Методика расчета выплат по ОСАГО — статьи закона и факторы, влияющие на сумму
Автомобилисты, которые уже сталкивался с получением компенсации от страховой фирмы, знают, что особенно остро стоит вопрос расчета суммы компенсации. В этой статье вы узнаете, как посчитать выплату по ОСАГО после ДТП.
Нормативные документы, регулирующие размер выплат по ОСАГО
В России посчитать выплату по ОСАГО как правило можно на основании нормативных документов:
Параметры, от которых будет зависеть итоговая сумма компенсации по ОСАГО
В страховой фирме в случае определения суммы компенсации учитываются следующие моменты:
- Степень износа. При проведении ремонтных работ, при замене запасных частей будет вычтена стоимость износа тех или иных деталей.
- Расчетом компенсации всегда занимаются оценочные фирмы. Когда автовладельца не устраивает сумма компенсации по оценке эксперта, нужно отксерокопировать оценочное заключение, а затем обратиться в другую фирму для независимой экспертизы после ДТП, чтобы снова рассчитать выплату по ОСАГО после оценки состояния автомобиля после ДТП.
На расчёт стоимости компенсации всегда оказывают влияние следующие факторы:
- номера деталей, либо название материала;
- экономический регион;
- дата, когда произошло дорожно-транспортное происшествие;
- причина появления повреждения на автомобиле;
- марка автомобиля, пострадавшего при ДТП.
В процессе расчета необходимо опираться на унифицированный справочник Российского союза автостраховщиков. Искажение результатов подсчета могут возникнуть, если есть изменения в пункте названия детали и материала. Невозможно поменять только дату произошедшего ДТП, так как она прописана во всех документах ГИБДД.
Оценщики в процессе работы составляют два документа: акт оценки транспортного средства и калькуляцию, содержащую рыночную оценку стоимости нанесенного вреда. Два этих документа неразрывно связаны между собой. Данные, указанные в акте осмотра являются расчетными показателями для калькуляции. Акт осмотра отражает следующие моменты:
- модель автомобиля, данные о его выпуске, государственный номер;
- данные о собственнике автомобиля;
- данные о повреждениях, которые были нанесены автомобилю при ДТП;
- необходимые ремонтные работы.
Часто эксперты указывают в акте осмотра транспортного средства только видимые повреждения автомобиля, а скрытые не учитывают.
Калькуляция составляется с учетом данных, полученных в результате осмотра транспортного средства. В ней указываются следующие моменты:
- вид ремонта;
- нормо-часы, необходимые для проведения всех ремонтных работ;
- расчет износа деталей транспортного средства;
- итоговый показатель стоимости.
Единая методика расчета ущерба по ОСАГО
В 2014 году начала работать Единая методика ОСАГО, разработкой которой занимался Российский союз автостраховщиков. Данная методика является стандартом для расчёта компенсационных выплат по ОСАГО. Она является обязательной в рамках действия ОСАГО для оценщиков, экспертов, страховых компаний. Ранее методика расчёта компенсационных выплат существовала в нескольких вариантах, эксперты и оценщики могли использовать одну из них на выбор, из-за чего возникало множество противоречий. С появлением Единой методики многое изменилось. Теперь все эксперты страховых компаний знают, как рассчитывается выплата по ОСАГО по новым правилам.
Единая методика расчёта ущерба по ОСАГО регламентирует:
- процедуру установления наличия, а также происхождения повреждений автомобиля;
- порядок расчета износа запчастей, подлежащих замене после ДТП;
- порядок расчета затрат на материалы, запчасти, а также на оплату работ по ремонту и восстановлению повреждённого автомобиля;
- процесс расчета годных остатков в тех случаях, когда машина не подлежит восстановлению;
- порядок ведения и формирования справочников средней стоимости материалов и расходных материалов, а также количества нормо-часов;
- требования к проведению фотографирования автомобиля, поврежденного в результате ДТП.
С 2014 года, с момента появления Единой методики расчета эксперты обязаны проводить оценку расчета стоимости поврежденного автомобиля, опираясь на данные единой базы цен РСА. Но в единой базе цен данные есть только по распространённым маркам автомобилей. Если марки автомобиля пострадавшего в ДТП в единой базе нет, то расчет производится по одной из старых методик.
Вопрос разницы между стоимостью ремонта, рассчитанной при помощи данной методики, и реальной суммой, которую тратит на ремонт автовладелец, так и остался открытым. Это касается ремонта дорогостоящих автомобилей, когда эксперты страховых фирм занижают стоимость их ремонта. Единая методика расчета так и не разрешила эту проблему.
С введением Единой методики ОСАГО процент износа снижен с 80 до 50 процентов. Обновление базы цен Российского союза автостраховщиков происходит один раз за в полгода. Это отдаляет реальную стоимость ремонта автомобиля от стоимости, рассчитанной по указанной методике.