человека” [6].

Предметом преступления является окружающая среда. Определения окружающей среды УК РФ не содержит. Однако такое определение дано в ст. 1 Федерального закона “Об охране окружающей среды” [2] под окружающей средой понимается “совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов”.

В качестве компонентов природной среды в ст. 1 Федерального закона “Об охране окружающей среды” выступают земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Объективная сторона данного преступления описана в тексте статьи и заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, повлекшем последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий. Такой способ изложения диспозиции называется бланкетным, поскольку содержание нарушенных правил регламентировано иными нормативными актами.

В качестве примера таких актов можно назвать Федеральный закон от 4 мая 1999 г. “Об охране атмосферного воздуха” [3] в ч. 2 ст. 16.1 которого установлен запрет на эксплуатацию технологического оборудования при отсутствии очистки газа.

В ст. 246 УК РФ в качестве обязательного признака состава преступления названы общественно опасные последствия. Последствия альтернативны и заключаются:

– в существенном изменении радиоактивного фона,

– причинении вреда здоровью человека,

– массовой гибели животных,

– иных тяжких последствий.

Иные тяжкие последствия представляют собой оценочный признак, который устанавливается следственными органами и судом с на основе фактических обстоятельств по каждому конкретному уголовному делу.

Как справедливо отмечает А.В. Галахова, “дать исчерпывающий перечень иных тяжких последствий не представляется возможным в силу их многообразия” [7].

Тем не менее, Верховный суд РФ в п. 5 своего Постановления от 18.10.2012 № 21 конкретизирует хотя бы некоторые из них. Так, ВС РФ указывает, что ” Под иными тяжкими последствиями применительно к статье 246 УК РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза” [8].

Очевидно, что данное перечисление, хотя и имеет большое практическое значение, но не может охватить всех возможных ситуаций, возникающих в реальной жизни. Представляется, что список должен быть открытым, поскольку технический прогресс порождает все новые производственные технологии, провоцирующие самое разнообразные, подчас весьма отдаленные, последствия.

Так, например, “Фукусима-1” наглядно продемонстрировала затруднительность определения состава, размера и причинно-следственных связей наступившего в результате катастрофы вреда. В российской судебной практике в качестве непредусмотренных законодательством иных тяжких последствий, были названы, например, изменение первоначального состояния ландшафта, уничтожение растительного и почвенного покрова (плодородного слоя почвы) земель сельскохозяйственного назначения на площади 10135,4 кв.м., частичная выемка материнской породы недр [10].

По поводу субъективной стороны данного преступления в литературе отсутствует единство мнений. Так, Т. К. Агузаров, А.А. Ашин, П.В. Головненков [5] считают, что данное преступление совершается с неосторожной формой вины. Однако с данной позицией нельзя согласиться. Более верным представляется мнение авторов о сложном характере субъективной стороны данного состава преступления.

Так, Н.И. Ветров, М.М. Дайшутов, Г.В. Дашков указывают, что в исключительных случаях данное преступление совершается с косвенным умыслом. Нарушая правила производства работ, виновный предвидит наступление опасных последствий и относится к этому безразлично.

Так, например, Черкасов А.В., умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, выразившихся в несоблюдении им норм действующего законодательства, регламентирующих порядок производства работ по строительству и правила охраны окружающей среды при осуществлении данного вида деятельности, предвидя наступление общественно опасных последствий, связанных с оказанием негативного воздействия на состояние окружающей среды, относясь к ним безразлично, руководствуясь личной заинтересованностью, выразившейся в стремлении уменьшить объем и сократить сроки своей работы, связанной с выполнением требований действующего законодательства, произвел сплошную рубку на лесном участке и изменил ландшафт местности.

Приговором суда Черкасов А.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ [9].

Тем не менее, данное преступление может быть совершено и с неосторожной формой вины. Данная форма вины имеет две разновидности. При преступной небрежности лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своего служебного и/или профессионального положения) и могло их предвидеть (преступная небрежность). При преступном легкомыслии виновный предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

Субъект данного преступления — специальный. К общим признакам субъекта относятся — вменяемость, достижение возраста уголовной ответственности (16 лет). Специальный признак — особый статус субъекта, подразумевающий наличие ответственности за соблюдение соответствующих правил. Как отмечается в судебной практике, субъект преступления должен быть наделен соответствующими полномочиями. То есть производство указанных работ должно находиться в его компетенции.

Зачастую к уголовной ответственности по данной статье привлекается должностное лицо, осуществляющее управленческие функции в организации. Если в действиях таких лиц, кроме нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, содержатся и признаки злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, содеянное дополнительно квалифицируется по ст. 201 или 285, 286 УК РФ [8].

Таким образом, следует отметить, что одной из проблем привлечения к уголовной ответственности является закрытый перечень иных тяжких последствий, данный в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 “О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования”. Представляется актуальным оставить данный перечень открытым.

Наказание за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

За последние столетие деятельность человечества значительно увеличилась в своих масштабах. С одной стороны, технологии массового производства обеспечили благосостояние значительной части населения Земли, с другой — активное использование природных ресурсов привело к непоправимым изменениям в экосистеме планеты: загрязнение воздуха, почвы и мирового океана, сокращение площади лесов, вымирание животных видов.

Экологические проблемы имеют первостепенное значение не только за рубежом, но и в России. Согласно данным ООН, Россия занимает четвертое место в списке стран с самым высоким уровнем концентрации диоксида углерода (CO2) в воздухе. ежегодно российские города выбрасывают в совокупности 1617 млн тонн парникового газа. По этой причине законодательство РФ уделяет значительное внимание нарушениям правил охраны окружающей среды при производстве работ различных видов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Законодательство РФ об охране окружающей среды

Юридические основания экологической политики России представлены в Конституции в статье 42, в которой утверждается, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Другой важный документ — Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Закон регулирует вопросы, возникающие при осуществлении хозяйственной и промышленной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду в пределах территории Российской Федерации.

Сфера охраны, купли-продажи и эксплуатации лесных ресурсов регулируется нормативным правовым актом — Лесным кодексом РФ, который был принят в 2006 году. В том же году был принят Водный кодекс РФ, регулирующий охрану и использование водных ресурсов страны.

Экологические преступления, связанные с причинением вреда здоровью человека и массовой гибелью животных, закреплены Уголовным кодексом РФ в главе 26.

Уголовный кодекс и экологическая безопасность

Ответственность за экологические преступления предусмотрена Уголовным кодексом РФ в главе 26.

В статье 246 УК РФ представлены признаки нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, связанных с проектированием, размещением, строительством и эксплуатацией объектов (хозяйственных, промышленных, научных и других).

Выделение экологических преступлений из числа хозяйственных в отдельную главу обусловлены специфическим объектом посягательства — а именно, экологической безопасностью общества. Любой хозяйственный либо профессиональный риск не будет обоснованным, если он сопряжен с угрозой экологической катастрофы или другими бедствиями.

Состав преступления

Главный объект преступления — общественные отношения по охране окружающей и рациональному использованию биологических ресурсов. Дополнительный объект — здоровье и безопасность населения.

Предметом преступления выступает окружающая среда, которая определяется как совокупность следующих компонентов:

  • элементы природной среды — земля, вода, почва, атмосферный воздух, животные, растения, а также озоновый слой;
  • природно-антропогенные объекты — природные объекты, измененные деятельностью человека: сельскохозяйственные поля, сады, заповедники и др.;
  • антропогенные объекты — объекты, созданные человека, которые не обладают свойствами элементов природной среды: здания, сооружения, технические устройства и др.

Состав преступления — материальный, это означает, что в качестве обязательного признака преступления рассматривается наступление конкретных общественно-опасных последствий, материального или физического вреда.

С объективной стороны преступление заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при разработке планов, строительстве и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и других объектов.

Правила охраны окружающей среды сформулированы в ряде нормативно-правовых актов, а именно:

  • ГрК РФ;
  • Водный кодекс;
  • Земельный кодекс;
  • Лесной кодекс;
  • Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Субъект преступления — психически вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъектом может быть должностное лицо гос. учреждения, а также лицо, выполняющие функцию управления коммерческой или иного вида организации.

Субъективная сторона преступления выражается в прямом или косвенном умысле или в неосторожности. Понятие прямого умысел предполагает, что лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит и желает наступление опасных последствий.

В свою очередь косвенный умысел — ситуация, когда лицо предвидит последствия, но относится к ним безразлично. Под неосторожностью понимается ситуация, когда лицо совершило преступления из-за невнимательности или легкомысленности, но оно, в силу своего должностного и профессионального положения, должно было обладать достаточной компетенцией для предотвращения опасных последствий.

Примечание: состав преступления следует отличать от состава административного правонарушения, которое предусмотрено ст. 8.1 КоАП, а также от состава других похожих уголовных преступлений (ст. ст. 250, 251 УК и др.).

Квалификационные признаки

В качестве типичных квалифицирующих признаков рассматриваемого преступления выступают:

  • негативные изменения экосистемы (изменение состава воздуха или воды, деградация почвы, разрушение озонового слоя);
  • гибель значительной части растительного мира;
  • массовая гибель животных;
  • причинение вреда здоровью или смерть людей;
  • использование должностных полномочий
  • совершение преступления группой лиц.

Мотивы и цели осуществления преступления для квалификации значения не имеют, однако учитываются при назначении наказания.

Ответственность

За нарушение правил охраны окружающей среды по ст. 246 предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф в размере до 120 тысяч рублей;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • исправительные работы сроком до двух лет;
  • принудительные работы на срок до пяти лет вместе с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;
  • лишение свободы на срок до пяти лет и лишение возможности занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

Заключение

В России охрана окружающей среды регулируется Конституцией, рядом федеральных законов, а также другими нормативно-правовыми актами (кодексами). Уголовный кодекс РФ включает статью 246, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, связанных с проектированием, размещением, строительством и эксплуатации объектов хозяйственных, промышленных, научных и других.

Главные признаки экологического преступления — объективные последствия: вред здоровью или смерть людей, негативные изменение окружающей среды, гибель растительного и животного мира. Субъективная сторона характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом, а также неосторожностью. Приговор по ст 246 УК РФ может включать в качестве наказания штраф до 120 тысяч рублей, обязательные, принудительные или исправительные работы, лишение права занимать определенную должность, лишение свободы на срок до пяти лет.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 246 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране здоровья людей.

Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов. Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им. Антропогенный объект — объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

2. С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

Для установления содержания нарушенных правил необходимо обратиться к законам и иным нормативным правовым актам, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной и иной деятельности: ГрК РФ, ВК, ЗК РФ, ЛК, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 25.06.2012) и др. Эти требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2009. N 1. Ст. 17, 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; СЗ РФ. N 30. Ст. 4002; N 31. Ст. 4195, 4196; 2011. N 29. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. N 49 (ч. 1). Ст. 7015, 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

Обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка, проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31 — 33 ЗК.

При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующие правовые акты предусматривают требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Обязательным признаком преступления являются последствия. Они выражаются в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствиях.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и жизни человека (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Под существенным вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение хотя бы одному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

О понятии «массовая гибель животных» см. коммент. к ст. ст. 247, 250, 257.

Признание последствий «иными тяжкими» происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. коммент. к ст. ст. 248 и 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесных насаждений и иной растительности (см. коммент. к ст. 260) на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний причинило указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

3. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в комментируемой статье работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет не существенным вследствие их рассеивания ветром.

5. Рассматриваемое преступление следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП, и от конкурирующих с ним преступлений (ст. ст. 250, 251 УК и др.).

Пленум ВС РФ в указанном Постановлении разъяснил, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п. 13).

Уголовная ответственность наступает, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло указанные в комментируемой статье последствия.

Решая вопрос о разграничении конкурирующих преступлений и проступка, необходимо выяснить: какая статья УК наиболее полно охватывает содеянное; как она соотносится с другими конкурирующими статьями УК; с какой статьей КоАП конкурирует; какую из статей УК или КоАП надлежит применить.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, –

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 246

Объектом преступления являются общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.

Увеличившиеся масштабы антропогенного и техногенного давления на окружающую среду привели к возникновению в России устойчиво обостренной экологической ситуации. Преступление, предусмотренное ст. 246 УК РФ, имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые конкретными составами преступлений, содержащимися в главе “Экологические преступления”, в противном случае возникает конкуренция общей и специальной норм и применяется последняя.

В законодательстве об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов имеется значительное число нормативных правовых актов, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной деятельности. К наиболее важным из них относятся: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 ; Градостроительный кодекс РФ; Водный кодекс РФ; ЗК РФ; Федеральные законы от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” , от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения , от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” , от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ “О радиационной безопасности населения” , от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” ; Законы РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 “О безопасности” , от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 “О недрах” , от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ “О животном мире” .

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3528.

СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834.

СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

Важное значение для практики применения уголовно-правовых норм об охране окружающей среды имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 “О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения” .

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

Предмет преступления – окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов.

Согласно ст. 1 Федерального закона “Об охране окружающей среды” под окружающей средой понимается “совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов”. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им.

Антропогенный объект – объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, повлекшем последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Диспозиция данной нормы бланкетная. Для установления содержания нарушенных правил охраны окружающей среды необходимо обратиться к указанным выше и иным, к которым она отсылает, нормативным актам. Сформулированные в них требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности. Они относятся также и к предприятиям с совместным или иностранным капиталом.

В общем виде эти требования состоят в том, что при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, любых других объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривающие мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Так, обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка .

В 2006 г. отменена обязательная экологическая экспертиза проектируемых объектов.

Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31, 32, 33 ЗК РФ, закрепляющих порядок выбора земельных участков для строительства объектов, согласования мест их размещения, принятия решения о предоставлении и установлении норм отвода земель, ограничения оборотоспособности и т.д.

При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующими правовыми актами предусмотрено также требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

В ст. 246 УК РФ последствия названы в качестве обязательного признака состава. Они альтернативны и состоят, как указывалось, в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо наступлении иных тяжких последствий.

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний повлекло указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и генетического фонда человека (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.).

Под вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение одному или нескольким лицам тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности (п. 4 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Однако такое решение не бесспорно, поскольку санкция ст. 246 УК РФ гораздо мягче санкции ст. 111 УК РФ, предусматривающей ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека (до пяти и восьми лет лишения свободы соответственно). Кроме того, неясно, чем временная или постоянная утрата трудоспособности отличается от вреда здоровью. А уравнивание в рамках санкции ст. 246 УК РФ расстройства здоровья и различных видов вреда здоровью представляется необоснованным.

На наш взгляд, в случае умышленного причинения при нарушении правил охраны окружающей среды в процессе производства работ тяжкого вреда здоровью человека имеет место идеальная совокупность преступлений и содеянное надлежит квалифицировать по ст. 246 и ст. 111 УК РФ.

О понятии “массовая гибель животных” см. комментарий к ст. ст. 247, 250, 257 УК РФ.

Признание последствий “иными тяжкими” происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. комментарий к ст. 248 и ст. 249 УК РФ); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесов и растительности на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее использованию и сохранению (п. 3 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо сознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в ст. 246 УК РФ работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо сознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (преступная небрежность), либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет несущественным вследствие их рассеивания ветром.

Субъект преступления специальный – вменяемое, достигшее шестнадцати лет лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

Если в действиях указанных лиц, помимо нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, имеются признаки злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, содеянное следует дополнительно квалифицировать по ст. 285 и ст. 201 УК РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.). В названном Постановлении Пленума Верховного Суда говорится также о должностных лицах государственного предприятия. Однако предприятие признается коммерческой структурой независимо от формы собственности. В связи с этим их руководители не могут признаваться должностными лицами, а являются лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой организации, и могут быть субъектами преступлений, предусмотренных главой 23, а не главой 30 УК РФ.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию