Порядок лицензирования предпринимательской деятельности
Получение лицензии является обязательным только для ряда компаний, которые занимаются конкретными видами деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности — это сложный и трудоемкий процесс, чьи подводные камни лучше знать заранее, чтобы правильно оформить все документы и получить желаемый документ.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Что такое лицензия и какими правами она наделяет держателя
Лицензия — это вид документа, который разрешает осуществления определенного вида деятельности на территории РФ. Лицензирование деятельности предприятий регулируется Федеральным законом №99, в котором и дается определение данному фактору.
Под ним понимается та мера, которая применяется для предотвращения нанесения ущерба правам граждан, окружающей среде и памятникам архитектуры и безопасности страны.
При получении данного документа организация получает право гарантировать потребителю качество, а главное безопасность своих товаров. Это подтверждает то, что они соответствуют всем установленным нормам.
Получение лицензии на предпринимательскую деятельность — обязательная процедура для физ.лиц, юр.лиц и ИП, которые решили ею заняться. Для этого нужно обратиться в один из гос.органов, который занимается выдачей подобных документов.
К примеру, если компания решила заняться грузоперевозками, то ей следует обратиться в Федеральную службу по надзору транспорта. Аудиторским фирмам нужно получать лицензию в Минфине и т.д.
Всего около 30 гос.структур занимаются оформлением этого документа, поэтому нужно четко знать, каким видом деятельности вы решили заняться, чтобы понять, куда обращаться.
Без наличия лицензии предприятие будет нести административную ответственность. По ст.14.1(2) КоАП РФ штраф составляет 40-50 тыс. руб. для юр.лиц и 4-5 тыс. — для ИП. При этом, весь товар, который они производили, может быть конфискован.
Если какая-либо фирма занимается производством или распространением алкогольных напитков без лицензии, то за это определяется штраф в 200-300 000 руб., по ст.14.1(7) КоАП РФ. Также в этом случае вся продукция и материал, который при этом использовался, изымается.
При выявлении нарушений деятельности с уже выданной лицензией компанию ждет штраф суммой в 30-40 тыс. руб. для организаций и 3-4 тыс. для ИП, по ст. 14.1(3) КоАП РФ.
За осуществление деятельности с грубыми нарушениями условий полученной лицензией организация будет обязана выплатить 40-50 тыс.руб., а ИП — 4-5 тыс.руб., по ст. 14.1(4) КоАП РФ. Штраф может быть заменен на приостановление деятельности на срок — до 3х месяцев.
Зачем нужно лицензировать предпринимательскую деятельность
Федеральный закон №99 выдвигает требование о получении лицензий организациями и ИП для обеспечения максимальной правовой защиты гражданам РФ, а также экологической обстановке и самому гос.строю.
Только некоторые виды предпринимательской деятельности должны лицензироваться:
- предоставление кредитов;
- связанные с гос.тайнами;
- производство и распространение алкогольных напитков, содержащих этиловый спирт и обычный;
- услуги связи;
- фармацевтическая;
- перевозки грузов и пассажиров;
- образовательная;
- по предоставлению услуг охраны;
- эксплуатация природных ресурсов и т.д.
Всего существует порядка 50 видов деятельности, которые должны проходить процедуру лицензирования организаций. Они перечислены в ст.12 ФЗ№99.
С порядком лицензирования медицинской деятельности можно ознакомиться здесь.
Получение лицензии предоставляет ее получателю не только права, но и обязательства. Организация, которая вам выдала ее, будет проводить проверки в отношении вашей компании. Они могут быть плановыми и внеплановыми. Обычно их периодичность — каждые 1-3 года.
Порядок лицензирования
Выдать лицензию предприятию разрешается законом при соблюдении определенных условий:
- соответствие технической базы деятельности организации;
- наличие квалифицированных сотрудников;
- система контроля над производством;
- капитал определенного размера;
- отсутствие долгов и пр.
Конкретный перечень зависит от того вида деятельности, которым занимается фирма. Размер гос.пошлин также зависим от этого фактора, но для большинства она составляет 7,5 тысяч рублей, по ст.333.33 НК РФ.
Самые высокие — это для производства спиртных напитков — от тыс. рублей, а на их продажу — от 65 тыс. руб. Для совершения различных банковских операций потребуется оплатить 0,1% от всего капитала, но не более 300 тыс. руб.
Она оплачивается только один раз, а при получении отказа в предоставлении лицензии не возвращается.
Для того, чтобы организация стала лицензированной, ей нужно пройти несколько обязательных этапов:
- сбор и подготовка документов;
- оплата гос.пошлины;
- рассмотрение заявки;
- получение самой лицензии.
Какие документы понадобятся
Лицензирующий орган потребует от организации следующие обязательные бумаги:
- квитанция об оплате гос.пошлины;
- заявление на предоставление лицензии;
- копии документов, которые подтверждают соответствие лицензируемого вида деятельности всем установленным законом нормам;
- все бумаги по предприятию и пр.
Точный список следует уточнять в том гос.органе, в который обратился соискатель лицензии.
В заявлении следует указывать следующую информацию:
- название организации;
- фактический и юридический адрес юридического лица;
- форма организации;
- все контактные данные;
- регистрационный номер вместе с адресом и наименованием того органа, который выдал его;
- ИНН и все сведения о документе об учете в налоговой;
- вид деятельности, которым занимается предприятие;
- реквизиты квитанции об уплаченной пошлине;
- список прилагаемых документов.
Подача документов
После того, как пакет документов был подготовлен, его можно подать разными способами:
- при личном визите в гос.орган;
- отправкой по почте заказного письма с уведомлением;
- по электронной почте (для этого документы нужно заверить электронной подписью).
Согласно лицензионным требованиям, организации выдается бумага о подтверждении получения документов. Она выдается заявителю в самом ведомстве или высылается по почте.
Если выясняется, что индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом были поданы не все документы, то их об этом уведомят об этом в течение 3х дней. Чтобы исправить ошибки, им предоставляется месяц и еще 3 дня на то, чтобы подать правильные варианты документов.
Получение лицензии
Рассмотрение каждой отдельной заявки составляет 45 дней. Этот срок рассчитывается с момента получения всего пакета документов. Это время требуется ведомству для того, чтобы установить правильность оформления всех документов, а также соответствие лицензиатом всем критериям, которые установлены законом.
В случае положительного решения по заявке, то подписывается приказ о выдаче лицензии. Через 3 дня после этого сам заявитель может рассчитывать на ее получение.
Некоторые особенности
Рассмотрим пример лицензирования продажи спиртных напитков. В России это очень распространенный вид деятельности, поэтому существует даже отдельный закон, который регулирует его, — ФЗ №171 от 1995 г. Именно в нем указано, что если спиртным напитком является пиво, то для его продажи не требуется лицензии, по ст.16. Не только юр.лица могут продавать его, но и ИП.
Второй правовой документ, который определяет порядок действий при лицензировании этого вида деятельности, — Административный регламент.
Пакет документов будет различен при оформлении лицензии для розничной торговли спиртными напитками, их производства или хранения. Следует заранее уточнять это в том ведомстве, куда вы собираетесь обращаться. Это требуется и по той причине, что существуют региональные власти, которые устанавливают свои правила в данной области.
Что делать при получении отказа
Любая гос.структура оставляет за собой право отказа в случае, если предпринимательская деятельность не соответствует требованиям, которые приведены в нормативно-законодательных актах или были предоставлены не все документы.
Можно попробовать оспорить решение гос.органа, который отказал вам в предоставлении лицензии в суде, но для этого нужно подготовить все документы и тщательно подготовиться к судебному разбирательству, так как оно, как правило, требует много времени и денег.
Это имеет смысл делать, если заявитель полностью уверен, что у него нет никаких задолженностей перед налоговой. Именно эта причина становится частым препоном для получения лицензии. Организация может даже не знать, что у нее есть долги перед этим гос. органом, а потом в суде это все выясняется. Поэтому рекомендуется провести полную проверку всей документации перед тем, как отправлять исковое заявление в суд.
На каких основаниях может быть остановлено или аннулировано действие лицензии
Если в процессе проверок, контролер найдет какое-либо нарушение со стороны предприятия, то ему предоставляется один месяц на то, чтобы его исправить. Если юр.лицо или ИП упорствует, то лицензия у него отзывается.
Не стоит расслабляться в случае исправления ошибки. Скорее всего, вас будут ждать внеочередные проверки.
По иску лицензирующего органа лицензия отзывается в течение 10 рабочих дней по судебному решению.
В добровольном порядке лицензирование прекращается в следующих случаях:
- при оформлении заявления о прекращении деятельности;
- при приостановлении деятельности физ. или юр.лиц (сюда не относится реорганизация).
В последних двух случаях не требуется самостоятельно обращаться в ведомство, выдавшее вам лицензию. Налоговая сама об этом позаботится.
Более подробно вопрос приостановления лицензии рассмотрен в этой статье.
Чтобы срок действия лицензии не закончился раньше времени, нужно вовремя ее переоформлять. В ст.18 ФЗ №99 перечислены те случаи, когда требуется выполнять данную процедуру. Ими являются:
- реорганизация предприятия;
- изменение данных ИП или юр.лиц;
- смена адреса юр.лица или названия;
- изменение адреса, по которому идет деятельность данной фирмы.
Для этого нужно будет обратиться в то же ведомство и предоставить необходимые документы вместе с квитанцией о подтверждении оплаченной пошлины. Она составляет 600-2600 руб.
Заключение
Лицензия является документом, который выдается гос.органами, для предоставления возможности тем или иным предприятиям осуществлять определенные виды деятельности. В России нет одного ведомства, которое выдает такие бумаги. Все зависит от того, какую деятельность осуществляет данная компания.
Для получения лицензии потребуется оформить документы, оплатить гос.пошлину и подать их в соответствующее ведомство. При положительном ответе по вашей заявке, по истечении полутора месяцев вы получите на руки нужный вам документ.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Лицензирование деятельности индивидуальных предпринимателей и ответственность за нарушение законодательства о лицензировании
Хозяйствующий субъект имеет право заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Вопросы, связанные с лицензированием деятельности индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).
Индивидуальный предприниматель при выполнении некоторых видов деятельности обязан получить в лицензирующем органе специальное разрешение – лицензию.
Перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, установлен статьей 17 Закона о лицензировании. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
К таким видам деятельности, в частности, относятся:
– разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
– разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля вооружением и военной техникой;
– производство и торговля оружием, его основными частями и патронами к нему;
– разработка, производство и утилизация боеприпасов;
– деятельность по эксплуатации электрических, газовых и тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя);
– инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
– производство лекарственных средств;
– производство и техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
– перевозки морским, внутренним водным, воздушным транспортом пассажиров и грузов;
– перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
– погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а также на железнодорожном транспорте;
– деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения, воздушных судов, а также по ремонту воздушных судов;
– деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте, а также технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
– организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;
– туроператорская и турагентская деятельность;
– негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;
– производство табачных изделий;
– ряд других видов деятельности.
Следует отметить, что список лицензируемых видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №80-ФЗ подвергся значительному сокращению.
Федеральный закон №80-ФЗ ввел процедуру упрощенного лицензирования и изменил подход к процедуре приостановления лицензии. Например, с 1 января 2007 года отменено лицензирования видов деятельности, относящихся к сфере строительства.
На основании пункта 2 статьи 17 Закона о лицензировании перечень работ и услуг, подлежащих лицензированию, устанавливается Положениями о лицензировании следующих видов деятельности:
1) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино);
2) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов);
3) космическая деятельность;
4) медицинская деятельность;
5) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
6) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
7) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Так, Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года №30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, которым установлен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем. Срок действия лицензии согласно статье 8 Закона о лицензировании не может быть менее чем 5 лет, но по его окончании срок может быть продлен по заявлению лицензиата.
В зависимости от вида деятельности лицензии выдаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами власти субъектов Российской Федерации. Перечень документов, которые представляет соискатель лицензии в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, приведен в статье 9 Закона о лицензировании.
За рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за представление лицензий уплачивается государственная пошлина. Размер госпошлины с 1 января 2005 года установлен главой 25.3 НК РФ.
Кроме того, особый порядок и специальные условия лицензирования установлены Федеральным законом от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи). Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Лицензии выдаются по результатам рассмотрения заявлений, а также по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса) (статья 31 Закона о связи).
Для получения лицензии заявитель обязан подать в лицензирующий орган заявление, в котором указываются:
– фамилия, имя, отчество;
– данные документа, удостоверяющего личность;
– наименование услуги связи;
– территория, на которой будет оказываться услуга связи, и создаваться сеть связи;
– категория сети связи;
– срок, в течение которого соискатель лицензии намерен осуществлять деятельность в области оказания услуг связи.
К заявлению прилагаются документы необходимые для получения лицензии:
· копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, заверенная органом, выдавшим указанный документ, или нотариально заверенная копия указанного документа;
· нотариально заверенная копия свидетельства о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
· схема построения сети связи и описание услуги связи;
· документ, подтверждающий уплату сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.
К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности относятся: соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Если лицензируемые виды деятельности требуют для их осуществления специальных знаний, то в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, квалификационные требования к гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.
Решение о выдачи лицензии или об отказе ее выдачи лицензирующий орган принимает в сроки, установленные статьей 32 Закона о связи. В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о лицензировании, к причинам, по которым может быть отказано в выдаче лицензии, относятся:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается сбор в размере 300 руб.
За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. После получения уведомления о выдаче лицензии заявитель обязан в срок оплатить лицензионный сбор, который установлен в размере:
– 15 000 руб., умноженных на количество субъектов Российской Федерации, на территориях (части территорий) которых, согласно этой лицензии, будут оказываться услуги связи, (в случаях, указанных в пункте 3 статьи 30 Закона о связи);
– определенном условиями торгов (аукциона, конкурса), – в случае выдачи лицензии по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса);
– 1000 руб., умноженных на количество субъектов Российской Федерации, на территориях (части территорий) которых согласно этой лицензии будут оказываться услуги связи, – в иных случаях.
Суммы лицензионного сбора и сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии зачисляются в федеральный бюджет. Если соискатель лицензии не оплатит лицензионный сбор в течение 3 месяцев, то лицензирующий орган имеет право аннулировать лицензию.
Срок действия лицензии на оказание услуг связи установлен от 3 до 25 лет, но лицензия может выдаваться на срок и менее 3 лет по заявлению соискателя лицензии.
В лицензии лицензирующим органом указывается территория, на которой в соответствии с лицензией, разрешается оказывать услуги связи. Лицензия или любые предоставляемые ею права, не могут быть полностью или частично переданы лицензиатом другому юридическому или физическому лицу.
Лицензия, по заявлению ее владельца, может быть переоформлена на правопреемника. Переоформление осуществляется в течение 30 дней со дня подачи заявления, за переоформление взимается лицензионный сбор в размере 1000 руб. (подпункты 5, 6 статьи 35 Закона о связи). В лицензию также могут быть внесены изменения и дополнения (статья 36 Закона о связи).
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
За нарушение предпринимателями действующего законодательства о лицензировании законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность.
И в заключение отметим, что в случае получения лицензии на осуществляемую предпринимателем деятельность, он не обязан сообщать в регистрирующий орган о получении лицензии, так как именно на лицензирующий орган возложена обязанность по предоставлению сведений о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем. Сведения представляются в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении лицензии, ее переоформлении, приостановлении действия, возобновлении или аннулировании (пункт 20 Правил ведения ЕГРИП).
Ответственность предпринимателя за нарушение законодательства о лицензировании
Действующим законодательством предусмотрены различные виды ответственности за невыполнение индивидуальными предпринимателями обязанностей по лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании.
При осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, если использование лицензии обязательно, статьей 14.1 КоАП РФ предусмотрена административно-правовая ответственность в виде административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, – влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 40 МРОТ.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, – в соответствии со статьей 171 УК РФ наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев. То же деяние, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.
Более подробно с вопросами, касающимися порядка регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, лицензирования, а так же различные налоговые режимы, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Индивидуальные предприниматели».
Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности
Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности
17.1. Сущность лицензирования
В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.
Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.
Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.
В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.
Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;
в) лицензируемая деятельность;
г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.
При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.
Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.
В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Лицензирование предпринимательской деятельности
Сущность лицензирования
В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.
Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.
Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.
В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.
Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;
в) лицензируемая деятельность;
г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.
При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.
Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.
В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Порядок лицензирования
Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.
1. Представление в соответствующий лицензирующий необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
- лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:
- копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.
Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором указываются:
- наименование лицензирующего органа;
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);
- срок действия лицензии;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- номер лицензии;
- дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Аннулирование лицензии возможно:
а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.
б) в судебном порядке, то есть решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации.
Лицензирование предпринимательской деятельности
Дата публикации: 21.05.2019 2019-05-21
Статья просмотрена: 161 раз
Библиографическое описание:
Кирина О. О. Лицензирование предпринимательской деятельности // Молодой ученый. 2019. №20. С. 318-319. URL https://moluch.ru/archive/258/58560/ (дата обращения: 02.01.2020).
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности только после получения лицензии. Под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, которые подтверждаются документом выданным лицензирующим органом субъекту предпринимательской деятельности.
Основным источником, который регулирует данный институт в России, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» [1]. В нем зафиксированы основные понятия, принципы, лицензионные требования, порядок предоставления, переоформления, приостановления, прекращения и аннулирования лицензий.
Анализируя данный нормативный акт, можно выделить критерии, по которым та или иная деятельность будет требовать разрешения.
Первый критерий — критерий объективной опасности. Он включает в себя виды деятельности, осуществление которых, может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства.
Второй критерий формальный. Он включает в себя виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензия носит именной характер, т. е. она предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию субъекту предпринимательства. Исключение составляет случай правопреемства при преобразовании юридического лица.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, которые утверждаются Правительством РФ. Общими требованиями для соискателя лицензии и лицензиата, которые могут быть включены в перечень являются:
– наличие помещений, зданий сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям и принадлежащих субъекту на законных основаниях;
– наличие работников, с которыми заключен трудовой договор, имеющих профессиональное образование, квалификацию и/или стаж работы;
– наличие необходимой системы производственного контроля;
– соответствие требованиям касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера установленного капитала и отсутствие задолженности перед третьими лицами.
Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [2] предусматривает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания- в ст.16 говорится о том, что с целью продажи такой продукции организации обязаны иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, общая площадь которых составляет не менее 50 квадратных метров в городе и 25 квадратных метров в селе – данное требование по факту является не только правилом продажи алкоголя, но и лицензионным требованием.
Проблемным вопросом является определение площади. Нет единого подхода: одни принимают в расчет все помещения стационарного торгового объекта (учитывая площадь склада, туалета, коридора), другие берут во внимание только площадь торгового зала (зала обслуживания).
Большинство дел, рассмотренных Арбитражным судом РФ-, это дела о привлечении организаций за осуществление продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без лицензий. Но также существует множество ситуаций, когда субъект предпринимательской деятельности нарушает лицензионные требования путем продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, продажи алкогольной продукции на вынос.
Что любопытно, проверяющие органы сталкиваются и с такими ситуациями, когда фактически продажа алкоголя ведется в месте, не обозначенном в лицензии.
Существуют определенные требования, согласно которым, размещение баров, ресторанов должно быть на определенном расстоянии от образовательных учреждений. Данное расстояние устанавливается местными властями самостоятельно. В г. Омске минимальное расстояние составляет 50 метров. Знакома с ситуацией, когда организации общепита не хватала 1 метра расстояния для получения лицензии на продажу алкоголя. Кафе на неделю, когда шли проверки, соответствует ли условия лицензионным требованиям, перенесли главный вход на запасной, а запасной сделали главным. Смекалка русского человека.
Развитие бизнеса происходит быстрыми темпами, естественно, законодательство должно подстраиваться, совершенствоваться в ногу с ним.
Лицензионная деятельность является важной контролирующей задачей государства. Нужно конкретизировать и уточнять все моменты в нормативных актах, чтобы не было проблем в понимании и толковании закона.
1. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ
2. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ
Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности: порядок и суть мероприятия
Законодательство РФ и многих других стран регламентирует обязательное лицензирование ряда видов предпринимательской деятельности. Законы также устанавливают перечень необходимых к получению лицензии предпринимательских сфер. Организация какого-либо «дела» с игнорированием данного аспекта законодательства является серьезным нарушением, за которое предусмотрены различные типы наказаний.
Основные принципы лицензирования и его суть
Лицензия как официальный документ
Лицензирование – комплекс мероприятий, направленный на получение лицензионных документов на определенный аспект жизнедеятельности. Также к данному процессу можно отнести:
- контроль над лицензиями;
- предоставление документов для подтверждения наличия у лица лицензий;
- проверка за правильностью соблюдения всех лицензионных требований;
- аннулирование полученных документов и разрешений;
- введение лицензионных реестров и так далее.
Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (ПД) – очень важный процесс, введенный правительством РФ для обеспечения безопасности нашей страны и граждан от несанкционируемых видов предпринимательства.
Государство проводит контроль соблюдения всех лицензионных пунктов каждого вида предпринимательской деятельности, которые могут быть опасны для жителей России и требуют специализированных навыков для осуществления своего функционирования.
Таким образом, можно выделить общий принцип формирования необходимости лицензирования ПД: к лицензируемым видам предпринимательства относят все сферы организации каких-либо действий, которые могут ущемлять права граждан, наносить ущерб государству, нарушать законы, быть опасны для здоровья жителей страны и нести опасность безопасности России в целом. Все виды ПД с подобной характеристикой не могут быть организованы без мероприятия лицензирования.
Цели (общие принципы) лицензирования некоторых видов предпринимательской деятельности включают в себя:
- организация единого, равного для всех экономического поля на территории страны;
- формирование единых перечня и порядка получения лицензий на определённые сферы предпринимательства;
- установление ряда требований и положений по лицензированию;
- соблюдения всех фундаментальных принципов законодательства РФ.
В зависимости от процесса осуществления лицензирования его могут подразделить на два вида: общий (соблюдение правил основного закона) и специальный (получение лицензии по специальному законодательству). Общим итогом успешно проведенного лицензирования определенного вида предпринимательской деятельности является получение лицензии на осуществление какого-либо «дела» и одобренное законом его существование.
Определяет данный итог выдача лицензии, которая представляет собой специальный документ, разрешающий заниматься юридическому лицу или ИП предпринимательством и выдаваемый на определенный срок или бессрочно.
Необходимые к лицензированию виды предпринимательской деятельности
Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
Весь процесс лицензирования ПД основывается на соблюдение всех аспектов действующего законодательства РФ. В большинстве своем он опирается на Федеральный закон от 22 апреля 2011 года (№ 99-Ф3). Лицензионные обязательства наложены на органы власти РФ, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП).
Также закон № 99-Ф3, а точнее его 12-ая статья, регламентирует практически весь перечень видов предпринимательства, которые требуют обязательного лицензирования. Основные положения статьи гласят, что лицензия необходима на следующие сферы ПД:
- образовательная;
- медицинская;
- фармацевтическая;
- охранная;
- коммуникативная (телевизионная и радиовещание);
- перевозка более 8 лиц в транспортном средстве (частный извоз);
- деятельность по техническому обслуживанию сооружений в плане пожарной безопасности;
- оказание услуг связи и другие.
С точки зрения актуальности на сегодняшний день указанные выше виды ПД наиболее востребованы и чаще регистрируются. Однако стоит понимать, что перечень всех видов достаточно большой и более подробно с ним можно ознакомиться в самом законе.
Кроме всего изложенного, важно выделить момент наличия различных корректирующих и уточняющих подзаконных актов, которые также учитываются в общем процессе лицензирования. Законодательство РФ регламентирует 11 видов предпринимательства, лицензию на которые можно получить только по правилам специального федерального закона. К ним относятся сферы:
- атомной энергетики;
- производства спиртосодержащих товаров;
- защиты государственной информации;
- кредитования;
- организационных торгов;
- профессиональная купля/продажа ценных бумаг;
- формирование инвестиционных и пенсионных фондов, а также многие другие аспекты данной сферы;
- клиринговая и страховая ПД.
Для успешного проведения лицензирования необходимо подробно ознакомиться с законодательство РФ или доверить данное мероприятие профессиональному юристу.
Требования к соискателю лицензии и порядок получения
Лицензию получить непросто
Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательства, правила получения могут различаться. В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим требованиям:
- иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т.д.;
- содержать активный рабочий штаб;
- иметь профессиональное образование, стаж работы и т.д.;
- иметь сформированный капитал.
Более полный перечень требований к соискателю также можно рассмотреть в некоторых положениях Федерального закона. Для получения лицензии необходимо проделать целый комплекс мероприятий, включающий в себя:
- Проверку соответствия вида ПД и статуса предпринимателя на предмет возможности получения лицензии.
- Составление заявления о предоставлении лицензионных документов. Оно составляется по установленной законодательством форме и включает в себя информацию об опознавательных знаках/названиях компании, о предпринимателе, номер налогоплательщика (а также прочие данные, необходимые для постановки соискателя на учет в налоговый орган), вид предпринимательства, на который ориентировано получение лицензии, квитанции/реквизиты об уплате государственных пошлин.
- К составленному заявлению необходимо приложить некоторые, заранее собранные документы: учредительные (нотариально заверенные), необходимые бумаги, наличие которых регламентируется законом при лицензировании определённого вида ПД, опись всего предоставленного в лицензирующий орган.
- После подачи заявления со всеми документами соискателю необходимо подождать от 45 до 60 дней. Документы будут рассмотрены специальным органом, который либо утвердит выдачу лицензии на занятие определенным видом ПД, либо откажет. Неудовлетворительный результат комиссии может быть обжалован соискателем в суде.
Представленные выше мероприятия имеют обязательный характер, однако в некоторых ситуациях процесс получения лицензии может быть упрощён или же наоборот – ужесточен.
Срок и правила действия лицензии
Для более четкого понятия о лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности стоит рассмотреть сроки действия полученной лицензии. Федеральный закон гласит, что все документы и разрешения выдаются на неопределённый срок (бессрочно). Однако некоторые ситуации предполагают выдачу временной лицензии, оформленной в соответствии со всеми предписаниями законодательства РФ.
Индивидуальный предприниматель и прочее юридическое лицо имеет право начать организацию своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. ПД может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.
В основном, лицензирование предпринимательства производится на федеральном уровне, однако на некоторые виды ПД лицензии выдаются и на региональном уровне. Но в любом случае, действия лицензионного разрешения распространяется на всю территорию нашей страны.
Предпринимательская деятельность может быть организована только тем лицом, на чье имя выдана лицензия. В противном случае будут проблемы с законом и некоторыми государственными органами.
Как видите, в общих чертах получение лицензии на отдельные виды предпринимательской деятельность – достаточно несложное мероприятие. В процессе лицензионного оформления своего «дела» необходимо соблюдать соответствие со всеми пунктами действующего законодательства и консультироваться с профессиональными юристами. Не забывайте, что незаконная ПД наказывается со стороны государства путем привлечения лица к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ или административной — в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ.
Кроме этого, еще важно добиться от законодателей разработки качественных законов. С этим далеко не все в порядке. Нестабильность и низкое качество законодательства в этой сфере приводит к конфликтам власти и бизнеса. Несколько лет назад государство решило использовать зарубежный опыт в этой сфере. Речь идет о саморегулируемых организациях. Вместо процедуры лицензирования, в определенных видах деятельности требуется членство в такой организации.
Предполагается, что эти организации будут устанавливать свои правила и регламенты профессиональной деятельности, требования которых их члены должны выполнять. Однако, при таком подходе появилось много мнимых организаций, которые принимают в свои организации предпринимателей просто за внушительный взнос. А другие требования при их членстве отходят на второй план. Такое решение проблемы кажется не совсем удачным и преждевременным.
Малое и среднее предпринимательство в России — об этом в видеосюжете:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.