Договора транспортной экспедиции: отличие от перевозки и образец

Образец договора транспортной экспедиции

Важная часть современной рыночной экономики – грузоперевозки. Услугами перевозчиков пользуются как юридические, так и физические лица. В некоторых случаях компании могут осуществлять перевозки при помощи собственных ресурсов.

Юридические лица, не имеющие таких возможностей, обращаются к экспедиторам. В связи с этим, необходимо дать ответ на вопросы: что такое договор транспортной экспедиции и договор перевозки (отличия и общие моменты этих документов), каковы обязанности экспедиторов, что будет, если нарушить их?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Различия между договорами

Перевозка и транспортная экспедиция – разные понятия. Под перевозкой подразумевается простая доставка груза из одного пункта в другой. При этом лицо, которому этот груз принадлежит, само занимается погрузкой груза, подбором подходящего транспортного средства, составлением маршрута и всеми другими нюансами, связанными с этой сферой.

Поскольку не всегда подобное удается реализовать самостоятельно, на рынке действует большое количество логистических компаний, которые предоставляют услуги транспортной экспедиции.

Если юридическое лицо обратится в одну из таких фирм, ее сотрудники сами подготовят транспорт, погрузят груз, определят подходящий маршрут.

То есть, компания, обладающая грузом, освобождается от всех действий, которые необходимо выполнить до и после перевозки. В каждом из этих случаев нужно заключать специальный договор. Между договорами экспедиции и перевозки есть несколько существенных различий. Так, можно выделить следующие отличия:

  1. Действия, связанные с транспортировкой, в законодательстве обозначаются перевозкой. Все другие процедуры относятся к понятию «транспортная экспедиция».
  2. Первый документ (перевозка) начинает действовать только после получения груза. Вторая бумага действует с момента подписания.
  3. В случае с перевозкой, в подписании договора принимают участие два лица, в случае с транспортной экспедицией – три.

Это все существенные различия между этими документами. Специалисты обращают внимание на взаимосвязь между договорами. В обоих случаях главной целью заключения документа является доставка груза в конкретный пункт. Разница заключается в объеме работ, которые должен выполнить посредник.

Особенности

Договору транспортной экспедиции посвящена ст. 801 ГК РФ. В соответствии с ней, сторонами отношений, возникающих после подписания документа, являются:

  • заказчик (лицо, получающее груз, или отправляющее его);
  • экспедитор (сторона, ответственная за действия, связанные с перемещением груза).

Заказчиком может выступать как физическое, так и юридическое лицо. В то же время, экспедиторской деятельностью могут заниматься только компании (то есть, юридические лица).

Важно! В договоре можно прописать обязанности экспедитора, пункт отправки и доставки, другие нюансы.

Бумага составляется только в письменной форме. Поскольку в некоторых случаях экспедитор может представлять интересы заказчика, к ней может прилагаться поручение. По договорам транспортной экспедиции предусматривается перевозка груза, экспедитор выступает посредником. Третье лицо (непосредственный перевозчик) – исполнителем.

Сроки

Стороны сами определяют порядок оплаты в заключенных договорах. В документе необходимо прописать, какой именно размер вознаграждения, и когда оно будет выплачено. К примеру, можно прописать условие о предоставлении средств на протяжении пяти календарных дней после получения от экспедитора документов, свидетельствующих о сумме расходов.

Также рекомендуется прописать возможность компенсации непредвиденных расходов. Способ передачи средств также регулируется сторонами. Деньги можно передать лично либо перевести на счет экспедитора. Все эти нюансы необходимо упомянуть в документе.

Договором регулируются права и обязанности сторон, а также перечень услуг, предоставляемых экспедитором. В этой части необходимо прописать все работы, которые будет выполнять посредник, с условием возможности проверки качества их выполнения. Важная часть документа – порядок отправки и приема груза.

Структура

Договор транспортной экспедиции состоит из нескольких информационных блоков. В первую очередь прописываются полные названия всех участников сделки. Далее рекомендуется придерживаться следующей структуры:

  1. Прописать предмет документа.
  2. Определить срок его действия.
  3. Указать, какие имеет права каждая из сторон, и какие на них возложены обязанности.
  4. Если к бумаге прилагается поручение, указать на это.
  5. Прописать порядок передачи груза.
  6. Установить вознаграждение, которое будет получено экспедитором.
  7. Определить ответственность сторон за нарушение условий.
  8. Указать на возможность расторжения документа.
  9. Нелишним будет прописать механизм разрешения возникающих споров, порядок действий в случае наступления чрезвычайных обстоятельств.

Важно! Следует заранее урегулировать все нюансы, связанные с выполнением транспортировки груза.

В конце документа составляются полные реквизиты обоих компаний (ИИН, расчетные счета и т. д.), проставляется дата и подпись. Если к документу прикрепляются дополнительные бумаги, в нем должны быть указания на них.

Обязанности экспедитора

Непосредственные обязанности экспедитора могут определяться договором, который он заключает с заказчиком. Между тем, полный спектр услуг несколько ограничен. Посредник может:

  1. Осуществлять прохождение груза через таможню.
  2. Оформлять документы от имени заказчика.
  3. Сопровождать груз, проверять его количество/состояние, оснащать его бирками, наносить маркировку.
  4. Заключать контракты с перевозчиками, действуя от имени своего клиента.
  5. Вносить провозные сборы.

Экспедитор может одновременно выступать в качестве перевозчика.

Российское законодательство не запрещает смешивание этих двух бумаг. На посредника возлагается обязанность доставить предметы в целостности и сохранности в означенное время.

Последствия нарушений

Стороны вправе прописать штрафные санкции, которые вступят в силу при нарушении условий документа одной из сторон. При потере груза или нанесения ему повреждений, экспедитор обязуется возместить ущерб. Если груз был поврежден по вине перевозчика, экспедитор отвечает перед заказчиком в той же мере, в какой отвечает перевозчик перед экспедитором.

В бумаге также можно прописать порядок разбирательств. Нелишним будет, к примеру, указать на возможность досудебного разбирательства. Для этого необходимо прописать порядок подачи письменной претензии.

Заключение

Таким образом, за транспортировку груза могут отвечать как экспедиторы, так и перевозчики. В чем разница между этими понятиями? Перевозчик только доставляет груз, а экспедитор отвечает за все нюансы, которые связаны с доставкой (выбор маршрута, авто, погрузка и разгрузка). В любом случае перед транспортировкой заключается договор, в котором следует прописать все нюансы предстоящей операции.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


Перевозка и транспортная экспедиция. Особенности и отличия

источник картинки: buhgalteria.ru

Совершенно любой объект может превратиться в груз. Для этого достаточно, чтобы появилась потребность в его перемещении с использованием любого вида транспорта. При этом участниками процесса становятся не меньше трех субъектов: отправитель, перевозчик и получатель.

Во многих случаях отправитель и получатель могут являться одним лицом. Фактически возможна ситуация, при которой оно же является и перевозчиком, но ее мы рассматривать в данном случае не будем, так как при такой ситуации исключается сам факт договорных отношений между сторонами.

Грузом может выступать и человек. Он в таком случае называется пассажиром и выступает в качестве полноценного и самостоятельного участника транспортного процесса.

Группа SteamTrend оказывает транспортные и экспедиционные услуги. Далее мы расскажем об этих понятиях и о том, чем они друг от друга отличаются.

Заказать перевозку Узнать стоимость

Что такое перевозка?

Достаточно представить ситуацию, при которой конкретное лицо обращается к перевозчику с предложением осуществить на возмездной основе перевозку определенного груза из одной точки в другую, причем владелец груза берет на себя все обязательства по организации загрузки и выгрузки транспортного средства. В результате водитель просто доставляет товар между двумя точками, обеспечивая исключительно его сохранность. Если посмотреть на данный процесс с юридической стороны, то он признается перевозкой, регламентируемой Гражданским кодексом РФ, в частности главой 40 документа (эту главу можно найти в разделе “Полезные документы”).

Между сторонами оформляется договор транспортной перевозки (смотрите образец такого договора в разделе “Полезные документы” , отражающий данные по используемого транспорту, точках отправки и получения, сроках оказания услуги, ее стоимости и основных параметрах. Заказчик в свою очередь принимает на себя обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме и установленном порядке. Вместе с договором составляется транспортная накладная , выступающая сопроводительным документом для перевозимого груза, и являющаяся документом отчетности. Бланк транспортной накладной вы можете посмотреть тут.

При организации пассажирских перевозок основных документом выступают билет и багажная квитанция, если человек сдал личные вещи в багаж. Выдача билетов осуществляется исключительно уполномоченным на это лицом.

Договор перевозки груза не может существовать без транспортной накладной, исключение составляют только ситуации, при которых владелец груза для перевозки применяет собственный автотранспорт. В таком случае подтверждающим транспортировку фактом будет являться путевой лист водителя машины.

Фиксация исполнения перевозки осуществляется в транспортной накладной, составлением акта выполненных работ и выставлением счета-фактуры.

источник картинки: cfin.ru

Что такое транспортная экспедиция?

В современных условиях получили распространение так называемые сопутствующие услуги, оказываемые совместно с доставкой груза. В результате третья сторона принимает на себя ответственность за подбор транспорта, построение маршрута следования, оформление документов и так далее. Соответственно заказчик освобождается от целого пласта работы. Подобная организация процесса носит название транспортной экспедиции. Ее регламентация осуществляется главой 41 Гражданского кодекса (скачать её вы можете здесь) . Необходимо отметить, что предоставлением экспедиционных услуг могут исключительно юридические лица, в то время как ограничений по потребителям услуг не устанавливается.

Отношения между экспедитором и заказчиком услуги закрепляются соответствующим договором, при этом перед экспедиторской компанией стоит следующий перечень задач:

  • Подбор транспортного средства и оптимального маршрута движения, оптимально отвечающих характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг при перевозке грузов.
  • Организация погрузочно-разгрузочных работ, сопровождение груза, складское хранение.
  • Оформление документации, уплата таможенных пошлин, страхование груза.

Зачастую заказчик оформляет на экспедитора доверенность, предоставляя последнему возможность самостоятельно решать широкий перечень вопросов, не беспокоя каждый раз клиента необходимостью личного присутствия. При такой схеме взаимодействия перевозчик выступает агентом, а сам договор экспедирования оказывается посредническим.

Необходимо учитывать, что между договором перевозки и транспортной экспедиции есть существенная разница. Первый предполагает исключительно перемещение груза, а второй еще и широкий перечень сопутствующих услуг. Соответственно он имеет более широкий смысл. В случае, если экспедитор и перевозчик представлены в одном лице, то заключаемый договор признается смешанным.

Отметим, что оказание сопутствующих услуг возможно и в рамках договора перевозки, но при этом данная опция должна прописываться в договоре между участниками отдельными пунктами.

В свою очередь экспедитор имеет возможность привлекать к выполнению работ третью сторону, призванную обеспечить исполнение отдельных операций, к примеру, нанимать сторонний автотранспорт.

Договор экспедиции существует совместно с несколькими другими документами:

  • Поручение экспедитору. Представляет собой свод услуг, оказываемые клиенту по договору и их основные условия.
  • Экспедиторская расписка. Документ-подтверждение, выдаваемый при получении груза от получателя;
  • Складская расписка. Документ-подтверждение временного приема груза для хранения на складских площадях.

Фактом исполнения работ выступает акт выполненных работ или отчет, предоставляемый исполнителем услуги заказчику. При этом требование оформления соответствующего документа носит рекомендательный характер, так как законодательно не прописывается в качестве обязательного. Тем не менее, наличие подобных подтверждений важный элемент ведения отчетности, в том числе при взаимодействии с налоговыми органами.

Отчет экспедитора представляет собой документ, выступающий подтверждением факта исполнения экспедиторской компанией взятых на себя обязательств перед клиентом. В отчете отражаются сведения по фактическим затратам в рамках выполнения договора и сумме получаемого вознаграждения. Приложением к отчету выступают транспортная накладная, счета-фактуры, различные первичные документы, оформлявшиеся в процессе.

В случаях, когда для организации перевозки привлекаются дополнительные участники, наличие в отчете транспортной накладной не является обязательным, но желательным.

источник картинки: ТК Чароит

Виды экспедиционных договоров

Существует несколько вариантов договоров экспедирования, от вида которого зависит перечень оказываемых услуг и ответственность сторон. Наибольшее распространение получили следующие варианты:

  • Договор поручения. Предполагает наличие у экспедитора доверенности от заказчика при сохранении ответственности на заказчике услуги. От него требуется не только провести компенсацию всех расходов, случившихся в процессе оказания услуги, но и провести выплату соответствующего вознаграждения.
  • Договор комиссии. Данная схема предусматривает действия экспедирующей компании от своего имени, но с перевыставлением всех счетов на заказчика. Он же проводит и выплату вознаграждения за выполненный объем работ. С учетом личной ответственности экспедирования выдача доверенностей не предусматривается.
  • Агентский договор. Данный вид договора предусматривает возможность действий самостоятельно, либо от лица заказчика при наличии соответствующей доверенности. Допускается даже схема, при которой часть услуг ведется от имени экспедитора, а часть от лица заказчика услуги.

Указанные выше особенности позволяют рассматривать услуги транспортно-экспедиторского характера в качестве самостоятельного направления деятельности, при котором компания-экспедитор обладает возможностью заключения договоров оказания услуг. В таком случае в комплекс предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой товара, захватывая еще и весь комплекс сопутствующих услуг. При такой схеме экспедитор получает возможность оставить в секрете от заказчика все расходы, понесенные в процессе взаимодействия со сторонними участниками процесса, привлеченными к работе.

Все финансовые расчеты клиента – заказчика услуги, осуществляются только с экспедитором, прописанном в договоре, в то время как последний уже рассчитывается с третьими лицами. Подобная схема предполагает сохранение экспедирующей стороной тайны собственных доходов и перечня партнером, с которым организуется взаимодействие.

В свою очередь в ситуациях, когда в процессе оказания услуги пришлось столкнуться с дополнительными финансовыми расходами, носящими непредвиденный характер, и не прописанными в договоре, обязанность их оплаты ложится на непосредственного исполнителя.

В свою очередь в случае, если по вине привлеченных участников процесса качество оказанной услуги оказалось ниже заявленного, претензии со стороны заказчика могут быть предъявлены исключительно экспедитору, как ответственному лицу по договору. Он в свою очередь на основании собственных договоров с привлеченными участниками процесса предъявляем им свои претензии.

статья подготовлена при участии отдела логистики и отдела делопроизводства SteamTrend.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы

Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить. Подробнее о таком договоре — в статье «Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов».

К таким услугам могут относиться:

  • определение схемы транспортировки груза;
  • подписание соглашения о перевозке груза;
  • отправление и погрузка груза, временное хранение;
  • оформление таможенных деклараций и др.

Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):

  • гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
  • законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, принятыми постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

В договоре перевозки участвуют 2 стороны: грузоотправитель/пассажир и перевозчик. В обязанности последнего входит возмездное осуществление транспортировки имущества (груза) или физического лица из пункта А в пункт Б.

Общие положения договора перевозки определяются гл. 40 ГК РФ, а также специальными актами в зависимости от типа транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), Уставом автотранспорта и городского наземного электрического транспорта и др.

Подробнее о перевозке имущества рассказывается в статье «Договор перевозки груза — существенные условия, образец».

Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки

В рамках ГК РФ договор ТЭ и договор перевозки представляют собой два самостоятельных соглашения.

Вместе с тем в правовой доктрине существует точка зрения, согласно которой договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.

При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл. 41 ГК РФ и специальными НПА.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.

Различия ТЭ и перевозки также проявляются:

  • в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
  • документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
  • ответственности экспедитора и перевозчика.

Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.

В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:

  • на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
  • от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
  • частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор).

Ответственность экспедитора и перевозчика

Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст. 796 ГК РФ):

  • цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
  • суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
  • суммы объявленной стоимости имущества при его потере.

Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:

  • В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления экспедиторских услуг. Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.
  • В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного имущества.

ВАЖНО! Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ).

Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки

Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:

  • поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
  • расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
  • складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.

Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23.

Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «Образец заполнения экспедиторской расписки».

Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.

В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств.

Отличие договора фрахтования от договора перевозки

Договор фрахтования (чартер) представляет собой вид договора перевозки. Основным его отличием является предоставление перевозчиком (фрахтовщиком) клиенту (фрахтователю) для перемещения груза или пассажиров все транспортное средство или его некоторые части — кабины и т.д. (ст. 787 ГК РФ).

Необходимыми условиями договора фрахтования обычно являются (ст. 120 КТМ РФ, ч. 2 ст. 127 Устава автомобильного транспорта):

  • названия сторон;
  • наименование транспортного средства;
  • сведения о перевозимом имуществе;
  • места погрузки и доставки имущества;
  • размер вознаграждения фрахтовщика;
  • конкретный или неопределенный круг перевозимых пассажиров;
  • срок осуществления транспортировки;
  • правила допуска пассажиров на транспорт;
  • другие сведения.

Фрахтователь может сам использовать предоставленный ему транспорт или после получения одобрения от перевозчика передать свои права иным лицам, что влечет распределение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст. 121 КТМ РФ).

Подробнее о договоре фрахтования рассказывается в статье «Договор фрахтования транспортного средства (образец)».

Таким образом, договор транспортной экспедиции и договор перевозки являются не зависимыми друг от друга соглашениями, чьи различия проявляются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также документах, подтверждающих заключение данных договоров.

Ссылка на основную публикацию