Обязанности велосипедиста при езде по проезжей части и наказание за неё

О чем должен знать велосипедист

Велосипедист, как и любой другой участник дорожного движения, должен знать о своих обязанностях на дороге. В противном случае незнание требований к движению могут привести к определенным последствиям, начиная от штрафов, до более серьезных. Итак, что хотелось бы рассказать в этой статье:

Обязанности велосипедистов

1. Велосипедист должен, перед тем как начать свой путь, убедиться в том, что его железный конь исправен. А именно убедиться в исправности тормозной и рулевой системы, проверить работает ли звуковой сигнал (звонок), проверить световые сигналы (катафоты спереди белый, сзади красный и оранжевые сбоку), проверить давление в шинах и только после этого начинать движение;

2. Велосипедист обязан двигаться по велосипедной или вело-пешеходной дорожке или по полосе для велосипедистов, а в случае отсутствия этих дорожных конструкций по правому краю проезжей части;

3. Велосипедист, как и автомобилист обязан уступить дорогу пешеходу, переходящему дорогу «по зебре» или под знаком “Пешеходный переход”; 4. Велосипедист обязан при движении учитывать дорожные знаки и сигналы светофора, а, следовательно, знать их; 5. Велосипедист, должен обозначать свои маневры (поворот, разворот или остановку). 6. Велосипедист при переходе проезжей части на пешеходном переходе обязан “спешится” и перейти дорогу.

Что запрещено велосипедисту

1. Находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
2. Разговаривать по мобильному телефону, за исключением случаев если разговор осуществляется при помощи “гарнитуры” и руки у велосипедиста свободны;
3. Осуществлять движение без рук или даже без одной руки;
4. Перевозить пассажиров на раме или на багажнике. Для этого существуют специальные приспособления;
5. Осуществлять буксировку другого транспортного средства.

Какие штрафы предусмотрены для велосипедистов

Велосипедист является полноценным участником дорожного движения, у которого есть права и обязанности. И если он нарушает правила дорожного движения, то для него предусмотрено и наказание в виде административного штрафа.

Штраф предусмотрен статьей 12.29 ч.2, ч.3

12.29 ч.2 – Нарушение ПДД лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя ТС) – штраф руб.

А вот какой штраф предусмотрен за управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения

12.29 ч.3 Нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения – штраф от 1000 до 1500 руб.

Права и обязанности велосипедиста

С наступлением погожих деньков велосипедистов на дорогах становится все больше. Нужно помнить: велосипедист – это полноценный участник дорожного движения и обязан соблюдать ПДД, которые приняты законодательно и действуют в его стране.

Это означает массу обязанностей и запретов, как то:

  • не выпивать за рулем,
  • не разговаривать по сотовому телефону во время движения,
  • не разворачиваться через «сплошную»,
  • не ехать по улице с односторонним движением навстречу движущемуся транспорту и многое другое.

О том, каковы основные обязанности и права велосипедиста, разберем в данном материале.

Обязанности велосипедиста

Основные обязанности всех велосипедистов подробно описаны в специальном разделе Правил дорожного движения (ПДД). Среди них можно выделить следующие.

Содержание велосипеда в исправном состоянии

Двухколесного друга следует содержать с находящимся в рабочем состоянии тормозом, а также звуковым сигналом. Это имеет огромное значение для безопасного передвижения как самого велосипедиста, так и других участников на дороге.

С исправными тормозами все ясно без дополнительных объяснений. А исправный звуковой сигнал необходим для того, чтобы предупреждать о своем приближении пешеходов.

Кроме того, необходима исправная система освещения. Ведь в ночное время суток, либо в непогоду (в условиях снега, туманности, дождя и прочей плохой видимости) рекомендуется передвигаться на велобайке исключительно с включенным освещением.

Так, в передней части велосипеда необходимо установить фару белого цвета, а сзади – фонарь, а также световозвращатель красного цвета. По бокам велосипеда нужно установить либо небольшие фонари, либо оранжевые световозвращатели. Только таким образом в условиях плохой видимости велосипедист на дороге будет виден водителям автомашин.

Следует передвигаться по правому краю дороги

Велосипедист должен ехать в один ряд с иными движущимися велосипедистами и стараться держаться как можно ближе к правому краю дороги. Интересно, что ранее в ПДД указывалось, что велобайкер не может отъезжать от края дороги более чем на один метр. В обновленных правилах это ограничение убрали. Однако каждый велосипедист должен быть разумным и помнить, в первую очередь, о своей безопасности и не становиться помехой на дороге.

Когда велосипедисту приходится обгонять другого байкера, либо гужевую повозку, а также объезжать припаркованные у обочины автомобили, можно на некоторое время отъехать от правого края дороги. Следует помнить: обгонять можно слева. Если вы объезжаете стоящую машину, следует отъехать немного подальше, ведь из салона может не вовремя выйти водитель, широко распахнув дверь.

Подавать предупредительные сигналы

Когда велосипедист собирается совершить определенный маневр (например, повернуть, притормозить либо перестроиться), то он обязан подать рукой предупреждающий знак.

Сделать это следует заранее, а не за секунду до совершения маневра. Только в таком случае едущий за вами водитель автомобиля, либо другой велосипедист, смогут вовремя отреагировать. Сигналы, которые должен подать рукой велосипедист, описаны в правилах дорожного движения.

Они следующие:

  • если вы собираетесь повернуть направо либо перестроиться, следует вытянуть правую руку в направлении поворота, либо согнуть левую в локте под углом в девяносто градусов и выставить ее от себя.
  • в случае, если вы собираетесь повернуть либо перестроиться влево, следует вытянуть левую руку в направлении поворота, либо согнуть правую в локте под углом в девяносто градусов и выставить ее от себя.
  • если вы собрались затормозить, то следует поднять вверх прямую руку (неважно, левую или правую).

Движение по велосипедной дорожке

При наличии около дороги специально выделенной велосипедной дорожки следует передвигаться исключительно по ней. О том, где начинается такая дорожка, вам скажет специальный закрепленный в ПДД знак, на котором на синем фоне изображен белый велосипед.

К сожалению, таких дорожек немного и, как правило, они встречаются лишь в крупных городах.

Еще один нюанс. В случае, если велодорожка местами разрушенная, либо занята, то ее можно объехать по проезжей части.

Группой ехать в ряд

Когда едут вместе сразу несколько велосипедистов, они обязаны ехать колонной. Если байкеров много – группы должны быть разделены по десять человек и двигаться на расстоянии примерно около восьмидесяти-ста метров. Таким образом, автомашинам будет легче их обгонять.

Сами же двигающиеся в колонне спортсмены могут сигнализировать едущим сзади друзьям о попадающихся на пути препятствиях. К примеру, неровности дороги, либо попавшееся препятствие с правой стороны можно показать, опустив вниз правую руку, а ямы с левой стороны – опустив вниз левую руку.

Как правило, такой сигнал показывает лидер группы, а за ним его повторяют по очереди все участники колонны.

Велосипедист имеет право

Мы рассказали о закрепленных в Правилах дорожного движения обязанностях велосипедиста. А какие же права он имеет?

Так, он вправе передвигаться:

  • по специально выделенной велодорожке,
  • по велопешеходной дорожке (смешанный тип),
  • по полосе для велобайкеров,
  • в случае отсутствия выше перечисленных мест – по правой стороне проезжей части либо по обочине.
  • велосипедисты до 14-летнего возраста могут ездить, в том числе, по тротуарам и дорожкам для пешеходов.

Велосипедисту запрещается

А вот список того, что нельзя делать во время движения на велосипеде:

  • двигаться без рук,
  • осуществлять перевозку груза, который выступает за габариты велобайка боле чем на полметра по ширине, либо мешает управлять велосипедом.
  • осуществлять перевозку пассажиров, если особенности конструкции велосипеда этого не предусматривают,
  • катать на велосипеде детей младше семи лет без спецкресел,
  • катать взрослых также запрещено,
  • использовать велосипед в качестве буксировки (исключение составляет прицеп, который предназначен для эксплуатации велосипедами),
  • переезжать дорогу по пешеходной «зебре».
  • осуществлять левый поворот при наличии трамвайных путей или на дороге, где есть две и более полосы в одном направлении,
  • ездить по автомагистралям,

Ответственность велосипедистов за нарушения ПДД

За нарушение правил дорожного движения велосипедистами, как и любым другим участником, предусмотрены штрафы. Оформляет административные протоколы госавтоинспектор.

Выезжая на велосипеде на улицы города, особенно туда, где наблюдается интенсивное движение, следует быть особо внимательным. От этого зависит как ваша безопасность, так и других участников на дороге. Велосипедист имеет права и обязанности, закрепленные в Правилах дорожного движения. За их нарушение предусмотрена административная ответственность.

Права и обязанности велосипедиста на дороге в соответствии с ПДД

7 минут Автор: Виталий Петров 83

Велосипедист является таким же водителем транспортного средства, как и сидящий за рулем автомобиля или мотоцикла, поэтому ему необходимо выполнять правила дорожного движения (ПДД), действующие на территории своей страны. А это значит, что никакого спиртного за рулем, разговора по мобильному телефону во время движения, разворота через сплошные полосы, езды навстречу по дороге с односторонним движением. Основные обязанности велосипедиста изложены в отдельном разделе Правил дорожного движения.

Основные обязанности

1. В обязанности велосипедистов входит содержание своего транспортного средства в исправном техническом состоянии. Велосипед должен быть с исправным тормозом и работающим звуковым сигналом. Зачем нужны исправные тормоза, объяснять не стоит. А что касается звонка, то он, главным образом, требуется для предупреждения пешеходов о приближении велосипеда. При движении в потоке машин вряд ли кто-то из других водителей услышит ваш колокольчик.

Ездить ночью по дороге или во время дождя, тумана или снега, то есть в условиях недостаточной видимости, разрешается только с освещением. Спереди на велосипед нужно поставить фару или дополнительно белый световозвращатель, сзади — фонарь и обязательно красный световозвращатель, по бокам (ближе к передним и задним габаритам) — фонарики или световозвращатели оранжевого цвета, также разрешены задние боковые огни красного цвета. Глупо и опасно ставить спереди красный отражатель, даже если он валяется без дела, водители машин и так редко замечают велосипедистов, а тут ещё такая путаница.

2. Велосипедист должен ездить как можно ближе к правому краю дороги и только в один ряд с другими байкерами. В старых Правилах дорожного движения указывалось конкретное расстояние от обочины дороги, которого должен был придерживаться велосипедист. Оно должно составлять не более 1 метра. В новых редакциях это ограничение отсутствует. Каждый разумный человек и так должен, в первую очередь, думать о своей безопасности.

Во время обгона другого велосипедиста или гужевой повозки, а также объезда стоящего транспорта всё же нужно кратковременно удаляться от правого края дороги. И лучше как можно дальше объезжать препятствие, особенно остановившийся автомобиль, ведь из него в любой момент может начать выходить водитель, широко распихнув дверь, или непорядочный человек выбросит окурок в окошко.
И не забывайте, что обгон или объезд нужно совершать только слева, если не хотите быть придавленным к бордюру.

3. В обязанности велосипедиста также входит подача предупредительных сигналов перед каждым маневром, даже если сзади нет движущегося транспортного средства. Перед любым поворотом или перестроением и до торможения водитель велосипеда должен подать предупредительный сигнал рукой, и, что важно, не за секунду до начала вращения руля или нажатия на тормозные рычаги. Вам нужно заблаговременно предупредить сзади едущего водителя, иначе ваша запоздалая реакция будет критичной.

В ПДД предусмотрены следующие сигналы, подаваемые рукой:

  • Сигнал правого поворота или перестроения — вытянутая в направлении поворота правая рука либо левая, выставленная от себя и согнутая в локте под прямым углом.
  • Сигнал левого поворота или перестроения — вытянутая в направлении поворота левая рука либо правая, выставленная от себя и согнутая в локте под прямым углом.
  • Сигнал торможения — поднятая вверх и выпрямленная в локте левая или правая рука.

Подав сигнал рукой, вы не получаете никакого преимущества в движении, поэтому всегда убеждайтесь в том, что сзади едущий участник движения понял ваши намерения и не начал обгон.

4. Если рядом с дорогой есть велосипедная дорожка, водители велосипедов должны ездить только по ней. О наличии такого блага цивилизации сообщает круглый дорожный знак с былым велосипедом на синем фоне. А если велосипедная дорожка частично разрушена, засыпана строительным мусором или занята припаркованными автомобилями, тогда эти заторы велосипедист может объезжать по проезжей части дороги, это входит в его права.

5. При движении в колоннах водители велосипедов обязаны двигаться только в один ряд по дороге группами по 10 человек. Расстояние между группами – 80-100 метров для облегчения обгона автомобилями.

При езде в группах приняты условные жесты, которые посылаются не автомобилистам, а движущимся за вами друзьям-велосипедистам:

  • Яма или препятствие справа — указывающая вниз правая рука.
  • Яма или препятствие слева — указывающая вниз левая рука.

Первым эти сигналы подает ведущий в группе, а следующие за ним должны немедленно их повторить. Не нужно дожидаться приближения к яме или кирпичу на дороге. Следует сразу же передать сигнал об опасности едущим за вами велотуристам.

Водителям велосипедов запрещается

1. Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой. Взрослые люди обычно пользуются велосипедом как транспортным средством, а дети катаются на нём для развлечения. Именно безответственные велосипедисты при езде по проезжей части могут отпустить руль и ехать дальше, скрестив руки на груди. При падении горе-лихач распластается по асфальту вместе с велосипедом, а при этом не исключен наезд на него рядом проезжающих автомобилей.

2. Кататься по тротуарам, пешеходным дорожкам и обочинам. В правах всё-таки допускается движение по обочине, нужно только не мешать пешеходам идти по ней или садиться в автобус. Ну а пешеходные дорожки или тротуары предназначены только для пешеходов, и при движении по ним каждый человек должен чувствовать себя в безопасности.

3. Передвигаться по автомагистралям. В этом запрете заложена забота о здоровье и безопасности велосипедиста.

4. Поворачивать налево или разворачиваться на дороге, которая имеет трамвайные пути или более одной полосы движения в определенном направлении. При необходимости повернуть или развернуться нужно доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда и перекатить его на противоположную сторону дороги.

5. Буксировать велосипед другим транспортным средством. Велосипедом перевозить прицеп в жесткой сцепке разрешается.

Часто трагичными последствиями заканчивается попытка проехать, ухватившись за борт грузового автомобиля. Водитель грузовика в этом случае не видит пристроившегося велосипедиста и не думает о его безопасности. Любой автомобиль может двигаться со скоростью свыше 60 км в час. Совершая объезд ямы на дороге или осуществляя экстренное торможение, любитель автостопа может оказаться под колесами.

6. Перевозить груз, выступающий за габариты по ширине или длине более чем на 0,5 метра и мешающий управлению. Удочки, трубы и какие-то палки на велосипеде нарушают устойчивое положение, особенно при выполнении поворотов. Зацепив выступающий предмет, автотранспортное средство может перевернуть велосипед с езоком.

7. Катать взрослых пассажиров. А перевозить детей в возрасте от 2 до 7 лет можно, но только на дополнительно установленном сиденьи с подножками. При перевозке тяжелого человека на раме или багажнике серьезно нарушается упомянутое ранее устойчивое положение.

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

Некоторые пункты статей об административных нарушениях подразумевают наказание водителей велосипедов. Например, есть штраф в размере от 1 до 2 минимальных зарплат за нарушение ПДД пешеходами и другими участниками движения. Это подразумевает 122-я статья — самая основная и легко оформляемая сотрудником ДПС.

Существуют также штрафы за нарушение правил пересечения пешеходных переходов, железнодорожных переездов, за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, за проезд на запрещающий сигнал регулировщика или светофора. Так что не стоит верить в полную безнаказанность при езде на велосипеде.

Права и обязанности велосепидиста

Если вы, как и герой мультфильма почтальон Печкин, обрадовались, после того как стали обладателем велосипеда, то мы вас поздравляем, но напоминаем, что законом установлены обязанности велосипедиста на дороге, с которыми необходимо ознакомиться, прежде, чем отправляться в путь.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Общие положения

В соответствии с п. 1.2 ПДД, велосипедом считается ТС, на котором установлено как минимум 2 колеса, и которое передвигается в результате механического воздействия на него водителем. Не относятся к данному понятию инвалидные коляски.

Использование электродвигателя на подобном приспособление возможно, но при этом его мощность не может превышать четверть киловатта, и он должен сам выключаться в момент превышения скорости показателя в 25 км/ч.

Если вы передвигаетесь на ТС, удовлетворяющим данным требованиям, то права вам не нужны, если мощность двигателя больше установленного показателя или ТС может двигаться с большей скоростью, то это уже мопед, и получать права на него обязательно.

Правила, которых необходимо придерживаться велосипедистам, выезжающим на дорогу, установлены в п. 24 ПДД. В документе определены права и обязанности велосипедиста.

Если за рулем сидит ребенок до 14 лет, то он в соответствии с п. 24.4 может передвигаться только по пешеходным, велосипедным, велопешеходным дорожкам, а также по территории жилой зоны. При условии, что дети до 7 лет на велопешеходных дорожках едут по стороне, предназначенной для движения пеших.

Для водителей старше 14 лет определена обязанность осуществлять передвижение строго по велосипедным, велопешеходным дорожкам. Объективно, в нашей стране таких зон недостаточно, для того чтобы велосипедисты могли придерживаться этого правила.

Конечно, ситуация, с каждым годом меняется в данном вопросе в лучшую сторону, но все равно им приходится пользоваться дорогами, предназначенными для передвижения автолюбителей.

Ездить по проезжей части дороги можно только водителям старше 14 лет. Но и в данном случае необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Можно осуществлять движение по проезжей части, но при этом нужно занять самое правое положение на ней. Допускается это делать, лишь в случае, когда отсутствуют специальные дорожки, или нет возможности по ним двигаться. Либо когда дорожки есть, но велосипедист буксирует прицеп, ширина которого более 1 м. Разрешено двигаться по дороге колоннам велосипедистов.
  2. Допустимо осуществлять движение по обочине, если нет иных вариантов придерживаться правил, то есть, не предусмотрено специальных дорожек и нет возможности ехать по дороге.
  3. Можно двигаться по тротуару или дорожке, которая предназначена только для движения пешеходов, если отсутствует возможность придерживаться описанных выше двух правил или взрослый сопровождает ребенка до 14 лет, либо перевозит малыша до 7 лет.

При этом нужно помнить, что правила предусматривают обязанность за велосипедистом прекратить движение на своем ТС и передвигать его за руль, в случае, если продолжение движения создает помехи другим участникам, в том числе и пешеходам.

А тут сходства и различия копирайта и рерайта.

По ссылке статья «Как оформить транзитную страховку ОСАГО».

Передвижение по автомобильной дороге

При передвижении по проезжей части нескольких велосипедистов, необходимо занять положение друг за другом, в один ряд. Только если ширина ТС не превышает 75 см., можно встать в два ряда.

Когда двигается много велосипедистов, необходимо разделиться на группы по 10 человек или по 10 пар. Чтобы обеспечить автомобилистам возможность осуществлять обгон этих групп, необходимо поддерживать между ними расстояние в 100 м.

Наказанию в виде административного штрафа может быть подвергнут водитель, если он выполняет на дороге трюки, например, убирает обе руки с руля или пересекает дорогу по пешеходному переходу, не слезая со своего ТС.

В соответствии с п. 24.8 велосипедисты не могут осуществлять перевозку крупного груза. К такому варианту относится случаи, когда размер перевозимых вещей выступает более, чем на полметра в любую сторону велосипеда. Нельзя перевозить пассажиров на тех велосипедах, где конструкцией не предусмотрено место для них, а перевозка детей до 7 лет возможна только в случае оборудования специального места.

Для перевозки малышей используют велокресло, велоприцеп или конструкцию, позволяющую посадить более 1 ребенка. В связи с не популярностью данного вида транспорта в России, законодателем не разработаны четкие регламентации по данному вопросу.

По определению велосипед это транспортное средство, поэтому помимо описанных выше правил, в отношении него действуют те же правила, что и для водителей иных транспортных средств.

То есть, осуществляя движение по дороге, велосипедист должен выполнять требования сигналов светофора, а также следовать правилам приоритета при проезде нерегулируемых перекрестков. Уступать дорогу, тем, кто движется по главной на перекрестке неравнозначных дорог, и предоставлять право проезда первым тому, кто едет справа, на равнозначных дорогах.

Выполняя повороты, велосипедист должен заблаговременно предупредить участников дорожного движения о желании совершить маневр. Для этого он может использовать руки: желание повернуть направо должно сопровождаться вытянутой в сторону правой рукой, либо поднятой вверх и согнутой в локте левой рукой. И наоборот, для поворота налево используют левую руку, вытянутую в сторону или правую, поднятую вверх, согнутую в локте.

При повороте в жилую зону, на прилегающую территорию водитель должен уступать дорогу пешеходам. Водителям велосипеда запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, где существует более одной полосы для движения в каждом направлении. Тот же запрет работает и на дорогах, где полосы направления движения разделены трамвайными путями.

Допуск

Многие путают понятие обязанности и рекомендаций. Правила дорожного движения только рекомендуют возить с собой световозвращающие предметы в темное время суток или в погодных условиях, ограничивающих видимость. Но это не обязанность.

Но в данных условиях обязательно использовать фонарь, фару или световозвращатель на самом ТС. Спереди они должны быть белого цвета, сзади красного, а по бокам необходимо использовать световозвращатели красные или оранжевые.

В соответствии с п. 6 Основных положений по допуску ТС перед началом движения велосипедист должен проверить работу тормозной и рулевой систем и сигнал.

Как и для водителя автомобиля, обязанность по проверке соответствия транспорта, требованиям, обеспечивающим безопасное движение, закреплена за самим велосипедистом.л

Обратите внимание, что ни в одном нормативном акте не предусмотрена обязанность для водителя использовать обмундирование или шлем.

Не прописывается и необходимость каким-то дополнительных образом защищать перевозимых детей, помимо кресла. Выбор способа защиты своего здоровья и здоровья малыша отдан самому велосипедисту.

Наказание

За нарушение ПДД наступает административная ответственность, предусмотренная кодексом об административных правонарушениях. Привлечь по данному документу могут только лиц, которым исполнилось 16 лет.

Ответственность за нарушение описанных выше правил наступает по частям 2 и 3 ст. 12.29 КоАП. Норма предполагает наложение административного штрафа на нарушителей за невыполнение ПДД.

Если тоже правонарушение совершено было в состоянии опьянения, тогда велосипедисту придется расстаться с более крупной суммой 1000-1500 рублей.

Однако, это не единственная норма, по которой могут привлекаться к ответственности велосипедисты. За создание помех движению остальным участникам наказание наступает по ч. 1 ст 12.30 КоАП, в размере 1000 рублей.

А если нарушение ПДД повлекло причинение вреда здоровью, тогда размер штрафа может быть увеличен до 1500 рублей.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП нарушители, оплачивающие штраф в течение 20 дней, получают скидку и могут отдать лишь половину присуждаемой им суммы. Уменьшение взыскания предусмотрено не для всех случаев, так например, за совершение правонарушения на дороге в состоянии опьянения скидка не дается, но данное правило касается только водителей иных ТС.

Велосипедистам, совершившим правонарушение в состоянии опьянения, можно воспользоваться правом уменьшить размер наказания вдвое. Если оплатить в короткий срок штраф не получается, то необходимо уложиться в 2 месяца.

По прошествии этого периода, в 10 дневный срок судебным приставам направляется копия постановления о привлечении к ответственности. Тогда уже ФССП начинает работать по истребованию долга.

По правилам ст. 20.25 КоАП сумма штрафа будет удвоена, но увеличение не может произойти на сумму менее 1000 рублей. К нарушителю могут применяться и иные меры наказания принудительные работы или арест на срок до 15 суток.

Заключение

Водитель велосипеда является равноправных участником движения, поэтому обязан выполнять правила дорожного движения. За их нарушение велосипедиста ждет административный штраф.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Обязанности велосипедиста: все о правилах дорожного движения

Велосипед давно и прочно вошел в нашу жизнь. Многие пользуются этим удобным средством передвижения, которое не загрязняет окружающую среду, благотворным образом влияет на здоровье и быстро доставляет владельца к месту назначения. Оказавшись на проезжей части, двухколесный девайс становится таким же транспортным средством (ТС), как автомобиль или троллейбус. Чтобы не допустить потенциально аварийных ситуаций, необходимо знать обязанности велосипедиста . Тогда движение будет безопасным.

Пункты ПДД, касающ иеся велосипедистов

Многие любители езды на мускульной тяге даже и не подозревают, что для них существуют правила, поэтому безбоязненно выезжают на автодороги. Такие беззаботные лихачи при встрече с инспектором ГИБДД могут запросто нарваться на штраф. Отдельные правила дорожного движения для велосипедистов до сих пор не выпущены. Их права и обязанности изложены в ПДД для транспортных средств, к которым в пункте 1.2 причислены и двухколесные. Следовательно, все требования, касающиеся автотранспорта, должны выполнять и владельцы «великов». Но в разделе 24 им непосредственно посвящены 6 пунктов.

Основные положения

Любой человек, желая приобрести двухколесного друга, должен знать, что вместе с ним он приобретает и ответственность за безопасность других людей. Поэтому нужно четко знать, что представляет из себя этот агрегат с точки зрения законодательства.

Велосипед как транспортное средство

Приспособление с рулем и педалями, как гласят правила ПДД для велосипедистов , относится к транспортным средствам. Следовательно, их владельцы приравниваются к водителям легковушек, грузовиков, троллейбусов и автобусов. Они так же, как и сидящий за рулем «КамАЗа», являются участниками дорожного движения. Это налагает на велосипедистов определенную ответственность и обязывает их вести себя на дорогах правильно, не создавая помех для движения транспорта и пешеходов. Тем более, что, в случае ДТП, водители двухколесных ТС страдают в первую очередь, поскольку не защищены кузовом, в отличие от автомобилистов.

Кто может управлять

Производители выпускают огромное количество велосипедных моделей для всех возрастов. Поэтому за рулем такого девайса можно увидеть и трехлетнего малыша, и пенсионера. Понятно, что маленькие дети должны передвигаться на своих трехколесных агрегатах только в сопровождении взрослых и под их неусыпным контролем, так как часто сами не знают, куда едут. Зона движения малышей ограничена пешеходными дорожками и тротуарами.

Что касается самостоятельного передвижения, здесь существуют возрастные ограничения на движение в определенных местах.

Дети от 7 до 14 лет могут перемещаться:

  • по пешеходным зонам;
  • велопешеходным и велосипедным дорожкам;
  • пешеходным дорожкам;
  • тротуарам.

Начиная с 14 лет, когда велосипед из приспособления для прогулки превращается в транспортное средство, его владельцу разрешается ездить и в других местах. При этом появляется список правил, который предписано неукоснительно исполнять. Если один или несколько верхних пунктов из этого списка в дорожной обстановке отсутствуют, следует руководствоваться пунктом, расположенным ниже.

  1. По велосипедной полосе или дорожке, велопешеходной дорожке.
  2. По правому краю автодороги.
  3. По обочине.
  4. По тротуару, пешеходной дорожке.

Например, если велополоса или велопешеходная дорожка отсутствуют, необходимо перейти к п.2 и двигаться по правому краю проезжей части. Если и это невозможно (плотный автомобильный поток), нужно руководствоваться п.3, съехав на обочину.

Права велосипедистов

Несмотря на то, что велобайки относятся к ТС, их владельцы ограничены в правах, и сделано это в целях безопасности. Не все полосы дорожного полотна доступны для двухколесных машин, и даже в крайнем правом ряду им разрешается ехать только по краю дороги.

Зато велосипедисты имеют право передвигаться:

  • по обочине;
  • по велосипедным и велопешеходным дорожкам;
  • по тротуарам, при условии, что езда не мешает движению пешеходов.

Иначе придется вести байк за руль. В данной ситуации его владелец автоматически переходит в разряд пешеходов. Если он столкнется с автомобилем, перемещающимся по тротуару (а в отдельных случаях это допускается), то виноват не будет. А вот велосипедисту, сидящему за рулем, придется заплатить за ремонт авто, если его вина будет доказана.

Обязанности

Водитель двухколесного агрегата должен выполнять все требования к движению велосипедистов , изложенные в ПДД.

  • содержать ТС в технически исправном состоянии;
  • не создавать помех для движения транспорта;
  • пропускать на перекрестках пешеходов;
  • не мешать движению прохожих по тротуарам;
  • в условиях недостаточной видимости пользоваться световыми приборами;
  • перед поворотами показывать знаками изменение направления движения.

Основные правила движения

Для безопасной езды на велосипеде необходимо соблюдать правила дорожного движения, ведь этот транспорт способен развить приличную скорость — до 40 км/ч, а спортивный с набором передач — и того больше. Разогнавшись и потеряв контроль над ситуацией, можно и человека сбить, и в ДТП угодить. Поэтому нужно быть предельно осторожным.

Сигналы маневров

Двигаясь по проезжей части, любители велопрогулок должны предупреждать других участников движения о предстоящих маневрах. Перед поворотом налево (направо) необходимо отвести в сторону левую (правую) руку. Стоит заметить, что поворот налево, за исключением специально оговоренных в ПДД случаев, велосипедистам запрещен. В данной ситуации перед перекрестком нужно спуститься и перейти его в режиме пешехода, ведя своего «железного коня» за руль, а затем снова сесть на байк и продолжить следовать по намеченному маршруту. Перед торможением нужно вытянуть вверх правую или левую руку.

При езде в колонне применяется еще один сигнал. Он подается для тех, кто едет сзади. Опущенная вниз рука говорит о наличии ямы с той стороны, с которой опущена конечность. Согнутую в локте руку для подачи сигналов лучше не применять (они для водителей авто), чтобы не вводить в заблуждение едущих сзади.

Рядность движения и полосы

Дорожная разметка делается для автомобилей, поэтому велосипедистам разрешается ехать только по правой полосе ближе к обочине, чтобы не мешать другим ТС, скорость которых значительно выше. По скоростным автомагистралям велобайкерам перемещаться запрещено. Перестраиваться на другие полосы тоже нельзя. Исключение составляет разворот при отсутствии на дороге другого транспорта.

Если любители велопрогулок едут в колонне, они должны придерживаться специальных правил:

  • двигаться только в один ряд;
  • при ширине байков не более 0,75 м допускается 2-рядное движение;
  • большая колонна делится на группы по 10 байкеров или пар (при 2-рядном движении);
  • между группами выдерживается дистанция 80—100 м (для облегчения обгона).

Велобайкерам разрешен обгон других ТС, если маневр не мешает остальным участникам движения. Обгон совершается с левой стороны.

Поведение на светофоре

Велосипедисты, как и другие водители транспортных средств, должны внимательно следить за сигналами светофора и безукоснительно им следовать: останавливаться на красный, движение начинать, когда загорится зеленый. Но у них есть одно преимущество — переход в режим пешехода. Если этим грамотно пользоваться, можно сократить время стоянки на перекрестке. При езде по тротуару, приближаясь к перекрестку, нужно слезть с велосипеда.

Пересекать перекресток по пешеходному переходу на байке нельзя. Нужно вести его за руль. Закончив переход, можно снова оседлать «железного коня».

Если дорога имеет для движения только одну полосу, и нет трамвайных путей, велосипедисту разрешается поворот налево.

Пересечение перекрестков

Когда обстановка на перекрестке регулируется светофорами, все гораздо проще. Остается только внимательно следить за сигналами и правильно им следовать. На нерегулируемых перекрестках необходимо знать правила их проезда, которые опубликованы в ПДД. Сначала пропускают весь транспорт, движущийся по главной дороге. Если дороги на перекрестке равнозначные, при движении прямо предварительно пропускают транспорт, движущийся в поперечном направлении с правой стороны. При повороте налево (который в большинстве случаев велосипедистам запрещен) пропускают все ТС, движущиеся справа и прямо на встречном направлении.

Чтобы правила проезда перекрестка было проще запомнить, в водительской среде есть понятие «помеха справа». При движении прямо или налево необходимо пропустить весь транспорт, находящийся справа от велобайкера. Приближающийся по встречной полосе автомобиль, если водитель велосипеда решит повернуть перед ним налево, тоже станет «помехой справа», следовательно, его надо обязательно пропустить.

Получается, что самым легким на нерегулируемом перекрестке является поворот направо. Но для любителей велопрогулок и он не является простым, когда рядом находится автомобиль, также поворачивающий направо. В данной ситуации байк может оказаться в мертвой зоне, автомобилист его не заметит и начнет маневр, рискуя нанести травму сидящему за рулем велосипеда. То же самое может произойти, если водитель машины хочет выполнить правый поворот, а владелец велобайка едет рядом с ним прямо.

Проявлять внимание нужно и в других ситуациях. Даже будучи уверенным в своей правоте, перед началом маневра следует убедиться, что другие водители видят велосипедиста и знают, в каком направлении он начнет двигаться в следующий момент.

Перевозка детей

Люди семейные нередко пользуются двухколесным транспортом, чтобы отвезти ребенка в детский сад. При этом они задаются вопросом, запрещается ли перевозка детей на велосипеде . Малышей до 7 лет можно перевозить только при наличии специального кресла, которое крепится либо на раме, либо на багажнике. В первом случае ребенка при перевозке видно, и это огромный плюс, но на заднем сиденье малышам ездить гораздо удобнее. Детей старше 7 лет и взрослых пассажиров тоже можно перевозить, если это предусмотрено конструкцией велосипеда. Узнать об этом можно в руководстве по эксплуатации.

Поведение на пешеходных переходах

Здесь велобайкер может вести себя и как водитель, и как пешеход. В первом случае, при приближении к пешеходному переходу, он должен затормозить и беспрепятственно пропустить пешеходов через проезжую часть. Во втором случае, велосипед ведут за руль рядом с собой, двигаясь по переходу в одном потоке с пешеходами.

Световая маркировка велосипедов

Езда в темное время суток опасна, поэтому все байки должны оснащаться световыми маркерами. С обеих сторон каждого колеса устанавливаются световозвращающие элементы. Должны быть и фонари. Спереди — белого цвета, сзади — красного.

Наибольшую опасность езда без световых опознавательных знаков представляет осенью, когда снега еще нет. В такой ситуации водители автомобилей не видят велосипедиста, передвигающегося по краю проезжей части, пока он не попадает в луч фар. Когда такое происходит, у водителя авто остается слишком мало времени, чтобы среагировать, поэтому наибольшее число сбитых велобайкеров приходится именно на этот период.

Основные нарушения

Наиболее частым нарушением является езда на велосипеде по пешеходному переходу. Причем сами байкеры нарушением это не считают. Водители не обязаны пропускать на переходе велобайкеров, ведь это не пешеходы. Потому и сбивают машины их часто. В школьные каникулы от незнания этого нюанса страдает много детей. Могут пострадать и пешеходы, когда поток плотный, а скорость двухколесного средства большая.

Вторым наиболее часто встречающимся нарушением является езда по краю дороги во встречном направлении. Пешеходам это делать разрешено, если рядом нет тротуара. Но велосипедисты к ним не относятся, когда сидят в седле, хотя искренне верят, что в данном случае поступают правильно.

Менее часто встречаются и другие нарушения:

  • езда без рук;
  • перевозка детей и пассажиров на непредусмотренных для этого байках;
  • транспортировка негабаритного груза, когда багаж выступает за габариты велосипеда более полуметра по ширине;
  • езда по автомагистралям;
  • левый поворот при наличии двух и более полос для движения, а также трамвайных путей;
  • использование байка в качестве буксира.

Штрафы для велосипедистов

Примечательно, что в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) велосипед не относится к транспортным средствам, но есть специальная статья 12.29, посвященная нарушениям велобайкеров. Штраф в размере рублей налагается, если ПДД нарушены в трезвом состоянии, и от 100 до 1 500 рублей, если байкер находился в состоянии алкогольного опьянения.

Если водитель двухколесного транспорта передвигается в режиме пешехода, в отношении него действует другая статья КоАП — 12.30. В случае создания помехи для другого ТС, за нарушение налагается штраф в размере 1 тысячи рублей. При причинении вреда здоровью легкой и средней тяжести придется заплатить 1 500 рублей штрафа.

Видео

В этом видео показано, как два велосипедиста столкнулись лоб в лоб из-за своей невнимательности.

О правилах дорожного движения для велосипедистов.

Какие действуют ПДД для велосипедистов

Правила дорожного движения созданы не только для автолюбителей и пешеходов, но и для велосипедистов. Они должны соблюдать предписанные законодательством нормы для предупреждения ДТП и создания помех другим участникам движения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 () 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Рассмотрим, какие правила дорожного движения для велосипедистов действуют в России в 2020 году.

Какие произошли изменения

В 2020 году изменений в правилах для велосипедистов не произошло. Но Минтрансом РФ подготовлен законопроект, согласно которому будут внесены поправки в действующие нормативные акты.

Так, в России планируется выделить на дороге линию, предназначенную для движения велосипедистов. На этой полосе будет разрешено передвигаться со скоростью не более 20 км/ч. Начало и окончание велосипедной зоны будет обозначаться дорожными знаками.

Появятся и велопешеходные дорожки, по которым могут передвигаться велосипедисты и пешеходы. Они будут разделены на две стороны. Одна для велосипедов, другая – для пешеходов.

Также Минтранс предлагает:

  • запретить транспортным средствам останавливаться на велосипедных дорожках;
  • разрешить велосипедистам поворачивать в левую сторону на многополостной дороге;
  • разрешить сквозное движение в жилых зонах;
  • установить светофоры на велосипедных дорожках;
  • определить наказание для велосипедистов, создающих опасные ситуации на дороге и которые едут в наушниках.

Обязанности велосипедиста на проезжей части по ПДД

Рассмотрим основные обязанности велосипедистов:

  1. Велосипедист может ехать по велосипедной, велопешеходной дорожке, а также по обочине дороги, если первые два отсутствуют.
  2. Дети до 14 лет должны ехать только по специальным дорожкам или тротуару. Аналогичное правило распространяется на велосипедистов, которые перевозят детей до 7 лет.
  3. Через пешеходный переход велосипедист должен вручную перевозить велосипед и действовать, согласно правилам для пешеходов.
  4. По проезжей части велосипедисты должны двигаться только с правой стороны и в колонне. Не допускается передвижение в два ряда.
  5. Автомобили и пешеходы в приоритете.

Что запрещено делать велосипедистам:

  • ездить без рук (хотя бы одна рука должна быть на руле);
  • перевозить груз, ширина которого превышает 0,5 метров по бокам от велосипеда;
  • перевозить пассажиров на велосипеде, конструкция которого не позволяет этого делать;
  • перевозить детей без специального приспособления;
  • пересекать проезжую часть через пешеходный переход;
  • поворачивать налево или делать разворот на трамвайных путях или дорогах с несколькими полосами движения.

Требования

Езда на велосипеде кажется безобидным для людей и автомобилей занятием. Но согласиться с этим можно при условии, что ездок соблюдает все предписанные правила и требования.

Соблюдение требований снижает риск ДТП, связанных с нарушением ПДД. И если их игнорировать, то сотрудники правоохранительных органов вправе оштрафовать нарушителя.

К велосипедисту

Велосипедист обязан:

  • соблюдать правила дорожного движения;
  • уважительно относиться к другим участникам движения;
  • пропускать пешеходов и автомобили;
  • соблюдать скоростной режим.

Возраст

Управлять велосипедом можно в любом возрасте. Но до 14 лет запрещено ехать на проезжей части. Ребенок должен передвигаться только по специальным дорожкам или тротуару.

При этом ребенок должен ездить по тротуару аккуратно, не мешая прохожим. Ответственность за соблюдение этого правила возложена на родителей, которые обязаны научить своих детей правильной езде на велосипеде.

Состояние опьянения

В пункте 2.7 ПДД сказано, что запрещено управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. И велосипедистов это правило также касается.

Причем ответственность за езду в нетрезвом виде возлагается не только на самого велосипедиста, но и человека, который доверил ему управление собственным ТС.

Например, если вы дадите велосипед своему другу, который находится в алкогольном опьянении, то штраф придется заплатить и вам и ему.

Отношение к пешеходам

Согласно пункту 14.1 ПДД, велосипедист обязан пропустить пешеходов на нерегулируемых переходах. Он, как и водителя автомобилей, должен сбавить скорость перед переходом, затем пропустить людей и только после этого продолжать движение.

Что касается езды по тротуарам, то велосипедист должен ехать по боковой стороне, чтобы не мешать пешеходам. Если нужно обогнать людей, то подается звуковой сигнал клаксоном или голосом.

К велосипеду

Отдельные требования выдвигаются к велосипедам. Нужно обязательно проверить техническую исправность транспортного средства и его готовность к езде. И опять же, ответственность за данный момент возложена на велосипедиста.

При наличии неисправностей управлять велосипедом опасно для жизни. Что может произойти:

  • серьезная поломка велосипеда и последующее падение транспорта, что приведет к травме ездока;
  • поломка световых приборов приводит к тому, что велосипед становится незаметным для пешеходов и автомобилей;
  • при серьезных неисправностях повышается риск ДТП.

Сигналы поворота

При повороте велосипедист должен подать сигнал рукой, чтобы другие участники движения были готовы к маневрированию транспортного средства. Еще лучше, когда на велосипеде установлены специальные поворотники, которые виды даже в ночное время.

Согласно пункту 8.2 ПДД, сигнал поворота должен подаваться заблаговременно. Примерно за 10 метров нужно указать водителям, что планируется маневр.

Рекомендуется потренироваться подавать сигнал рукой на ровной поверхности, а перед поворотом избегать ям. Важно помнить, что рука должна быть вытянута ровно до поворота и возвращена на руль при выполнении маневра.

На каждом транспортном средстве должны быть установлены световые сигналы и фары, если управлять велосипедом планируется в темное время суток.

При этом правила указывают и на необходимость включения фар ближнего света в дневное время. Однако на велосипедах световые приборы встречаются редко.

Но это не значит, что можно избежать штрафа. Инспектор ГИБДД вправе наказать велосипедиста, на транспортном средстве которого не установлены фары.

Техническое состояние

Согласно пункту 2.3 ПДД, водитель обязан перед поездкой проверять техническую исправность транспортного средства. И это правило распространяется на велосипедистов. При наличии поломок, как было сказано выше, повышается риск ДТП.

Запрещено управлять велосипедом, у которого неисправна тормозная или рулевая система. Такой транспорт лучше оставить дома, чтобы не стать виновником ДТП и не пострадать самому.

Данное правило распространяется и на изменение конструктивных особенностей велосипеда. Например, многие удаляют тормозную систему, чтобы транспорт стал легче. Однако такое действие станет причиной наказания со стороны ГИБДД.

Где по ПДД остановка и стоянка запрещена, читайте здесь.

Основные правила движения

Ранее описанные правила движения для велосипедистов соблюдаются, к сожалению, не всегда. И самым частым нарушением является езда навстречу транспортным средствам. На втором месте – пересечение дороги на велосипеде.

Многие забывают, что на пешеходном переходе все становятся пешеходами, поэтому нужно сойти с транспорта и перевезти его руками.

Оба маневра очень опасны. И нарушение указанных правил часто приводит к гибели людей. Особенно страдают дети, которых родители не научили ПДД.

Поэтому каждый человек должен наизусть выучить правила, а родители обязаны обучить этому своих детей. При правильном поведении на дороге исключается ДТП по вине велосипедиста.

Итак, что нужно знать велосипедистам:

  1. Если в дороге есть выделенная для велосипедистов полоса, то ехать нужно только по ней. На обочине появляться в этом случае можно для перехода через дорогу.
  2. Если велодорожка отсутствует, то разрешена езда по правой стороне проезжей части. При этом рекомендуется ехать со скоростью не более 25 км/ч и контролировать ситуацию. Прослушивание музыки в наушниках может повлечь пропуск звукового сигнала от автомобиля, поэтому стоит отказаться от гаджета, чтобы сохранить себе жизнь.
  3. При езде на велосипеде в идеале нужно надевать специальный шлем. Особенно это касается детей. В случае столкновения с другим транспортным средством, голова останется целой. Главное, не экономить на обмундировании и покупать только качественную защиту.
  4. Исключены резкие маневры на проезжей части и пешеходной зоне. Любой поворот должен сопровождаться подачей сигнала для других водителей. Для этого вытягивается рука в сторону поворота. Важно помнить, что автомобили развивают скорость больше, чем велосипед, поэтому затормозить машине сложнее. И резкие маневры со стороны велосипедиста могут стать роковыми.
  5. Автомобили и пешеходы всегда в приоритете. Поэтому их нужно обязательно пропускать.
  6. Нельзя по проезжей части ехать в два ряда. Двигаться велосипедисты должны только колоннами.
  7. Повороты налево исключены (пока, до принятия поправок). Если нужно повернуть налево, то следует доехать до светофора или пешеходного перехода, сойти с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.
  8. В темное время суток ехать нужно с включенными фарами. В идеале, на велосипедисте должен быть надета светоотражающая одежда.

Важно не забывать про уважение на дороге. Велосипедисты должны соблюдать знаки, дорожные разметки и обязательно считаться с водителями автомобилей.

Только аккуратная езда, с соблюдением указанных правил сделает управление велосипедом безопасным для жизни.

Какое ожидает наказание за нарушение

Штрафуют велосипедистов намного реже, чем водителей автомобилей. Но административное наказание есть, и избежать его при серьезных нарушениях не получится.

Каждый участник дорожного движения обязан соблюдать ПДД, а также несет ответственность за свою и чужие жизни.

Штрафы для велосипедистов невелики. Так, за нарушение любого правила дорожного движения, согласно статье 12.29 КоАП (пункт 2), ожидает наказание в виде штрафа размером рублей.

Сюда относится техническая неисправность транспорта, отсутствие световых приборов, неправильное поведение на дороге и т.д.

Чуть больше придется заплатить за управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения. Согласно статье 12.29 КоАП (пункт 3) за езду в нетрезвом виде грозит штраф в размере до 1500 рублей.

Но есть и еще одна статья Кодекса, которая распространяется на велосипедистов. Она имеет номер 12.30 пункт 1 гласит, что за создание помех для других транспортных средств и пешеходов придется заплатить штраф в размере 1000 рублей. Например, если велосипедист движется не по крайней полосе, а по самой дороге, что препятствует движению автомобилей.

Пункт 2 этой же статьи указывает на действия велосипедиста, повлекшие за собой причинение вреда здоровью людей. При этом тяжесть – от легкой до средней. И за это придется заплатить штраф в размере 1500 рублей.

Не стоит забывать и про другие виды ответственности для водителей. Так, если велосипедист нарушил правила и причинил вред чужому имуществу (автомобилю), то придется оплатить расходы на ремонт.

Если же серьезно пострадали люди, то это уже уголовная ответственность. И через суд велосипедисту могут определить возмещение материального вреда и даже тюремное заключение.

Если правонарушение замечено за ребенком, то ответственность понесут родители. Поэтому следует внимательно относиться к езде на велосипеде и соблюдать все предписанные законодательством правила.

Перед управлением велосипедом следует изучить действующие правила дорожного движения. Они помогут выбрать правильную тактику поведения на дороге, избежать ДТП, травм и причинения вреда чужому имуществу.

И хотя многим велосипедистам удается избежать наказания, все же инспекторы ГИБДД не дремлют и в любой момент могут зафиксировать нарушение.

Какие бывают знаки в ПДД, смотрите на странице.

Про знак шипы в новых правилах ПДД с 1 июня 2020 узнайте из этой информации.

Видео: видео для ШКОЛ «Урок по ПДД для велосипедистов» май 2020

Каковы основные обязанности велосипедиста?

Велолюбители, при покупке транспорта, не задумываются об ответственности за неправильное вождение. Совершая движение по тротуару, следует придерживаться основных обязанностей, изложенных в законе. Многие велосипедисты считают, что правила можно вовсе не соблюдать, если рядом нет полиции. Однако такой подход опасен не только для здоровья пеших граждан, но и для самого веловладельца.

Обязанности велосипедистов

Обязанностей у велосипедистов не так много и запомнить их не составит труда.

Перечень обязанностей велосипедистов:

  • Велосипедисты обязаны следить за исправностью своего двухколесного средства и поддерживать его хорошее техническое состояние. Перед выездом на велосипеде стоит проверить исправность тормоза и звукового сигнала. Испорченные тормоза могут создать угрозу жизни всем участникам движения и самому велосипедисту, поэтому их нужно регулярно осматривать. Звук звонка на велосипеде является предупреждением для пешеходов, находящихся вблизи. При езде в ночное время, а также в период плохой видимости из-за погодных условий, велосипедисту необходимо включать освещение. Для этого впереди крепят фаровый источник, а сзади оснащают велосипед маячком и ярко-красным световозвращателем. В области передней и задней фары необходимо прикрепить фонари или оранжевые светоотражатели. Разрешается монтаж задних ярко-красных огней сбоку;
  • Велосипедисты обязаны держаться правой границы дороги и двигаться в одну шеренгу с остальными веловодителями. Предыдущие редакции правил дорожного движения обязывали велосипедистов держаться от обочины на расстоянии 1 м. В современных правилах такой пункт отсутствует. Чтобы обогнать другой велосипед, либо телегу, велосипедисту можно ненадолго отдалиться от правосторонней линии дороги. При объезде препятствия велосипедисту рекомендуется держаться на некотором расстоянии, чтобы не вызывать опасных ситуаций на дороге. Во время обгона или объезда велосипед должен находиться слева от другого транспорта;
  • Перед совершением какого-либо маневра, велосипедисты обязаны подать предупредительный знак, даже при отсутствии сзади него другого транспорта. До начала поворотного маневра или торможения велосипедист обязан сделать предупредительный жест при помощи руки. Такой жест необходимо подавать заблаговременно, чтобы двигающийся сзади водитель смог вовремя снизить скорость.

Правила дорожного движения предусматривают подачу велосипедистом 3 групп оповещений. Чтобы совершить правый поворот или перестроение, велосипедисту нужно вытянуть по направлению поворота либо правую, либо левую руку. Когда совершается левый поворот или перестроение, то велосипедисту необходимо вытянуть по направлению поворота согнутую под углом 90◦ правую или левую руку. Для торможения или резкого снижения скорости велосипедист должен поднять выпрямленную руку вверх.

Даже после поданного оповещения необходимо убедиться в безопасности маневра и только после этого продолжать управление.

Когда дорога оборудована велосипедной дорожкой, то велосипедисты обязаны двигаться исключительно по ней. Для оповещения велосипедиста или пешехода о наличии дорожки ставится специальный дорожный знак, на котором изображен белый велосипед на ярко-синем фоне. Если дорожный знак велосипедной дорожки гласит об ее окончании, то владельцу велосипедного средства нужно сойти на тротуар и везти велосипед рядом. Когда на велосипедной дорожке есть разрушения, крупный строительный мусор или другие препятствия, то велосипедист имеет право произвести объезд по дорожной проезжей части.

Если водители велосипедного средства двигаются большой колонной, то такое движение должно производиться однорядно по дороге. При этом велосипедисты должны разделиться на группы по 10 водителей. Промежуток между велосипедной группой должен быть не менее 80 м, чтобы водители автомобилей смогли беспрепятственно обогнать колонну по прямой.

Между группами существуют сигнальные жесты, которые предупреждают об опасности при управлении.

Начальный сигнал подает передний велосипедист, а затем все участники группы повторяют такой знак. Это предупреждение необходимо сделать заранее, чтобы задние группы смогли вовремя среагировать и передать сигнал другим участникам колонны.

Перед выездом на велосипедном средстве рекомендуется изучить все правила и знаки, которые регулируют дорожное движение. Тем велосипедистам, кто планирует ездить по проезжей части, а не только по тротуару, желательно знать элементарные обязанности и сигналы светофора.

Водителям велосипедов запрещается

Для водителей велосипедов существуют следующие запреты:

  • Совершать движение на велосипедном транспорте, отпустив руки в стороны. Руль велосипеда нужно держать обеими руками, но иногда допускается держаться его одной рукой. Отпускать руль и крутить педали при движении категорически запрещено. Такое халатное поведение велосипедистов может вызвать дорожное происшествие или навредить пешеходам на тротуаре;
  • Нельзя совершать передвижение по тротуару, пешеходной дорожке или обочине. Можно проехать по пешеходной дорожке на велосипедном средстве, если есть дорожный знак, разрешающий такое движение. Если велосипедисту пришлось ехать по стороне обочины, то запрещается ограничивать движение пешехода, идущего по ней, либо садящегося в общественный транспорт;
  • Категорически запрещается двигаться на велосипеде по автомагистрали. Скоростная дорога приспособлена только под движение автомобилей. Поэтому дорожные знаки запрещают движение другого транспорта и пешеходов;
  • Запрещается совершать поворот налево или разворот на дороге с трамвайными путями или имеющей несколько полос движения по одному направлению. В такой ситуации нужно найти дорожный знак, где обозначен пешеходный переход, сойти с велотранспорта и перейти с ним в качестве пешехода на противоположную полосу дороги;
  • Другим транспортным средствам нельзя брать велосипеды на буксир. По правилам разрешается сцепление велосипедов только с прицепом, остальные буксировочные маневры неправомерны;
  • Запрещается перевозка багажа, выступающего за размеры велосипеда на 500 см в ширину или в длину. Длинные и широкие предметы могут задеть проезжающие автомобили и нанести вред самому велосипедисту или другим участникам движения на проезжей части;
  • Велосипедисту запрещается перевозить на своем велосипеде людей, старше 7 лет. Детей можно брать с собой только при наличии специального сидения. Сажать на обод ребенка строго запрещается.

Ответственность за нарушение ПДД

При нарушении правил движения на велосипедах, водители велосипедных средств несут административную ответственность.

Она предусматривает следующие наказания за неправомерное поведение:

  • Предупреждение или штраф до 200 руб.;
  • Штраф от 300 до 500 руб. За движение на велосипеде в нетрезвом виде;
  • При создании помех на проезжей части взымается штраф 300 руб.;
  • При причинении легкого или тяжкого ущерба здоровью потерпевшему водителю или пешеходу, на веловодителя налагается штраф от 1000 до 1500 руб.

Ссылка на основную публикацию