Единого определения подведомственности в процессуаль­ной литературе нет. Термин «подведомственность» имеет ис­конно русское происхождение и означает «подвести под ведом­ство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение како­го-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

Подведомственность в юридическом понимании представ­ляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный ин­ститут, содержание которого составляет совокупность граждан­ских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы.

В основном нормы подведомственности включаются в про­цессуальные законы, однако в ряде случаев они помещаются и в материальных законах. Например, в ст. 30 СК определена судебная подведомственность признания брака недействитель­ным, а в ст. 23 установлен судебный порядок расторжения бра­ка. Нормы института подведомственности имеются и в Граж­данском кодексе (ст. 148, 843, п. 6 ст. 1055) и других кодексах.

Институт подведомственности объективно необходим в праве. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляют главным образом различные суды: суды общей юрисдикции (в дальней­шем — суды), арбитражные и третейские суды. В ГК не назва­ны военные суды и Конституционный Суд, однако они также участвуют в защите субъективных прав граждан и организаций.

Возможны также самозащита гражданских прав (ст. 14 ГК) и административный порядок защиты. Поскольку судам закон отводит роль контроля за решениями, принятыми в админист­ративном порядке (ст. 11 ГК), то при таком юридическом ре­гулировании института защиты субъективных прав без подве­домственности сложно обойтись.

Таким образом, подведомственностьэто свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено зако­ном к ведению определенного юрисдикционного органа.

При определении подведомственности юридическое значе­ние будут иметь характеристика заинтересованных лиц, приро­да правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливают­ся правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.

Однако понятие подведомственности существенно отлича­ется от понятия компетенции, которая означает совокупность правомочий суда или иного правоприменительного органа Подведомственность же характеризует конкретное дело, подле­жащее разбирательству в определенном порядке.

В гражданском процессе все судебные дела целесообразно подразделять на две группы — исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые — все иные юри­дические вопросы самых различных правоотношений.

Основными принципами данного института необходимо признать следующие:

—   судебная юрисдикция будет законна только в отношении подведомственных дел. В противном случае судебная деятель­ность и судебные постановления будут ничтожны в правовом отношении. Так, судья обязан отказать в принятии неподведом­ственного заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК); если неподведомст­венность выявлена в ходе разбирательства по делу, то судопро­изводство подлежит прекращению (ст. 220 ГПК). Вышестоящие суды обязаны в ходе пересмотра отменить решения, вынесен­ные по неподведомственным делам, и прекратить их производ­ства (ст. 328, 361, п. 3 ч. 1 ст. 390 ГПК);

—   стороны вправе в соответствии с диспозитивными нача­лами изъять свой спор из гражданского процесса и передать его на разрешение третейского суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных правоотношений, поскольку они подлежат рассмотрению только судами общей юрисдикции;

—   при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а дру­гие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмот­рению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч.  4 ст. 22 ГПК). В случае, если возможно разделение требований, судья должен вынести определение о принятии требований, подве­домственных суду общей юрисдикции, и об отказе в приня­тии требований, подведомственных арбитражному суду.

Следовательно, институт подведомственности является обя­зательным условием законности правосудия, так как обеспечи­вает четкое функционирование судебной власти и правиль­ность рассмотрения и разрешения гражданских дел.

В гражданском судопроизводстве основную массу граждан­ских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, состав­ляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают из споров о праве.

Так, в соответствии со ст. 22 ГПК суды рассматривают и раз­решают исковые дела с участием граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите на­рушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений

Подобные споры могут быть связаны как с нарушением субъективного права (когда действиями одного участника либо в результате его действий умаляются чьи-либо права — имуще­ственные, личные), так и с его оспариванием (когда в резуль­тате поведения участника спора становятся неясными содержа­ние правоотношения, а также взаимные права и обязанности), о чем сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с ис­ковым заявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.

Судам общей юрисдикции подведомственны следующие ка­тегории гражданских дел:

1)  исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной   власти,   органов   местного   самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и закон­ных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, се­мейных,    трудовых,    жилищных,    земельных,    экологических и иных правоотношений;

2)  дела, по которым выдается судебный приказ. Это дела по требованиям, основанным на:

нотариально удостоверенной сделке: сделке, совершенной в простой письменной форме, совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, не­акцепте и недатировании акцепта, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;

3)    дела,   возникающие   из   публичных   правоотношений (ст. 245 ГПК):

по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспари­вании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

по заявлениям об оспаривании решений и действий (без­действия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муни­ципальных служащих;

по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда;

4)  дела особого производства (ст. 262 ГПК):

об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособ­ным (эмансипация);

о принудительной госпитализации гражданина в психиат­рический стационар и принудительном психиатрическом осви­детельствовании и др.;

5)  дела об оспаривании решений третейских судов и о вы­даче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6)  дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Кроме того, суды общей юрисдикции рассматривают и раз­решают дела с участием иностранных граждан, лиц без граж­данства, иностранных организаций, организаций с иностран­ными инвестициями, международных организаций.

При наличии в заявлении нескольких требований различной подведомственности судья принимает к рассмотрению требование, подведомственное суду общей юрисдикции, и отказывает в приня­тии требований, не подведомственных суду общей юрисдикции.

Если же разделение нескольких требований различной под­ведомственности невозможно, судья суда общей юрисдикции принимает все требования к своему производству.

Гражданское процессуальное право подразделяет судебную подведомственность на четыре вида.

Исключительная подведомственность. К этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрению только (исключительно) в судах (например, ограничение дее­способности, лишение родительских прав и др.). Эта категория дел самая большая.

Альтернативная подведомственность предоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо в суд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомер­ных действий должностного лица помимо суда возможно вы­шестоящему должностному лицу (органу).

Условная подведомственность предполагает, что перед обра­щением в суд необходимо пройти внесудебную процедуру рас­смотрения (например, по трудовым спорам).

Подведомственность по связи исковых требований — когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требова­ний разной подведомственности, одно из которых подведомст­венно суду общей юрисдикции, а другое — арбитражному суду.

Судебная система Российской Федерации включает в себя суды различных уровней (звеньев), наделенных полномочиями на рассмотрение и разрешение гражданских дел по первой ин­станции.

Так, в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» преду­смотрено, что в Российской Федерации действуют федераль­ные суды, конституционные (уставные) суды и суды мировых судей субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федераль­ного значения, суды автономной области и автономных окру­гов, районные суды, военные и специализированные суды (ст. 4 Закона).

Конституция РФ в ст. 47 установила общий принцип под­судности дел судам, согласно которому никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судь­ей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Судебная подсудностьэто установленный процессуаль­ным законодательством порядок распределения гражданских дел между судами первой инстанции в системе судов Россий­ской Федерации.

Особое место в судебной системе Российской Федерации занимает Конституционный Суд.

Конституционный Суд РФ не наделен полномочиями на рассмотрение и разрешение гражданских дел в качестве суда первой инстанции. На основании Федерального конституцион­ного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации»1 (в ред. от 8 февраля 2001 г. № 1-ФКЗ, от 15 декабря 2001 г. № 4-ФКЗ) Конституционный Суд РФ рассматривает в судебных заседаниях дела лишь о конституцион­ности правоприменительной практики (ст. 3).

При этом Конституционный Суд разрешает дела и дает за­ключения, руководствуясь Конституцией РФ и правосознани­ем, воздерживаясь от установления и исследования фактиче­ских обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компе­тенцию других судов или иных органов.

Подсудность подразделяется на родовую и территориальную.

Родовая подсудность определяет порядок распределения дел между разными судами судебной системы.

Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции рас­сматривает и разрешает дела:

—   об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;

—   об оспаривании нормативных правовых актов Прези­дента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов го­сударственной власти, затрагивающих права, свободы и закон­ные интересы граждан и организаций;

—   об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их от­ставки;

—   о приостановлении деятельности или ликвидации поли­тических партий, общероссийских и международных общест­венных объединений, о ликвидации централизованных религи­озных организаций, имеющих местные региональные организа­ции на территориях двух и более субъектов РФ;

—   об обжаловании решений (уклонения от принятия ре­шений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исклю­чением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий ре­ферендума;

—   по разрешению споров между федеральными органами государственной  власти  и  органами  государственной  власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъек­тов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст.  85 Конституции РФ (ст. 27 ГПК).

Кроме того, в соответствии со ст. 19 Закона «О судебной системе Российской Федерации» Верховный Суд РФ может рассматривать по первой инстанции и другие дела в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Суды субъектов РФ рассматривают и разрешают по первой инстанции дела:

—   связанные с государственной тайной;

—   об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ, за­трагивающих права,  свободы и законные интересы  граждан и организаций;

—   о приостановлении деятельности или ликвидации регио­нального отделения либо иного структурного подразделения по­литической партии, межрегиональных и региональных общест­венных объединений; о ликвидации местных религиозных орга­низаций,      централизованных      религиозных      организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не яв­ляющихся юридическими лицами  межрегиональных и  регио­нальных общественных объединений и  местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, со­стоящих из  местных религиозных организаций,  находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекра­щении деятельности средств массовой информации, распростра­няемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

—   об оспаривании решений (уклонения от принятия ре­шений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных из­бирательных комиссий по выборам в федеральные органы го­сударственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы госу­дарственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответ­ствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федераль­ного значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК).

Мировому судье подсудны дела:

о выдаче судебного приказа;

о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

иные возникающие из семейных правоотношений, за ис­ключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

по имущественным спорам при цене иска, не превышаю­щей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установлен­ных федеральным законом на день подачи заявления;

возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

об определении порядка пользования имуществом;

другие дела, отнесенные федеральным законом к компетен­ции мировых судей (ст. 23 ГПК).

Если к мировому судье обратился заявитель с несколькими требованиями, одно из которых подсудно районному суду, все требования передаются на рассмотрение районного суда.

Подсудность военным и специализированным судам определе­на в ст. 25 ГПК.

Гражданские дела, подсудные военным судам и иным спе­циализированным судам в случаях, предусмотренных федераль­ным конституционным законом, рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами Российской Федерации, подсудны все гражданские дела, подлежащие рас­смотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федера­ции (пп. 1, 4 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации»)1.

Остальные гражданские дела (которых большинство), под­ведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются и разрешаются районными судами.

Территориальная подсудность определяет порядок распреде­ления гражданских дел между однородными судами по терри­ториальному признаку (например, между районными судами).

По общему правилу о территориальной подсудности, иски предъявляются в суд по месту жительства или нахождения от­ветчика.

Местом жительства признается место постоянного или пре­имущественного проживания. Местом жительства несовершен­нолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, нахо­дящихся под опекой, признается место жительства их закон­ных представителей (родителей, усыновителей или опекунов) (ст. 20 ГК РФ). Местом нахождения юридического лица явля­ется место его государственной регистрации либо место, ука­занное в его учредительных документах.

В некоторых случаях законодатель устанавливает альтерна­тивную подсудность, когда одно и то же дело может быть под-

судно нескольким одноименным судам и истец по своему вы­бору обращается в тот или иной суд.

По таким искам заявитель обращается либо по месту нахо­ждения имущества ответчика, либо по последнему известному месту жительства ответчика, либо по месту нахождения филиа­ла или представительства предприятия, либо по месту житель­ства истца (ст. 29 ГПК). К таким искам относятся иски:

к ответчику, место жительства которого неизвестно или ко­торый не имеет места жительства в Российской Федерации;

к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства;

о взыскании алиментов и об установлении отцовства;

о расторжении брака в случаях, если при истце находится несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруд­нительным, и др.

Исключительная подсудность установлена законодателем для рассмотрения определенной категории дел (ст. 30 ГПК). Это иски:

о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобо­ждении имущества от ареста (предъявляются в суд по месту на­хождения этих объектов или арестованного имущества);

кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия на­следства наследниками (подсудны суду по месту открытия на­следства);

к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки (предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к ко­торому в установленном порядке была предъявлена претензия).

Подсудность нескольких связанных между собой дел опреде­ляется по правилам удобства и целесообразности (ст. 31 ГПК). Она имеет место в том случае, когда между заявленными требо­ваниями существует такая объективная связь, которая позволяет рассматривать все заявленные требования в одном процессе.

Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находя­щимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.

Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был предъявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности, ус­тановленным ГПК.

Гражданское процессуальное законодательство установило определенную подсудность в отношении всех категорий имею­щихся дел. Но рассмотрение дела по определенной законом подсудности может быть неудобно сторонам по каким-либо причинам. Законодатель дает возможность сторонам до приня­тия дела судом самим решить вопрос о подсудности.

Однако договорная подсудность не может быть по делам, отнесенным к компетенции верховных судов республик, краев, областей и приравненных к ним судов, Верховного Суда РФ, а также по делам, отнесенным к исключительной подсудности (ст. 32 ГПК).

Если дело принято судом к производству с соблюдением правил о подсудности, то оно должно быть рассмотрено все­сторонне, полно и объективно в разумные сроки. Но бывают обстоятельства, при которых дело рассматривается медленно, доказательства получить по нему затруднительно и вынести за­конное решение практически невозможно. При такой ситуа­ции законодатель предусмотрел возможность передачи дела в другой суд (ст. 33 ГПК).

Основаниями передачи дела в другой суд могут быть:

ходатайство ответчика, место жительства или место нахож­дения которого не было известно ранее, о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;

ходатайство сторон о рассмотрении дела по месту нахожде­ния большинства доказательств;

установление в суде факта нарушения правил подсудности;

отвод одного или нескольких судей либо по другим причи­нам, когда замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными. Передача дела в этом случае осу­ществляется вышестоящим судом.

Суд, приняв решение о передаче дела в другой суд, выно­сит об этом мотивированное определение, на которое может быть подана частная жалоба.

После передачи дела в другой суд споры о подсудности ме­жду судами не допускаются.

 

Дополнительная информация