Понятие авторского права и его особенности
Отношения в рамках авторских прав первоначально регулировались ФЗ 5351-1 от 09.07.1993г. На современном этапе, начиная с 18.12.2006 г., данный закон не обладает юридической силой. Его положения с минимальной редакцией сохранены в статьях 70 главы Гражданского кодекса России.
Рассмотрим понятия и аспекты, которые определяет закон о защите авторских прав и смежных прав.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Понятие и причины возникновения
Итоги творчества в научной, литературоведческой или искусствоведческой среде, и личные неимущественные права автора получили понятие «авторского права». Оно вступает в силу при условии возникновения сочинения по итогам творческой работы и обладания объективными формами.
Изначально возникновение и факт охраны анализируемого явления рассматривались в рамках правовой и социальной системы. Сегодня данная категория не является исключительно правовой, а становится органичным элементом благосостояния государства и фондов предприятий.
Серьезная значимость определяется масштабами области его применения, усилением экономического эффекта. Современная жизнь человека немыслима без продукции, защищенной совокупностью законодательных норм.
С объективной точки зрения явление представляется частью гражданского права, регулирующего правоотношения по итогам создания и применения объективных итогов людского творчества в областях, связанных с наукой, культурой и искусствоведением.
Положение ФЗ
В рамках ФЗ 5351-1 возникновение данной категории рассматривалось в ст. 9, установившей несколько вариантов появления трудов, созданных лицами или группой граждан:
факт принадлежности произведения, открытия, произведения и т.п. в разных областях жизнедеятельности определяется обстоятельством его появления без необходимости дальнейшей регистрации;
- при отсутствии оспаривающих аргументов, автором признается лицо, вписанное в оригинал;
- наличие псевдонима определяет издателя до того момента, пока автор, раскрыв личность, не объявит о своих претензиях.
ФЗ об авторском праве и смежных правах определяет преимущества обладателя исключительных привилегий пользоваться знаком охраны авторства.
Знак должен объединять три основных элемента: окружность с размещенной в центре латинской «С», имя обладателя исключительных преимуществ создателя; даты первоначальной публикации.
Объекты и субъекты
Под категорию охраняемых законом оригинальных творческих достижений попадают произведения, обладающие определенной реальной формой. Объекты авторских и смежных прав раскрыты п.3 ст. 1259 ГК России. Они объединяют:
- записи письменные;
- произнесение, исполнение устное;
- звуковые и видеозапись;
- изображения;
- объемно-пространственные формы.
Указанные варианты объективных форм произведения не единственные, дополнение перечня возможно по результатам дальнейшего развития научно-культурной сферы.
Объекты
В данную категорию входят:
- шедевры литературы (драматические, сценарные и т.п.);
- работы хореографов, пантомимы;
- музыкальные композиции с текстом и без;
- шедевры изобразительного искусства (живопись, изваяние, дизайн, комиксы);
- работы в рамках искусства декоративно-прикладного, сценического;
- творения аудио и визуальные (кино, телепередачи);
- архитектурные, градостроительные объекты, предметы ландшафтного дизайна;
- фотографии и т.п. произведения.
С недавних пор к объектам авторского права относятся:
- объективные формы алгоритмов разрешения задач языком программирования для ЭВМ;
- документы, созданные на базе ранее существовавших трудах посредством переводческого труда, написания аннотаций, оркестровок и т.п. переработок;
- сборники и составные труды.
Не являются объектами авторских прав произведения:
- формата официальной документации;
- особые отличительные знаки государства, установленные законом или традициями;
- фольклор;
- сообщения информационного характера.
Авторское право не распространяется на идеи, методы, способы, решения и т.п.
Субъекты
Вначале субъектом совокупности законодательных норм было физической лицо, создавшее творческим трудом защищаемый законом объект и владеющее комплексом полномочий создателя (исключительное, личное неимущественное).
Субъекты авторского права – лица, получившие исключительные полномочия на произведение:
- предприятия, получившие исключительное владение объектом;
- наниматели, привлекающие к работе на предприятие наемных;
- заказчик объекта защиты, созданного по договору заказа;
- преемник автора или иного собственника создателя;
Структуры, распоряжающиеся имущественными владениями авторов на коллективной основе, также признаются субъектом авторства.
Разновидности
Автору произведения принадлежать следующие права:
- личные неимущественные (моральные) – право авторства, на имя (употреблять или разрешать применение), на обнародование, отзыв, охрану произведения и престижа создателя;
- имущественные права автора (исключительные) – воспроизведение, распространение, показ публике, реализация, перевод и адаптация, выпуск в эфир.
Данное деление признается условным в силу различий, обусловленных отличием источников и концепций авторского права в странах, практикующих нормы общего и континентального типа.
Исключительное право на законное применение объекта интеллектуальной собственности принадлежит автору или правообладателю.
Смежное представляется совокупностью норм, применяемых для охраны интересов правообладателей следующих объектов интеллектуальной деятельности:
- исполнений, выражаемых формой, позволяющей воспроизведение техническими средствами;
- фонограмм;
- информационных сообщений структур эфирного/кабельного вещания;
- баз данных (охрана от незаконного извлечения и использования);
- произведений, обнародованных после перехода в статус достояния общественности (охрана при публикации).
Субъекты смежных прав:
- исполнители;
- изготовители фонограмм;
- структуры, организующие эфирное и кабельное вещание;
- создатели совокупности самостоятельных систематизированных материалов, поиск которых производится с помощью ЭВМ;
- публикаторы.
В рамках понятия объектов интеллектуальной собственности, наряду с авторскими и смежными, выделяют:
- объекты промышленной собственности (пром. образцы);
- орудия индивидуализации (товарные знаки, бренды);
- особенные предметы интеллектуальной деятельности (селекционные разработки).
Авторы и правообладатели
Автор произведения – лицо, создавшее в процессе творческого труда произведение, обладает единоличными полномочиями на применение объекта, запрет его использования, отзыв.
Правообладатель – лицо, получившее определенные полномочия на использование права создателя, к примеру, в рамках оформления авторского договора.
Сроки действия
Закон об авторском праве и смежных правах РФ (ст. 1281 ГК) определяет срок действия авторского права:
- исключительного – пожизненно, продлевается на 70 лет после кончины;
- авторства, на имя и защиту репутации – навечно;
- на объект, обнародованный без имени автора или под вымышленным именем – 70 лет, начиная с начала года его законного обнародования;
- на объект, созданный в соавторстве, – пожизненно и на протяжении 70 лет, следующих после кончины последнего автора;
- на объект, обнародованный после кончины автора, – на протяжении 70 лет после обнародования.
В рамках положений Римской конвенции авторское право действует в течение двадцати лет. Однако в национальных законах данные временные ограничения увеличиваются до 50 и более лет.
Окончание обозначенных временных отрезков переводит объекты авторского и смежного права в разряд общественного достояния. Неохраняемые по российским законам произведения также становятся обладателями статуса «общественное достояние». Объекты данной категории разрешено использовать каждому без обязательных выплат вознаграждения создателю, но с соблюдением авторства, имени, неприкосновенности.
Что касается территориального действия, то субъективные авторские права, приобретенные на территории одного государства получают не получают автоматического признания на территории другого государства. Однако национальное законодательство может оказывать косвенное влияние на охрану авторского права на территории других государств. Данное положение установлено Бернской конвенцией и касается, как литературных, так и любых других объектов интеллектуальной собственности.
С другой стороны, поскольку авторское право возникает автоматически при создании произведения и для его возникновения не нужна регистрация или иные формальности, любое произведение охраняется не только в стране происхождения произведения, но и во всех странах Бернского союза. Следовательно, авторское право в странах Бернского союза экстерриториально.
Важно. Исключительное право создателя является объектом наследования.
Под охраной
Ст. 45 ФЗ 5351-1 перечисляет основания нарушений и принципы их охраны. К правонарушениям относят незаконность использования объектов, создание контрафактной продукции. Наказание за незаконные действия имеет следующие формы:
- гражданско-правовую;
- административную;
- уголовную.
В ст. 1301, регламентирующей авторское право ГК РФ, ответственность за незаконные действия предполагает необходимость выплат двукратной стоимости произведений, признанных контрафактной продукцией. Как вариант, могут предъявляться требования на возмещение цены авторства, определенного законом, в двойном размере.
Благодаря авторскому праву организуется защита интеллектуальной собственности. Регистрация таких прав на произведение проводится для фиксации факта существования объективного вида объекта. Факт нарушения, выявленный по отношении к правам создателя, рассматривается судебными органами страны, зафиксировавшей нарушение, в рамках существующего законодательства.
Создание произведений определило появление прав создателей. В России отсутствуют процедуры регистрации таких прав. Исключение – регистрация авторства программ для ЭВМ. Законодательными нормами автором произведения признается его создатель.
Защита осуществляется техническими средствами, технологиями, устройствами или элементами, осуществляющими контроль объекта охраны, не допускающими действия, запрещенные автором (правообладателем).
Заключение
Автор, создавший объект интеллектуальной собственности, должен стать обладателем доказательств владения произведением. Такие доказательства можно получить благодаря процедуре под названием депонирование. Мероприятие проводится нотариусом, принимающим и оформляющим факт передачи экземпляра произведения на хранение.
Автор получает на руки свидетельство, в которой указана дата наличия у объекта охрана объективной формы. В сети интернет подобное свидетельство позволяет осуществлять эффективную процедуру защиты.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Sum IP
Интеллектуальная собственность в России и за рубежом
Авторские права: основные положения
В главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице.
1. Авторские права: объекты
Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:
- Литературные произведения
- Музыкальные произведения
- Фильмы (аудиовизуальные произведения)
- Произведения изобразительного искусства
- Фотографии
- Программы для ЭВМ и базы данных
- Произведения архитектуры
- Драматические произведения
Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права .
2. Кого называют автором и правообладателем произведения?
Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав.
Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком. Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.
Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор. Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем. Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо .
3. Авторские права: возникновение и регистрация
Один из самых распространенных вопросов – как оформить авторские права? Его постановка не совсем корректна, потому что авторские права возникают в момент создания произведения, т.к. выражения его в любой объективной форме:
- письменная форма выражения
- устная форма выражения
- форма изображения
- аудио- или видеозапись
- иные формы
В момент создания автор приобретает всю полноту авторских прав и вправе защищать их. Каких-либо формальностей, в т.ч. регистрации, для этого соблюдать не нужно.
Одновременно российское право позволяет зарегистрировать авторские права на программы для ЭВМ и базы данных. Регистрация программы для ЭВМ удостоверяет авторские права и освобождает от доказывания их существования и принадлежности в суде и иных государственных органах .
4. Виды авторских прав.
Виды авторских прав наглядно представлены на схеме.
А) Личные неимущественные права включают:
- Право авторства – право признаваться автором произведения
- Право на имя – право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения
- Право на неприкосновенность произведения – право запрещать любые изменения произведения без согласия автора
- Право на обнародование произведения – право представить произведение публике
- Право на отзыв произведения – право отказать от обнародования после его совершения
Б) Исключительное право на произведение – право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.
В) Иные авторские права, к которым относятся:
- Право следования – право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.
- Право доступа – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения .
5. Исключительное право на произведение.
Как уже было сказано ранее, исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любыми способами, в том числе путем:
- Воспроизведения (создания) экземпляров произведения
- Публичного показа и исполнения
- Распространения экземпляров произведения
- Импорта (ввоза) экземпляров произведения
- Доведения до всеобщего сведения – размещение в сети Интернет
- Перевода и переработки в иных формах.
Здесь перечислены далеко не все возможные способы использования произведения, существует и целый ряд других. Поскольку право на использование произведения принадлежит правообладателю, все третьи лица обязаны воздерживать от использования произведения без разрешения правообладателя .
6. Авторские права: срок действия.
Срок действия авторских прав зависит от их вида:
- Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
- Авторство, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защита этих прав осуществляется наследниками и другими заинтересованными лицами.
- Право доступа действует в течение жизни автора.
- Право следования действует, пока не прекратилось исключительное право на произведение.
После прекращения исключительного права произведения переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами .
7. Территория действия авторских прав.
Сегодня 167 стран мира являются участницами Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, заключенной в 1883 году. Не вдаваясь в детали данного международного договора, можно сказать, что произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Конвенции. Аналогично произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в России.
Следует учитывать, что авторские права за рубежом защищаются в соответствии с законодательством соответствующего государства.
Полезные ссылки по теме “Авторские права”:
Срок действия авторского права
Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
Срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.
Если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право на него действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.
Для авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы, срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения Для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.
До 2004 г. в России основной срок действия авторского права составлял 50 лет после смерти автора, до 1993 г. – 25 лет.
Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
В разных странах установлены различные сроки действия исключительного права. Предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного ГК срока действия исключительного права.
При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленный в стране происхождения произведения.
97. Субъекты авторского права. Соавторство.
А́вторское пра́во — в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.
Субъекты авторского права:
1 автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (т. н. «презумпция авторства»).
2 Правообладатели – лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Правообладателями могут быть:
– различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения;
– работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
– заказчики, в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа;
– наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму).
3 Ещё одним, специфическим субъектом авторского права, являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение.
Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:
– латинской буквы «C» в окружности;
– имени или наименования правообладателя;
– года первого опубликования произведения.
© Корпорация XYZ, 2006
Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.
соавторство – Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, независимо от того, одно это произведение или состоит из частей. Соавторство имеет место только в том случае, если деятельность лиц, участвующих в создании произведения, является творческой. Лица, оказавшие автору лишь техническое, организационное, материальное или подобное содействие, не признаются соавторами.
1 раздельное. При раздельном соавторстве произведение состоит из частей, которые имеют самостоятельное значение, т.е. могут быть использованы независимо друг от друга. Каждый соавтор вправе по своему усмотрению использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, если соглашением соавторов не предусмотрено иное.
2 нераздельное. При нераздельном соавторстве произведение образует одно неразрывное целое, поэтому вычленение его частей, созданных тем или иным соавтором, и их самостоятельное использование невозможно. Ни один из соавторов не имеет права без достаточных к тому оснований запретить использование такого произведения.
Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Создавать новое могут только живие люди, следовательно юридическим лицам могут принадлежать только производные права на произведения, которые переходят к ним от авторов.
Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.
Первоначальным субъектом авторского права является автор – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение.
В РФ, безусловно, охраняются произведения лиц. являющихся гражданами РФ. Произведения иностранных граждан и лиц без гражданства охраняются при соблюдении одного из следующих условий;
• если произведение обнародовано на территории РФ;
• если произведение находится в какой-либо объективной форме на территории РФ.
• если этого требует международный договор, участником которого является РФ.
Возможность иметь авторские права является одним из элементов правоспособности человека, такой возможностью человек обладает с момента рождения и до смерти, независимо от возраста и состояния психики. Правом самостоятельно осуществлять свои авторские права (заключать авторские договоры) человек наделяется с 14-летнего возраста. До достижения возраста 14 лет от имени несовершеннолетних авторов выступают их законные представители: родители, усыновители или опекуны.
Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство. Авторское право в этом случае принадлежит соавторам совместно. Условиями возникновения соавторства считаются:
• создание единого творческого произведения;
• совместный творческий труд соавторов;
• наличие соглашения о возникновении соавторства (возможно, в устной форме).
Различают соавторство делимое и неделимое (раздельное и нераздельное).
Взаимоотношения соавторов регулируются соглашением между ними. Если таким соглашением не предусмотрено иное, часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, может быть использована ее автором по своему усмотрению, а доходы от использования произведения распределяются между правообладателями поровну.
Распоряжение исключительным правом на произведение осуществляется соавторами совместно.
Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав.
Авторами аудиовизуального произведения (теле– и видеофильма и т. п.) являются: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для данного аудиовизуального произведения.
Наследники автора как субъекты авторского права
Исключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок действия прав наследников – 70 лет после смерти автора.
Неимущественные права автора (право авторства, право на имя и неприкосновенность произведения) не переходят к наследникам, но могут охраняться ими наряду с другими заинтересованными лицами.
Иные правообладатели – физические и юридические лица, получившие авторские права на основании закона или договора. Объем приобретенных имущественных прав определяется законом или договором.
Среди иных правообладателей выделяется новый субъект – изготовитель аудиовизуального произведения, который имеет право на указание своего имени (наименования), использование произведения и получение вознаграждения, в том числе за свободное использование аудиовизуального произведения в личных целях.
Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами, – некоммерческие организации, осуществляющие управление определенными имущественными правами авторов. Основанием для действий такой организации является договор с автором или иным правообладателем о передаче полномочий по управлению правами. Данные организации не вправе использовать объекты интеллектуальной собственности, права на которые переданы в их управление, но могут защищать соответствующие права.
Основные функции организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами:
• заключение с пользователями лицензионных договоров;
• сбор вознаграждения за использование произведений;
• распределение и выплата вознаграждения правообладателям;
• предоставление правообладателям отчетов об использовании их прав;
• формирование реестров сведений о правообладателях, правах и объектах авторских прав. Государственная аккредитация организации по коллективному управлению правами предоставляется на следующие виды деятельности:
1) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;
2) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений и др.
Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Контроль за деятельностью аккредитованных организаций осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Авторские права
Что такое авторское право? Какой срок действия у авторских прав, и какие существуют ограничения по использованию трудов интеллектуальной собственности? Какую ответственность несут за нарушение авторского права? Ответы на эти вопросы Вы найдете в нашей статье.
Авторское право – есть совокупность законодательных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и дальнейшим использованием произведений науки, литературы и искусства. В содержание авторских прав включены несколько правомочий:
- право авторства;
- право на имя (дает возможность публиковать произведения под своим именем или псевдонимом, а также анонимно);
- право на опубликование в любых издательствах;
- право на защиту произведения от любых искажений.
Автору произведения принадлежат личное и имущественное право, последнее носит исключительный характер и является своего рода правом собственности. На основании этого имущественного права автор может распоряжаться собственным произведением по своему усмотрению, а также разрешать выполнять другим лицам такие действия, как:
- воспроизведение и распространение экземпляров произведения;
- публично показывать и исполнять произведение в театрах и концертных залах;
- осуществлять перевод произведения на другие языки;
- осуществлять переработку произведения и т.д.
Выполнение любых этих действий без согласия на то автора произведения является нарушением авторских прав и влечет за собой административную и уголовную ответственность. Исключением являются случаи, когда в силу закона произведение может быть использовано без согласия владельца авторских прав.
Срок действия авторского права
На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти. Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти. В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу. Авторы произведений – участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования. Окончание срока действия авторского права, а также факт отсутствия защиты трудов интеллектуальной собственности на территории РФ означает, что произведение приобретает статус общественного достояния.
Право авторства, право на имя и защиту репутации автора, равно как и право на неприкосновенность произведения, охраняются бессрочно.
Ограничения в авторских правах
Статьей 1273 ГК РФ разрешается использовать произведение, получившее статус народного достояния, в личных целях, без согласия автора и выплат соответствующего вознаграждения. Отметим, что данная норма не распространяется на воспроизведение баз данных, архитектурных зданий и сооружений, репродуцированию книг в целом и нотных текстов, и другое. Гражданское законодательство РФ (ст. 1274-1280) предусматривает целый ряд ограничений, имеющих непосредственное отношение к использованию авторских прав. В частности, допускается использование произведений с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:
- цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
- использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
- воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
- воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
- воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.
Ответственность за нарушение авторского права
Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан – от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических – от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до 6 месяцев(ст. 146 УК РФ). Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:
- невыплата либо частичная выплата авторского гонорара;
- издание объекта интеллектуальной собственности без согласия на то автора произведения;
- не указание имени автора произведения;
- плагиат – выдача результата трудов чужой интеллектуальной собственности за свое;
- контрафакция – незаконное воспроизведение любым способом результата чужого труда без согласия автора;
- пиратство – несанкционированное изготовление контрафактных экземпляров печатных изданий, аудио- или видеозаписей с целью тайной продажи.
Авторское право: объекты, субъекты, способы защиты
Авторское право — это право создателя оригинальных произведений распоряжаться ими по своему усмотрению, а также определять условия для использования этого произведения другими людьми. Права авторов прописаны в статьях Гражданского кодекса РФ. За нарушение этих прав грозит наказание. Под защиту попадают все уникальные результаты творческого труда.
Вам будет интересна эта статья, если вы являетесь автором или планируете им стать, либо хотите как-то использовать продукт чужого творческого труда — например, фотографию, видеоролик, песню, литературное произведение, запись выступления артиста или телепередачи, компьютерную программу или базу данных, техническую идею или научную разработку.
Разновидности авторских прав
Существует две группы прав на интеллектуальную собственность. Первая группа — личные неимущественные права («моральные»). Они дают возможность:
- открыто заявлять о своем авторстве;
- обнародовать творческий продукт с указанием собственного имени или псевдонима;
- воспользоваться правом анонимности;
- обнародовать произведение, или давать разрешение на это третьим лицам;
- пользоваться правом неприкосновенности своего труда.
Вторая группа авторских прав – исключительные. Смысл термина в том, что эти права на произведение изначально принадлежат исключительно автору и только ему. Исключительные права дают возможность осуществлять следующие действия:
- копирование произведения, создание множества экземпляров;
- реализация в продажу или иной способ распространения объекта;
- демонстрация своего творения в форме изображения;
- распространение за рубежом;
- публичное исполнение;
- трансляция в эфире;
- создание перевода и других модификаций;
- практическое применение (обычно реализуется в отношении архитектурного или дизайнерского объекта);
- обеспечение неограниченного доступа всем желающим.
Все эти права находятся под охраной гражданского кодекса РФ. Другими словами, за их нарушение предусмотрено наказание.
Сразу после создания произведения все права на него по определению автоматически принадлежат его автору, который является первоначальным правообладателем. Но автор может по своему усмотрению или по договору передать (продать) эти права или их часть другому лицу, которое в этом случае тоже получит статус правообладателя.
Автор может воспользоваться своим субъективным правом – правом на действия, направленные на использование своего произведения в целях удовлетворения личных интересов. Иными словами, для получения дохода. Это право не входит в список исключительных, но также предусмотрено и защищено законом в отдельных статьях гражданского кодекса.
Смежные права существуют параллельно с авторскими и схожи с ними, только распространяются не на авторов, а на лиц (субъектов), с ними связанных, а именно:
- исполнители (музыканты, актеры и пр.) — на исполнение произведений;
- производители фонограмм (аудиозаписей на любых носителях) — на фонограммы;
- вещательные фирмы (теле-, радио-, интернет-вещатели) — на теле- и радио-трансляции;
- создатели баз данных — на базы данных;
- издательства (публикаторы) — на опубликованные книги и другие произведения.
Понятие объектов и субъектов прав
К объектам авторского права относятся сами результаты интеллектуальной деятельности, главный признак которых — они заключены в обособленную форму (песня, литературное произведение, теорема). Это продукты искусства, литературы и науки. Они охраняются статьями закона об авторском праве.
Создатели произведений всегда являются первоначальными субъектами прав. Они обладают всем комплексом субъективных прав. Также субъектами прав могут быть и другие лица, которые на законных основаниях получили права от автора — правопреемники, работодатели, наследники.
Автор может по своему желанию использовать или нет на своем произведении знак авторства – ©Copyright. Это обозначение ничего не меняет в отношении прав, а лишь дает понять пользователям, что использование объекта без договора запрещено.
Субъектом может стать не только физическое, но и юридическое лицо.
Если проект создан в результате совместного труда нескольких авторов, то каждый из них является правообладателем.
Надоело читать? Сэкономьте время, задайте вопрос юристу БЕСПЛАТНО:
Способы защиты прав
Защита авторских прав осуществляется на основании законов гражданского кодекса. Для охраны интеллектуальной собственности в отношении нарушителя применяются соответствующие санкции.
Существуют такие основные способы правовой защиты:
- Признание права. Если нарушитель не соглашается с наличием авторских или смежных прав у другого субъекта, то устанавливается принадлежность произведения конкретному лицу. Часто подобные разногласия возникают у соавторов. Для разрешения конфликта устанавливается правообладатель.
- Пресечение действий. Обычно используется при попытке распространения незаконных экземпляров продукта.
- Возмещение убытков. Выполняется при эксплуатации произведения лицом, не заключившим пользовательское соглашение с правообладателем, что приводит к его материальным потерям.
- Изъятие незаконных экземпляров, технических средств и материалов для их создания. Такие меры несут и профилактическую составляющую, которая снижает риск последующего изготовления контрафактных (незаконных) копий.
При определении истинного правообладателя публикуется соответствующее решение суда. За нарушение предусматривается выплата компенсации.
Нарушение авторских прав
Посягательства на неимущественные права называют плагиатом. Это использование или распространение на незаконных основаниях чужого интеллектуального и творческого труда. При этом нарушитель указывает ложные сведения о себе с целью присвоения прав на произведение.
Это может быть публикация чужого литературного объекта под своим именем, изъятие части произведения без указания источника и обозначения цитаты.
Нарушение исключительных прав является контрафакцией, что в народе называют просто «пиратством». Суть его – использование чужих произведений без согласия правообладателя или с нарушением договоренностей. Осуществляется с целью получения незаконного дохода путем копирования и реализации, или использования других видов заработка, нарушающих закон.
Невыполнение условий оплаты за использование продукта, лишение правообладателя вознаграждения или его выплата не в полной мере тоже являются нарушениями авторских и смежных прав.
Ответственность за подобные правонарушения предусмотрена на основании статей уголовного кодекса РФ, и в каждом отдельном случае имеет свои нюансы и тонкости.
Сроки действия авторских прав
Права сохраняются за автором (правообладателем) в течение всей жизни автора. После смерти автора они действуют еще 70 лет, что предусматривает статья 1281 ГК РФ. Отсчет всегда производится с первого января следующего года после ухода из жизни автора. В других странах период действия авторских прав после смерти автора может отличаться, но обычно находится в интервале 50-100 лет.
Личные исключительные авторские права передаются по наследству.
Право авторства, которое подразумевает использование имени создателя, не имеет срока давности, и охрана для него устанавливается законом навсегда.
На произведение, подписанное псевдонимом, права действуют в течение 70 лет после его выпуска. То же касается анонимных творений. Если автор за это время раскроется и подтвердит свои права, к нему будет применим общий порядок защиты.
В случае совместного создания творческого объекта группой авторов права сохраняются всю их жизнь и еще 70 лет после смерти последнего из них.
По истечении указанного периода произведение становится общественным достоянием и может свободно использоваться любыми лицами без ограничений и без выплат авторских вознаграждений. Но право на сохранение имени автора остается в силе.
Регистрация авторского права
По закону авторское право у человека возникает в момент создания произведения, оно не требует официального оформления. Объект автоматически становится интеллектуальной собственностью. А вот для защиты и дальнейшего доказательства своих прав следует подать заявление, так как договора в устной форме будет недостаточно. Для этого можно зарегистрировать произведение у нотариуса, или в государственных и общественных организациях (например, Российское авторское общество).
Это обязательная процедура, если автор планирует использовать свои творческие труды в коммерческих целях. Если такого желания у него нет, регистрацию можно не проводить.
Если же творческий объект планируется выпустить в тираж, можно обезопасить себя от плагиата и защититься следующим образом:
- Отправка произведения заказным письмом на бумажном или электронном носителе (можно самому себе). Так устанавливается дата и подтверждается авторство.
- Хранение материалов личной разработки продукта.
- Нотариально заверенное свидетельство о регистрации авторского объекта.
Существуют специальные организации, которые предлагают услуги патентования, регистрации авторства и хранения прав. Там можно провести экспертизу и проверить произведение на подлинность.
Как проверить музыку на авторские права
Чтобы использовать музыкальные композиции в своих целях, например, как фоновое звучание в видеоролике собственного производства, следует убедиться в отсутствии или наличии защищенных авторских прав. Часто представленные в общем доступе музыкальные файлы не содержат подобной информации. Но есть способы проверки и выбора бесплатных произведений, для этого можно использовать видео-хостинг YouTube. Ниже представлена простая инструкция (нажимайте на скриншоты, чтобы их увеличить).
Войдите в YouTube, нажмите на значок своего аккаунта и выберите «Творческая студия»:
Далее нажимаем «Создать»…
… и попадаем в фонотеку с огромным выбором бесплатной музыки, которую можно безопасно и законно использовать в вашем видео. Здесь можно подобрать жанр, настроение, темп, инструменты, длительность. Обратите внимание на необходимость указания автора.
Если же вы нажмете на кнопку «Условия использования музыки», вы сможете найти и проверить любую услышанную вами песню на условия ее использования (это может быть или полный запрет, или разрешение при условии показа автором рекламы на вашем видео, или полная свобода бесплатного использования и др.)
У вас может возникнуть вопрос, к каким последствиям может привести использование музыки с нарушениями указанных условия. Последствия могут быть печальными: от блокировки вашего видео до запрета монетизации вашего канала или даже полного его удаления.
Также есть риск попасть под судебный иск с требованиями немалых денежных компенсаций. При серьезных нарушениях предусмотрена уголовная ответственность!
Защите авторских прав на музыкальные произведения уделяется особенно повышенное внимание, так как в этой сфере регистрируется больше всего нарушений и плагиата.
Заключение
Авторские права строго охраняются законом во всех цивилизованных странах мира, включая Россию, где все более и более жестко борются с «пиратством». Не стоит нарушать эти законы, так как это может привести к весьма неприятным последствиям.
Если же вы являетесь автором, то при желании использовать свое творение с целью получения дохода вам следует:
- зарегистрировать авторство одним из описанных в статье способов;
- осуществить публичное распространение своего произведения и монетизировать его (например, получать отчисления от проданных экземпляров книги или диска, или от публичного исполнения песни, или от показа рекламы вместе с вашим видеороликом, и др.);
- при обнаружении нарушений ваших исключительных прав обращаться в суд с требованием материальной компенсации от нарушителя.
Если у вас остались вопросы, задайте их по бесплатным телефонам горячей линии:
или воспользуйтесь формой для бесплатной консультации:
Срок действия авторских прав
Срок охраны авторского права
Существует общее правило исчисления срока действия имущественных авторских прав, которое основывается на принципе определения срока охраны в зависимости от даты смерти автора:
Исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
Статья 192 ГК РФ устанавливает пять случаев, в которых порядок определения срока действия исключительных прав отличается от общего правила:
1) если произведение создано в соавторстве , исключительное право на него действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти соавтора, пережившего всех остальных соавторов, т.е. умершего последним из них;
2) если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, исключительное право действует в течение 70 лет после даты его обнародования.
3) если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право в отношении такого произведения продолжает действовать в течение 70 лет после его обнародования;
4) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, исключительные права на его произведения действуют в течение 70 лет после года реабилитации такого автора;
5) если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок авторского права на его произведения независимо от времени их создания дополнительно продлеваются на четыре года.
Иностранные произведения, опубликованные до 1973 года, не охранялись в России согласно Всемирной конвенции об авторском праве.
Однако после присоединения к Бернской конвенции (1995 г.) все произведения иностранных авторов охраняются точно также, как и российских, подсчет сроков охраны такой же, как для наших (с минимальными исключениями, например, если у них срок короче и произведение уже не охраняется, то и мы прекращаем его охранять).
Эти правила Бернской конвенции действуют ретроактивно, то есть охрана восстанавливается и распространяется на те произведения, которые ранее не охранялись.
1. Общее положение;
2. Для кинематографических произведений;
3. Для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом;
4. Для фотографических произведений и произведений прикладного искусства; 5. Дата начала отсчета;
6. Более длительные сроки;
7. Более короткие сроки;
8. Применимое законодательство; “сравнение” сроков
1. Охраняемые, когда срок охраны еще не истек в стране происхождения;
2. Неохраняемые, когда срок охраны уже истек в стране, где она испрашивается;
3. Применение этих принципов; 4. Специальные случаи.
Срок авторского права и какие правила предусмотрены для издателей не охраняемых авторским правом произведений в статье: Общественное достояние для издания электронных книг
Для более точного определения срока авторского права целесообразно пользоваться услугами баз данных и реестров регистрации авторского права
Статьи и новости по теме:
Европейский парламент сегодня проголосовал за принятие Директивы Европейского Союза об авторском праве >>
Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>
Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>
2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>
Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>
Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>
В Женеве 26 сентября открылись ежегодная конференция и сессия Генеральной ассамблеи ЕАНА (Европейский альянс информационных агентств), профилирующей темой которых стал всесторонний анализ авторских прав на статьи новостей в Интернете >>>
На первом заседании Попечительского совета Государственного института искусствознания (ГИИ) обсуждалась проблема перехода прав на использование партитур многих произведений русских классиков (таких как Чайковский и Мусоргский) западным издательствам. А есть ли здесь реальная проблема? >>>
Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>
Согласно Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (от 9 сентября 1886 г.) минимальный срок охраны авторских прав на музыкальные произведения составляет 50 лет, однако страны имеют право продлевать его по своему усмотрению. В сентябре 2011 г. этим правом воспользовались депутаты Европарламента, пролонгировав срок действия прав авторства до 70 лет и обязав страны ЕС адаптировать национальные законодательства в соответствие с новыми нормами до 2014 г. >>>
1.7. Срок охраны авторского права
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. При жизни автор самостоятельно осуществляет и защищает свои личные неимущественные права. После смерти автора его личные неимущественные права уже не могут осуществляться, однако подлежат защите от возможных нарушений, – защиту личных неимущественных прав умершего автора осуществляют его наследники, а при отсутствии наследников – специально уполномоченный государственный орган. В настоящее время такие функции возложены на Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.
Имущественные авторские права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
Определенные особенности установлены в отношении порядка исчисления срока действия имущественных прав в отношении произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом. Срок охраны такого произведения составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения. Если в течение указанного срока автор анонимного произведения или произведения под псевдонимом раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия имущественных прав определяется в соответствии с общими правилами исходя из продолжительности жизни автора.
Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
Для удобства исчисления все сроки охраны начинаются с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока (смерть автора, опубликование, доведение до всеобщего сведения или создание произведения).
Имущественные авторские права переходят по наследству на срок действия авторского права. Распоряжение произведением наследодателя осуществляется всеми наследниками совместно и только по взаимному согласию. Взаимоотношения наследников в вопросах использования произведения аналогичны взаимоотношениям соавторов при нераздельном соавторстве, за тем исключением, что Закон не предусматривает механизма решения возникающих между ними споров. Сказанное не относится к праву наследников на получение авторского вознаграждения, которое является долевым. Доли каждого из наследников определяются на основании завещания; при отсутствии завещания и специального соглашения между наследниками о размерах долей их доли определяются равными.
2. Смежные права.
2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания
Смежные права как самостоятельная категория прав интеллектуальной собственности имеют менее продолжительную историю, чем авторское право. В первой половине XX века в законодательстве об авторском праве отдельных промышленно развитых государств стали появляться нормы, которые в последующем были выделены в самостоятельный правовой институт. Первыми потребовали специальной правовой охраны артисты-исполнители. Технический прогресс на рубеже XIX – XX веков породил проблему незащищенности интересов этой категории творческих работников. Исполнители не создают новые объекты авторского права, однако их деятельность, связанная с доведением произведений до публики носит, несомненно, творческий характер. Если раньше исполнение могло осуществляться только «в живую», то появление звукозаписи, а затем радио и телевидения позволили фиксировать исполнение на различных носителях, а также тиражировать его. В результате живое исполнение стало менее востребованным, что привело к «технологической» безработице многих профессиональных исполнителей, и они стали требовать ввести правовые нормы, защищающие их интересы. Точно так же развитие технологий звукозаписи привело к тому, что представители звукозаписывающей индустрии стали лоббировать принятие законодательства, которое защищало бы их интересы в борьбе с несанкционированным копированием фонограмм. А поскольку фирмы звукозаписи не всегда могли приобрести у авторов записываемых произведений исключительные авторские права, им необходим был иной, кроме авторского права, правовой инструмент для защиты своих интересов. Третья категория заинтересованных субъектов – организации вещания – требовали охраны своих передач от несанкционированной ретрансляции другими вещательными организациями.
26 октября 1961 г. в Риме была подписана Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, которая унифицировала подходы в охране смежных прав. Именно поэтому после принятия Римской конвенции значительное число государств повторили ее нормы об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в своем национальном законодательстве. В большинстве государств нормы, посвященные смежным правам, объединены в одних законодательных актах с нормами авторского права, что объясняется тесной связью этих правовых институтов, выражающейся в зависимом характере смежных прав по отношению к авторскому праву.
Словосочетание «смежные права» является дословным переводом использованного в тексте Римской конвенции термина «neighboringrights» (англ.neighboring – смежный, соседствующий), которым была обозначена особая категория прав, примыкающих к авторскому праву.
Институт смежных прав состоит из норм, обеспечивающих охрану прав трех категорий правообладателей:
– организаций эфирного и кабельного вещания.
Объектом охраны смежного права исполнителя является исполнение. Понятие «исполнение» в Законе «Об авторском праве и смежных правах» не определено. Статья 4 Закона определяет понятие «исполнитель», исходя из которого исполнение можно определить как процесс представления произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или иным образом. Объектом правовой охраны является сама деятельность по исполнению, которая может быть записана и в последующем воспроизведена, передана в эфир, сообщена для всеобщего сведения по кабелю или использована иными способами, позволяющими довести исполнение до публики, непосредственно не воспринимавшей его.
Объектом охраны смежного права производителя фонограммы является фонограмма. Фонограмма определена в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков. Объектом правовой охраны являются любые фонограммы независимо от того, записано ли на них осуществленное артистом исполнение произведения либо записаны иные естественные или искусственно созданные звуки – пение птиц, шум прибоя, звуковые эффекты, производимые техническими устройствами. Фонограммой не признается запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение; однако в случае использования музыкального сопровождения отдельно от фильма, его запись должна рассматриваться в качестве фонограммы.
Объектом охраны смежного права вещательной организации является ее передача. Передача определяется в Законе как передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств – другой организацией. Объектом смежного права организации вещания являются не распространяемые ими произведения, а содержащая эти произведения передача, то есть, по существу, вся программа вещания, составленная и преобразованная организацией вещания в электромагнитный сигнал, передаваемый в эфир или по кабелю. При этом использование другим лицом любого отрывка передаваемого организацией вещания сигнала будет являться использованием ее передачи, поскольку любой фрагмент программы вещания по своей сути также является передачей. В пользу подобного толкования говорят нормы Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, которые для определения объекта правовой охраны используют термин «передача в эфир».