Родоплеменные религии является одним из классификаций религий, они возникали на ранних этапах развития человечества. Это религии, распространенные среди какого-то племени или группы племен. Основные характеристики таких религий обусловлены неразвитостью общества, и самого человека, в частности, его интеллекта, а также ограниченностью возможностей людей в их взаимодействии с природой, возможностей влиять на социальные связи, непизнанистю окружающего мира, который нередко кажется им непонятным, пугающим или даже враждебным.

Вопрос о первобытные религиозные верования - важная и достаточно сложная в истории религии. Прежде всего это касается времени появления древнейших религиозных представлений и колдовства. С этой проблемой связана также ряд вопросов об интеллектуальных, эмоционально-чувственные и волевые способности человека, с которыми, в свою очередь, соединена проблема формирования образов сверхъестественного и веры в него. Не менее важным является вопрос о том, почему и как возникли примитивные формы религиозности. Известно немало попыток ответить на эти вопросы. Сложнее сегодня обстоит дело с выяснением "механизма" гносеологической и психологической возможности религии.

Особенно большой расхождением мнений обозначено вопрос о формах ранних или первобытных религиозных верований. Причиной этого является почти полное отсутствие прямых свидетельств об этих верований, вообще недостаточная научная проработанность проблемы и, наконец, разная мировоззренческая ориентированность исследователей. Остановимся ближе еще раз на некоторых подходах к этому вопросу.

Так, австрийский этнограф, лингвист и богослов В.Шмидт и его последователи выдвинули концепцию прамонотеизму, согласно которой все современные религии берут свои истоки так называемого "первоначального монотеизма". В.Шмидт в труде «Происхождение идеи Бога", приводя многочисленные свидетельства о верованиях исторически отсталых племен и народов, пытается доказать, что якобы уже в ранних верованиях имели место представления о едином Боге, а древнейшие фетишизм, тотемизм и др. были "магическими средствами" их выражения. Однако идея первоначального единобожия, ограничивающей религию исключительно имманентными связями, тем самым фактически снимала вопрос о ее эволюции, а следовательно не требует какого-то историко-культурного оправдания. Именно поэтому она подвергалась критике со стороны тех религиоведов, которые считали, что задолго до появления теистических представлений религия существовала в формах, которые не знали веры в богов, тем более в единого Бога.

Дополнительная информация