Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами, и выступает участником разнообразных рыночныхотношений.

ГК определяет основы гражданско-правового статуса государства в гл. 5.

Россия - федеративное государство, и ГК признает субъектами гражданского права наряду с Российской Федерацией ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и округа), а также муниципальные образования (городские и сельские поселения). В совокупности их принято именовать обобщенным термином «публично – правовой субъект".

Конституционно-правовой статус отдельных «публично – правовых субъектов" имеет принципиальные различия, однако с точки зрения гражданского законодательства как субъекты гражданского права они в принципе равны: ГК устанавливает в гл. 5 для всех государственных образований общие правила выступления в имущественном обороте.

Согласно ст. 124 ГК «публично – правовые субъекты" выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками таких отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы гражданского законодательства, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Для выступления в имущественном обороте в соответствии с основными началами гражданского права «публично – правовой субъект" должен обладать правоспособностью, т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей. ГК прямо не говорит о наличии у «публично – правового субъекта"этого качества, однако из смысла и назначения его норм, прежде всего ст. 125, следует, что «публично – правовой субъект" правоспособностью обладает.

Будучи субъектом гражданского права и носителем права собственности, «публично – правовые субъекты" могут использовать все предоставляемые гражданским законодательством способы возникновения и защиты гражданских прав.

Свою правоспособность «публично – правовые субъекты" реализуют через свои органы, круг которых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ.

Публично – правовые субъекты могут выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства, что прямо допускается п. 3 ст. 125 ГК.

В ряде статей ГК в качестве представляющего «публично – правовые субъекты" органа называется казна (ст. 214, 215, 1069-1071), причем определение ее правового статуса не дается. Согласно действующему ныне законодательству Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ и является органом, обеспечивающим исполнение государственного бюджета и его кассовое обслуживание. Таким образом, казна имеет специальные статус и задачи; поэтому в гражданско-правовых отношениях с третьими лицами от имени государства должны выступать Министерство финансов РФ и его нижестоящие органы, как это и имеет место на практике.

Дополнительная информация