Ликвидация некоммерческой организации (НКО) – порядок и пошаговая инструкция

Ликвидация некоммерческой организации (НКО) – порядок и пошаговая инструкция

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации – фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее – НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
– если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
– если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
– в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
– в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее – регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации”).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее – Территориальное управление) следующие документы:
– уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
– решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
– протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. “г” п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса “База данных “Вопрос-Ответ” и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее – Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения – 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее – Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале “Вестник государственной регистрации” – смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении “нулевой” отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале “Вестник государственной регистрации” будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и “итоговый”) могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования “промежуточный ликвидационный баланс” и “ликвидационный баланс” (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица – п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
– заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
– ликвидационный баланс;
– документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет руб.);
– документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд – прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании “Гарант”).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 “Уведомление о ликвидации юридического лица” с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

Этапы ликвидации некоммерческой организации

Такая разновидность юридического лица, как некоммерческая организация (НКО), отличается особенностями создания, функционирования и ликвидации. Рассмотрим этапы закрытия НКО и процедуру в общем.

Что говорит об НКО закон

ГК РФ определяет НКО как юрлицо, не имеющее главной целью своей деятельности получение прибыли и не распределяющее её между своими участниками (ст. 50 ГК РФ).

Если устав предусматривает ведение деятельности, приносящей доход, то НКО должна иметь достаточное для этого имущество, причем его рыночная стоимость должна быть не меньше 10 тыс. руб.

ГК РФ предусматривает создание НКО в строго определенных организационно-правовых формах (п. 3 ст. 50 ГК РФ), которые и обусловливают особенности их деятельности в каждом случае.

Функционирование НКО регулируется соответствующим законодательством (Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и др.).

Ликвидация НКО

Ликвидация НКО подчиняется общим правилам ликвидации юрлиц, предусмотренным ГК РФ, но имеется и своя специфика.

Основаниями закрытия НКО могут быть:

  • добровольное решение об этом уполномоченного органа юрлица (если отсутствуют долговые имущественные обязательства);
  • для недействующих НКО и фондов – соответствующее решение суда;
  • банкротство.

Как закрыть некоммерческую организацию: пошаговая инструкция

В добровольной ликвидации НКО, как и других юрлиц, различаются этапы:

  • учредители/участники принимают решение о добровольной ликвидации;
  • ими формируется ликвидационная комиссия;
  • уведомляется о ликвидации регистрирующий орган (в 3-днев ный срок согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации…») путем направления уведомления по утвержденной форме;
  • извещаются о предстоящей ликвидации кредиторы;
  • в журнале «Вестник государственной регистрации» публикуется соответствующее объявление;
  • составляется промежуточный ликвидационный баланс (он включает сведения о составе имущества НКО, предъявленных кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения) и предоставляется в регистрирующий орган;
  • происходит расчет с кредиторами;
  • расторгаются трудовые договоры с работниками и производится окончательный расчет с ними;
  • составляется ликвидационный баланс и вместе с необходимым пакетом документов предоставляется в регистрирующий орган;
  • после внесения соответствующей записи в Единый госреестр юрлиц получаются документы о ликвидации НКО.

Регистрирующим органом для НКО выступает Росреестр.

Ликвидация НКО, созданных в виде фондов, осуществляется исключительно по решению суда об этом, вынесенному по заявлению заинтересованного лица или прокурора.

Порядок ликвидации некоммерческой организации

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО содержится прямо в ст. 19 Закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (кроме религиозных организаций и госкорпораций).

Формы, по которым подаются уведомления НКО (не связанные с внесением изменений в их учредительные документы), — общие для всех юрлиц, утв. Приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ .

Перечень документов, которые ликвидационная комиссия подает в Росреестр при ликвидации НКО, и требования к ним можно посмотреть на сайте https://rosreestr.ru/site/ur/.

В общих чертах вопрос, как закрыть некоммерческую организацию в 2017 году, рассмотрен. Но необходимо помнить, что каждая организационно-правовая форма ликвидируемой НКО может потребовать специфических решений вопросов своего закрытия.

Ликвидация некоммерческой организации – пошаговая инструкция 2019 года

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2019 году

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

Их завершение проводится по отдельным правилам. Так, все работники должны быть предупреждены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца (подробнее о процедуре — в статье «Увольнение работника в связи с ликвидацией организации»).

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия – формирование, состав, полномочия».
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Ликвидация НКО – пошаговая инструкция в 2018 ― 2019 году

Как ликвидировать некоммерческую организацию: общие положения

Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2018 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация. Процедура может проводиться:

  • в добровольном порядке;
  • принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
  • порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).

Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:

  • решение учредителей объединения;
  • достижение целей ее создания;
  • истечение закрепленного в уставных документах срока, в течение которого должна была функционировать НКО.

Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.

Как закрыть некоммерческую организацию – пошаговая инструкция по дальнейшим действиям

После того как кредиторы объединения были уведомлены о его грядущем упразднении, ликвидационной комиссией выполняются следующие действия:

  1. Составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской и кредиторской задолженности НКО, а также имеющихся у нее активах (п. 3 ст. 19 закона № 7).
  2. Производятся расчеты с кредиторами НКО. Если имеющихся денежных средств не хватает для полного погашения задолженностей, реализуется принадлежащее объединению имущество. Уплата долгов производится в последовательности, определенной положениями п. 1 ст. 64 ГК РФ:
  • в первую очередь производятся расчеты с лицами, перед которыми у НКО имеются обязательства, возникшие в результате причинения вреда их жизни или здоровью;
  • во вторую очередь погашается задолженность по заработной плате;
  • в третью очередь производятся расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • в четвертую очередь удовлетворяются требования прочих кредиторов.
  1. Составляется окончательный ликвидационный баланс, который передается в отделение Минюста. Оставшиеся после расчетов с кредиторами активы идут на благотворительность или иные цели, предусмотренные уставом НКО. При невозможности использования средств на целевые нужды они направляются в счет государства (п. 1 ст. 20 закона № 7).
  2. Составляется заявление по форме Р16001. К документу прилагается окончательный ликвидационный баланс и квитанция об уплате госпошлины (ее размер составляет руб.). На основании полученных документов Минюст вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности НКО. С этого момента некоммерческое объединение считается упраздненным.

Материальные обязательства участников НКО

В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура банкротства.

В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:

  • для потребительских кооперативов — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) — в размере, установленном уставом (п. 4 ст. 11 закона № 7).

Особенности ликвидации отдельных видов НКО

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.

Образец протокола о ликвидации некоммерческой организации

Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, может выглядеть следующим образом:

общего собрания участников

НКО «Центр развития личности»

10.01.2019 г. Ярославль

  1. Об избрании председателя и секретаря собрания.
  2. О ликвидации общества.
  3. О создании ликвидационной комиссии.
  4. О назначении председателя ликвидационной комиссии.
  5. Об установлении срока ликвидации.
  1. По первому вопросу — об избрании председателем собрания Гутова А. И., секретарем — Ермолина А. П.
  2. По второму вопросу — о нецелесообразности дальнейшей деятельности НКО и принятии решения о ликвидации.
  3. По третьему вопросу — о создании ликвидационной комиссии в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.
  4. По четвертому вопросу — о назначении председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
  5. По пятому вопросу — об установлении срока ликвидации до 10.07.2019.
  1. Избрать председателем собрания Гутова А. Н., секретарем — Ермолина А. П.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  2. Ликвидировать НКО.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  3. Создать ликвидационную комиссию в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.

Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.

  • Назначить председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  • Установить срок ликвидации до 10.12.2018.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  • Все вопросы повестки дня рассмотрены.

    Председатель собрания /Гутов/ А. И. Гутов

    Секретарь собрания /Ермолин/ А. П. Ермолин

    Ликвидация некоммерческой организации по решению суда

    В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.

    К числу таких органов относятся:

    • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
    • отделения Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
    • налоговые органы (п. 11 ст. 7 закона «О налоговых…» от 21.03.1991 № 943-I).

    С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.

    Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:

    • достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
    • в ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
    • НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешительных документов;
    • НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
    • деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
    • существуют иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами.

    Итак, отвечая на вопрос о том, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих объединений. Основаниями для ликвидации НКО может стать самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, вынесенное на основании рассмотрения заявления уполномоченного госоргана (прокуратуры, налогового органа или территориального отделения Минюста). Порядок ликвидации некоммерческой организации, пошаговая инструкция по осуществлению которого приведена выше, обязателен к соблюдению объединениями всех организационно-правовых форм.

    Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .

    Ликвидация НКО пошаговая инструкция в 2020 году

    Вопросы, связанные с образованием, функционированием, реорганизацией, преобразованием, ликвидацией некоммерческих организаций (сокращенно – НКО) регулирует ФЗ РФ № 7 от 12.01.1996 (ред. от 29.07.2020). Собственно возможность ликвидации НКО предусматривает ст. 18 ФЗ РФ № 7. Нормы данной статьи не относятся к религиозным организациям, «Автодору» и казенным учреждениям.

    Следует заметить, что НКО – это юрлицо, о чем свидетельствует п. 1 ст. 50 ГК РФ, соответственно:

    1. Ликвидация НКО подразумевает полное ее прекращение без передачи прав и обязанностей третьим лицам;
    2. Процедура закрытия ее проводится тем же порядком, что и закрытие юрлица, с применением норм ГК РФ.

    Суть процедуры ликвидации некоммерческой структуры сводится к тому, чтобы, в конечном счете, в ЕГРЮЛ была занесена запись о ее закрытии, а полномочному лицу выдали свидетельство о госрегистрации ликвидации юрлица надлежащего образца.

    Минюст РФ и его территориальные органы в рамках контрольно-надзорной деятельности при выявлении нарушений, совершенных юрлицами, вправе: вынести предупреждение, составить административный протокол, приостановить деятельность НКО либо направить иск о ее ликвидации в суд. При этом реализация их полномочий регламентируется ФЗ РФ № 7 от 12.01.1996, № 82 от 12.05.1995, № 294 от 26.12.2008, № 125 от 26.09.1997, а также ПП РФ № 705 от 11.07.2012 и Приказом Минюста РФ № 456 от 30.12.2011.

    Директор Департамента по делам НКО В.А.Титов.

    (Письмо Минюста РФ № 11-99821/18 от 27.07.2020).

    Основания для ликвидации НКО

    НКО можно ликвидировать добровольно, принудительно (через суд), в том числе в порядке банкротства. Процедура закрытия во многом зависит от того, на каком основании она проводится.

    Решение участников (учредителей, органа юрлица), в том числе по причине:

    окончания срока функционирования НКО;

    достижения цели, для которой она создавалась

    Юрлица признаются банкротами судебным порядком и ликвидируются по этому основанию согласно ФЗ РФ № 127 от 26.10.2002, т. е. когда собственных средств не хватает и НКО не в состоянии загасить накопившиеся долги

    Основания для закрытия НКО (по ст. 61 ГК РФ)
    добровольно через суд через банкротство
    Иск госоргана (органа местного самоуправления) в ситуациях, когда:

    госрегистрация юрлица признается не действительной;

    отсутствует лицензия на ведение деятельности;

    нарушены нормы законов, Конституции;

    осуществлялась запрещенная деятельность и др.

    Важно! Закрытие некоммерческой организации проводится через Минюст РФ (и его территориальные органы).

    Обратиться по всем вопросам, связанным с госрегистрацией НКО, можно непосредственно в Минюст либо его территориальные органы. Например, в Москве можно прийти на прием согласно утвержденному графику в Департамент по делам НКО (ул. Кржижановского, д. 7, стр. 1).

    Пошаговая инструкция для проведения добровольной ликвидации НКО

    Процедура закрытия НКО регулируется ст. 61–65 ГК РФ и начинается стандартно, так же как и юрлица, с принятия решения о ликвидации. Решение принимается совместно учредителями на общем собрании и обязательно протоколируется.

    Далее последовательно формируется ликвидационная комиссия, назначается ликвидатор (ответственное лицо). Именно созданная комиссия получает полномочия по управлению делами НКО, проводит необходимые мероприятия, связанные с ее закрытием.

    Публикация сведений о ликвидации НКО в изданиях, где публикуют информацию о госрегистрации юрлица

    Ссылка на источник для подачи заявки для публикации:

    Отправка уведомлений о ликвидации НКО кредиторам и дебиторам, принятие претензий, сбор дебиторской задолженности

    Отсчет срока ведется с момента публикации

    Составление и утверждение промежут. ликвидационного баланса

    Подготовка и подача окончательного ликвидационного баланса и документов для госрегистрации ликвидации НКО

    Дополнительно можно (но не обязательно) приложить документ, свидетельствующий о подаче необходимых данных в территориальный орган ПФР РФ

    Госрегистрация по причине ликвидации

    Ликвидация

    (поэтапные шаги)

    Общее описание каждого шага Примечания
    Подача уведомления Р15001 о принятом решении закрыть НКО в полномочный орган (его территориальное ответвление) Данную форму вместе с запротоколированным решением о ликвидации следует представить на протяжении 3 раб. дн. после его принятия Способы подачи:

    лично, по почте, посредством Интернета либо через полномочного представителя

    (при наличии у него доверенности)

    Таковым печатным изданием является «Вестник госрегистрации».

    Подать заявку для публикации вместе с требуемыми документами можно через сайт (при наличии ЭП) либо при отсутствии ЭП самостоятельно

    В отправляемых уведомлениях следует указать срок, на протяжении которого кредиторы могут предъявлять требования.

    не может быть меньше 2 мес.

    В данный баланс надо включить: сведения по составу имущества НКО, по требованиям, предъявленным кредиторами, а также итоги их рассмотрения Готовый ликвидационный баланс и уведомление о его составлении по форме Р15001 следует направить в полномочный орган
    Ликвидационная комиссия должна представить:

    заявление по форме Р16001;

    собственно ликвидационный баланс;

    документ, удостоверяющий уплату госпошлины

    ( руб.);

    подтверждение публикации сведений о ликвидации НКО в «Вестнике госрегистрации»

    Госрегистрация НКО в связи с ее ликвидацией осуществляется на протяжении 10 раб. дн., но не более. Заявитель по итогам получает лист записи ЕГРЮЛ Занесение записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ свидетельствует о том, что процедура завершена, а НКО прекратила свое существование

    Процедура ликвидации юрлица не исключает ситуации, при которых заявителю может быть отказано в госрегистрации ликвидации. Тогда НКО получает письменный отказ с объяснением причин.

    Основания для отказа определяет ст. 23 ФЗ РФ № 129. Так, к примеру, отказать могут из-за отсутствия обязательных документов, наличия несоответствий в представленных сведениях либо из-за подписания заявления неполномочным лицом.

    ★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 0 книг

    Пример 1. Полномочный орган, которому следует представлять документы при ликвидации НКО на территории Вологодской области

    Уведомление о принятом решении о закрытии, промежуточный баланс, а также последующие документы для госрегистрации ликвидации надо направлять в Управление Минюста РФ по Вологодской области.

    Образцы документов: формы, которые требуется заполнять при закрытии НКО

    Исчерпывающий перечень документов, которые надлежит представить для госрегистрации ликвидации юрлица, определен ст. 21 ФЗ РФ № 129. Среди них имеются только две типовые формы, которые заполняет заявитель: уведомление Р15001 (по КНД 1111518) и заявление Р16001 (по КНД 1111507).

    Названые типовые документы утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012. Настоящие формы и требования по их заполнению представлены приложениями:

    1. Прил. № 8 – бланк Р15001, а также Прил. № 20 ч. IX – требования к их заполнению.
    2. Прил. № 9 – бланк Р16001, а также Прил. № 20 ч. X – требования по заполнению.

    Следует обратить внимание, что при ликвидации юрлица заявителем может выступать руководитель ликвидационной комиссии (собственно ликвидатор), а также конкурсный управляющий. Подпись любого заявителя, проставленная на уведомлении Р15001 и заявлении Р16001, необходимо заверять нотариально. Исключением могут быть ситуации, при которых документы подаются в электронном виде и подписываются УКЭП.

    При закрытии НКО используется стандартный бланк квитанции на уплату госпошлины за госрегистрацию. При этом следует учесть, что при направлении электронных документов госпошлину платить не нужно. Исключением являются обстоятельства, перечисленные пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

    Помимо этого в ситуации, когда заявитель решает прекратить предоставление госуслуги в отношении НКО, следует заполнять и подавать бланк заявления следующего формата.

    Направлять требуемые документы в рамках процедуры ликвидации можно любым доступным способом.

    Способы подачи документов
    Лично либо через полномочного представителя По почте В электронном виде

    (через ЕПГУ)

    Соответственно, получить ответ (результат) можно также любым из перечисленных способов.

    Пример 2. Образец квитанции на уплату госпошлины при подаче документов на ликвидацию НКО в Центральный аппарат Минюста РФ

    Квитанция содержит все реквизиты получателя платежа, а именно: ИНН 7707211418, КПП 770601001, банк – Операционный департамент Банка России, г. Москва 701, БИК, банк. счет, актуальный КБК 318 1 08 07010 01 1000 110, а также ОКТМО.

    Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры

    Ошибка 1. Закрытие фондов производится не по общим правилам. Для них установлен отдельный порядок, обозначенный п.2 ст. 18 ФЗ РФ № 7.

    В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.

    Ошибка 2. Следует правильно понимать разницу между ликвидацией НКО и коммерческой структуры. Обе процедуры, хоть, по сути, и проводятся по схожему принципу, но существенно разнятся.

    Ключевое отличие: при закрытии НКО документы следует подавать в Минюст РФ, а при закрытии коммерческой структуры – ИФНС.

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    Вопрос №1: Кто может написать и направить исковое заявление о закрытии НКО суду?

    К данной категории заявителей относятся полномочные госорганы, а именно:

    • территориальные ответвления Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 ФЗ РФ № 7);
    • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 ФЗ РФ № 7), ИФНС (п. 11 ст. 7 ФЗ РФ № 943-I от 21.03.1991);
    • генпрокурор (ч. 3 ст. 44 ФЗ РФ № 82 19.05.1995);
    • прокуроры субъектов РФ (п. 1.1 ст. 18 ФЗ РФ № 7 соответственно).

    Прокуроры городов и районов с подобным иском обращаться не вправе.

    Ликвидация НКО

    Сопровождение НКО наша профессия. Ликвидация НКО, заключительное действие в жизненном цикле некоммерческой организации. Приняв решение ликвидации НКО, необходимо знать несколько важных вещей, которые мы тут и рассмотрим. Важно знать все особенности этого процесса в Минюсте, чтобы ответить на следующие вопросы:

    Прекращение деятельности некоммерческих организаций

    Как и коммерческие организации, НКО организовываются с определенными целями, функционируют, могут быть реорганизованы и ликвидированы, перестав быть субъектами правовых и гражданских отношений с момента ликвидации.

    Как показывает практика, создание некоммерческих организаций и прекращение их работы происходит постоянно. Но при этом законодательство, предусматривающее их ликвидацию, еще несовершенно, как и его применение в реалиях современной жизнедеятельности. Чтобы понять существующие в этой области проблемы, выявить основные тенденции, вызванные постоянными переменами в общественных отношениях и найти их оптимальные решения, требуется постоянно изучать и анализировать существующее законодательство, регламентирующее деятельность НКО.

    В настоящее время в Российской Федерации законодательные нормы, касающиеся ликвидации некоммерческих объединений, не могут полномерно обеспечить правовое регулирование в этой области, что отрицательно сказывается на деятельности НКО, как субъектов гражданского права. Это влечет за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Один из весомых недостатков заключается в том, что в области существующего гражданского законодательства нет закрепления четкой регламентации прекращения деятельности некоммерческой организации. Нередко при ликвидации споры возникают также при определениях гарантий для кредиторов НКО и для государства, являющегося кредитором относительно налоговых обязательств.

    Цена ликвидации некоммерческой организации.

    Как происходит ликвидация некоммерческих объединений?

    В переводе с латыни ликвидация или liguidatio означает окончание дел, относительно НКО она определяется как прекращение, завершение деятельности. Еще на этапе создания некоммерческой организации нужно знать, какие основные требования предъявляются законодательством к ее ликвидации, и ознакомиться с пошаговой инструкцией завершения деятельности, что поможет избежать ошибок и проблем с законом. При этом следует учитывать, что для разных организационных форм НКО этапы ликвидации могут несколько отличаться.

    Поэтапная ликвидация некоммерческой организации

    Высшим органом управления НКО принимается решение о прекращении ее деятельности, после чего выбирается ликвидационная комиссия, в некоторых случаях – ликвидатор. Затем определяется представитель НКО, который будет подавать документацию, касающуюся ликвидации некоммерческого объединения, в соответствующий государственный орган, как правило это Министерство юстиции. С момента принятия решения о ликвидации и до подачи документов должно пройти не более 3-х дней.

    Необходимо подать следующие документы:

    • решение, которым были назначены ликвидационная комиссия или ликвидатор;
    • нотариально заверенное уведомление о прекращении деятельности НКО, составленное по форме Р15001.

    Следующим этапом предусматривается уведомление общественности о предстоящей ликвидации НКО. С этой целью ликвидационной комиссией или ликвидатором публикуется соответствующее заявление в «Вестнике государственной регистрации». С момента уведомления отсчитывается срок требований по кредиторам, который не должен быть меньше 2-х месяцев.

    Для размещения публикации в государственном издании необходимо предоставить в редакцию:

    1. решение о прекращении деятельности НКО;
    2. сопровождающее письмо и заявка на размещение публикации;
    3. квитанцию, подтверждающую оплату размещения информации.

    После уведомления о предстоящем прекращении деятельности, ликвидационной комиссией или ликвидатором изучаются дела некоммерческого объединения и выявляются существующие обязательства. Затем составляется график их погашения, проводится сверка со всеми государственными фондами, налоговым и другими органами. После этого все установленные задолженности должны быть ликвидированы.

    После устранения задолженностей и расчетов по обязательствам бухгалтерская документация НКО приводится в требуемое состояние и определяется промежуточный баланс, который предоставляется в соответствующий государственный орган вместе с формой Р15003.

    Если в НКО есть оформленные штатные сотрудники, то они должны быть уволены после погашения установленных обязательств.

    На последнем этапе составляется окончательный ликвидационный баланс НКО, который затем утверждается высшим управленческим органом и подается вместе с формой Р16001 в соответствующий государственный орган.

    После того, как НКО было исключено из государственного реестра, его деятельность прекращается. Но в обязательном порядке необходимо совершить еще несколько важных действий – закрыть расчетные счета, подготовить и передать документацию для хранения в государственном архиве.

    Как советуют специалисты, после ликвидации НКО нужно сохранять документацию, подтверждающую ее исключение из государственного реестра, на протяжении 3-х лет

    Ликвидация некоммерческих организаций в 2019 году – особенности и нюансы.

    От ликвидации не застрахована ни одна НКО. Поэтому следует предусматривать возможность принятия управляющим органом решения о прекращении деятельности некоммерческого объединения.

    Существует ряд причин, влекущих за собой ликвидацию НКО. Основными из них являются:

    • прекратилось финансирование;
    • цели, поставленные при создании НКО, достигнуты и ее дальнейшее существование нецелесообразно;
    • между лицами, создавшими НКО, возникли разногласия относительно направлений функционирования организации, что делает ее дальнейшее существование невозможным;
    • препятствия деятельности некоммерческого объединения со стороны государственных органов;
    • организаторы НКО потеряли интерес к выполняемой деятельности и не видят смысл в ее дальнейшем существовании.

    Проблема всех некоммерческих организаций заключается в том, что законодательство, регламентирующее их деятельность, построено так, что создать НКО намного легче, чем потом ее ликвидировать. Со стороны государства это вполне логично и объяснимо, поскольку некоммерческим объединением осуществлялась определенная деятельность и у него были обязательства перед государством, перед другими организациями и физическими лицами. Поэтому при ликвидации контролирующие органы должны убедиться, что НКО были выполнены все требования, предусмотренные законодательством, а именно:

    • Организацией выплачена зарплата в полном объеме всем своим сотрудникам;
    • Закрыты все обязанности и задолженности перед кредиторами;
    • Уплачены все налоговые суммы;
    • Сдана вся необходимая отчетность за весь период существования НКО;
    • Кредиторы уведомлены о предстоящем прекращении деятельности некоммерческого объединения;
    • Имущество, остающееся после ликвидации НКО, распределено согласно уставу организации.

    Кто занимается ликвидацией НКО?

    Решение о прекращении деятельности некоммерческой организации принимается высшим органом управления НКО. Также этим органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, утверждается промежуточный и окончательный баланс.

    В зависимости от организационной формы НКО, высший орган может быть:

    • Общим собранием в общественных НКО;
    • Советом или Президиумом, согласно уставу, в автономных некоммерческих объединениях;
    • Если НКО является фондом, то решение о прекращении деятельности принимается судом согласно заявлению заинтересованного лица.

    Согласно решению управляющего органа, прекращение деятельности НКО возлагается на ликвидационную комиссию или ликвидатора – человека, принимающего на себя все обязанности по завершению дел.

    Ликвидационная комиссия или ликвидатор занимаются

    подготовкой и предоставлением необходимой документации в соответствующий орган;

    уведомлением кредиторов о прекращении деятельности некоммерческой организации;

    публикацией информации о предстоящей ликвидации в государственное печатное издание;

    взаимодействует с государственными фондами и органами при получении и подаче справок, уведомлений и других бумаг.

    Также в ликвидации НКО принимает участие бухгалтер, в обязанности которого входит:

    • ведение и подготовка бухгалтерской отчетности;
    • составление промежуточного и окончательного баланса;
    • проведение сверок с государственными фондами и кредиторами;
    • решение других задач, касающихся бухгалтерии.

    На первый взгляд может показаться, что в ликвидации НКО нет ничего сложного

    после принятия высшим органом НКО решения о прекращении деятельности назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия. С этого момента на протяжении 3-х дней государственный орган уведомляется о том, что началась процедура ликвидации;

    после получения ликвидатором соответствующих документов для кредиторов публикуется уведомление о предстоящем прекращении деятельности НКО;

    по истечении двух месяцев с момента публикации бухгалтером составляется, а высшим органом утверждается промежуточный, а затем и окончательный баланс. Все необходимые документы подаются ликвидатором в Минюст;

    если документация предоставлена в полном объеме, обязанности и задолженности закрыты и претензий к НКО нет, то организация исключается из государственного реестра, и ее деятельность прекращается.

    Если строго соблюдать все требования законодательства РФ, то прекращение деятельности НКО пройдет без проблем и затруднений. Следует знать, что это не совсем быстрый процесс – от момента принятия решения о ликвидации до полного завершения дел пройдет минимум 6 месяцев.

    Но, как показывает практика, в настоящее время существует ряд нюансов, из-за которых возникают трудности при проведении ликвидационных мероприятий. О них нужно знать еще до принятия решения о ликвидации, чтобы избежать осложнений и проблем с законодательством.

    ВАЖНО! Чаще всего встречаются следующие проблемы при ликвидации НКО:

    1. Прекращение деятельности не было согласовано со всеми участниками НКО – в таком случае заключение о ликвидации может быть отменено судом;
    2. Сданы не все отчетности за полный период деятельности некоммерческого объединения, что не разрешает закрывать НКО;
    3. Ликвидатор был ранее дисквалифицирован в государственном реестре. Поэтому необходимо проверить его на дисквалификацию до назначения, в противном случае смена ликвидатора может занять много времени;
    4. Адрес, по которому зарегистрировано некоммерческое объединение, был ранее зафиксирован в реестре как неподтвержденный. До начала процесса ликвидации нужно убедиться в отсутствии подобной записи. Если она существует, то до момента уведомления о прекращении деятельности нужно изменить адресные данные в государственном реестре.

    Если при ликвидации НКО возникнут проблемы, которые невозможно решить по каким-либо причинам, то ее придется отменить и закрывать некоммерческое объединение другим способом, например, провести его реорганизацию.

    Н а практике существует еще две возможности завершить деятельность НКО практически без усилий.

    Первая, передать НКО. Сменить руководителя, учредителей и органы управления. НКО передается новым владельцам, которые преследуют схожие цели, полны сил и решимости. Дело в том, что некоммерческие организации моложе 1 года имеют ряд ограничений при реализации своей деятельности. Но приняв действующую НКО, большая их часть будет отсутствовать.

    Второй способ самый сомнительный. Для этого нужно закрыть банковский расчетный счет, не сдавать отчеты в соответствующие госорганы, не подтверждать продолжение работы, то есть не выполнять никаких действий, как бы забыв о существовании некоммерческого объединения.

    В таком случае НКО признается недействующей и на этом основании исключается из государственного реестра. Но, решившись на такой шаг, нужно знать – за то, что учредители организации не поступили согласно законодательству РФ, не провели ликвидацию согласно правилам, и за них это сделало государство, исключив НКО из реестра, все лица, участвовавшие в этой организации, дисквалифицируются на 3 года. Запись об их дисквалификации вносится в государственный реестр юридических лиц. Фактически они попадают в черный список, должны выйти из участия в других организациях и создать новую не смогут 3 года.

    Имущество НКО после ликвидации.

    Порядок распределения имущества при ликвидации некоммерческой организации обязательно указывается в уставе организации. Как правило, имущество после расчета с кредиторами направляется на цели некоммерческой организации, а если это не представляется возможным, то данное имущество обращается в доход государства. Очень важно помнить, что имущество при ликвидации не распределяется между ее учредителями (участниками, членами).

    Особенность ликвидации некоммерческого фонда.

    Может мне продать свою НКО?

    Добрый день! Возник вопрос, который, увы, у Вас не озвучен. Как выглядит пошаговая ликвидация учреждения , при отсутствии учредителя, в том случае когда это предстоит сделать самому руководителю и бухгалтеру.
    Минюст сказал что Устав позволяет нам это сделать своими силами, потому как учредитель ликвидировался. Я , как руководитель организации параллельно сейчас могу создать новую организацию и штат перевести туда. Как?
    Хотелось бы понимать пошагово этот процесс. Что мне делать с сотрудниками, которых 16 человек.
    Спасибо. С уважением, Любовь

    Ответ: Добрый день, Любовь!
    Принять решение о ликвидации учреждения может только его учредитель.
    Другие способы ликвидации частного учреждения не учредителем, нам к сожалению, не известны, если Вам Минюст сказал что можно ликвидировать частное учреждение без учредителя, то лучше за разъяснениями обратиться к специалистам данного Минюста.

    Ликвидация некоммерческой организации (НКО) – порядок и пошаговая инструкция

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Имущество организации также может быть приобретено на деньги, полученные от членских взносов. При ликвидации оно не подлежит возврату. Членские взносы могут быть внесены не только в виде финансов, но и в любой допустимой уставом форме.

    Причины и способы ликвидации НКО

    Под ликвидацией подразумевают полную остановку деятельности и прекращение существования данного объединения. Процедура может быть проведена по инициативе создателей некоммерческой организации (некоммерческого предприятия) или по решению суда.

    Иногда устав организации может подразумевать ее ликвидацию при следующих обстоятельствах:

    • Достигнуты цели, ради которых создавалось объединение.
    • Истек срок, запланированный для существования НКО, прописанный в ее уставе.
    • Орган (по составу отличный от учредителей организации) принял решение о ее ликвидации.

    Арбитражный или иной суд может вынести вердикт о прекращении существовании НКО по следующим причинам:

    1. НКО неоднократно и грубо нарушала действующее законодательство.
    2. Нарушения являются неустранимыми.
    3. Сфера фактической деятельности организации не соответствует заявленным в ее уставе целям и задачам.
    4. Подозрения в экстремизме.

    Учредители НКО или установленный уставом орган принимают решение о ликвидации НКО главным образом по следующим причинам:

    • финансирование организации недостаточно для ее дальнейшего существования;
    • поставленные цели не могут быть достигнуты, а задачи реализованы;
    • смена поля деятельности, внутренней политики, стратегий функционирования организации.

    Кроме того причиной прекращения деятельности любого юридического лица, в том числе некоммерческой организации, может быть банкротство. Инициатором в данном случае может являться как сама НКО, так и иные структуры (налоговая служба, пенсионный фонд и пр.), при обращении их в суд.

    Цены на ликвидацию ООО с нулевым балансом в фирмах Москвы по ссылке.

    Критерием признания организации банкротом является неспособность ее погасить долги в течение трех месяцев.

    Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации. Сроки ликвидации НКО в общем случае составляют от 4 месяцев до полугода. Этот процесс регулируется 61-64 статьями Гражданского кодекса, а также Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «О государственной регистрации ЮЛ и ИП».

    Четкое следование всем инструкциям, а также соблюдение временных рамок по подаче документов в регистрирующий орган позволит избежать штрафных санкций и не даст процедуре затянуться на более длительный срок.

    Порядок ликвидации некоммерческой организации в общем виде состоит из следующих этапов:

    1. Общее собрание, на котором принимается решение о ликвидации, или вынесение соответствующего решения в судебном порядке.
    2. Назначение ликвидатора. Им может стать единичное лицо или группа лиц, в таком случае говорят о ликвидационной комиссии. Дальнейшие действия по всем вопросам, связанным с закрытием организации, осуществляет ликвидатор. Результат собрание протоколируется и скрепляется подписями всех его участников.
    3. В трехдневный срок после собрания в регистрирующий орган подается заявление по форме РН0005 (бланк), протокол решения о ликвидации (образец), уведомление о назначении и составе ликвидационной комиссии по форме РН0006 (бланк), а также ксерокопии данных документов: свидетельства о регистрации и постановки на учет в налоговом органе, ИНН, выписки из Единого государственного реестра, паспорта/паспортов членов ликвидационной комиссии, при наличии в НКО главного бухгалтера/руководителя его паспорта и приказа о назначении, устава организации. Эти же документы ликвидатор обязан направить в Управление Минюста по юридическому адресу организации (это является особенностью ликвидации НКО, прочие ЮЛ к данной структуре отношения не имеют), в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Регистрирующий орган перенаправляет после проверки документы в налоговую службу. Ее сотрудники регистрируют начало ликвидации некоммерческой организации.
    4. Направление сообщения в СМИ. Для уведомления всех лиц, так или иначе заинтересованных в деятельности и ее прекращении НКО, используется периодическое издание «Вестник государственной регистрации». В сообщении указываются название некоммерческой организации, сроки представление требований по задолженностям (не менее двух месяцев), а также все контактные данные НКО — телефоны, адреса (юридический, фактический), электронную почту при желании, чтобы кредиторы могли связаться с учредителями или руководителями организации и предъявить свои претензии. Ликвидационная комиссия до полного окончания процедуры закрытия объединения должна хранить документы, подтверждающие публикацию заявления. К ним относится номер периодического издания и бланк сообщения.
    5. Составление ПЛБ. Промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ) нужен для сведения воедино всех активов и пассивов организации. ПЛБ утверждается органом, который принял решение о ликвидации НКО. Он помогает систематизировать все доходы и расходы НКО и облегчает налоговую проверку, если ИФНС решает, что ее проведение необходимо. Уведомление о его составлении оформляется по форме РН0007 (бланк) и подается в отделение ИФНС.
    6. Расчет с кредиторами при наличии задолженностей. Он организуется после предъявления требований в указанный в публикации срок. Сначала оплата производится сотрудникам организации, вслед за этим — негосударственным фондам и банкам, потом — прочим физическим и юридическим лицам. При несогласии с предъявленным требованием возможно решение вопроса через суд. Если капитала организации недостаточно для погашения всех задолженностей, ликвидатор осуществляет продажу имеющегося на ее балансе имущества. В случае ликвидации методом банкротства оно продается в рамках конкурсного производства. Оставшееся имущество распределяется между членами НКО, если уставом не определено иное. При невозможности его разделение оно отходит государству.
    7. Составление ЛБ. При отсутствии долгов ликвидационный баланс (ЛБ) полностью идентичен промежуточному, в противном случае он будет отличаться на выплаченную сумму.
    8. Оплата государственной пошлины. Она составляет рублей для всех юридических лиц. Не производится ее оплата, если ликвидация ЮЛ связана с банкротством.
    9. Исключение некоммерческой организации из ЕГРЮЛ. Это является знаком окончательной ликвидации объединения. В регистрирующий орган подаются следующие документы: заявление от лица учредителей по форме РН0008 (оригинал и копия), протокол о составлении ЛБ и сам ликвидационный баланс, квитанция об оплате госпошлины или заключение арбитражного суда, свидетельство о регистрации организации, документ, подтверждающий отсутствие печатей/штампов или их уничтожение. По факту данной процедуры выдается свидетельство. Все необходимые документы подаются единым пакетом лично ликвидатором или доверенным лицом.

    Случаи отмены решения о ликвидации организации. В ряде случаев ликвидацию, осуществленную принудительным путем, некоммерческая организация может попытаться отменить.

    Для этого необходимо грамотное составление судебного иска. Для положительного решения вопроса необходимо оспорить причины, вызвавшие ликвидацию. Это возможно в следующих случаях:

    1. Инициатором являлась налоговая служба, причина принудительного закрытия фирмы — отсутствие фактической деятельности. В данной ситуации НКО должна доказать обратное, представив суду документы или свидетельские показания.
    2. Оспариваемый акт нарушает права НКО как юридического лица.
    3. Имеются доказательства ложности или неправомерности обвинений, выдвинутых против НКО, на основании которых было прекращено существование организации.

    Сами учредители также могут остановить процесс ликвидации. Для этого подается форма Р14001. Процедура осуществляется ликвидационной комиссией. К форме прикладывается заявление об отмене ликвидации.

    В подавляющем большинстве случаев бухгалтерия некоммерческой организации достаточно проста и не вызывает вопросов и сомнений у сотрудников налоговой службы при подаче деклараций и промежуточного баланса. Если НКО не вела предпринимательской деятельности, процедура ликвидации протекает быстрее и проще.

    Налоговые проверки в этом случае чаще всего не производятся. Компания, которая не имела в принципе никаких движений по счетам, также вправе рассчитывать на утверждение промежуточного ликвидационного баланса без выездных проверок.

    При нежелании самостоятельно заниматься закрытием НКО ее руководители или учредители могут обратиться к фирме-посреднику. Стоимость их услуг зависит от выбранного способа ликвидации.

    Цена на услугу по добровольному прекращению деятельности составляет порядка 30.000 рублей. Альтернативная ликвидация методом присоединения или слияния — 60.000 рублей и более.

    Цена увеличивается до 90.000 рублей, если она сопровождается переводом фирмы в другой регион. Если планируется ликвидация путем смены руководства или юридического адреса, ее стоимость будет составлять от 20.000 до 40.000 рублей.

    Узнайте, возможна ли ликвидация ООО без налоговой проверки, по этому адресу.

    Цены на ликвидацию ООО без долгов, в этой статье.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область – +7 () 110-43-85
      • Санкт-Петербург и область – +7 () 317-60-09
      • Регионы – 8 () 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Ссылка на основную публикацию