Этот способ индивидуализации продукции очень близко примыкает к товарным знакам. Наименование места происхождения товара — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 1516 ГК РФ).

Наименование места происхождения товара имеет определенные специфические признаки. В нем должно содержаться прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности, т.е. указание названия географической местности.

В наименовании места происхождения товара выявляется связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые определяются характерными для данного объекта природными условиями и/или людским фактором.

Наконец, наименование места происхождения товара становится самостоятельным объектом правовой охраны лишь тогда, когда оно в установленном порядке зарегистрировано в Патентном ведомстве РФ. Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

В отличие от вышеперечисленных исключительных прав, исключительное право использования наименования места происхождения товара в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами. Главное требование — чтобы производимый этими лицами товар отвечал требованиям, предъявляемым к наименованию места происхождения товара.

Заявка, поданная в Роспатент, проходит формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. В ходе экспертизы заявленного обозначения проверяется также обоснованность указания места происхождения товара, т.е. наличие у него специальных свойств, особенностей. В случае принятия положительного решения Роспатент осуществляет государственную регистрацию наименования места происхождения товара в государственном реестре наименований и выдает свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара.

После этого правообладатель приобретает исключительное право на наименование места происхождения товара. Оно предполагает использование наименования любым не противоречащим закону способом. Использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования:

1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

4) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Исключительное право имеет неотчуждаемый характер. Согласно п. 4 ст. 1519 ГК распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования, не допускается.

 

Дополнительная информация