В 46 статье Конституции закреплено право каждого на защиту своих прав и интересов в суде. В ГК в статье 11 сказано, что нарушенные гражданские права могут защищаться в суде или в административном порядке.

Подведомственность есть категория, которая применяется для разграничения споров по разрешению споров и защите прав между различными судебными и несудебными органами.

Понятие подведомственности даётся в наших учебниках:

Подведомственность – это круг дел, отнесённых законом к компетенции того или иного судебного или несудебного органа.

Правила подведомственности устанавливаются как виды подведомственности, то есть правила = виды подведомственности.

Можно выделить общее правило и специальное правило подведомственности.

Общее правило – это правило, которое формулируется в самом общем виде в законе применительно ко всем делам, которые подведомственны тому или иному органы.

Скажем, статья 1 ФКЗ «О конституционном суде» написано, что «Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции: ФЗ, указов президента…».

Статья 29 АПК – там тоже общее правило, в соответствие с которым «арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам, предпринимательской деятельности…».

Статья 22 ГПК – там тоже сформулировано общее правило. Самое общее правило – часть 1 пункт 1 статьи 22 ГПК: судам общей юрисдикции подведомственны споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, экологических или иных правоотношений.

Второй вид подведомственности – в законе содержатся специальные правила.

Специальные правила устанавливаются либо как конкретизация общего правила, или как исключение из общего правила.

Специальная подведомственность очень разнообразно, её можно разделить на виды.

Виды специальной подведомственности:

Единичная (или исключительная) подведомственность – это подведомственность, которая определяет подведомственность конкретных категорий дел исключительно одному органы. Например, дела о банкротстве рассматривают исключительно арбитражные суды. «Корпоративные споры» тоже только арбитражные суды рассматриваются. Дела о восстановлении уволенного работника – только суды общей юрисдикции. Дела о лишении родительских прав – только суды общей юрисдикции.

Множественная подведомственность означает, что один и тот же спор, одно и то же дело может рассматриваться одними и теми же органами.

1)                Альтернативная подведомственность, которая допускает возможность рассмотрения спора в одном из органов, указанных в законе, по выбору заинтересованного лица. Например, НК предусматривает, что обжалование действий и решений налоговых органов возможно либо в вышестоящие налоговые органы, либо в суд. В проекте закона о полиции: либо в вышестоящий орган, либо в прокуратуру, либо в суд. Комиссия по трудовым спорам – это тоже альтернативный вариант.

2)  Договорная подведомственность – это подведомственность, которая допускает возможность рассмотрения дела в одном из указанных в законе органов по соглашению сторон. Например, расторжение брака между супругами, у которых нет несовершеннолетних детей, по соглашению между собой они могут пойти не в суд, а в органы загса. Например, по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей, если родители сами договорились о алиментах, то они идут с этим соглашением к нотариусу. Эмансипация – органами опеки и попечительства, если законные представители согласны.

3) Условная подведомственность – это подведомственность, допускающая обращении в суд только после соблюдения предварительного порядка урегулирования споров самими сторонами. То есть когда стороны, прежде чем обратиться в суд, должны обязательно попробовать договориться сами. Например, расторжение и изменение договора – сторона может обратиться в суд, если другая сторона отказалась от расторжения или изменения договора либо не ответила на запрос. Предъявление претензий в случае транспортных услуг и т.д.

 

Принципы института подведомственности.

Подведомственность – межотраслевой институт и он основан на принципах:

1.      Закон устанавливает преобладающую подведомственность дел судебным органам. Компетенция по разрешению спорных моментов компетенция судов значительно шире, нежели административных органов и т.д.

2.      Принцип преобладающей подведомственности дел судам общей юрисдикции. Имеется ввиду, что большинство дел подведомственно судам общей юрисдикции, это, можно сказать, универсальная подведомственность. Если мы не знаем, куда обратиться, так как закон не очень чётко формулирует или вообще не формулирует, то надо обращаться в суды общей юрисдикции.

3.      Принцип определения подведомственности в зависимости от характера спорного правоотношения. Скажем, если связано с экономическими – арбитражными, если публично-правовые отношения – по большей части административными органами…

4.      Принцип предоставления заинтересованным лицам права использования альтернативных процедур. То есть не всегда следует обращаться в суд, а можно в другие – это могут быть и третейский суд, и посредничество (медиация), в загс, в нотариат…

Это касалось о подведомственности вообще как о межотраслевом институте.

 

 

Дополнительная информация