Страховка на прицеп: нужна или нет, порядок оформления

Нужно ли делать страховой полис ОСАГО на грузовой прицеп?

Грузовые автомобили специализируются на перевозке различных предметов. Эта особенность эксплуатации предполагает наличие прицепного приспособления. При желании использовать прицеп автомобилист должен ознакомиться с сопутствующими правилами и требованиями страхования гражданской ответственности.

Нередко у водителей возникают различного рода вопросы относительно приобретения ОСАГО на прицепное приспособление. Нужен ли ТО на прицеп? Сколько стоит ОСАГО для приспособления? Как оформить выплату? Ответы автомобилист найдет в этой статье.

Нужна ли страховка для грузового прицепа

Изменения в законе о полисе обязательного автострахования регламентируют, что владельцы автомобилей с прицепными приспособлениями вправе не оформлять дополнительный документ. Физические и юридические лица, в собственности которых находится грузовой прицеп, могут приобрести полис страхования только на основной автомобиль.

Однако в документе ОСАГО будет присутствовать информация, подтверждающая возможность использования автомобиля с прицепным приспособлением для перевозки грузов. Стоимость такого полиса будет рассчитываться с учетом повышенных коэффициентов.

При оформлении сделки в договоре страхования модель прицепа указана не будет, поэтому автомобилист может не уточнять эту информацию при подготовке к оформлению документа. Такая особенность дает водителю дополнительное преимущество: он может использовать любой прицеп, который находится в его распоряжении.

Нужно ли регистрировать прицеп в ГИБДД

Ответ очевиден — нужно. В любом доступном регистрационном подразделении ГИБДД автомобилист должен зарегистрировать прицеп. На эту процедуру отводится 10 дней с момента таможенного оформления, покупки или снятия с учета. Чтобы пройти регистрацию, необходимо предоставить паспорт транспортного средства и документ, подтверждающий законную куплю-продажу.

По итогу процедуры водитель получит на прицепное приспособление номерной знак и подтверждающее регистрацию свидетельство. После окончания регистрации водитель сможет законно управлять транспортным средством с прицепом.

Сколько стоит ОСАГО на прицеп

Стоимость полиса обязательного страхования для прицепа зависит от особенностей приспособления. ОСАГО на автомобиль с прицепным приспособлением обойдется автомобилисту дороже, чем стандартный документ из-за повышенного коэффициента КПр.

Характеристика прицепа Значение коэффициента
Приспособление находится в собственности организации (юридического лица) и используется с легковым авто 1,16
Прицепы предназначен для мототранспорта 1,16
Прицеп присоединяется к грузовому авто и имеет максимальную допустимую массу до 16 тонн 1,4
Грузовой прицеп с максимальной разрешенной массой более 16 тонн 1,25
Прицеп используется как дополнение к дорожно-строительной технике 1,24

Если прицеп водителя не относится ни к одной из указанных категорий, значение коэффициента будет приравнено к единице и не повлияет на стоимость.

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что самый дорогой полис покупают владельцы фур. Тяжеловесные грузовики приобретают ОСАГО дороже на 25-40%. Снизить стоимость в этом случае невозможно, так как уменьшение коэффициента до единицы предполагает полный отказ от прицепа.

Самым выгодным предложением пользуются юридические лица, в собственности которых находятся прицепы на легковые авто. Надбавка к стоимости ОСАГО в этом случае будет несущественной.

Подсчитать цену полиса обязательного страхования можно с помощью специальной формулы, которая предполагает перемножение значений начальной ставки и значений коэффициентов. По определенным коэффициентам (например, по коэффициенту за безаварийную езду) водители могут получить скидку. Значение по коэффициенту КПр остается неизменным.

ОСАГО и европротокол

Европротол — особый документ, который участники ДТП оформляют только в определенных случаях. Форма протокола заполняется без участия уполномоченных сотрудников дорожных служб для беспрепятственного получения компенсаций.

Европротокол можно оформить в следующих ситуациях:

  • В аварии участвовали только две стороны (два автомобиля);
  • у обоих автомобилистов имеется полис ОСАГО;
  • размер причиненного ущерба составляет до 100 тысяч рублей (в некоторых регионах страны допускается сумма до 400 тысяч рублей);
  • участники ДТП не имеют разногласий относительно обстоятельств столкновения.

Составление европротокола допускается, если участником аварии является автомобиль с прицепом, так как после обновлений в законодательстве данное приспособление больше не считается самостоятельным транспортным средством. Порядок получения компенсационных выплат также не будет отличаться.

Важно знать: прицеп не является самостоятельным ТС только в пределах Российской Федерации. Если водитель желает с прицепом пересечь границу страны, он в обязательном порядке должен застраховать приспособление для перевозки грузов.

Нужен ли на него технический осмотр и диагностическая карта

Наличие обязательств по проведению технического осмотра определяется некоторыми особенностями. Так, физические лица обязаны застраховать прицеп только в случае, если масса автомобиля и прицепного устройства превышает 3,5 тонн.

Юридические лица обязаны получать диагностическую карту на свои авто на следующих условиях:

  • Раз в 2 года — для прицепов, возраст которых составляет от 3 до 7 лет;
  • раз в год — при возрасте приспособления более 7 лет;
  • раз в полгода — при транспортировке в прицепе потенциально опасных грузов;

Если автомобилист приобрел новый прицеп, первые три года проведение технического осмотра не является обязательной процедурой.

Как оформить выплату

Как и при рядовом ДТП, компенсационные средства направляются невиновному участнику. Процедура получения средств не отличается от стандартной. Единственное отличие заключается в том, что при оформлении документов указываются не только данные автомобиля, но и прицепа.

Какие документы необходимо иметь при себе на дороге при наличии прицепа

Наличие в пользовании прицепа обязывает водителя иметь при себе дополнительный перечень документов. Так, обязательными являются следующие бумаги:

  • Паспорт транспортного средства и СТС;
  • наглядное руководство по использованию прицепного устройства;
  • при перевозке потенциально опасного груза — сертификат безопасности, лицензия, аварийная карта перевозимых объектов;
  • для грузовиков и автомобилей юридических лиц — диагностическая карта и полис обязательного страхования, в котором присутствует пометка об эксплуатации прицепа.

При отсутствии какого-либо документа водитель не имеет полного права управлять автомобилем с прицепным приспособлением.

Наказание за отсутствие страховки

Статья 12.3 части второй Кодекса об административных нарушениях регламентирует санкции за управление автомобилем без полиса обязательного страхования. Так, при истечении срока действия полиса инспектор ГИБДД выпишет штраф в размере 500 рублей.

Если же у правонарушителя вовсе нет страхового полиса, будет применена штрафная квитанция в размере рублей. Однако при благоприятном стечении обстоятельств водитель может получить лишь предупреждение.

Заключение

После изменений в правилах об ОСАГО прицепные приспособления не нуждаются в оформлении отдельного полиса. Достаточно иметь пометку об использовании прицепа в бланке договора страхования на автомобиль. Стоит учитывать, и это обязательство относится исключительно к юридическим лицам и владельцам тяжеловесных грузовиков. Физические лица вправе приобретать страховку на легковесные прицепы в добровольном порядке.

Нужна ли страховка ОСАГО на прицеп или пометка “с прицепом”?

ОСАГО на прицепы

Прицеп, согласно ПДД, является транспортным средством. Мы знаем, что на все, кроме определённых исключений, транспортные средства требуется страховка. Но нужна ли страховка ОСАГО на прицепы и полуприцепы или достаточно поставить пометку “используется с прицепом” в действующий полис ОСАГО?

Для того, чтобы выяснить это, нам необходимо обратиться к действующему на 2020 год законодательству. Если быть конкретнее, то обязанность страховать те или иные транспортные средства нам предписывает Федеральный закон об ОСАГО. Итак, мы купили прицеп на наш автомобиль, каковы наши следующие действия?

Нужно ли страховать по ОСАГО прицеп?

Прицеп, как мы выяснили — это транспортное средство, а вот нужен ли для него на 2020 год отдельный полис ОСАГО, мы можем выяснить, заглянув в ФЗ “Об ОСАГО”, конкретно статью 4, пункт 3 которой устанавливает исключения, для каких транспортных средств страховка не нужна. Есть ли там прицепы? Есть, но с ограничением:

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
.
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

Как видим, обязанность приобретать полис на прицеп не распространяется на собственников прицепов только для легковых машин. А вот для грузовых авто прицепы придётся страховать. Точнее, не совсем так — для грузовых требуется отметка об использовании с прицепом (об этом ниже). Следует учесть, что к прицепам в данном случаев относятся и полуприцепы и прицепы-роспуски. Таким образом, страховка ОСАГО для прицепов легковых автомобилей не нужна.

Если вдруг Вам будет недостаточно отсылки к Федеральному закону, то Верховный суд РФ в своём постановлении №2 от 29.01.2015 г. подтвердил и пояснил данную норму законодательства:

49. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт “д” пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО).

Нужно ли вносить отметку “используется с прицепом” в полис автомобиля?

С пометкой о возможности управления автомобилем с прицепом также всё просто, и никаких автотонкостей тут нет. В указанном выше Федеральном законе прописана обязанность страхования прицепов только к грузовым автомобиля, и ни слова об отметках об использовании с прицепом легковых автомобилей не сказано.

При этом, пункт 7 статьи 4 ФЗ “Об ОСАГО” предусматривает порядок заключения договора обязательного страхования на прицепы к грузовым машинам:

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

И, если Вы когда-то что-то слышали об обязательном наличии отметки “используется с прицепом” в полисе страхования, то это относится к грузовым автомобилям. Вписывать прицеп в полис грузовых автомобилей нужно.

Почему ставится именно эта пометка, а не выдаётся отдельный полис к прицепу? Дело здесь в том, что среди грузовых автомобилей есть тягачи с прицепами (фуры в простонародье). И в этом случае один тягач может даже в рамках одного дня ездить с разными прицепами. Поэтому нелогично, если каждый прицеп должен иметь страховой полис. А пометка в полисе ОСАГО самой фуры даёт право ездить ей с любым прицепом.

Рассчитать стоимость полиса ОСАГО

Нужен ли на прицеп техосмотр и диагностическая карта?

Проходить техосмотр на прицеп отдельно также не нужно. Вообще, талон техосмотра давно ушёл в прошлое вместе с обязанностью предъявлять его сотрудникам ГИБДД при остановке. На сегодняшний день, 2020 год, факт прохождения техосмотра подтверждается выданной пунктом технического осмотра диагностической карты. Но проверять её наличие законодательство возложило на страховые компании, и диагностическая карта становится нужна только для приобретения полиса ОСАГО.

Таким образом, для прицепов ни проходить техосмотр, ни наличие диагностической карты не нужно.

А что нужно оформить на прицеп обязательно?

По той причине, что прицеп — это транспортно средство, его обязательно нужно регистрировать в ГИБДД и получить на него СТС (розовую пластиковую карточку), а также номера. И здесь уже без разницы, к легковому автомобилю это прицеп или к грузовому.

При этом, стоимость получения этих вещей для прицепов в виде госпошлин ниже, чем для автомобилей.

За что госпошлина? Стоимость
Выдача нового СоРТС для прицепа 500 рублей
Выдача новых номеров для прицепа 1400 рублей
Выдача транзитных металлических номеров для прицепов (при вывозе их за границу) рублей

Как ездить с прицепом по ПДД и что делать при ДТП с прицепом?

Исходя из всего вышесказанного, если Вы едете с прицепом на легковом автомобиле, то у Вас должно быть 4 документа, которые Вы обязаны передавать для проверки при остановке инспектору ДПС:

  1. водительское удостоверение;
  2. СТС на автомобиль;
  3. СТС на прицеп;
  4. полис ОСАГО на автомобиль.

В случае, если Вы управляете грузовым авто с прицепом, то потребуется тот же набор документов, но с небольшим отличием:

  1. водительское удостоверение;
  2. СТС на грузовую машину;
  3. СТС на прицеп;
  4. полис ОСАГО на грузовую машину с отметкой о возможности использования с прицепом.

В случае ДТП на легковом автомобиле, если точкой контакта был (в том числе) прицеп — то есть если прицеп пострадал в аварии как имущество или управляющий прицепом водитель стал виновником, то ДТП оформляется как обычно аналогично автомобилю. Просто в документах везде указывается, что водитель управлял данным автомобилем с данным прицепом и указываются регистрационные данные прицепа.

Также ничего не препятствует оформить ДТП с прицепом по европротоколу, если другие критерии такого оформления без участия сотрудников ГИБДД дают возможность.

Страховка ОСАГО на прицеп легкового автомобиля

Хотя бы раз в жизни, но у каждого автомобилиста возникает непростая задача перевезти не только пассажиров, но и грузы. И сделать это, имея в собственности маловместительный автомобиль, гораздо удобнее с помощью специально предназначенного для этого приспособления — прицепа. Но как в таком случае надежно защитить свою ответственность на дороге? Нужна ли обязательная страховка на прицеп к легковому автомобилю?

Нужна ли страховка на прицеп к легковому авто

Вопрос, нужно ли оформлять ОСАГО на прицеп, волнует многих водителей. С одной стороны, он не имеет двигателя и не может самостоятельно передвигаться, но с другой стороны, с его помощью производится перемещение грузов, на основании чего он классифицируется, все же, как транспортное средство.

Казалось бы, любой транспорт, выезжающий на дорогу, должен быть защищен страховкой. Однако с 2014 года Федеральный закон «Об ОСАГО» отменил требование к страхованию автогражданской ответственности в отношении любых безмоторных приспособлений для грузоперевозок.

Итак, согласно закону, отдельный договор автострахования нужен физическим лицам лишь для прицепа или полуприцепа грузового типа. В отношении легковых приспособлений обязанность оформления страховки с них снята. При этом, относится такое средство к легковому типу, если:

  • его полная масса не превышает предел в 750 кг;
  • общая масса автомобиля вместе с приспособлением для грузоперевозок не выше 3500 кг.

Юридические лица обязаны страховать прицеп, независимо от того, относится он к легковому или грузовому типу.

Как же по отношению к физическим лицам реализуется обязанность страхования в 2018 году? Согласно поправкам, внесенным в закон — путем приобретения единого полиса на автомобиль и прицепное устройство к нему. То есть, если собственник планирует эксплуатировать машину вместе с приспособлением для грузоперевозок, в страховке можно поставить специальную отметку (но проставление отметки обязанностью при этом не является для физ лиц).

Еще одно изменение коснулось прохождения техосмотра: на сегодняшний день физическому лицу не надо в целях страхования делать ТО на принадлежащий ему прицеп для легкового авто. Хотя беспокоиться о его текущей исправности он все же обязан.

От чего страхуется легковой прицеп

Обязательный полис ОСАГО гарантирует возмещение ущерба имуществу и здоровью пострадавшей стороны при возникновении дорожного инцидента с участием машины с приспособлением для перемещения грузов.

И частные автовладельцы, и предприятия, стремясь минимизировать риски порчи или гибели своего имущества, могут страховать принадлежащие им приспособления для грузоперевозок добровольно в рамках программы КАСКО. В этом случае страховщик возместит владельцу ущерб, полученный по самым разным причинам:

  • хищение отдельных элементов и частей прицепного средства;
  • угон;
  • порча третьими лицами;
  • участие в ДТП;
  • последствия стихийных бедствий;
  • пожар;
  • разрушение под воздействием льда и снега;
  • провал поверхности льда или грунта, на которой находился застрахованный объект.

Стоимость страховки на прицеп

Для владельцев частного автотранспорта страховка на прицеп для легковой машины не оформляется. И даже если водитель регулярно использует его для перевозки грузов, ОСАГО на автомобиль дороже не станет, поскольку в этом случае повышающий коэффициент будет равняться единице.

А вот юридическим лицам предстоит в обязательном порядке застраховать используемый для грузоперевозок автоприцеп вместе с тягачом. При этом полис на авто, в связке с которым он будет эксплуатироваться, станет дороже, поскольку при расчете стоимости ОСАГО к базовому тарифу страховщик применит повышающий коэффициент. Величина коэффициента варьируется в диапазоне от 1,16 до 1,4 в зависимости от типа транспортного средства.

Как изменит свой размер обязательное автострахование для грузового или легкового автомобиля при наличии прицепного устройства, можно увидеть из таблицы повышающих коэффициентов.

Тип страхуемого транспортного средства

Размер повышающего коэффициента

Авто легкового типа, принадлежащее юр. лицу

Грузовик, максимальная масса которого составляет 16 тн.

Грузовик, чья масса превышает 16 тн.

Дорожная, строительная техника, гусеничные тракторы

В результате расчетов стоимость страховки будет увеличена на соответствующий поправочный коэффициент. Это означает, что для владельца грузовика массой 16 тонн при условии использования средства для перевозки груза стоимость ОСАГО возрастет на 40%. При этом вовсе необязательно возить его за собой регулярно. В полисе необходимо лишь указать возможность его использования. Этого будет достаточно для защиты ответственности водителя на дорогах.

Если же собственник страхуется от возможных рисков с помощью КАСКО, за полис ему предстоит выложить от 2 до 4 процентов от стоимости перевозного приспособления. В большинстве случаев на стоимость КАСКО повлияет не марка этого транспортного средства, а его возраст и цели использования.

Получение выплат при ДТП с участием прицепа

Использование любых приспособлений для перевозки грузов обязательно маркируется в полисе ОСАГО специальной пометкой. Если же ее нет, но автовладелец совершает грузоперевозки, его ожидает штраф. Кроме того, в случае возникновения ДТП, страховщик имеет полное право не возмещать расходы на восстановление поврежденного прицепного приспособления. Если же автовладелец, не имеющий соответствующей пометки в полисе, является виновником аварии, он должен быть готовым к тому, что страховщик потребует от него компенсации понесенных расходов.

Закон, отменяющий обязательное автострахование на прицепные устройства к легковым автомобилям как на самостоятельную транспортную единицу, действует лишь на территории России. Если планируется перевозка вещей за пределы страны, следует оформить отдельную страховку на легковой прицеп.

При ДТП с участием прицепа выплаты по принципу прямого возмещения убытков производятся, если соблюдены следующие условия:

  • страховой договор оформлен по всем правилам и содержит отметку о возможном применении приспособления для перемещения грузов;
  • в ДТП участвуют только два транспортных средства;
  • ущерб нанесен только имуществу потерпевшей стороны

В этом случае требование о возмещении ущерба выдвигается пострадавшим лицом тому страховщику, который застраховал его ответственность.

Само происшествие может быть оформлено Европротоколом, поскольку прицеп не рассматривается в качестве самостоятельного транспортного средства и не может изменить количество участников аварии. Это означает, что при столкновении двух машин, каждая из которых оснащена приспособлением для грузоперевозок, при рассмотрении страхового случая будет признано, что участниками ДТП стали только два транспортных средства.

Нужна ли страховка на легковой прицеп в 2019 году

  • 14 февраля 2019
  • Отзывы :
  • Просмотров: 3572

Автовладельцев часто интересует: необходимо ли страховать прицеп, могут ли оштрафовать за отсутствие ОСАГО и какие изменения внесены в законодательство в 2019 году. Специфика страхования этого вида транспорта связана с его грузоподъемностью и назначением.

Виды прицепов и особенности страхования

Правила дорожного движения РФ гласят, что прицеп – несмотря на отсутствие двигателя – является самостоятельным транспортным средством. К нему применимы все нормы, которые распространяются на остальных участников дорожного движения. Особенность этого ТС в том, что различают несколько видов прицепов, и к разным категориям применяют разные требования. Прицепы бывают:

  • в виде платформы;
  • бортовые;
  • самосвальные;
  • тентованные;
  • полуприцепы;
  • одно-и двухосные;
  • изометрические.

Классифицируют эти виды по степени грузоподъемности. Если она свыше 750 кг, то прицеп оснащают тормозной системой, работающей автономно, без участия ведущего автомобиля. Существует поворотный механизм для некоторых видов (например, для двухосного прицепа), дающий им маневренность. Федеральный закон об ОСАГО (ст. 4 пункт 3) гласит: оформлять страховку на прицеп для легковых автомобилей физические лица не обязаны.

ДЛЯ СПРАВКИ! Эта редакция закона действует с 2007 года и актуальна в 2019 году.

Единственное правило: прицеп не должен весить более 3500 кг. В противном случае, ОСАГО обязательно. Если ТС меньшего размера, то оформить страховку можно по желанию. Юридические лица обязаны ставить отметку в полисе ОСАГО – «Управляется с прицепом». Особенность страхования прицепа за рубежом: если пересекается граница России, то ОСАГО обязателен. Нужно ли вписывать прицеп в полис автомобиля? Да, если это грузовое ТС или владелец- юридическое лицо.

От каких рисков защищает страховка?

Страховка гарантирует, что будет возмещен ущерб, нанесенный имуществу и здоровью пострадавшей стороны, если произошло ДТП с участием автомобиля с прицепом. ОСАГО не защищает от угона, кражи, порчи, стихийных бедствий и пожаров. Для этих случаев необходимо воспользоваться КАСКО.

Каков период страхования?

Застраховать прицеп можно на год или на тот сезон, когда его планируется использовать ТС. Если зиму или лето он простоит в гараже, то нет смысла тратиться на больший период страхования. Существует ряд ограничений:

  1. Минимальный срок страхования для физических лиц – 3 месяца.
  2. Минимальный срок страхования для юридических лиц – 6 месяцев.
  3. Минимальный срок не делится на несколько периодов.

ВАЖНО! От выбранного периода будет зависеть стоимость ОСАГО. Чем меньше срок страховки – тем ниже цена.

Получение выплат при ДТП с участием прицепа

Если автовладелец использует ТС для перевозки грузов, то отметка об этом обязательно должна присутствовать в полисе. Без нее хозяину авто грозит штраф, а в случае ДТП страховая компания имеет право не выплачивать деньги на восстановление поврежденного прицепа. В случае, когда владелец машины виноват в ДТП и не имеет такой отметки, он сам обязан будет компенсировать нанесённый ущерб (без участия страховщика).

При каких случаях после ДТП с участием прицепа можно получить возмещение ущерба:

  1. В страховом договоре сделана отметка о возможном применении средства для перемещения грузов.
  2. В ДТП попали только два ТС.
  3. Урон нанесен только потерпевшей стороне.

При соблюдении перечисленных условий пострадавший может получить от страховой компании виновника соответствующие выплаты.

ВАЖНО! Для таких ДТП оформляется Европротокол, так как прицеп не является самостоятельным ТС и не меняет число участников ДТП.

Оформление ДТП с участием прицепа происходит так же, как и в стандартных случаях с легковыми автомобилями.

Виды страховых полисов на прицепы

Для оформления ОСАГО прицеп нужно предварительно поставить на учет в ГИБДД, получить свидетельство о его регистрации и номер. Также необходимо пройти технически осмотр. Существует две разновидности страховых полисов: ограниченный и неограниченный. Они различаются количеством водителей, которых можно застраховать.

Ограниченный

При выборе такой страховки, в ней нужно прописать всех водителей, который будут допущены к управлению ТС. В ОСАГО вносятся их имена, фамилии, отчества, номера водительских удостоверений. Вписывать новых участников можно в любое время – для этого необходимо подать заявление в страховую компанию. Эта страховка дешевле неограниченной.

Неограниченная

Этот тип полиса разрешать управлять ТС неограниченному кругу лиц, по сути, любому, у кого есть водительское удостоверение нужной категории. Вписывать дополнительных водителей не нужно. Это удобный вид для юридических лиц. Такой полис стоит дороже.

Как выглядит полис ОСАГО на прицеп?

Отдельный полис на прицеп не выдается, вместо этого в ОСАГО автомобиля, который эксплуатируется с прицепом, делается дополнительная отметка (согласно закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», статья 4, пункт 7, введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ).


Штрафы за отсутствие полиса

Если прицеп подлежит обязательному страхованию, но полис отсутствует, водителю грозит штраф в размере рублей. Такая же сумма будет выписана, если ОСАГО просрочен. Если страховка оформлена, но ее нет на руках у владельца, то штраф начислят в размере 500 рублей. Наличие специальной отметки проверяют сотрудники ГИБДД. Если на прицепе от грузового автомобиля нет собственных государственных номеров, это карается штрафом в 2500 рублей.

ВАЖНО! Требования госавтоинспектора выплатить штраф за прицеп, не вписанный в страховку легкого автомобиля, незаконны.

Если автовладелец дважды нарушил закон и не оформил обязательную страховку, ему грозит наказание в 5000 рублей. Оплатить штраф следует в течение десяти дней.

Стоимость страховки на прицеп

Стоимость ОСАГО на прицеп складывается из нескольких факторов:

  • коэффициент прицепа;
  • период страхования;
  • регион регистрации.

Используется следующая формула:

Тб (базовый тариф) х Кт (территориальный коэффициент) х Кп (компонент периода пользования).

Суммы в зависимости от всех трех условий, будут варьироваться, но базовая ставка – 3432-4118 рублей.

ВАЖНО! В случае со страхованием прицепа, безаварийные скидки не учитываются.

Вывод

В 2019 году обязательному страхованию подлежат только прицепы, чей вес превышает 3,5 тонн. Любые другие приспособления для перевозки грузов подлежат добровольному страхованию. ОСАГО на прицеп – это отметка в полисе на буксирующий автомобиль. Стоимость полиса будет разной в зависимости от периода и региона эксплуатации. Юридические лица должны делать отметку в полисе в обязательном порядке.

Нужен ли полис ОСАГО на прицеп к легковому и грузовому автомобилю

  • Нужен ли полис ОСАГО на прицеп к легковому и грузовому автомобилю
  • Обязательно ли должна быть оформлена страховка на прицеп
  • От чего страхуется легковой и грузовой прицеп
  • Виды страховок
  • Ограниченная страховка
  • Неограниченная страховка
  • Порядок получения страховки на прицеп
  • Необходимые документы
  • Сроки оформления
  • Нужно ли делать техосмотр прицепа
  • Штрафуют ли, если нет страховки

Наличие прицепного приспособления в составе транспортного средства предполагает знание законов об обязательном страховании автогражданской ответственности. Статья познакомит с правилами, обязанностями водителей и особенностями оформления полиса страхования на прицеп, а также со штрафными санкциями в случае правонарушений.

Обязательно ли должна быть оформлена страховка на прицеп

В законодательных актах до 2014 года прицеп считали транспортным средством, и на него требовался отдельный страховой полис. Начиная с 2014 года, на основании поправок к действующему законодательству об обязательном автогражданском страховании, автоприцеп не требует отдельной страховки, а вписывается в полис страхования автомобиля, буксирующего прицеп.

При этом важна только категория автомобиля-тягача (легковой, грузовой) и принадлежность собственности — физическому или юридическому лицу. Указывать категорию прицепа, модель, номер, личный прицеп или взятый взаймы по доверенности не нужно.

Согласно действующему законодательству об автогражданке собственников транспортных средств (Федеральный закон об ОСАГО гл. 2, статья 4, п. 2д.) говорится, что обязательному страхованию не подлежат прицепы к легковому автомобилю категории B в личной собственности.

Из этого следует, что страхованию не подлежит приспособление в составе с легковым автомобилем-тягачом, владельцем которого является физическое лицо.

Но обязательные правила:

  • снаряжённая масса прицепа (вес без груза) не должна превышать 3,5 тонн;
  • прицеп должен пройти регистрацию в ГИБДД, иметь номерные знаки на основании Правил регистрации ГИБДД п. 1.

Следует заметить, что прохождение регистрации и получение номерных знаков обязательно и для маленьких прицепов для легковых автомобилей, и для больших полуприцепов в составе грузового транспорта.

Страхование легкового прицепа может сделать владелец по собственному желанию.

Страхованию подлежат прицепные приспособления в таких случаях:

  • владелец автомобиля-тягача — юридическое лицо (фирма, компания);
  • автомобиль-тягач принадлежит к категории грузового транспорта.

Отдельного полиса ОСАГО на прицеп нет, но в пункте 2 документа страхования должна стоять отметка «Транспортное средство используется с прицепом: [Х]». Это говорит о возможности управления ТС, буксирующего прицеп (п. 7, ст. 4 ФЗ №223 от 21.07.2014 г.).

До сих пор остаётся спорной ситуация, при которой автомобиль-тягач принадлежит физическому лицу, а сам прицеп в собственности у юридической фирмы.

Страхового тарифа для такого случая не предусмотрено. При эксплуатации личного прицепа физлица в составе с автомобилем юрлица отметка в полисе о буксировке прицепа с помощью ТС необходима.

От чего страхуется легковой и грузовой прицеп

Собственник автотранспортного средства вправе сам выбрать риски и программу страхования (полное, частичное, ОСАГО, КАСКО), а поправки в закон об ОСАГО 2014 года дают возможность выбора и способа получения компенсации от причинённого ущерба. Стоит только отметить, что ОСАГО — обязательное страхование, а КАСКО — добровольное.

Страхование предусматривает возмещение ущерба и выплату компенсации в следующих ситуациях:

  • угон:
  • кража составляющих;
  • возмещение ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • повреждение от падения предметов (кирпичей, камней, льда, снега);
  • повреждение в результате хулиганских действий посторонних лиц;
  • убытки от стихийных бедствий, оползней, природных пожаров, наводнений, обвалов грунта.

Виды страховок

Различают два вида страхования автотранспорта с прицепом в зависимости от перечня доверенных лиц: ограниченное и неограниченное.

Оба вида могут включать различные периоды страхования. Общая длительность страхования может составлять 3, 6 и 12 месяцев. Минимальный срок, на который заключается договор страхования для физлица, — 90 дней. Для юрлица — 6 календарных месяцев.

В полисе указываются месяцы в произвольном порядке, когда автомобиль будет выезжать на дороги. Это может быть последовательное перечисление или разрозненное, удобное для автовладельца.

Например, собственник авто будет пользоваться ТС только в летние месяцы для поездок на дачу — перечисление может быть в таком виде: апрель, май, октябрь. Владелец сам выбирает период, когда будет использовать прицеп.

Ограниченная страховка

В документ ограниченного страхования бесплатно можно включать в перечень допущенных к вождению максимально 5 доверенных лиц. Стоимость ограниченной страховки меньше, чем страховки без ограничения.

Если подразумевается, что придётся расширять этот круг лиц, то следует предупредить страховую компанию. Для такого случая оформляется дополнительный бланк, в который дополнительно вписывают водителей, но коэффициент на каждое новое доверенное лицо будет 1,8, т. е. эта форма страхования почти в два раза дороже.

Неограниченная страховка

Неограниченный вид страховки не связан с временным периодом (хотя возможны и такие варианты). Когда владелец автомобиля не знает, кто ещё кроме него будет управлять автомобилем или используется неограниченный круг лиц, допущенных к управлению, необходимо приобрести вид страхового полиса без ограничений.

В этом случае исключается оформление доверенности, но страховка стоит дороже (на 80%). В графе договора страхования, предусматривающей перечень водителей, ставится прочерк без какой-либо записи.

Оформление страховки без ограничения (или открытой) выгодно, если в перечень доверенных на вождение лиц входят молодые водители или водители с небольшим стажем вождения. Это влияет на коэффициент начисления стоимости страховки.

Порядок получения страховки на прицеп

Оформление договора на страховку проходит в офисе страховой компании, куда владельцу ТС следует явиться со всеми необходимыми бумагами.

Необходимые документы

Перечень юридически необходимых документов такой:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность страхователя;
  • водительские права страхователя и всех доверенных лиц;
  • техпаспорт и СР автомобиля;
  • действительная карта ГИБДД диагностическая (если возраст ТС больше 3 лет).

Диагностическая карта не требуется при оформлении полиса ОСАГО для физического лица, который управляет легковым автомобилем в составе с прицепом до 3,5 т.

Сроки оформления

Полис страхования необходимо оформить в течение:

  • 10 дней — после покупки, наследования и получения в дар, если ТС имеет постоянную регистрацию на территории РФ;
  • 5 дней — временное (на срок 20 дней) использование (транзит) на территории РФ.

Срок окончания страховки наступает в 24 часа указанной в договоре даты. Стоимость страховки рассчитывается на основании базового тарифа, умноженного на коэффициент страховых тарифов (КПр), предусматривающего использование прицепа в составе ТС (снаряжённый вес, вид и категория ТС — легковой, грузовой, тракторный).

Нужно ли делать техосмотр прицепа

На основании действующего законодательства, с 01.01.2012 г. отдельно от ТС техосмотр прицепа для личного автотранспорта проходить не надо.

Для остальных прицепов (тяжелее 3,5 т и в собственности у юридических лиц) периодичность осмотров в 2019 г. установлена следующая:

  • возраст ТС до 3 лет от даты выпуска — освобождается от осмотра;
  • возраст ТС 3–7 лет от даты выпуска — один раз в 2 года;
  • возраст ТС больше 7 лет — ежегодно;
  • техосмотр приспособлений, которые оборудованы для перемещения вредных и опасных грузов должен осуществляться один раз в полгода (КоАП РФ статья 12.1 от 16.01.2019 г.).

Для получения полиса ОСАГО или КАСКО необходимо, чтобы буксирующее ТС было в исправном состоянии, что подтверждает диагностическая карта о прохождении техосмотра автомобиля-тягача.

Но отмена прохождения техосмотра прицепа не отменяет его регистрацию в ГИБДД как ТС. При этом на него выдаётся свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС, СоРТС) и номерные знаки. Это является обязательным для любой категории легкового и грузового транспорта.

Регистрация прицепа в ГИБДД должна осуществляться в течение 5 дней со дня приобретения, снятия с учёта или оформления на таможне.

Штрафуют ли, если нет страховки

Правила обязательного страхования и ПДД подразумевают, что на автомобиль с прицепом полис ОСАГО (или его распечатанная электронная копия) должен обязательно находиться вместе с другими документами для предъявления в случае необходимости.

Это утверждено в поправках к действующему законодательству:

  • закон ОСАГО — № 40-ФЗ от 28.03.2017 г., п.7.2 ст.15;
  • ПДД — п.2.1.1.

Но возможны случаи, когда полис не может быть предоставлен или сроки действия истекли. В таких ситуациях инспекторы ГИБДД могут привлечь водителя к административной ответственности и наложить штраф.

Штрафные санкции налагаются в следующих ситуациях:

  • вождение осуществляется без документа страховки или документ фальшивый;
  • просрочен полис;
  • в перечне доверенных лиц не указан водитель, управляющий авто, записан иной автомобиль или используется вне периода, разрешённого страхованием;
  • полис ОСАГО есть, но по каким-то причинам водитель не может его предъявить (инспектору несложно проверить наличие страховки).

Размер денежных штрафов чётко регламентируется действующим законодательством и составляет:

  1. Сумма административного штрафа при отсутствии страховки или окончании срока действия составляет руб. (ч.2 ст. 12.37 КоАП РФ).
  2. Сумма административного штрафа из-за временного отсутствия документа страхования составляет 500 руб. (ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ). Отговорки о забытом полисе дома или в офисе инспектором не принимаются.
  3. Если при наличии страховки автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис, или езда проходит вне указанного в полисе периода использования автомобиля — штраф составляет 500 руб. (ч.1 ст. 12.37 КоАП РФ).

Нужно помнить, что в законодательстве РФ нет такого понятия, как просроченная страховка (автогражданка). Окончание срока действия полиса приравнивается к его полному отсутствию.

Государство идёт навстречу добросовестным плательщикам, поэтому водителям, нарушившим правила по страхованию (ФЗ №437), даёт возможность вдвое уменьшить сумму штрафа, если оплата проходит в течение первых 20 дней после наложения санкций.

Следует помнить, что штрафы за отсутствие страховки начисляются неоднократно, поэтому оформить страховку выгоднее и намного дешевле.

В целях борьбы с вождением авто без страхового полиса нововведением в 2019 году может стать использование видеокамер, которые будут сверять зафиксированные номера машин с единой базой данных Российского союза автостраховщиков (РСА).

За отсутствие в этой базе владельцы автомобиля будут получать квитанции на административные взыскания. Сроки принятия поправки к законодательству не известны, но утверждение сомнений не вызывает.

Заключая договора страхования, обращайтесь только в солидные компании, зарекомендовавшие себя на рынке страховых услуг. Так вы избежите мошенничества и обмана. Следите за изменениями к действующему законодательству и будьте внимательны и осторожны на дорогах.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Нужна ли страховка на прицеп

Прицеп не является самостоятельным средством передвижения, а выступает в качестве элемента автомобиля, поскольку не имеет двигателя и не может перемещаться сам по себе. В последнее время среди автомобилистов не утихают споры о том, нужна ли страховка на прицеп, или это лишь формальность, без которой можно обойтись. В рамках этой статьи и будет освещен этот актуальный вопрос.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Обязательно ли должна быть оформлена страховка на прицеп

Так обязательно ли страховать прицеп? Ситуация зависит от нескольких факторов, в частности – от типа автомобиля, который ведет трейлер. Он может быть легковым и грузовым.

Для легковых машин

Прицепы к легковым автомобилям чаще всего используются рядовыми гражданами, а не крупными организациями. Если собственником легкового автомобиля является физическое лицо, которое использует прицеп для личных нужд, приобретение страхового полиса – необязательное мероприятие (ФЗ 40 от 25.04.2002). А с первого января 2012 года такие транспортные средства не подлежат техническому осмотру.

Основное условие, при котором водитель имеет право выбора, состоит в том, что вес прицепа не должен превышать 3,5 тонны. Помимо этого, прицеп должен пройти обязательную процедуру регистрации в рамках ГИБДД. В этих случаях страховка на легковой прицеп не нужна.

Для грузовиков

На эту категорию автомобилей четко распространяется и регламентируется закон, связанный со страхованием. То есть на основании действующих норм приобретение полиса ОСАГО на прицеп является обязательным, как и прохождение мероприятий по техническому осмотру. Причем это не зависит от того, кто является владельцем транспортного средства – физическое или юридическое лицо – грузовые прицепы всегда нуждаются в полисе.

Что дает приобретенная страховка

В процессе оформления страхового полиса происходит страхование ответственности водителя за материальный урон. При этом автомобилист не получит никаких выплат при возникновении страхового случая. К наиболее распространенным страховым ситуациям можно отнести следующие явления:

  • утопление трейлера;
  • ДТП;
  • хищение транспорта или его составных элементов;
  • стихийное бедствие;
  • возгорание;
  • утрата;
  • обвал грунта;
  • противозаконные деяния других лиц.

Таким образом, страховка, купленная для транспортного средства, гарантирует безопасность грузов при возникновении тех или иных страховых ситуаций.

Порядок получения страховки на прицеп

Существует несколько этапов, которые включает в себя процедура страхования на легковые и грузовые автомобили.

  1. Прохождение технического осмотра и выдача диагностической бумаги. Как уже отмечалось, согласно закону, прицеп для легковых авто массой до 3,5 тонн не подлежит обязательному техосмотру.
  2. Получение полиса ОСАГО. Для удачного завершения данной процедуры необходимо сделать обращение в страховую организацию.
  3. Регистрация трейлера в ГИБДД. Для этого необходимо собрать нужный пакет бумаг и сделать обращение в подразделение для того, чтобы получить номера и пройти регистрационные формальности.

Процесс обретения полиса на прицеп – это быстро, просто, понятно и доступно. Если все сделать грамотно, результат не заставит себя долго ждать.

Необходимые документы и сроки

Чтобы обзавестись действующей страховкой, автовладельцу необходимо явиться в офис страховщика и прихватить с собой определенный набор документов.

Обратите внимание!

К подобной документации можно отнести следующие личные и юридические бумаги:

  • удостоверение личности;
  • ПТС;
  • права водителя;
  • карта диагностического характера.

Впоследствии происходит оформление страхового полиса, в который записываются данные о прицепе.

Важно знать! Временной период страхования должен совпадать с идентичным показателем у автомобиля, поскольку прицеп выступает в качестве его неотъемлемой части. Максимальная продолжительность действия полиса – 1 год, а минимум – 3 месяца.

Есть два исключительных случая, которые встречаются на практике достаточно часто:

  • если авто вместе с прицепом перевозится на территорию постоянной регистрации или прохождения технического осмотра – 20 суток;
  • если авто прошло регистрацию в другой стране, а на территории России используется лишь временно – от 5 суток.

Стоимость полиса состоит из базового тарифа, умноженного на соответствующий коэффициент.

Ответственность за отсутствие бумаги

Если законодательство предполагает обязательность страхования, а полис у водителя отсутствует, ситуация подразумевает штрафные санкции. В настоящее время сумма в среднем составляет рублей (при отсутствии или просрочке документа). Если собственник просто забыл бумагу дома или в офисе, назначается штраф в 500 рублей.

В заключение

Легковые автомобили, являющиеся собственностью физических лиц, не нуждаются в обязательной процедуре страхования и в прохождении ТО. Что касается грузовиков, то они подразумевают обязательное прохождение данного процесса вне зависимости от направления применения.

В обоих случаях стоит обратить внимание на обязательную регистрацию прицепа в ГИБДД. В целом этот процесс является простым и удобным, особенно, если четко следовать предложенной инструкции.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !


ОСАГО на прицеп: нужна ли страховка, разбираемся детально

Здравствуйте, дорогие друзья! Согласитесь, что вопрос страхования транспортных средств является не только актуальным, но и довольно спорным. То и дело я слышу разговоры и читаю вопросы об ОСАГО на прицеп.

Как вы понимаете, речь идет об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев различных транспортных средств.

Буквально недавно мы обсуждали с вами вопрос регистрации прицепа в ГИБДД, оформления фаркопа, а также разбирались в теме техосмотра автоприцепов. Сделали выводы и дали развернутые ответы.

Потому сейчас считаю правильным затронуть вопрос ОСАГО более подробно и разобраться, что вы, как владелец прицепа, обязаны или не обязаны делать. Надеюсь, материал будет полезным, интересным и даст ответы на наиболее актуальные вопросы.

Немного из прошлого

Когда-то в нашей стране было принято закон об ОСАГО. Постепенно он становился дороже, но эксплуатация транспортных средств без полиса становилась невозможной. Нарушения карались штрафами. Распространённой проблемой была банальная просрочка документа.

Стоимость зависела от ряда факторов. Но особенностью было то, но ОСАГО требовалось оформлять не только к грузовому автомобилю или к легковому. Аналогичные правила согласно закону об обязательном страховании гражданской ответственности распространялись и на прицепы.

Не важно было, является ли это полис для физических или для юридических лиц. Платили и получали бумажки все без исключения. Разница в наказаниях для водителей с полисом и без него была внушительной.

Более того, автовладельцу, у которого был прицеп, помимо полиса на машину требовался еще и второй документ страхования на автоприцеп. Ведь тогда его считали отдельным транспортным средством.

Важные изменения в законе

Так нужна ли страховка сейчас? Ведь многие заявляют, что ничего подобного больше не требуется, можно спокойно ездить на машине с прицепом, словно сзади ничего и не прицеплено сцепным устройством. По крайней мере, в глазах сотрудников ГИБДД.

В 2007 году ситуация заметно поменялась, поскольку владельцы машин с максимальной массой до 3500 кг можно было не оформлять отдельное ОСАГО на прицеп. В полисе достаточно было вписать, что авто эксплуатируется вместе с прицепным ТС.

Этот закон действовал только на физических лиц и исключительно на легковые авто. Если вы были предпринимателем, то есть имели статус юридического лица и оформляли на него различные прицепы и тягачи, тогда ОСАГО оставалось отдельным для машин и прицепов.

Но наступил долгожданный 2014 год, по сравнению с которым в 2016 или 2017 году ничего кардинально не поменялось. Если быть точнее, то с 11.10.2014 года были приняты серьезные поправки к закону об автогражданке (ОСАГО). Суть его в том, что отдельную страховку попросту отменили на автоприцепы. И тут не имеет значение ничего из перечисленного:

  • физическое лицо;
  • юридическое лицо;
  • легковой автомобиль;
  • грузовая машина.

Теперь дела обстоят следующим образом. Если транспортное средство используется с прицепом, тогда при заполнении заявления на страховку, оформляемую для автомобиля, делается пометка. Это простая галочка, но она способна заметно повлиять на итоговую стоимость вашего полиса.

Важной особенностью нового закона является и то, что использовать можно любой прицеп. Указывать его спецификации, модель или номер теперь не нужно, как это было в бланках до 2014 года. Полис один, потому не важно, используете вы свой личный прицеп Кремень, Спутник или МЗСА, либо взяли у товарища прицеп по доверенности.

Делаем выводы, что отдельный документ ОСАГО для прицепов уже автовладельцам не нужны. Но о них вносится соответствующая отметка в полис на машину.

Несмотря на отмену обязательного страхования, физлица имеют полное право по собственному желанию оформить себе ОСАГО. Это уже считается добровольной страховкой и покупается по усмотрению самого владельца ТС.

Цена вопроса

Предположим, что вам нужно оформить страховой полис ОСАГО с прицепом на легковой автомобиль, грузовик или на тягач.

Согласитесь, что тут возникает закономерный вопрос — во сколько мне это все обойдется и как рассчитать стоимость.

Существует такое понятие как повышающий коэффициент. Он напрямую связан с тем, какой тип прицепного ТС вы используете. Это могут быть крупногабаритные грузовики с полуприцепами, строительная техника, какой-то загрузочный тракторный автоприцеп или самый обычный легковой вариант.

То есть коэффициент напрямую зависит от типа используемого автомобиля, транспортного средства.

Коэффициенты повышения

Приведем несколько примеров.

  • Если это легковая машина физического лица, коэффициент равен 1;
  • При использовании прицепов на строительной технике, тракторах и подобных ТС, тогда коэффициент будет 1,24;
  • Грузовики максимальной массой до 16 тонн предусматривают коэффициент повышения в 1,4;
  • Если это легковая машина с прицепом, но владелец является юридическим лицом, показатель составит 1,16.

Давайте еще проще. А то какие-то коэффициенты, повышение. Можно запутаться.

Как используют эти показатели и зачем они нужны? Все элементарно. У вас есть легковая машина и вы юрлицо. Стандартный полис ОСАГО, допустим, стоит 10 тысяч рублей. Умножаем эту сумму на коэффициент за прицеп и получаем 11600 рублей. То есть вам придется заплатить за 1600 рублей больше. Это к вопросу о том, влияет ли как-то использование прицепа на итоговую стоимость страховки.

Соответствующий расчет делается исходя из каждого конкретного случая.

Есть категория автовладельцев, которые пытаются сэкономить и попросту не ставят себе галочку об эксплуатации прицепа при оформлении страхового полиса. Этого делать не стоит. Почему? Да потому что в случае аварии с вашим участием и по вашей вине отсутствие отметки не позволит получить выплату пострадавшему ТС. Следовательно, всю сумму за ущерб вы будете отдавать из собственного кармана. Хотите? Сомневаюсь.

ОСАГО и европротокол

Не мог пропустить этот момент, поскольку считаю его крайне важным в вопросах ДТП и получения компенсации по ОСАГО.

Европротоколом является специальная форма оформления при ДТП, которая заполняется самостоятельно для получения соответствующих компенсаций. Главной особенностью выступает отсутствие необходимости вызова дорожных служб.

Есть несколько условий, позволяющих воспользоваться возможностями европротокола:

  • ДТП произошло между двумя ТС;
  • оба водителя имеют полисы страхования;
  • ущерб составляет до 50 тысяч рублей;
  • между участниками отсутствуют разногласия по обстоятельствам аварии.

Как же закон об ОСАГО касательно прицепов повлиял на европротоколы? Примерно так. Автоприцепы больше не считаются самостоятельными ТС, потому даже в случае ДТП между двумя авто с прицепом у каждого применять такой формат протокола допускается.

Аналогично работает прямое возмещение понесенных убытков, то есть ПВУ, с двумя машинами, оснащенными автоприцепами.

Напоследок напомню, что такой закон о прицепах как уже несамостоятельных ТС приняли только у нас.

Потому если вы собрались ехать в другую страну, прихватив вместе с собой свой любимый прицеп, обязательно его застрахуйте. Иначе с полицией за рубежом возникнут проблемы.

Всем спасибо за внимание! Надеюсь, материал оказался полезным и познавательным.

Подписывайтесь на наш сайт, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и приглашайте к нам своих друзей!

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Ссылка на основную публикацию