Ответственность за невозвращение культурных ценностей на территорию Российской Федерации

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, –
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Комментарий к статье 190 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления – установленный порядок вывоза из Российской Федерации и возвращения на ее территорию предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации и зарубежных стран действующим законодательством предусмотрен особый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей независимо от их формы собственности.

Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно: созданные гражданами Российской Федерации или иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими здесь; имеющие важное значение для Российской Федерации; обнаруженные на территории Российской Федерации; приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями либо в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Предмет преступления – культурные ценности художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей” предусмотрены следующие категории предметов, подпадающих под его действие:

а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

в) художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов и т.д.

Указанные предметы делятся на три категории: 1) подлежащие вывозу из Российской Федерации; 2) подлежащие временному вывозу из Российской Федерации; 3) не подлежащие вывозу из Российской Федерации .

——————————–
Не подлежат вывозу культурные ценности, относящиеся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации независимо от времени их создания (абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей”). См. также: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” // РГ. 2002. 29 июня; Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 “Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 23. Ст. 1961.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, являются именно ценности, которые подлежат временному вывозу из Российской Федерации.

Временный вывоз культурных ценностей – это их перемещение через таможенную границу России с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.

Согласно абз. 3 – 5 п. 1 ст. 9 и абз. 6 ст. 27 Закона РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей” к таким предметам относятся: движимые предметы, независимо от времени их создания охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации; культурные ценности, созданные более ста лет назад.

Временный вывоз с территории Российской Федерации культурных ценностей осуществляется для организации выставок, реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в других необходимых случаях.

Порядок и условия временного вывоза культурных ценностей регламентирован действующим законодательством, в частности ст. ст. 27 – 35 Закона РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей”.

Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается соответствующими государственными органами после обязательной их экспертизы и заключения между этими органами и лицом, вывозящим ценности, договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. При принятии данного решения выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей, в котором, так же как и в указанном договоре, устанавливается срок обязательного возврата ценностей на территорию страны.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – невозвращении указанных ценностей в установленный срок на территорию Российской Федерации, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под невозвращением понимается невыполнение лицом обязанности возвратить на территорию России культурные ценности в срок, установленный в соответствующем договоре и свидетельстве на право их временного вывоза.

Лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно не имеет реальной возможности возвратить культурные ценности (например, ценности утрачены в результате стихийного бедствия, военных действий).

Деяние является оконченным после истечения срока, установленного для возвращения культурных ценностей на территорию Российской Федерации. Состав преступления формальный.

Невозвращение вывезенных ценностей из-за границы необходимо отличать от их хищения, совершенного лицом, не являющимся собственником этих предметов. В последнем случае лицо изначально не собиралось возвращать эти ценности в Россию, имея корыстную цель их присвоения. Данные действия необходимо квалифицировать по статьям главы 21 УК РФ (например, ст. ст. 160, 164).

Рассматриваемое преступление необходимо разграничивать с контрабандой (ч. 2 ст. 188 УК РФ), уголовная ответственность за которую наступает в случае, если предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран перемещаются через таможенную границу России незаконно.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не возвращает в установленный срок на территорию Российской Федерации предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, и желает этого.

Субъект преступления специальный – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, на которое возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию России культурные ценности (например, собственник ценностей, руководитель музея или библиотеки, организатор выставки).

Другой комментарий к статье 190 УК РФ

1. Предметом преступления выступают:

1) предметы художественного достояния народов РФ и зарубежных стран. К ним относятся:

а) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

б) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов;

в) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

г) художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

д) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

е) произведения декоративно-прикладного искусства;

ж) изделия традиционных народных художественных промыслов и др.;

2) предметы исторического достояния народов РФ и зарубежных стран, которые включают в себя исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

3) предметы археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, т.е. предметы и фрагменты, полученные в результате раскопок.

2. Статья 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей” закрепляет перечень культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов это правило может быть распространено на культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

3. Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами для организации выставок, осуществления реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в иных необходимых случаях.

Он может быть осуществлен при условии заключения между ходатайствующей стороной и Федеральной службой по сохранению культурных ценностей договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей.

4. Комментируемая статья предусматривает наказание только за невозвращение культурных ценностей, вывезенных на законном основании.

5. Преступление считается оконченным с момента истечения срока, на который культурные ценности вывозились за пределы Российской Федерации.

6. Субъект преступления – собственник культурных ценностей, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей лицо, должностное лицо или иной представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов РФ и зарубежных стран за пределы России, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок.

Остались вопросы по ст 190 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 190 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Поскольку ст. 190 УК РФ охватывает исключительно случаи временного вывоза культурных ценностей, т.е. перемещения любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на ее территории, с обязательством их обратного ввоза в установленный срок, основным непосредственным объектом данного преступления можно назвать общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка временного вывоза за пределы Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Обязательным дополнительным объектом является духовная безопасность общества и национальное культурное наследие.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, являются культурные ценности.

Законодатель относит к таким предметам объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства, находящиеся в любой форме собственности.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно культурные ценности:

  • – созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
  • – имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;
  • — обнаруженные на территории РФ;
  • — приобретенные археологическими, этнологическими и естественно научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
  • — приобретенные в результате добровольных обменов;
  • — полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Под действие указанного закона подпадают следующие категории предметов:

  • — исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
  • – археологические предметы в соответствии со ст. 3 Закон об объектах культурного наследия;
  • — художественные ценности;
  • – составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
  • – старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
  • — редкие рукописи и документальные памятники;
  • — архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
  • — уникальные и редкие музыкальные инструменты;
  • — почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
  • — старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
  • — редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
  • — другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
  • 1

Объекты, внесенные в государственный реестр особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, являются исключительно федеральной собственностью.

Другие объекты могут находиться в государственной собственности субъектов РФ, собственности муниципального образования, любого физического или юридического лица.

Закон об объектах культурного наследия определяет в качестве объектов культурного наследия народов РФ недвижимое имущество со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, представляющими собой ценность с точки зрения истории и культуры.

В Российской Федерации ведется Единый государственный реестр культурного наследия как единая информационная система, включающая банк данных. Каждому объекту присваивается номер, определяется категория историко-культурного наследия, собственнику выдается паспорт конкретного объекта (ст. 15, 20, 21 Закон об объектах культурного наследия). Некоторые особо ценные объекты включаются в Список всемирного наследия, установленный в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия Комитетом всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

По смыслу ст. 5 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» допускается временный вывоз культурных ценностей, т.е. перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ указанных ценностей, находящихся на территории РФ, с обязательством их обратного ввоза в установленный срок.

Временный вывоз культурных ценностей может быть осуществлен как юридическими (музеями, архивами, библиотеками и др.), так и физическими лицами в следующих случаях:

  • 1) для организации выставок;
  • 2) осуществлении реставрационных работ и научных исследований;
  • 3) в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;
  • 4) иных необходимых случаях [1] .

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — невозвращением в установленный срок указанных в законе предметов, возвращение которых на территорию РФ из-за границы является обязательным. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» допускает вывоз предметов культурного наследия только на время и устанавливает порядок их возврата (ст. 9, 10).

Временный вывоз культурных ценностей означает перемещение через государственную границу РФ культурных ценностей, находящихся на ее территории, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.

Минкультуры России, Росархив, ФТС России выполняют в пределах своей компетенции функции органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РФ.

Специально уполномоченным органом государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей является Минкультуры России 1 , которое:

  • – принимает нормативные правовые акты, регламентирующие перечень, порядок вывоза и ввоза культурных ценностей;
  • – ведет единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • — осуществляет лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • – осуществляет государственный контроль и надзор: за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей;
  • — осуществляет некоторые иные функции.

При принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей Минкультуры России выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей.

Указанное свидетельство выдается заинтересованному лицу на основании соответствующего заявления (ходатайства), к которому прилагается определенный набор обязательных документов (договор с принимающей стороной, гарантии принимающей стороны в отношении сохранности культурных ценностей, свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в охранные списки и реестры и нр.) [2] [3] .

Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через государственную границу РФ. Вывоз культурных ценностей запрещается без указанного свидетельства.

Невозвращение культурных ценностей означает их вывоз на законных основаниях и оставление данных предметов на территории иностранного государства после окончания обусловленного договором срока, при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих их возврату (военные действия, стихийные бедствия и другие причины).

Незаконный способ вывоза за пределы России культурных ценностей при наличии признаков контрабанды квалифицируется по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ.

Состав ио конструкции — формальный. Преступление признается оконченным по истечении предельного срока, установленного для возврата вывезенных культурных ценностей при наличии реальных условий для их возврата.

Хищение указанных предметов, законно вывезенных за границу уполномоченными лицами, путем их присвоения или растраты квалифицируется как преступление против собственности.

Субъект невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) — общий.

На практике им может быть собственник культурных ценностей, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей лицо, а также должностное лицо или представитель организации, осуществляющей в соответствии с ходатайством вывоз за пределы Российской Федерации указанных в ст. 190 УК РФ предметов, уполномоченный ею на временный вывоз, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок.

Субъективная сторона невозвращения культурных ценностей характеризуется только признаком вины. Преступление совершается с прямым умыслом. Виновный при этом осознает, что соответствующие культурные ценности являются предметами художественного, исторического или археологического достояния, что они вывезены за пределы Российской Федерации на определенный срок и подлежат возврату, что срок, установленный для возврата этих ценностей, наступил, но тем не менее по различным мотивам он не желает возвращать данные предметы в Россию.

Мотивы невозвращения влияния на квалификацию не оказывают, не исключаются и корыстные побуждения (например, извлечение дохода из экспонирования культурных ценностей). Однако при этом не должно иметь место фактическое их обращение в свою пользу, т.е. хищение.

Для правильной квалификации содеянного очень важно установить момент возникновения умысла. Так, отличие контрабанды культурных ценностей от незаконного невозвращения культурных, исторических и других ценностей, являющихся предметами художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, определяется прежде всего по времени и месту формирования умысла. Если лицо вывозило культурные ценности, возвращение которых обязательно, но в момент вывоза за пределы России этих предметов у него сформировался умысел на их оставление за рубежом, то такое деяние следует квалифицировать только по ст. 226.1 УК РФ как контрабанду культурных ценностей, совершенную путем недостоверного декларирования.

Ответственность за невозвращение культурных ценностей на территорию Российской Федерации

Если гражданин или какая-либо организация вывезли предметы, представляющие культурную или историческую ценность, за границу Российской Федерации, но затем решили не возвращать их или не сделали этого в указанный в разрешении на вывоз срок, то такое деяние квалифицируется как правонарушение.

В статье мы разберем состав преступления по ст.190 УК РФ и приведем наказания, назначаемые по ней.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Что такое культурные ценности – примеры

Под ними понимаются материальные и нематериальные объекты и произведения культуры, которые были созданы человеком в результате творческого процесса. Они имеют художественную и имущественную ценность, оказывают эстетическое воздействие на человека, имеют значение для археологии, истории, литературы, искусства, науки.

Это понятие было введено в 1954 году Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей. В юридической науке каждого государства оно трактуется по-своему, но в общем и целом совпадает с приведенным выше.

К культурным ценностям относятся старинные иконы, картины, скульптуры и прочие объекты, которые представляют интерес с эстетической и исторической позиций. Они относятся к категории культурного наследия каждой отдельной страны, то есть к тому, что передается из поколения в поколение потомкам.

Законы и обязанность вывоза и возвращения культурных ценностей на территорию РФ

Этот порядок регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Закон РФ №4804-1 от 15.04.1993 г. (содержит правила по ввозу или вывозу подобных ценных объектов);
  • Приказ Россвязьохранкультуры №117 от 14.03.2008 г. (в нем перечислены те культурные ценности, для вывоза с территории РФ которых требуется наличие специального свидетельства);
  • Указ Президента РФ №155 от 08.02.2011 г. (трактует некоторые вопросы касательно культурных ценностей в РФ);
  • Постановление Правительства РФ №590 от 20.07.2011 г. (регулирует вопросы работы Министерства культуры РФ);
  • ст.3 Закона РФ от 09.10.1992 г. (содержит основы законодательства России о культуре);
  • Постановление Правительства РФ №322 от 27.04.2001 г. (устанавливает процесс осуществления экспертизы и контроля за вывозом подобных предметов).

Это не полный список всех нормативно-правовых актов. Есть еще законодательные акты, утвержденные субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Суть ст. 190 УК РФ и что такое невозвращение культурных ценностей

Статья 190 УК РФ состоит из одной части. В ней указаны те наказания, которые назначаются за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей в установленный период времени по закону, если это обязательно согласно законодательству РФ.

Если организация или гражданин не вернули ценности обратно в срок, указанный в бумагах, а оставили их на территории иностранного государства, то такие деяния подпадают под действие вышеуказанной статьи.

Состав преступления

Предметами правонарушения выступают:

  • предметы художественного достояния (картины, гравюры, скульптуры и пр.);
  • объекты исторического достояния (ценности, связанные с историческими событиями или относящиеся к жизни и деятельности выдающихся людей);
  • предметы археологического достояния (те, что были обнаружены во время раскопок).

Это могут быть предметы, которые разрешаются для вывозы за пределы России, а также те, чей провоз запрещен, кроме случаев временного вывоза.

Внимание. По ст.9 Закона РФ №4804-1 запрещается вывоз культурных ценностей, чей возраст составляет более 100 лет.

Обязательному возврату подлежат следующие предметы:

  • движимые объекты, относящиеся к категории особо ценных и входящих в культурное наследие РФ (время их создания или появления не имеет значения);
  • предметы, занесенные в реестр РФ или в охранные списки в порядке, установленном по законодательству страны;
  • занесенные в списки музеев/библиотек/архивов/прочих хранилищ культурных ценностей;
  • те, что были созданы век назад, если иное не предусмотрено по закону.

Объективная сторона состава преступления по ст.190 УК РФ характеризуется временным вывозом культурных ценностей с территории РФ, совершенным согласно законодательству, но без последующего их возврата. Таким образом, наносится ущерб всему культурному наследию страны.

Субъективная сторона характеризуется формой вины в виде прямого умысла. Это означает, что гражданин не только полностью осознает всю противоправность совершаемого им деяния, но и хочет наступления его негативного результата.

Преступление будет считаться оконченным в случае, если истек положенный по закону период для возвращения вышеуказанных объектов на территорию РФ.

По законодательству РФ оно относится к категории тяжких преступлений, так как тем самым наносится непоправимый ущерб всему культурному наследию нашего государства.

Объекты и субъекты

Объект правонарушения – это общественные отношения в области сохранения культурных ценностей и исторически важных объектов.

Субъект деяния – это собственник вышеназванных предметов, лицо, которое было уполномочено для их временного вывоза за пределы РФ и обязанное вернуть их в установленный срок. Это должен быть гражданин, не имеющий каких-либо отклонений в психике. В ст.36 Закона РФ №4804-1 перечислены категории лиц, которые могут вывозить указанные предметы за границу.

Квалификационные признаки

Один из главных признаков подобного деяния – это то, что указанные в ст.190 УК РФ объекты были вывезены на законном основании. Законными основаниями для вывоза признаются следующие:

  • соблюдение разрешительной процедуры вывоза культурных ценностей;
  • получение соответствующего свидетельства и договора, где указан срок возвращения предметов.

Если лицо получило вышеназванные документы противоправным методом или пользуется ими для прохождения таможни обманным путем, то тогда происшествие должно быть квалифицировано по ст.226.1 УК РФ (контрабанда).

Допустим, гражданин совершил хищение вверенных ему ценностей. В этом случае его действия будут определены и по комментируемой статье, и по ч.1 ст.12 УК РФ (преступление против собственности).

Если же с самого начала гражданин планировал вывоз предметов с целью их последующего хищения, то такое деяние будет квалифицировано исключительно по ч.1 ст.12 УК РФ, так как здесь отсутствует объективная сторона правонарушения по ст.190 УК РФ.

Огромное значение играет и тот фактор, была ли у лица реальная возможность ввоза обратно в страну доверенных ему предметов. В случае отсутствия у него такого шанса, выясняются причины, почему он не смог этого сделать.

Меры ответственности по статье

Судья может избрать следующие наказания, если правонарушение было определено по комментируемой статье:

  • принудительные работы на 5 лет;
  • заключение в тюрьму на 8 лет с выплатой штрафа в размере до 1 миллиона рублей или заработной платы за 5 лет (последняя санкция – не обязательна и избирается на усмотрение суда).

Выбор меры ответственности входит в функции суда, после того, как он рассмотрел дело и учел все обстоятельства произошедшего.

На смягчение наказания влияют такие обстоятельства, как наличие постоянного места работы у подсудимого, маленьких детей или положительных характеристик от его предыдущих работодателей.

Когда ответственность не наступает

Обычно временный вывоз культурных ценностей осуществляют музеи или библиотеки, а также прочие физические и юридические лица для организации выставок или с целью какой-либо артистической или научно-исследовательской деятельности.

В этом случае между вышеназванными лицами и федеральной службой по сохранению культурных ценностей заключается договор, согласно которому лица обязаны возвратить ценности в определенный этим документом срок. Возврат обеспечивается залогом, вносимым заранее гражданином или организацией.

Допустим, гражданин или организация вывезли предметы, но в результате каких-либо явлений неодолимой силы не смогли вернуть их (например, в случае военных действий, гражданских волнений, какой-либо природной катастрофы). В этом случае и при наличии подтверждающих документов ответственность для не наступит.

К уважительным причинам невозврата объектов можно отнести и неожиданное заболевание ответственного лица. Например, в дороге у него случился инфаркт или обострилось хроническое заболевание, из-за которого его госпитализировали.

Заключение

Статья 190 УК РФ устанавливает наказания за такое правонарушение, как невозврат культурных ценностей, вывезенных с территории РФ на законных основаниях. Опасность такого деяния заключается в том, что при невозврате наносится серьезный ущерб всему культурному наследию страны. Наказаниями за такое правонарушение могут быть принудительные работы или заключение в тюрьму с выплатой штрафа. Соблюдение всех мер, изложенных в статье, позволит вам избежать проблем с законом.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Непосредственный объект – отношения и интересы государства по поводу владения и распоряжения предметами художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и сохранения культурного наследия народов России.

Особое значение имеет предмет данного преступления. Это вещи материального мира, являющиеся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Объективная сторона преступления выражается в совершении деяния в форме бездействия. Оно заключается в невыполнении возложенных на определенное лицо обязанностей по возвращению в установленный срок на территорию Российской Федерации ценностей, являющихся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран. Ответственность возможна лишь в случае, когда возвращение указанных предметов является обязательным в соответствии с законодательством России.

Преступление окончено с момента фактического невозвращения на территорию Российской Федерации ценностей по истечении установленного срока. Срок устанавливается в свидетельстве на право вывоза и в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей. Сторонами договора являются владелец ценностей и организация (физическое лицо), вывозящая ценности.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Причины невозвращения культурных ценностей должны быть неуважительными. При доказанности умысла виновного на завладение ценностями с корыстной целью действия следует рассматривать как хищение.

Субъект преступления – специальный. Ответственности подлежит физическое лицо, на котором в соответствии с законодательством или иными нормами лежит обязанность возвратить на территорию Российской Федерации указанные ценности. Это может быть и собственник культурных ценностей, и уполномоченное им лицо, а также представитель или руководитель юридического лица, осуществляющего вывоз культурных ценностей.

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

Непосредственный объект – установленный законодательством Российской Федерации оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Предмет преступления как совокупное понятие включает в себя: драгоценные металлы – золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, радий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии; природные драгоценные камни – алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде; жемчуг. Не относятся к предмету преступления ювелирные и другие бытовые изделия из этих камней и лом таких изделий.

Объективная сторона характеризуется деянием, совершаемым в различных формах и в крупном размере.

Во-первых, это совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации.

Во-вторых, это незаконное хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга. Хранение – любые незаконные действия, связанные с нахождением драгоценных металлов или камней во владении виновного.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъект преступления – общий: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, осуществляющее незаконные действия с указанными предметами.

Статья 190. Уголовного кодекса РФ. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Комментарии к ст. 190 УК РФ

1. Установление уголовной ответственности за невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран имеет целью сохранение культурного достояния России. Порядок вывоза и ввоза культурных ценностей определяется главным образом Законом РФ от 15.04.93 N 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей”. Незаконный вывоз из России и ввоз в нее культурных ценностей с нарушением установленного порядка перемещения таможенной границы преследуется законодательством об ответственности за контрабанду. В ст. 190 ответственность установлена только за невозвращение в Россию названных культурных ценностей, вывезенных на законном основании, если такое возвращение в установленный срок является обязательным.

2. В ст. 9 Закона РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей” установлено, что вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей:

  • движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или культурную ценность и отнесенные в соответствии с законодательством к особо охраняемым объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания;
  • движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;
  • культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов это правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
  • культурные ценности, созданные более ста лет назад. Очевидно, именно перечисленные культурные ценности следует рассматривать как предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.

Временный вывоз из России допускается только в отношении культурных ценностей, указанных в п. п. “б”, “в”, “г” приведенного выше перечня. Он осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами для организации выставок; осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; в иных необходимых случаях (ст. 27 Закона).

3. Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. При положительном решении выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей. При временном вывозе в свидетельстве указывается цель и сроки вывоза культурных ценностей, которые должны соблюдаться во время их нахождения за пределами России (Положение о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 N 322).

4. Преступление считается оконченным после того, как истечет срок, на который культурные ценности вывозились за пределы России, если отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие возвращению этих ценностей (военные действия, стихийное бедствие, болезнь уполномоченного лица и т.п.), и иные уважительные причины.

5. Преступление совершается умышленно. Виновный осознает, что соответствующие культурные ценности являются предметами художественного, исторического или археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезены за пределы страны на определенный срок и подлежат возврату, срок, установленный для возврата этих ценностей, наступил, но тем не менее по различным мотивам он не желает возвращать данные предметы в Россию.

6. Ответственным за преступление может быть собственник культурных ценностей, лицо, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей, либо должностное лицо или другой представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов РФ и зарубежных стран за пределы России, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок.

7. Если должностные лица и другие представители государственных и негосударственных музеев, архивов, библиотек, иных государственных хранилищ культурных ценностей и им подобных организаций, уполномоченные на временный вывоз культурных ценностей, а также уполномоченные физического лица – собственника вывезенных ценностей, находясь за рубежом, противоправно и безвозмездно с корыстной целью обращают эти ценности в свою пользу или в пользу третьих лиц, они несут ответственность и за невозвращение предметов художественного, исторического и археологического достояния (как таможенное преступление), и за хищение чужого имущества (хищение предметов, имеющих особую ценность).

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Комментарий к Ст. 190 УК РФ

1. В Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 06.12.2011) и других нормативных актах термины «предметы художественного, исторического и археологического достояния» не используются. Однако под такими предметами принято понимать категории предметов, подпадающих под действие названного Закона (см. ст. 7 указанного Закона).
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3587; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50. Ст. 7351.

2. Согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» уполномоченный орган государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (в настоящее время — Минкультуры России ) составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие этого Закона. Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, утвержден Приказом Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 N 117 .
———————————
См.: Указ Президента РФ от 08.02.2011 N 155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации» (в ред. от 21.05.2012) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 938; 2012. N 22. Ст. 2754; Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» (в ред. от 17.09.2012) // СЗ РФ. 2011; N 31. Ст. 4758; N 44. Ст. 6272; 2012. N 6. Ст. 688; N 47. Ст. 2018; N 26. Ст. 3524; N 37. Ст. 5001; N 39. Ст. 5270.

3. По ст. 190 УК может квалифицироваться неисполнение обязанности возвратить на территорию РФ только таких культурных ценностей, которые были временно вывезены за ее пределы на законном основании. Законными основаниями вывоза следует признавать не только формальное соблюдение разрешительной процедуры вывоза культурных ценностей, завершающейся выдачей соответствующего свидетельства, заключением договора. На оценку вывоза как незаконного влияет и то обстоятельство, что лицо, заключая договор, предусматривающий возвращение культурных ценностей в установленный в нем срок, не собирается ценности возвращать. В этом случае лицо использует полученные им документы для незаконного перемещения ценностей через таможенную границу обманными способами, а потому содеянное должно квалифицироваться по ст. 226.1 УК.

4. В ст. 27 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» определены субъекты, имеющие право временного вывоза культурных ценностей, и цели вывоза. В ст. 9 этого Закона указано, какие категории культурных ценностей вывозу не подлежат. Вывоз культурных ценностей, не подпадающих под действие ст. 9 Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными данным Законом (ст. 17 Закона).

5. Преступление считается оконченным по истечении срока, до наступления которого лицо, получившее разрешение на временный вывоз культурных ценностей, было обязано согласно договору возвратить ценности на территорию РФ (о предмете, субъектах и пр. такого договора см. ст. 27 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). Лицо несет ответственность по комментируемой статье в том случае, если объективные обстоятельства не препятствуют ему выполнить свои обязательства по возврату ценностей в означенный в договоре срок.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. Субъектом преступления является лицо, обязанное в соответствии с вышеназванным договором вернуть ценности в Россию. О лицах, имеющих право вывозить культурные ценности, см. ст. 36 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

8. Если лицо, на котором лежит обязанность возвратить на территорию РФ предметы, названные в комментируемой статье, не являясь собственником временно вывезенного имущества, совершит, находясь за границей, хищение этих предметов, то оно должно нести ответственность и по комментируемой статье, и за преступление против собственности (с учетом ч. 1 ст. 12 УК). Однако если вывоз культурных ценностей за границу по замыслу посягателя был лишь частью объективной стороны хищения, то деяние квалифицируется только как хищение, поскольку действия, являющиеся частью объективной стороны преступления, нельзя расценить как временный вывоз ценностей, совершенный на законных основаниях.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

Непосредственный объект – отношения и интересы государства по поводу владения и распоряжения предметами художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и сохранения культурного наследия народов России.

Особое значение имеет предмет данного преступления. Это вещи материального мира, являющиеся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Объективная сторона преступления выражается в совершении деяния в форме бездействия. Оно заключается в невыполнении возложенных на определенное лицо обязанностей по возвращению в установленный срок на территорию Российской Федерации ценностей, являющихся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран. Ответственность возможна лишь в случае, когда возвращение указанных предметов является обязательным в соответствии с законодательством России.

Преступление окончено с момента фактического невозвращения на территорию Российской Федерации ценностей по истечении установленного срока. Срок устанавливается в свидетельстве на право вывоза и в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей. Сторонами договора являются владелец ценностей и организация (физическое лицо), вывозящая ценности.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Причины невозвращения культурных ценностей должны быть неуважительными. При доказанности умысла виновного на завладение ценностями с корыстной целью действия следует рассматривать как хищение.

Субъект преступления – специальный. Ответственности подлежит физическое лицо, на котором в соответствии с законодательством или иными нормами лежит обязанность возвратить на территорию Российской Федерации указанные ценности. Это может быть и собственник культурных ценностей, и уполномоченное им лицо, а также представитель или руководитель юридического лица, осуществляющего вывоз культурных ценностей.

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

Непосредственный объект – установленный законодательством Российской Федерации оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Предмет преступления как совокупное понятие включает в себя: драгоценные металлы – золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, радий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии; природные драгоценные камни – алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде; жемчуг. Не относятся к предмету преступления ювелирные и другие бытовые изделия из этих камней и лом таких изделий.

Объективная сторона характеризуется деянием, совершаемым в различных формах и в крупном размере.

Во-первых, это совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации.

Во-вторых, это незаконное хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга. Хранение – любые незаконные действия, связанные с нахождением драгоценных металлов или камней во владении виновного.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъект преступления – общий: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, осуществляющее незаконные действия с указанными предметами.

Ссылка на основную публикацию