Лицензия на аборты: порядок и условия получения

Лицензия на аборты: порядок и условия получения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 30 августа 2017 г. N 15-4/10/2-6088 О проведении искусственного прерывания беременности на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, содержащей работу (услугу) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)

Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения доводит до сведения, что 12 декабря 2017 г. вступают в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. N 1327 “О внесении изменений в приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)” (далее – постановление N 1327) и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 325н “О внесении изменений в Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно- противоэпидемических профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 121н” (далее – приказ N 325н).

В соответствии с частью 6.1 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном вышеуказанной статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

Согласно части 9 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ при намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, в заявлении о переоформлении лицензии указываются также сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)”, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, в том числе сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам именно зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг).

Сроки рассмотрения заявления о переоформлении лицензии в данном случае, согласно подпункту 3 пункта 18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 января 2015 г. N 21н (далее – Административный регламент), составляют 30 рабочих дней со дня поступления в Росздравнадзор (территориальные органы) надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и документов, предусмотренных пунктами 23 и 24 Административного регламента.

В настоящее время искусственное прерывание беременности проводится на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, содержащей работу (услугу) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).

С момента вступления в силу постановления N 1327 и приказа N 325н осуществление искусственного прерывания беременности возможно в рамках лицензии на осуществление медицинской деятельности, содержащей работу (услугу) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), до момента переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности для включения новых работ (услуг): акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности.

При этом отмечаем, что нормами статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ не предусмотрено приостановление деятельности лицензиата на период переоформления лицензии, за исключением случая, когда при реорганизации юридического лица в форме преобразования не соблюден пятнадцатидневный срок подачи заявления о переоформлении лицензии. До переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 вышеуказанной статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Кроме того, учитывая, что медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, реализуют конституционные гарантии в сфере охраны здоровья и не вправе в силу положений статьи 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” отказать в оказании такой медицинской помощи, медицинская помощь, оказанная этими медицинскими организациями в период переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе в случае реорганизации медицинской организации в форме преобразования или слияния, подлежит оплате.

Т.В. Яковлева

Обзор документа

Разъяснен порядок переоформления лицензий на медицинскую деятельность в связи со вступлением в силу с 12 декабря 2017 г. изменений в перечень соответствующих работ (услуг).

При намерении лицензиата выполнять новые работы (услуги) в заявлении о переоформлении лицензии указываются данные, подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям, в т. ч. о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг).

Срок рассмотрения заявления составляет 30 рабочих дней.

Осуществление искусственного прерывания беременности возможно в рамках лицензии, содержащей работу (услугу) по акушерству и гинекологии (кроме использования вспомогательных репродуктивных технологий), до переоформления лицензии для включения новых работ (услуг): по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); по акушерству и гинекологии (кроме использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности).

Не предусмотрено приостановление деятельности лицензиата на период переоформления лицензии, кроме случая, когда при реорганизации юрлица в форме преобразования не соблюден 15-дневный срок подачи заявления о переоформлении лицензии.

Клиникам оказывать услугу по прерыванию беременности без специальной лицензии.

Клиникам оказывать услугу по прерыванию беременности без специальной лицензии.

С 12 декабря 2017 года Министерство здравоохранения запретило Клиникам оказывать услугу по прерыванию беременности без специальной лицензии.
Все медицинские организации, делающие аборты обязаны внести изменения в лицензию, добавив такой вид медицинской деятельности, как «акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)».

Клиникам запретили оказывать услугу по прерыванию беременности без специальной лицензии.

12 декабря 2017г. вступили в действие дополнения к Положению о лицензировании в соответствии с которыми Клиники, делающие аборты обязаны внести изменения в лицензию, добавив такой вид медицинской деятельности, как «акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)».

Получается, что Медицинские учреждения, имеющие общую медицинскую лицензию по направлению «акушерство и гинекология», больше не смогут делать аборты, поскольку на данный вид медицинского вмешательства требуется специальная лицензия.

До 12 декабря 2017г. такой вид медицинского вмешательства как – искусственное прерывание беременности не выделялся как самостоятельный объект лицензирования и хватало имеющейся общей лицензии на «акушерство и гинекологию».

Однако 8 декабря 2017г. Постановлением Правительства РФ № 1327 были внесены изменения в приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

Законодатели считают, что соответствующее Постановление поможет в ведении статистики по подсчету количества абортов и контроле Клиник.

12 декабря 2017 года правки начали действовать

Эти правки вступили в силу 12 декабря 2017г. – через год после официального опубликования Постановления.

В обсуждаемом Постановлении №1327 нет упоминаний о каких-либо особенностях для долицензирования. Все как обычно – получение заключения СЭС, сбор документов, подача пакета документов в лицензирующий орган (Росздравназдор) на лицензирование, возможная проверка лицензирующим органом на соответствие лицензионным требованиям.

Лицензирующий орган будет оценивать Клинику на соответствие требованиям закона, следующим нормативно-правовым актам:

  • Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденный Приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года №572н;
  • Клинические рекомендации «Медикаментозное прерывание беременности», направленных Письмом Минздрава России от 15 октября 2015 года №15-4/10/2-6120.

Данные Нормативно-правовые акты не разделяют методы проведенного прерывания беременности – медикаментозный или хирургический.

  • Медикаментозный метод – проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, может проводиться амбулаторно;
  • Хирургический метод – проводится в дневных стационарах и в стационаре медицинских организаций.

Есть ли лицензия на проведение только медикаментозных абортов?

В связи с чем нет ответа на вопрос – может ли Клиника, которая проводит только медикаментозные аборты, получить соответствующую лицензию, или же Клиника должна быть оборудована и под операционную тоже?

Наше мнение на этот счет такого – Клиника должна быть оснащена операционной для возможности оказания экстренной хирургической помощи при развитии неблагоприятной ситуации.

Также, Клиника должна иметь возможность осуществления экстренной медицинской эвакуации в кратчайшие сроки в гинекологический стационар.

Только договора со сторонними медицинскими организациями для обеспечения возможности экстренной госпитализации пациентки недостаточно для получения лицензии на проведение искусственного прерывания беременности.

Кроме того, прочитав имеющие нормативно-правовые акты возникает вопрос – а нужен кабинет медико-санитарной помощи и ввод должности психолога.

Информируем о том, что ввод новой должности психолога и кабинет медико-санитарной помощи не обязателен, достаточно предусмотреть возможность такой консультации врачом – акушером – гинекологом.

Консультация проводится при обязательном подписании женщиной информированного добровольного согласия.

Ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

В зависимости от тяжести наступивших последствий за осуществление медицинской деятельности без лицензии предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность (ст. 6.2, 14.1, 19.20 КоАП РФ; ст. 171, 235 УК РФ).

За осуществление медицинской деятельности Клиникой, не имеющей лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, а медицинская помощь оказана и повлекла по неосторожности причинение вреда здоровью человека предусмотрено наказание – штраф в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного (в этом случае должностного лица) за период до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок (ч. 1 ст. 235 УК РФ).

Как получить лицензию на аборты

Очень скользкая, с моральной точки зрения, тема — аборты. Что это — убийство или возможность избежать появления “потенциально брошенных” детей? Ниже освещается лишь практическая сторона вопроса — лицензирование абортов. Как получить разрешение, и что для этого нужно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Нововведения

Наша страна прошла различные варианты законодательного отношения к искусственному прерыванию беременности. В начале XX века осуществлять их решили легально, в середине было принято решение категорически запретить, в результате увеличилось число криминальных абортов и, как следствие, возросла женская смертность. Право выбора для женщин вернули обратно.

Но до сих пор ведутся прения по данному вопросу: обсуждались варианты исключения этих услуг из полиса обязательного медицинского страхования, и наоборот, предлагались варианты отдать этот вид работ только в руки государственных медицинских учреждений, и даже неоднократно выдвигались предложения вновь запретить эти операции.

В соответствии со ст. 12 ФЗ № 99 “О лицензировании отельных видов деятельности” все медицинские организации, оказывающие услуги в данной области, должны получать разрешения.

Производство абортов ранее оказывалось в рамках получения разрешения по деятельности «акушерство и гинекология». Но 8.12.2016 было принято Постановление Правительства № 1327, устанавливающее обязанность для организаций, осуществляющих аборт, получать отдельную лицензию на этот вид работ.

В правовом акте всем соискателям лицензии предлагался год, для того, чтобы привести свои фирмы в соответствии с законом, то есть, фактически он начал действовать с декабря 2017. Данная мера была предпринята с целью более жесткого регулирования этих медицинских услуг, проведения более точной отчетности, которая в перспективе может способствовать детальной проработке вопроса уменьшения количества подобных операций.

По ссылке образец заявления о предоставлении лицензии.

А здесь инструкция о том, как получить лицензию на образовательную деятельность.

Положение о порядке получения разрешения

Порядок получения разрешений регламентирован в Постановлении Правительства № 291 от 16.04.2012, утверждающим общие положения о лицензировании медицинской деятельности.

В документе установлены требования и порядок получения разрешения на любой вид работ, перечисленных в Приложении к этому Положению, в том числе и на искусственное прерывание беременности.

Выдавать разрешения могут Росздравнадзор и органы исполнительной власти субъекта. К первой инстанции обращаются медицинские учреждения, подведомственные федеральным органам власти, ко второй — все остальные. Для получения разрешения необходимо подготовить свою работу:

  • иметь здание, где планируется оказывать медицинские услуги;
  • обзавестись необходимым оборудованием и зарегистрировать его. Регистрация проходит по правилам, установленным в Постановлении Правительства № 1416 от 27.12.2012;
  • заключить трудовые договоры с сотрудниками, которые будут работать. В зависимости от занимаемой должности, они должны иметь высшее, среднее, послевузовское или дополнительное профильное образование и сертификат специалиста. Необходимо заключить договора с сотрудниками, которые будут технически обслуживать оборудование. В случае, если такие не входят в штат, необходимо заключить договор с организацией, которая оказывает подобные услуги.

Новые требования

Очевидно, что основная масса получающих разрешение на искусственное прерывание беременности после декабря 2017 года — это медицинские организации, которые и так оказывали подобные услуги, но в рамках лицензии по акушерству и гинекологии. Но в любом случае, они и ранее сдавали документы на медицинскую деятельность.

Изменится ли что-то для них? Новых требований в связи с нововведениями не разработано, организации, осуществляющие аборт, и ранее должны были следовать нормам, установленным в Приказе Минздрава № 572н от 01.11.2012, просто сейчас проверка по критериям будет жестче.

В нормативном акте описан порядок действий для различных вариантов прерывания, на различных сроках, а также требования к самим медицинским организациям.

В соответствии с п. 107 этого документа аборт бывает двух видов — хирургический и медикаментозный. Для первого, при условии, что нет никаких осложнений, и срок беременности не превышает 12 недель, предусмотрена необходимость наблюдать за пациенткой как минимум 4 часа, во втором — 2.

Если существуют какие — то осложнения в здоровье пациентки, то хирургический метод возможно осуществлять только в условиях стационара. То есть, у организации должны быть организованы помещения дневного стационара или просто стационара, позволяющие выполнить данные требования.

Если проходит операция по медицинским показаниям на большом сроке, тогда браться за нее могут только многопрофильные больницы, и на самой операции должен присутствовать врач, специализирующийся на проблеме, которая есть в здоровье беременной. А на сроке более 22 недель можно проводить операции только при наличии реанимационной помощи в данном медицинском учреждении.

Порядок получения

По общему правилу, для получения лицензии на оказание медицинской деятельности необходимо предоставить в лицензирующий орган заявление и пакет документов. Соискатель приносит:

  • нотариально заверенные копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих его права пользования помещением, оборудованием, аппаратами, приборами, инструментами и сведения об их регистрации;
  • данные о полученном разрешении СЭС. Помещения должны соответствовать СанПиНу 2.1.3.2630-10;
  • документы, подтверждающие соответствие профессионального уровня руководителя и сотрудников организации требованиям законодательства.

Для получения разрешения потребуется оплатить государственную пошлину в размере 7500 рублей и ожидать решения органа власти в течение 45 рабочих дней. Но так как, основная масса организаций будет оформлять разрешение не в связи с началом новой деятельности, а в связи с внесением изменений в законодательство, то в отношении них будут действовать несколько иные правила.

Они установлены в ч. 6.1 ст. 22 ФЗ № 99, если вносятся изменения в законы, касающиеся получения разрешения на работы, которые входят в более широкое понятие, лицензируемой деятельности, то процедура получения разрешения на нее будет происходить в порядке переоформления.

Порядок переоформления установлен в ст. 18 ФЗ № 99. Соискателю на новую лицензию необходимо предоставить заявление, квитанцию об оплате пошлины в размере 3500 рублей и старую лицензию, а также те документы, что установлены в отдельных правилах по получению конкретного разрешения.

В Положении о лицензировании дано уточнение, что потребуется приложить данные о помещении, заключение СЭС, сведения о наличии сотрудников и их квалификации. Решение о выдаче или отказе разрешения принимается уже в более короткие сроки — 30 рабочих дней.

Кстати, в период переоформления медицинские организации все равно могут оказывать данные услуги, в соответствии с Письмом Министерства здравоохранения № 15-4/10/2-6088 от 30.08.2017.

В связи с тем, что данная норма еще не отработана на практике, вопросов остается больше, чем ответов на них. Возможно, со временем законодательная база сможет охватить более детально процедуру получения разрешения на данный вид услуг. Но некоторые проблемы все же уже освещены и сейчас.

Нужен ли кабинет психолога?

Так, в п. 104 Приказа Минздрава 572н установлено, что для медицинских учреждений, собирающихся заниматься прерыванием беременности, организация кабинета психолога не является обязательной.

Да, нормой установлено, что перед абортом женщину должны отправить к такому специалисту на консультацию, но при отсутствии такой штатной единицы, консультацию может оказать сам гинеколог. Конечно, при условии, что у него есть соответствующая подготовка и согласие пациентки на такую консультацию.

Заключение

Прохождение на искусственное прерывание беременности отдельной прцедуры лицензирования — это нововведение. Поэтому, к сожалению, правила самой процедуры еще не полностью разработаны.

Приходится опираться на общие положения по лицензированию медицинской деятельности, а также на старые приказы, устанавливающие правила оказания таких услуг.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Клиникам с 12 декабря 2017 нужно получить лицензии для проведения абортов

Собери 8 правильных авокадо и получи запись вебинара!
“Секреты здоровой кухни” от Олега Ирышкина!

Чтобы проводить искусственное прерывание беременности или аборты, клиникам и больницам нужно получить специальную лицензию. С 12 декабря 2017 согласно Постановлению от 08.12.2016 № 1327 “О внесении изменений в приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности” аборты выведены из состава акушерской и гинекологической помощи в отдельную медицинскую процедуру, которая требует лицензии.

Скачать Письмо Минздрава к ПОСТАВЛЕНИЮ 1327 ОТ 08.08.17 – Положение о лицензировании вступает в силу с 12 декабря 2017. По старым лицензиям можно работать до 1 января 2018 года. При этом Минздрав пояснил, что организации могут продолжать деятельность, если они подали заявку на получение лицензии, но пока не получили ее.

Зачем решили лицензировать?

Напомним, что инициатором внесения изменений выступило само Министерство здравоохранения. Такую меру Минздрав принял только для того, чтобы наладить учет медицинских учреждений, которые проводят такие процедуры. По словам представителей ведомства, с помощью лицензирования можно контролировать безопасность процедур.

Как Минздрав анализировал ситуацию раньше?

Раньше Минздрав догадывался о объемах только благодаря анализу выплат, сделанных Фондом обязательного медицинского страхования.

К чему это может привести?

Эксперты уверяют, что получение дополнительной лицензии приведет к удорожанию самой процедуры. Например, люди будут ездить в другие соседние страны для проведения операции, как например, делают женщины Польши.

Что было раньше?

Еще в 1920 году в России разрешили женщинам решать: делать аборт или нет. То есть Россия была самой первой страной, где это было разрешено. В 1936 году вступил запрет на аборты. И тогда появилась статистика женской смертности из-за криминальных операций. С 1955 года аборты вновь разрешили.

Тонкости лицензирования услуги по искусственному прерыванию беременности

Искусственное прерывание беременности – один из видов медицинского вмешательства и подпадает под действие регулирования о лицензировании медицинской деятельности. В конце 2016 года Правительство РФ внесло изменения в порядок получения лицензий на проведение абортов, дав медицинским организациям год, чтобы адаптироваться к новым требованиям. Что в связи с этим должно поменяться и какие дальнейшие шаги требуются от руководства клиник?

Борзова Мария

Декабрь не за горами

Сегодня лицензирование медицинской деятельности регулируется постановлением Правительства РФ №291 от 16 апреля 2012 года. В этом документе искусственное прерывание беременности не выделяется в самостоятельный объект лицензирования. То есть медицинская деятельность по проведению абортов осуществляется в рамках общей лицензии на оказание медицинских услуг по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).

С декабря этого года для проведения искусственного прерывания беременности медицинскому учреждению нужно будет иметь отдельную лицензию на этот вид медицинской деятельности

Однако 8 декабря 2016 года Правительство РФ приняло постановление №1327, которое дополнило перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, услугой по искусственному прерыванию беременности. Регулятор полагает, что это упорядочит процедуру искусственного прерывания беременности, поможет оптимизировать статистическую отчетность и тем самым поспособствует совершенствованию государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в целом. Постановление должно вступить в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования. Так как документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 12 декабря 2016 года, то уже в декабре этого года для проведения искусственного прерывания беременности медицинскому учреждению нужно будет иметь отдельную лицензию на этот вид деятельности.

На общих основаниях

Надо подчеркнуть, что постановление №1327 не устанавливает каких-либо особенностей получения лицензии на оказание медицинской услуги по искусственному прерыванию беременности. Это означает, что к лицензированию деятельности по проведению абортов должны применяться общие нормы о лицензировании действующие сейчас. Например, для того чтобы определить, в какой лицензирующий орган обращаться, необходимо воспользоваться общими правилами, установленными постановлением №291 и иными нормативными актами. Так, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) лицензирует, в частности, деятельность медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также медицинских организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. А уполномоченные органы субъектов РФ лицензируют деятельность медицинских организаций, кроме тех, деятельность которых лицензирует Росздравнадзор, а также индивидуальных предпринимателей. При этом важно помнить, что конкретный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий лицензирование медицинской деятельности, определяется в нормативно-правовых актах субъектов РФ, и в каждом субъекте он различен. Например, такими органами являются: в Москве – Департамент здравоохранения города, в Подмосковье – Министерство здравоохранения области.

К лицензированию деятельности по проведению абортов будут применяться общие нормы о лицензировании действующие сейчас

Аналогична и ситуация с комплектом документов, который подается в лицензирующий орган. Новое постановление не устанавливает специальных требований к документам и не содержит каких-либо изъятий в части срока действий лицензии на оказание услуги по искусственному прерыванию беременности. Напомним, что в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выданная лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно. Из этого можно сделать вывод, что и лицензия на проведение абортов не должна быть по общему правилу ограничена по сроку действия.

Исходя из тех же предпосылок, можно утверждать, что не должна поменяться и величина госпошлины на получение лицензии. Сегодня в соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ ее размер составляет 7500 рублей.

Возможности и условия

Несмотря на то, что поправки приняты, остается ряд вопросов о том, каким образом они будут применяться на практике и каким образом лицензирующий орган будет оценивать соответствие лицензиата требованиям закона.

Помочь в поиске ответов на эти вопросы может анализ положений Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденного Приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года №572н, а также Клинических рекомендаций «Медикаментозное прерывание беременности», направленных Письмом Минздрава России от 15 октября 2015 года №15-4/10/2-6120. Правда, применять положения соответствующих документов придется с использованием аналогии, так как, несмотря на принятие постановления №1327, корреспондирующие изменения в порядок и клинические рекомендации не вносились. Так, порядок и клинические рекомендации устанавливают, что аборт может проводиться медикаментозным или хирургическим методом. Однако постановление №1327 не проводит границу между медикаментозным и хирургическим абортом, что порождает вопрос о том, может ли медицинский центр, который проводит только медикаментозные аборты, получить соответствующую лицензию. И если да, то при каких условиях.

Если проанализировать требования порядка и клинических рекомендаций, можно заключить, что прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, причем медикаментозный аборт может проводиться амбулаторно. Прерывание беременности хирургическим методом проводится в условиях дневных стационаров медицинских организаций и в стационаре. Более того, согласно клиническим рекомендациям, в случае необходимости медицинская организация должна иметь возможность и условия для оказания экстренной хирургической помощи или возможность экстренной медицинской эвакуации в кратчайшие сроки в гинекологический стационар.

Обратим внимание, что клинические рекомендации говорят о «возможности и условиях для оказания экстренной помощи» или «возможности экстренной эвакуации в стационар». В теории такая возможность может обеспечиваться как собственной материально-технической базой, так и по договору с иным лечебным учреждением. Однако в правилах, утвержденных постановлением №291, говорится о том, что для получения лицензии заявитель должен представить в лицензирующий орган в том числе копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений; а также медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг). И если толковать соответствующие положения ограничительно, то договора с иным медицинским учреждением для обеспечения возможности экстренной госпитализации пациентки может быть недостаточно для получения лицензии на проведение искусственного прерывания беременности.

Многие другие вопросы применения постановления №1327 требуют дополнительного прояснения со стороны регулятора, иначе исключить риски неоднозначного прочтения новых норм участниками рынка будет невозможно

Нужен ли психолог?

Также у лечебного учреждения может возникнуть вопрос: нужно ли для получения лицензии вводить отдельную должность психолога? В соответствии с порядком и клиническими рекомендациями при первичном обращении женщины для искусственного прерывания беременности по ее желанию врач акушер-гинеколог (в случае его отсутствия – врач общей практики) направляет беременную в кабинет медико-социальной помощи (Центр медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) для консультирования с психологом (специалистом по социальной работе). Однако при отсутствии кабинета медико-социальной помощи в тех же документах допускается возможность консультации акушера-гинеколога, которую врач проводит на основе информированного добровольного согласия женщины. Таким образом, можно заключить, что введение отдельной должности психолога не требуется. Однако в отсутствии прямого регулирования возможно и другое толкование.

В связи с изложенным, эти и многие другие вопросы требуют дополнительного прояснения со стороны регулятора. Без такого разъяснения будет невозможно исключить риски неоднозначного прочтения новых норм со стороны различных участников рынка.

Промедление наказуемо

Напомним, что за осуществление деятельности без лицензии или с нарушением предусмотренных лицензией требований установлена административная и уголовная ответственность. Логично предположить, что после выделения медицинской услуги по искусственному прерыванию беременности в самостоятельный вид услуг риски применения такой ответственности к медицинским организациям могут вырасти.

В частности, статья 14.1 КоАП РФ устанавливает административные штрафы за осуществление деятельности без лицензии, за нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией, в том числе за грубое нарушение. Статья 19.20 КоАП РФ устанавливает отдельную административную ответственность за аналогичные нарушения, но уже для некоммерческих организаций. Напомним, что бюджетные учреждения здравоохранения относятся к некоммерческим организациям, в связи с чем для них могут быть актуальны риски привлечения к ответственности по данной статье.

За осуществление медицинской деятельности без лицензии также возможно привлечение к уголовной ответственности, в том числе если в результате был причинен вред здоровью или наступила смерть человека (статья 235 УК РФ).

Большим многопрофильным медицинским центрам будет не сложно получить отдельную лицензию на оказание услуги по искусственному прерыванию беременности. Проблемы возможны у небольших клиник

Надо поговорить

Оценивая ситуацию, эксперты сходятся во мнении, что для больших многопрофильных медицинских центров, которые сегодня оказывают среди прочих услуги по профилю акушерство и гинекология, не возникнет существенных проблем с получением отдельной лицензии на оказание услуги по искусственному прерыванию беременности. Сложнее будет небольшим медицинским центрам, которые могут не обладать необходимой базой для стационарной помощи.

В целом же, учитывая массу вопросов относительно применения положений нового постановления, требуется конструктивный диалог между регулятором и профессиональным сообществом. В противном случае риски отказа в выдаче лицензии, а также риски привлечения к административной или уголовной ответственности для медицинской организации без лицензии и ее должностных лиц могут из разряда теоретических перейти в практическую плоскость.

Для проведения абортов клиникам придётся запастись специальной лицензией

Разродились запретом

12 декабря вступило в силу постановление правительства, вводящее специальное лицензирование для проведения абортов. Как заявляется, таким образом государство пытается повысить качество оказываемых медуслуг и улучшить демографическую ситуацию. Однако на деле введение лицензирования может привести к тому, что для социально незащищённых женщин легальные аборты станут недоступны.

Никакого практического смысла в получении отдельной лицензии на аборты, казалось бы, и нет. «Я думаю, что это очередное бюрократическое завихрение, которое никак ни на что не повлияет. Этакая псевдообщественная деятельность, – считает зампредседателя Формулярного комитета РАН профессор Павел Воробьёв. – То есть чиновники теперь могут сказать: вот, мы тоже против абортов, но так, умеренно против, предпринимаем усилия».

В Минздраве, кстати, мнение экспертного сообщества некоторым образом даже подтверждают. Так, глава ведомства Вероника Скворцова ранее заявляла, что дополнительная лицензия нужна для того, чтобы у министерства была возможность… собрать более качественную статистику. Дескать, стоит только чиновникам понять, сколько у нас на самом деле делается абортов, тут-то их и осенит, как с ними надо бороться. Каким образом наших чиновников может осенить на борьбу с чем-либо, известно давно: ужесточить, отрегулировать, запретить – стандартный набор методов борьбы.

Ударим абортами по социалке

Бороться с абортами у нас в стране пытаются уже не первый год. Кстати, в своё время, когда введение лицензирования на аборты ещё только обсуждалось, всплыла другая тема: дескать, надо бы вывести аборты из системы ОМС, сделав их исключительно коммерческой процедурой.

В итоге здравый смысл восторжествовал, однако всевозможные петиции и обращения общественников о запрете абортов настойчиво маячат в информационном пространстве.

А вот история, случившаяся в Башкирии ещё в 2010 году, любителей бороться с абортами почему-то не заинтересовала. Между тем тогда в больнице Туймазинского района врачи провели принудительный (!) аборт 21-летней пациентке. На процедуре настаивали её родители, которым не нравился отец ребёнка, осуждённый за разбой. Родительская воля была исполнена, спустя некоторое время девушка написала заявление в полицию.

Сделать это оказалось не так-то просто, ведь в российском уголовном кодексе понятия «принудительный аборт» нет. С помощью правозащитников девушке в итоге удалось подать в суд на больницу, но в первой инстанции в выплате компенсации отказали. Дело решил Верховный суд Башкирии, постановивший выплатить пострадавшей 20 тыс. рублей за моральный вред. На сегодняшний день дело принял к рассмотрению уже Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Поможет ли дополнительное лицензирование избежать подобных случаев в будущем? Очевидно, нет. А вот создание новой бюрократической волокиты для получения лицензии вполне может привести к тому, что найти клинику, где можно будет качественно и недорого сделать аборт, будет не так-то просто. «Конечно, мест будет меньше. Лицензирование предполагает определённый документооборот – это разрешительная манипуляция, которая, понятное дело, имеет коррупционные составляющие, – считает медицинский адвокат, эксперт Лиги защитников пациентов Дмитрий Айвазян. – При этом качественного улучшения медицинского обслуживания не произойдёт, разве что отчёты станут более строгими. У нас в стране катастрофическая демографическая ситуация, но решать проблему такими методами – это просто смешно. Надо социалку поднимать».

Региональные лидеры аргументируют просьбу о продлении Brexit тем, чтобы хватило времени на проведение нового референдума с вариантом «остаться в Евросоюзе» на бюллетенях.

Криминальные абортарии снова в деле

Очевидно, что лицензирование ударит в первую очередь вовсе не по крупным столичным клиникам. Закручивание гаек в этой сфере будет ощутимо прежде всего в регионах, где дела и без того не очень хороши.

Даже в Минздраве сегодня признают существование криминальных абортов, которые производятся в небольших населённых пунктах. На днях Вероника Скворцова назвала нелегальные аборты главной причиной высокого уровня материнской смертности в сёлах. «Это полное безобразие, и мы сейчас продумываем дополнительный комплекс мер, как сделать так, чтобы этого не происходило», – отметила министр.

Как правило, аборты в домашних условиях женщины проводят себе сами обычной вязальной спицей. По сути, это игра в русскую рулетку: одно неосторожное движение и женщина просто умрёт от потери крови. Но это в лучшем случае. Те, кому «не повезло», умирать будут несколько дней – долго и мучительно – от занесённой инфекции и развившегося сепсиса.

Кстати, так называемые врачи, проводящие подобные манипуляции на дому или в нелегальных клиниках, действуют немногим лучше. В арсенале у них, как правило, лишь самый базовый набор необходимых инструментов. Так что если что-то в процедуре пойдёт не так, то эскулап просто рискует проткнуть пациентке брюшную полость. Результатом такого аборта будет смерть от внутреннего кровотечения.

Подпольные медикаментозные аборты также используют варварские методы. Самый популярный из них – введение с помощью тонкой иглы в околоплодные воды раствора соли и глюкозы. Беда только в том, что, если эта «гремучая смесь» попадёт в кровеносные сосуды, содержание натрия в крови повысится. Это может привести к резкому снижению давления и закончится смертью. Плод при этом также погибает страшной смертью.

Сегодня женские форумы пестрят сообщениями беременных женщин, пытающихся сделать мучительный выбор: сделать аборт или оставить ребёнка. Единственная и главная причина, мешающая сделать выбор в пользу новой жизни, – материальная.

Возможное закручивание гаек при дополнительном лицензировании в итоге может привести к тому, что аборт для женщин из социально незащищённых групп населения станет просто недоступным. «Если следовать всем правилам и процедурам, то себестоимость оказания такой услуги и медучреждения должна возрасти. Возможно, уйдут с рынка те игроки, которые быстро и дёшево оказывали эту помощь. И в этом смысле средняя стоимость процедуры может вырасти», – рассуждает директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский.

Действительно, ведь дополнительная лицензия предполагает не только наличие некоей формальной бумаги, но ещё и соблюдение ряда процедур. Среди них, например, обязательная психологическая консультация и соответственно попытки отговорить женщину от аборта. В государственных клиниках подобное есть и сейчас, а вот в частном секторе аборт можно сделать буквально в день обращения. «В определённой степени доступность абортов, конечно, снизится. Это перестанет быть процедурой, которую можно сделать по объявлению в Интернете через час после прочтения этого объявления», – считает Юрий Крестинский.

Расхожий афоризм о том, что, если бы мужчины могли беременеть, право на аборт считалось бы священным, сегодня звучит как никогда актуально. Почему-то никто из законодателей, например, не думает о том, чтобы подредактировать УК, введя туда понятие принудительного аборта. Нет планов по созданию в стране сети центров помощи женщинам, пострадавшим от изнасилования. Зато забеременевшие в результате насильственного акта женщины теперь вынуждены будут слушать психологические изыскания о сложности морального выбора. Не так давно в Домжуре прошло мероприятие с участием общественников и депутатов Госдумы, где на полном серьёзе обсуждалась идея о полном запрете абортов. Среди прочего прозвучало и предложение посоветовать врачам при разговоре с пациентками не употреблять слово «аборт». Спрашивать прямо: «Будете ли вы убивать своего ребёнка?»

Вот такую психологическую «помощь» и «поддержку» наши законодатели готовы оказывать женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поставившей их перед самым, пожалуй, страшным выбором в жизни.

Сегодня аборты в России проводятся легально за счёт средств ОМС на сроке до 12 недель по желанию женщины. Вне зависимости от срока процедуру можно провести только по медицинским показаниям.

Проведение абортов обходится бюджету фонда ОМС примерно в 5 млрд рублей в год (чуть более 0,1% всего бюджета фонда).

В последние годы количество абортов в России немного, но снижается. В 2015 году в стране было сделано 848 тыс. абортов, в 2016-м – чуть более 700 тысяч. Наибольшее количество прерываний беременности делают женщины в возрасте от 20 до 34 лет.

Лицензирование искусственного прерывания беременности и его тонкости

Очень скользкая с моральной точки зрения тема — аборты. Что это — убийство или возможность избежать появления “потенциально брошенных” детей? Ниже освещается лишь практическая сторона вопроса — получение разрешения на проведение данной процедуры. Но как пройти лицензирование искусственного прерывания беременности? Что для этого нужно?

Наша страна прошла различные варианты законодательного отношения к искусственному прерыванию беременности. В начале XX века осуществлять их решили легально, в середине было принято решение категорически запретить, в результате увеличилось число криминальных абортов и, как следствие, возросла женская смертность. В итоге право выбора женщинам вернули обратно.

Аборт является одним из типов медицинского вмешательства, который подпадает под регулирование лицензирования. В конце 2016 года российское правительство внесло изменение в порядок приобретения лицензий на выполнение данной манипуляции и дало медицинским учреждениям год, чтобы адаптироваться к нововведенным требованиям.

Тонкости услуги лицензирования по искусственному прерыванию беременности

Стоит подчеркнуть, что выпущенное постановление № 1327 не предполагает особенностей в получении лицензии на оказание услуг по проведению абортов. Это значит, что к лицензированию искусственного прерывания беременности должны применять общие нормы, действующие в настоящее время. Например, чтобы определить, в какой именно лицензирующий орган следует обратиться, необходимо пользоваться общими правилами, которые установлены постановлением №291 и определенными нормативными актами. Так, Федеральная служба надзора по здравоохранению лицензирует в основном деятельность медицинских учреждений, которые подведомственны органам федеральной власти. Ею также лицензируются медицинские организации, осуществляющие деятельность по предоставлению высокотехнологичной медпомощи. А уполномоченными органами субъектов РФ лицензируется деятельность организаций, кроме тех, чью работу лицензирует Росздравнадзор.

Следует помнить о том, что конкретный орган власти субъекта, который осуществляет лицензирование искусственного прерывания беременности, определяется в нормативных и правовых актах субъектов России. При этом в каждом случае он отличается. Например, в разных городах подобными органами выступают разные органы: в Москве – это департамент здравоохранения, а непосредственно в Подмосковье речь идет о министерстве здравоохранения области. К лицензированию искусственного прерывания беременности применяются общие нормы.

Документы и размер госпошлины

Аналогична и ситуация с документами, подаваемыми в лицензирующие органы. Новым постановлением не оговорены специальные требования к бумагам. Кроме того, отсутствуют какие-либо указания в части срока действия лицензии на оказание услуг по искусственному приостановлению беременности. Стоит напомнить, что выданные лицензии на осуществление такого рода деятельности действуют бессрочно. Размер госпошлины на приобретение лицензии, в свою очередь, составляет 7500 рублей.

Требуется ли психолог?

В чем состоят особенности лицензирования искусственного прерывания беременности?

У лечебного учреждения, желающего получить лицензию на проведение искусственного прерывания беременности, может возникать вопрос о том, нужно ли для приобретения соответствующего разрешения вводить отдельную должностную единицу психолога? Согласно порядку и клиническим рекомендациям, в рамках первичного обращения беременная, намеревающаяся сделать аборт, направляется акушером-гинекологом в кабинет медицинской социальной помощи. Данная процедура предусмотрена в целях переубеждения решившейся на этот отчаянный шаг женщины с целью сохранения ее беременности.

Таким кабинетом может послужить, например, центр медицинской социальной поддержки для беременных, которые оказались в трудной ситуации. Таким образом, консультирование с психологом необходимо. Эту работу может провести также специалист по социальной работе.

Консультация акушера-гинеколога

Стоит заметить, что в случае отсутствия кабинета медицинской социальной помощи допускается возможность проведения консультации акушером-гинекологом, которую последний осуществляет на основе добровольного согласия женщины. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ввод отдельной должности для такого специалиста, как психолог, в рамках выполнения лицензирования не требуется. Однако в случае отсутствия прямого регулирования допускается и другое толкование.

Чем чревато отсутствие лицензирования искусственного прерывания беременности?

Применение штрафов

Следует лишний раз также напомнить о том, что за осуществление деятельности без наличия лицензии либо с нарушениями предусмотренных требований устанавливается не только административная, но также и уголовная ответственность. После преобразования медицинской услуги в отношении искусственного прерывания беременности в самостоятельный тип медпомощи риск применения подобной ответственности к медицинским учреждениям постоянно растет.

В частности, статьей 14 КоАП устанавливаются административные штрафы за выполнение подобного рода деятельности без наличия лицензии. Также предусматривается ответственность за нарушение условий и требований, которые предусмотрены законодательством в рамках проведения процедуры. Кроме того, статьей 19 КоАП устанавливается отдельная административная ответственность за похожие нарушения, но уже в отношении некоммерческих организаций. Необходимо напомнить о том, что бюджетные службы здравоохранения относят к некоммерческим организациям, в связи с этим обстоятельством для них могут быть вполне актуальны любые риски привлечения к ответственности по соответствующей статье.

Привлечение к уголовной ответственности

За выполнение медицинской деятельности без наличия лицензии также не исключается и привлечение к уголовной ответственности, в особенности в том случае, если в результате был нанесен вред здоровью пациентки или наступила смерть. Об этом говорится в Уголовном кодексе в статье № 235.

Правила лицензирования искусственного прерывания беременности должны строго соблюдаться.

Преимущества крупных медицинских организаций

Стоит подчеркнуть, что многопрофильным медицинским учреждениям не составляет особого труда приобретение отдельной лицензии на выполнение услуги по искусственному прерыванию у женщин беременности. Проблемы с этим, как правило, на сегодняшний день возникают у небольших клиник.

Так ли сложно получить данную лицензию?

Оценивая нынешнюю ситуацию, все эксперты сходятся во мнении о том, что для большинства многопрофильных медицинских учреждений, которые оказывают сегодня среди прочих услуги по профилю гинекологии и акушерства, не возникнет каких-либо существенных проблем с получением отдельных лицензий на оказание услуг по выполнению искусственного прерывания беременности.

Намного сложнее, по мнению юристов, небольшим центрам, которые могут попросту не обладать требуемой базой для предоставления и осуществления стационарной помощи.

Таким образом, на сегодняшний день каждая профильная клиника должна быть ознакомлена с тонкостями лицензирования искусственного прерывания беременности. Его нюансы и особо важные моменты должны освоить все учреждения, которые ориентированы на предоставление подобного рода услуг.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию