Ликвидация фонда: порядок и особенности процедуры

Порядок ликвидации фонда и особенности этого процесса

Перед тем, как рассматривать порядок ликвидации фонда нужно понимать, что деятельность фондов не регулируется определёнными законодательными нормами, поэтому к ним государство проявляет особое повышенное внимание. Лишь гражданское законодательство регулирует их деятельность. Под понятием фонда подразумевается некоммерческая структура, в которой в добровольном порядке объединены физические и юридические лица.

Устав фондов

Известно, что фонд – это некоммерческая юридическая организация, поэтому ее деятельность должна быть урегулирована уставом. Именно устав является самым важным документом в фонде, который утверждают все учредители.

В уставе указывается:

1. Адрес организации.

2. Цель деятельности фонда.

3. Место нахождения филиалов, а также полное наименование.

4. Наименование органа управления, который может быть:

  • высшим;
  • надзорным;
  • исполнительным;
  • контрольно-ревизионным.

5. Порядок назначения лиц на должности.

6. Порядок освобождения должностного лица от его обязанностей.

7. Процесс проведения ликвидации фонда.

8. Способы, по которым будет распределено всё имущество фонда при процедуре ликвидации.

Что относится к правам и обязанностям фондов?

Ведение бухгалтерии в фонде осуществляется в соответствии с законодательством РФ, а значит, организация должна владеть своим бухгалтерским балансом.

1. Фонды вправе обзаводиться разными штампами.

2. Фонд имеет право пользоваться бланками, что обеспечивает более удобное ведение деятельности организации.

3. Фонд вправе использовать собственную эмблему.

4. Фонд может открывать филиалы.

Помимо прав, фонды наделены некоторыми обязанностями:

1. Должна быть печать, на которой содержится необходимая информация о фонде.

2. Должен составляться ежегодный отчёт об имуществе, которое передавалось членам организации добровольно.

Может ли быть ликвидация фонда добровольной?

Деятельность организации регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, где определено, что ликвидировать фонд на добровольной основе невозможно. Лишь в судебном порядке можно прекратить работу организации, но при условии некоторых причин, а именно:

1. Нехватка средств, чтобы дальше осуществлять деятельность фонда, а также отсутствие возможности их изыскания в дальнейшем (как правило, фонд признаётся банкротом).

2. Невозможность осуществления целей и задач, которые ставились при создании фонда.

3. Осуществление иной направленности действий фонда.

4. Иные причины, установленные законом и нормативными актами.

В судебный орган обращаются учредители фонда при условии наличия вышеперечисленных причин. Но существует ряд причин, которые могут послужить основанием для ликвидации фонда по инициативе органов государственной власти:

1. Если фонд работает, не имея лицензии на осуществление деятельности.

2. При условии наличия многократных нарушений нормативных актов, а также законодательства.

3. Если фонд осуществляет деятельность, не указанную в уставе.

Ликвидация организации по судебному решению

Чтобы осуществить ликвидацию фонда через суд, необходима следующая процедура:

1. Инициаторами ликвидации фонда подается исковое заявление в судебный орган.

2. Суд принимает решение:

  • о направлении заявления на рассмотрение;
  • об оставлении исковых требований без движения;
  • об отказе в принятии иска.

3. В случае если иск был принят к рассмотрению, судом создается специальная ликвидационная комиссия. В таком случае, все руководство организации отстраняют от управления.

4. В средствах массовой информации публикуется информация о ликвидации фонда.

5. Происходит процесс установления имеющихся кредиторов.

6. Подготавливается промежуточный баланс.

8. Проводится процедура по составлению ликвидационного баланса.

9. В банковских организациях закрываются все счета фонда.

10. Уничтожается печать организации.

11. Все документы фонда сдаются в архив.

12. Фонд снимается с регистрационного учёта.

Все требования кредиторов подлежать удовлетворению.

Несмотря на сложный процесс ликвидации фонда, учредители не несут никакой ответственности (личным имуществом) по обязательствам.

Ликвидация фонда: порядок и особенности процедуры

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации – фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее – НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
– если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
– если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
– в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
– в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее – регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации”).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее – Территориальное управление) следующие документы:
– уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
– решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
– протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. “г” п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса “База данных “Вопрос-Ответ” и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее – Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения – 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее – Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале “Вестник государственной регистрации” – смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении “нулевой” отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале “Вестник государственной регистрации” будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и “итоговый”) могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования “промежуточный ликвидационный баланс” и “ликвидационный баланс” (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица – п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
– заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
– ликвидационный баланс;
– документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет руб.);
– документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд – прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании “Гарант”).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 “Уведомление о ликвидации юридического лица” с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

Ликвидация фонда — ее специфические особенности и последствия

Юридическое лицо на основе добровольных взносов граждан для реализации некоммерческой деятельности именуется фондом. Этот вид НКО имеет свои особенности, в частности касающиеся ликвидации. Закрыть фонд простым решением его учредителей не получится, для этой процедуры существуют особые правила и требуются конкретные причины для ликвидации.

Возможные и необходимые случаи ликвидации фонда

Согласно российскому законодательству добровольная ликвидация фонда без лишних разбирательств невозможна. Провести процедуру закрытия допустимо только в судебном порядке. Это могут сделать и сами учредители, и органы государственной власти.

Для ликвидации по заявлению учредителей существует несколько оснований:

  1. Невозможность реализовать цели фонда.
  2. Смена направления деятельности фонда.
  3. Отсутствие денежных средств для дальнейшей деятельности.
  4. Неправильность оформления документов и другие нарушения при регистрации.

Органы власти инициируют ликвидацию организации по трем причинам:

  1. Ведение деятельности при отсутствии лицензии.
  2. Осуществление не указанной в уставе деятельности.
  3. Игнорирование обязательных нормативных актов и законов.

Во все перечисленных случаях для закрытия некоммерческой организация такого типа необходимо подать заявление в суд, вне зависимости кто является инициатором прекращения деятельности.

Далее рассмотрен основной порядок ликвидации фонда через суд (по его решению).

Особенности ликвидации некоммерческого фонда показаны в данном видеоролике:

Порядок закрытия

При любом пути закрытия процедура ликвидации содержит ряд обязательных этапов. Сама процедура прекращения деятельности может быть начата только после вынесения судебного решения и назначения ликвидационной комиссии.

Компетенция суда заключается не только в разрешении прекратить деятельность организации, но и в определении состава сопутствующей комиссии.

Принятие решения

Начало процедуры для закрытия фонда самими учредителями всегда начинается с принятия решения о его ликвидации. При этом решение должно опираться на конкретные допустимые причины прекращения деятельности.

На основе этого решения оформляется заявление в судебные инстанции городского или районного типа. Кроме этого требуется собрать все необходимые документы для правильной подачи заявления в суд и дальнейшей процедуры ликвидации.

Про уведомление о ликвидации, протокол и другие документы для ликвидации фонда читайте ниже.

Требуемые документы

Для закрытия самими учредителями потребуется документ о принятии решения и исковое заявление с указанием причин ликвидации. К этому заявлению прикладываются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Информацию об имуществе фонда
  • Данные о расчетных счетах и баланс
  • Свидетельство о регистрации и устав
  • Информация о расчетах с кредиторами
  • Квитанция об уплате необходимой госпошлины
  • Данные, подтверждающие причину ликвидации
  • Данные о постановке на налоговый учет и о состоянии расчетов.

При правильном составлении иска и одновременной подаче всех необходимых документов суд выносит решение о ликвидации. В случае отсутствие имущества у фонда и любых видов задолженностей суд может закрыть организацию без привлечения ликвидационной комиссии. В остальных случаях ее присутствие необходимо для правильного соблюдения этапности процедуры закрытия.

Здесь вы можете скачать образец искового заявления о ликвидации благотворительного, общественного или иного фонда.

Заявление-иск о ликвидации фонда

Этапы процедуры

Чаще всего закрытие некоммерческих фондов длится на протяжение 6 месяцев. В это время ликвидационная комиссия проводит такие мероприятия:

  • Размещает объявления о ликвидации фонда
  • Проводит инвентаризацию имущества
  • Определяет кредиторов и размеры дебиторской задолженности
  • Проводит расчеты с контрагентами
  • Подготавливает промежуточный баланс
  • Увольняет сотрудников согласно законодательству (в т.ч. декретниц)
  • При необходимости реализует имущество фонда для расчета с кредиторами
  • Составляет ликвидационный баланс
  • Обеспечивает закрытие расчетных счетов фонда
  • Занимается документацией по уничтожению печатей и штампов
  • Уничтожает печати и сдает их на хранение с пакетом документов
  • Снимает фонд с регистрационного учета в государственных и внебюджетных организациях.

Одновременно с этим необходимо подать документы в Министерство Юстиции с отдельной оплатой стоимости госпошлины за ликвидацию фонда. Все действия ликвидационной комиссии и являются этапами закрытия некоммерческого юридического лица. При этом после ликвидации существуют определенные последствия, находящиеся в компетенции комиссии.

Важно все сделать правильно, иначе неминуем отказ в ликвидации. Последствия, которые имеет юридическая ликвидация фонда, рассмотрены ниже.

В этом видео представлена пошаговая инструкция по ликвидации благотворительного фонда:

Порядок и особенности ликвидации фондов

Некоммерческие организации, создаваемые гражданами или юр. лицами, имеют разнообразные формы. Одной из них являются благотворительные организации, функционирующие в сфере культурной, социальной и иной деятельности.

Чтобы их закрыть, требуется знание и соблюдение определенных процессуальных действий. Ликвидация благотворительного фонда, пошаговая инструкция к которой будет предложена ниже, – тема сегодняшней статьи.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Закон о ликвидации фонда

Фондом называется юр. лицо, на добровольных началах объединяющее физических или юридических лиц, созданное на базе добровольных пожертвований граждан, и ориентированное на реализацию некоммерческой деятельности.

Процесс организации, работы и закрытия такой некоммерческой организации как фонд попадает под действие федерального закона РФ «О некоммерческих организациях». В рамках нормативов, прекращение существования возможно в любой момент, но ликвидационное решение принимается в рамках судебного разбирательства по факту верно оформленного искового заявления.

В отсутствии закона, напрямую регулирующего деятельность и иные аспекты фондов, используются следующие статьи гражданского законодательства:

  • ст. 50 ГК дает определение некоммерческой организации;
  • п.1, §7, гл. 4 ГК РФ – рассматривает аспекты деятельности фондов;
  • ст.61—64 ГК – разбирают процедуру добровольной ликвидации юр. лиц;
  • 127-ФЗ содержит указание на принудительную процедуру ликвидации.

Несмотря на все вышеуказанные акты, стоит помнить о том, что законных директив на добровольное закрытие не предусмотрено. Ст. 123.20 Гражданского кодекса указывает на факт возможности прекращения деятельности фонда только на основании решения судебных органов.

Основания к закрытию

Обстоятельства заставляют заинтересованных лиц (учредители, уполномоченные органы) обращаться в суды с заявлением о намерении ликвидировать фонд. Заявление принимается при наличии указания на обоснованные причины. В перечень внесено:

  • реализация целей невозможна из-за недостатка имущества фонда (получение невозможно);
  • достижение поставленных целей и их изменение невозможно;
  • отклонение основной линии деятельности от озвученных в уставе целей;
  • нарушения при оформлении документов и иных регистрационных действиях;
  • отсутствие лицензии;
  • иные обстоятельства, указание на которые имеются в ФЗ.

Имущество фонда является его собственностью. Следовательно, долговые обязательства на участников (учредителей) не распространяются. Не подлежащее распределению между учредителями остаточное имущество (после ликвидации и выплат кредиторам), используется в соответствии с целями, озвученными в уставных документах.

Способы ликвидации

Существует два способа закрытия фонда:

  1. Добровольная. В законодательстве подобная форма не предусмотрена.
  2. Принудительная. Способ предполагает обращение заинтересованных лиц в суд.

Начало производства ликвидационных мероприятий допустимо при согласии с решением 3/4 участников Правления.

Важно. К начальной стадии проведения ликвидационных мероприятий деятельность структурного подразделения должна быть закрыта.

Еще одна возможность ликвидации – подвергнуть реструктуризации. Мероприятия предполагают возможность проведения процедуры двумя способами:

  • слияние с более крупными аналогичными структурами;
  • разделение на более мелкие структурные единицы.

Процедура закрытия: шаги к цели

Вне зависимости от выбранного способа ликвидации процедура должна проводиться поэтапно с соблюдением последовательности шагов. Началу официальных действий должны предшествовать процедуры:

  • получения судебного решения;
  • формирования ликвидационной комиссии.

Инструкция

Для ликвидации некоммерческого фонда требуется обращение инициаторов закрытия в суд, где заявление рассматривается на протяжении пяти рабочих дней. По итогам слушаний могут быть вынесены решения:

  • допустить к рассмотрению;
  • оставить без движения;
  • отказать (не принимать) в рассмотрении.

Т.е. судом выноситься определение, копия которого отправляется истцу.

По итогам рассмотрения судебные органы осуществляют процедуру назначения ликвидационной комиссии.

Информация о том, что фонд ликвидируется, публикуется в СМИ. Для этого используется площадка специального издания под названием «Вестник государственной регистрации».

Проводятся действия по установлению полного списка кредиторов и объема задолженностей.

Ведется работа по формированию промежуточного баланса.

Удовлетворяются кредиторские требования.

Формируется ликвидационный баланс.

  1. Аннулирование банковских счетов.
  2. Признание печатей недействительными и их ликвидация.
  3. Передача документов в архив.
  4. Отмена регистрационного учета.

На этапе отмены требуется отправить в Минюст документы с прилагаемой квитанцией об оплате госпошлины, которой облагается процесс ликвидации структуры.

Длительность процедуры закрытия некоммерческой структуры длится не менее полугода. Правильность действий позволит избежать отказа в проведении комплексных мероприятий.

Документация

Наряду с протоколом о принятии ликвидационного решения и иском в формате заявления с уточнением оснований закрытия фонда, требуется подготовка следующих документов:

  • информация из единого гос. реестра юр. лиц;
  • данные об имуществе;
  • сведения о счетах и балансе;
  • регистрационные документы и устав;
  • данные о погашении обязательств перед кредиторами;
  • квитанция, свидетельствующая об оплате государственной пошлины;
  • информация, свидетельствующие в пользу закрытия;
  • сведения о регистрации в налоговых органах и расчетах;
  • протокол с заседания Правления с одобрением решения о ликвидации.

Если документы оформлены правильно и поданы одновременно с исковым заявлением, то решение суда будет положительным. Судебное решение о закрытие без организации ликвидационной комиссии может быть принято при отсутствии у фонда имущества и задолженностей.

Исковое заявление: образец

В Гражданском Кодексе России прописаны условия принятия решения о ликвидации. По закону это может сделать только суд, но на основании искового заявления заявителей. В заявлении должна присутствовать следующая информация:

  • наименование суда, принимающего иск и документы;
  • название структуры и адрес, наименование представителя и местоположение;
  • данные ответчика (адрес);
  • перечень угроз, нарушений, затрагивающих интересы истца, список требований;
  • основания требований с доказательствами;
  • в случае оценки иска указывается его стоимость;
  • расчеты по суммам взыскания/оспаривания;
  • перечень передаваемых документов;
  • контактные данные истца, важные сведения;
  • подписи истца/ представителя.

С образцом искового заявления можно ознакомиться на сайте.

Последствия ликвидации

Фонд не отвечает за последствия действий и обязательств учредителей, так же как и участники по фондовым обязательствам. Фондовые обязательства исполняются благодаря находящемуся на балансе структуры имуществу и средствами.

Ответственность по незакрытым долгам не распространяется на личные средства учредителей.

Заключение

Деятельность фонда, как некоммерческой организации, регулируется одноименным законом. Однако ликвидационные мероприятия обладают особенностями, знание которых позволит пройти все этапы без задержек и осложнений.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Порядок и особенности ликвидации фондов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Порядок и особенности ликвидации фондов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Фонд считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Причем расчеты с кредиторами первой и второй очередей могут начинаться со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а с кредиторами третьей и четвертой очереди – по истечении месяца с момента его утверждения.

Добровольная ликвидация юридического лица: этапы и особенности

Процедура ликвидации фонда подчиняется обязательному порядку и не может быть изменена по желанию учредителей или органов власти без соответствующей нормативной базы.

Важно, что при назначении ликвидационной комиссии все полномочия по руководству и управлению жилищно-строительным кооперативом переходят к ней.

Подразделение возглавляется его руководителем, назначаемым приказом председателя из числа членов ликвидационной комиссии (далее — руководитель подразделения).

Кроме этого, конкурсный управляющий должен открыть свой расчетный (ликвидационный) счет в банке, определить оптимально необходимый штат работников и решить еще целый ряд организационных вопросов.

Вне зависимости от выбранного способа ликвидации процедура должна проводиться поэтапно с соблюдением последовательности шагов. Началу официальных действий должны предшествовать процедуры:

  • получения судебного решения;
  • формирования ликвидационной комиссии.

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ. 5. ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ДОЛЖНИКА. 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧРЕДИТЕЛЯ. 7.

Перед тем как продать имущество, ликвидационная комиссия оценивает его по рыночной цене самостоятельно или пользуется услугами независимого оценщика. Далее имущество реализуют специализированной организации. Если имущество представлено в форме недвижимости, его продают в ходе торгов.

Согласно статье 85 Закона: оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов денежные средства конкурсный управляющий передает собственнику имущества должника либо его учредителям (участникам) в соответствии с законодательством или учредительными документами.

При поддержке правительства Москвы

Начало процедуры для закрытия фонда самими учредителями всегда начинается с принятия решения о его ликвидации. При этом решение должно опираться на конкретные допустимые причины прекращения деятельности.

Следует помнить, что на операции по реализации имущества начисляются все существующие налоги. Полученные от продажи средства поступают в кассу или на расчетный счет юридического лица.

Сначала удовлетворяют требования тех лиц, перед которыми ликвидируемая компания ответственна за нанесение вреда жизни или здоровья.

Предприятие прекращает работу, если подошло к концу время, запланированное для существования предприятия, была достигнута основная его цель и т. д. То есть в дальнейшем существовании организации нет смысла.

При осуществлении процедуры ликвидации следует в первую очередь руководствоваться требованиями статьи 50 ГК РК, так как конкурсный управляющий в этой процедуре выполняет фактически функции председателя ликвидационной комиссии.

Перед тем как перепечатывать пример, как правило необходимо качественно проверить изложенные в нем пункты постановлений. За истечением времени они могли потерять свежесть. Сохраненные ресурсы обычно полезны. Правильный образец поможет в устранении задач при написании официального обращения. Это откроет возможность сэкономить на договоре юриста.

Согласно ст. 63 Гражданского кодекса РФ по истечении периода, в течение которого кредиторы могут предъявить предприятию требования, ликвидационная комиссия обязана составить промежуточный ликвидационный баланс.

Ликвидация по желанию учредителей общества может происходить только путем добровольной ликвидации. В большинстве случаев ликвидация ооо продажа или другие юридические процедуры проводятся с помощью квалифицированных юристов, чтобы избежать неприятных последствий, которые предусмотрел законодатель.

Согласно ст. 63 Гражданского кодекса РФ по истечении периода, в течение которого кредиторы могут предъявить предприятию требования, ликвидационная комиссия обязана составить промежуточный ликвидационный баланс.

Однако даже специфичность фондов не освобождает их от трудностей в работе, приводящих к необходимости ликвидации. Под ликвидацией фонда подразумевается фактическое прекращение деятельности фонда с последующим его исключением из реестра юридических лиц только по решению суда.

На видео об особенностях закрытия организации

ЖСК – жилищно-строительный кооператив, состоящий из нескольких участников. Выйти из него можно несколькими способами, но одним из наиболее распространенных является ликвидация ЖСК.

При правильном составлении иска и одновременной подаче всех необходимых документов суд выносит решение о ликвидации. В случае отсутствие имущества у фонда и любых видов задолженностей суд может закрыть организацию без привлечения ликвидационной комиссии. В остальных случаях ее присутствие необходимо для правильного соблюдения этапности процедуры закрытия.

В случае отказа в выдаче разрешения на добровольную ликвидацию уполномоченный орган выносит об этом мотивированное решение, которое доводит до сведения руководящих работников и акционеров фонда.

Чтобы их закрыть, требуется знание и соблюдение определенных процессуальных действий. Ликвидация благотворительного фонда, пошаговая инструкция к которой будет предложена ниже, – тема сегодняшней статьи.

Ликвидация юридического лица: законный порядок

Фондом называется юр. лицо, на добровольных началах объединяющее физических или юридических лиц, созданное на базе добровольных пожертвований граждан, и ориентированное на реализацию некоммерческой деятельности.

Согласно п. 2 ст. 92 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью преобразуется в производственный кооператив или акционерное общество.

Как проходит полная ликвидация предприятия с долгами? Каков порядок действий при ликвидации представительства иностранной компании? В чем особенности ликвидации путем присоединения?

Это самый желательный вариант завершения дел. Ваше предприятие окупило все расходы, принесло предполагаемую прибыль, все планы осуществлены. Теперь нужно официально объявить о его закрытии и оформить все документально.

Об утверждении Правил добровольной ликвидации накопительных пенсионных фондов

Ходатайство о согласовании проведения реорганизации фонда (фондов) представляется соответствующим фондом в Банк России в течение трех рабочих дней после даты получения аудиторского и актуарного заключений, а также согласия уполномоченного антимонопольного органа на реорганизацию (в случаях, если необходимость такого согласия предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Далее конкурсный управляющий с помощью юриста-хозяйственника и бухгалтера должен тщательно разобраться со всеми договорами, контрактами и другими сделками, заключенными ранее предприятием-должником.

Решение Банка России о согласовании проведения реорганизации является разрешением реорганизованному (реорганизованным) фонду (фондам) и фонду (фондам), созданному (созданным) в результате реорганизации, использовать действующие в других фондах, участвующих в реорганизации, пенсионные и страховые правила в отношении переходящих к ним из этих фондов вкладчиков, участников и застрахованных лиц.

Порядок подачи документов в суд

Согласно п. 1 ст. 92 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единому решению ее участников.

Искала агентство, через которое проще и удобнее всего зарегистрировать ИП. Ключевыми моментами была цена регистрации ИП и скорость. Узнала о ТАРП СВАО и решила обратиться к ним. Через две с небольшим недели имела на руках весь пакет документов….

Настоящее постановление вводится в действие по истечении четырнадцати дней со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Мне необходимо купить юр. адрес в связи с расширением рынка фирмы и открытием филиала в СВАО. Понадобилось оформить филиал и заказать почтовое обслуживание юридического адреса. Обратился в ТАРП. Они все сделали качественно и быстро, мне…

Решение Банка России о согласовании проведения реорганизации фонда (фондов) или об отказе в выдаче такого согласования направляется этим органом в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонд (фонды), участвующий (участвующие) в реорганизации, не позднее одного рабочего дня с даты принятия такого решения.

Закрыть фонд простым решением его учредителей не получится, для этой процедуры существуют особые правила и требуются конкретные причины для ликвидации.

Имущество фонда является его собственностью. Следовательно, долговые обязательства на участников (учредителей) не распространяются. Не подлежащее распределению между учредителями остаточное имущество (после ликвидации и выплат кредиторам), используется в соответствии с целями, озвученными в уставных документах.

Контроль над исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Агентства Бахмутову Е.Л.

Заявление подаётся в районный или городской судебный орган по месту регистрации фонда. В заявлении необходимо привести доказательные причины ликвидации фонда т приложить к нему подтверждающие документы.
Если единственным участником общества является другое хозяйственное общество — компания одного лица, то оно подлежит ликвидации (п. 2 ст. 88 ГК РФ).

ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ФОНДА. ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ

ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ФОНДА. ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ

В связи с производственной необходимостью нам пришлось столкнуться лицом к лицу с одной из нелегких задач в юриспруденции – с ликвидацией некоммерческого фонда. Решение данного вопроса является очень щепетильным и трудоемким процессом. Для ускорения и упрощения выполнения данной задачи нами была сформирована таблица с основными этапами ликвидации некоммерческого фонда, действующими лицами в каждом этапе, примерными сроками исполнения, необходимыми документами и получаемым результатом.

Данная таблица в значительной степени сократит трудозатраты, так как становиться ясно, на каком этапе мы находимся и какое приблизительно время необходимо для завершения того или иного этапа. Итак, начнем.

Согласно пункту 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

1. если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества маловероятна;

2. если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3. в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных в уставе;

4. в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Также, помимо вышеперечисленных оснований для ликвидации фонда, он может быть ликвидирован при признании его банкротом в судебном порядке. Наличие признаков банкротства в деятельности фонда может быть установлено исключительно в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, фонд может быть ликвидирован в принудительном порядке, если судом установлено допущение грубых нарушений закона, которые несут неустранимый характер, при его создании: осуществление деятельности без лицензии, нарушение Конституции РФ, либо неоднократное нарушение других правовых актов и законов, при осуществлении деятельности противоречащей её основным целям, указанных в уставе.

Требование о принудительной ликвидации фонда может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования.

Ниже составлена таблица с основными этапами ликвидации фонда по инициативе заинтересованных лиц.

ЭТАПЫ ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ФОНДА

ПОДАЧА ИСКОВОГО ЗАЯЛВЕНИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ФОНДА

Исковое заявление о ликвидации фонда предъявляется в районный (городской) суд по месту нахождения фонда.

2. попечительский совет фонда;

3. органы государственной власти, органы местного самоуправления;

4. органы прокуратуры Российской Федерации;

5. Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные подразделения;

6. другие юридические и физические лица.

1. составление искового заявления при наличии всех необходимых документов на руках – 5 дней;

2. разбирательство начинается не позднее 2-х месяцев с даты подачи заявления;

3. срок рассмотрения судом заявления – в зависимости от сложности дела и возникших у суда дополнительных вопросов – от 2-х месяцев.

1. исковое заявление;

2. копия устава и ОГРН фонда;

3. документ об оплате государственной пошлины в 4000 рублей;

4. о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

5. о состоянии расчетного счета;

6. данные бухгалтерского баланса;

7. сведения об имуществе фонда;

8. о постановке фонда на налоговый учет и учет во внебюджетных фондах;

9. выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

10. протокол о ликвидации фонда.

1. решением суда фонд признается подлежащим ликвидации;

2. устанавливается срок, за который должны осуществить ликвидацию;

3. назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор).

Примечание: при отсутствии у фонда какого-либо имущества, обязательств задолженности по налогам и сборам, а также возражений заинтересованных сторон, суд вправе сразу принять решение о ликвидации фонда и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, на основании чего регистрирующий орган издает соответствующее распоряжение, а налоговый орган впоследствии исключает фонд из ЕГРЮЛ. В этом случае процедура ликвидации фонда не требует назначения ликвидационной комиссии и не является длительной.

ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

Срок рассмотрения документов не может превышать 2-х рабочих дней с даты поступления документов.

Срок принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией не может превышать 3-х рабочих дней с даты поступления документов на государственную регистрацию.

1. уведомление Минюста о начале процедуры ликвидации фонда и о назначении ликвидационной комиссии;

2. протокол о принятии решения о ликвидации фонда и назначении ликвидационной комиссии в 2 экземплярах.

По результатам рассмотрения документов уполномоченный специалист готовит заключение и проект распоряжения Минюста России (территориального органа).

В заключении указываются все основания принятия предлагаемого решения, а при обращении в соответствующие государственные органы и организации, в экспертный совет отражаются его причины и результаты.

Заключение должно быть согласовано уполномоченным специалистом с руководителем соответствующего структурного подразделения и заместителем директора Департамента по делам некоммерческих организаций, курирующим соответствующее направление (руководителем соответствующего структурного подразделения территориального органа).

Уполномоченный специалист направляет согласованное в соответствии с Адм. регламента заключение директору Департамента по делам некоммерческих организаций (заместителю начальника территориального органа, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью) на утверждение, проект распоряжения – на согласование.

ПОДАЧА ОБЪЯВЛЕНИЯ В ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Подается информация о том, что происходит ликвидация фонда.

1. подача заявки – 2 дня;

2. выход журнала после оплаты в следующем номере – 7 дней (журнал выходит 1 раз в неделю).

Размещаемые данные должны иметь информацию о сроке, в течение которого организация принимает претензии от кредиторов. Период может быть установлен от 2 месяцев, но не меньше этого срока. Заявку на размещение объявления можно заполнить на этом сайте.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ И УВЕДОМЛЕНИЕ ВСЕХ КОНТРАГЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ О ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА

Срок зависит от количества контрагентов

1. перечень всех контрагентов;

2. уведомление о ликвидации фонда.

Обязательный этап. Письменное уведомление необходимо отправить всем выявленным контрагентам.

СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДАЧА ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЛИКВИДАЦИОННОГО БАЛАНСА

Срок составления документов – 4 дня (срок подачи промежуточного баланса законом не предусмотрен)

1. промежуточный баланс;

2. экземпляр журнала Вестник.

По истечению срока указанного при публикации извещения ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс.

Затем подает его и уведомление о его создании в 2 экземплярах в Минюст.

Промежуточный баланс должен содержать информацию об имуществе фонда, требованиях кредиторов и о результатах решения по этим обращениям.

ВЫПЛАТА ФИНАНСОВЫХ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ

Срок зависит от состояния счета Фонда, от возможности выплатить по долгам. (Если без задолженности – в течение 5-ти дней)

1. Установленные очереди (всего их четыре) согласно законодательству РФ.

Выплата финансов происходят в порядке очереди (всего их четыре) установленных законом и осуществляются с момента утверждения промежуточного баланса.

Примечание: если остались кредиторы, которые не успели обратиться в отведенный законом срок или в случае получения отказа в выплатах, они могут получить денежные суммы через суд. При вынесении положительного решения погашение долга им осуществляют в последнюю очередь.

СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДАЧА ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ЛИКВИДАЦИОННОГО БАЛАНСА

Срок подготовки документов – 4 дня (срок подачи окончательного ликвидационного баланса законом не предусмотрен), но подача баланса возможно только после завершения всех выплат согласно 6-ому этапу).

1. ликвидационный баланс;

По завершению выплат комиссия формирует ликвидационный баланс. Оставшееся имущество после погашения всех долгов, если другое не предусмотрено законом, передается ликвидационной комиссии и используется на цели, которые были указаны в уставе фонда.

Помимо ликвидационного баланса и квитанции об оплате госпошлины представляется заявление по форме Р16001 (Приложение N 9 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), а также документ, подтверждающий представление в ПФР сведений согласно законодательству об обязательном пенсионном страховании (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В РЕГИСТРИРУЮЩИЙ ОРГАН ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ

Срок предоставления документов законодательством не предусмотрен.

Срок сбора документов – 10 дней.

Принятие решения – в 3-х дневный срок.

1. заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией, по форме Р16001 (2 подлинника либо 1 подлинник + 1 ксерокопии), подпись заявителя на одном экземпляре должна быть удостоверена нотариально. – если будет необходимость повторно подавать.

В нем указывается информация о том, что соблюден установленный законом порядок и произведены все выплаты кредиторам;

2. протокол (выписка из протокола) заседания, подтверждающего согласие компетентного вышестоящего органа на ликвидацию данного юридического лица – в отношении юридического лица, являющегося структурным подразделением иного объединения граждан (т.е. его отделением или организацией) или же иным образом от него юридически зависящим, в случае, если это предусмотрено соответствующим Уставом (Положением) или иными внутренними актами (2 подлинника либо 1 подлинник + 1 ксерокопия);

3. решение уполномоченного Уставом (Положением) и законодательством Российской Федерации руководящего органа фонда (конференции, общего собрания и т.д.) в форме копии протокола или выписки из протокола (либо иного документа), в котором должно быть отражено решение об утверждении окончательного ликвидационного баланса (2 подлинных экземпляра);

4. ликвидационный баланс (окончательный) ликвидируемого фонда (2 подлинника либо 1 подлинник + 1 ксерокопия) с отметкой налоговых органов;

5. свидетельство о государственной регистрации и Устав фонда (подлинники, а также дубликаты, если они выдавались);

6. документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией. Размер государственной пошлины составляет рублей;

7. уведомление из пенсионного фонда о ликвидации. Выданная справка имеет срок 5 дней и содержит информацию об отсутствии задолженности перед ним;

8. журнал с объявлением о ликвидации фонда;

9. иные документы по запросу уполномоченного органа (например: справки банков о закрытии счетов, документ, подтверждающий передачу необходимых сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, акт об уничтожении печати, о передаче документов в архив и т.д.).

После получения всех документов, в 3-дневный срок происходит принятие решения по внесении данных о закрытии фонда. Далее документы передаются в налоговую службу для отметки о завершении деятельности организации в ЕГРЮЛ. После внесения записи ликвидация некоммерческой организации считается завершенной.

Фонд считается ликвидированным с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

После рассмотрения вопроса о ликвидации некоммерческого фонда можно сделать вывод : данная таблица в значительной степени сократит трудозатраты, так как становиться ясно, на каком этапе мы находимся, и какое приблизительно время необходимо для завершения того или иного этапа. Таким образом, некоммерческий фонд может быть ликвидирован в течение 6-7 месяцев своими силами, без обращения в сторонние организации.

Юрист Департамента юридических услуг

Ликвидация предприятия. Порядок, этапы процедуры. Как ликвидировать организацию?

Открыть собственную компанию непросто, однако ликвидация предприятия — еще более сложное с юридической точки зрения мероприятие. И чем крупнее организация, тем сложнее будет прекратить ее деятельность. В этой статье мы постараемся ответить на вопрос о том, как закрыть ООО, ОАО или НКО, и дать ряд практических рекомендаций по оптимизации этого непростого процесса.

Понятие и виды ликвидации

Ликвидация предприятия требуется в том случае, если компания перестала приносить доход и дальнейшее ее существование нецелесообразно. Процедура заключается в прекращении существования юридического лица путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Понятие, порядок и иные юридические особенности процесса ликвидации организации прописаны в статьях 61–64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если просто «бросить» компанию, которая не нужна владельцу и не ведет никакой деятельности, то налоговая ликвидирует ее по своей инициативе. Однако в этом случае на директора и участника будет наложен запрет на регистрацию новых компаний в течение трех лет [1] .

Существует два варианта ликвидации предприятия — принудительная и добровольная. Принудительная ликвидация обычно является следствием судебного решения: например, если при регистрации фирмы были допущены ошибки, если деятельность компании идет вразрез с законом или же в случаях, когда у фирмы возникают неразрешимые финансовые проблемы. Добровольная ликвидация возможна тогда, когда владельцы сами хотят закрыть фирму, не оправдавшую их ожиданий. Именно об этом виде ликвидации мы и расскажем подробнее.

Стандартный порядок ликвидации предприятия

Добровольная ликвидация предприятия — это достаточно длительный процесс, он может составлять от трех до восьми месяцев. Чтобы закрыть фирму, нужно пройти несколько этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации общества, утверждение состава ликвидационной комиссии, сроков и порядка ликвидации.
  2. Направление сообщения о ликвидации по официальной форме в налоговый орган по месту учета. Сообщение должно быть направлено в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации.
  3. Размещение сообщения о ликвидации фирмы в официальном органе печатных СМИ — «Вестнике государственной регистрации» [2] . Публикация необходима для того, чтобы кредиторы могли потребовать от предприятия возврата денежных средств. Размещением официальной информации занимаются налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц [3] .
  4. Уведомление о ликвидации работников, службы занятости и кредиторов организации. О предстоящей ликвидации сотрудников фирмы письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. Кредиторам также необходимо сообщить о ликвидации компании, и публикация объявления в прессе не снимает с компании эту обязанность.
  5. Выездная налоговая проверка со стороны госорганов. Обычно эта процедура занимает два месяца вне зависимости от того, когда была последняя проверка. До ее завершения и составления окончательного документа компания не может утвердить промежуточный ликвидационный баланс и перейти к следующим этапам ликвидации.

К сведению

Проведение налоговой проверки не является обязательным, решение об этом принимается руководителем территориального налогового органа. В тех случаях, когда осуществляется закрытие предприятия с нулевым балансом либо компании, у которой прежде не было проблем с налоговыми органами (несвоевременной уплаты налогов, назначения штрафов), довольно часто удается осуществить ликвидацию без выездной налоговой проверки.

  1. Взыскание долгов с должников ликвидируемой организации.
  2. Составление промежуточного ликвидационного баланса, который, как правило, оформляется в форме обычного бухгалтерского баланса.
  3. Инвентаризация.
  4. Погашение долгов перед кредиторами. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать:
    • Кредиторы первой очереди — те, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из-за причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.
    • Кредиторы второй очереди — те, кому ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате.
    • Кредиторы третьей очереди — бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.
    • Кредиторы четвертой очереди — все остальные лица, перед которыми у компании есть денежные или имущественные обязательства.
  5. Составление ликвидационного баланса и внесение данных в ЕГРЮЛ.

Альтернативная ликвидация ООО, ОАО и ЗАО

Существуют и дополнительные способы ликвидации, такие как ликвидация слиянием, ликвидация присоединением и ликвидация преобразованием. Такая реорганизация фирмы влечет за собой переход ее прав и обязанностей к правопреемнику.

Слияние — это объединение двух или нескольких компаний, в результате которого образуется новое предприятие. Присоединение означает покупку ликвидируемого юридического лица другой фирмой. В этом случае новой компании не создается, а поглощающая организация приобретает контрольный пакет акций поглощаемой.

При преобразовании компания одного типа трансформируется в компанию другого типа (например, производственный кооператив преобразуется в акционерное общество). При таком варианте развития событий все права и обязанности ранее существовавшей организации полностью переходят к преобразованному юридическому лицу.

Не лишним будет напомнить, что такой некогда популярный способ ликвидации, как продажа компаний подставным лицам, так называемым номиналам, незаконен и за такие действия введена уголовная ответственность.

Ликвидация организации через офшор

Популярный и быстрый способ ликвидации юридического лица — его поглощение офшорной компанией. При этом следует учитывать, что в дальнейшем учредители могут привлекаться к ответственности, поскольку ликвидируемая компания по-прежнему существует документально.

Первым этапом процедуры становится ввод компании-нерезидента в число участников юридического лица, нуждающегося в ликвидации. Это производится путем приобретения доли в уставном капитале ликвидируемой фирмы.

Затем первоначальные учредители ликвидируемой фирмы выводятся из числа участников юридического лица через отчуждение доли. После этого генеральный директор закрывает расчетный счет, а собственником компании становится иностранный инвестор. Директор организации увольняется по распоряжению нового собственника, и на его место назначается представитель офшора, не имеющий гражданства РФ. Все изменения в уставе компании регистрируются в налоговом органе. На новую фирму больше не распространяются законы Российской Федерации.

Ликвидация через офшор имеет немало преимуществ, и одним из них является скорость оформления. Обычно весь процесс занимает не более полутора месяцев. Таким способом можно ликвидировать компании без проверки бухгалтерской отчетности и без снятия организации с учета в регистрирующих органах.

Стоимость услуги

Как правило, стоимость ликвидации фирмы через офшор сегодня находится в пределах 100 000 рублей. Смена директора и учредителя на офшорную компанию будет стоить около 70 000 рублей и займет месяц.

Между тем самый простой вариант — добровольная ликвидация в обычном порядке — в среднем по Москве и Московской области обойдется в сумму от 30 000 рублей и более. При этом потребуется составление бухгалтерских ликвидационных балансов, что, как правило, входит в указанную стоимость услуги. Если же речь идет о полноценном юридическом сопровождении, включающем помощь в прохождении налоговых проверок и прочее, то цена на данную комплексную услугу под ключ оговаривается отдельно и начинается от 350 000 рублей.

Где можно ликвидировать фирму?

С этим вопросом мы обратились к представителю юридической компании «Брайден консалтинг», который дал следующий комментарий:

«Всегда важно помнить, что основная задача в процессе ликвидации фирмы — обеспечение безопасности: как на этапе реализации процедуры, так и после ее завершения. В связи с этим рекомендуется заручиться юридической поддержкой еще до начала процесса устранения компании. Если владелец фирмы своевременно привлечет к работе по осуществлению ликвидации грамотного юриста, то это позволит обойти многие подводные камни, в том числе и возможные нововведения в законодательстве.

Компания «Брайден консалтинг» с 2008 года оказывает для предпринимателей Москвы и других регионов Российской Федерации юридические услуги широкого спектра, среди которых и все возможные способы ликвидации: от добровольной ликвидации ООО, АО, НКО до подготовки и ведения процедуры банкротства юридического лица.

В каждом конкретном случае наши специалисты готовы порекомендовать клиенту оптимальный вариант действий. Компаниям с оборотом менее 50 млн рублей, не имеющим долгов перед бюджетом и реальных долгов перед контрагентами, мы поможем с устранением записи о недостоверных сведениях, прохождением сверок, погашением недоимок и восстановлением отчетности. При этом перед началом процедуры ликвидации мы можем заменить руководство (директора и участника) нашими специалистами, назначить своего ликвидатора, а также в случае необходимости осуществить смену юридического адреса (в том числе миграцию фирмы в другой регион).

Для компаний, имеющих перед бюджетом и контрагентами небольшие задолженности, погашение которых не представляется возможным, юристы «Брайден консалтинг» готовы порекомендовать альтернативный способ ликвидации — замену директора и учредителя. Стоит понимать, что данный способ может быть применен не во всех регионах РФ, однако он имеет как минимум одно серьезное преимущество: ликвидация через продажу в большинстве случаев не является поводом для выездной налоговой проверки. Конечно же, данная процедура имеет довольно много особенностей, но профессионалам с более чем десятилетним опытом (а именно столько работает «Брайден консалтинг») под силу учесть все нюансы.

Для компаний с долгами либо рисками возникновения задолженности перед бюджетом или контрагентами оптимальным решением проблемы может стать добровольная инициация процесса банкротства. Наши юристы проведут бесплатный анализ перспектив банкротства, после чего выполнят необходимые действия по предбанкротной подготовке компании-клиента. Сопровождение процедуры банкротства под ключ подразумевает также контроль за всем процессом нашими арбитражными управляющими, участие в спорах по делам о привлечении к субсидиарной ответственности и в спорах об оспаривании сделок должника.

Обращение в «Брайден консалтинг» с целью инициации процедуры банкротства позволит решить проблему и для кредиторов, задолженность перед которыми длительное время не погашается. В этом случае наши юристы займутся розыском имущества компании-должника и его возвратом в конкурсную массу, оспариванием сделок банкрота и привлечением руководства к субсидиарной ответственности с целью удовлетворения требований кредитора.

К какому бы из вариантов ликвидации компании не склонился наш клиент, юристы «Брайден консалтинг» с многолетним опытом работы способны обеспечит максимальную защиту его законных прав и интересов».

P. S. На сайте «Брайден консалтинг» можно получить развернутую информацию о многочисленных услугах компании, их стоимости и сроках выполнения. Для предварительной консультации клиенту достаточно оформить запрос или заказать обратный звонок.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию