При самой совершенной правовой регламентации судо­производства полностью исключить ошибки при рассмотре­нии и разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно. Кассационное производство, при­званное устранить такие ошибки в судебных постановлени­ях, не вступивших в законную силу, до конца исключить лю­бые нарушения закона в работе судов не в состоянии. ГПК предусмотрен короткий срок кассационного обжалования, в течение которого лица, участвующие в деле, обычно не успе­вают выявить ошибочность решения, составить жалобу и по­дать ее в установленном порядке.

Эти обстоятельства предопределили наличие в гражданс­ком процессуальном законодательстве института пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. В порядке над­зора проверяется законность судебных решений и определе­ний, вступивших в законную силу.

В отечественном гражданском процессуальном законода­тельстве данный институт прошел несколько этапов разви­тия, претерпевая значительные изменения.

Согласно ст. 376 ГПК предусмотрены два основания для возбуждения надзорного производства:

1) жалоба, принесенная лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы наруше­ны судебными постановлениями, вступившими в законную силу. Данные судебные постановления могут быть обжалова­ны в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Обжалованию в порядке надзора не подлежат судебные постановления Президиума Верховного Суда РФ;

2) представление должностных лиц органов прокуратуры о пересмотре вступивших в законную силу судебных поста­новлений, если при рассмотрении дела участвовал прокурор. Указанными должностными лицами являются Генеральный прокурор РФ и его заместители, прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной облас­ти, автономного округа, военного округа (флота).

Надзорная жалоба или представление прокурора должны соответствовать изложенным в законе требованиям, регла­ментированным ст. 378 ГПК.

Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать:

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представ­ление, его место жительства или место нахождения и процес­суальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их мес­то жительства или место нахождения;

4)  указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда, которые обжа­луются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе или представлении прокурора на вы­несенное в надзорном порядке определение Судебной колле­гии по гражданским делам Верховного Суда РФ или Воен­ной коллегии Верховного Суда РФ должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и долж­ны быть приведены соответствующие обоснования этого на­рушения, так как только в случае нарушения единства судебной практики данные определения подлежат пересмотру в порядке надзора.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные инте­ресы этого лица нарушены вступившим в законную силу су­дебным постановлением.

Если надзорная жалоба или представление прокурора ра­нее подавались в надзорную инстанцию, то в них должно быть указано на принятое в порядке надзорного производ­ства решение суда.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, пода­ющим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой доку­мент, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.

К надзорной жалобе или представлению прокурора при­лагаются заверенные соответствующим судом копии судеб­ных постановлений, принятых по делу.

Надзорная жалоба или представление прокурора подает­ся с копиями, число которых соответствует числу лиц, уча­ствующих в деле.

В случае, если судебное постановление не было обжалова­но в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора определен ст. 377 ГПК.

Надзорная жалоба или представление прокурора подается:

1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, су­дов городов федерального значения, суда автономной облас­ти, судов автономных округов, принятые ими по первой ин­станции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верхов­ных судов республик, краевых, областных судов, судов горо­дов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определе­ния районных судов; на вступившие в законную силу судеб­ные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда /республики, краевого, областного суда, суда города феде­рального значения, суда автономной области, суда автономного округа,

2) на кассационные определения окружных (флотских) во­енных судов; на вступившие в законную силу решения и оп­ределения гарнизонных военных судов — в президиум ок­ружного (флотского) военного суда;

3) на определения президиумов верховных судов респуб­лик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных окру­гов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, су­дов городов федерального значения, суда автономной облас­ти, судов автономных округов, принятые ими по первой ин­станции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов респуб­лик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных окру­гов, а также на вступившие в законную силу решения и опре­деления районных судов, принятые ими по первой инстан­ции, если жалобы на указанные решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумами соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, су­дов городов федерального значения, суда автономной облас­ти, судов автономных округов, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ;

4) на определения президиумов окружных (флотских) во­енных судов; на вступившие в законную силу решения и оп­ределения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и опреде­ления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения окруж­ных (флотских) военных судов, а также на вступившие в за­конную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружно­го (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Вер­ховного Суда РФ;

5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вы­несенные в кассационном порядке, — в Президиум Верхов­ного Суда РФ.

Жалобы, представления прокурора на вынесенные в над­зорном порядке определения Судебной коллегии по граж­данским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ подаются в Президиум Верховного Суда РФ. Данные жалобы и представления подлежат рас­смотрению, если указанные определения нарушают единство судебной практики.

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в России Генеральный прокурор РФ и его заместители вправе обращаться в любой суд надзорной инстанции, а прокурор республики, края, об­ласти, города федерального значения, автономной облас­ти, автономного округа, военного округа (флота) соответ­ственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Надзорная жалоба или представление прокурора, подан­ная в соответствующий суд, по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передается на рассмотрение судьи данного суда (ст. 379 ГПК).

В соответствии со ст. 380 ГПК судья возвращает надзор­ную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в слу­чае, если.

•  жалоба или представление не отвечает предъявляемым ГПК требованиям,

•  жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

• пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора;

• до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

•  жалоба или представление поданы с нарушением пра­вил подсудности.

В случае, если данные основания отсутствуют, судья при­ступает к рассмотрению надзорной жалобы или представле­ния прокурора по существу. Срок рассмотрения установлен ст. 381 ГПК. В суде надзорной инстанции надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца.

Согласно ст. 381 ГПК судья, рассмотрев надзорную жало­бу или представление прокурора, принимает решение:

1) об истребовании дела, если имеются сомнения в закон­ности судебного постановления;

2) отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы не могут повлечь возможность отмены судебного постановления.

О принятом решении судья выносит определение. В опре­делении суда об отказе в истребовании дела излагаются мо­тивы отказа, а также должны быть указаны:

1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

2) время и место вынесения определения;

3) дело, по которому вынесено определение;

4) наименование лица, подавшего жалобу или представле­ние;

5) основание для отказа в истребовании дела. Определение об отказе в истребовании дела направляется

лицу, подавшему надзорную жалобу, или прокурору, принес­шему представление.

Жалоба или представление прокурора, а также копии об­жалуемых судебных постановлений остаются в суде надзор­ной инстанции.

Председатель верховного суда республики, краевого, об­ластного суда, суда города федерального значения, суда ав­тономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае предсе­датель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение об истребо­вании дела.

В случае принятия решения об истребовании дела в суд надзорной инстанции судья приступает к его рассмотрению. С этого момента судья вправе приостановить исполнение ре­шения суда до окончания производства в суде надзорной ин­станции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жа­лобе, представлении или ином ходатайстве (ст. 381 ГПК).

Согласно ст. 382 ГПК истребованное дело рассматривает­ся судьей не более чем два месяца, а судьей Верховного Суда РФ — не более чем четыре месяца. Председатель суда или его заместитель могут продлить срок рассмотрения соответ­ственно до четырех и шести месяцев.

По результатам рассмотрения дела судья принимает ре­шение:

• об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции;

•  о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.

О принятом решении судья выносит определение, кото­рое должно соответствовать предъявляемым законом требо­ваниям.

Согласно ст. 383 ГПК определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстан­ции должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;

4) указание на судебные постановления, которые обжалу­ются;

5) мотивы, по которым отказано в передаче дела для рас­смотрения по существу в суд надзорной инстанции.

В случае несогласия с решением судьи об отказе в переда­че дела для рассмотрения по существу в суд надзорной ин­станции председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель выносит определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Согласно ст. 384 ГПК определение суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3)  наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;

5) указание на судебные постановления, которые обжалу­ются;

6) изложение содержания дела, по которому приняты су­дебные постановления;

7)  мотивированное изложение оснований для передачи дела в целях рассмотрения по существу;

8) предложения судьи, вынесшего определение.

В случае принятия такого решения дело вместе с опреде­лением о вынесенном решении и надзорной жалобой (пред­ставлением прокурора) направляется для рассмотрения в суд надзорной инстанции.

Надзорные жалобы на вступившие в законную силу су­дебные постановления, поданные в суды до 1 февраля 2003 г., после этой даты рассматриваются в судах надзорной инстан­ции по правилам гл. 41 ГПК, включая правила, касающиеся лиц, имеющих право на обжалование, порядка и сроков рас­смотрения жалоб и дел, а также оснований отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, посколь­ку, несмотря на сохранение до 1 июля 2003 г. действия гл. 36 ГПК РСФСР, ГПК вводится в действие с 1 февраля 2003 г. полностью (ст. 1 ФЗ от 14.11.02 № 137-ФЗ «О введении в дей­ствие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»1 (далее — ФЗ от 14.11.02), а правила гл. 36 ГПК РСФСР сохраняют свою силу только в отношении дел, по которым до 1 февраля 2003 г. были принесены протесты уполномоченными на то должностными лицами, а не поданы жалобы (ст. 6 ФЗ от 14.11 02).

В соответствии с ч. 2 ст. 376 ГПК судебные постановле­ния могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в те­чение года со дня вступления в законную силу.

При определении даты начала течения срока на подачу надзорной жалобы необходимо учитывать, что решения су­дов первой инстанции вступают в законную силу по прави­лам, установленным ст. 209, 237 ГПК, а постановления судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанции — со дня их вынесения (ст. 329, 335, 367, 375, 391 ГПК).

С учетом того, что ГПК РСФСР не устанавливал срок на обжалование судебных постановлений в порядке надзора, а при введении в действие ГПК, установившего такой срок, ФЗ от 14.11.02 не определил порядок исчисления срока обжа­лования после 1 февраля 2003 г. судебных постановлений, вступивших в законную силу до указанной даты, этот поря­док необходимо определять, применяя на основании ч. 4 ст. 1 ГПК норму, регулирующую сходные отношения (аналогию закона), таковой может быть ст. 9 ФЗ от 24.07.02 № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального ко­декса Российской Федерации».

С учетом изложенного срок подачи надзорной жалобы или представления прокурора на судебные постановления, вступившие в законную силу до 1 февраля 2003 г., необходи­мо исчислять с 1 февраля 2003 г.

В соответствии со ст. 382 ГПК дело, переданное для рас­смотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается:

• в президиуме верховного суда республики, краевого, об­ластного суда, суда города федерального значения, суда ав­тономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два месяца;

•  Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ не более чем три месяца;

• Президиуме Верховного Суда РФ не более чем четыре месяца.

Суд надзорной инстанции извещает участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, направляет им определения суда о передаче дела для рассмотрения в надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Неявка участвующих в деле лиц не препятствует его рассмотрению (ст. 385 ГПК).

Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции установлен ст. 386 ГПК. Суд рассматривает дело в судебном заседании. Дело должно быть рассмотрено в судебном заседании в срок, не превышающий одного месяца, а в Верховном Суде РФ — двух месяцев со дня вынесения судьей определения.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие над­зорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжа­луемым судебным постановлением.

Председатель суда, его заместитель или по их поручению иной член президиума либо ранее не участвовавший в рассмотрении дела другой судья этого суда докладывает дело, рассматриваемое в порядке надзора, в президиуме соответствующего суда.

Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Cyда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание су­дебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства. Судьи могут вопросы докладчику.

Участвующие в рассмотрении дела в порядке надзора в случае их явки в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве гол0сов> поданных за пересмотр дела в порядке надзора и пробив его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

В соответствии со ст. 390 ГПК по результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и напра­вить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оста­вить заявление без рассмотрения либо прекратить производ­ство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных по­становлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рас­смотрения, если допущена ошибка в применении и толкова­нии норм материального права.

Согласно ст. 387 ГПК основанием для отмены или изме­нения судебных постановлений нижестоящих судов в поряд­ке надзора являются существенные нарушения норм матери­ального или процессуального права.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстан­ции выносит мотивированное определение, которое сообща­ется участвующим в деле лицам (ст. 386 ГПК).

В соответствии со ст. 388 ГПК в определении должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, вынесшего определение;

2) дата и место вынесения определения;

3) дело, по которому вынесено определение;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке над­зора;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений ни­жестоящих судов;

7) закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

Определение президиума соответствующего суда подписы­вается его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

Определение суда надзорной инстанции вступает в закон­ную силу со дня его вынесения (ст. 391 ГПК).

На судебные постановления, принятые в порядке надзора, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель име­ет право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотиви­рованное представление о их пересмотре в целях обеспече­ния единства судебной практики и законности (ст. 390 ГПК).

Следует обратить внимание судов на то, что в силу ст. 387 ГПК основаниями для отмены или изменения судебных по­становлений в порядке надзора являются не любые наруше­ния норм материального или процессуального права, а толь­ко те, которые признаны существенными. В связи с этим п. 6 ч. 1 ст. 378 ГПК требует указания в надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается допущен­ное судами существенное нарушение закона.

Исходя из этого, судья, которому в соответствии со ст. 379 ГПК переданы на рассмотрение надзорная жалоба или пред­ставление прокурора, должен проверять, указано ли в жало­бе или представлении нарушение какого закона допущено судами и в чем состоит существенность нарушения. В случае отсутствия такого указания жалоба или представление про­курора на основании ст. 380 ГПК должны быть возвращены лицу, их подавшему, без рассмотрения по существу. Такое же указание должно содержаться и в определении суда над­зорной инстанции в случае отмены или изменения судебных постановлений (ст. 388, п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 390 ГПК).

Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений незави­симо от доводов жалобы или представления (ч 2); другие на­рушения норм процессуального права признаются суще­ственными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправиль­ному разрешению дела (ч. 1).

Нарушение норм материального права суд надзорной ин­станции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК. Существен­ность этих нарушений оценивается и признается судом над­зорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).

Дополнительная информация