Правообладатель как субъект авторского права

Кто такой правообладатель в авторском праве

В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с понятиями «Авторское право» и «Автор». Сегодня мы постараемся подробно рассмотреть данный вопрос и узнаем права правообладателя, кто является собственником объекта интеллектуальной деятельности, как им стать и прочее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Кто такой правообладатель в авторском праве

Если у человека есть авторские права, он является правообладателем в авторском праве, а не владельцем или собственником, как думают некоторые. Разница в том, что владельцем может быть сам автор, тот кто его нанял или любое другое лицо, которому были переданы определенные полномочия на основе заключенного договора.

С тем, кто такой собственник понятно, но что подразумевается под понятием «Авторские права»? Если говорить простым языком, это специальный термин в юриспруденции, при помощи которого описываются права автора на его творение, например, литературное или художественное произведение, книгу, музыку, скульптуру, фильм, программу и так далее. Законом охраняются уникальные произведения.

Собственник и автор могут быть разными людьми. Допустим один человек написал картину и является ее создателем, но затем он передал полномочия на нее другому человеку, который будет ее собственником.

Какие права имеет владелец по закону

Собственник получает возможность использовать результат интеллектуальной деятельности на свое усмотрение, но не нарушая закон. Он может давать согласие или запрещать иным лицам пользоваться его продуктом.

Никто другой, кроме собственника не может использовать результат деятельности интеллектуального характера или средство индивидуализации без его согласия, в противном случае это будет признано незаконным и повлечет за собой ответственность согласно Кодексу и иным законам. Исключением являются случаи, предусмотренные действующим Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Если это сократить, получается, что правообладатель является владельцем своей или чужой интеллектуальной деятельности. Он обладает возможностью делать с ней все, что посчитает нужным в рамках закона, конечно.

Важно! Никому не разрешается использовать и распространять какой-либо продукт, созданный кем-то другим без разрешения на это его собственника.

Как стать собственником

В данном вопросе все зависит от того, кто хочет стать обладателем прав на что-либо. Если создатель, ему достаточно сотворить произведение, свой шедевр, а если кто-то желает стать собственником чего-то продукта, придется пройти определенные процедуры.

Что нужно чтобы стать владельцем? Все просто: если кто-то хочет стать творцом произведения или продукта, который будет охраняться законом, нужны лишь способности, в остальных случаях:

  1. Нужно получить согласие создателя или другого владельца объекта на передачу прав основателя.
  2. Лицензионный договор.
  3. Акт о приеме-передаче.
  4. Нужны деньги, чтобы оплатить владельцу передачу всех полномочий на творение, исключением являются случаи, когда передача происходит на безвозмездной основе.

Теперь давайте по порядку рассмотрим процесс получения прав на свое или чужое творение. Для разных случаев он отличается:

  1. Если вы что-то создали, например, клип, картину, книгу и так далее, никаких дополнительных действий, чтобы стать владельцем предпринимать не нужно. Вы автоматически становитесь владельцем.
  2. Другой случай – когда вы работаете над чем-то не один, то есть, вместе с кем-то пишите книгу или картину. В таком случае создателей по факту может быть 2 и больше, но по закону он может быть только один, поэтому кто-то из участников данной деятельности должен стать основателем, а второй будет считаться соавтором.
  3. Может случиться так, что вам понадобятся исключительные права на чужое произведение. Допустим вы наняли писателя, чтобы он создал книгу по вашим материалам, в таком случае нужно будет заключить с ним авторский лицензионный договор. Вы можете дополнить его нужными пунктами, указать какие права передаются и на какой срок, в нем указывается абсолютно все, что касается произведения, например, в какой срок будет выполнена работа и способ передачи денег.
  4. Факт того, что объект авторского права был передан его владельцем иному лицу подтверждается при помощи акта приема-передачи. Там же указывается число, формат объекта, объём, серийный номер (если есть). Не будет лишним указать, что обе стороны не имеют претензий друг к другу.
  5. Затем обе стороны расписываются в акте, и права на объект переходят новому владельцу, который официально становится владельцем.

Защита прав правообладателя

Авторское право подкреплено определенной законодательной базой:

  1. Гражданским кодексом РФ, ст. 1259.
  2. Конституцией РФ.
  3. Федеральным законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», статья 6.
  4. Законодательными актами регионального уровня.

Рассмотрим защиту прав правообладателя на примере написанной автором книги. Чтобы его владение ею не было впоследствии оспорено, следует соблюдать некоторые условия:

  1. Сначала нужно убедиться, что автор сам не нарушил чьи-то авторские права.
  2. Если все в порядке, то как вариант, можно распечатать книгу и отправить самому себе по почте. Но ни в коем случае не нужно вскрывать конверт.
  3. Если произведение издано, то исключительные права защищены договором с издательством.
  4. Еще можно обратиться к нотариусу, произведение будет перенесено на любой подходящий носитель (бумага, флешка, диск) и заверено, однако это не бесплатно.

Чтобы оповестить других, что продукт защищен от плагиата, используется специальный значок в виде буквы «C» в кружочке.

Важно! Всем изданным книгам присваивается международный ISBN код, по которому их можно идентифицировать.

Заключение

Теперь вы знаете, кто может называться собственником продукта или какого-либо произведения, какие полномочия у него имеются и как, вообще, можно получить авторские права.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Вопрос 7. Субъекты авторского права

Классификация субъектов авторского права

Иностранные граждане как субъекты российского авторского права

Субъектами авторского права по российскому законодательству признаются:

• авторы и их правопреемники;

Авторы это лица, творческим трудом которых создано произведение науки, литературы и искусства.

Правопреемники авторов физические и юридические лица, которые не участвуют в создании произведений науки или искусства, но обладают определенным объемом авторских правомочий по использованию произведений в результате наследования, договора и других оснований на использование его произведений, заключенных с автором.

Правопреемниками становятся наследники, государство, юридические лица (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения. Круг правомочий правопреемников более узок, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора.

Соавторство это совместное право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (соавторов). Это право принадлежит авторам совместно независимо от того, образует ли их произведение одно нераздельное целое или состоит из отдельных частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение. Соавторство делится:

При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. Признание соавторства нераздельным означает, что авторские права как на произведение в целом, так и на любую его часть осуществляются соавторами только сообща. У каждого из соавторов нет в этом случае самостоятельного объекта, которым бы он мог распорядиться по своему личному усмотрению. При раздельном соавторстве произведение является единым, однако состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части. При раздельном соавторстве использование коллективного произведения в целом также осуществляется по взаимному согласию всех соавторов. Однако каждый соавтор вправе самостоятельно, без согласия других соавторов, распорядиться своей частью произведения.

Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем авторам сообща независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Составитель сборника субъект, труд которого выражается в том, что он организует, обрабатывает, систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. При составлении сборника литературных произведений составитель наряду с отбором материала для включения в сборник проводит определенную исследовательскую работу.

Составители используют произведения, которые являются предметом чьего-либо авторского права или таковыми не являются. Если первоначальное произведение охраняется авторским правом по закону, то должно быть получено согласие его автора или иного обладателя прав на произведение для использования созданного на его основе производного произведения. Отсутствие такого согласия не помешает признанию лица, творчески переработавшего произведение, автором нового производного произведения.

Сборники могут состоять из произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, таких как законы, судебные решения, иные официальные документы; произведения народного творчества, авторы которых неизвестны; другие произведения, не охраняемые авторским правом. Составителю, подготовившему сборник из названных произведений, принадлежит авторское право, если он сам самостоятельно обработал или оригинально систематизировал исходные произведения. Переводчик — это лицо, осуществившее перевод произведения с одного языка на другой. Перевод является самостоятельным объектом авторского права.

Переводчик обладает рядом правомочий на выполненный перевод:

на обозначение своего имени;

опубликование, воспроизведение и распространение перевода; авторское вознаграждение и т. д.

Для перевода требуется согласие автора оригинального произведения. Автор и переводчик пользуются авторским правом на свои отдельные объекты — оригинальное произведение и перевод этого произведения. Использование перевода допускается только с согласия переводчика. Право автора разрешать перевод своего произведения на другой язык в целях дальнейшего использования позволяет ему получать вознаграждение за использование произведения на другом языке.

Иностранный гражданин может быть субъектом российского авторского права, если:

его произведение впервые выпущено в свет на территории РФ, либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме.

Если произведение иностранного автора впервые выпущено в свет за границей или находится там в объективной форме, то этот иностранный автор может стать субъектом российского авторского права только в силу заключенных РФ соглашений и в пределах ими установленных.

Правообладатель — доминирующий хищник в мире авторских прав

История авторского права началась ещё в давние времена вместе с появлением авторства. В Средние века монархи жаловали авторов привилегиями, иметь которую значило обладать правом на свою работу. Сейчас быть автором сложно и просто одновременно: с одной стороны, новые технологии облегчили жизнь специалистам всех профессий, но с другой — юридических тонкостей и правил стало больше. Поэтому авторы часто не знают, как правильно представить публике своё творение и как получить от этого выгоду. Слово «правопреемник» хоть и появилось позже, но уже имеет огромное значение. Правопреемники тесно связаны с авторами, работают в той же области, однако быть правопреемником (правообладателем) даже выгоднее, чем автором. В чём же заключаются положительные стороны этого статуса?

Что такое авторское право

Авторское право — это законодательно защищённое право лица (физического или юридического, но только в статусе правообладателя) на использование и создание произведений искусства, научных трудов и литературы. Оно является одним из видов интеллектуальной собственности. Авторское право материально, то есть не действует на вербальные конструкции, изречения, предположения, способы и тому подобное, а охраняет только произведения — всё, что когда-либо было создано автором (книги, музыкальные композиции, произведения науки и т. д.).

Профессия программиста сейчас настолько популярна, что для защиты прав специалистов этой сферы деятельности было выделено авторское право на электронное обеспечение для ЭВМ (прошивки, игры, другие программы).

Авторские права включают в себя следующие виды прав:

  • личные неимущественные:
    • право на имя, если это имя знаменитости или уникальный псевдоним. К примеру, Ани Лорак, Щедрин (М. Е. Салтыков-Щедрин — феномен в этом вопросе: псевдоним слился с его настоящей фамилией);
    • право на защиту репутации (оно неразрывно связано с правом на имя: если у вас публично известное имя, значит, за вами и вашей личной жизнью пристально следят. Поэтому, если ваша репутация будет опорочена, вы сможете реализовать право на защиту репутации и потребовать компенсацию морального ущерба);
    • право на обнародование (это право даёт возможность автору по желанию опубликовать творение, распространить его или оставить необнародованным. При этом под «обнародованием» подразумевается выпуск копий произведения (только в материальном виде). Если вы передаёте право на использование произведения другому лицу, то это значит, что вы условно согласились на его обнародование).
  • личные имущественные:
    • право пользоваться произведением в любой форме и любым способом (будучи автором, вы можете распоряжаться своим творением, как вам заблагорассудится, а также передать право пользования стороннему лицу);
    • право на авторские гонорары (автор получает доход от распространения своих произведений).

Автор может не регистрировать свою работу и не отображать авторский знак, но это не лишает его произведение авторской защиты

Необходимо понимать, что утратить авторское право невозможно, его можно только передать.

Понятие смежных прав

Авторские и смежные права не принято отделять друг от друга. Смежные права регулируют вопросы не совсем авторской деятельности, но всё же творческой и уникальной. К объектам смежных прав относятся, например, переводы текстов с иностранных языков, фонограммы, кавер-версии песен. И, например, при продаже переведённой книги гонорары получает и переводчик, и автор, и издательство.

Использовать авторскую композицию можно только при наличии соответствующего разрешения от правообладателя, или по истечении периода правовой охраны произведения

Владимир Хоменко, финансовый директор компании GiveMeMusic

http://givememusic.ru/kaver-versija-s-tochki-zreniya-avtorskogo-prava

Объекты и субъекты авторского права

Допустим, писатель написал роман и подписал с кинематографической компанией договор, разрешающий использование в новом фильме сюжета этой книги. Тогда обе стороны (писатель и создатели кино) будут субъектами права интеллектуальной собственности. Писатель (автор, исполнитель, изобретатель) называется творцом. Кинокомпания и другие лица, заинтересованные в извлечении выгоды из собственности автора и заключившие с ним договор, называются правообладателями. Объектом авторских правоотношений является право на произведение (картину, статью, фильм и т. д.). В рассмотренном случае это будет право на заимствование сюжета книги.

Объекты авторского права

К объектам авторского права главным образом относятся:

  • литературные, драматические и музыкально-драматические произведения;
  • музыкальные творения с текстом или без него;
  • произведения декоративно-прикладного и сценического искусства;
  • труды архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • программы для ЭВМ, игры, прошивки, операционные системы;
  • аудиовизуальные произведения всех существующих жанров (кинофильмы, видео, телепередачи);
  • произведения живописи, традиционной и современной скульптуры, компьютерной графики и дизайна;
  • комиксы и графические романы;
  • фотографические произведения и сходные с ними объекты искусства, полученные физико-химическими способами;
  • географические, геологические и другие карты, планы, схемы, чертежи, эскизы;
  • сборники и «производные произведения» (тесты, аннотации и т. д. — объекты смежных прав).

Стоит учитывать, что объектами авторского права не являются официальные документы, официальные символы (внесённые в так называемые перечни стандартных символов ANSI и ASCII), фольклор и сообщения о фактах.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершённые в крупном размере наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ст. 146 Уголовного кодекса РФ

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b683408102681707f2702cff05f0a3025daab7ab/

Субъекты авторского права

Авторы являются главными субъектами авторских прав. То есть любое физическое лицо, трудом которого было создано произведение. Автор получает права на своё произведение сразу после того, как оно становится материальным (настолько, чтобы его смогли воспринимать другие лица).

Если в создании произведения участвовало несколько физических лиц, то такое произведение создано в соавторстве и принадлежит одновременно всем соавторам. Причём неважно, создавались все составляющие произведения коллективно, или же каждая часть обязана своим существованием какому-то конкретному лицу. Условием для возникновения соавторства является договорённость о сотрудничестве между всеми авторами, принимающими участие в проекте.

Соглашение между авторами — обязательный элемент соавторства

Кто является правообладателем

Правообладатель — это физическое или юридическое лицо, которому вы передали право на использование своего произведения, условно согласившись на его распространение. Писателям, например, жизненно необходима работа с правообладателем, которым в этом случае является издательство. Посудите сами, писателю нужно опубликовать книгу, но навыков в её оформлении, наборе, работе с печатниками у него нет. Для этого он идёт в издательство и предлагает свою рукопись для опубликования. То есть правообладатель проводит ту работу над произведением, которую сам автор сделать не в состоянии, и получает прибыль от его распространения.

Быть правообладателем выгодно по многим причинам. Во-первых, маленькое произведение одного автора, выкупленное правообладателем, может стать частью чего-то большего. Например, некая крупная компания заметила, что малоизвестный программист написал важную программу, которая могла бы стать очень ценной и принести этой компании крупный доход. Так как программист малоизвестен, и программу у него вряд ли кто-то купит, компания предлагает ему небольшую сумму за его код. И он соглашается. Вскоре программисту становится известно о росте и успехах компании благодаря его программе, и все забыли о том, что именно ему эта организация обязана своими достижениями.

Бывают ситуации, когда правообладатель становится известнее автора

Во-вторых, приобретённая интеллектуальная собственность может составить большую часть активов вашей компании, сделать её более ценной и инвестиционно привлекательной. В-третьих, становясь правообладателем, вы получаете государственную защиту от нелегального использования объекта авторских прав (попросту — «пиратства»).

Пиратство — это, наверное, самая большая проблема правообладателя. Нелегальное копирование и распространение наносит большой ущерб как кошельку, так и репутации. Однако в каждой тёмной комнате найдётся лучик света — законодательством РФ предусмотрены штрафы и возмещение нанесённого вреда. К примеру, компенсация за каждый случай нарушения авторских прав может составлять от 10 тыс. до 5 млн рублей.

Уголовное преследование пиратов является наиболее эффективным средством борьбы с нарушением авторских прав

Пиратство является довольно неоднозначным явлением в современной культуре. Безусловно, такая деятельность является незаконной. Однако случаются и необычные истории о пиратстве. Например, многомиллионная компания Microsoft учитывает тот факт, что люди любят получать всё бесплатно. Поэтому, принимая во внимание неизбежность кражи их продукции, корпорация придерживается рискованной политики и утверждает:«Если собираетесь воровать ПО — воруйте у нас!»

Как стать правообладателем

Как говорится, все дороги ведут в Рим. Так и в этом случае — для того чтобы стать правообладателем, существует несколько способов:

  • стать автором, так как автор — это первичный правообладатель. Но тогда понадобятся свежие мысли и новые идеи, которые не у всех людей есть;
  • подписать с автором договор авторского подряда. Его суть заключается в том, что вы нанимаете автора на неких оговорённых условиях, чтобы он создал нечто определённое. В этом случае сам автор останется в тени, а вы получите и результат его интеллектуальной деятельности, и гонорары после обнародования;
  • полностью выкупить у автора авторские права на его творение (отчуждение исключительного права). Для этого подписывается одноимённый договор, в котором обязательно указывается размер вознаграждения автора. В результате факт авторства останется за автором произведения, но распоряжаться им сможете только вы;
  • выкупить часть прав на произведение (тогда вы не сможете распоряжаться этим произведением и придётся считаться с автором). Для этого оформляется лицензионный договор. Лицензия бывает двух видов:
    • исключительная. Тогда вы не сможете заключать другие лицензионные договоры;
    • неисключительная. Вы сможете оформить бесконечное множество лицензий и больше заработать.

Заключение лицензионных договоров на использование объекта права интеллектуальной собственности является очень популярной практикой

Лицензиат может пользоваться результатом интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав, сроков и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Видео: как стать правообладателем

Что такое ТРОИС и для чего он нужен

Таможенные органы РФ считают своей основной задачей прекратить незаконный ввоз и вывоз товаров через границу. Для этого был создан Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который защищает права правообладателя, если тот думает, что при перевозке интеллектуальной собственности через границу могут нарушаться его права. Такой правопреемник может подать в Государственный таможенный комитет РФ заявление о добавлении товаров в группу «риска» ТРОИС (процедура включения в реестр бесплатна). В заявлении должны быть указаны следующие данные:

  • информация о правообладателе, а в случае если заявление подаётся его представителем, также о представителе;
  • информация об объекте интеллектуальной собственности;
  • информация о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию, их вывоз из Российской Федерации или совершение иных действий с которыми во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечёт нарушение его прав (изложить нужно довольно подробно, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары);
  • информация о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.

Заявление сопровождается распиской, в которой правообладатель обязуется возместить ущерб, связанный с приостановкой производства товара (не меньше 300 тыс. рублей). А также прилагается документ, подтверждающий права правообладателя на интеллектуальную собственность.

При добавлении в реестр этот товар перестаёт выпускаться в течение двух лет со дня добавления (этот срок может быть продлён по заявлению правообладателя). Если на таможне обнаруживаются товары, выпуск которых нарушает права правообладателя, их производство приостанавливается на 10 рабочих дней.

В современном мире, где, казалось бы, всё уже придумано, можно создать что-то новое, но для этого потребуется много фантазии и сил. Такую трудоёмкую работу выполняют авторы. Малоизвестным творцам, даже если они вкладывают всю душу в дело, сложно добиться справедливой оценки и оплаты результатов труда. Поэтому многие продают права на собственные произведения. Иногда среди таких «малоизвестных авторов» мелькают непризнанные гении, чьи идеи имеют большую ценность. Находить этих счастливчиков и покупать у них концепции — задача правопреемника, который доводит до ума задумки автора и получает чистый бриллиант из невзрачного алмаза. И в следующий раз, когда вам попадётся надпись «заблокировано по просьбе правообладателя» на каком-либо сайте, не стоит отождествлять правообладателей с исчадиями Ада: эти ребята просто делают свою работу.

Автор и правообладатель

В информационном пространстве регулярно появляются новости про злых правообладателей, которые опять подали к кому-то иск, снова с кого-то требуют баснословные суммы и всё всем запрещают. В это же время в той же инфоплоскости существует образ угнетённых и бесправных авторов, которые со своего творческого труда ничего не имеют, ибо на всём “навариваются” жадные правообладатели. Возникают вопросы: кто все эти лица, и насколько приведённые впечатления и тезисы соответствуют истине?

Содержание:

  1. Автор
    • Схема
    • Примечание
  2. Правообладатель
    • Распоряжение исключительным правом
    • Защита исключительного права
  3. Автор против правообладателя
  4. Выводы

Прежде всего, следует начать с исследования нормативной базы для того, чтобы называть вещи своими именами.

Автор

Согласно п. 1 ст. 1228 ГК РФ,

«Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат».

При этом к результатам интеллектуальной деятельности (РИД) согласно ст. 1225 ГК РФ относятся, в том числе: произведения литературы, науки и искусства (среди которых и программы для ЭВМ, охраняемые как литературные произведения), фонограммы, исполнения, изобретения и т. д.

В том же пункте указывается, что не являются авторами результата интеллектуальной деятельности лица, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата: материальные спонсоры, начальники, менеджеры и разного рода помощники.

Стоит акцентировать внимание на то, что автором указан именно гражданин. Автором в современном законодательстве РФ признаётся только физическое лицо. А поскольку право авторства неотчуждаемо и непередаваемо в силу п. 1 ст. 1265 ГК РФ, и отказ от него ничтожен, то юридическое лицо автором быть не может в принципе.

В силу п. 3 той же статьи:

«Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом».

Это значит, что автор и есть первоначальный правообладатель. В силу факта создания РИД автор приобретает комплекс авторских прав на него (исключительное право, личные неимущественные и иные права). При этом автор может передать право как после создания произведения (по договору отчуждения исключительного права), так и заключить договор до его фактического создания, по которому автор обязуется и создать произведение, и передать права на него (например, по договору авторского заказа).

В случае, если автор самостоятельно создаёт произведение, то в момент его создания и до отчуждения исключительного права (если такое произойдёт) получается, что автор и правообладатель являются одним и тем же лицом. Впоследствии автор может по своему усмотрению передать «титул правообладателя» другому лицу, например, по договору отчуждения исключительного права.

Схематично это можно изобразить следующим образом:

Обратите внимание на то, что блок “автор” самый большой по размеру, потому что во всей этой схеме главный именно автор. Без него ничего этого не было бы: не был бы создан результат интеллектуальной деятельности, и не возник бы комплекс прав, включая исключительное право.

Автор, являясь первоначальным правообладателем, с точки зрения закона (не рассматривая иные факторы) свободен в своей воле распоряжаться исключительным правом как угодно.

Примечание:

Существует мнение, что в случае создания служебного произведения, исключительное право возникает у работодателя.

С этим сложно согласиться, поскольку в актуальной на момент написания данных строк редакции п. 2 ст. 1295 ГК РФ, посвящённой служебным произведениям, указано следующее:

«Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное».

Следует напомнить, что, п. 3 ст. 1228 указывает, что исключительное право первоначально возникает у автора.

Совершенно очевидно, что термины «возникает» и «принадлежит» имеют совершенно разный смысл. Слово «возникает» определённо относится к появлению, возникновению права, в то время как термин «принадлежит» соответственно указывает лишь на обладание правом определённым лицом и никоим образом не содержит смысловой нагрузки относительно возникновения права.

Потому тезис о том, что исключительное право на служебное произведение возникает у работодателя представляется крайне спорным.

Правообладатель

Определение термина «правообладатель» даётся в п. 1 ст. 1229 ГК РФ:

«Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное».

Как следует из буквального толкования указанной статьи, правообладатель:

  • лицо, обладающее исключительным правом;
  • может быть как физическим, так и юридическим лицом;
  • вправе использовать РИД самостоятельно;
  • вправе распоряжаться исключительным правом (например, предоставлять право другим).

При этом правообладателей может быть несколько, в таком случае исключительное право будет им принадлежать совместно. Да, авторов тоже может быть несколько (соавторство), но с авторами ситуация иная — со временем у уже созданного законченного произведения авторов прибавиться не может, поскольку в таком случае речь будет идти о переработке, создании производного произведения на основе уже имеющегося. И это объяснимо, поскольку право признаваться автором имеет своим критерием творческий вклад в процессе создания произведения.

А в случае с исключительным правом, которое в силу прямого указания ст. 1226 ГК РФ, является имущественным, правообладателей может быть сколько угодно, о чём говорит п. 2 ст. 1229 ГК РФ. При этом даже не затрагивая дискуссионного вопроса относительно долей в исключительном праве, правообладатели могут заключить соглашение о том, как использовать или распоряжаться исключительным правом, фактически установив удобный порядок управления.

Распоряжение исключительным правом

Как следует из п. 1 ст. 1233 ГК РФ, правообладатель вправе распорядиться исключительным правом любым не противоречащим закону способом, в том числе путём отчуждения или путём предоставления права.

При этом согласно п. 1 ст. 1234 ГК РФ:

«По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю)».

А в силу п. 1 ст. 1235 ГК РФ:

«По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах».

Как видим, законодатель однозначно дифференцирует передачу и предоставление права. При передаче право целиком и полностью без ограничений переходит от одного правообладателя к другому лицу, а при предоставлении права — просто даётся возможность другому лицу использовать объект ИС в строго ограниченных пределах.

Таким образом, передача (отчуждение) и предоставление — принципиально разные способы распоряжения исключительным правом.

Стоит отметить, что исключительное право может переходить по наследству. Кроме того, оно может быть передано в доверительное управление.

Защита исключительного права

Исключительное право является абсолютным — все остальные субъекты обязаны воздерживаться от действий, его нарушающих, в противном случае к нарушителю могут быть предъявлены соответствующие меры ответственности. Обладатель исключительного права может защищать своё право, в том числе, путём предъявления исков к нарушителям. Например, самая распространённая мера ответственности за нарушение исключительных авторских прав — так называемая «карательная» компенсация (она же специальная компенсация в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей).

При этом пока автор является правообладателем, он может защищать нарушенное исключительное право, а также вправе делать это и после отчуждения права – в случае нарушений в течении периода, когда он был обладателем исключительного права.

И это подтверждается позицией ВС РФ. Согласно п. 70 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»,

«При предоставлении третьему лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору или при передаче третьему лицу исключительного права по договору о его отчуждении право требования возмещения убытков, причиненных допущенным до заключения указанного договора нарушением, или выплаты компенсации за такое нарушение не переходит к новому правообладателю. Соответствующее требование может быть заявлено лицом, которое являлось правообладателем на момент совершения нарушения».

При этом в п. 59 Постановления явно указано:

«Автор результата интеллектуальной деятельности, не являющийся обладателем исключительного права на момент его нарушения, не вправе требовать взыскания компенсации за нарушение этого исключительного права».

Что согласуется с позицией из п. 70 Постановления и является очевидным: право на обращение в суд есть только у того, чьи права нарушены; а если право на момент нарушения было у кого-то другого, а не у автора, то и иск автор предъявлять не вправе.

Автор против правообладателя

Поскольку личные неимущественные и иные права неотчуждаемы, то даже после передачи исключительного права, они остаются у автора, что даёт ему ряд соответствующих полномочий и рычагов воздействия.

Например, автор вправе требовать указания авторства своего произведения, в том числе творческого псевдонима (право авторства, ст. 1265 ГК РФ). Кроме того, существует предусмотренное ст. 1266 ГК РФ право на неприкосновенность произведения: запрещается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Или, например, автор вправе отозвать обнародование ещё необнародованного произведения даже тогда, когда право уже отчуждено другому лицу, разумеется, при условии возмещения соответствующих расходов новому правообладателю (право отзыва, ст. 1269 ГК РФ).

Но не стоит забывать о том, что часто автор лишён возможности творить или существенно в ней ограничен по сугубо экономическим причинам, а потому, являясь слабой стороной, вынужден соглашаться на невыгодные условия договоров.

Например, начинающая или не очень известная музыкальная группа зачастую не может без сторонней материальной поддержки записать, свести, обработать, выпустить и распространить альбом в силу объективно существующих финансовых ограничений. Да, какие-то демо-записи можно сделать в домашних условиях, но серьёзное качество требует серьёзной дорогостоящей аппаратуры и привлечения профессионалов, что не просто дорого, а зачастую очень дорого. А потому приходится заключать договор с более сильной экономически стороной на откровенно кабальных условиях, часто жертвуя титулом правообладателя, как единственным имеющимся экономическим активом.

Аналогичные ситуации возникают не только в музыке, но и везде, где невозможно или затруднительно воплотить свои творческие идеи без крупных вложений. И это не только в РФ такая ситуация, потому что построен «неправильный капитализм» или народ какой-то особо жадный, или особо бедные творцы, вовсе нет. Такие ситуации случаются везде и сопровождали даже всемирно известных творческих деятелей в самые «сытые» годы, о чём написано немало историй.

Причина проста — то, что для одних творчество и самореализация, для других — только бизнес, предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, автор, являясь юридически монополистом своего творческого труда и первоначальным обладателем исключительного права, “невидимой рукой рынка имени Адама Смита” часто ставится в крайне неудобное и зависимое положение. А потому правовыми методами эту ситуцию исправить вряд ли возможно, да и закон без возможности принудительного применения его положений в отношении не желающих их соблюдать – не стоит и бумаги, на которой напечатан.

Вспоминается фраза, написанная коллегой-юристом по поводу отсутствия его книги в электронном виде, выглядевшая примерно вот так: “Увы, такова политика издательства. С этим ничего не поделать, я, к сожалению, всего лишь автор”. Всего лишь автор. Пожалуй, квинтэссенция статуса автора в одной фразе.

Выводы

Из всего вышеизложенного следует, что:

  1. автор и правообладатель нередко представляют собой одно лицо, но в таком случае это лицо всегда физическое, а юридическое лицо автором быть не может;
  2. исключительное право всегда возникает у автора;
  3. правообладатель может быть юридическим лицом, кроме того обладателями исключительного права могут быть несколько лиц;
  4. передать исключительное право (“титул правообладателя”) можно, а передать авторство нельзя;
  5. правообладатель может распоряжаться правом и осуществлять действия по его защите в случае нарушений;
  6. автор действительно часто вынужден соглашаться с невыгодными условиями, потому что выбор невелик: или такие условия, или никакой возможности творить и доносить свои труды до широкой аудитории вообще.

3.3. Субъекты авторского права

Одним из основных понятий не только в праве интеллектуальной собственности, но и вообще в праве является понятие субъекта права. Его можно определить как лицо, наделенное определенными правами и обязанностями. Так, автор является субъектом авторского права, изобретатель – субъектом права промышленной собственности или патентного права.

Автором признается гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Гражданский кодекс РФ устанавливает презумпцию признания автором произведения лица, которое в качестве такового указано на оригинале или экземпляре произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом (ст. 1257 ГК РФ). Иное должно быть доказано заинтересованными лицами. Это лишний раз подтверждает трактовку творчества как акта самостоятельного создания произведения умственным трудом – интеллектуальной деятельности. Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

Не признаются авторами РИД граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата (ст. 1228 ГК РФ), в том числе граждане, оказавшие автору такого результата только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использование. Не признаются авторами также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Например, автором такого произведения, как курсовая или дипломная работа, является его создатель – студент, а не научный руководитель. (Разумеется, студент признается автором при условии, что его работа не скопирована из Интернета и носит самостоятельный, творческий характер.)

В настоящее время одним из основополагающих принципов, закрепленных п. 3 ст. 1228 ГК РФ, является положение о том, что исключительное право на РИД, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора.

В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. Автор может передать свое исключительное право на использование, например распространение созданного им литературного произведения, другому субъекту – физическому или юридическому лицу по договору или по иным основаниям, установленным законом.

Права авторов произведений науки, литературы и искусства входят в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ). Автором может быть признан и маленький ребенок, создавший какой-либо объект авторского права, т.е. для признания лица автором соответствующего произведения не имеют значения ни его возраст, ни состояние дееспособности. Имеет значение юридический факт – создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

К субъектам авторского права согласно ст. 1260 ГК РФ относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). Составители как субъекты авторского права обладают и личными неимущественными правами, однако эти права распространяются не на все элементы сборника, а лишь на те, которые являются результатом их творческого труда.

Но для осуществления авторских прав требуется достижение определенного возраста. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители (родители, опекуны). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства (ст. 26 ГК РФ).

Граждане, ограниченные судом в дееспособности, могут осуществлять свои авторские права только с согласия попечителей (ст. 30 ГК РФ). За граждан, признанных судом недееспособными, авторские права осуществляют их опекуны (ст. 29, 32 ГК РФ).

Субъектом авторского права является также переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, которое он переводит, а только на созданный им перевод. При этом авторское право переводчика не препятствует другим лицам осуществлять собственные переводы. В данном случае имеется в виду не простой перевод отдельных слов или выражений на другой язык (подстрочный перевод), а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведения с сохранением смыслового содержания. Например, сурдоперевод также будет являться объектом авторского права, так как переводчик осуществляет не пословный перевод, а творчески дополняет переводимый текст своими выражениями или заменяет одни слова на другие, тем самым создавая новый текст.

В случае нарушения авторского права переводчика последний, равно как и автор оригинального произведения, имеет право требовать восстановления нарушенного права, вплоть до запрещения выпуска или распространения произведения. Творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного и должно приводить к новому, ранее неизвестному результату.

Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом нескольких граждан. Соавторы – граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом. При этом не имеет значения структура совместно созданного произведения и принадлежность отдельным соавторам права на все или на часть произведения (ст. 1258 ГК РФ). Иначе говоря, не важно, какое соавторство имело место – нераздельное или раздельное. Все лица признаются соавторами вне зависимости от того, образует произведение неразрывное целое или состоит из самостоятельно значимых частей. В основе критериев соавторства, закрепленных в п. 1 ст. 1258 ГК РФ, лежат общие критерии соавторства на любой РИД, сформулированные в п. 4 ст. 1228 ГК РФ.

Соавторство условно подразделяется на два вида, которые отличаются различным режимом использования произведений:

  • – раздельное соавторство возникает тогда, когда соавторы имеют единое авторское право на произведение, состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга (например, песня, состоящая из слов и музыки). Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, т.е. часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами;
  • – нераздельное соавторство предполагает, что соавторы имеют единое авторское право на произведение, образующее единое неразрывное целое (например, произведения братьев Стругацких). При этом ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование любого совместного произведения принадлежит всем соавторам. Они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением, которое может быть заключено на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения. Автор может передать право на использование своего произведения как на территории РФ, так и за рубежом любым гражданам и юридическим лицам, в том числе иностранным.

Доходы от совместного использования произведения, созданного в соавторстве, распределяются между всеми правообладателями поровну. Иной порядок распределения доходов может быть предусмотрен соглашением соавторов.

Распоряжение исключительным правом на произведение, созданное в соавторстве, осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ не предусмотрено иное. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе тогда, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Помимо соавторов субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст. 1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания. Например, многие издательства пользуются такой формулировкой: “Перепечатка и любое использование материалов возможны только с письменного разрешения редакции”.

Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом. Исключением из данного правила являются случаи, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (ст. 1295 ГК РФ). Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым или иным договором между работодателем и автором.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне.

Если в течение трех лет работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом.

В случае когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное (ст. 1295 ГК РФ).

При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ).

Основанием для государственной регистрации перехода исключительного права по наследству является свидетельство о праве на наследство, за исключением случая, когда наследственное имущество находится в общей долевой собственности двух или нескольких наследников (ст. 1165 ГК РФ).

Автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором

лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (ст. 1242 ГК РФ).

Кто такой правообладатель: правовой статус и отличие от автора

Авторские права защищаются государством, что гарантирует создателям предметов интеллектуальной собственности абсолютную безопасность. Закон выделяет две стороны отношений – автора и правообладателя. Если автор – создатель произведения, то кто же такой правообладатель в авторском праве? Этот вопрос и будет изучен в статье.

Под авторским правом в объективном его значении понимается институт гражданского права, посредством которого происходит регулирование правоотношений, связанных с формированием и практическим применением изобретений. К последним относятся продукты науки, искусства, литературы, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и т. д.

Автор и правообладатель

Возникновение авторских прав начинается с момента создания произведения. Они включают в себя следующие элементы:

  • исключительное право (имущественное полномочие на использование произведения и распоряжение им);
  • неимущественное право (оно распространяется на неприкосновенность и имя продукта творчества).

В качестве автора может выступать исключительно физическое лицо, создавшее то или иное произведение. Это может быть конкретный человек или группа лиц. В роли правообладателя может быть не только сам автор, наделенный авторскими правами, но и организация, получившая полномочия на распоряжение произведением по соглашению (договору).

Основные объекты и субъекты авторского права

Субъектом авторского права признается создатель продукта и его пользователь.

Рассмотрим практический пример.

Писатель издал книгу в жанре «детектив», а затем подписал с кинематографической организацией договор. В нем сказано, что фирма создаст экранизацию книги, соответственно, обретет право на ее использование в своей деятельности. Вопрос: кто есть кто, и кому какие права положены по закону?

В итоге получится, что обе стороны – и писатель, и режиссер – станут субъектами этого права. В данном случае писатель будет называться творцом, а кинокомпания – правообладателем (как, собственно, и любое другое лицо, заинтересованное в извлечении из собственности автора выгоды).

В рассматриваемой нами ситуации это полномочие на использование книжного сюжета в кинокартине.

Главным образом к объектам авторского права относятся следующие продукты:

      произведения литературы;
      драматические сюжеты;
      музыкальные композиции;
      художественные картины;
      предметы декоративно-прикладного искусства;
      сценические образы;
      архитектурные шедевры;
      градостроительные достижения;
      программные софты для ЭВМ (включая всевозможные прошивки, игры, ОС);
      видеоролики любого характера и назначения;
      эскизы, чертежи, шаблоны, схематические рисунки.

К субъектам АП не принято относить официальные бумаги, символы, фольклор, уведомления о фактах.

Чем грозит незаконное применение авторского права

Наряду с этим в качестве наказания используются обязательные работы сроком до 480 ч, исправительные труды до 2-х лет, принудительные работы или лишение свободы на тот же срок. Регламент – ст. 146 УК РФ.

Кто такой правообладатель

Правообладателем является физическое лицо (обычный гражданин) или юридическое лицо (организация), которому было передано право на пользование объектом интеллектуальной собственности. Например, писатели очень нуждаются во взаимодействии с правообладателями, в лице которых выступают издательства. Ведь написанная книга – это лишь полдела. Ее необходимо отредактировать, опубликовать, продать, в конце концов. Для этого писатель обращается в издательство и предлагает рукопись к публикации.

В рассмотренном примере на плечи правообладателя ложится работа, которую непосредственно сам автор выполнить не может. В итоге обладатель права становится посредником и получает прибыль от распространения чтива.

Какими привилегиями наделяется правообладатель

На практике быть правообладателем крайне выгодно, и тому есть несколько причин:

  • незначительное по объему произведение одного автора, купленное правообладателем, может стать элементом чего-то более масштабного (например, если писатель неизвестен и не знаменит, потенциальные клиенты вряд ли обратят на него внимание, а на агентство с колоссальным опытом работы и хорошей репутацией, которое и выступит в роли правообладателя, «клюнут» однозначно);
  • купленные объекты интеллектуальной собственности могут стать существенными активами, которые принадлежат правообладателям, что позволит сделать компанию более привлекательной с инвестиционной точки зрения;
  • правообладатель может рассчитывать на получение всесторонней государственной защиты от неправомерного использования материалов – объектов авторского права, «пиратства».

Как можно стать правообладателем

Есть несколько вариантов стать обладателем прав на тот или иной объект интеллектуальной собственности.

  1. Стать автором, то есть создать продукт своими силами. Поскольку автор выступает в качестве первичного правообладателя, этот способ является основным. Но для реализации идеи придется вооружиться свежими мыслями и некоторыми навыками, что не всегда осуществимо.
  2. Подписать соглашение авторского подряда с непосредственным создателем произведения. В итоге получится, что вы наймете автора на выгодных вам условиях, чтобы тот создал что-то новое. Затем он останется в тени, а его партнер (то есть вы) получит итог интеллектуальной работы в пользование и распоряжение. Соответственно, ему же достанутся и все гонорары.
  3. Осуществить выкуп авторских прав у создателя произведения. Эта процедура носит название отчуждения исключительного права и подразумевает подписание одноименного договора с указанием суммы авторского гонорара. Вследствие этого факт авторства сохранится за изобретателем, однако распоряжаться продуктом будет правообладатель.
  4. Приобрести определенную долю прав на произведение. Правообладатель получит права, смежные с авторским. Это не позволит распоряжаться объектом интеллектуальной собственности в полной мере и вынудит вас считаться с его создателем на основе лицензионного соглашения. Оно может носить исключительный характер, и тогда правообладатель лишится возможности заключения прочих договоров. Есть и неисключительные договоры, при которых количество оформляемых лицензий ничем не ограничивается. Эти способы взаимоотношений между сторонами распространены на практике. Лицензиат обретает право на пользование интеллектуальной собственностью лишь в рамках тех прав, сроков и способов, которые предусмотрены в составленном соглашении.

Таким образом, быть правообладателем – выгодно и престижно. Поэтому многие компании стремятся обзавестись этим статусом.

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Авторские права: основные положения

В главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице.

1. Авторские права: объекты

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права .

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав.
Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком. Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор. Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем. Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо .

3. Авторские права: возникновение и регистрация

Один из самых распространенных вопросов – как оформить авторские права? Его постановка не совсем корректна, потому что авторские права возникают в момент создания произведения, т.к. выражения его в любой объективной форме:

  • письменная форма выражения
  • устная форма выражения
  • форма изображения
  • аудио- или видеозапись
  • иные формы

В момент создания автор приобретает всю полноту авторских прав и вправе защищать их. Каких-либо формальностей, в т.ч. регистрации, для этого соблюдать не нужно.

Одновременно российское право позволяет зарегистрировать авторские права на программы для ЭВМ и базы данных. Регистрация программы для ЭВМ удостоверяет авторские права и освобождает от доказывания их существования и принадлежности в суде и иных государственных органах .

4. Виды авторских прав.

Виды авторских прав наглядно представлены на схеме.

А) Личные неимущественные права включают:

  1. Право авторства – право признаваться автором произведения
  2. Право на имя – право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения
  3. Право на неприкосновенность произведения – право запрещать любые изменения произведения без согласия автора
  4. Право на обнародование произведения – право представить произведение публике
  5. Право на отзыв произведения – право отказать от обнародования после его совершения

Б) Исключительное право на произведение – право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.

В) Иные авторские права, к которым относятся:

  1. Право следования – право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.
  2. Право доступа – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения .

5. Исключительное право на произведение.

Как уже было сказано ранее, исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любыми способами, в том числе путем:

  1. Воспроизведения (создания) экземпляров произведения
  2. Публичного показа и исполнения
  3. Распространения экземпляров произведения
  4. Импорта (ввоза) экземпляров произведения
  5. Доведения до всеобщего сведения – размещение в сети Интернет
  6. Перевода и переработки в иных формах.

Здесь перечислены далеко не все возможные способы использования произведения, существует и целый ряд других. Поскольку право на использование произведения принадлежит правообладателю, все третьи лица обязаны воздерживать от использования произведения без разрешения правообладателя .

6. Авторские права: срок действия.

Срок действия авторских прав зависит от их вида:

  1. Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
  2. Авторство, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защита этих прав осуществляется наследниками и другими заинтересованными лицами.
  3. Право доступа действует в течение жизни автора.
  4. Право следования действует, пока не прекратилось исключительное право на произведение.

После прекращения исключительного права произведения переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами .

7. Территория действия авторских прав.

Сегодня 167 стран мира являются участницами Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, заключенной в 1883 году. Не вдаваясь в детали данного международного договора, можно сказать, что произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Конвенции. Аналогично произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в России.

Следует учитывать, что авторские права за рубежом защищаются в соответствии с законодательством соответствующего государства.

Полезные ссылки по теме “Авторские права”:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию