Лицензирование экспертной деятельности и компетенция экспертов

Порядок лицензирования экспертной деятельности

Существует ряд видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию в Российской Федерации. До сих пор не все знают, нужна ли лицензия на экспертную деятельность. Именно этому вопросу будет посвящена данная статья, но сначала, давайте разберемся, кто же такой эксперт и какие у него есть функции.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Что подразумевается под экспертной деятельностью

Слово эксперт образовано от латинского слова — expertus — открытый. Это специалист, выдающий заключение или суждение по тому вопросу, в котором он имеет более высокие знания, опыт и квалификацию, чем прочие граждане, занимающиеся им.

Часто экспертов привлекают для оценки состояния объекта, для принятия объективных и взвешенных решений. Сфера деятельности данных специалистов: судебная практика, управление компаниями, оценка архитектурных объектов, повторные проверки тех объектов, на которые подаются патенты и т.д.

О том, что такое трасологическая экспертиза, можно прочесть здесь.

Существуют также эксперты, которые специализируются в таких областях, как технические или хозяйственные.

Эксперты в юридической области наделяются особыми правами и обязанностями и приглашаются для проведения решений в процессе экспертизы. Среди первых: возможность узнать все детали дела, присутствовать при проведении судебного заседания и т.д. К обязанностям можно отнести обоснованный вывод по заданному вопросу, так как за предоставление ложных данных он несет уголовную ответственность.

В ФЗ №73 можно найти дополнительные сведения о гос. судебно-экспертной деятельности в РФ:

  • если в процессе судебного разбирательства возник вопрос, требующий рассмотрения специалистом с соответствующим образованием, то привлекается несколько или один эксперт, или целое учреждение;
  • и истец, и ответчик вправе представлять некоторые вопросы для проведения экспертизы, но только суд определяет, какие из них действительно должны ей подвергнуться. Стороны могут ознакомиться с заключением специалиста, оспаривать его решения или задавать вопросы по нему;
  • при отсутствии всех необходимых материалов для экспертизы суд может признать факт ее осуществления необходимым или ненужным.

Нормативные законы и компетенция эксперта

Если говорить о негосударственных компаниях, которые занимаются экспертной деятельностью, то она регулируется:

  • Законом РФ от 7 февраля 1992 года “О Защите прав потребителей”;
  • Конституцией РФ;
  • КоАП РФ и т.д.

Сейчас не существует какого-то единого перечня требований к негосударственным экспертам, именно в нормативно-правовых актах. Поэтому он условен и субъективен:

  • необходимы свидетельства о гос.регистрации юр.лица и о постановке на налоговый учет;
  • в уставе должен значится в качестве вида деятельности производство экспертиз;
  • у экспертов, которые работают в данной организации, должны быть оформлены с ней трудовые отношения, согласно законодательству РФ;
  • таким же образом должно быть выполнено оформление отношений между заказчиком и экспертной организацией;
  • у такого специалиста должен быть диплом о законченном высшем образовании в той области, в которой он и специализируется;
  • наличие опыта работы в конкретной области и прохождение повышения уровня квалификации.

Последние два пункта — особенно важны. От них напрямую зависит качество проводимого исследования, поэтому компании, которые нанимают таких специалистов, как правило, устанавливают очень жесткие рамки отбора.

Для судебных экспертов установлены другие правила. Их статус уже больше зависит от уровня их компетенции, то есть полномочий и знаний, которые просто необходимы в данной области. Они перечислены в ст.55 АПК РФ, ст.25.9 КоАП РФ, ст.57 УПК РФ. Это носится к специалистам, которые осуществляют подобную деятельность в гос.органах и организациях прочего порядка.

По Постановлению Пленума ВАС РФ №66 существуют требования к экспертам в арбитражном процессе:

  • они должны обладать специальными знаниями и быть в составе штата гос. судебно-экспертной организации;
  • специалисты могут быть и из негосударственных учреждений или просто обладающими нужными сведениями. При этом оспаривать их заключения только на том основании, что они работают не в гос.органе, не является правомерным действием.

Все остальные законодательные акты содержат одну формулировку, применимую к судебным экспертам, — наличие специальных знаний.

Что касается их высшего образования, то гос.стандартами были введены новые специальности экспертов, которые могут работать в тех или иных сферах. Время обучения должно составлять 5 лет. Неоконченное высшее образование будет серьезным препоном при устройстве на работу в качестве такого специалиста.

Нужно ли лицензировать экспертную деятельность

В ФЗ №99 от 4 мая 2011 года приведен список тех видов деятельности, которые требуют обязательной процедуры лицензирования. Это те типы, которые каким-либо образом могут угрожать здоровью и правам гражданам РФ, обеспечению безопасности страны или целостности ее государственного строя, а также экологической обстановке внутри страны.

Так как судебно-экспертная деятельность либо какая-либо другая в этой области не отвечает подобным критериям, то она не включена в перечень, который представлен в этом ФЗ.

Однако, есть некоторые виды деятельности, при проведении экспертиз внутри которых, экспертам лицензия понадобится:

  • геодезические и картографические работы на федеральном уровне, которые обладают очень важным значением для всей страны в целом;
  • любая деятельность, связанная с медициной;
  • деятельность, направленная на сохранение объектов культурного наследия;
  • в области промышленной собственности.

Таким образом, лицензия на проведение экспертизы должна выдаваться только на определенные виды деятельности, в которых непосредственно необходимо осуществление подобной процедуры.

Образец заявления на предоставление лицензии есть в этой статье.

Здесь возникает другой вопрос: “Требуется ли тогда наличие сертификата для подобной деятельности?” Снова обратимся за ответом к нормативно-правовым актам РФ. По законам РФ “О защите прав потребителей” и “О сертификации продукции и услуг”, а также Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года наличие такого документа вовсе не является обязательным условием для осуществления экспертной деятельности на территории РФ.

Заключение

Экспертная деятельность в РФ регулируется разными, но многочисленными законодательными актами. Все они подчеркивают необходимость наличия у специалистов данной области определенных знаний и умений, которые приобретаются в процессе обучения в ВУЗах и при непосредственной работе.

Лицензирование экспертной деятельности, а также ее сертификация, не являются необходимыми процедурами кроме тех случаев, которые закреплены Федеральным законом №99.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Вопросы в “ЛЭС “ЛЕНЭКСП”

Может ли негосударственная экспертная организация проводить судебные и досудебные экспертизы?

Да. Может.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31.05.2001 г.

Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами
В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 – 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.

Постановление Пленума ВАС РФ №66 от 20.12.2006г

2. Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.
Заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.

Подлежит ли экспертная деятельность лицензированию?

Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” определяет перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию.

Экспертная деятельность не входит в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Иногда, при производстве экспертиз могут потребоваться лицензии на определенные виды деятельности:

42) геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);
46) медицинская деятельность
48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Подлежит ли экспертная деятельность сертификации?

Нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ о сертификации работ и услуг, в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (утратил силу), Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» и другими, в отношение услуг экспертных организаций обязательная сертификация не установлена.

Как выбрать экспертную организацию? Какие документы должны быть у экспертной организации и у эксперта?

Деятельность негосударственных экспертных организаций регламентируется Конституцией РФ, АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАПП РФ, Федеральным законом РФ №73-ФЗ от 31.05.2001г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в части (ст.2, 4, 6-8, 16, 17, ч.2 ст.18, 24, 25) и т.д.

В настоящее время законодательством не предусмотрено специальных требований и разрешительной документации к негосударственным экспертным организациям. В связи с этим возникает множество вопросов при выборе экспертной организации.

На наш взгляд при выборе экспертной организации следует руководствоваться следующими критериями:

1. У экспертной организации должны быть: свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о постановке на налоговый учет.
2. В уставе организации, в видах деятельности должно быть указано – производство экспертиз и экспертных исследований.
3. Эксперты должны состоять в штате организации или привлекаться на основании гражданско-правовых договоров.
4. Отношения между заказчиком и экспертной организацией должны строиться на основании договора, в котором указываются вопросы, стоимость, сроки экспертизы и другие существенные условия.
5. Эксперт должен иметь законченное высшее образование, подтвержденное дипломом государственного образца, и при необходимости документально подтвержденную специальную подготовку в областях, соответствующих его направлению деятельности.
6. Очень важен стаж практической работы эксперта, актуализация знаний.

Особое внимание хочется обратить на последние два пункта. Сейчас участились случаи, когда экспертизы и экспертные исследования проводятся специалистами с недостаточным уровнем квалификации, что не обеспечивает полноту и всесторонность исследования. Такие экспертизы стоят дешевле, но их качество находится на низком уровне. В итоге они легко разбиваются в суде. Зачастую, приходится заказывать повторную экспертизу (а значит повторно оплачивать). От качества проведенной экспертизы зависит исход Вашего судебного дела, поэтому её производство необходимо доверять профессионалам.

О лицензировании

Вопрос о лицензировании судебных экспертов и судебно-экспертных организаций, это, пожалуй, самый частый вопрос, который поступает в адрес любого экспертного учреждения страны, вне зависимости от его правового статуса.

В настоящей статье я постараюсь в очередной раз ответить на него и больше не возвращаться к вопросу лицензий и лицензированию.

Итак, в Российской Федерации экспертные учреждения любой организационно-правовой формы не подлежат какому-либо единому или если так можно выразиться генеральному лицензированию, которое, к примеру, присутствует в банковской сфере.

Вы не сможете найти ни в одном офисе, ни одной экспертной компании, ни чего похожего на генеральную лицензию с правом ведения судебно-экспертной деятельности. Вместо этого Вам могут представить различные сертификаты, дипломы и прочие фантики, которые не имеют ни какого отношения к лицензированию, однако о сертификатах мы говорили в других статьях нашего сайта и возвращаться к этому вопросы мы больше не будем.

Итак, продолжим. Несмотря на отсутствие в российском законодательстве системы некого «генерального» лицензирования судебно-экспертной деятельности, нам следует обязательно упомянуть один очень важный Федеральный Закон, который все-таки предусматриваем необходимость лицензирования тех или иных видов деятельности. Данный закон так и называется — Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Все эти виды деятельности подробно изложены в статье № 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии».

Если ознакомиться с перечнем, то Вы, конечно же, не сможете обнаружить в нем ни малейшего намека на необходимость лицензирования судебно-экспертной деятельности, однако прямое упоминание экспертной деятельности еще не означает, что буквально все области судебной экспертизы освобождены от бремени лицензирования.

Все дело в том, что в том широком списке экспертных услуг присутствует три направления, которые являются не просто и не только экспертными, но и одновременно относятся к областям, требующим обязательного лицензирования.

Мы знаем только три подобные области, это медицинская деятельность, деятельность связанная с оборотом наркотических и прочих запрещенных к открытому обороту препаратов, а также область связанная с исследованием и хранением огнестрельного оружия и боеприпасов.

Остановимся на этих отраслях более подробно.

Согласно Положению «О лицензировании медицинской деятельности» утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N30 буквально все виды медицинских и смежных с медициной экспертиз и исследований подлежат обязательному государственному лицензированию:

Судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов:

  • биохимическая
  • генетическая
  • медико-криминалистическая
  • спектрографическая
  • судебно-биологическая
  • судебно-гистологическая
  • судебно-химическая
  • судебно-цитологическая
  • химико-токсикологическая

Судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа.

Судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц.

  • Однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
  • Комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
  • Однородной стационарной судебно-психиатрическая экспертиза
  • Комплексная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза (психолого-психиатрическая, сексолого-психиатрическая)

Вторая область, которая также как и медицина имеет повышенную степень опасности и которая также подлежит обязательному лицензированию является деятельность по проведению экспертиз и исследований наркотических, сильнодействующих, психотропных и ядовитых веществ.

Данная сфера деятельности связана с оборотом запрещенных веществ, а значит для легального ведения данного вида деятельности у любого экспертного учреждения, рискнувшего вести данный вид деятельности также должна быть официальная лицензия на осуществление данного вида деятельности.

Обращаю внимание, что в обоих случаях, лицензирующим органом будет являться Федеральная службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ.

Третьим и завершающим блоком экспертиз, выполнение которого требует наличия у экспертного учреждения отдельной лицензии — является деятельность по выполнению баллистических экспертиз, а также экспертиз боеприпасов.

В самом начале настоящей статьи я просил Вас внимательно ознакомиться с ФЗ «О лицензировании», в т.ч. со ст.12 названного закона, где присутствуют сразу три пункта, которые требуют лицензирования услуг, так или иначе связанной с испытанием оружия.

Я специально заостряю Ваше внимание на фразе «испытание», т.к. именно эту словоформу можно отнести к нашей традиционной лабораторной деятельности любого экспертного учреждения.

Итак, я привожу ссылку на закон:

разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники; разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.

Дабы закрыть возможные вопросы я сообщаю, что проведение экспертизы холодного и метательного оружия не подлежит лицензированию, т.к. оно не относятся ни к одному из трех вышеперечисленных пунктов ФЗ «О лицензировании».

В завершение статьи мне хотелось лишь упомянуть, вышеупомянутые виды экспертных действий не являются закрытым перечнем.

Сообщаю, что при проведении строительно-технических экспертиз по объектам военного значения у Вашего экспертного учреждения, должна иметься лицензия ФСБ РФ на осуществление работы связанных и использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В силу того, что эти работы являются крайне редкими и мало востребованными, мы позволили себе лишь кратко упомянуть о необходимости лицензирования данных видов экспертных исследований.

Очень часто заказчики экспертных услуг не видят разницы между терминами «лицензирование» и «сертификация», именно для этого мы подготовили уникальную статью, которая дает развернутые ответы по теме сертификации судебных экспертов в России.

Некоторые вопросы лицензирования и сертификации деятельности судебного эксперта

Дата публикации: 26.05.2019 2019-05-26

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Хотулева Л. В. Некоторые вопросы лицензирования и сертификации деятельности судебного эксперта // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 433-434. — URL https://moluch.ru/archive/259/59635/ (дата обращения: 02.01.2020).

Судебная экспертиза в рамках гражданского процесса назначается в случае, когда для разрешения вынесенных на заседании вопросов требуется применение специальных познаний. Судебный эксперт — это лицо, владеющее специальными знаниями и назначенное судом в установленном процессуальном порядке для дачи заключения и производства судебной экспертизы. В качестве эксперта можно привлекать любое лицо, владеющее знаниями необходимыми для дачи заключения. Экспертиза в гражданском процессе может быть назначена по ходатайству сторон и иных заинтересованных лиц, а также по инициативе суда для установления наличия или отсутствия обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Зачастую именно заключение эксперта по возникшим у суда и сторон спорным вопросам кладется в основу итогового решения по гражданскому делу. Именно поэтому так важно исследовать не только непосредственно статус эксперта в гражданском процессе, но и требования, предъявляемые российским законодательством к лицам, привлекаемым к участию в процессе. Отметим, что до настоящего времени в полной мере не исследованы вопросы, связанные с установлением обязательного лицензирования или сертификации судебной экспертной деятельности. Так, в ходе судебного заседания стороны устанавливают необходимость проведения экспертизы в определенной сфере, совместными усилиями выбирают эксперта (экспертное учреждение или организацию). На практике у сторон возникают обоснованные вопросы о наличии у кандидатов должной квалификации, познаний в конкретной области, документов об образовании, сертификатов и лицензий на выполнение экспертных работ. Каждая из сторон заинтересована в привлечении к участию в деле лиц, образование и возможность всестороннего исследования спорного предмета которых не будут подвергнуты сомнениям. Стоит отметить, что эксперты в рамках рассмотрения гражданского дела судом наделяются особыми правами и обязанностями, среди которых: возможность знакомиться с материалами дела, присутствовать при проведении судебного заседания и т. д. К обязанностям необходимо отнести обоснованный вывод как по заданным вопросам, так и сверх их рамок, если эксперт посчитает необходимым для правильного и полного рассмотрения дела разъяснить позицию более широко. Примечательно, что проведением экспертизы на сегодняшний день могут заниматься как представители судебно-экспертных учреждений государственного типа, так и эксперты, входящие в состав негосударственной экспертной организации.

На практике развеять сомнения в компетентности лица, предоставляющего экспертные услуги довольно непросто, ведь законодательством Российской Федерации в полной мере не урегулирован вопрос о выдаче специальных разрешений, лицензий, сертификатов экспертам и экспертным учреждениям. Лицензирование видов деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, установленном Федеральным Законом от 08.01.01 № 128 — ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Из перечня лицензируемых видов деятельности, установленного ст.17 Закона, можно сделать вывод, что экспертная деятельность не подлежит лицензированию на территории Российской Федерации. Исключение составляет деятельность по проведению специализированной экспертизы промышленной безопасности, выполняемых экспертами для учреждений военно-промышленного комплекса Российской Федерации.

Экспертная деятельность не только не подлежит лицензированию, но и не подлежит обязательной сертификации. Так, нормативно-правовыми актами Российской Федерации о сертификации работ и услуг, а именно, Законом РФ от 07.02.92 № 2300–1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151–1 «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановлением Госстандарта России от 28.02.98 № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» и другими в отношении услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена.

Таким образом, в соответствии с законодательными актами, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации, что на наш взгляд является серьезным недостатком, прямо сказывающийся на доверии сторон не только к конкретному эксперту и выданному им заключению, но и вцелом к суду и вынесенному при рассмотрении дела решению.

Помимо этого, необходимо отметить еще один важный аспект, также влияющий на качество выполненных экспертных работ и на последующе выказанное доверие сторон, а именно — в нормативно-правовых актах отсутствует указание на конкретное высшее образование, которое необходимо получить лицу, претендующему на статус «эксперт». Лишь для некоторых специальностей установлены четкие рамки. Так, в настоящее время, Государственным образовательным стандартом введена специальность «Товароведение и экспертиза товаров», квалификация — товаровед-эксперт, специальность «Судебная экспертиза», квалификация — судебный эксперт. Эти стандарты устанавливают 5-летний срок образования. Кроме того, некоторые рамки установлены и Минтрудом. Так, Постановлением от 21.01.2000 года № 7 в справочник должностей внесена специальность «специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)». Эксперт-автотехник должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование, направление подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные средства» по специальности «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство», а также стаж по специальности. Иных ограничений в российском законодательстве не установлено.

Стоит отметить, что Верховный Суд РФ рассматривал вопрос о необходимости обязательного лицензирования экспертной деятельности. Однако в Определении от 16 сентября 2004 года № КАС04–451 ВС РФ Верховный суд установил — лицензирование экспертной деятельности не требуется, т. к. ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит указания на лицензирование экспертной деятельности.

Лицензирование экспертной деятельности. Что такое статус «эксперт»?

Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.

Заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.

При поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.

В случае проведения экспертизы в негосударственной экспертной организации судом выясняются перечисленные в первом абзаце настоящего пункта сведения, касающиеся профессиональных данных эксперта, в определении о назначении экспертизы указываются наименование негосударственной экспертной организации, а также фамилия, имя, отчество эксперта.

Многие участники судебного процесса озадачиваются вопросами:

– «Что такое статус «эксперт»?»

– «Какие документы подтверждают статус и компетенцию судебного эксперта?»

– «Каким требованиям должен соответствовать статус внесудебного эксперта строителя, врача (проектировщика, автотехника, пожарного, патентного поверенного, программиста, технолога), вне штата государственного экспертного учреждения, для участия в судебной экспертизы и подачи заключения в суд?»…

О судебном эксперте в суде общей юрисдикции: – это лицо, владеющее спец. знаниями и назначенное судом в установленном процессуальном порядке (ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 55 АПК, ст. 57 УПК, ст. 79 ГПК), для дачи заключения и производства судебной экспертизы. Где видно чтобы закон требовал, чтобы судом назначенная экспертиза обязательно выполнялась штатными сотрудниками экспертного учреждения? Надо напомнить – в качестве эксперта привлекается любое лицо, владеющее знаниями необходимыми для дачи заключения.

Лицензирование видов деятельности в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом от 08.01.01 № 128 – ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон), за исключением видов деятельности, поименованных в п.2 ст.1 Закона.

На основании перечня лицензируемых видов деятельности, установленного ст.17 Закона, следует, что экспертная деятельность не подлежит лицензированию. Исключение составляет деятельность по проведению специализированной экспертизы промышленной безопасности.

Нормативно-правовыми актами РФ о сертификации работ и услуг, в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановлением Госстандарта России от 28.02.98 № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» и другими, в отношение услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена.

Таким образом, в соответствии с законодательными актами, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации.

Статья 79. Назначение экспертизы

О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ см. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ

1. При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

2. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

3. При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Формулировки в процессуальном законодательстве РФ.

· Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ).

· Производство экспертизы: 1) вне экспертного учреждения, конкретным экспертом (ч.4 ст.199 УПК РФ); 2) в экспертном учреждении (ч.1 ст.199 УПК РФ).

· Экспертиза проводится судебными госэкспертами по поручению руководителя судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих спец. знаниями (ч. 1 ст. 83 АПК РФ).

· Экспертиза проводится экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ).

· Экспертиза проводится и негосударственными судебно-экспертными организациями, лицами, обладающими специальными познаниями . (ст. 41 Закон “О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ”.

Экспертиза может проводиться как государственными экспертными учреждениями так и негосударственными экспертными учреждениями.

Статус эксперта связан с его компетенцией.

Компетенция – полномочия, обязанности и права эксперта, знания в области методик, теории и практики судебной экспертизы конкретного рода – они определены в: ст. 55 АПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 57 УПК РФ, ст. ст. 16-17, 41 ФЗ “О гос. судебно-экспертной деятельности в РФ”. И следует заметить, что вышесказанное относится как для негосударственных, так и для государственных экспертов.

Но компетенцию можно поделить на объективную, т.е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт и субъективную компетенцию – объем знаний, его образовательный уровень, экспертный стаж и пр.

Постановление Пленума ВАС РФ №66 от 20 декабря 2006 года (основной арбитражно-правовой ресурс, который раскрывает вопросы законодательства об экспертизе в арбитражном процессе).

Кратко по важным пунктам:

В п.1. ссылаясь на ч.1 ст.83 АПК РФ – «экспертизу руководитель поручает судебным госэкспертами гос. судебно-экспертного учреждения и др. экспертам обладающим спец. знаниями».

В п.2. говорится «экспертиза может проводиться как в гос. судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной организации, либо могут привлекаться лица, владеющие спец. знаниями».

В том же пункте замечено (в целях избегания неаргументированной спекуляции), «заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только ввиду того, что оно проведено не в государственном экспертном учреждении».

Пункт 4. просто и понятно говорит о ч.2 ст. 107 АПК РФ и п.4 ст.82 АПК РФ которые требуют от суда решать вопросы: о размере вознаграждения эксперта (экспертного учреждения или организации), о сроке ее проведения, указать в судебном определнии Ф.И.О. эксперта.

Ст. 13 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ” придерживается требований только к государственным экспертам. Все процессуальные кодексы и КоАП РФ содержат фразу – “обладание специальными знаниями”.

Высшее образование эксперта.

ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ” не указывает на конкретное высшее образование, процессуальные кодексы также «молчат».

С 2000 года Государственным образовательным стандартом ВВЕДЕНА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 351100 “Товароведение и экспертиза товаров”, квалификация – товаровед-эксперт;

с 2003 года Государственным образовательным стандартом введена специальность 350600 “Судебная экспертиза”, квалификация – судебный эксперт. Запомните – данными стандартами установлен 5-летний срок образования.

Постановлением Минтруда от 21.01.2000 года N 7 в квалификационный справочник должностей внесена специальность “специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)”. К эксперту-автотехнику предъявляются требования в виде высшего профессионального (технического) образования (направление подготовки: “Эксплуатация транспортных средств”, “Наземные транспортные средства” по специальности “Автомобилетракторостроение” и “Автомобили и автомобильное хозяйство”), стаж по специальности.

(Замечу – сравните вышесказанное о пятилетнем образовании, со 100-часовым обучением в доморощенных частных, так называемых школах.)

Верховный Суд РФ – о лицензировании экспертной деятельности (Определение 16 сентября 2004 года N КАС04-451 ВС РФ) пришел к выводу – лицензирование экспертной деятельности не требуется, т.к. ст.17 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” не содержит указания на лицензирование экспертной деятельности. Назначенная судебная экспертиза является процессуальным действием.

При назначении экспертизы по арбитражным, уголовным, гражданским и делам судебный эксперт (государственный и негосударственный), предупреждается об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, а по административным делам – ст.17.9КоАП РФ несет ответственность за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 УК РФ.

Резюмируя вышесказанное – в отношение услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена и статусы государственного и негосударственного эксперта одинаковы.

Это полезно знать…

В силу процессуального законодательства эксперт имеет право выйти за пределы поставленных перед ним вопросов, в виду того, что судьи и следователи не знакомы с возможностями экспертизы и зачастую некомпетентно формулируют вопросы.

Ссылки для изучения нормативных документов:

Лицензирование экспертной деятельности и компетенция экспертов

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 25 000 руб.
Срок: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Срок: от 2 дней

Стоимость: от 40 000 руб.
Сроки: от 30 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 50 000 руб.
Сроки: от 5 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 5 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 50 000 руб.
Срок: от 2 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 30 000 руб.
Срок: от 5 дней

Стоимость от 15 000 руб.

Срок от 5 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 2 дней

Стоимость: от 5 000 руб.
Срок:
от 3 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Срок: от 3-х дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Срок: от 3 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 2 дней

Стоимость: от 25 000 руб.
Срок
: от 5 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Срок: от 2 дней

Стоимость : от 10 000 руб.
Срок: от 2 дней.

Стоимость: от 40 000 руб.
Сроки: от 5 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 30 000 руб.
Срок: от 5 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 40 000 руб.
Срок: от 10 дней

Стомиость: от 5000 руб.
Срок: от 2 дней.

ВС РФ: для судмедэкспертизы документов требуется “полноценная” медлицензия

IgorVetushko / Depositphotos.com

Экспертное бюро, занятое медэкспертизой исключительно материалов уголовных и гражданских дел, не сумело отменить требование о наличии обычной медицинской лицензии на работы (услуги) по судебно-медицинской экспертизе даже для такой “бумажной” экспертизы (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. № АКПИ18-1242).

Административный иск об оспаривании Положения о лицензировании меддеятельности и Требований к организации и выполнению работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз – в части включения услуг по судмедэкспертизе в перечень услуг, составляющих меддеятельность, –был мотивирован тем, что спорные нормы являются неопределенными, неясными и двусмысленными, почему и противоречат Федеральному закону от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон № 99-ФЗ), а также определению медицинской деятельности, данному в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон № 323-ФЗ).

А главное, это нарушает права административного истца на участие в судопроизводстве в качестве судебно-экспертного учреждения: на практике он занят экспертизой материалов дел (документов), к трупам же, пациентам, биологическим объектам и вещественным доказательствам доступа не имеет.

В связи с этим необходимость и возможность использования методов лицензирования в отношении судебно-медицинской экспертизы по материалам гражданских и уголовных дел отсутствует. Действия специального медицинского характера при организации данного вида экспертизы не совершаются и, по существу, данная востребованная судами услуга медицинской деятельностью не является.

Однако суд отмел эти доводы:

  • подпункт 46 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ требует лицензировать всю медицинскую деятельность (кроме инноваций в Сколково);
  • медицинская деятельность определена законом как профессиональная деятельность по проведению, в том числе, медицинских экспертиз (п. 10 ст. 2 Закона № 323-ФЗ);
  • под экспертизой же закон понимает проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина (ч. 1 ст. 58 Закона № 323-ФЗ);
  • стало быть, включение в оспариваемый Перечень услуг по судебно-медицинской экспертизе соответствует действующему законодательству;
  • доводы истца о том, что для производства “бумажных” судмедэкспертиз не установлены свои порядок организации экспертного исследования и лицензионные требования, являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований;
  • а то обстоятельство, что деятельность по организации и проведению судебно-медицинских экспертиз является процессуальным действием, регулируемым процессуальными кодексами, само по себе не исключает эту деятельность из числа медицинских экспертиз, подлежащих лицензированию. Поскольку – применительно к судебно-медицинской экспертизе – в ходе судебного процесса имеет место разрешение вопросов, требующих специальных знаний в области медицины, которая, в свою очередь, подлежит лицензированию.

Ссылка на основную публикацию