Что такое таможенная процедура уничтожения

Что такое таможенная процедура уничтожения и какие в ней есть нюансы

Транспортировка и хранение грузов при пересечении границ Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и на его территории сопряжены с рядом обстоятельств, приводящих к необходимости использования таможенных процедур (далее — ТП) уничтожения или отказа в пользу государства.

В этой статье рассмотрим аспекты применения таможенной процедуры уничтожения (далее — ТПУ) и требования, предъявляемые действующим законодательством к ее оформлению.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Что такое таможенная процедура уничтожения

Это законодательно урегулированный порядок действий, при котором иностранные товары уничтожаются частично или полностью, утрачивают потребительские и другие специфические свойства и не подлежат восстановлению в первоначальном состоянии.

Правовые основы

На начало 2019 года ТПУ регулируется следующими правовыми актами:

  1. Глава 34 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС).
  2. Глава 31 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  3. Приказ ФТС России от 07.02.2011 №216 (ред. от 04.07.2012) «Об утверждении порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения» (далее — приказ ФТС №216).
  4. Приказ ФТС России от 19.03.2012 №501 «О внесении изменений в приложения к приказу ФТС России от 07.02.2011 №216».
  5. Приказ ФТС России от 22.12.2010 №2523 «Об утверждении формы акта об уничтожении товаров под таможенным контролем» (далее — приказ ФТС №2523).
  6. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.09.2011 №732 «Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения» (далее — приказ Минприроды №732).
  7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 №30 «О мерах нетарифного регулирования в ЕАЭС».

Какие товары не подвергаются ТПУ

Не допускается ТПУ для товаров, не соответствующих:

  • мерам нетарифного регулирования;
  • техническим регламентам;
  • требованиям санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного, радиационного контроля (ст. 249, ст. 7 ТК ЕАЭС).

ТПУ не применяется в отношении:

  • культурных, археологических и исторических ценностей;
  • животных и растений, их частей и дериватов, причисленных законами стран ЕАЭС или международными договорами к охраняемым видам, кроме обязательного уничтожения для пресечения эпидемий, эпизоотий и распространения карантинных объектов;
  • товаров, принятых в залог таможенными органами (далее — ТО), до прекращения отношений залога;
  • изъятых или арестованных грузов, в том числе вещественных доказательств.

Справка. Комиссия, состоящая из сотрудников ТО, вправе определять перечень иных товаров, в отношении которых не применяется ТПУ (ст. 248 ТК ЕАЭС).

ТПУ запрещена, если уничтожение:

  • вредит окружающей среде или опасно для жизни и здоровья людей;
  • заключается в потреблении согласно прямому назначению;
  • влечет расходы для государственных органов стран ЕАЭС.

Порядок уплаты пошлин и налогов

Ввозные пошлины и налоги не уплачивают только при условии непригодности отходов от ТПУ для дальнейшего коммерческого использования и невозможности их восстановления экономически выгодным способом (ст. 248 ТК ЕАЭС).

Отходы не подлежат таможенному контролю и считаются товарами ЕАЭС со дня признания непригодности или представления ТО документов, подтверждающих:

  • захоронение;
  • обезвреживание;
  • утилизацию;
  • уничтожение иным способом;
  • передачу отходов для совершения таких операций другими организациями.

Отходы или лом, представляющие коммерческий интерес:

  • рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию в таком состоянии;
  • помещаются под соответствующую ТП;
  • облагаются пошлинами и налогами, применяемыми к таким отходам или лому.

Для взимания платежей с отходов, образовавшихся после уничтожения, декларант или его таможенный представитель, классифицирует такие отходы согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) и сообщает ТО наименование, количество и стоимость товара.

Справка. Перевозка, уничтожение товаров и утилизация отходов выполняются за счет декларанта, владельца груза или таможенного представителя (ст. 250 ТК ЕАЭС).

Основания для помещения товаров под процедуру уничтожения

Под ТПУ могут быть помещены товары, перемещенные через таможенную границу, в ходе транспортировки или при продолжительном хранении которых теряются потребительские качества или заканчивается срок их хранения, при условии, что возврат таких товаров невозможен или экономически невыгоден.

Необходимость в ТПУ возникает, когда:

  • транспортировка растягивается на продолжительное время, что становится причиной незапланированных транспортных расходов или непредвиденного роста ставок ввозных пошлин, которые владелец груза не в состоянии оплатить;
  • рост транспортных расходов или ввозных платежей делает товары неконкурентоспособными в сравнении с аналогичными на внутреннем рынке ЕАЭС и сбыт становится невыгодным для предпринимателя;
  • изменения правовых норм делают невозможным легальный ввоз груза на территорию ЕАЭС.

ТПУ заявляют в отношении грузов, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и не помещенных под ТП или помещенных под процедуры, не изменяющие статус товаров, под контролем ТО стран ЕАЭС:

  • временный ввоз;
  • таможенный склад;
  • беспошлинная торговля;
  • переработка на таможенной территории;
  • таможенный транзит;
  • свободная таможенная зона;
  • свободный таможенный склад и др.

Как поместить товары под ТПУ

До подачи декларации декларант уведомляет ТО, в регионе которого находятся товары, о намерении помещения их под ТПУ в произвольной письменной форме

В уведомлении указываются:

  • описание;
  • количество;
  • код согласно ТН ВЭД;
  • стоимость;
  • место нахождения;
  • предполагаемый способ уничтожения;
  • краткое изложение причин, по которым декларант выводит товары из оборота;
  • место уничтожения;
  • сведения об отходах, образующихся после уничтожения.

К уведомлению декларант прикладывает заверенную копию заключения об уничтожении или возможности уничтожения, выданного уполномоченной организацией стран ЕАЭС, с указанием способа и места уничтожения товаров (ст. 249 ТК ЕАЭС).

Допускается использовать как заключение:

  • нотариально заверенную копию лицензии, выданной специализированной организации, заключившей договор с декларантом;
  • акт, выданный организацией, проводившей испытания с временно ввезенными для таких испытаний иностранными товарами (ст. 249 ТК ЕАЭС);
  • акт, составленный должностными лицами ТО, наблюдавшими за уничтожением (согласно приказу ФТС №2523);
  • заключение территориального органа Росприроднадзора (согласно приказу Минприроды №732).

Решение о разрешении ТПУ принимает начальник или заместитель начальника ТО (согласно приказу ФТС №216).

Для проведения процедуры ТО устанавливается срок с учетом:

  • времени, необходимого для уничтожения;
  • способа и места уничтожения;
  • сроков, указанных в заключении уполномоченного государственного органа страны ЕАЭС (ст. 250 ТК ЕАЭС) (при наличии).

После уничтожения товаров декларант обязан представить ТО подтверждающие документы либо акт организации, уничтожавшей или утилизировавшей товары.

Заключение

Правильный выбор ТП основан на изучении принципов таможенных операций и таможенного контроля, правовых возможностей совершения операций с товарами, помещенными под конкретную ТП, особенностей исчисления и уплаты таможенных платежей, исходя из содержания ТП.

ТПУ возможна для ограниченного перечня товаров. Расходы на применение этой процедуры ложатся на владельца груза, при страховании поставки — на страховую компанию. В определенных ситуациях ТПУ коммерчески целесообразнее других ТП.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Уничтожение

К использованию таможенной процедуры уничтожения участниками ВЭД могут прибегать по различным причинам. Рассмотрим некоторые из них.

Например, рассматриваемая процедура особенно часто применяется при осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности. Для того чтобы нс вывозить после завершения выставки или ярмарки с таможенной территории Таможенного союза стенды, оборудование, рекламные и раздаточные материалы, экспонаты и другие товары, стоимость транспортировки которых может оказаться нерентабельной, экспоненты принимают решение уничтожить их под таможенным контролем. Поскольку названные товары ввозились на таможенную территорию Таможенного союза под обязательство обратного вывоза, участник международной выставки или ярмарки не может их “просто” подарить или выбросить, без наступления для него неблагоприятных правовых последствий, связанных с уплатой таможенных платежей в полном объеме.

Зачастую таможенную процедуру уничтожения используют и в тех случаях, когда иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза под обязательство обратного вывоза, были уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Нередко иностранные товары в результате длительного хранения на таможенном складе могут оказаться просроченными или утратившими свои потребительские качества. По этой причине их также подвергают таможенной процедуре уничтожения.

Иностранные товары могут быть помещены под изучаемую таможенную процедуру и в связи с тем, что их либо невозможно, либо экономически нецелесообразно выпускать в свободное обращение на внутреннем рынке государств – членов Таможенного союза.

Под уничтожением понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (ст. 307 ТК ТС).

Правовое регулирование таможенной процедуры уничтожения осуществляется посредством:

  • • ст. 307-309 ТК ТС;
  • • ст. 295–298 Закона о таможенном регулировании;
  • • приказа Минприроды России от 09.09.2011 № 732 “Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения”;
  • • приказа ФТС России от 22.12.2010 № 2523 “Об утверждении формы акта об уничтожении товаров под таможенным контролем” (вместе с “Порядком заполнения акта об уничтожении товаров под таможенным контролем”);
  • • приказа ФТС России от 07.02.2011 № 216 “Об утверждении порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения”, и др.

При уничтожении товаров должны соблюдаться следующие условия:

• наличие заключения соответствующего уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза, о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения.

В случае помещения под таможенную процедуру уничтожения товаров, которые были безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы, вместо заключения должны быть представлены документы, подтверждающие факт безвозвратной утери товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

  • • уничтожение товаров производится за счет декларанта;
  • • уничтожение товаров производится в сроки, установленные таможенным органом.

Существует запрет на помещение под таможенную процедуру уничтожения таких категорий товаров, как:

  • 1) культурные, археологические, исторические ценности;
  • 2) животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза и (или) международными договорами их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий и распространения карантинных объектов;
  • 3) товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;
  • 4) изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Перечень таких товаров может пополняться за счет принятия КТС соответствующих решений.

Кроме того, не допускается уничтожение товаров, если такое уничтожение:

  • 1) может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей;
  • 2) производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;
  • 3) может повлечь расходы для государственных органов государств – членов Таможенного союза.

Порядок уничтожения товаров определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Под таможенную процедуру уничтожения могут помещаться только иностранные товары.

Значимым моментом правового регулирования таможенной процедуры уничтожения является установление статуса отходов, образовавшихся в результате осуществления данной процедуры. Если отходы могут быть в дальнейшем использованы, то они помещаются под соответствующую таможенную процедуру и для целей взимания ввозных таможенных пошлин и налогов рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в таком состоянии. Если отходы находятся в состоянии, непригодном для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Таможенного союза, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом, то они рассматриваются как товары Таможенного союза.

В Российской Федерации при помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения установлен разрешительный порядок. Для помещения товаров под изучаемую процедуру требуется в соответствии со ст. 296 Закона о таможенном регулировании получить разрешение таможенного органа.

Решение о разрешении помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, на основании письменного заявления декларанта. Такое заявление составляется в произвольной письменной форме и подписывается декларантом или таможенным представителем, выступающим от имени и по поручению декларанта.

К заявлению на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения декларантом прилагается заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров, за исключением случая, если товары были безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

В качестве заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров могут быть использованы:

  • • в случае если товары были уничтожены или повреждены при проведении с ними испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов, экспериментов или демонстрации либо при их использовании в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов, экспериментов или демонстрации, – акт об уничтожении, выданный организацией, проводившей указанные испытания, исследования, тестирования, проверку, опыты, эксперименты или демонстрацию данных товаров:
  • • лицензия на проведение операций по уничтожению (утилизации) с соответствующей категорией товаров, выданная организации, с которой декларантом заключен договор на уничтожение (утилизацию) данных товаров.

В помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения таможенный орган может отказать в случаях:

  • • непредставления в таможенный орган документов, предусмотренных ст. 296 Закона о таможенном регулировании;
  • • обнаружения товаров, в отношении которых заявляется таможенная процедура уничтожения, без повреждений, заявленных декларантом, либо установления фактов реализации товаров или их передачи третьим лицам.

По мотивированному заявлению декларанта срок уничтожения может быть изменен по отношению к первоначально заявленному сроку.

В отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, таможенная процедура уничтожения может быть заявлена владельцем таможенного склада.

Иностранные товары уничтожаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Ссылка на основную публикацию