Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета. и поэтому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное собрание, Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы и агентства).

 Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство экономического развития и торговли и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.

 Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях.

 1. Отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг).

 2. В отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд

 3. В отношениях подряда для государственных нужд.

 4. В отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

 Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

 Государство также является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

 Российская федерация может также выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставление кредитов. Такие договоры заключаются от имени правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

 В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: Республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно их участие и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты федерации могут быть также наследниками по завещанию.

 Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

 В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности и могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий. Полномочия муниципальных органов по участию в гражданско-правовых отношениях определены в закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. (Ст. 29 ФЗ)

 Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

 

 Закон РФ от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". СЗ РФ. 2003, N 50, ст. 4850.

 ФЗ РФ от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для государственных нужд" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). СЗ РФ 1994 N; ст. 3540 1995 N 26 ст. 2397 1997 N 12 ст. 1381

 Положение о Торговом представительстве Российской Федерации в иностранном государстве, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2005 г. N 401. СЗ РФ 2005, N 27, ст. 2761

 Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N 443. СЗ РФ 2004, N 36, ст. 3670.

 Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691. СЗ РФ. 2004, N 49, ст. 4897

 ФЗ РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" СЗ РФ 2003, N 40, ст. 3822,

 ФЗ РФ от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред от 06.10.2003 N 131-ФЗ). СЗ РФ 1997 N 39 ст. 4464

Дополнительная информация