Согласно КРФ (ст.130) муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, это самостоятельная форма собственности. В состав МС входят средства местного бюджета, муниципальные ВБФ, имущество ОМСУ, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в МС, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный ЖФ и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п.1 ст.29 Закона об ОПОМСУ).

Ряд объектов, подлежит передаче из государственной собственности в муниципальную и указан в приложении № 3 к Постановлению ВС РСФСР от 27.12.91 г. № 3020-1. Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона об ОПОМСУ субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованьями. И напротив, передача объектов (имущества), относящихся к МС, в ГС субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия ОМСУ либо по решению суда. В соответствии с законом споры, возникающие в связи с передачей объектов ГС в МС, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке.

На практике весьма важен вопрос о передаче из Г в МС нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к МС. В соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС от 27.12.91 г. к объектам МС относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим ЮЛ, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в МС лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов.

Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные.

Права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют ОМСУ (выборный представительный орган, выборный глава МСУ, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами МО, население непосредственно. Хотя МС является самостоятельной формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного характера этой собственности во многом схожа с государственной. Муниципальное имущество, как и государственное, может быть подразделено на 2 основные группы: а) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями; б) средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (муниципальная казна).

МО призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их казну. Сюда не включается имущество муниципальных предприятий и учреждений. На практике иски о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями органов или должностных лиц МСУ предъявляемые все чаще и чаще, должны обращаться к МО в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

 

Дополнительная информация