Помимо прокурора в защите прав других лиц могут выступать другие государственные органы, органы местного самоуправления, а также отдельные организации и граждане. Такое участие предусмотрено в статьях 46, 47 ГПК РФ.

С одной стороны, участие этих органов, их процессуальное положение очень схоже с процессуальным положением прокурора, участвующего в деле. С другой – есть существенные отличия.

Во-первых, все эти субъекты могут участвовать в защиту прав других лиц. И здесь тоже возможны две формы такого участия:

1)      Обращение в суд с заявлением;

2)      Вступление в процесс для дачи заключения.

Формы для этих органов совпадают с формами для прокуроров.

Какие субъекты могут выступать в первой форме. Регламентируется в статье 46. Могут участвовать органы государственные власти, органы местного самоуправления, отдельные организации и отдельные граждане. Они могут выступать и участвовать в этой первой форме.

В каком случае эти субъекты могут участвовать:

Обязательным условием должна быть просьба этих граждан. Без просьбы граждан эти субъекты участвовать не могут.

Во-вторых, только в случаях, прямо предусмотренных законом. То есть вот здесь, в отличие от прокурора – эти органы могут обращаться только тогда, когда это входит в их полномочия и они предусмотрены, указаны в законе.

Независимо от просьбы эти субъекты могут обращаться с защитой неопределённого круга лиц (скажем, те же потребители – органы роспотребнадзора или антимонопольные). Вне зависимости от просьбы эти органы могут обращаться в защиту интересов недееспособных лиц и несовершеннолетних лиц, причём вне зависимости от просьбы как самого лица, так и его законного представителя.

Например, органы опеки и попечительства могут обращаться с заявлениями в суд по разным делам. Например, по делам о лишении родительских прав.

Когда отдельные организации могут обращаться в суд. Дошкольные или образовательные учреждения могут обращаться в суд об ограничении родительских прав. Это предусмотрено Семейным Кодексом.

Отдельные граждане могут обращаться, например, с заявлением о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Такие положения предусмотрены положениями ГК.

А всё, что касается процессуального положения – похоже на положение прокурора.

Они выступают в форме процессуальных истцов. Те же права, также не могут заключать мировое соглашение и их отказ от иска не несёт прекращения дела.

Они также обращаются с заявлениями, первыми в прениях участвуют.

Также не платят госпошлину.

 

Вторая форма. Именуется также, как и у прокурора, но есть специфика, отличия.

Во-первых, статья 47. В этой форме могут участвовать только государственные органы и органы местного самоуправления.

Тоже могут участвовать только в случаях, предусмотренных законом.

Здесь, в отличие от прокурора, указан момент, когда они могут вступить в процесс. Указанные органы могут вступить в процесс до принятия решения судом первой инстанции. При этом указанные органы для дачи заключения могут вступить как по своей инициативе, так и по инициативе лиц участвующих в деле, а также могут быть привлечены по инициативе суда.

Привлекаются и вступают исключительно с одной целью – для дачи заключения по делу.

Это заключение даётся точно тогда же, когда и заключение прокурора: им даётся слово для дачи заключения после исследования всех доказательств до судебных прений.

Возникает вопрос – каково содержание и каково значение этого заключения.

По содержанию и по форме оно отличается от заключения прокурора.

Как правило, в письменной форме даётся заключения этих органов, которые они озвучивают в процессе.

По своему содержанию заключение этих органов у́же, чем прокурора – они не оценивают все обстоятельства, а только оценивают в пределах своей компетенции. К примеру, органы опеки и попечительства дают заключение, соответствует ли что-то интересам ребёнка.

По делам, связанным с разделом или переоборудованием жилых помещений – привлекаются органы жилищно-коммунальные.

Они дают заключения больше по вопросам фактическим, а не правовым.

 

 

 

Дополнительная информация