Правила перевозки пассажиров в автобусах и ответственность за нарушение

Ответственность за нарушения правил перевозки пассажиров на автотранспорте с 13 мая 2016 года

Статья 12.31.1 КоАП РФ ответственность за нарушение правил перевозки (в том числе для таксистов)

Данная статья призвана подробно объяснить работникам сферы перевозки, какая ответственность будет применяться с 13 мая 2016 года по статье 12.31.1 КоАП РФ. С этого числа согласно Федеральному закону № 133-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом” вводится новая административная ответственность.

Как обычно, изменения законодательства в сфере обслуживания населения несут за собой увеличение штрафных санкций. Рассмотрим новую ответственность для водителей такси, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц подробнее.

И так, важные изменения, вводимые федеральным законом в статью 12.31.1 КоАП, касаются ее дополнением тремя новыми частями: 4, 5, 6.

Часть 4 статьи 12.31.1 КоАП

4. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, –

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

К особым условиям перевозки пассажиров и грузов относятся:

1) перевозки по зимникам, в условиях бездорожья, переправам через водные преграды;

2) перевозки по маршрутам, проходящим в горной местности, с резкими изменениями направлений в плане и затяжными продольными уклонами;

3) маршруты, проходящие по трудным участкам пересеченной местности;

4) движение трамваев на прямолинейных участках с большими уклонами;

5) движение троллейбусов на прямолинейных участках с уклонами*;

*Смотрите правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Ссылка: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164216/005e34c932333ea5ba6ebab6a8576b45d1b32/#dst100018

Часть 5 статьи 12.31.1 КоАП

5. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.

Информация, необходимая для водителей автотранспортного предприятия, должна в полном объеме доводиться до их сведения в виде:

Вводного, предрейсового, сезонного и специального инструктажей.

Каждый из вышеупомянутых инструктажей проводится на определенных этапах работы.

Вводный инструктаж– проводится со всеми водителями при приеме их на работу, вне зависимости от квалификации и рабочего стажа.

Предрейсовый инструктаж проводится:

при отправлении водителя по маршруту движения впервые;

при перевозке детей;

при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Сезонные инструктажи проводятся соответственно при смене сезонов, два раза в год, в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

И наконец, специальный инструктаж проводится со всеми водителями, в том случае, если до их сведения необходимо донести важную информацию:

Вступление в силу нормативно-правовых актов влияющих на работу водителей;

изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;

получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;

совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.

При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя.

Часть 6 статьи 12.31.1 КоАП

6. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – десяти тысяч рублей; на юридических лиц – двадцати пяти тысяч рублей.

Полный текст Статьи 12.31.1 КоАП с 13 мая 2016 года:

КоАП РФ, Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – пяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – пяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.

4. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, –

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

5. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.

6. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – десяти тысяч рублей; на юридических лиц – двадцати пяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

ВОПРОС-ОТВЕТ

1. Я, водитель такси, что будет, в случае не прохождения мною предрейсового медицинского осмотра?

ВСЕ водители, работающие по найму обязательно должны проходить предрейсовые медицинские осмотры. Стандартная продолжительность рейса составляет одну рабочую смену, поэтому предрейсовый медицинский осмотр водитель обязан проходить ежедневно. Соответствующая отметка об этом заносится в путевой лист.

В случае ее отсутствия- штраф 3.000 рублей.

2.Обязательно ли проходить послерейсовые мед. осмотры? И какие категории водителей попадают под прохождение послерейсового осмотра?

Предположим вы- водитель автобуса, такси или занимаетесь перевозкой грузов. В таком случае вы обязаны проходить послерейсовые медосмотры.

3.Если у меня (водителя) не будет пройденного предрейсового или послерейсового медицинского осмотра, наложат штраф?

Об этом четко говорит часть 2 статьи 12.31.1 КоАП. В случае отсутствия записи о прохождении предрейсового или послерейсового осмотра предусмотрен штраф в размере 3.000 рублей.

4.Штраф за отсутствие медосмотра налагается только на водителя?

Цитируем вторую часть статьи 12.31.1 КоАП:

«2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – пяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.»

Как видно из текста статьи на должностные лица накладывается штраф в 5.000 рублей;

На юридические лица (организации)- 30.000 рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

5. Теперь штрафы за отсутствие путевого листа, отметки медосмотра, предрейсового осмотра будут выписывать не только физическим лицам?

Совершенно верно, теперь согласно нововведениям, подобные штрафы будут распространяться на ИП и юридических лиц. Штраф будет выписан водителю, а также ИП или ООО (предприятию) на которое оформлена лицензия, таким образом ответственность будет солидарно распределена.

6. Должен ли частный таксист возить с собой ЗАПОЛНЕНЫЙ путевой лист, если он едет без пассажиров?

В таком случае, путевой лист не должен заполняться, так как частный предприниматель в данном случае едет на своей машине.

7. Если лицензия оформлена на предприятие, то как быть с заполнением путевого листа?

В этом варианте путевой лист должен быть заполнен в любом случае.

Штраф за перевозку лишнего пассажира

Находясь за рулем транспортного средства, водитель, в первую очередь, должен заботиться о безопасности других участников дорожного движения, в том числе и своих пассажиров. Именно по этой причине автомобилист должен соблюдать определенные правила перевозки людей, которые утверждены на уровне федерального законодательства.

В соответствии с требованиями правил дорожного движения, в автомобиле допускается перевозить только то количество пассажиров, которое предусмотрено техническими особенностями и конструкторскими параметрами транспортного средства.

Количество пассажиров

В правилах дорожного движения обозначены общие нормы, касающиеся перевозки пассажиров. Данные общие требования распространяются на всех автомобилистов, однако есть некоторые исключения для отдельных видов транспортных средств. К примеру, нормы перевозки пассажиров в такси и в маршрутках значительно отличаются.

Перевозка пассажиров в автобусах

К сожалению, большинство водителей автобусов грубо нарушают правила перевозки пассажиров. Дело в том, что максимальная допустимая численность пассажиров в любом виде транспортных средств должна быть равна количеству посадочных мест, предусмотренных в транспорте.

В случае с автобусами, осуществляющими перевозку на короткие расстояния в рамках регулярного маршрута, допускается выделение дополнительных стоячих мест.

В ситуации, когда водитель нарушает нормы, касающиеся несовпадения количества людей в автобусе, в частности, посадочных и стоящих мест, сотрудник ГИБДД имеет право оставить транспортное средство и привлечь лицо, управляющее таким транспортом к ответственности.

В отдельных случаях к административной ответственности могут быть привлечены и пассажиры. Чаще всего люди привлекаются к наказанию за нарушение правил проезда в рейсовых автобусах, когда пассажиры стоят на подножках или высовываются из окна.

Если автобус осуществляет перевозку людей на дальнее расстояние, водитель должен проследить за тем, чтобы количество пассажиров в транспорте не превышало количество посадочных мест. В противном случае ему грозит привлечение к ответственности за нарушение правил перевозки.

Кроме того, в случаях с переездами на дальние расстояния, лицо, управляющее транспортом, должно проследить за тем, чтобы каждый человек сидел на месте, определенном его посадочным талоном (билетом).

На время дороги багаж пассажиров должен быть помещен в специальный отсек, чтобы не мешать свободному прохождению по салону автобуса.

Правила перевозки пассажиров в маршрутных такси

Правилами дорожного движения также определен порядок перевозки пассажиров в легковых транспортных средствах (такси). В этом случае количество людей в автотранспорте должно соответствовать количеству посадочных мест.

Данным нормативным правовым актом запрещен провоз людей следующими экстремальными способами:

  1. На капоте транспортного средства.
  2. В багажнике автомобиля.
  3. На крыше автотранспорта.

Если сотрудник дорожной инспекции обнаружит такие нарушения законодательства, он имеет право остановить транспортное средство и привлечь водителя к ответственности.

Правила перевозки пассажиров в легковых автомобилях

Как правило, все автотранспортные средства создаются по типовым стандартам, которыми предусмотрено наличие четырех посадочных мест для пассажиров.

Стоит помнить о том, что место для водителя не засчитывается при определении общего количества сидений, предназначенных для определения общего количества посадочных мест для остальных людей в автомобиле.

Существуют такие модели автотранспортных средств, в которых есть всего три места для сидения пассажиров.

За нарушение данного требования законодательства, автолюбитель привлекается к ответственности.

Нормы законодательства

Основной нормативный правовой акт, которым урегулирован порядок перевозки пассажиров в транспортных средствах – это различные правила по обеспечению безопасности пассажиров при перевозке наземным видом транспорта (Кодекс об административных правонарушениях, Правила дорожного движения).

На основании требований, отраженных в данных законодательных актах, были созданы и утверждены правила по безопасным перевозкам людей.

На данный момент на уровне федерального законодательства нет общего нормативного правового акта, который устанавливает штрафы за несоблюдение правил перевозок. Проект такого закона находится на рассмотрении в Госдуме.

По данному законопроекту планирует ввод новых отдельных штрафных санкций за игнорирование пассажирами и водителем общих требований к перевозке пассажиров в автотранспортных средствах.

На данный момент приблизительная величина ответственности за такое нарушение по данному законопроекту варьируется от полутора до 200 тысяч рублей. По проекту данного нормативного правового акта, такая существенная разница обусловлена тем, что степень тяжести правонарушения может быть различной.

Ответственность за перевозку лишнего пассажира

Какая же ответственность предусмотрена за превышение допустимой нормы перевозки пассажиров?

Вопреки существующему мнению, даже не смотря на то, что отдельный нормативный правовой акт, регулирующий ответственность за перевозку лишнего пассажира, на данный момент находится на рассмотрении, правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях содержит ряд наказаний за несоблюдение правил перевозки.

В соответствии с требованиями статьи 12.23 Кодекса об административных правонарушениях, если перевозчик – это фирмы или компания, которая нелегально осуществляет свою деятельность (нет соответствующего свидетельства о прохождении процедуры государственной регистрации), то ему придется оплачивать все штрафы как юридическому лицу.

Конечно же, от этого обстоятельства напрямую зависит величина штрафов. К примеру, водителю маршрутного такси придется заплатить иную сумму штрафа, что чем лицу, управляющему городским рейсовым транспортным средством.

Вид и размер ответственности напрямую зависит от того, кто именно будет осуществлять оплату штрафа:

  1. Физическое лицо – водитель автотранспортного средства, пассажир, нарушивший правила перевозки.
  2. Должностное лицо – сотрудник транспортной компании, который отличает за соблюдение правил перевозки людей.
  3. Юридическое лицо – транспортная компания, водитель которой допустил нарушение правил перевозки пассажиров в общественном транспорте.

Виды и размеры ответственности

Размер штрафа за нарушение правил перевозки пассажиров напрямую зависит от вида транспортного средства и количества лишних людей.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

+7 () 407-34-78 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Если в транспортном средстве перевозится один лишний пассажи, размер штрафа составляет 500 рублей. Данный размер ответственности распространяется на весь транспорт, осуществляющий перевозку пассажиров, вне зависимости от его вида и продолжительности пути.
  2. За отсутствие ремня безопасности для пассажира предусмотрен штраф в размере 1 тысячи рублей. Сотрудник ГИБДД вправе привлечь виновное лицо к такому виду ответственности только при перевозке пассажира в легковом автомобиле, если человек сидит рядом с водителем в маршрутном такси, грузовом автомобиле.
    Пассажир, который допустил такое нарушение, также привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей.
  3. Водители легкового автотранспорта, допустившие перевозку пассажира в непредусмотренных для этого местах – багажнике, на крыше авто или на капоте, должны будут уплатить штраф в размере 1 тысячи рублей.
  4. За перевозку лишнего пассажира на мотоцикле (в том числе и на мототранспорте с коляской), водителю придется уплатить штраф в размере 1 тысячи рублей.
  5. Одни из самых серьезных наказаний предусмотрены за нарушение правил перевозки детей. Так, к примеру, за перевозку лишних детей (когда некоторые из них стоят в проходе), к ответственности привлекаются: водитель – штраф 3 тысячи рублей, должностное лицо, допустившее такое нарушение требований законодательства – 25 тысяч рублей, юридическое лицо – 100 тысяч рублей.
    Такие виды ответственности ожидают виновных лиц вне зависимости от вида транспортного средства, на котором произошло нарушение норм законодательства.
  6. Если в ходе проверки сотрудник дорожной инспекции установит, что реальное количество детей в автотранспорте не соответствует списку, представленному компании-перевозчику ответственным лицом, размер ответственности составит: водителю, находившемуся за рулем транспортного средства – 3 тысячи рублей, должностному лицу, допустившему такое нарушение – 25 тысяч рублей, юридическому лицу, работник которого допустил такое несоответствие – 100 тысяч рублей.
  7. В случае если все вышеперечисленные нарушения были совершены при перевозке детей в ночное время суток, виновных лиц ожидают более суровые виды ответственности. В частности, водителю придется уплатить штраф в размере 5 тысяч рублей или лишиться своего удостоверения, дающего право на управление транспортом. Должностному лицу, допустившему такое нарушение, придется выплатить 50 тысяч рублей. Для юридического лица невыполнение требований законодательства обернется в 200 тысяч рублей.
    Данные размеры ответственности распространяются на все виды транспортных средств.

Если рассматриваемый в данный момент в Госдуме законопроект будет принят, то наказание за провоз лишнего пассажира вне зависимости от вида транспорта составит 10 тысяч рублей.

Наказание за несоблюдение правил перевозки пассажиров

В среднем, водителю автотранспорта, решившему нарушить правила перевозки пассажиров в легковом автомобиле, придется уплатить за каждого лишнего пассажира по полторы-2 тысячи рублей. Данный размер наказания применим в тех случаях, когда машина оборудована ремнями безопасности (старые модели не предусматривают таких фиксирующих устройств на задних сидениях).

Конечно же, при наличии в автомобиле лишнего пассажира, естественно, что у него не будет возможности пристегнуться ремнем безопасности. Ведь техническая комплектация транспортного средства предусматривает ремни ровно по количеству посадочных мест в салоне, предназначенных для людей.

Именно по этой причине автовладельцу придется дополнительно уплатить штраф за то, что человек не был должным образом зафиксирован.

Если у сотрудника ГИБДД возникают какие-либо сомнения относительно того, соблюдает ли водитель правила дорожного движения относительно перевозки в своем авто пассажиров, он может потребовать предоставить ему технический паспорт транспортного средства.

Последствия перегрузки автомобиля

К сожалению, многие автолюбители не понимают все серьезность перегрузки автомобиля лишними пассажирами. Они воспринимают постановление сотрудника ГИБДД в качестве оскорбления и желания стрясти как можно больше денег. Но на самом деле, все не так.

Основная задача автомобилиста заключается в обеспечении безопасности для других участников дорожного движения, в том числе и для пассажиров своего автомобиля. Все нормативные правовые акты всегда принимаются именно в этом направлении.

Различные ограничения, принимаемые в данной области, служат сдерживающим фактором для водителей, чтобы они не нарушали правила дорожного движения и перевозки пассажиров.

Большинство автомобилистов до сих пор не воспринимают перевозку лишних пассажиров как опасность. Некоторые из них даже могут перевозить по нескольку детей на заднем сидении своего транспортного средства, не понимая, что в случае дорожно-транспортного происшествия, это становится причиной для травматизма.

Причины ДТП

Как показывает практика, превышение предусмотренного комплектацией автотранспорта количества пассажиров в большей части случаев заканчивается ДТП. Для этого существует несколько причин:

  1. Перегруженный автомобиль может перевернуться во время выполнения обгона другого транспорта. Кроме того, такой же исход может ожидать машину при выполнении иных маневров, к примеру, резкого разворота, на высокой скорости.
  2. При превышении допустимого веса, корпус транспортного средства или оси колес могут деформироваться. Это делает автомобиль непригодным для безопасной перевозки людей.
  3. Из-за большого скопления людей в салоне транспортного средства, водитель может страдать от удушья или иных ухудшений своего самочувствия.
  4. Из-за неравномерного распределения веса людей в салоне транспорта, управление машиной для водителя будет затруднено.
  5. Так как из-за большого количества людей в салоне транспорта, двери могут быть закрыты неплотно, кто-то из пассажиров может вывалиться из авто при выполнении маневров.
  6. При наличии большого количества людей в салоне транспортного средства, тормозной путь автомобиля значительно увеличивается, что негативно отражается на попытках автолюбителя предотвратить дорожно-транспортное происшествие.
  7. В случае с плотно загруженными автобусами, большое количество людей в салоне затрудняет нормальное передвижение транспорта, что отражается на прочих участниках дорожного движения.
  8. В зимнее время года водителю легкового или общественного транспорта сложно управлять машиной, так как из-за увеличения веса сцепление шин со скользкой дорогой затруднено.

Вне нормы, касающиеся максимального количества пассажиров в общественном и частном транспорте, направлены на то, чтобы снизить вероятность попадания водителем в дорожно-транспортное происшествия по третьим причинам, кроме нарушения автомобилистом ПДД.

Кроме того, соблюдение таких правил позволит избежать лишнего травматизма в случае ДТП.

Ссылка на основную публикацию