Лицензия на производство алкогольной продукции: условия и порядок получения

Правила получения лицензии на производство алкоголя. Зачем она нужна и что это за документ?

В России оборот и производство алкогольной продукции осуществляется на законных основаниях.

Процесс регулируется Федеральным Законом № 171. Контроль качества и производством алкогольных напитков осуществляет Федеральная служба «Росалкогольрегулирование».

Она позволяет предотвращать поступление в продажу некачественных спиртосодержащих продуктов.

Что это такое?

В соответствии с законодательством на производство алкогольной продукции в России требуется лицензирование.

Лицензия на алкоголь представляет собой документальный акт, который позволяет юридическому или индивидуальному предпринимателю производить и реализовывать спиртосодержащие напитки.

Алкоголь подлежит лицензированию согласно ФЗ №171 главы 3, разрешение позволяет коммерческой организации готовить спиртосодержащие напитки, денатураты, вина, пиво и т.п.. Лицензия гарантирует следующие права:

  • производство алкоголя и его сырья;
  • продажа;
  • хранение.

Для физических и юридических лиц реализация данных прав без законного основания может привести к ликвидации производства и административным штрафам.

Кто выдает?

Лицензирование и выдачу разрешений на оборот спиртосодержащей продукции осуществляет Федеральная служба «Росалкогольрегулирование». Розничную реализацию мелких индивидуальных изготовителей регулирует местная администрация или исполнительный орган власти.

Соглашение между разными субъектами позволяет реализовывать продукцию в различные регионы. Субъект (региона, край, город, район) может передавать полномочия на лицензирование розничной торговли местных производств спиртами в подчиненные органы местного самоуправления.

Основания для выдачи

Основаниями выдачи лицензии на производство алкоголя служат:

  • наличие технологического оборудования и его соответствие требованиям безопасности, санитарным и пожарным нормам;
  • предъявление сертификатов качества продукции;
  • при наличии лабораторного заключения о составе всех категорий выпускаемых напитков;
  • владение помещением для производства;
  • владение помещением для хранения алкогольной продукции;
  • наличие документов для ведения торговой или предпринимательской деятельности.

Лицензия на алкогольные напитки выдаётся сроком от 1 года до 5 лет на производство и реализацию. После истечение срока, для продолжения деятельности, потребуется продление.

Законодательные основы

Основными законодательными актами, которые регламентируют деятельность, связанную с производством продуктов содержащих спирты, являются следующие:

Федеральный Закон № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
  • определяет полномочия деятельности и монополию на продукцию;
  • содержит требования и правила оборота;
  • определяет порядок документального оформления всех этапов производства;
  • определяет правила выдачи лицензии на деятельность;
  • контроль качества продуктов;
  • особенности и ограничения оборота.
Кодекс административных правонарушений регламентирует штрафные санкции по нарушениям, связанным с оборотом, производством, перевозкой и качеством продукции, содержащей спирты.
Единая государственная автоматизированная система на государственном уровне контролирует изготовление нелегального алкоголя.

Требования к соискателям

Получателем лицензии на производство алкогольной продукции может быть только юридическое лицо. Юрлицо – это фирма, которая согласно всем требованиям и условиям была зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц.

На законодательном уровне предусмотрены следующие требования к соискателям лицензии на ведение алкогольной деятельности:

  • наличие сооружения/здания, которое предназначается для производства спиртов;
  • наличие оборудования и сертифицированного сырья;
  • на юридическое лицо не должно быть наложено административных ограничительных мер, уголовных взысканий, которые запрещают получение лицензии.

При выявлении нарушений по законодательству РФ и региональным нормам лицензирующий отдел может отозвать разрешение обратно или отказать в выдаче.

О том, какие требования предъявляются к соискателям алкогольной лицензии для кафе, баров и ресторанов, смотрите в статье по ссылке.

Сколько стоит?

Для оформления лицензии потребуется оплатить государственную пошлину, а также оплатить некоторые расходы на лабораторные исследования, экспертизы и оценку качества и условий производства. Таким образом, нет единой стоимости лицензии на производство алкоголя.

Цены на получение лицензии для производства алкоголя отображены в изменениях Налогового Кодекса части 2 статьи 333.33 подпункта 94:

  • для производства, поставки, хранения и транспортировки денатуратов, этилового спирта, виноградных/фруктовых продуктов – 000 рублей;
  • для доставки нефасованных продуктов пищевого и непищевого вида с содержанием спирта не более 25% – 000 рублей;
  • для производства и реализации этилового спирта или алкогольной продукции – 9 500 000 рублей.

Если лицензию отозвали или аннулировали, то оплаченную государственную пошлину не возвращают, так как отрицательный результат тоже работа государственных органов.

Документы

Для лицензирующего органа юридическое лицо предоставляет следующие документы:

  • заявление;
  • выписку и ЕГРЮЛ;
  • номер счета для вычисления налогов и доходов;
  • копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • документы, подтверждающие наличие уставного капитала;
  • документы аренды и права собственности на здание/помещения производства;
  • заключение из Роспожарнадзор;
  • заключение Санэпидемслужбы;
  • документ по аккредитации лаборатории и химического контроля;
  • сертификаты соответствия оборудования и качества продукции.

Как получить?

Для получения документа выполняют инструкцию:

  1. Создание юридического статуса, уставного капитала от 10 000 000 рублей до 80 000 000 рублей для непищевого сырья.
  2. Пройти в лабораториях контроль качества и заключить договора для анализа оборудования, помещений, сырья.
  3. Тестирование техники и процесса производства, проверка персонала.
  4. Сбор документации для получения лицензии.

Сроки рассмотрения

Государственные органы по выдачи лицензии рассматривают поданное заявление в течение месяца. Госслужащие заранее предупреждают предпринимателя о визите комиссии для получения заключения.

Если нарушений не обнаружено, то лицензию выдают в течение 3-х дней.

Способы подачи документов

Подать заявление и пакет документации можно:

  1. В электронном виде на сайте ФСРАР, где опубликованы данные всех межрегиональных управлений (телефоны и адреса), которые действуют на территории России по федеральным округам.
  2. Подать в государственные органы по местонахождению предприятия/производства, например, в Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, в местный Отдел лицензирования и декларирования управления потребительского рынка министерства экономического развития и инвестиционной политики, в Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг.
  3. Отправить электронным форматом на портале Госуслуг.
  4. Подать пакет документации в отделение многофункционального центра (МФЦ).

Этапы получения

  1. Проведение экспертизы со стороны контролирующего органа – Роспотребнадзора, пожарной инспекции и санэпидемстанции.
  2. Выдача заключений.
  3. После сбора документов их направляют в Росалкогольрегулирование или местный орган, выдающий лицензии. Передача документов производится лично, почтой или электронным способом.
  4. После этого оформляется акт, на базе которого выносится решение о предоставлении разрешения на производство алкоголя или об отказе.

Порядок переоформления и продления

После получения лицензии для продолжения деятельности юридическое лицо может переоформить разрешение. Лицензия продлевается через 5 лет после выдачи, при розничной торговле – каждый год.

Основаниями в переоформлении или продлении являются:

  • предоставление удостоверяющих документов на юридическое лицо;
  • предоставление заключений и сертификатов качества, контроля и безопасности;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Для переоформления понадобится посетить отделение ФНС для запроса об отсутствии штрафов, налоговых просрочек. После проверки бумаг налоговиками, повторно проводится выездная проверка, а в месячный период принимается решение о продлении лицензии.

Если юридическому лицу потребуется продлить или переоформить разрешение на производство алкогольной продукции, то услуга обойдётся ему в стоимость:

  • 3 500 рублей за реорганизацию в форме слияния для участников с одинаковой лицензией;
  • 3 500 рублей для предприятия с изменившимися данными или для восстановления/продления лицензии.

Нужно ли разрешение на изготовление алкогольной продукции в домашних условиях?

Деятельность, связанная с производством алкогольной продукции, подлежит обязательному лицензированию по параметрам:

  • процесс производства;
  • хранение и сбыт спиртосодержащей продукции.

Физическое лицо не имеет права производить спирты и денатураты без лицензии и наличия акцизы (если предполагаются большие объёмы и торговля).

Домашнее вино, наливки, пиво и самогон можно изготавливать только для собственного пользования количеством не более 10 литров. В остальных случаях изготовителя ждёт уголовное наказание.

Административная и уголовная ответственности

Производство алкогольной продукции без лицензии несет последствия в виде уголовной и административной ответственности (штрафы) по части 3 статьи 14.16 КоАП:

для юридического лица от 40 000 – 50 000 рублей
для физического лица 1 500 рублей
для ИП от 4 000 до 5 000 рублей

По части 3 статьи 14.17 КоАП за производство без разрешения:

для ИП 5 000 – 15 000 рублей
для юридического лица 50 000 – 300 000 рублей
для физического лица 1 500 до 2 500 рублей

Реализация товара с фиктивными акцизными марками, некачественным сырьем и нарушениями правил производства карается уголовным преследованием, заключением под стражу и прекращением деятельности.

Лицензия на производство алкогольных напитков выдается специальным уполномоченным органом и на определенный срок. Для получения необходимо соответствовать требованиям и условиям законодательных норм.

Как получить лицензию на производство алкогольной продукции

В Российской Федерации для осуществления отдельных видов деятельности нужно получить специальное разрешение, предусмотренное законодательством. Так как спиртосодержащая продукция в некоторой мере наносит вред здоровью граждан, ее оборот необходимо регулировать тщательным образом и позволять ее изготовлять только тем лицам, которые соблюдают все необходимые технические регламенты.

К такой продукции не относятся пивные напитки. Это связанно с тем, что алкогольной продукцией в понимании данной темы оно не является.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

На что дает право лицензия

В соответствие с нормами гражданского законодательства, на осуществление отдельных видов деятельности нужна лицензия.

Под ней понимается письменный акт, который разрешает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выполнять определенную работу или оказывать услугу.

Деятельность, которая позволяет предпринимателю производить и реализовывать алкогольную и другую продукцию, в которой есть спирт, подлежит лицензированию по правилам федерального закона от 22.11.95 №171-ФЗ (а именно, глава третья).

Лицензия на производство алкогольной продукции дает коммерческой организации право на выпуск и оборот изделий, в которых есть спирт.

Можно выделить несколько прав, которые могут быть предусмотрены лицензией, описной выше:

  • непосредственная продажа такой продукции;
  • ее хранение;
  • производство алкоголя;
  • производство алкогольного сырья, в том числе и этилового спирта.

В рамках гражданского законодательства предусмотрено, что если осуществлять все вышеописанные действия без такого разрешения, это может привести к принудительной ликвидации юридического лица и наложение на него штрафных санкций в рамках административного и уголовного законодательства.

Кому и когда нужна лицензия

Прежде чем определить правила выдачи такого разрешения, необходимо определить виды лицензий на алкогольную продукцию.

Можно выделить следующие разновидности:

  1. На оптовую продажу.
  2. На розницу.
  3. На производство и хранение.

В соответствие с законом о лицензировании алкогольной продукции, лицензия нужна следующим категориям лиц: продавцам, производителям, перевозчикам как полноценно созданного алкоголя, так и спирта и другого сырья, необходимого для производства.

Подлежит лицензированию следующая торговая продукция:

  1. Спирт производственный и питьевой.
  2. Денатурат.
  3. Любая продукция, в состав которой входит спирт (в том числе и не пищевая).
  4. Вино, водка и др.
  5. Другие спиртосодержащие составы (алкогольные коктейли).

Порядок получения лицензии на производство алкоголя

Для того чтобы юридическое лицо имело право на получение лицензии на спиртосодержащую продукцию, необходимо соблюсти некоторые требования, установленные законодательством Российской Федерации.

Весь процесс получения лицензии подразделен на некоторые этапы. Только при соблюдении всех существенных условий, закрепленных для соискателя, можно получить лицензию в установленные сроки.

Прежде чем выяснить, как получить лицензию на производство алкоголя, нужно определить, какой орган занимается решением данного вопроса. Полномочным органом, действующим в данной сфере, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Однако не обязательно обращаться именно в него.

Внимание! Можно подать заявление и пакет нужных документов и через портал предоставления государственных и муниципальных услуг, что прямо закреплено российским законодательством.

Можно также воспользоваться почтовым отправлением или передать акты с курьером.

Нельзя забывать и о государственной пошлине, которая в обязательном порядке взимается в этих ситуациях. Так, например, если коммерческая организация решила продавать алкоголь в своей торговой точке, то ему придется уплатить шестьдесят пять тысяч рублей, что прямо указано налоговым законодательством России.

Причем, если нужно получит разрешение сразу на несколько лет, эту денежную сумму придется уплатить за каждый конкретный год.

Как правило, для осуществления этого действия выдаются банковские реквизиты, по которым нужно осуществить платеж.

Результатом оказания услуги является выдача заверенного бланка, именуемого лицензией. Она должна быть подписана начальником министерства торговли или же его заместителем. Бланк имеет опознавательные признаки, которые не позволяют подделать данный документ.

При использовании поддельного разрешения, законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций или же дисквалификации на ограниченный срок.

Требования к получателям

Прежде всего, нужно отметить, что получателем может стать только юридическое лицо. Под ним понимается фирма, которая надлежащим образом зарегистрирована в реестре.

Законом предусмотрены определенные требования к лицензированию алкогольной деятельности. Это касается наличия у получателя следующего:

  • зданий и сооружений, нужных для изготовления спирта и продукции, куда он входит;
  • необходимого оборудования, предназначенного для производства.

Помимо всего прочего, юридическое лицо не должно иметь наложенных на него мер административного и уголовного взыскания, которые не позволяют получить ему данную лицензию.

Если будут выявлены хотя бы малейшие нарушения законодательства РФ или его субъектов в данной области, лицензирующий орган имеет полное право отказать соискателю в выдаче запрашиваемого документа. Это лишает его права иметь алкоголь на своих витринах, а также производить любую продукцию, в состав которой входит спирт и его основные компоненты.

Данное положение вполне обоснованно, так как при нелегальной реализации данной продукции (которая, ко всему прочему, не отвечает требованиям качества и безопасности) может быть нанесен существенный вред гражданам, вплоть до смерти.

Необходимые документы

Основополагающим актом, знаменующим получение лицензии на оборот алкогольной продукции, является заявление от лица, отвечающего всем требованиям, описанным выше.

В общем виде, заявление должно состоять из следующих элементов:

  1. Наименование юридического лица.
  2. Его адрес.
  3. Указание на субъекты РФ, где будет осуществляться деятельность по производству и контролю качества алкоголя.
  4. Данные юридического лица в области расчетов (банковские и иные реквизиты).
  5. Указание на сферу деятельности, которую предполагается осуществлять.
  6. Список прилагаемых документов.
  7. Список лиц, на которых возложена ответственность по контролю за качеством – производителя алкогольной продукции.

Заявление может быть подано несколькими способами – путем личного посещения уполномоченного органа или же через электронный портал. Допускается передача необходимых актов по почте.

Как и для любого другого юридического действия, осуществляемого государственными органами власти, за выдачу лицензии предусмотрена уплата государственной пошлины.

Помимо заявления субъекту, желающему получить данный вид разрешения, необходимо собрать и подготовить следующий пакет актов:

  • акты о создании юридического лица;
  • данные из налогового органа;
  • квитанция об уплате пошлины;
  • справки и иные документы, которые бы подтверждали, что у лица, желающего получить лицензию, имеются нужные здания и оборудование;
  • данные о наличии в штате сотрудников, которые имеют право осуществлять этот вид деятельности.

Следует отметить, что некоторые акты обязательно должны быть представлены в оригинале, для других же допускаются заверенные копии.

Так, например, в оригинальном виде нужно передать выписку из реестра юридических лиц, справки от уполномоченных государственных органов о соответствии организации установленным требованиям и др. Остальные документы можно предоставить в виде копий.

Этапы получения лицензии

Как было отмечено выше, для того, чтобы получить лицензию на производство спирта и иной аналогичной продукции, необходимо соблюсти некоторые этапы:

  1. Подача документов и заявления.
  2. Рассмотрение всего этого уполномоченными органами.
  3. Вынесение решения Министерством.

Нужно помнить и о сроках рассмотрения заявки. По любому виду лицензии на алкоголь, они не могут превышать сорока пяти дней.

При этом если нет никаких нарушений, то лицензия выдается в двухнедельный срок.

Если по итогу рассмотрения заявления в выдаче лицензии было отказано, юридическое лицо имеет право обжаловать это. Для этого необходимо обратиться в органы суда путем подачи искового заявления. Дела такого рода рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца.

При благоприятном исходе событий, решение лицензирующего органа отменяется, и его обязывают совершить регистрационные действия и выдать нужный документ.

Если отказ в выдаче лицензии был действительно законным, то юридическое лицо лишается права на совершение действий по производству и продаже алкогольной продукции.

Срок действия и продление

В отличие от лицензий иного рода, например, нужную при производстве лекарств, разрешение на изготовление и продажу алкогольной и другой спиртосодержащей продукции выдается только на строго определенный срок — от 1 до 5 лет. Все зависит от того, зачем именно она выдается (оптовая продажа, розница, производство).

Срок указывается на самой лицензии. После того, как он истек, совершение любых действий с алкогольной продукцией является незаконным. Юридические лица могут быть привлечены как к уголовной, так и к административной ответственности.

Если после окончания срока действия разрешения юридическое лицо желает продолжать заниматься деятельностью по обороту и реализации спиртосодержащей продукции, то необходимо вновь обратиться в орган, который и выдал первоначальное разрешение. Уже нет необходимости предоставлять тот пакет документов, который описывался выше. Достаточно наличие следующих актов:

  • заявления на продление;
  • сведений о ранее выдаваемых документах.

Помимо продления разрешения, возможно его также и переоформить. Это имеет место, когда юридическое лицо изменило организационно — правовую форму, утратило бланк документа и в иных ситуациях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации.

Для этого, лицу нужно подать заявление, а также приложить доказательства того, что лицензию действительно необходимо переоформить.

Заключение

Таким образом, лицензия на продажу алкогольной продукции выдается специальным уполномоченным органом и на определенный срок. Для того чтобы юридическое лицо имело право стать ее обладателем, нужно соблюсти все требования, предусмотренные законом о лицензионной деятельности.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Получаем лицензию на производство алкогольной продукции

Мишина Е. П., ведущий аудитор ООО «БХК-Аудит»

Журнал «Учет в производстве» № 4, апрель 2011 г.

За лицензию на производство и оборот алкогольной продукции необходимо уплатить госпошлину. Если в выдаче лицензии отказано, сумма госпошлины не возвращается. Об этом сообщили чиновники Минфина России в письме от 1 февраля 2011 г. № 03-05-05-03/03. О том, с какими еще проблемами может столкнуться предприятие, – в статье.

В каких случаях необходима лицензия

Деятельность, связанная с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежит лицензированию. Это установлено Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (далее – Закон № 171-ФЗ).

Лицензии выдаются на ведение следующих видов деятельности:

– производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

– производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

– хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

– закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

– розничная продажа алкогольной продукции.

Отметим, что лицензируется производство каждого вида поставляемой продукции, перечисленной в статье 2 Закона № 171-ФЗ. То есть:

– спиртосодержащей пищевой продукции;

– спиртосодержащей непищевой продукции;

– денатурированной спиртосодержащей продукции;

– питьевого этилового спирта;

К предприятиям при получении лицензии предъявляются лицензионные требования. Например, к величине уставного капитала, оборудованию. Особое внимание уделяется отсутствию задолженности по уплате налогов и сборов. Причем ее не должно быть как в момент получения лицензии, так и в процессе производства. При наличии налоговой задолженности лицензию могут аннулировать.

Собираем документы

О том, какие документы необходимо представить для получения лицензии, сказано пункте 1 статьи 19 Закона № 171ФЗ. Это:

– заявление о выдаче лицензии (в нем следует указать данные об организации, ее обособленных подразделениях, виды деятельности, срок, на который испрашивается лицензия);

– копии учредительных документов и бумаг о госрегистрации юрлица (их необходимо заверить у нотариуса, в противном случае к копиям придется приложить оригиналы).

– копия документа о постановке организации на учет в налоговой инспекции;

– копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

– заключения от органов власти о том, что производственные и складские помещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям;

– документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией о проведении контроля;

– копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования;

– документ, подтверждающий величину оплаченного уставного капитала.

Иные документы лицензирующий орган требовать не должен.

Уплачиваем госпошлину

Лицензия выдается на срок, который указала организация, но он не может составлять более пяти лет. Размер государственной пошлины в большинстве случаев составляет 500 000 руб. Правда, за лицензию на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурированного) придется заплатить 6 000 000 руб. Такой же размер госпошлины установлен за получение лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции (за исключением вина).

Госпошлина за лицензию на розничную продажу алкогольной продукции обойдется в 40 000 руб. за каждый год срока ее действия.

Размер пошлины за переоформление лицензии соответствует той сумме, которая установлена для получения соответствующего вида лицензии.

Правда, если лицензия переоформляется в результате реорганизации предприятия в форме слияния, то госпошлина составляет 2000 руб. При условии, что у каждой организации, участвующей в слиянии, на дату регистрации правопреемника имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.

Если организация меняет свое наименование или местонахождение, указанное в лицензии, то переоформление документа также обойдется в 2000 руб.

О том, как заполнить платежное поручение на уплату госпошлины, рассказано в Информационном сообщении Росалкогольрегулирования от 7 февраля 2011 г. Там же приведены образцы. (Образцы заполнения платежного поручения приведены здесь).

Учитываем расходы на уплату госпошлины

Сумма госпошлины при расчете налога на прибыль учитывается в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Ранее чиновники настаивали, чтобы такие расходы списывались в течение всего срока действия лицензии (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-03-06/1/569). Поскольку пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ требует равномерного списания расходов, которые предусматривают получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не подразумевают поэтапной сдачи товаров (работ, услуг).

Позже чиновники изменили свою позицию и пришли к тому, что расходы надо учитывать единовременно. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 октября 2008 г. № 03-03-05/132. По мнению чиновников, требования пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ о равномерном списании расходов применяются только в рамках гражданско-правовых договоров. Очевидно, что выдача лицензии происходит за рамками договорных отношений. Стало быть, списывать затраты на получение лицензии в течение всего срока ее действия не нужно (подп. 1 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Такой подход подтверждается арбитражной практикой (постановления ФАС Московского округа от 12 августа 2009 г. № КА-А40/7313-09, ФАС Поволжского округа от 3 мая 2007 г. № А49-7142/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 30 ноября 2006 г. № А28-3289/2006-109/21).

Однако, учитывая, что суммы госпошлины за выдачу лицензии на производство алкогольной продукции весьма существенны, лучше уточнить порядок учета в своей инспекции.

В некоторых ситуациях предприятие может потребовать возврата госпошлины. Случаи, когда это возможно, перечислены в статье 333.40 Налогового кодекса РФ.

Так вот, если предприятие уплатило пошлину, а лицензирующий орган отказал в предоставлении лицензии, то уплаченная сумма не возвращается.

Аналогичной точки зрения придерживаются чиновники Минфина России в письме от 1 февраля 2011 г. № 03-05-05-03/03.

При этом ее можно будет зачесть в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Иными словами, зачет возможен только в отношении суммы государственной пошлины, уплаченной в размере, превышающем размер, установленный главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ. Об этом чиновники также сообщили в письме № 0305-05-03/03.

OOO «ЛВЗ Восток» уплатило госпошлину за получение лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции (за исключением вина) в размере 6 000 000 руб. Организация применяет общую систему налогообложения (метод начисления).

Налоговая инспекция порекомендовала учесть данные затраты при расчете налога на прибыль единовременно. Лицензия выдана сроком на пять лет.

В бухучете затраты организации, связанные с получением лицензии, относятся к расходам будущих периодов (п. 65 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Поэтому суммы уплаченной госпошлины в бухгалтерском учете были распределены по отчетным периодам на срок действия лицензии (п. 18 ПБУ 10/99):

6 000 000 руб. : (5 лет × 12 мес.) = 100 000 руб.

При расчете налога на прибыль сумму госпошлины было решено списать на расходы единовременно. В январе сумма госпошлины включена в состав прочих расходов.

Различия между бухгалтерским и налоговым учетом повлекли возникновение налогооблагаемой временной разницы (п. 12 ПБУ 18/02).

Естественно, они привели к образованию отложенного налогового обязательства (п. 15 ПБУ 18/02).

В феврале в бухгалтерском учете сделаны такие записи:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Государственная пошлина»
КРЕДИТ 51

– 6 000 000 руб. – перечислена в бюджет госпошлина за выдачу лицензии;

ДЕБЕТ 97
КРЕДИТ 68 субсчет «Государственная пошлина»

– 6 000 000 руб. – учтена госпошлина в составе расходов будущих периодов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97

– 100 000 руб. – списана в расходы за февраль часть расходов будущих периодов;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
КРЕДИТ 77

– 1 180 000 руб. ((6 000 000 руб. – 100 000 руб.) × 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство.

Ежемесячно с марта в течение 59 месяцев в бухгалтерском учете предприятия делаются следующее проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97

– 100 000 руб. – списана на текущие затраты предприятия часть расходов будущих периодов;

ДЕБЕТ 77
КРЕДЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 20 000 руб. (100 000 руб. × 20%) – уменьшено отложенное налоговое обязательство в связи с признанием части расходов будущих периодов.

Расходы на уплату госпошлины можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль единовременно. Такие разъяснения дают чиновники. Правда, ранее они предлагали списывать такие расходы равномерно в течение всего срока действия лицензии. О том, каким порядком воспользоваться, лучше уточнить в налоговой инспекции.

Получаем лицензию на производство алкогольной продукции

Мишина Е. П., ведущий аудитор ООО «БХК-Аудит»

Журнал «Учет в производстве» № 4, апрель 2011 г.

За лицензию на производство и оборот алкогольной продукции необходимо уплатить госпошлину. Если в выдаче лицензии отказано, сумма госпошлины не возвращается. Об этом сообщили чиновники Минфина России в письме от 1 февраля 2011 г. № 03-05-05-03/03. О том, с какими еще проблемами может столкнуться предприятие, – в статье.

В каких случаях необходима лицензия

Деятельность, связанная с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежит лицензированию. Это установлено Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (далее – Закон № 171-ФЗ).

Лицензии выдаются на ведение следующих видов деятельности:

– производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

– производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

– хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

– закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

– розничная продажа алкогольной продукции.

Отметим, что лицензируется производство каждого вида поставляемой продукции, перечисленной в статье 2 Закона № 171-ФЗ. То есть:

– спиртосодержащей пищевой продукции;

– спиртосодержащей непищевой продукции;

– денатурированной спиртосодержащей продукции;

– питьевого этилового спирта;

К предприятиям при получении лицензии предъявляются лицензионные требования. Например, к величине уставного капитала, оборудованию. Особое внимание уделяется отсутствию задолженности по уплате налогов и сборов. Причем ее не должно быть как в момент получения лицензии, так и в процессе производства. При наличии налоговой задолженности лицензию могут аннулировать.

Собираем документы

О том, какие документы необходимо представить для получения лицензии, сказано пункте 1 статьи 19 Закона № 171ФЗ. Это:

– заявление о выдаче лицензии (в нем следует указать данные об организации, ее обособленных подразделениях, виды деятельности, срок, на который испрашивается лицензия);

– копии учредительных документов и бумаг о госрегистрации юрлица (их необходимо заверить у нотариуса, в противном случае к копиям придется приложить оригиналы).

– копия документа о постановке организации на учет в налоговой инспекции;

– копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

– заключения от органов власти о том, что производственные и складские помещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям;

– документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией о проведении контроля;

– копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования;

– документ, подтверждающий величину оплаченного уставного капитала.

Иные документы лицензирующий орган требовать не должен.

Уплачиваем госпошлину

Лицензия выдается на срок, который указала организация, но он не может составлять более пяти лет. Размер государственной пошлины в большинстве случаев составляет 500 000 руб. Правда, за лицензию на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурированного) придется заплатить 6 000 000 руб. Такой же размер госпошлины установлен за получение лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции (за исключением вина).

Госпошлина за лицензию на розничную продажу алкогольной продукции обойдется в 40 000 руб. за каждый год срока ее действия.

Размер пошлины за переоформление лицензии соответствует той сумме, которая установлена для получения соответствующего вида лицензии.

Правда, если лицензия переоформляется в результате реорганизации предприятия в форме слияния, то госпошлина составляет 2000 руб. При условии, что у каждой организации, участвующей в слиянии, на дату регистрации правопреемника имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.

Если организация меняет свое наименование или местонахождение, указанное в лицензии, то переоформление документа также обойдется в 2000 руб.

О том, как заполнить платежное поручение на уплату госпошлины, рассказано в Информационном сообщении Росалкогольрегулирования от 7 февраля 2011 г. Там же приведены образцы. (Образцы заполнения платежного поручения приведены здесь).

Учитываем расходы на уплату госпошлины

Сумма госпошлины при расчете налога на прибыль учитывается в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Ранее чиновники настаивали, чтобы такие расходы списывались в течение всего срока действия лицензии (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-03-06/1/569). Поскольку пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ требует равномерного списания расходов, которые предусматривают получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не подразумевают поэтапной сдачи товаров (работ, услуг).

Позже чиновники изменили свою позицию и пришли к тому, что расходы надо учитывать единовременно. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 октября 2008 г. № 03-03-05/132. По мнению чиновников, требования пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ о равномерном списании расходов применяются только в рамках гражданско-правовых договоров. Очевидно, что выдача лицензии происходит за рамками договорных отношений. Стало быть, списывать затраты на получение лицензии в течение всего срока ее действия не нужно (подп. 1 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Такой подход подтверждается арбитражной практикой (постановления ФАС Московского округа от 12 августа 2009 г. № КА-А40/7313-09, ФАС Поволжского округа от 3 мая 2007 г. № А49-7142/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 30 ноября 2006 г. № А28-3289/2006-109/21).

Однако, учитывая, что суммы госпошлины за выдачу лицензии на производство алкогольной продукции весьма существенны, лучше уточнить порядок учета в своей инспекции.

В некоторых ситуациях предприятие может потребовать возврата госпошлины. Случаи, когда это возможно, перечислены в статье 333.40 Налогового кодекса РФ.

Так вот, если предприятие уплатило пошлину, а лицензирующий орган отказал в предоставлении лицензии, то уплаченная сумма не возвращается.

Аналогичной точки зрения придерживаются чиновники Минфина России в письме от 1 февраля 2011 г. № 03-05-05-03/03.

При этом ее можно будет зачесть в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Иными словами, зачет возможен только в отношении суммы государственной пошлины, уплаченной в размере, превышающем размер, установленный главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ. Об этом чиновники также сообщили в письме № 0305-05-03/03.

OOO «ЛВЗ Восток» уплатило госпошлину за получение лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции (за исключением вина) в размере 6 000 000 руб. Организация применяет общую систему налогообложения (метод начисления).

Налоговая инспекция порекомендовала учесть данные затраты при расчете налога на прибыль единовременно. Лицензия выдана сроком на пять лет.

В бухучете затраты организации, связанные с получением лицензии, относятся к расходам будущих периодов (п. 65 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Поэтому суммы уплаченной госпошлины в бухгалтерском учете были распределены по отчетным периодам на срок действия лицензии (п. 18 ПБУ 10/99):

6 000 000 руб. : (5 лет × 12 мес.) = 100 000 руб.

При расчете налога на прибыль сумму госпошлины было решено списать на расходы единовременно. В январе сумма госпошлины включена в состав прочих расходов.

Различия между бухгалтерским и налоговым учетом повлекли возникновение налогооблагаемой временной разницы (п. 12 ПБУ 18/02).

Естественно, они привели к образованию отложенного налогового обязательства (п. 15 ПБУ 18/02).

В феврале в бухгалтерском учете сделаны такие записи:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Государственная пошлина»
КРЕДИТ 51

– 6 000 000 руб. – перечислена в бюджет госпошлина за выдачу лицензии;

ДЕБЕТ 97
КРЕДИТ 68 субсчет «Государственная пошлина»

– 6 000 000 руб. – учтена госпошлина в составе расходов будущих периодов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97

– 100 000 руб. – списана в расходы за февраль часть расходов будущих периодов;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
КРЕДИТ 77

– 1 180 000 руб. ((6 000 000 руб. – 100 000 руб.) × 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство.

Ежемесячно с марта в течение 59 месяцев в бухгалтерском учете предприятия делаются следующее проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97

– 100 000 руб. – списана на текущие затраты предприятия часть расходов будущих периодов;

ДЕБЕТ 77
КРЕДЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 20 000 руб. (100 000 руб. × 20%) – уменьшено отложенное налоговое обязательство в связи с признанием части расходов будущих периодов.

Расходы на уплату госпошлины можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль единовременно. Такие разъяснения дают чиновники. Правда, ранее они предлагали списывать такие расходы равномерно в течение всего срока действия лицензии. О том, каким порядком воспользоваться, лучше уточнить в налоговой инспекции.

Лицензия на производство алкогольной продукции: условия и порядок получения

Государственная пошлина – 65000.0 руб.

Перечень необходимых сведений:

Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги “Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции” (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Документ, удостоверяющий личность руководителя юридического лица или его представителя (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Представляется в подлиннике в случае личного обращения при подаче запроса и документов. В случае подачи запроса представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

Копии учредительных документов (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляются копии с предъявлением оригинала или нотариально заверенные копии.

Документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в размере, установленном Правительством Москвы (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

За исключением предприятий общественного питания.

Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений площадью не менее 50 квадратных метров в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции, в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Требования о наличии отдельных складских помещений не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости). Указанные документы представляются за исключением случаев, установленных пунктами 2.5.1.1.2.1.5 и 2.5.1.1.2.1.6 Административного регламента предоставления услуги.

Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляются при выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на указанных транспортных средствах.

Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляются при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции при оказании услуг общественного питания на оптовых и розничных рынках и в нестационарных торговых объектах (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие у заявителя в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).

Ссылка на основную публикацию