ЗА БАРАНКОЙ
Популярные публикации
Последние комментарии
Как сэкономить на ОСАГО. Шесть простых советов
Собираетесь застраховать свой автомобиль? А знаете ли вы, что при покупке полиса “автогражданки” можно очень здорово сэкономить, если быть в курсе маленьких хитростей.
Не секрет, что стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности постоянно растет. Некоторые вообще считают, что ОСАГО превратилось в своеобразный налог на автомобилистов, и лучше было бы его отменить…
Призываем всех водителей: не поддавайтесь панике! Во-первых, вместе с увеличением базового тарифа на ОСАГО выросла и граница выплат. С 1 апреля 2014 года максимальная компенсация за ремонт автомобиля составляет 400 000 рублей, и их могут получить все участники ДТП (кроме виновника).
Впрочем, самое главное – то, что ОСАГО худо-бедно работает и защищает автовладельцев от дорожных разборок в стиле 90-х. А еще при покупке ОСАГО можно сэкономить, если следовать некоторым правилам, и сегодня мы расскажем, как это сделать.
1. Найти хорошую страховую компанию
Базовая ставка ОСАГО в настоящее время составляет 3432-4118 рублей, и, кажется, что стоимость страховки четко зафиксирована. Но на самом деле это не совсем так, поскольку выше видно, что правительством назначена не конкретная величина ставки, а небольшой тарифный коридор, в пределах которого устанавливается базовая величина. И она может меняться от страховой компании. Поэтому к выбору страховщика нужно подойти ответственно. Возможно, таким образом вы не выиграете очень много, но какую-то сумму всё же можно сэкономить. Однако базовая ставка – это далеко не все. Гораздо больше на финальную цену полиса влияют различные коэффициенты. Поэтому мы рекомендуем также…
2. Выбрать правильный автомобиль
Поскольку мы сейчас говорим об экономии на ОСАГО, то под “правильным” автомобилем мы подразумеваем не машину какой-то конкретной марки, а транспортное средство с мотором определенной мощности. Чем она меньше – тем дешевле будет для вас стоимость страховки. Например, коэффициент 1 будет применяться в том случае, если ваша машина оснащена двигателем мощностью от 50 до 70 л.с. Если мотор выдает от 70 до 100 л.с., коэффициент будет уже 1,1, от 100 до 120 л.с. – коэффициент 1,2, от 120 до 150 л.с. – коэффициент 1,4. А если у вас автомобиль с двигателем мощнее 150 л.с., то коэффициент уже составит 1,6.
Зато если у вас маломощное транспортное средство, развивающее менее 50 л.с., то коэффициент составит лишь 0,6. Правда, признаемся честно, этот пункт касается в основном старых автомобилей.
Тем не менее, ситуация ясна: владельцы малолитражек платят меньше за страховку, обладатели мощных авто – больше. Очевиден и вывод: если вы не хотите переплачивать за ОСАГО, возможно, имеет смысл поменять транспортное средство на другое, менее мощное?
3. Ездить аккуратно
Самый известный способ сэкономить на ОСАГО – не попадать в аварии. Каждый водитель, который впервые покупает полис, получает коэффициент 1. Это – так называемый коэффициент “бонус-малус”, который определяется в зависимости от того, попадал ли водитель в ДТП за отчетный страховой период, или нет. Если водитель проездил год без ДТП, его коэффициент постепенно уменьшается. Причем таким нехитрым образом реально снизить стоимость полиса ОСАГО на целых 50%! Правда, для этого водителю придется “откатать” без аварий не меньше 10 лет.
И все же, за счет коэффициента “бонус-малус” можно и нужно экономить на стоимости ОСАГО. Правда, чтобы эта скидка эффективно работала, важно знать особенность, которую мы поясним ниже.
4. Грамотно вписывать водителей в полис
Ваш автомобиль постоянно используется большим количеством человек, вы никогда не знаете, кто сядет за руль, или вы часто пользуетесь услугой “трезвый водитель”? Тогда имеет смысл оформить “неограниченное” ОСАГО. Во всех остальных случаях лучше перечислить лиц, допущенных к управлению транспортным средством. То есть, вписать их в ОСАГО.
Почему? Все очень просто. Если у вас “ограниченное” ОСАГО (т.е. к управлению допущены определенные лица), то коэффициент “бонус-малус” будет привязываться к конкретным людям. При смене транспортного средства он сохранится, а если водитель попадет в аварию, то на следующий год он будет применяться только к нему, а не вообще ко всем людям, вписанным в полис.
А вот если вы выберете “неограниченное” ОСАГО, то скидку за безаварийную езду получит только собственник автомобиля. Более того, сама страховка будет также привязана к машине. И если на ней попадут в аварию, то для собственника это автоматически будет означать повышенный коэффициент. Поэтому стоит сразу определиться – так ли вам нужна страховка без ограничений?
Решили, что нет? Тогда смотрите внимательно, кого вы вписываете в свой полис. Дороже всего полис ОСАГО будет обходиться для водителей возрастом до 22 лет и со стажем до 3 лет – им автоматом будет присвоен коэффициент 1,8. Опытным водителям возрастом старше 22 лет и со стажем более 3 лет, наоборот, будет присвоен коэффициент 1. Таким образом, дополнительно на ОСАГО можно сэкономить в том случае, если к управлению будет допущен ограниченный круг лиц возрастом старше 22 лет, с хорошим опытом вождения, и не попадавших ранее в ДТП.
5. Выбрать прописку
Удивлены такому совету? Но на самом деле он имеет прямое отношение к стоимости ОСАГО! Знаете ли вы, что помимо прочего в отношении водителей действует так называемый “территориальный коэффициент”, который зависит от места преимущественного использования транспортного средства? Например, выше всего он в Москве – 2. А вот, скажем, в Бурятии (за исключением Улан-Удэ), Крыму, Чеченской республике и Тыве коэффициент составляет лишь 0,6.
Конечно же, это не означает, что ОСАГО в российской столице стоит в два раза дороже, чем, скажем, в Симферополе. И все же жители определенных регионов могут сэкономить на полисе автогражданки именно за счет более низкого территориального коэффициента. Кстати, зачастую в регионах еще и ниже транспортный налог. Поэтому если вы прописаны в провинции, подобные платежи будут для вас ниже. Ездить на машине при этом, разумеется, можно где угодно – в том числе и в Москве.
6. Соблюдать правила страхования
Наконец, еще один простой совет – это придерживаться заключенного договора ОСАГО. Это значит, что данные, которые вы сообщаете страховщику, должны быть достоверными, а в случае наступления страхового случая (то есть аварии) необходимо чётко и правдиво сообщать все обстоятельства произошедшего. Ну, и, конечно, самостоятельно провоцировать ДТП, чтобы получить выплату, в России запрещено так же, как и в других странах мира.
Если один из пунктов выше не соблюден, это будет считаться грубым нарушением правил страхования. В этом случае провинившемуся страхователю дополнительно начисляется повышающий коэффициент 1,5, что означает автоматическое удорожание полиса ОСАГО в будущем.
Таким образом, сэкономить на ОСАГО вполне реально, если соблюдать определенные правила. Возможно, они не всегда и во всем справедливы, но, тем не менее, в настоящее время они работают. Задача водителя – знать о них и грамотно ими пользоваться. А также поделиться этой информацией с друзьями и родственниками, чтобы они также могли получить свою скидку при покупке страхового полиса.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
У кого самое дешевое ОСАГО?
Благодаря изменению методики расчета стоимости ОСАГО впервые за время существования «автогражданки» появилась возможность рыночной конкуренции между страховщиками. По задумке специалистов Центробанка, введение тарифного коридора должно было мотивировать страховые компании на борьбу за клиентов.
С момента изменения порядка определения цены «автогражданки» прошло более полугода, то есть у автостраховщиков было достаточно времени для применения новой возможности на практике. Следовательно, базовые тарифы, используемые конкретной компанией, вряд ли будут изменены в ближайшее время.
Стоит отметить, что на данный момент у автостраховщиков есть возможность устанавливать индивидуальную ставку базового тарифа в отдельных населенных пунктах или регионах, чем они активно пользуются. Как правило, информация о базовой ставке по ОСАГО в конкретном городе размещена на сайте страховой компании. Эти сведения можно использовать для проведения небольшого сравнительного анализа предложений ведущих игроков страхового рынка. Итак, кто из страховщиков готов продать обязательную автостраховку по минимальной цене?
Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.
Выберите тип ТС
Цена «автогражданки» в крупных городах
Нужно сразу оговориться, что при составлении таблицы принимались в расчет лишь компании, входящие в десятку лидеров рынка по объему собранной страховой премии. Ведущие страховщики, имеющие разветвленную сеть филиалов и отделений, лучше видят полную картину происходящего. Следовательно, можно предположить, что именно их тарифная политика точнее отражает реалии отечественного рынка обязательного автострахования. К сожалению, не удалось получить сведения относительно размера базовых ставок, используемых компаниями «УралСиб» и «Согласие», поэтому данные организации не были включены в таблицу.
Таблица 1. Базовые ставки в крупных российских городах*.
№ | Название компании |
Москва | Петербург | Самара | Ростов | Челябинск | Владивосток |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Росгосстрах | 4 118 | 4 118 | 3 432 | 3 432 | 3 535 | 3 551 | |
РЕСО | 3 604 | 3 604 | 4 118 | 4 118 | 4 118 | 3 775 | |
ВСК | 4 118 | 4 118 | 4 118 | 4 118 | 4 118 | 4 118 | |
Ингосстрах | 3 432 | 4 118 | 4 118 | 4 118 | 3 912 | 4 118 | |
Альфа- Страхование |
3 432 | 4 118 | 3 432 | 4 118 | 4 118 | 3 432 | |
СОГАЗ | 4 118 | 4 118 | 4 118 | 4 118 | 4 118 | 4 118 | |
МАКС | 3 432 | 3 432 | 4 118 | 4 118 | 4 118 | 3 432 | |
Ренессанс | 4 118 | 4 118 | 4 118 | 4 118 | 4 118 | 4 118 |
* – для легкового автотранспорта частных лиц.
Как следует из Таблицы 1, сразу три крупных автостраховщика установили максимальное значение базовой ставки. Вероятно, такая тарифная политика продиктована негативной статистикой убыточности этих компаний по договорам ОСАГО. Хотя в случае с фирмой «СОГАЗ» высокий тариф, скорее всего, объясняется желанием страховщика с весомым портфелем корпоративных клиентов снизить число клиентов-частников.
Столичные расценки
Три компании из числа лидеров страхового рынка установили для московских автомобилистов минимально допустимую стоимость ОСАГО . Вполне возможно, что в этом случае дело вовсе не в статистике убыточности. И «Ингосстрах», и «МАКС», и «АльфаСтрахование» активно работают на столичном рынке добровольного страхования транспорта, потому низкие расценки на «автогражданку» могут быть частью стратегии увеличения продаж полисов КАСКО. Помимо упомянутых автостраховщиков лишь одна компания готова оформить договор ОСАГО за сумму ниже максимально возможной. Вот только андеррайтеры «РЕСО-Гарантии» не стали снижать планку до минимальной отметки. Страховщик установил тариф 3 604 рубля для столичных автомобилистов.
Цены в Северной столице
Почти крупнейшие игроки страхового рынка установили для питерских автомобилистов самый высокий базовый тариф. Лишь компании «МАКС» и «РЕСО-Гарантия» предлагают обязательную автостраховку дешевле других крупных организаций. Первая фирма использует при расчете ОСАГО минимальную ставку базового тарифа. Андеррайтеры второй компании установили для жителей Северной столицы те же расценки, что и для автомобилистов, прописанных в Москве (3 604 рубля).
Стоимость полиса в регионах
В подавляющем большинстве случаев ведущие страховщики не готовы предложить жителям крупных региональных центров дешевые полисы «автогражданки». Так, в Ростове-на-Дону можно приобрести полис ОСАГО за минимальную сумму лишь в «РГС». А вот жители Самары имеют возможность оформить договор обязательного автострахования по выгодной цене либо в том же «Росгосстрахе», либо в «АльфаСтраховании».
Примечательно, что никто из лидеров рынка ОСАГО не снизил до минимальной отметки тариф для автомобилистов из Челябинска. В общем-то, это закономерно, ведь один из крупнейших промышленных центров Урала славится повышенной аварийностью. Недаром при последней корректировке методики расчета специалисты Центробанка установили для этого города самый высокий территориальный коэффициент.
Наиболее интересная ситуация сложилась на Дальнем Востоке. Четыре страховщика установили максимальный базовый тариф для жителей Владивостока, но оставшиеся четыре компании решили продавать полисы по более конкурентной цене. Самый низкий базовый тариф предлагают «АльфаСтрахование» и «МАКС». Далее следует «Росгосстрах», а замыкает квартет компания «РЕСО-Гарантия». Скорее всего, ценовая политика этих страховых компаний строится на основании статистики выплат Однако не исключено, что страховщики установили низкие базовые ставки с целью увеличения потока клиентов.
Другие города
К сожалению, учитывая количество населенных пунктов, включенных в тарифное руководство по «автогражданке», нет возможности привести данные по каждому городу. Однако страхователи всегда могут повести самостоятельную работу по анализу предложений страховщиков своего региона. При этом стоит придерживаться следующей последовательности действий:
- Вычислить максимальную и минимальную цену полиса в калькуляторе ОСАГО . Нерадивые страховщики могут предложить страхователю приобрести обязательную автостраховку дешевле нижнего ценового порога или дороже верхней планки. Автовладельцу не стоит соглашаться на такое предложение, так как есть риск приобрести поддельный или недействительный полис.
- Составить список автостраховщиков, которым доверяет автомобилист. Для этого можно изучить отзывы о страховых организациях, а также полезно попросить совета у знакомых автовладельцев.
- Посетить сайт каждой компании, включенной в свой индивидуальный список из Пункта 2. Обычно страховщики размещают информацию об базовых ставках в разделе «ОСАГО».
Где можно дешево оформить ОСАГО – как сэкономить?
Покупая полис ОСАГО, стоит обращать внимание не только на собственные представления о надежности страховых компаний, но и на цены. С прошлого года страховые компании устанавливают их в рамках тарифного коридора ЦБ и у клиентов теоретически есть возможность сэкономить до 16,7% от стоимости страховки. Грех не воспользоваться такой скидкой в кризис, если, конечно, удастся ее получить.
Откуда разница
До сентября 2014 года стоимость полиса ОСАГО рассчитывалась исходя из базового тарифа и семи коэффициентов, то есть была одинакова для конкретного автомобилиста в разных компаниях. Поэтому особой разницы, где именно страховать ОСАГО, не было, разве что важно было не нарваться на откровенных мошенников. С прошлого года ЦБ, регулирующий рынок страхования, вместо единого базового тарифа ввел тарифный коридор — максимальный и минимальный базовый тариф. Автомобилисты его не заметили: верхняя граница была выше нижней лишь на 5%.
Но в момент резкого повышения цен на ОСАГО в апреле 2015 года коридор увеличился до 20%. ЦБ поднял минимальный базовый тариф на 40%, а максимальный — сразу на 60%. Базовый тариф для легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам, после этого составил 3432–4118 руб. РБК решил проверить, насколько активно страховщики используют этот коридор и можно ли застраховаться по минимальной цене.
Жизнь в коридоре
Чтобы понять, как различаются цены на ОСАГО, мы изучили предложения 15 крупнейших страховщиков по этому виду страхования, зарегистрированных в Москве. Мы взяли самый популярный в столице, по данным аналитического агентства «Автостат», автомобиль Ford Focus 2012 года выпуска с объемом двигателя 1,6 л, мощностью 105 л.с. За рулем, решили мы, будет ездить один человек старше 22 лет, со стажем более 3 лет, у которого коэффициент «бонус-малус» равен «1».
Выяснилось, что в Москве тарифный коридор работает. Здесь полис на Ford Focus стоит от 8236,80 руб. (минимум) до 9883,20 руб. (максимум). Таким образом, в случае с одним из самых популярных автомобилей московского региона ценовой разброс составил 1646 руб. — неплохая экономия.
При этом из 15 страховых компаний максимальную сумму предлагают меньше половины — семь компаний. У пяти — минимальный тариф. Самые выгодные полисы ОСАГО у компаний «АльфаСтрахование», «Ренессанс Страхование», «Макс», «Энергогарант» и «Жасо».
Заместитель начальника управления методики актуарных расчетов компании «Макс» Максим Маркелов говорит, что в Москве и Московской области, отчасти в Санкт-Петербурге наименьшая убыточность по этому виду страхования. «Поэтому по Москве и Московской области у нас действительно установлено минимальное значение базового тарифа практически по всем категориям транспортных средств», — говорит он.
Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров подтверждает, что в Москве базовый тариф для частных клиентов находится в нижнем ценовом диапазоне. «Здесь мы работаем по тому страховому тарифу, который соответствует рентабельности, достаточной для того, чтобы обеспечивать обязательства по договорам», — говорит Макаров. По его словам, в других регионах, кроме Москвы и Московской области, компания продает полисы ОСАГО по верхней границе тарифного коридора.
Самые высокие тарифы в нашем случае — в «Росгосстрахе», ВСК, «Ингосстрахе», СОГАЗе, «Согласии», «Уралсибе» и Межотраслевом страховом центре. В пресс-службе «Росгосстраха» максимальные тарифы объясняют так: «Рентабельность или убыточность каждой компании в Москве или ином регионе разные, они определяются портфелем [договоров]. А портфели у всех компаний разные».
Одновременно генеральный директор компании «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников называет компании, которые продают в Москве ОСАГО по верхней планке, «безумно алчными». «В реальности в московском регионе мы платим многократно завышенные премии, — говорит Тюрников. — В Москве по ОСАГО страховые компании выплачивают 20–30% от сборов».
Москва — исключение
Большинство опрошенных РБК страховщиков говорят, что в регионах предпочитают назначать цены на ОСАГО по верхней границе ценового коридора. На решение, какой именно выбрать тариф, могут влиять множество факторов — от частоты аварий и суммы выплат по ним до уровня конкуренции, судебной активности клиентов и автомобильных юристов в конкретных регионах, объясняет генеральный директор «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов.
Получается, что Москва — один из немногих регионов, где тарифы ОСАГО могут рассчитываться исходя из минимального размера базового тарифа. «В Москве и области результаты по ОСАГО лучше, чем в регионах, поэтому здесь мы можем себе позволить продавать полисы дешевле», — говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов (его компания предлагает ОСАГО для Ford Focus на среднем уровне 8649,6 руб.). По его словам, к этому компанию побуждает в том числе и высокая активность конкурентов — страховщики вынуждены продавать полисы на выгодных условиях, чтобы конкурировать с другими игроками рынка.
По словам Иванова, пониженные тарифы компании сегодня установлены в Перми, Южно-Сахалинске и Чечне. В Челябинской области, в Краснодарском и Ставропольском краях, Волгограде тарифы, наоборот, максимальные, так как здесь особенно активны клиенты, отстаивающие свои права в суде. По словам представителей страховых компаний «Макс» и «Ренессанс Страхование», по всем регионам, кроме Москвы и области, у них установлены максимальные значения базовых тарифов. В «Росгосстрахе», по данным компании, стоимость полисов ОСАГО по всей России рассчитывается исходя из максимального базового тарифа.
По словам Фатьянова, в «Зетта Страховании» максимальные тарифы в основном установлены на Юге и в Поволжье, на Камчатке, в Челябинске, Ульяновске. «Совсем минимальных тарифов у нас нет, скорее есть средние внутри коридора ЦБ — в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде», — говорит глава страховой компании.
Внимание на цены
Страховщики уверены, что текущий ценовой коридор слишком узок и очень скоро тарифы перестанут соответствовать рыночной ситуации. «Надо как можно скорее переходить к свободным тарифам, которые позволят устанавливать адекватную цену на ОСАГО в каждом регионе и предоставлять клиентам более качественную страховую защиту», — призывает Иванов из «РЕСО-Гарантии».
Об этом же говорят в ЦБ. «Совершенно очевидно, что мы должны двигаться к тому, чтобы тариф становился свободным», — говорил зампред Центробанка Владимир Чистюхин, выступая на конференции «Будущее страхового рынка России» 18 ноября. А председатель ЦБ Эльвира Набиуллина тогда же поручила Российскому союзу автостраховщиков (РСА) разработать план по реализации тарифов ОСАГО.
По данным газеты «Коммерсантъ», РСА уже подготовил и отправил в ЦБ варианты изменения тарифов ОСАГО. Первым шагом к дальнейшей либерализации цен станет расширение тарифного коридора до 30%.
По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, в случае повышения тарифов автовладельцы будут протестовать точно так же, как они протестовали против парковок в Москве. «По нашим оценкам, в том числе в Москве, тариф завышен не менее чем на 50%, — говорит Янин. — Поэтому мы бы приветствовали расширение коридора при условии, что компании не будут использовать это для очередного повышения цен».
Янин также отмечает, что расширение коридора делает ОСАГО меньше похожим на налог и больше похожим на услугу. «До последнего времени люди не делали маркетинговых исследований, где дешевле стоит полис, — говорит он. — С расширением коридора этот налог становится более сложным продуктом». Поэтому Янин советует уже сегодня, выбирая компанию, начинать сравнивать цены на полисы ОСАГО.