Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 1263 ГК РФ

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 342-ФЗ в пункт 3 статьи 1263 настоящего Кодекса внесены изменения

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 4 статьи 1263 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

Рассматривая особенности правового регулирования музыкальных произведений, мы обратили внимание, что зачастую они являются сложными объектами. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на него.

Общие положения

В соответствии с п. 1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Другая особенность указана в п. 2 ст. 1263 ГК РФ и касается того, что у аудиовизуальных произведений три автора. Рассмотрим, что это за категории лиц, проанализируем права авторов аудиовизуальных произведений:

  1. Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.
  2. Автор сценария. Это лицо, интеллектуальная деятельность которого была направлена на создание конкретного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. Обратим внимание, что зачастую сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сперва получить согласие правообладателя книги на творческую переработку. Можно привести и такой пример: недавно в России был снят фильм «Воин», являющийся аналогом одноименного американского фильма. Автор оригинального сценария из США сообщил, что российская телекомпания не получила его разрешения на переработку сценария, что является явным нарушением интересов правообладателя.
  3. Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.

К композиторам в законе применяется специальное правило, указанное в п.3 ст. 1263 ГК РФ: при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась, у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждений за незаконное использование музыкального произведения. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма). В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст. 1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц. Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См., например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2017 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта. Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства. Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20 th Century Fox).

Особенности статуса отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения

Сразу обратим внимание читателей, что к аудиовизуальным произведениям применяются правила о сложных объектах. Следовательно, авторы объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав сложного объекта, сохраняют свои авторские права на них. Это еще раз подтверждается в п. 5 уже упоминаемой нами 1263 статьи ГК РФ. Допускается лишь одно исключение, связанное со случаями, когда авторы простых объектов передали свое исключительное право по договорам. Например, исключительные права на саундтрек к фильму может приобрести кинокомпания-правообладатель.

Как мы уже выяснили, авторы простых объектов интеллектуальной собственности, сохраняя исключительное право, могут в полной мере отстаивать свои законные интересы, если будет факт нарушения. Так, в случае, когда третьи лица без согласия сценариста, например, воспроизведут его произведение, именно он может заявить о нарушении.

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Определение «аудиовизуальные произведения» в отрасли гражданского законодательства в первый раз был использован в Основах гражданского законодательства СССР и республик 1991 года (ст. 134). До того момента закон рассматривал кинофильмы и телевизионные ленты, которые в наши дни входят в более обширную сферу «аудиовизуальное произведение». Что же говорит закон об авторских правах в данной области? Можно ли использовать отдельные элементы произведения, не имея лицензии?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Определение понятия

Аудиовизуальное произведение представляет из себя совокупное творение, складывающееся из определённой последовательности взаимосвязанных между собой картинок (они могут как сопровождаться звуковой дорожкой, так и не сопровождаться) и созданное для визуального и аудиального (если сопровождается звуком) понимания благодаря требуемым технических приспособлениям.

Аудиовизуальные произведения также включаются в состав произведения кинематографа, плюс все проекты, выраженные через схожие кинематографические средства (теле- и видеофайлы и прочие схожие произведения), а метод их первичной или следующей фиксации никакого влияния не оказывают.

Особенности

Соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ отображает специфику правового статуса аудиовизуального творения, которое наделено перечисленными ниже характеристиками:

  • сформировано из чётко установленной последовательности взаимосвязанных между собой графических образов;
  • может быть как с сопутствующей звуковой дорожкой, так и без аудиосопровождения;
  • воспринимается человеком с применением специальных технических приспособлений визуально, если же имеет место звуковое сопровождение на слух;
  • воспринимается как сложный целостный объект;
  • воспринимается как нечто, наделённое одновременно элементами как делимого, так и неделимого соавторства.

Работа по созданию тиража аудиовизуальных произведений (кроме тех случаев, когда данная деятельность реализуется лично теми субъектами, которые наделены правами на применение конкретных предметов авторских или смежных прав в силу федерального закона или иного нормативного акта), реализуемая различными формами юридических лиц или индивидуальными предпринимателями, также должна лицензироваться.

А тут какие строения подлежат регистрации на дачном участке и как их узаконить и зарегистрировать.

По ссылке принцип свободы завещания и его ограничения.

Что говорится в законодательстве

Следует начать с определения авторского права.

Авторское право элемент гражданского законодательства, регулирующая правоотношения в пределах создания и применения (показа, изданием и т. д.) научных, литературных шедевров и творений из области искусства (плодов умственной и творческой работы людей в конкретных областях).

Само наименование института «АП» считается весьма условным, поскольку касается охраны прав правообладателя, а не создателя.

Поскольку рассматриваемый объект является сложносоставным, то правомочия изготовителя такого вида продукции в законе определяются как права того лица, которое занималось организацией процесса создания такого сложного объекта.

Лицо, занимающееся организацией разработки вышеупомянутого предмета, элементами которого становятся сразу несколько охраняемых результатов активного умственного труда (видеофайла, иного аудиовизуального произведения, постановочного театрального представления, мультимедийного проекта, базы данных), становится правообладателем использования таких итогов на основании соответствующих соглашений (к таковым относятся соглашения об отчуждении исключительного права/лицензионные договора), заключаемых этим лицом с обладателями исключительных прав на собственные результаты творческой деятельности.

Важно! Закон гласит, что при обработке АВП, даже если оно используется в целях создания пародии, обязательно соблюдать права автора музыкального элемента, не подвергавшееся обработке.

Интеллектуальные права на результаты отдельных частей АВП

Каждый создатель элемента, ставшего деталью аудиовизуального произведения, как бывшего раньше (соавтор творения, заложенного в фундамент сценария, например, и прочие), так и ставшего результатом труда над таковым (общая работа оператора-постановщика, художника-постановщика и иных), оставляет за собой исключительное право на собственное произведение, из этого правила вычёркиваются те случаи, когда это самое право было уступлено изготовителю или прочим лицам (или же попало к продюсеру или прочим лицам по иным причинам, разработанным законодателем).

Заключение сделки по созданию аудиовизуального произведения между его соавторами и изготовителем (обычно это продюсер) становится причиной передачи соавторами изготовителю нижеперечисленных исключительных прав на АВП:

  • на распространение;
  • на общественный показ/публичное прослушивание;
  • на трансляцию по кабелю для доступного общественности сведения;
  • на передачу в телеэфир/любое другое массовое оглашение;
  • на создание субтитров текста для какого-либо аудиовизуального произведения;
  • на копирование текста АВП.

Описанные правомочия переходят от соавторов аудиовизуального произведения к его изготовителю автоматически, если другое не прописано в договоре, и на законных основаниях принадлежат продюсеру по ходу всего срока действия АП на конкретный аудиовизуальный субъект.

Здесь информация о том, где искать завещание и как узнать кто наследник имущества.

Заключение

Авторские права на АВП принадлежат изготовителю. Если АВП является результатом коллективной работы (автора сценария, например, режиссёра и оператора), то продюсер становится правообладателем.

Обычно заключаются соответствующие договоры о передачи права собственности. После заключения такого соглашения продюсер становится правообладателем произведения целиком и может распоряжаться им на своё усмотрение. Для использования в любых целях части АВП необходимо иметь лицензию.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

Согласно определению ГК РФ, аудиовизуальное произведение представляет собой фильмы, музыкальные клипы и иные продукты подобного характера. Права на аудиовизуальное произведение приобрели особое значение в период распространения медиакультуры.

Основные сведения

Прогресс соцсетей, веб-платформ, видеохостингов предоставляет любому желающему возможность размещать информацию, копировать ее и производить обмен файлами. К тому же каждый человек способен стать автором видео, музыкального трека и т. д.

Обратной стороной данного процесса стали два фактора – пиратство (нелегальное размножение развлекательного материала и его распространение) и плагиат. Эти факторы наблюдаются в шоу-бизнесе, сфере кинематографа, научной области.

Характеристики аудиовизуального произведения

Особенность аудиовизуального произведения заключается в том, что оно формируется из серии изображений, которые зафиксированы на определенном носителе. Наблюдается взаимосвязь изображений. Иногда присутствует звуковое сопровождение.

Воспроизведение аудиовизуального продукта требует наличия специализированной техники.

Стандартный пример аудиовизуального произведения – это фильм. Он состоит из следующих характеристик:

  • сформирован из ряда изображений;
  • изображения зафиксированы на определенном типе носителя информации;
  • продукт представляет собой перечень кадров, которые в совокупности формируют единое целое;
  • бывает полнометражным (длительность – от 52 минут) и короткометражным.

Право создателей аудиовизуального продукта

Создатели аудиовизуального произведения делятся на несколько категорий.

  1. Режиссер-постановщик. Он будет создателем фильма, если интенсивно участвовал в его создании и съемках. Что касается режиссеров-постановщиков эстрадных, цирковых и иных подобных представлений, то они не являются авторами произведения. Об этом утверждает ст. 1313 ГК РФ.
  2. Сценарист. Это создатель сценария, который в своей работе основывается на художественной книге. После того как фильм вышел в прокат, сценарист приобретает права на разработанный текст. Однако перед этим он заключает договор с правообладателем художественного произведения. Если подобное соглашение не заключалось, то авторские права нарушаются.
  3. Композитор. Это специалист, чья сфера деятельности связана с созданием музыкальных произведений. Они могут содержать текстовую составляющую и разрабатываться специально для фильма, мультфильма, сериала и т. д. Композиторы вправе требовать вознаграждение за свой продукт, если его используют при публичного показа кинофильма и при ретрансляции – по телевидению, радио. При этом просмотр фильма дома вместе с друзьями и семьей не считается публичной демонстрацией. Все это указывается в ст. 1270 ГК РФ – «Исключительное право на произведение».
  4. Продюсер. Это лицо, которое несет ответственность за финансирование и организацию создания аудиовизуального произведения. Оно обладает полным правом на весь фильм. Продюсерами выступают как отдельные личности, так и юридические лица – государственные компании, общества, организации, союзы, министерства. Ст. 1240 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень прав продюсера. Так, он обладает правом на имя: в титрах либо заставках фильма должна быть его фамилия, наименование юрлица и т. д.

Право на части итогового аудиовизуального продукта

Произведение состоит из следующих частей:

  • название;
  • персонажи фильма/мультфильма;
  • отрывки из продукта, незавершенные части.

При этом персонажи могут иметь разнообразные варианты существования:

  • письменная;
  • устная;
  • объективно-пространственная;
  • в форме видео либо аудио.

Требуется, чтобы персонаж представлял собой самостоятельный итог творческого труда своего создателя.

К персонажам относятся кукольные либо динамически нарисованные образы героев, которые зафиксированы на неком информационном носителе и собираются в единый аудиовизуальный ряд. Необходимо, чтобы у персонажей были разработаны отличительные признаки, благодаря которым их легко было бы узнать:

При выполнении всех вышеперечисленных требований создатель персонажа, чьи права были нарушены, вправе составить исковое заявление и направить его в суд. В процессе заседания он сможет взыскать компенсацию за нарушенные права.

Если кто-либо нанес изображение персонажа на кружку, подушку, футболку и т. д., не уведомив об этом правообладателя, то данное лицо совершает правонарушение.

Но в некоторых ситуациях использование части аудиовизуального произведения человеком либо организацией, не обладающей правами на данный продукт, вызывает споры и расхождения во мнениях.

Ст. 1274 ГК РФ содержит пункт, посвященный свободному использованию аудиовизуального произведения в таких целях:

  • культурные;
  • научные/информационные учебные;
  • пародийные.

ГК РФ дозволяет разрабатывать музыкальные, литературные и иные произведения, основываясь на оригинальном продукте. Автор-пародист при этом вправе публиковать созданный продукт и демонстрировать его. Ему необязательно получать согласие правообладателя оригинального произведения. Также он не должен выплачивать ему вознаграждение.

Вследствие этого правообладатель оригинального контента не вправе запрещать создавать карикатурные произведения на свой продукт. Но он может инициировать судебное разбирательство, если пародия наносит ущерб его репутации.

Примеры нарушения авторских прав

Sex and City

Данный бренд стал популярным вследствие сериала, отснятого на основе одноименной книги (русское наименование – «Секс в большом городе»). С 2007 года «Парлан» издавала на территории РФ журнал, который назывался «Sex and the City».

Организация объяснила его тем, что производитель сериала – Home Box Office Inc – уже владеет всеми правами на указанный бренд.

После этого данное постановление было подтверждено в Арбитражном суде столицы и апелляционной судебной инстанции. Спустя год журнал стал выпускаться под названием SnC и принадлежит ARTCOM Media.

Her Morning Elegance

Как-то раз представители сотового оператора «Билайн» получили порицания в нарушении прав правообладателя, когда выпустили рекламный ролик под названием «Бесценный номер».

Пользователи сети, просмотрев ролик, сразу поняли, что его создатели полностью «своровали» идею и ее реализацию с клипа на песню певца Орена Лави «Her Morning Elegance». В сюжетах просматриваются различия, однако основные части были полностью заимствованы.

После разразившегося скандала ОАО «Вымпелком» предприняло попытки удалить ролик из телевизионного эфира, а представители сотового оператора «Билайн» – из интернета. Последнее оказалось непосильной задачей: сплагиаченный ролик чуть ли не мгновенно распространился по сети, и даже сегодня любой желающий может с ним ознакомиться.

«Warrior»

В 2015 году в России был выпущен фильм «Воин». Ранее в Штатах в прокат вышел фильм с точно таким же сюжетом и названием – «Warrior». Одни источники утверждают, что автор оригинального сценария не заключал договора с российскими продюсерами, другие – что права на сценарий все-таки были приобретены.

Как бы то ни было, фильм получил множество отрицательных оценок от зрителей.

Заключение

Аудиовизуальное произведение – комплексный продукт, состоящий из множества частей. Он разрабатывается благодаря творческим усилиям многих создателей. Отечественное и зарубежное законодательство защищают права авторов подобных произведений.

Но современное правовое регулирование как определенных частей произведения, так и всего продукта в целом является противоречивым. Судебная практика данной сферы нуждается в совершенствовании и развитии.

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

В эпоху стремительного развития медиакультуры очень важно знать правовое регулирование музыкальных произведений, видеофильмов, телепрограмм, радиопередач и иных объектов интеллектуальной собственности. Актуальность таких знаний возрастает с прогрессом специальных интернет-платформ, аудио- и видеохостингов, социальных сетей, которые позволяют каждому человеку размещать, копировать информацию, обмениваться файлами.

Более того, сегодня каждый может стать автором какого-либо произведения, будь то аудиозапись или видеосъёмка. Глобальная сеть разрешает пользователям называть свою продукцию или услуги собственным оригинальным именем. Вместе с тем в наши дни очень часто стало наблюдаться пиратство (т.е. незаконное копирование и распространение развлекательного контента) и плагиат, как в научной и кинематографической среде, так и в шоу-бизнесе.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Аудиовизуальное произведение: понятие

Определение можно найти в различных справочниках и словарях, но как объект авторского права аудиовизуальное произведение рассматривается только в Гражданском кодексе РФ (ст. 1263).

В Гражданском кодексе к произведениям данного типа относят кинематографические произведения и аналогичные ему материалы (например, музыкальные клипы, теле- и видеофильмы). Выделим отличительные признаки:

  • состоят из зафиксированных на любом носителе серий изображений, которые взаимосвязаны между собой и могут как содержать звук, так и не содержать его;
  • воспроизводятся при помощи специальной техники.

Для большинства типичным аудиовизуальным произведением выступает именно фильм, который может быть художественным, документальным, анимационным, научно-популярным и т.д.

Фильм подходит под все перечисленные характеристики: состоит из изображений, зафиксированных на киноплёнке или иных видах носителей информации. Он представляет собой череду кадров, связанных между собой в единое целое. Фильм считается полнометражным, если его продолжительность составляет более 52 минут, и короткометражным в случае, если его продолжительность меньше указанного времени.

Все выдержки взяты нами из ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Из истории явления

Из самого термина видно, что это сложный объект. От аудиозаписей его отличает наличие изображения, картинки, но в то же время по творческому замыслу автора оно не направлено только на зрительное восприятие. В сочетании с музыкальным сопровождением оно также предназначено и для прослушивания.

История возникновения термина «аудиовизуальное произведение» в юридической практике уходит глубоко корнями в советскую эпоху.

Впервые он был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства СССР и республик 1991 г.
Закон об авторском праве и смежных правах действовал ещё в РСФСР до 1 октября 1964 г. В нём аудиовизуальному произведению было дано уже известное нам определение (Ст. 13). В список творчества входили кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (Ст. 7).

Пункт 3 Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. оставлял авторское право на киноленты за кинопроизводственным предприятием, которое их выпускало. Автор сценария имел право получать вознаграждения за каждый прокат ленты перед публикой.

С 01.10.1964 г. по 02.08.1992 г. действовали нормы по Гражданскому кодексу РСФСР (Ст. 486). Авторское право на кино- или телефильмы было всё так же закреплено за студиями, предприятиями, осуществившими съёмку, а на любительские фильмы — за авторами и соавторами.

Кроме того, заявить права на созданное ими же произведение могли сценаристы, главный оператор, режиссёр-постановщик, художники-постановщики, композитор и др.

В современной России действовал Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 Г. № 5351-1. Основные поправки были внесены 20 июля 2004 г. и вступили в силу с 28 июля того же года.

Другая особенность обозначена в ст. 1263 ГК и указывает на то, что аудиовизуальные произведения имеют трёх авторов. Более того, в список этих создателей входит ещё и четвёртое лицо — «изготовитель».

При этом данный тип произведения в современном российском законодательстве представлен как объект, который включает в себя элементы как делимого, так и неделимого соавторства. Поговорим об этом подробнее.

Правовой статус создателей аудиовизуального произведения

Авторами аудиовизуального произведения являются:

Режиссёр-постановщик

Здесь важно сказать о разном правовом статусе разных режиссёров. Если режиссёр принял активное участие в создании фильма как организатор, возглавляющий весь творческий процесс, то он будет являться его автором. Для режиссёров-постановщиков цирковых, кукольных, театральных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений ст. 1313 ГК РФ авторские права не предусмотрены.

Сценарист

Зачастую это лицо создаёт сценарий на основе художественной книги. После выхода в свет кинофильма, автор сценария получает права на созданный им текст. Но прежде автору сценария необходимо договориться о творческой переработке литературного произведения с писателем (правообладателем книги). В случае отсутствия такой договорённости возникает явное нарушение авторских прав. К примеру, все части фильма «Гарри Поттер» снимались с полного согласия писательницы Дж. Роулинг. А российский фильм о спорте «Воин» (2015 г.) запустили в производство без ведома автора оригинального сценария, на основе которого ранее в США был отснят фильм с аналогичным названием и сюжетом «Warrior» (в пер. с англ. «воин»).

Композитор

В законодательстве о композиторе говорится как о лице, создавшем музыкальное произведение (с текстом или без текста) специально для мультипликационного фильма, кинофильма или др. проектов.

Безусловно, музыка придаёт аудиовизуальному произведению новые творческие оттенки. Поэтому для композиторов предусмотрено отдельное правило, указанное в п. 3 ст. 1263 ГК РФ: они имеют право требовать выплаты, вознаграждение за своё произведение, прозвучавшее как во время публичной демонстрации фильма, так и отдельно от него путём ретрансляции (например, в радиоэфире, по телевидению).

Кстати, к публичной демонстрации не причисляется просмотр фильма в домашней обстановке в кругу семьи согласно ст. 1270 ГК, носящей название «Исключительное право на произведение».

Авторы музыки имеют дополнительные гарантии. Вдобавок, над аудиовизуальным произведением работает множество людей других профессий. О них говорится в п. 5 ст. 1263 ГК. Ведь помимо режиссуры, сценария и музыки, упомянутых нами, фильм может содержать и множество других объектов, за созданием которых стоят авторы, чьи интересы тоже должны учитываться в каждом конкретном случае отдельно. Интересы субъектов не учитываются в ситуациях, когда они сами передали свои права изготовителю или иным лицам, или когда эти права перешли к последним на определённых основаниях (по договорам), предусмотренных законодательством.

Продюсер

Это и есть тот самый «изготовитель» (так он именуется в ст. 1263 ГК). Именно при его инициативе, ответственности за финансирование, организационном и творческом руководстве создаётся аудиовизуальное произведение. Подобная деятельность даёт продюсеру беспрекословное право на фильм в целом. Подробнее об этом вы можете прочитать в Федеральном законе от 22.08.1996 № 126-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Продюсером аудиовизуального произведения выступает не только человек (физическое лицо), но и кинокомпании, различные частные фирмы и государственные организации, союзы, общества, официально зарегистрированные (т.е. юридические лица). «Изготовителем» может быть Россия, её субъекты, министерства.
Права продюсера детализируются в отдельной статье 1240 Гражданского кодекса.

Помимо права авторства, у продюсеров есть право на имя. При трансляции объекта они указывают свою фамилию или наименование либо в конце фильма (титры), либо в начале (например, всем известные заставки голливудских фильмов: Columbia Pictures, 20th Century Fox, Walt Disney Company и др.)

Интеллектуальные права на результаты отдельных частей аудиовизуального произведения

Мы уже говорили о том, что аудиовизуальное произведение является сложным объектом. Это значит, что оно состоит из нескольких других объектов, на которые распространяются права того или иного лица-создателя.
К таким составляющим в п. 7 ст. 1259 ГК РФ «Объекты авторских прав» причисляют название, отдельные отрывки произведения, незаконченные части, персонажей. Наибольшее количество споров в суде вызывают персонажи тех или иных мультфильмов и кинофильмов.

П. 3 ст. 1259 рассматривает различные объективные формы выражения и существования персонажей: письменная, устная (публичное выступление, например), объективно-пространственная, в виде звуко- или видеозаписи.

Более того, персонаж должен быть самостоятельным результатом творческого труда автора. Что сюда относят? Динамические нарисованные (или кукольные) образы героев мультфильмов, зафиксированные на плёнке или другом носителе, которые собираются в целый аудиовизуальный ряд.

При этом они должны обладать признаками, которые будут делать их оригинальными или легко узнаваемыми. Это и внешний вид, и особый голос, и уникальные жесты, мимика.

Только наличие этих фактов помогут истцу обратиться в суд за защитой прав на объект, взыскать компенсацию за нарушения.

Так, нанесение изображения персонажа на товар (футболку, кружку и др. вещи, предметы) без ведома правообладателя будет считаться правонарушением. Однако есть случаи, в которых использование какой-либо самостоятельной части из целостности аудиовизуального произведения лицом, не имеющим прав на неё, подвергаются множеству споров и разногласий.

В ст. 1274 ГК РФ есть отдельный пункт о свободном использовании произведения в информационных, научных учебных или культурных целях. В нём говорится о разрешении на пародии. Согласно кодексу, можно создавать литературные, музыкальные или иные пародийные произведения на основе оригинала. При этом автор-пародист имеет право публиковать или демонстрировать свои произведения без согласия обладателя прав на оригинальный исходник и не выплачивать вознаграждение.

Таким образом, автор оригинального произведения не может поставить запрет на использование своего материала в карикатурном ключе.

Однако если пародия порочит репутацию автора первоначального исходника, его честь и достоинство, он имеет все основания на подачу заявления о защите прав в суд.

Рассмотрим ситуацию, представленную в Постановлении Президиума ВАС от 19.11.2013 г. № 5861/13.

В 2010 г. на телеэкраны вышла передача «Стиляги-шоу» (состояла из нескольких сезонов). В ней известные российские медиа-лица (спортсмены, певцы, актёры) пародировали других звёзд мировой эстрады, обыгрывали популярные танцы из кинофильмов и мультфильмов.

В эфире программы прозвучало несколько композиций группы «Кармен». Компания ООО «Первое музыкальное издательство», которая имела авторские права на эти песни, подала в суд на создателей телевизионной программы.

Несмотря на то, что проект носил исключительно юмористический характер, суд присудил его авторам выплатить материальную компенсацию пострадавшей стороне, т.е. компании ООО «Первое музыкальное издательство».

Почему так получилось? Суд не увидел нарушений в пародии на людей, определённые образы, жесты, мимику и т.д., но обратил внимание на то, что создателям передачи необходимо было соблюсти права авторов аудиозаписей, прозвучавших в эфире, потому что музыка, как уже упоминалось ранее, может существовать самостоятельно и быть независимым компонентом от других частей аудиовизуального произведения.

Заключение

Подводя итог, отметим, что аудиовизуальное произведение — это составной продукт, который включает в себя не только механические действия, т.е. подборку и расположение уже созданных ранее материалов в определённом порядке. Не только в культурной, но и в юридической среде оно представлено сложным объектом, возникающим в результате творческого труда многих авторов. Клип, передача или кинофильм «растворяют» в себе иные произведения и, таким образом, становятся ценными с экономической точки зрения.

Предоставление правовой охраны подобным произведениям закреплено не только в российском, но и в иностранном законодательстве, прописано в большинстве международных соглашений. Однако правовое регулирование аудиовизуального произведения как единого целого, а также его частей, принадлежащих разным лицам, на сегодняшний день выглядит пока достаточно противоречивым и должно совершенствоваться и дополняться последовательной судебной практикой.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2018. 24 мая. URL: https://zakon.ru/blog/2018/05/23/piramida_prav_na_audiovizualnoe_proizvedenie_nebolshoj_kommentarij

Примечательно, что аудиовизуальное произведение, являющееся сложным объектом, включающим несколько самостоятельных объектов авторских и смежных прав (п. 1 ст. 1240 ГК РФ), в целом отнесено к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). При этом в законе закреплено, что авторами аудиовизуального произведения являются (1) режиссер-постановщик, (2) автор сценария и (3) композитор, являющийся автором музыкального произведения, которое создано именно для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ); исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом принадлежат продюсеру (п. 4 ст. 1263 ГК РФ); авторы самостоятельных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (почему-то в законе не упоминаются иные правообладатели), сохраняют исключительные права на эти объекты, если они не передали их продюсеру.

Подобная «многослойность» прав сама по себе вызывает вопросы, и с учетом скромности объема нормативного материала, посвященного отношениям по поводу аудиовизуального произведения, заставляет дать некоторые комментарии.

В аудиовизуальном произведении могут использоваться, в частности, следующие самостоятельные объекты интеллектуальных прав:

сценарий аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – автор сценария);

литературное произведение, положенное в основу сценария (объект авторского права; первоначальный правообладатель – писатель – автор произведения);

режиссура аудиовизуального произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – режиссер-постановщик);

музыкальное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);

музыкальное произведение, вошедшее составной частью в это аудиовизуальное произведение, но созданное ранее и не специально для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);

художественное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник, художник-оформитель);

художественное произведение, используемое в этом аудиовизуальном произведении (вошедшего составной частью в него), но созданное ранее и не для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник);

исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в этом аудиовизуальном произведении, осуществленное в процессе создания этого произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – артист-исполнитель);

иные произведения, создаваемые в процессе работы над аудиовизуальным произведением (первоначальные правообладатели – оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).

Исходя из сказанного, а также положений ст. 1263 ГК РФ, субъектный состав правообладателей применительно к каждому аудиовизуальному произведению может включать, по меньшей мере, четыре группы правообладателей. Это:

– авторы аудиовизуального произведения в целом: согласно п. 2 ст. 1263 ГК РФ к ним относятся (1) режиссер-постановщик; (2) автор сценария; (3) композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, специально созданные для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним: по смыслу п. 5 ст. 1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) артисты-исполнители; (2) оператор-постановщик; (3) художник-постановщик; (4) поэт – автор текста для музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения; (5) художник и (или) художник-оформитель – автор художественного произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

– обладатели прав на объекты, используемые в этом аудиовизуальном произведении, но созданные ранее и не специально для этого произведения: по смыслу п. 5 ст. 1263 ГК РФ к ним, в частности, относятся (1) писатель – автор литературного произведения, положенного в основу сценария; (2) композитор и поэт – авторы музыкального произведения, созданного ранее; (3) художник – автор художественного произведения, созданного ранее;

– продюсер (изготовитель) аудиовизуального произведения, т.е. лицо организовавшее создание аудиовизуального произведения (далее – продюсер).

В соответствии с п. 1 ст. 1228, ст. 1240 и п. 4 ст. 1263 ГК РФ продюсер признается не автором аудиовизуального произведения, но обладателем исключительных прав на аудиовизуальное произведение в целом, если иное прямо не вытекает из договора, заключенного им с авторами аудиовизуального произведения. Это положение обусловлено тем, что изготовление (организация создания) аудиовизуального произведения требует от продюсера не творческой деятельности, а организации процесса производства и прежде всего аккумулирования прав на все результаты интеллектуальной деятельности, которые используются в аудиовизуальном произведении.

В соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ продюсер приобретает право использования объектов интеллектуальных прав на основании:

– договоров об отчуждении исключительного права (по общему правилу они заключаются в отношении объектов, специально созданных для этого аудиовизуального произведения или создаваемых в процессе работы над ним (абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК РФ));

– лицензионных договоров (они заключаются при использовании в этом аудиовизуальном произведении какого-либо объекта интеллектуальных прав, созданного ранее и не для этого произведения, но вошедшего в него составной частью (абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ)).

Необходимо подчеркнуть, что права продюсера на аудиовизуальное произведение могут возникнуть только при условии заключения подобных договоров. На это обращает внимание и О.В. Калятин: «Исходя из п. 1 ст. 1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного объекта, должно заключить договоры об отчуждении исключительного права или лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на объекты, использованные в составе сложного объекта, причем заключение таких договоров является предварительным условием приобретения права на сложный объект (выделено мной. – М.Р.). Для режиссера-постановщика, автора сценария и автора музыкального произведения каких-либо изъятий не установлено (более того, п. 4 ст. 1263 ГК РФ отсылает в части определения прав на аудиовизуальное произведение к ст. 1240 ГК РФ), а это означает, что продюсер должен заключить договоры на приобретение требуемых прав и с ними»[1].

Изложенное позволяет сделать следующий вывод. Лицо признается обладателем прав на аудиовизуальное произведение в целом при условии, что им заключены договоры в отношении прав на все объекты исключительных прав, использованные в этом аудиовизуальном произведении. Причем речь идет не только об объектах, специально создаваемых для этого аудиовизуального произведения или в процессе работы над ним, но и созданных ранее, не для этого произведения, но вошедших составной частью в него.

Заключение физическим или юридическим лицом договоров в отношении только части объектов авторских и смежных прав, использованных в этом аудиовизуальном произведении, не позволяет рассматривать такое лицо, как приобретшее исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом. Такое лицо будет правообладателем лишь соответствующих самостоятельных объектов авторских или смежных прав.

P.S. IP CLUB лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law в

[1] Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав. М.: Норма, 2014. С. 257 (автор комментария – О.В. Калятин).

Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

Рассматривая особенности правового регулирования музыкальных произведений, мы обратили внимание, что зачастую они являются сложными объектами. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на него.

Общие положения

В соответствии с п. 1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Другая особенность указана в п. 2 ст. 1263 ГК РФ и касается того, что у аудиовизуальных произведений три автора. Рассмотрим, что это за категории лиц, проанализируем права авторов аудиовизуальных произведений:

  1. Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.
  2. Автор сценария. Это лицо, интеллектуальная деятельность которого была направлена на создание конкретного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. Обратим внимание, что зачастую сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сперва получить согласие правообладателя книги на творческую переработку. Можно привести и такой пример: недавно в России был снят фильм «Воин», являющийся аналогом одноименного американского фильма. Автор оригинального сценария из США сообщил, что российская телекомпания не получила его разрешения на переработку сценария, что является явным нарушением интересов правообладателя.
  3. Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.

К композиторам в законе применяется специальное правило, указанное в п.3 ст. 1263 ГК РФ: при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась, у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждений за незаконное использование музыкального произведения. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма). В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст. 1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц. Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См., например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2017 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта. Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства. Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20 th Century Fox).

Особенности статуса отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения

Сразу обратим внимание читателей, что к аудиовизуальным произведениям применяются правила о сложных объектах. Следовательно, авторы объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав сложного объекта, сохраняют свои авторские права на них. Это еще раз подтверждается в п. 5 уже упоминаемой нами 1263 статьи ГК РФ. Допускается лишь одно исключение, связанное со случаями, когда авторы простых объектов передали свое исключительное право по договорам. Например, исключительные права на саундтрек к фильму может приобрести кинокомпания-правообладатель.

Как мы уже выяснили, авторы простых объектов интеллектуальной собственности, сохраняя исключительное право, могут в полной мере отстаивать свои законные интересы, если будет факт нарушения. Так, в случае, когда третьи лица без согласия сценариста, например, воспроизведут его произведение, именно он может заявить о нарушении.

Ссылка на основную публикацию